Официальная правовая информация |
16 июля 2009 г. № 45-З
Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь
Принят Палатой представителей 24 июня 2009 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2009 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877);
Закон Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 171-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.07.2014, 2/2169);
Закон Республики Беларусь от 1 января 2015 г. № 232-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2015, 2/2230);
Закон Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 331-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.12.2015, 2/2329);
Закон Республики Беларусь от 23 июля 2019 г. № 231-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.07.2019, 2/2669);
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2020 г. № 50-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.07.2020, 2/2769);
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 292-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3012)
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее, если не предусмотрено иное, – органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям), устанавливает обязанности и права органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и их работников, гарантии правовой и социальной защиты работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям осуществляют деятельность в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации), гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности, а также иную деятельность в соответствии с настоящим Законом, другими законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Статья 2. Основные задачи органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Основными задачами органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям являются:
организация мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
участие в реализации государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности;
организация и участие в пределах своей компетенции в обеспечении функционирования государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и пожарной безопасности, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
координация в пределах своей компетенции деятельности государственных органов, иных организаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности;
управление гражданской обороной;
ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах метрополитена, строящихся в подземных пространствах г. Минска;
организация и осуществление в пределах своей компетенции производства по материалам и уголовным делам, ведение административного процесса;
выполнение иных задач в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Кроме выполнения задач, указанных в части первой настоящей статьи, на Министерство по чрезвычайным ситуациям (центральный аппарат, за исключением департаментов), территориальные органы по чрезвычайным ситуациям возлагается осуществление контрольной (надзорной) деятельности в соответствии с законодательством.
Статья 3. Правовая основа деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Правовую основу деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, правовые акты Президента Республики Беларусь, другие акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Основные принципы деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Основными принципами деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям являются:
законность;
уважение и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь (далее – граждане);
гуманизм;
гласность;
единство системы органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и централизация управления ими.
Статья 5. Взаимодействие органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям с другими государственными органами, иными организациями и гражданами
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, иными организациями и гражданами.
Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям в выполнении возложенных на них обязанностей, определенных настоящим Законом, другими законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Взаимодействие органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям с организациями иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, а при их отсутствии – на основе принципа взаимности при условии соблюдения требований законодательства.
Граждане могут добровольно участвовать в решении задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, в порядке, установленном законодательством.
Для передачи сообщений о чрезвычайных ситуациях с использованием сетей электросвязи устанавливаются номера 101 и 112.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Статья 6. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Президент Республики Беларусь в сфере деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям:
осуществляет общее руководство органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям;
утверждает Положение о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
утверждает Положение о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Дисциплинарный устав органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, текст Присяги лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
устанавливает численность работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, содержащихся за счет средств республиканского бюджета;
согласовывает по представлению Министра по чрезвычайным ситуациям структуру центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям;
устанавливает перечень должностей высшего начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и соответствующие этим должностям специальные звания;
назначает на должности и освобождает от должностей Министра по чрезвычайным ситуациям и его заместителей;
устанавливает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.
Статья 7. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям:
обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь, положений настоящего Закона по вопросам правовой и социальной защиты работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей;
устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законодательными актами, а также полномочия, делегированные ему Президентом Республики Беларусь.
Статья 8. Полномочия органов местного управления и самоуправления в сфере деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Органы местного управления и самоуправления в сфере деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства:
предоставляют органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям административные и иные здания, помещения, средства связи, коммунальные, бытовые и другие услуги, необходимые для осуществления их деятельности;
осуществляют в случаях, предусмотренных актами законодательства, финансирование содержания работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, создания органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иное финансирование органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
участвуют в создании материально-технической базы органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей;
осуществляют иные полномочия.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И РУКОВОДСТВО ИМИ
Статья 9. Система органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Систему органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям образуют:
Министерство по чрезвычайным ситуациям (центральный аппарат, за исключением департаментов);
территориальные органы по чрезвычайным ситуациям;
подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Статья 10. Руководство органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям
Общее руководство органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям осуществляют Президент Республики Беларусь, а также Совет Министров Республики Беларусь в пределах полномочий, делегированных ему Президентом Республики Беларусь.
Министерство по чрезвычайным ситуациям (центральный аппарат, за исключением департаментов) осуществляет управление деятельностью органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям посредством ее регулирования и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы этих органов и подразделений и выработкой предложений по ее повышению.
