Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 31.03.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 сентября 2016 г. № 791

О государственной строительной экспертизе градостроительных проектов, проектной документации

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 173 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2019, 5/46266);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2020 г. № 726 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.12.2020, 5/48601);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2021 г. № 486 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.09.2021, 5/49406);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2021 г. № 708 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.12.2021, 5/49720);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 февраля 2022 г. № 85 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.02.2022, 5/49947);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2022 г. № 175 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.04.2022, 5/50110);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2022 г. № 385 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.06.2022, 5/50364);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 311 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.05.2023, 5/51677);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июня 2023 г. № 394 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.06.2023, 5/51809);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2023 г. № 443 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.07.2023, 5/51882);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2023 г. № 721 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.10.2023, 5/52277);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2024 г. № 969 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2024, 5/54344)

 

На основании абзаца четвертого подпункта 1.16 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 76, пункта 6 статьи 77 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – Кодекс) Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации (прилагается).

2. Внести дополнения и изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

2.1. дополнить пункт 5 Положения о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 127, 5/22692; 2011 г., № 73, 5/34027), подпунктом 5.213 следующего содержания:

«5.213. дает в пределах своей компетенции разъяснения о применении актов законодательства о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации;»;

2.2. в пункте 5 Положения о Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 981 «Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 144, 5/22789; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.07.2013, 5/37477; 29.03.2016, 5/41848):

2.2.1. из подпункта 5.24 слова «обоснований инвестирования в строительство,» и «этапов работ,» исключить;

2.2.2. дополнить пункт подпунктом 5.242 следующего содержания:

«5.242. утверждает Положение об экспертном совете по вопросам проведения государственной экспертизы республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» и персональный состав этого экспертного совета;»;

2.3. в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) и Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 248, 5/28493; 2011 г., № 65, 5/33881; 2012 г., № 30, 5/35354; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.05.2013, 5/37205; 15.04.2014, 5/38697; 24.11.2015, 5/41311):

2.3.1. название постановления изложить в следующей редакции:

«Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации»;

2.3.2. пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации.»;

2.3.3. дополнить постановление пунктом 11 следующего содержания:

«11. Министерству архитектуры и строительства разъяснять вопросы применения утвержденного настоящим постановлением Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации.»;

2.3.4. Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденное этим постановлением, признать утратившим силу.



3. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 «Об утверждении Положения о параллельном проектировании и строительстве объектов и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 187, 5/30253);

подпункт 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. № 755 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 131, 5/31876);

подпункт 2.1 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2011 г. № 137 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 21, 5/33310);

подпункт 2.3.3 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 65, 5/33881);

подпункт 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 марта 2012 г. № 195 «О некоторых мерах по повышению требований к проектной документации в части снижения материало-, энерго- и импортоемкости проектных решений» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 30, 5/35354);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 330 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.05.2013, 5/37205);

абзацы третий – пятьдесят шестой подпункта 1.8 пункта 1 и абзац второй пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2014 г. № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июля 2009 г. № 1001 и подпункта 2.5 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.04.2014, 5/38697);

абзац третий пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 ноября 2015 г. № 958 «О признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.11.2015, 5/41311).

4. Республиканским органам государственного управления в трехмесячный срок обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

5. Настоящее постановление вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением пункта 4, вступающего в силу после официального опубликования настоящего постановления.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
30.09.2016 № 791

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяются порядок и случаи проведения государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации, в том числе с внесенными в них изменениями (далее, если не указано иное, – документация), а также экспертного сопровождения.

2. Государственная строительная экспертиза документации (далее – госстройэкспертиза) является одним из основных направлений государственного регулирования в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и проводится для принятия заказчиками, застройщиками объективных и обоснованных решений по строительству объектов с соблюдением государственных приоритетов в области безопасности объектов строительства. При проведении госстройэкспертизы осуществляется оценка соответствия объекта госстройэкспертизы требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

3. В настоящем Положении используются термины в значениях, определенных в Кодексе, а также следующие термины и их определения:

исполнительная смета – документ, отражающий общие нормативные затраты трудовых ресурсов и сумму средств, предусматриваемых на проектные и изыскательские работы в соответствующих главах сводного сметного расчета стоимости строительства, по результатам завершения разработки документации с учетом фактически достигнутых значений натуральных и технико-экономических показателей объекта проектирования. Исполнительная смета не регулирует взаимоотношения заказчика и разработчика документации в части взаимоотношений, связанных с заключением договора подряда, если иное не установлено данным договором;

оценка соответствия – установление при проведении госстройэкспертизы доказательств соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, и иным требованиям согласно приложению 1 в отношении объектов госстройэкспертизы;

экспертное сопровождение – экспертно-консультационные услуги по сопровождению разработки документации, являющейся объектом госстройэкспертизы, а также предпроектной (предынвестиционной) документации в части объема обоснования инвестиций и задания на разработку проектной документации, осуществляемые в соответствии с настоящим Положением.

4. Госстройэкспертиза проводится на платной основе органами госстройэкспертизы, которыми являются подчиненное Государственному комитету по стандартизации республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза» и его дочерние республиканские унитарные предприятия «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску (далее, если не указано иное, – органы госстройэкспертизы), при наличии положительных заключений иных государственных экспертиз.

41. Органы госстройэкспертизы создают условия для выполнения экспертами госстройэкспертизы своих функций посредством:

повышения уровня цифровизации и информационной безопасности;

обеспечения современного уровня материально-технической базы;

доступа к справочно-информационным системам и информации на бумажных носителях, необходимым для эффективной реализации функций экспертов госстройэкспертизы;

обеспечения сертификации профессиональной компетентности экспертов;

организации участия в семинарах, конференциях, других форматах обучения, а также в иных мероприятиях, в том числе международных, проводимых в целях повышения профессиональной компетентности и обмена опытом экспертов.

5. Республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза» является уполномоченным органом на осуществление методологического руководства деятельностью органов госстройэкспертизы (далее, если не указано иное, – уполномоченный орган госстройэкспертизы).

6. Объектами госстройэкспертизы являются:

6.1. на обязательной основе:

6.1.1. градостроительные проекты, в том числе с внесенными в них изменениями;

6.1.2. проектная документация на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию, капитальный ремонт, научно-проектная документация на выполнение ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях (далее, если не указано иное, – проектная документация) для объектов строительства (в том числе жилых домов), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (далее – бюджетные средства), за исключением проектной документации согласно приложению 3:

архитектурный проект или строительный проект при одностадийной разработке проектной документации на объект строительства в целом, выделенные в составе объекта очереди строительства;

архитектурный проект или строительный проект при одностадийной разработке проектной документации с внесенными изменениями, вызывающими необходимость их повторного утверждения, на объект строительства в целом, выделенные в составе объекта очереди строительства;

архитектурный проект или строительный проект при одностадийной разработке проектной документации после его актуализации;

строительный проект при двухстадийной разработке проектной документации;

этапы работ, выделенные в строительном проекте при параллельной разработке проектной документации и строительстве;

6.1.3. проектная документация, разработанная в качестве типового проекта;

6.1.4. проектная документация на объекты строительства, финансируемые без привлечения бюджетных средств, за исключением проектной документации согласно приложению 4:

архитектурный проект или строительный проект при одностадийной разработке проектной документации на объект строительства в целом, выделенные в составе объекта очереди строительства;

архитектурный проект или строительный проект при одностадийной разработке проектной документации с внесенными в них изменениями, вызывающими необходимость их повторного утверждения, на объект строительства в целом, выделенные в составе объекта очереди строительства;

архитектурный проект или строительный проект при одностадийной разработке проектной документации после его актуализации;

отдельные проектные решения строительного проекта при двухстадийной разработке проектной документации объектов первого–четвертого классов сложности, необходимость разработки которых отражена в выводах заключений госстройэкспертизы по архитектурному проекту, а оценка соответствия возможна после их детальной проработки;

6.2. по решению заказчика или застройщика – проектная документация, указанная в приложениях 3 и 4, строительный проект на снос.

7. К проведению госстройэкспертизы, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением, не принимаются не являющиеся объектами госстройэкспертизы:

7.1. документация, разработка которой осуществлена без получения разрешительной документации на строительство объекта, за исключением случаев, предусмотренных в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 66 Кодекса, и (или) без утвержденного задания на разработку документации;

7.2. материалы, документы, в том числе:

документация на технологические процессы, осуществляемые в зданиях и сооружениях в соответствии с их функциональным назначением, а также располагаемое в них технологическое оборудование и трубопроводы;

деталировочные чертежи металлоконструкций, деревянных и других конструкций;

рабочие чертежи сборных железобетонных конструкций;

чертежи элементов систем комплектной поставки;

документация, разработанная без учета требований, установленных стандартами системы проектной документации для строительства;

техническая документация по ремонту и замене технологического оборудования, машин и агрегатов, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается согласно техническим нормативным правовым актам, принимаемым специально уполномоченными государственными органами в соответствующей области деятельности;

проектная документация на переустройство и (или) перепланировку квартир в многоквартирных жилых домах, на переустройство и (или) перепланировку, реконструкцию блокированных и одноквартирных жилых домов, в том числе жилых и (или) нежилых помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории;

проектная документация по объектам строительства, выделяемым в них очередям строительства, по которым отсутствует идентификационный номер объекта капитального строительства, зарегистрированного в информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства», если такая регистрация является обязательной;

техническая документация на консервацию объектов незавершенного строительства;

сводная смета пусконаладочных работ;

проектная документация, разработанная с применением технических нормативных правовых актов, методических документов, не включенных в состав национального комплекса технических нормативных правовых актов, методических документов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – национальный комплекс), за исключением проектной документации, разработанной в соответствии с пунктом 1 статьи 74 Кодекса;

результаты научно-исследовательских работ, чертежи, техническая документация, разработанные после выполненных строительно-монтажных работ для доведения до проектных параметров конструкций и инженерных систем, образовавшиеся не в соответствии с утвержденной проектной документацией;

конструкторская документация на оборудование, в том числе изделие заводского изготовления модульного типа, возможность применения которого в строительстве подтверждается заводом-изготовителем, имеющее паспорт или иной подтверждающий документ на готовое изделие;

7.3. предпроектная (предынвестиционная) документация.

8. Исключен.

9. Госстройэкспертиза проектной документации на каждый пусковой комплекс, а также в случаях выделения, исключения, изменения количества пусковых комплексов разработчиком проектной документации по заданию заказчика, застройщика из состава архитектурного проекта или строительного проекта при одностадийной разработке проектной документации, прошедших госстройэкспертизу и утвержденных, не проводится.

В случае отступления от решений утвержденной проектной документации при выделении в ней пусковых комплексов госстройэкспертиза проводится в порядке, определенном в главе 6 настоящего Положения.

По объектам строительства, состоящим из пусковых комплексов, в случае принятия в эксплуатацию пусковых комплексов проводится госстройэкспертиза проектной документации с внесенными изменениями по пусковым комплексам объекта строительства, не принятым в эксплуатацию, с включением в выводы заключения госстройэкспертизы (при положительном результате рассмотрения документации) рекомендаций к повторному утверждению проектной документации с внесенными изменениями на объект строительства в целом.

10. Исключен.

11. Республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза» является исполнителем госстройэкспертизы в отношении:

11.1. градостроительных проектов;

11.2. проектной документации;

11.3. проектной документации, разработанной в качестве типового проекта в соответствии с ТКП 45-1.02-157-2009 (02250) «Проектная документация для строительства. Типовое проектирование. Состав и порядок разработки», утвержденным Министерством архитектуры и строительства.

12. Дочерние республиканские унитарные предприятия «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску в соответствии с территориальным расположением объекта являются исполнителями госстройэкспертизы в отношении проектной документации на капитальный ремонт объектов первого–пятого классов сложности, проектной документации иных видов строительства для объектов второго–пятого классов сложности:

при сметной стоимости строительства на дату начала разработки сметной документации (сметы) до 2,6 млн. рублей (без налога на добавленную стоимость) в ценах на 1 января 2024 г. – при финансировании строительства за счет средств республиканского бюджета и кредитов (в том числе иностранных), выданных под гарантию Правительства Республики Беларусь;

при сметной стоимости строительства на дату начала разработки сметной документации (сметы) до 26 млн. рублей (без налога на добавленную стоимость) в ценах на 1 января 2024 г. – при финансировании строительства за счет иных источников, кроме указанных в абзаце втором настоящей части.

В обоснованных случаях по решению уполномоченного органа госстройэкспертизы проведение госстройэкспертизы проектной документации по объектам строительства осуществляется дочерними республиканскими унитарными предприятиями «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску независимо от территориального расположения объекта, вида строительства, класса сложности, сметной стоимости строительства.

Исполнитель госстройэкспертизы проектной документации по объекту строительства, состоящему из очередей строительства, определяется исходя из общей сметной стоимости объекта строительства на дату начала разработки сметной документации (сметы) в целом с учетом пункта 11 и настоящего пункта.

ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗЫ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАЯВИТЕЛЯ ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗЫ

13. Исполнитель госстройэкспертизы при ее проведении осуществляет полномочия, предусмотренные в настоящем Положении.

14. К компетенции исполнителя госстройэкспертизы в отношении заявленного объекта госстройэкспертизы относится:

проведение госстройэкспертизы;

разъяснение порядка и организации ее проведения;

разъяснение заключения госстройэкспертизы;

принятие решения о приостановлении и возобновлении действия заключения госстройэкспертизы, о продлении срока проведения госстройэкспертизы в случае необходимости доработки объекта госстройэкспертизы.

15. Исполнитель госстройэкспертизы в отношении заявленного объекта госстройэкспертизы при ее проведении:

запрашивает материалы, в том числе представляющие коммерческую тайну или служебную информацию ограниченного распространения, относящиеся к предмету и объекту госстройэкспертизы, с установлением срока представления данных материалов;

привлекает на договорной основе для участия в проведении госстройэкспертизы специализированные организации, в том числе иностранные, в качестве внештатных экспертов – работников государственных и других организаций, включая учреждения высшего образования, ученых, а также высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных (с их согласия);

запрашивает при необходимости у заявителя госстройэкспертизы (далее – заявитель) в качестве доказательной базы, использованной при разработке документации, расчеты, обоснования и пояснения принятых при разработке документации конструктивных, инженерных и технологических решений, материалы инженерных изысканий и обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных систем, сведения о заказчике и разработчике документации;

соблюдает беспристрастность и независимость при проведении госстройэкспертизы;

принимает меры по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала ему известна в связи с проведением госстройэкспертизы;

принимает меры по обеспечению сохранности документов, представленных для проведения госстройэкспертизы.

