28Янв 2022

Изменения в вопросах оказания жилищно-коммунальных услуг

ГОРБАЧ Александр Клавдьевич,

юрист

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.12.2021 № 696 (далее – Постановление № 696) внесены изменения в некоторые постановления Правительства, касающиеся вопросов оказания жилищно-коммунальных услуг.

Продолжение в нашем материале.

Порядок заключения договора на оказание услуги по текущему ремонту

Постановлением № 696 внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Постановление № 99).

В том числе Постановление № 99 дополнено Положением о порядке заключения договора на оказание услуги по текущему ремонту жилого дома (далее – Положение).

Положением регулируется порядок заключения договора на оказание услуги по текущему ремонту многоквартирного жилого дома, финансируемому за счет средств потребителей (далее – договор).

Установлено, в частности, что до заключения договора уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения, товарищество собственников, организация застройщиков (далее – заказчик):

1) не позднее месяца до начала проведения работ по текущему ремонту представляет потребителям информацию:

  • о планируемых сроках проведения ремонтных работ;
  • об основных видах ремонтных работ;
  • об общей ориентировочной стоимости ремонта и сумме, необходимой для возмещения затрат в расчете на 1 кв. метр общей площади занимаемых потребителями жилых (нежилых) помещений;
  • о должностном лице заказчика с указанием контактных телефонов, времени и месте приема потребителей для решения организационных вопросов по проведению текущего ремонта (определение перечня и качества материалов, используемых для ремонта, выбор цветового решения, уполномоченного лица (лиц) от потребителей по приемке выполненных работ и иные вопросы);
  • о дате, месте и времени проведения общего собрания потребителей, повестке дня (не позднее 10 дней до проведения общего собрания потребителей);

2) не позднее 10 дней до начала проведения работ по текущему ремонту проводит общее собрание потребителей, на котором:

  • принимается решение потребителей о проведении текущего ремонта (если необходимость ремонта не обусловлена неудовлетворительным техническим и эстетическим состоянием конструктивных элементов и инженерных систем жилого дома) и сроках выполнения ремонтных работ с рассмотрением локальной сметы (локального сметного расчета);
  • выбирается уполномоченный представитель (представители) потребителей для решения организационных и иных вопросов, связанных с проведением ремонтных работ, в том числе приемки выполненных работ;

3) оформляет протокол общего собрания потребителей с отражением вопросов, возникших в ходе обсуждения или поступивших в письменном виде в течение 3 рабочих дней после проведения общего собрания. Протокол подписывают заказчик и уполномоченный представитель потребителей, избранный на общем собрании.

Согласно п. 4 Положения договор заключается не позднее 5 дней до начала проведения текущего ремонта жилого дома в простой письменной форме в двух экземплярах в соответствии с типовым договором на оказание услуги по текущему ремонту жилого дома при наличии:

  • локальной сметы (локального сметного расчета);
  • дефектного акта;
  • протокола общего собрания потребителей.

В соответствии с п. 5 Положения при организации текущего ремонта подъезда:

  • общее собрание проводится с потребителями, в пользовании которых находится подъезд;
  • договоры предлагаются к заключению потребителям, в пользовании которых находится подъезд.

Установлено, что гарантийный срок для объекта текущего ремонта определяется договором и не может составлять менее двух лет. Указанный гарантийный срок исчисляется с даты подписания акта выполненных работ.

Защита прав потребителя, связанных с отношениями, вытекающими из договора, осуществляется в установленном законодательством порядке (п. 7 Положения).

Новые типовые договоры на жилищно-коммунальные услуги

Постановление № 99 также дополнено:

  • типовым договором на оказание услуги электроснабжения (приложение 3);
  • типовым договором на оказание услуг теплоснабжения (отопления) и (или) горячего водоснабжения (подогрева воды) в одноквартирных (блокированных) жилых домах (приложение 4);
  • типовым договором на оказание услуги по техническому обслуживанию лифта (приложение 5).

Критерии качества жилищно-коммунальных услуг, которые были приложением 3 к Постановлению № 99, стали приложением 6. В них также изменился критерий качества такой услуги как техническое обслуживание лифта – освобождение в течение 30 минут с момента поступления вызова пассажиров из кабины лифта при возникновении аварийной ситуации (ранее было в течение 15 минут).

Пунктом 3 Постановления № 696 определено, что договоры электроснабжения с гражданами, использующими электрическую энергию для бытового потребления, заключенные в письменной форме до вступления в силу Постановления № 696, подлежат приведению в соответствие с его требованиями при внесении в указанные договоры иных изменений.

Также согласно п. 3 Постановления № 696 договоры теплоснабжения, заключенные в письменной форме с гражданами, проживающими в одноквартирных (блокированных) жилых домах, тепловые сети и теплоустановки которых присоединены к тепловым сетям энергоснабжающих организаций, до вступления в силу Постановления № 696, подлежат приведению в соответствие с его требованиями при внесении в указанные договоры иных изменений.

Нормы потребления ЖКУ для расчета безналичных жилищных субсидий

Постановлением № 696 внесены также изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 789 «Об установлении норм (нормативов) потребления жилищно-коммунальных услуг для расчета безналичных жилищных субсидий» (далее – Постановление № 789).

В частности, изменение коснулось приложения 1 к Постановлению № 789 «Нормы (нормативы) потребления услуг по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, техническому обслуживанию лифта, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами». Относительно такой жилищно-коммунальной услуги, как теплоснабжение (с учетом отопительного периода с 15 октября по 15 апреля) (п. 5), установлен норматив потребления 0,0272 гигакалории на 1 кв. метр общей площади жилого помещения (в пределах 20 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого зарегистрированного по месту жительства и 10 кв. метров на семью; для неработающих пенсионеров, достигших общеустановленного пенсионного возраста, неработающих инвалидов – в пределах общей площади жилого помещения). Ранее данный норматив составлял 0,026 гигакалории.

В новой редакции изложено приложение 4 к Постановлению № 789 «Нормы возмещения расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирном жилом доме». При этом установлено, что действие п. 1 приложения 4 к Постановлению № 789 в редакции Постановления № 696 распространяется на отношения, возникшие с 1 сентября 2021 г.

Постановление № 696 вступает в силу с 10 декабря 2021 г.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 9 декабря 2021 г.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок