2/3120 (15.10.2024)
Об изменении Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований». Закон Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 34-З
Документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» (Закон).
Закон определяет правовые основы пенсионного обеспечения лиц из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава и членов их семей в целях социального обеспечения указанных категорий лиц.
Кроме того, Закон дополняется нормой, закрепляющей основные термины и их определения. Так, пенсия – ежемесячная государственная денежная выплата, которая назначается военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава в целях компенсации дохода, утраченного в связи с увольнением с военной службы или со службы либо в случае наступления у них инвалидности, а членам их семей – в случае потери кормильца.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 г.
2/3122 (15.10.2024)
Об изменении законов по вопросам занятости населения. Закон Республики Беларусь от 11 октября 2024 г. № 36-З
Документом Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (Закон) излагается в новой редакции.
Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционного права граждан на труд.
Документом расширен перечень основных терминов: агентство по трудоустройству, броня приема на работу, гражданин, обратившийся по вопросам трудоустройства, квота для приема на работу инвалидов, профессиональная ориентация, субсидируемое рабочее место. Термин «оплачиваемые общественные работы» заменен термином «оплачиваемые временные работы». Уточнены определения следующих терминов: безработица, безработный, занятость, работники, находящиеся под угрозой увольнения, свободное рабочее место (вакансия).
Документ уточняет перечень занятых граждан. Так, из числа занятых исключаются граждане, обучающиеся в дневной форме получения образования в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Включаются граждане, являющиеся адвокатами, нотариусами.
Так, граждане при обращении в органы по труду, занятости и социальной защите могут быть зарегистрированы безработными или гражданами, обратившимися по вопросам трудоустройства. Срок нахождения на учете безработного, гражданина, обратившегося по вопросам трудоустройства, не может превышать 12 календарных месяцев со дня их регистрации соответственно безработным, гражданином, обратившимся по вопросам трудоустройства. При этом в срок нахождения безработного на учете не засчитывается период прохождения подготовки, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или освоения содержания образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) в рамках образовательных программ дополнительного образования взрослых в дневной форме получения образования по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Также документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции», согласно которым индексации не подлежат пособия по безработице.
Согласно изменению, вносимому в Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XІІ «О воинской обязанности и воинской службе», период прохождения сборов гражданами, являющимися безработными, не засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его.
В соответствии с изменениями Закона Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» потеря работы не будет относиться к случаям, при наступлении которых застрахованные граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию. Также из видов выплат по государственному социальному страхованию исключены пособия по безработице.
Документом также вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики». Так, с гражданами, направленными на работу в рамках временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время, заключаются срочные трудовые договоры (за исключением контрактов) в порядке, установленном законодательством о труде. При приеме на работу таких граждан характеристика с предыдущих мест работы не запрашивается. Порядок организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время определяется Советом Министров Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом.
Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2025 г.
5/54032 (10.10.2024)
О договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2024 г. № 742
Документом устанавливается примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи (договор), который помимо существенных условий, установленных законодательством, должен содержать, в частности, следующие существенные условия:
Кроме того, документом определены дополнительные условия договора в зависимости от сторон договора.
Постановление вступило в силу 13 октября 2024 г.
8/42235 (11.10.2024)
О порядке обращения с медицинскими отходами. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 сентября 2024 г. № 137/44
Документом утверждается Инструкция о порядке обращения с медицинскими отходами (Инструкция).
Инструкция определяет порядок обращения с медицинскими отходами, в том числе требующими особого порядка обращения с учетом наличия опасных инфекционных и (или) токсических свойств, и распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, юридические лица, осуществляющие фармацевтическую деятельность, а также на юридические лица, которые наряду с основной деятельностью осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность (организации).
Согласно документу работники, осуществляющие обращение с медицинскими отходами, при поступлении на работу и в дальнейшем не реже одного раза в год должны проходить обучение по соблюдению требований Инструкции.
Обучение проводится должностным лицом, ответственным за обращение с отходами в организации, с оформлением протокола.
Постановление вступило в силу 13 октября 2024 г.
9/134554 (14.10.2024)
О перечне организаций для трудоустройства лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей. Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 30 сентября 2024 г. № 820
9/134578 (14.10.2024)
Об утверждении формы ведомственной отчетности на 2025 год. Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 26 сентября 2024 г. № 511
(с) Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь обязательна!
13-я зарплата (годовое вознаграждение) – это премия, которую выплачивают по результатам работы по окончании календарного года. Трудовой кодекс не закрепляет это понятие официально. С точки зрения законодательства, 13-я зарплата относится к поощрениям за труд. Виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Поскольку 13-я зарплата не регламентируется трудовым законодательством – ее выплата не является обязанностью нанимателя (ч. 1 ст. 63 ТК, ч. 1 и 2 ст. 196 ТК). Порядок определения размера такой выплаты находится в его компетенции. При этом организация вправе установить, выплачивается ли такое поощрение всем работникам или только определенному их кругу. Условия и сроки ее выплаты также находятся в компетенции нанимателя. Вместе с тем наниматель обязан обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими ЛПА и трудовыми договорами (п. 1 ч. 1 ст. 55 ТК).