16. Заявитель имеет право:

16.1. заявлять о проведении госстройэкспертизы;

16.2. получать от исполнителя госстройэкспертизы:

информацию о ходе проведения госстройэкспертизы;

разъяснения о результатах и заключении госстройэкспертизы;

16.3. обращаться для осуществления экспертного сопровождения.

17. Заявитель в соответствии с порядком, установленным в настоящем Положении:

представляет в обязательном порядке на госстройэкспертизу документацию, соответствующую установленным требованиям к составу и содержанию;

определяет необходимость проведения госстройэкспертизы и ее объект;

финансирует в полном объеме проведение госстройэкспертизы в соответствии с условиями, предусмотренными договором на проведение госстройэкспертизы, за исключением случаев, установленных в настоящем Положении;

передает в установленные сроки исполнителю госстройэкспертизы необходимые материалы, расчеты, обоснования, пояснения, сведения, относящиеся к объекту госстройэкспертизы, объекту строительства, источникам финансирования этого строительства;

руководствуется в своей деятельности выводами госстройэкспертизы;

обеспечивает достоверность представляемых документов, необходимых для проведения госстройэкспертизы.

ГЛАВА 3
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ госстройэкспертизы

18. Исполнителю госстройэкспертизы для заключения договора на проведение госстройэкспертизы представляется задание на проведение госстройэкспертизы с приложением документов согласно перечню, установленному Государственным комитетом по стандартизации.

19. Документы для проведения госстройэкспертизы допускается представлять в виде электронных документов, заверив их в порядке, установленном законодательством об информации, информатизации и защите информации.

Градостроительный проект или проектная документация, содержащие информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательством об информации, информатизации и защите информации, представляются для проведения госстройэкспертизы на бумажном носителе.

ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ госстройэкспертизы

20. Договор на проведение госстройэкспертизы заключается после проверки исполнителем госстройэкспертизы полноты и комплектности представленных документов, в том числе достаточности информации в исполнительной смете.

В случае незаключения договора на проведение госстройэкспертизы представленные документы не подлежат хранению и возвращаются заявителю.

21. Критерии оценки полноты и комплектности представленных документов определяются уполномоченным органом госстройэкспертизы.

22. Исключен.

23. Срок проведения госстройэкспертизы определяется с учетом требований пункта 3 статьи 76 Кодекса.

Заявитель вправе направить обращение об увеличении срока проведения госстройэкспертизы не позднее трех рабочих дней до окончания срока проведения госстройэкспертизы.

24. Исключен.

25. До выдачи органом госстройэкспертизы заключения госстройэкспертизы документация подлежит иным государственным экспертизам.

Допускается проведение госстройэкспертизы документации параллельно с иными государственными экспертизами. При этом соответствующие заключения иных государственных экспертиз должны быть представлены исполнителю госстройэкспертизы не позднее чем за 10 дней до окончания срока проведения госстройэкспертизы.

ГЛАВА 5
ВЫДАЧА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОССТРОЙЭКСПЕРТИЗЫ

26. Результатом госстройэкспертизы является заключение госстройэкспертизы, которое выдается исполнителем госстройэкспертизы по итогам выполненной оценки соответствия.

Положительное заключение госстройэкспертизы выдается при соответствии объекта госстройэкспертизы предмету госстройэкспертизы, в том числе по результатам доработки документации по замечаниям исполнителя госстройэкспертизы (при наличии) в пределах установленного для госстройэкспертизы срока.

По решению заявителя заключение госстройэкспертизы оформляется в виде электронного документа либо на бумажном носителе.

27. После завершения госстройэкспертизы представленные документы возвращаются заявителю.

28. Заключение госстройэкспертизы действует со дня его регистрации в органе госстройэкспертизы.

Срок действия заключения госстройэкспертизы определяется с учетом требований пунктов 4 и 5 статьи 77 Кодекса.

29. В случаях, установленных в пункте 6 статьи 77 Кодекса, действие заключения госстройэкспертизы может приостанавливаться по решению исполнителя госстройэкспертизы до урегулирования ситуации, из-за которой возникла необходимость приостановления его действия, не позднее десяти дней после того, как об этой ситуации стало известно исполнителю госстройэкспертизы.

