Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 30.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 января 2002 г. № 87-З

О магистральном трубопроводном транспорте

Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 162-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 212-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309);

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 367-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464);

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 444-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1541);

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648);

Закон Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 293-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 82, 2/1845);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 134-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2018, 2/2572);

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2022 г. № 189-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.07.2022, 2/2908) – новая редакция

 

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области магистрального трубопроводного транспорта, используемого для транспортирования жидких или газообразных углеводородов (далее, если не определено иное, – продукция), и направлен на обеспечение эффективной, надежной и безопасной эксплуатации магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие термины и их определения:

ввод в эксплуатацию объекта магистрального трубопровода – документально оформленное собственником магистрального трубопровода событие, фиксирующее начало использования объекта магистрального трубопровода по назначению;

вывод из эксплуатации объекта магистрального трубопровода – документально оформленное собственником магистрального трубопровода событие, фиксирующее временное или постоянное прекращение эксплуатации объекта магистрального трубопровода;

консервация объекта магистрального трубопровода или его части (далее – консервация) – выполнение комплекса мероприятий по обеспечению сохранения объекта магистрального трубопровода или его части в работоспособном техническом состоянии в течение периода временного прекращения его эксплуатации;

ликвидация объекта магистрального трубопровода (далее – ликвидация) – выполнение комплекса мероприятий по прекращению эксплуатации, демонтажу и (или) разборке объекта магистрального трубопровода, приведению занимаемой им территории в состояние, пригодное для последующего использования, а также по обращению с отходами, образовавшимися в результате демонтажа и (или) разборки;

магистральный трубопровод – единый производственно-технологический комплекс, предназначенный для транспортирования продукции от пунктов ее приемки до пунктов сдачи потребителям или перевалки жидких углеводородов на автомобильный, железнодорожный или внутренний водный транспорт и состоящий из конструктивно и технологически взаимосвязанных объектов, включая здания и сооружения, используемые для целей обслуживания и управления объектами магистрального трубопровода;

магистральный трубопроводный транспорт – вид транспорта, предназначенный для транспортирования продукции;

минимальное расстояние до объекта магистрального трубопровода – минимальная приближенность не входящих в состав магистрального трубопровода зданий, сооружений и иных объектов к объекту магистрального трубопровода, при которой обеспечивается минимально необходимый уровень их защиты от опасных факторов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации объекта магистрального трубопровода;

объект магистрального трубопровода – составная часть магистрального трубопровода, предназначенная для выполнения одной или нескольких взаимосвязанных технологических операций в процессе транспортирования, технологического хранения продукции, перевалки жидких углеводородов на автомобильный, железнодорожный или внутренний водный транспорт, включающая комплекс соответствующих зданий, сооружений и технических устройств;

оператор – субъект отношений в области магистрального трубопроводного транспорта, в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении либо пользовании на ином законном основании) которого находятся магистральный трубопровод или объект магистрального трубопровода, осуществляющий их эксплуатацию, оказывающий услуги по транспортированию продукции;

охранная зона – территория или акватория с особыми условиями использования, прилегающие к объектам магистрального трубопровода, предназначенные для обеспечения безопасности объектов магистрального трубопровода и создания необходимых условий их эксплуатации, в пределах которых ограничиваются или запрещаются виды деятельности, не совместимые с целями установления охранной зоны;

поставщик продукции – субъект отношений в области магистрального трубопроводного транспорта, в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении либо пользовании на ином законном основании) которого находится продукция и который предоставляет эту продукцию для транспортирования по договору на оказание услуг по транспортированию продукции между оператором и поставщиком продукции (далее – договор на оказание услуг по транспортированию продукции);

потребитель продукции – субъект отношений в области магистрального трубопроводного транспорта, осуществляющий приемку продукции из магистрального трубопровода от оператора в соответствии с условиями договора на оказание услуг по транспортированию продукции;

технический коридор магистральных трубопроводов – территория, на которой проложены в одном направлении не менее двух трубопроводов с соприкасающимися охранными зонами, входящими в линейные части соответствующих магистральных трубопроводов, или участки этих трубопроводов и которая ограничена с внешних сторон охранными зонами линейных частей магистральных трубопроводов;

техническое диагностирование – комплекс работ по определению технического состояния объекта технического диагностирования;

техническое устройство – совокупность технических элементов (машин, оборудования, деталей), представляющая собой единую конструкцию;

транспортирование продукции – деятельность по перемещению продукции по магистральному трубопроводу от пунктов ее приемки до пунктов сдачи потребителям или перевалки жидких углеводородов на автомобильный, железнодорожный или внутренний водный транспорт;

углеводороды газообразные – газы горючие природные, подготовленные к транспортированию;

углеводороды жидкие – нефть, газовый конденсат, подготовленные к транспортированию, автомобильные и авиационные бензины, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей;

эксплуатация объектов магистрального трубопровода – деятельность по обеспечению функционирования объектов магистрального трубопровода в соответствии с эксплуатационной документацией, включающая в том числе их обслуживание, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию, техническое диагностирование, техническое освидетельствование, техническую модернизацию и управление ими.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области магистрального трубопроводного транспорта, возникающие при проектировании, изготовлении, возведении, приемке, вводе в эксплуатацию, испытаниях, эксплуатации, выводе из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации.

Действие настоящего Закона не распространяется на промысловые, технологические, распределительные трубопроводы, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области магистрального трубопроводного транспорта

Отношения в области магистрального трубопроводного транспорта регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Субъекты и объекты отношений в области магистрального трубопроводного транспорта

Субъектами отношений в области магистрального трубопроводного транспорта являются юридические лица, в том числе иностранные и международные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами (далее – юридические лица), а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области магистрального трубопроводного транспорта или пользующиеся услугами по транспортированию продукции.

Объектами отношений в области магистрального трубопроводного транспорта являются объекты магистральных трубопроводов.

В состав объектов магистрального трубопровода входят связанные в единый технологический процесс:

магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы;

перекачивающие и наливные насосные станции;

резервуарные парки;

компрессорные станции;

газораспределительные станции, газоизмерительные станции, станции подземного хранения газа, пункты редуцирования газа;

трубопроводы с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения перекачивающих, компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных устройств;

средства защиты трубопроводов, резервуаров и сооружений от коррозии;

средства и системы автоматизации, телемеханики и связи;

противоэрозийные и защитные сооружения трубопроводов;

емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов.

Статья 5. Техническое нормирование, стандартизация, оценка соответствия техническим требованиям и обеспечение единства измерений в области магистрального трубопроводного транспорта

Техническое нормирование, стандартизация и оценка соответствия техническим требованиям в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляются согласно законодательству о техническом нормировании и стандартизации, об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международным договорам Республики Беларусь и международно-правовым актам, составляющим право Евразийского экономического союза.

На измерения, выполняемые в ходе работ в отношении объектов магистральных трубопроводов, распространяется государственное регулирование в области обеспечения единства измерений.

Статья 6. Основные принципы деятельности в области магистрального трубопроводного транспорта

Основными принципами деятельности в области магистрального трубопроводного транспорта являются:

приоритет безопасности граждан и государства, охраны окружающей среды;

соблюдение интересов всех субъектов отношений в области магистрального трубопроводного транспорта;

использование новейших технологий;

обязательность государственного регулирования такой деятельности и обеспечения благоприятных экономических и иных условий для функционирования и развития магистрального трубопроводного транспорта;

гласность инвестиционной политики;

недопустимость произвольного вмешательства граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в экономическую и производственную деятельность собственников магистральных трубопроводов или объектов магистральных трубопроводов и операторов;

обязательность полного возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, окружающей среде.

Статья 7. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 8. Право собственности на магистральные трубопроводы или объекты магистральных трубопроводов

Магистральные трубопроводы или объекты магистральных трубопроводов могут находиться в государственной собственности или частной собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Магистральные трубопроводы или объекты магистральных трубопроводов, находящиеся в государственной собственности, для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, могут передаваться частному партнеру во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование. При этом термин «частный партнер» используется в значении, определенном пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З «О государственно-частном партнерстве».

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 9. Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта

Государственное регулирование в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям, другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Статья 10. Полномочия Президента Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта

Президент Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта определяет единую государственную политику, осуществляет иные установленные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законами полномочия.

Статья 11. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта

Совет Министров Республики Беларусь в области магистрального трубопроводного транспорта:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

определяет порядок установления охранных зон, размеры и режим использования охранных зон;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 12. Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям в области магистрального трубопроводного транспорта

Министерство по чрезвычайным ситуациям в области магистрального трубопроводного транспорта:

реализует единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование;

координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций;

обеспечивает осуществление государственного надзора за организацией работ в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в части объектов магистральных трубопроводов;

осуществляет лицензирование деятельности в области промышленной безопасности в отношении объектов магистральных трубопроводов;

утверждает регламент административной процедуры на получение разрешения на право выполнения строительных и земляных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов в соответствии с законодательством об административных процедурах;

в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты;

осуществляет международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 13. Полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области магистрального трубопроводного транспорта

Местные Советы депутатов в области магистрального трубопроводного транспорта в соответствии со своей компетенцией:

осуществляют меры по реализации единой государственной политики;

содействуют в ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее, если не определено иное, – чрезвычайная ситуация) и их последствий;

осуществляют иные полномочия, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области магистрального трубопроводного транспорта в соответствии со своей компетенцией:

участвуют в реализации единой государственной политики;

предоставляют собственникам магистральных трубопроводов и (или) операторам земельные участки в соответствии с законодательством об охране и использовании земель;

участвуют в приемке в эксплуатацию объектов магистральных трубопроводов;

участвуют в ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, чрезвычайных ситуаций и их последствий;

обязаны принимать необходимые меры для обеспечения минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов;

взаимодействуют с собственниками магистральных трубопроводов и операторами при возведении, эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации, по вопросам безопасности объектов магистральных трубопроводов, а также при решении вопросов социально-экономического развития;

осуществляют иные полномочия, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 14. Государственный надзор за организацией работ в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в части объектов магистральных трубопроводов

Государственный надзор за организацией работ в отношении опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности в части объектов магистральных трубопроводов осуществляется Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Госпромнадзор), областными, Минским городским управлениями Госпромнадзора в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности:

в форме проверок в сфере организации работ в отношении опасных производственных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности;

в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера в сфере организации работ в отношении потенциально опасных объектов;

в иных формах государственного надзора, установленных законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

ГЛАВА 3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Статья 15. Обеспечение безопасности при возведении объектов магистральных трубопроводов

При возведении объектов магистральных трубопроводов должны соблюдаться требования промышленной и экологической безопасности объектов магистральных трубопроводов, включающие:

разработку деклараций промышленной безопасности в соответствии с законодательством о промышленной безопасности;

проведение оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемых проектных решений по возведению и эксплуатации объектов магистральных трубопроводов в соответствии с законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду;

выбор трасс магистральных трубопроводов с учетом природных особенностей территорий, коррозийной активности грунтов, расположения населенных пунктов, торфяников, а также транспортных путей и коммуникаций, которые могут оказать негативное влияние на магистральные трубопроводы;

применение потенциально опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах, на право изготовления конкретных моделей (типов) которых имеется разрешение, выданное в соответствии с законодательством об административных процедурах, или которые соответствуют требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, с учетом их пригодности к условиям эксплуатации;

проведение мероприятий по коррозийной защите трубопроводов;

разработку мер по обеспечению промышленной и экологической безопасности, сохранению особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, биосферных резерватов, других территорий, которые подлежат особой охране и использованию, и иных мер по охране окружающей среды, охране историко-культурных ценностей, проведению производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;

составление перечней возможных аварий, инцидентов, их последствий, планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Выбор трасс магистральных трубопроводов и определение оптимальных вариантов размещения их объектов осуществляются с учетом минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов, градостроительных проектов на основе результатов исследований по оценке воздействия на окружающую среду планируемых проектных решений, разрешенных лимитов на природопользование и оценке вреда, причиняемого окружающей среде и населению, проживающему в районе размещения магистральных трубопроводов.

При проектировании и подготовке разрешительной документации не допускается планирование возведения магистральных трубопроводов в зоне возможных деформаций горных пород при их сдвижении, представляющих угрозу безопасности при любых видах строительных и эксплуатационных работ, если это не обосновано инженерно-геологическими изысканиями и исследованиями по оценке воздействия на окружающую среду.

Запрещается возведение объектов магистральных трубопроводов на территории населенных пунктов, заповедников, заповедных зон и зон регулируемого использования национальных парков, памятников природы, мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, естественных болот и их гидрологических буферных зон (в соответствии с их правовыми режимами специальной охраны, установленными законодательством). Президент Республики Беларусь вправе принять решение о возведении объекта магистрального трубопровода на территории, указанной в настоящей части.

В целях снижения негативного воздействия на поверхностные водные объекты при пересечении их магистральными трубопроводами должны использоваться бестраншейные технологии и иные современные технические решения, обеспечивающие экологическую безопасность и режим судоходства на них, а также сохранение ценных промысловых видов рыб, водных растений и животных.

При проектировании подводных магистральных трубопроводов в проектной документации предусматриваются компенсационные мероприятия, обеспечивающие сохранение ценных промысловых видов рыб, водных растений и животных.

При невозможности реализации в полном объеме мероприятий, обеспечивающих предотвращение возможного вредного воздействия на объекты растительного мира и (или) среду их произрастания и объекты животного мира и (или) среду их обитания, должны предусматриваться компенсационные мероприятия в соответствии с законодательством об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира.

Собственники магистральных трубопроводов несут затраты на проведение мероприятий по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании, на инженерно-экологические изыскания, связанные с обоснованием допустимости реализации проектных решений, на проведение государственных экспертиз.

Не допускается ввод в эксплуатацию объектов магистральных трубопроводов, не оборудованных средствами и системами автоматизации, телемеханики и связи.

Статья 16. Обеспечение безопасности при эксплуатации объектов магистральных трубопроводов

В целях обеспечения промышленной и экологической безопасности операторы обязаны:

обеспечивать технологический режим эксплуатации объектов магистральных трубопроводов;

проводить обслуживание, капитальный и текущий ремонт объектов магистральных трубопроводов;

проводить техническое диагностирование и техническое освидетельствование объектов магистральных трубопроводов;

осуществлять учет и анализ информации по результатам технического диагностирования объектов магистральных трубопроводов;

обеспечивать устранение дефектов по результатам технического диагностирования объектов магистральных трубопроводов;

принимать необходимые меры для обеспечения минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов;

содержать охранные зоны в состоянии, обеспечивающем промышленную безопасность объектов магистральных трубопроводов;

осуществлять производственный контроль в соответствии с законодательством о промышленной безопасности;

осуществлять производственные наблюдения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, включая отбор проб и проведение измерений;

разрабатывать мероприятия по локализации и ликвидации возможных аварий, инцидентов, их последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

обеспечивать проведение подготовки и проверки знаний своих работников по вопросам промышленной безопасности;

обучать своих работников действиям в случае аварии или инцидента;

создавать системы обнаружения и оповещения о возникновении аварий, инцидентов, содержать их в состоянии готовности;

создавать резервы финансовых и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также создавать специальные подразделения по охране объектов магистральных трубопроводов, аварийно-спасательные службы по локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществлять незамедлительные и эффективные действия по локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, вызвавших нарушение функционирования объектов магистральных трубопроводов, в целях предотвращения причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, окружающей среде;

осуществлять слежение за состоянием контрольно-измерительной аппаратуры на источниках воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством об охране окружающей среды;

проводить разработку и реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия объектов магистральных трубопроводов на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности;

выполнять иные требования в соответствии с законодательством.

Для обеспечения безопасности при эксплуатации объектов магистральных трубопроводов операторы обязаны по результатам анализа технического состояния объектов магистральных трубопроводов своевременно осуществлять их капитальный и текущий ремонт, локализовать и ликвидировать аварии, инциденты, их последствия, предупреждать и ликвидировать чрезвычайные ситуации и их последствия на этих объектах.

В случае обнаружения по результатам технического диагностирования объектов магистральных трубопроводов дефектов, влияющих на безопасный режим эксплуатации объектов магистральных трубопроводов и (или) способных привести к разрушению магистральных трубопроводов, операторы обязаны немедленно приостановить транспортирование продукции до устранения недостатков и письменно уведомить Госпромнадзор, потребителей продукции, поставщиков продукции.

Статья 17. Обеспечение безопасности при выводе из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации

При выводе из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации должны соблюдаться требования законодательства, обеспечивающие промышленную и экологическую безопасность.

При проектировании и выполнении работ по консервации необходимо предусматривать меры, обеспечивающие защиту от коррозии, предотвращение разрушения и образования утечек консерванта, охрану окружающей среды, исключение возможности образования предельно допустимой концентрации взрывоопасной смеси, гидратов и замерзания консерванта, осуществление контроля за объектами магистральных трубопроводов в течение всего срока их нахождения в законсервированном состоянии. Ввод в эксплуатацию объектов магистральных трубопроводов осуществляется после расконсервации.

При ликвидации производятся демонтаж оборудования, снос или перепрофилирование производственных капитальных строений (зданий, сооружений), а также проводятся мероприятия по восстановлению окружающей среды, в том числе по рекультивации земель и экологической реабилитации загрязненных территорий.

При невозможности восстановления окружающей среды в первоначальном состоянии проводятся мероприятия по воспроизводству природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности с учетом изменения состояния окружающей среды в период возведения и эксплуатации объектов магистральных трубопроводов.

Мероприятия по восстановлению окружающей среды при выводе из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации проводятся за счет средств операторов.

ГЛАВА 4
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОЗВЕДЕНИЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ВОЗВЕДЕНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ВЫВОД ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, КОНСЕРВАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ

Статья 18. Планирование возведения объектов магистральных трубопроводов

При планировании возведения объектов магистральных трубопроводов осуществляется подготовка экономического обоснования целесообразности намечаемых решений и экологического обоснования возможности их реализации, включающих перечень мероприятий по охране окружающей среды и объемы финансирования, а также перечень мер по защите социальных и экономических интересов населения территорий, где планируется возведение объектов магистральных трубопроводов.

Статья 19. Проектирование объектов магистральных трубопроводов

Проектирование объектов магистральных трубопроводов осуществляется после принятия решения об их строительстве.

Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.

Проектные решения при возведении, эксплуатации объектов магистральных трубопроводов должны соответствовать необходимому уровню надежности объектов магистральных трубопроводов на установленный срок эксплуатации и предотвращать (минимизировать) причинение вреда окружающей среде при авариях, инцидентах.

Государственная экспертиза проектной документации на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов магистральных трубопроводов проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Возведение, реконструкция, техническая модернизация объектов магистральных трубопроводов, консервация

При возведении, реконструкции, технической модернизации объектов магистральных трубопроводов, консервации должны соблюдаться требования энергетической эффективности и ресурсосбережения в отношении:

применяемых конструктивных, функционально-технологических и инженерно-технических решений;

характеристик применяемых технических устройств, оборудования и материалов;

показателей, характеризующих удельную величину расхода энергетических ресурсов.

Возведение, реконструкция, техническая модернизация объектов магистральных трубопроводов осуществляются юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, выполняющие строительно-монтажные работы, обязаны:

применять потенциально опасные объекты или технические устройства, эксплуатируемые (применяемые) на потенциально опасных объектах, на право изготовления конкретных моделей (типов) которых имеется разрешение, выданное в соответствии с законодательством об административных процедурах, или которые соответствуют требованиям технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, с учетом их пригодности к условиям эксплуатации;

устранять дефекты, обнаруженные в процессе приемки в эксплуатацию объектов магистральных трубопроводов или при их эксплуатации в течение гарантийного срока их службы.

При выполнении строительно-монтажных работ запрещаются очистка и испытание объектов магистральных трубопроводов транспортируемой продукцией.

В случае, если после приемки в эксплуатацию объекты магистральных трубопроводов не функционировали более трех месяцев, они подлежат консервации и обслуживанию в этом состоянии.

Если период консервации превышает один год, то перед началом запуска объектов магистральных трубопроводов в эксплуатацию операторами должно быть обеспечено проведение анализа их технического состояния с учетом установленных требований к их безопасному функционированию.

Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и поставку потенциально опасных объектов, технических устройств для возведения, эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, несут ответственность за скрытые дефекты, выявленные при монтаже, наладке и эксплуатации объектов магистральных трубопроводов в течение гарантийного срока их службы, и обязаны за свой счет возместить ущерб, причиненный поставкой потенциально опасных объектов, технических устройств, содержащих дефекты.

Статья 21. Вывод из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов и ликвидация

Решения о выводе из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов и о ликвидации принимаются собственниками магистральных трубопроводов, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь.

Вывод из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов для проведения капитального ремонта и аварийно-восстановительных работ осуществляется операторами. Вывод из эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, не соответствующих требованиям промышленной и (или) экологической безопасности, осуществляется операторами в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, если иное не установлено международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Статья 22. Управление объектами магистральных трубопроводов

Управление объектами магистральных трубопроводов включает в себя руководство финансово-экономической, организационной деятельностью, а также деятельностью по обеспечению эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов магистральных трубопроводов.

Управление объектами магистральных трубопроводов осуществляется операторами за счет собственных средств и (или) средств из других источников.

Статья 23. Взаимодействие организаций при эксплуатации объектов магистральных трубопроводов

При размещении в охранных зонах коммуникаций, находящихся в государственной собственности, собственности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, а также в случае их взаимного пересечения договоры между операторами и собственниками коммуникаций должны включать обязательства по проведению совместных действий, обеспечивающих безопасность магистральных трубопроводов и коммуникаций, а также действий по локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Выполнение ремонтных, аварийно-восстановительных и других не терпящих отлагательства работ на магистральных трубопроводах в местах пересечения или сближения магистральных трубопроводов с другими коммуникациями допускается по письменному информированию собственников коммуникаций до начала работ.

При необходимости пересечения действующих магистральных трубопроводов и (или) охранных зон с возводимыми трубопроводами, автомобильными и железными дорогами, другими коммуникациями и (или) при наличии минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов затраты, возникающие в связи с переоборудованием действующих магистральных трубопроводов, покрываются за счет средств собственников возводимых коммуникаций.

При необходимости пересечения действующих коммуникаций возводимыми магистральными трубопроводами затраты, возникающие в связи с нарушением деятельности действующих коммуникаций, покрываются за счет средств собственников возводимых магистральных трубопроводов.

В случае проведения реконструкции, капитального ремонта трубопроводов, автомобильных и железных дорог, других коммуникаций в местах существующих пересечений с объектами магистральных трубопроводов возникающие в связи с этим затраты на реконструкцию действующих объектов магистральных трубопроводов в местах существующих пересечений покрываются за счет средств собственников реконструируемых, капитально ремонтируемых коммуникаций.

Статья 24. Подсоединение магистральных трубопроводов к действующим магистральным трубопроводам

Подсоединение магистральных трубопроводов к действующим магистральным трубопроводам осуществляется на основании договоров на подсоединение между операторами действующих магистральных трубопроводов и операторами подсоединяемых магистральных трубопроводов.

Операторы, эксплуатирующие подсоединенные магистральные трубопроводы, обязаны обеспечить выполнение законодательства в области магистрального трубопроводного транспорта и требований технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Не допускается отказ операторов действующих магистральных трубопроводов в подсоединении других магистральных трубопроводов, если пропускная способность действующих магистральных трубопроводов позволяет это осуществить, а транспортируемая продукция соответствует обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Расходы, связанные с подсоединением магистральных трубопроводов к действующим магистральным трубопроводам, несут операторы подсоединенных магистральных трубопроводов, если иное не предусмотрено договорами на подсоединение.

Операторы подсоединенных магистральных трубопроводов не вправе вывести их из эксплуатации без уведомления операторов действующих магистральных трубопроводов.

Статья 25. Оказание услуг по транспортированию продукции

Услуги по транспортированию продукции оказываются поставщикам продукции с учетом технических возможностей магистральных трубопроводов и направлений движения продукции исходя из принципа равнодоступности и недискриминационности.

В случае, если пропускная способность магистрального трубопровода не позволяет транспортировать весь заявленный объем продукции, каждый поставщик продукции получает право на транспортирование одинаковой доли от заявленной им потребности транспортируемой продукции, равной отношению пропускной способности магистрального трубопровода по одному направлению к общей сумме потребности по транспортированию продукции в этом направлении, заявленной всеми поставщиками транспортируемой продукции.

Операторы магистральных трубопроводов, построенных с целевым назначением, вправе отдавать приоритет той продукции, для транспортирования которой возведены магистральные трубопроводы.

Услуги по транспортированию продукции оказываются поставщикам продукции в сроки и порядке, предусмотренные договорами на оказание услуг по транспортированию продукции.

Поставщики продукции обязаны предоставить продукцию операторам в сроки и порядке, предусмотренные договорами на оказание услуг по транспортированию продукции.

Операторы обязаны представить поставщикам продукции по их обращению информацию о тарифах на услуги по транспортированию продукции.

Поставщики продукции, обратившиеся к оператору за услугами по транспортированию продукции по истечении предусмотренных договорами на оказание услуг по транспортированию продукции сроков, вправе претендовать только на свободную пропускную способность магистральных трубопроводов.

Операторы вправе отказать поставщикам продукции в ее транспортировании в случае:

представления поставщиками продукции заявок на поставку продукции с нарушением порядка и сроков, предусмотренных договорами на оказание услуг по транспортированию продукции;

отсутствия или несоответствия документов об оценке соответствия транспортируемой продукции техническим требованиям, если их наличие необходимо в соответствии с законодательством о техническом нормировании и стандартизации, об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и документов, подтверждающих, что эта продукция принадлежит ее поставщикам на праве собственности либо на ином законном основании;

несовместимости продукции, предлагаемой поставщиками, и транспортируемой продукции по показателям и другим характеристикам, предусмотренным договорами на оказание услуг по транспортированию продукции;

в иных случаях, установленных актами законодательства.

Статья 26. Условия транспортирования продукции

Продукция, предназначенная для транспортирования, должна соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Операторы имеют право проверить показатели продукции, поставляемой ее поставщиками, на соответствие обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Операторы вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров на оказание услуг по транспортированию продукции полностью или частично в случае невозможности ее доставки потребителям по причине военных действий, стихийных бедствий, катастроф и по иным не зависящим от операторов причинам, а также при нарушении поставщиками продукции условий таких договоров.

Потребители продукции не могут отказаться от получения продукции, за исключением случаев, когда показатели поставляемой продукции не соответствуют показателям продукции, предусмотренным договорами на оказание услуг по транспортированию продукции, а также по причине военных действий, стихийных бедствий, катастроф и по иным не зависящим от потребителей продукции причинам.

Если в пунктах сдачи или перевалки, предусмотренных договорами на оказание услуг по транспортированию продукции, потребители продукции не востребовали продукцию или отказались от нее либо задерживают прием продукции таким образом, что она не может быть передана в установленное время, операторы вправе, уведомив об этом поставщиков продукции, а также потребителей продукции, если они им известны, принять продукцию на хранение за счет и риск поставщиков продукции либо вернуть ее поставщикам за счет и риск поставщиков продукции.

Возмещение операторам расходов, связанных с хранением продукции, в случаях, указанных в части пятой настоящей статьи, осуществляется по тарифам (ставкам, прейскурантам), установленным операторами.

Поставщики и потребители продукции, операторы несут ответственность за соблюдение обязательств, предусмотренных договорами на оказание услуг по транспортированию продукции.

Статья 27. Оплата услуг по транспортированию продукции

Оплата услуг по транспортированию продукции производится в соответствии с условиями договоров на оказание услуг по транспортированию продукции, если иное не установлено законодательством или международными договорами.

Статья 28. Охрана объектов магистральных трубопроводов

Охрана объектов магистральных трубопроводов осуществляется непосредственно операторами и юридическими лицами, имеющими в соответствии с законодательством право осуществлять такую деятельность.

При введении чрезвычайного положения или военного положения охрана объектов магистральных трубопроводов, относящихся к опасным производственным объектам I и II типов опасности, осуществляется в соответствии с режимами чрезвычайного положения или военного положения.

Статья 29. Организация работ при авариях, инцидентах и чрезвычайных ситуациях на объектах магистральных трубопроводов

Операторы в случаях аварий, инцидентов и чрезвычайных ситуаций на объектах магистральных трубопроводов информируют об этом Министерство по чрезвычайным ситуациям, Госпромнадзор, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в соответствии с их компетенцией. Операторы принимают незамедлительные меры по локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий с использованием при необходимости прилегающих к магистральным трубопроводам земельных участков.

Участие местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на магистральных трубопроводах осуществляется в порядке, установленном законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 30. Финансовое обеспечение безопасности объектов магистральных трубопроводов

Финансирование мероприятий по локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на объектах магистральных трубопроводов осуществляется операторами.

Операторы в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создают резервы финансовых и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на объектах магистральных трубопроводов.

При недостаточности у операторов финансовых средств для локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий на объектах магистральных трубопроводов привлекаются средства из других источников.

ГЛАВА 5
ЗЕМЛИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 31. Земли магистрального трубопроводного транспорта

К землям магистрального трубопроводного транспорта относятся земельные участки, занятые наземными и надземными объектами магистральных трубопроводов.

Земельные участки для строительства и обслуживания объектов магистральных трубопроводов предоставляются собственникам магистральных трубопроводов и (или) операторам в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Статья 32. Охранные зоны

В целях обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов магистральных трубопроводов устанавливаются охранные зоны.

При размещении нескольких магистральных трубопроводов в одном техническом коридоре магистральных трубопроводов устанавливается единая для всех этих трубопроводов охранная зона.

Операторы в границах охранных зон выполняют работы по обслуживанию, капитальному и текущему ремонту объектов магистральных трубопроводов, локализации и ликвидации аварий, инцидентов, их последствий, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий и иные работы.

При выполнении работ по капитальному и текущему ремонту объектов магистральных трубопроводов операторы предварительно уведомляют землепользователей, земельные участки которых находятся в границах охранных зон, о планируемых работах и согласовывают с ними условия возмещения возможных потерь.

Выполнение строительных и земляных работ в охранных зонах осуществляется на основании разрешений, выдаваемых операторами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с законодательством об административных процедурах.

Статья 33. Минимальные расстояния до объектов магистральных трубопроводов

Минимальные расстояния до объектов магистральных трубопроводов устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, регулирующими проектирование, возведение и эксплуатацию объектов магистральных трубопроводов, в целях уменьшения вероятности воздействия опасных производственных факторов, возникающих при авариях, инцидентах и чрезвычайных ситуациях на объектах магистральных трубопроводов.

ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, КОНСЕРВАЦИИ, ЛИКВИДАЦИИ. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В ОБЛАСТИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства в области магистрального трубопроводного транспорта

За нарушение настоящего Закона и иных актов законодательства в области магистрального трубопроводного транспорта юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 35. Возмещение вреда, причиненного при возведении, эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации

Собственники магистральных трубопроводов или объектов магистральных трубопроводов и (или) операторы обязаны возместить вред, причиненный жизни и здоровью граждан, имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц при возведении, эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации, в полном объеме, если не будет доказано, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевших.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде при возведении, эксплуатации объектов магистральных трубопроводов, консервации, ликвидации, производится в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

Статья 36. Порядок разрешения споров в области магистрального трубопроводного транспорта

Споры в области магистрального трубопроводного транспорта разрешаются в судебном порядке.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.