Непосредственное руководство органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям осуществляет Министр по чрезвычайным ситуациям.
Статья 11. Министерство по чрезвычайным ситуациям
Министерство по чрезвычайным ситуациям – республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, осуществляющий регулирование и управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности и иную деятельность в соответствии с Положением о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Статья 12. Территориальные органы по чрезвычайным ситуациям
Территориальными органами по чрезвычайным ситуациям являются областные управления Министерства по чрезвычайным ситуациям, Минское городское управление Министерства по чрезвычайным ситуациям, городские и районные отделы по чрезвычайным ситуациям.
Областные управления Министерства по чрезвычайным ситуациям и Минское городское управление Министерства по чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством руководят подчиненными им городскими и районными отделами по чрезвычайным ситуациям.
Территориальные органы по чрезвычайным ситуациям являются государственными органами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства, в том числе положениями (уставами), утверждаемыми Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Статья 13. Подразделения по чрезвычайным ситуациям
Подразделениями по чрезвычайным ситуациям являются:
пожарные аварийно-спасательные отряды;
пожарные аварийно-спасательные части;
пожарные аварийно-спасательные посты;
учебные, научные и иные подразделения по чрезвычайным ситуациям, созданные в порядке, установленном законодательством, для выполнения задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
Подразделения по чрезвычайным ситуациям осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, другими актами законодательства, в том числе положениями (уставами), утверждаемыми Министерством по чрезвычайным ситуациям.
ГЛАВА 4
ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ИХ РАБОТНИКОВ
Статья 14. Обязанности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:
осуществлять планирование и организацию проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и участвовать в них;
участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности;
участвовать в осуществлении организационного и научно-технического обеспечения функционирования государственных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и пожарной безопасности, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
информировать (оповещать) в соответствии с законодательством государственные органы, иные организации, население по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и пожарной безопасности;
осуществлять подготовку и переподготовку руководящего состава органов управления и сил государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
координировать в пределах своей компетенции деятельность государственных органов, иных организаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности;
организовывать обучение населения способам защиты и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами;
поддерживать постоянную готовность сил и средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, организовывать несение гарнизонной и дежурной службы;
развивать материально-техническую базу органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
осуществлять в пределах своей компетенции производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;
исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, другими законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Кроме исполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, Министерство по чрезвычайным ситуациям (центральный аппарат, за исключением департаментов), территориальные органы по чрезвычайным ситуациям осуществляют в соответствии с законодательством государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности, государственный пожарный надзор, надзор за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
Статья 15. Обязанности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям исполняют обязанности в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемыми должностями.
Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в целях выполнения задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, обязаны:
участвовать в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содержать в постоянной готовности аварийно-спасательную технику, оборудование, снаряжение и другое имущество органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
принимать в ходе проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации неотложные меры по спасению граждан, находящихся в беспомощном или опасном для жизни или здоровья состоянии, оказанию им необходимой помощи;
разъяснять гражданам основания для ограничения их прав и свобод при ликвидации чрезвычайной ситуации во всех случаях такого ограничения;
исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом, другими законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Статья 16. Права органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции имеют право:
вносить в государственные органы, иные организации предложения по совершенствованию мер, направленных на предупреждение и (или) ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности;
запрашивать и получать в порядке, установленном законодательством, от государственных органов, иных организаций и граждан необходимую для выполнения задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, полную и достоверную информацию, в том числе из информационных систем (банков данных) государственных органов, иных организаций;
иметь и использовать специальные транспортные средства и транспортные средства оперативного назначения;
осуществлять в соответствии с законодательством приносящую доходы деятельность;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
Министерство по чрезвычайным ситуациям (центральный аппарат, за исключением департаментов), территориальные органы по чрезвычайным ситуациям кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право:
проводить в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности проверки, мероприятия технического (технологического, поверочного) характера, принимать меры профилактического и предупредительного характера;
выносить в случаях, установленных законодательством, предписания и рекомендации по устранению нарушений, выявленных при осуществлении государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза в области пожарной безопасности, государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
вручать (направлять) в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, предложения о приостановлении (запрете) деятельности организации (ее цехов, производственных участков), в отношении которой осуществляется надзорная деятельность, объекта строительства, оборудования до устранения нарушений, послуживших основанием для вручения (направления) таких предложений;
обращаться в суд с заявлением об установлении приостановления (запрета) деятельности в случае принятия организацией, в отношении которой осуществляется надзорная деятельность, решения о нецелесообразности приостановления (запрета) ее деятельности (ее цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования;
выносить в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, требования о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения таких требований.