В случае принятия решения о приостановлении действия заключения госстройэкспертизы либо о возобновлении его действия исполнитель госстройэкспертизы в течение трех рабочих дней после принятия такого решения информирует об этом заказчика (застройщика), разработчика документации, орган государственного строительного надзора (в случае, если объект строительства подлежит регистрации в органах государственного строительного надзора), орган государственного пожарного надзора, местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого расположен объект строительства либо реализовывается градостроительный проект.

По решению исполнителя госстройэкспертизы ранее приостановленное действие заключения госстройэкспертизы может быть возобновлено в течение десяти дней после обращения заказчика (застройщика) в орган госстройэкспертизы в случае устранения причин, по которым его действие приостанавливалось, и подтверждения в электронном виде или на бумажном носителе, что за период приостановления в документацию не вносились изменения.

30. Обжалование заключения госстройэкспертизы (положительного, отрицательного) осуществляется с учетом требований пункта 5 статьи 75 Кодекса.

ГЛАВА 6
ПРОВЕДЕНИЕ ПОВТОРНОЙ госстройэкспертизы

31. Повторная госстройэкспертиза проводится в случаях:

выдачи отрицательного заключения госстройэкспертизы;

необходимости повторного утверждения документации с внесенными в нее изменениями, в том числе внесенными изменениями в период приостановления действия заключения госстройэкспертизы.

32. При проведении повторной госстройэкспертизы документация представляется в объеме внесенных изменений.

При проведении повторной госстройэкспертизы в случае, указанном в абзаце третьем пункта 31 настоящего Положения, документация подлежит оценке в объеме внесенных изменений.

При проведении повторной госстройэкспертизы после выдачи отрицательного заключения госстройэкспертизы проводится оценка измененных проектных решений, по которым имелись замечания, указанные в заключении госстройэкспертизы по результатам первого рассмотрения документации, а также других изменений, возникших вследствие устранения замечаний и (или) по заданию заказчика, застройщика.

33. Для проведения госстройэкспертизы, в том числе повторной, проектная документация на объект строительства в целом, а также документация на последующие очереди строительства, этапы работ, выделенные в строительном проекте при параллельной разработке проектной документации и строительстве, объекты строительства, размещаемые в соответствии с утвержденным проектом застройки, строительные проекты при двухстадийной разработке проектной документации направляются лицом, ранее представлявшим документацию на госстройэкспертизу.

34. Исключен.

ГЛАВА 7
ПОРЯДОК ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ госстройэкспертизы

35. Стоимость проведения госстройэкспертизы определяется с учетом требований пункта 5 статьи 76 Кодекса.

Стоимость проведения госстройэкспертизы после осуществления экспертного сопровождения согласно пункту 45 настоящего Положения определяется в отношении изменений, внесенных в архитектурный или строительный проект после выдачи свидетельства об осуществлении экспертного сопровождения (далее – свидетельство).

36. Повторная госстройэкспертиза осуществляется за счет лиц, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 76 Кодекса.

37. Исключен.

ГЛАВА 8
КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА госстройэкспертизы

38. Уполномоченный орган госстройэкспертизы:

осуществляет методологическое руководство деятельностью органов госстройэкспертизы, в том числе определяет порядок рассмотрения органами госстройэкспертизы представленной для проведения госстройэкспертизы документации, требования к оформлению заключения госстройэкспертизы, порядок выдачи органами госстройэкспертизы заверенных копий заключений госстройэкспертизы;

делегирует в обоснованных случаях проведение госстройэкспертизы по объектам, указанным в пункте 11 настоящего Положения, дочерним республиканским унитарным предприятиям «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску;

запрашивает у республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, связанным с объектом госстройэкспертизы;

осуществляет организационные действия по подготовке специалистов органов госстройэкспертизы к процедуре подтверждения соответствия их профессиональной компетенции;

оказывает помощь в организации обучения и повышения квалификации руководителей, экспертов и специалистов органов госстройэкспертизы;

утверждает ежегодные планы повышения квалификации, стажировок, сертификации, в том числе повторной, руководителей, экспертов и специалистов органов госстройэкспертизы;

обеспечивает функционирование интернет-портала органов госстройэкспертизы;

обобщает результаты деятельности органов госстройэкспертизы за отчетный период;

предоставляет по запросам заинтересованных лиц имеющиеся сведения о результатах проведения госстройэкспертизы;

разъясняет порядок проведения госстройэкспертизы;

информирует Министерство архитектуры и строительства:

о случаях неоднократной (два и более раза в течение календарного года) выдачи отрицательных заключений госстройэкспертизы по градостроительным проектам или проектной документации, разработанным с участием обладателя квалификационного аттестата, допустившего при их разработке нарушение требований, относящихся к предмету госстройэкспертизы, для принятия решения о прекращении действия его квалификационного аттестата;

о случаях неоднократной (два и более раза в течение календарного года) выдачи отрицательных заключений госстройэкспертизы по градостроительным проектам или проектной документации, разработанным обладателем аттестата соответствия, допустившим при их разработке нарушение требований, относящихся к предмету госстройэкспертизы, для принятия решения о прекращении действия его аттестата соответствия;

осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством.

39. Уполномоченным органом госстройэкспертизы формируется на постоянной основе экспертный совет по вопросам проведения госстройэкспертизы под председательством руководителя уполномоченного органа госстройэкспертизы.

ГЛАВА 9
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

40. При необходимости на договорной основе по инициативе заказчиков, застройщиков, инженеров (инженерных организаций), разработчика документации с согласия исполнителя госстройэкспертизы в счет стоимости проектных и изыскательских работ или за счет дополнительных средств заказчика, застройщика, инженера (инженерной организации) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью органы госстройэкспертизы могут осуществлять экспертное сопровождение разработки документации (отдельных проектных решений), предпроектной (предынвестиционной) документации, в том числе на стадии сбора исходных данных для разработки проектной документации, подготовки разрешительной документации.

Экспертное сопровождение осуществляется по правилам, установленным уполномоченным органом госстройэкспертизы.

По результатам осуществления экспертного сопровождения выдается свидетельство.

Свидетельство содержит выводы о результатах рассмотрения экспертами документации (отдельных проектных решений), предпроектной (предынвестиционной) документации и рекомендации по их дальнейшей разработке и иным действиям в их отношении, а также в случае, предусмотренном в пункте 45 настоящего Положения, – выводы о необходимом объеме архитектурного или строительного проекта и сроках его представления для проведения госстройэкспертизы.

41. Исключен.

42. Республиканское унитарное предприятие «Главгосстройэкспертиза» является исполнителем экспертного сопровождения в отношении документации, указанной в пункте 11 настоящего Положения, а также предпроектной (предынвестиционной) документации в части объема обоснований инвестиций и задания на разработку проектной документации (разработку или изменение градостроительного проекта).

Дочерние республиканские унитарные предприятия «Госстройэкспертиза» по областям и г. Минску в соответствии с территориальным расположением объекта являются исполнителями экспертного сопровождения в отношении документации, указанной в пункте 12 настоящего Положения, а также предпроектной (предынвестиционной) документации в части объема обоснований инвестиций и задания на разработку проектной документации.

43. При проведении оценки соответствия в рамках осуществления экспертного сопровождения представленной документации (отдельных проектных решений), предпроектной (предынвестиционной) документации в части объема обоснований инвестиций и задания на разработку проектной документации устанавливается соответствие требованиям (за исключением требований к ее составу) согласно приложению 1, а также следующим требованиям:

43.1. для предпроектной (предынвестиционной) документации в части объема обоснования инвестиций и задания на разработку проектной документации:

достаточность выводов, содержащихся в отчетных материалах по результатам проведенных обследований технического состояния строительных конструкций и инженерных систем, для разработки проектной документации;

выполнение установленных требований к форме и объему задания на разработку проектной документации;

обоснованность:

определения вида строительства;

предельной стоимости строительства;

определения бюджета инвестиционного проекта;

определения сроков и очередности строительства;

43.2. для проектной документации – обоснованность:

принятых проектных решений методом проведения альтернативных расчетов строительных конструкций зданий и сооружений;

применения проектной документации, сопутствующей разработке проектных решений;

для проектной документации по отдельному заданию:

необходимость проведения повторной госстройэкспертизы проектной документации с оценкой внесенных изменений;

выполнение требований к составу и объему проведенных инженерно-геологических изысканий, составлению отчетных материалов;

объективность определения стоимости проведенных инженерно-геологических изысканий;

для проектной документации, содержащей ссылки на необязательные технические нормативные правовые акты из состава национального комплекса, – соблюдение выполнения их требований;

для сметной документации (сметы) в составе проектной документации – объективность определения стоимости всех видов работ и расходов ресурсов на строительство по локальным сметам (локальным сметным расчетам);

43.3. для градостроительной документации – обоснованность:

проектных решений раздела «Экономическая эффективность» в составе градостроительных проектов специального планирования объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, проектов детального планирования;

расчетов, разработанных в составе проектов детального планирования, требования к выполнению которых не определены;

принятых градостроительных решений методом проведения натурного обследования фактического состояния объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, озеленения и благоустройства.

44. Размер платы за осуществление экспертного сопровождения определяется в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и договором на осуществление экспертного сопровождения.

45. В случае представления на экспертное сопровождение разработанного в полном объеме (за исключением наличия согласований, заключений государственных экспертиз) архитектурного или строительного проекта:

в процессе экспертного сопровождения архитектурный или строительный проект может быть доработан по замечаниям экспертов в договорные сроки;

в случае отсутствия замечаний экспертов, в том числе после доработки представленного архитектурного или строительного проекта в процессе экспертного сопровождения, заявитель имеет право представить его для проведения госстройэкспертизы.

Исполнитель госстройэкспертизы при подтверждении заявителем того, что в архитектурный или строительный проект не вносились изменения после получения свидетельства, и представлении его для проведения госстройэкспертизы в срок, указанный в свидетельстве, а также при наличии необходимых согласований выдает заключение госстройэкспертизы с учетом результатов экспертного сопровождения и заключений государственных экспертиз.

 

 

Приложение 1

к Положению о порядке
проведения государственной
строительной экспертизы
градостроительных проектов,
проектной документации
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
18.12.2024 № 969)

ТРЕБОВАНИЯ,
на соответствие которым проводится оценка соответствия

1. Для градостроительной документации:

соблюдение требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов в области градостроительной деятельности, входящих в состав национального комплекса, на соответствие которым проводится оценка объекта госстройэкспертизы;

наличие согласований, предусмотренных Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476, в отношении градостроительных проектов;

выполнение требований задания на разработку градостроительного проекта (разработку или изменение градостроительного проекта), исходных данных;

достаточность содержащихся в отчете о результатах проведенных инженерно-геологических изысканий выводов для разработки градостроительной документации.

2. Для архитектурного проекта или строительного проекта при одностадийной разработке проектной документации:

соблюдение требований нормативных правовых актов, в том числе обязательных технических нормативных правовых актов в области архитектурной деятельности, входящих в состав национального комплекса, на соответствие которым проводится оценка объекта госстройэкспертизы;

наличие согласований, предусмотренных Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, заключений иных государственных экспертиз;

выполнение требований разрешительной документации (если ее получение является обязательным), исходных данных, задания на разработку проектной документации;

выполнение выводов и рекомендаций по результатам проведенных обследований технического состояния строительных конструкций и инженерных систем;

достаточность содержащихся в отчетах о результатах проведенных инженерно-геологических изысканий выводов для разработки проектной документации;

для объектов строительства, на которые распространяются требования технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827, – соблюдение выполнения его требований;

при указании заказчиком, застройщиком, генеральным подрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью в задании на разработку проектной документации ссылок на технические нормативные правовые акты из состава национального комплекса – соблюдение выполнения их требований;

на объекты, для которых установлена необходимость разработки специальных технических условий в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, – их наличие, соблюдение выполнения их требований.

3. Для сметной документации (сметы), разработанной в составе проектной документации:

3.1. на дату начала разработки сметной документации (сметы) обоснованность:

применения размера средств по главам сводного сметного расчета (за исключением размера средств на содержание службы заказчика, застройщика, сводная смета для ввода в эксплуатацию объектов строительства);

принятых норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов, размеров плановой прибыли, определения размера средств на временные здания и сооружения, лимитированных и прочих затрат и оценка правильности их начисления;

определения стоимости (в объеме выборочной проверки) отдельных видов работ и расходов ресурсов для объекта строительства в локальных сметах (локальных сметных расчетах) при их составлении;

определения размера средств на проектные и изыскательские работы по результатам разработки проектной документации;

3.2. соответствие учтенных в сметных расчетах объемов работ и расходов ресурсов проектной документации, ведомости объемов работ;

3.3. наличие ведомости объемов работ и расхода ресурсов по объекту в целом.

4. Для строительного проекта при двухстадийной разработке проектной документации, отдельных проектных решений строительного проекта при двухстадийной разработке проектной документации, требования о необходимости рассмотрения которых указаны в заключении государственной экспертизы по архитектурному проекту, а также для отдельных проектных решений строительного проекта при двухстадийной разработке проектной документации, которые являются объектом госстройэкспертизы по решению заказчика или застройщика:

соблюдение решений утвержденного архитектурного проекта;

соблюдение требований обязательных технических нормативных правовых актов, входящих в состав национального комплекса;

для объектов строительства, на которые распространяются требования технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), – соблюдение выполнения его требований;

выполнение выводов и рекомендаций по результатам проведенных обследований технического состояния строительных конструкций и инженерных систем;

при указании заказчиком, застройщиком, генеральным подрядчиком при строительстве объектов «под ключ», инженером (инженерной организацией) при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью в задании на разработку проектной документации ссылок на технические нормативные правовые акты из состава национального комплекса – соблюдение выполнения их требований.

5. Для сметной документации (сметы), разработанной в составе строительного проекта при двухстадийной разработке проектной документации:

обоснованность принятых норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов, размеров плановой прибыли;

обоснованность определения стоимости (выборочная) на дату начала разработки сметной документации отдельных видов работ и расходов ресурсов для объекта строительства в локальных сметах (локальных сметных расчетах).

6. Для проектной документации, разработанной методом привязки типовых проектов зданий и сооружений, в части проектных решений по привязке фундаментов зданий и сооружений к грунтам основания, решений генерального плана, внутриплощадочных инженерных сетей, а также изменений, внесенных в типовой проект, – выполнение требований, указанных в пункте 2 настоящего приложения.

7. Для сметной документации (сметы), разработанной методом привязки типовых проектов зданий и сооружений:

соответствие учтенных в сметных расчетах объемов работ и расходов ресурсов проектной документации;

обоснованность на дату начала разработки сметной документации (сметы) определения стоимости (в объеме выборочной проверки) отдельных видов работ и расходов ресурсов для объекта строительства в локальных сметах (локальных сметных расчетах) при их составлении;

обоснованность на дату начала разработки сметной документации (сметы) определения размера средств на проектные и изыскательские работы по результатам разработки проектной документации;

наличие ведомости объемов работ и расхода ресурсов по объекту в целом.

8. Для проектной документации, разработанной методом привязки проектов повторного применения, в части проектных решений по привязке фундаментов зданий и сооружений к грунтам основания, решений генерального плана, внутриплощадочных инженерных сетей – выполнение требований, указанных в пункте 2 настоящего приложения.

9. Для сметной документации (сметы) в составе проектной документации, разработанной методом привязки проектов повторного применения:

обоснованность на дату начала разработки сметной документации (сметы) определения стоимости (в объеме выборочной проверки) отдельных видов работ и расходов ресурсов по привязке фундаментов зданий и сооружений к грунтам основания, решений генерального плана, внутриплощадочных инженерных сетей в локальных сметах (локальных сметных расчетах) при их составлении;

обоснованность на дату начала разработки сметной документации (сметы) определения размера средств на проектные и изыскательские работы по привязке фундаментов зданий и сооружений к грунтам основания, решений генерального плана, внутриплощадочных инженерных сетей по результатам разработки проектной документации;

наличие ведомости объемов работ и расхода ресурсов по привязке фундаментов зданий и сооружений к грунтам основания, решений генерального плана, внутриплощадочных инженерных сетей.

 

 

 

Приложение 2

исключено

 

 

Приложение 3

к Положению о порядке
проведения государственной
строительной экспертизы
градостроительных проектов,
проектной документации

ПЕРЕЧЕНЬ
проектной документации на объекты строительства, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств, госстройэкспертиза которой не является обязательной

1. Проектная документация с внесенными после ее утверждения изменениями, не вызывающими необходимость ее повторного утверждения.

2. Проектная документация с внесенными в смету (сметную документацию):

изменениями и дополнениями в соответствии с вновь установленными лимитированными затратами и требованиями;

изменениями в части средств, учитывающих применение прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат;

изменениями в соответствии с вновь установленным размером одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении;

изменениями при выделении, исключении, корректировке количества пусковых комплексов без отступления от утвержденной проектной документации.

3. Смета (сметная документация) на текущий ремонт, составленная в порядке, установленном законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

4. Проектная документация на строительство объектов пятого класса сложности.

 

 

Приложение 4

к Положению о порядке
проведения государственной
строительной экспертизы
градостроительных проектов,
проектной документации

ПЕРЕЧЕНЬ
проектной документации на объекты строительства, финансируемые без привлечения бюджетных средств, госстройэкспертиза которой не является обязательной

1. Проектная документация на ремонт зданий (отдельных помещений) и сооружений.

2. Проектная документация на ремонт автомобильных дорог, на которых выполняются работы, отнесенные к работам по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог.

3. Проектная документация с внесенными после ее утверждения изменениями, не вызывающими необходимость ее повторного утверждения.

4. Проектная документация с внесенными в смету (сметную документацию):

изменениями и дополнениями в соответствии с вновь установленными лимитированными затратами и требованиями;

изменениями в части средств, учитывающих применение прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат;

изменениями в соответствии с вновь установленным размером одного человеко-часа рабочих-строителей четвертого разряда в денежном выражении;

изменениями при выделении, исключении, корректировке количества пусковых комплексов без отступления от утвержденной проектной документации.

5. Проектная документация на строительство объектов пятого класса сложности.

6. Проектная документация на выполнение путевых работ и содержание судоходных гидротехнических сооружений в целях обеспечения безопасного судоходства на внутренних водных путях.

7. Проектная документация на техническую модернизацию.

8. Проектная документация на внешнее электроснабжение зданий и сооружений установленной мощностью до 250 кВА включительно, в том числе в случае установки трансформаторной подстанции (столбовой, мачтовой, комплектной), разработанная за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением проектной документации на электроснабжение жилых домов).

9. Строительный проект при двухстадийной разработке проектной документации, его отдельные проектные решения.

10. Сметная документация (смета), разработанная в составе проектной документации (за исключением жилых домов).

11. Сметная документация (смета) на текущий ремонт, составленная в порядке, установленном законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

12. Документация на строительство скважин для добычи нефти и газа, за исключением проектной документации на объекты обустройства скважин для добычи нефти и газа.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.