Статья 17. Права работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в целях выполнения задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, в пределах своей компетенции имеют право:
требовать от граждан, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдения установленных мер безопасности;
получать в порядке, установленном законодательством, от должностных лиц и других граждан необходимую для исполнения своих обязанностей полную и достоверную информацию;
производить в порядке, установленном законодательством, документирование, фотографирование, звукозапись, видео- и киносъемку при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;
привлекать в порядке, установленном законодательством, для ликвидации чрезвычайной ситуации материально-технические ресурсы из резервов, созданных организациями для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
привлекать в порядке, установленном законодательством, граждан (с их согласия), не являющихся работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, к проведению неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;
беспрепятственно проходить на территорию, объекты, в помещения организаций, жилые помещения и иные законные владения граждан для ликвидации чрезвычайной ситуации. Доступ на территорию, объекты, в помещения, куда допуск ограничен в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;
временно ограничивать или запрещать движение транспорта, а также доступ граждан на отдельные участки местности или объекты в целях проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, обязывать граждан покинуть места проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, принимать иные неотложные меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие организациям или гражданам, для доставки в организации здравоохранения граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций или несчастных случаев, граждан, находящихся в беспомощном или опасном для жизни или здоровья состоянии, а также использовать при необходимости в служебных целях средства связи, принадлежащие организациям или гражданам. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства, средства связи, по требованию их собственника (владельца) возмещаются в порядке, установленном законодательством;
осуществлять эвакуацию транспортных средств, создающих помеху проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации;
применять физическую силу, носить, хранить, применять и использовать оружие в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
Действие абзацев седьмого, девятого и десятого части первой настоящей статьи не распространяется на организации и граждан, которые в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуются дипломатическим иммунитетом.
ГЛАВА 5
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, НОШЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУЖИЯ РАБОТНИКАМИ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Статья 18. Условия и пределы применения физической силы, применения и использования оружия работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Физическая сила применяется, оружие применяется и используется работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при выполнении задач, возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, исходя из складывающейся обстановки по его усмотрению в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами. Особенности применения и использования оружия, применения физической силы работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, привлеченными для обеспечения безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов, определяются органом государственной охраны.
Применению физической силы, оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для гражданина, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить с предоставлением достаточного времени для выполнения законных требований работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных граждан или может повлечь иные тяжкие последствия.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, оружия невозможно, работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим первой и иной необходимой помощи.
О каждом случае применения физической силы, применения или использования оружия работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям обязан уведомить своего начальника. О ранении или смерти гражданина вследствие применения физической силы, применения или использования оружия органом по чрезвычайным ситуациям незамедлительно уведомляется прокурор.
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям не несет ответственности за вред, причиненный применением физической силы, применением или использованием оружия в предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами случаях, если причиненный вред соразмерен силе преодолеваемого противодействия.
Статья 19. Применение физической силы работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при исполнении служебных обязанностей применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения преступлений и административных правонарушений, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно.
Статья 20. Ношение и хранение оружия работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при выполнении возложенных на органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям задач имеют право на ношение и хранение оружия и боеприпасов к нему:
для охраны зданий, строений, сооружений, участков местности, транспортных средств, грузов, взрывчатых материалов при их транспортировании и использовании, корреспонденции, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, при осуществлении ее доставки, оружия, находящегося в специально оборудованном для его хранения помещении, денежных средств, материальных ценностей и иного имущества органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – охраняемые объекты);
в учебных целях;
в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Особенности ношения оружия работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, привлеченными для обеспечения безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов, определяются органом государственной охраны.
Статья 21. Применение и использование оружия работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в качестве крайней меры имеет право на применение оружия в отношении гражданина:
совершающего нападение на работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или иных граждан, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности;
совершающего попытку насильственного завладения находящимися у работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям оружием, боеприпасами к нему;
совершающего нападение на охраняемые объекты в составе группы или нападение, сопряженное с применением оружия либо взрывов, поджогов и иных общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов;
застигнутого при совершении действий, указанных в абзацах втором–четвертом настоящей части, и пытающегося скрыться, когда в целях избежания задержания этот гражданин применяет (угрожает применением) оружие, взрывное устройство или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или иных граждан;
отказавшегося выполнить законное требование работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям немедленно сдать (положить) оружие, взрывное устройство или другие предметы, применение которых может угрожать жизни или здоровью работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или иных граждан.
Совершение гражданином действий, правомерно запрещенных ему работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и выражающихся в попытке приблизиться к работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям ближе указанного им расстояния, достать что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных граждан, предоставляет работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям право применить оружие в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям имеет право на использование оружия для:
подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
предупреждения о намерении применить оружие;
обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или иных граждан;
учебных целей.
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям имеет право на применение и использование оружия также и в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям вправе привести оружие в готовность к стрельбе, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.
Запрещается применять или использовать оружие:
при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние граждане;
в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, сильнодействующие ядовитые вещества, а также средств транспортировки этих веществ;
в отношении женщин, граждан с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными гражданами вооруженного либо группового нападения или иных действий, угрожающих жизни или здоровью иных граждан.
ГЛАВА 6
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ. ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Статья 22. Комплектование органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям комплектуются работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и гражданским персоналом в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.
Статья 23. Работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям являются граждане Республики Беларусь, которые приняты на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям и которым в порядке, установленном законодательством, присвоены специальные звания.
Гражданин Республики Беларусь не может быть принят на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в порядке, установленном законодательством, выдаются форменная одежда, знаки различия по специальным званиям, учреждаемые Президентом Республики Беларусь, а также служебное удостоверение и жетон с личным номером, образцы которых устанавливаются Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Работникам органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям запрещается:
получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь;
являться членами политических партий.
Статья 24. Гражданский персонал органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Граждане Республики Беларусь, занимающие штатные должности в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и не имеющие специальных званий, являются гражданским персоналом органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Порядок и условия работы гражданского персонала органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям регулируются законодательством о труде и о государственной службе.
Статья 25. Численность работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Численность работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, содержащихся за счет средств республиканского бюджета, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Численность работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, содержащихся за счет средств областных бюджетов, бюджета г. Минска, а также средств, поступающих по договорам, заключаемым органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям с юридическими лицами, устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям.
Статья 26. Служба в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям
Служба в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям осуществляется в соответствии с Положением о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
Статья 27. Служебная дисциплина в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям
Служебная дисциплина в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям регулируется Дисциплинарным уставом органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 7
ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Статья 28. Правовая защита работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при исполнении служебных обязанностей является представителем власти и находится под защитой государства.
Невыполнение или воспрепятствование выполнению законных требований работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, посягательство либо угроза посягательства на жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также совершение указанных действий в отношении его близких в связи с исполнением работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательными актами.
Статья 29. Недопустимость вмешательства в деятельность работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при исполнении служебных обязанностей подчиняется только своим непосредственному и прямым начальникам.
Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, кроме государственных органов (должностных лиц), уполномоченных законодательными актами.
Статья 30. Право работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям на обоснованный профессиональный риск
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям имеет право на обоснованный профессиональный риск. Причинение работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям вреда при обоснованном профессиональном риске для достижения общественно полезной цели не является правонарушением.
Профессиональный риск признается обоснованным, если совершенное работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям деяние объективно вытекало из сложившейся обстановки, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, допустивший риск, принял все возможные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам.
Статья 31. Обязательное государственное страхование работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета, областных бюджетов и бюджета г. Минска, а также иных источников, предусмотренных законодательством.
В случае гибели (смерти) работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, наступившей вследствие причинения вреда его жизни или здоровью в связи с исполнением им служебных обязанностей при ликвидации чрезвычайных ситуаций, преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, семье погибшего (умершего) работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (его наследникам) выплачивается единовременная страховая сумма в размере 10-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет погибшего (умершего). Данная страховая сумма выплачивается по указанным основаниям также в случае смерти работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, наступившей в течение одного года после прекращения им службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
При установлении работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, в том числе в течение одного года после прекращения им службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, инвалидности, наступившей вследствие причинения вреда его здоровью в связи с исполнением им служебных обязанностей при ликвидации чрезвычайных ситуаций, преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, подтвержденной медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:
5 -летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет – инвалиду I группы;
4 -летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет – инвалиду II группы;
3 -летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет – инвалиду III группы.
Работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, получившему тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности, в связи с исполнением им служебных обязанностей при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, подтвержденное медицинским заключением, выплачивается единовременная страховая сумма соответственно в размере двухгодичной или полугодовой суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет.
В случае гибели (смерти) работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или установления работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям инвалидности, наступивших в результате ранения (контузии), травмы, увечья, заболевания, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности, подтвержденных медицинским заключением, кроме случаев, предусмотренных частями второй–четвертой настоящей статьи, выплачивается единовременная страховая сумма в размере:
250 базовых величин – семье погибшего (умершего) работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (его наследникам);
100 базовых величин – инвалиду I группы;
75 базовых величин – инвалиду II группы;
50 базовых величин – инвалиду III группы;
10 базовых величин – работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;
7 базовых величин – работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;
5 базовых величин – работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, получившему легкое телесное повреждение.
Выплата страховой суммы в соответствии с настоящей статьей по одному и тому же страховому случаю производится за вычетом ранее полученных страховых сумм.
В случае уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или его близким, вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с исполнением им служебных обязанностей работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или его близким выплачивается страховое возмещение в размере причиненного вреда, но не свыше действительной стоимости уничтоженного или поврежденного имущества на день принятия решения о такой выплате.
При установлении лиц, виновных в гибели (смерти) работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, причинении вреда его здоровью, причинении имущественного вреда работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям или его близким, выплаченные страховые суммы подлежат взысканию с виновных лиц.
Порядок и условия выплаты страховых сумм, выплачиваемых по обязательному государственному страхованию работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 32. Социальная защита работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Денежное довольствие работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям состоит из оклада денежного содержания (должностного оклада, оклада по специальному званию), надбавки за выслугу лет и других выплат в соответствии с законодательством.
Пенсионное обеспечение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».
Медицинское обслуживание работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами для сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь.
Медицинское освидетельствование и профессиональный психофизиологический отбор граждан Республики Беларусь при приеме на службу в органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, увольнении из органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и в других необходимых случаях осуществляются военно-врачебными комиссиями органов внутренних дел Республики Беларусь.
Социально-бытовое обслуживание, обеспечение жилыми помещениями, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей, иные меры социальной защиты работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Статья 33. Социальная защита граждан, уволенных из органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Граждане, уволенные из органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, и члены их семей имеют право на медицинское обслуживание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательными актами для граждан, уволенных из органов внутренних дел Республики Беларусь.
Санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, уволенных из органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, и членов их семей, иные меры социальной защиты граждан, уволенных из органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, осуществляются в порядке, установленном законодательством.
Статья 34. Право работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям на компенсацию за использование принадлежащего ему транспортного средства в служебных целях
Работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, использующему принадлежащее ему транспортное средство в служебных целях, выплачивается компенсация в порядке и размере, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 8
ФИНАНСОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
Статья 35. Финансовое обеспечение органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Финансовое обеспечение органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляется за счет средств республиканского бюджета, областных бюджетов, бюджета г. Минска, а также иных источников, предусмотренных законодательством.
Статья 36. Материально-техническое и иное обеспечение органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям обеспечиваются аварийно-спасательной техникой, оборудованием, снаряжением и иным имуществом в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.
ГЛАВА 9
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ИХ РАБОТНИКОВ
Статья 37. Контроль за деятельностью органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Контроль за деятельностью органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.
Статья 38. Надзор за деятельностью органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
Статья 39. Ответственность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и их работников
За злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, совершение иных преступлений или административных правонарушений работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность, установленную законодательными актами.
Вред, причиненный гражданину или организации в результате незаконных действий (бездействия) органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (их работников), подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством.
При нарушении работником органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям прав и законных интересов граждан или организаций, если его действия (бездействие) признаны в порядке, установленном законодательством, незаконными, соответствующие органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям обязаны принять меры к их восстановлению и по требованию гражданина или организации публично принести извинения.
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям (их работники) не несут ответственности за несоблюдение государственными органами и иными организациями, их должностными лицами, другими гражданами требований законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности, приведшее к возникновению чрезвычайной ситуации.
ГЛАВА 10
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 40. Признание утратившими силу закона Республики Беларусь и отдельных положений законов Республики Беларусь
Признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 года «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 6, 2/824);
статью 33 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);
пункт 27 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336);
статью 9 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2008 года «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам жилищных отношений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1505).
Статья 41. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
До приведения актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |