Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 1 по 15 февраля 2021 г.

Российская Федерация

Федеральным законом от 4 февраля 2021 г. № 3-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений» устанавливается новый порядок ведения государственного лесного реестра, в частности предусматривается создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса.

Федеральным законом также регулируются вопросы, касающиеся порядка учета древесины и продукции ее переработки, транспортировки древесины, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними.

Помимо этого, Федеральным законом предусматриваются проведение административного обследования лесов, осуществление федерального государственного надзора в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с нею, установление технических средств контроля на транспортных средствах и технике, используемых для транспортировки древесины и при тушении лесных пожаров.

Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В перечень включены следующие показатели:

  1. Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации).
  2. Численность населения субъекта Российской Федерации.
  3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  4. Уровень бедности.
  5. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
  6. Уровень образования.
  7. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
  8. Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.
  9. Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
  10. Число посещений культурных мероприятий.
  11. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  12. Объем жилищного строительства.
  13. Качество городской среды.
  14. Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам.
  15. Качество окружающей среды.
  16. Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы.
  17. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.
  18. Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
  19. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
  20. «Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. № 71 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утверждено Положение о регулировании некоторых вопросов, связанных с упразднением федеральных органов исполнительной власти и принятием решений о передаче отдельных государственных функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Положением упразднение федерального органа осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

При этом федеральный орган считается упраздненным со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации об упразднении федерального органа либо с иной даты, предусмотренной данным указом.

Условия проведения ликвидационных процедур и типовой перечень таких процедур утверждаются Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» Правительству Российской Федерации поручено в 6-месячный срок разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 – 2030 годы, предусматривающую создание наукоемких технологических решений, направленных на:

  • обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
  • изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
  • обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на окружающую среду.

Указом также образован совет по реализации Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021–2030 годы и утверждено Положение о нем.

На основании Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2021 г. № 102 утверждено Положение о Единой базе данных о музыкальных инструментах и смычках.

Положение устанавливает:

  • порядок ведения Единой базы данных о музыкальных инструментах и смычках;
  • порядок внесения в базу данных сведений о нанесении маркировки на музыкальные инструменты или смычки;
  • состав содержащихся в базе данных сведений о нанесении маркировки на музыкальные инструменты или смычки;
  • порядок и сроки предоставления собственнику или пользователю музыкального инструмента или смычка сведений о музыкальном инструменте или смычке, содержащихся в базе данных;
  • порядок и сроки передачи содержащихся в базе данных сведений о музыкальных инструментах или смычках в Федеральную таможенную службу посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 117 утверждены:

  • ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе;
  • Положение о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 128 утверждены Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований.

Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поручено до 1 марта 2021 г. ввести реестр в опытную эксплуатацию и до 1 июля 2021 г. обеспечить работу публичного портала реестра в сети Интернет.

Правила определяют порядок формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований (требований, содержащихся в нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы).

Согласно Правилам реестр представляет собой федеральную государственную информационную систему, которая создается в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях, установивших их нормативных правовых актах, о сроке их действия, а также в целях обеспечения ведения в электронной форме реестра содержащихся в нормативных правовых актах обязательных требований и базы данных о нормативных правовых актах, содержащих обязательные требования.

1 февраля 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации».

Законопроектом предусматривается внесение следующих изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на:

  • обеспечение возможности поручения проведения идентификации или упрощенной идентификации любой организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, кредитной организации;
  • увеличение лимитов для обязательной идентификации операций при приеме от клиентов – физических лиц страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств и договору добровольного страхования транспортного средства с 15 000 до 40 000 рублей (составляет соответственно 529,65 и 1412,4 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 25 февраля 2021 г.);
  • расширение источников сведений для проведения упрощенной идентификации, подтверждения достоверности сведений, полученных в ходе идентификации.

15 февраля 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части проведения торгов в электронной форме».

Законопроектом предлагается дополнить действующее законодательство положениями, предусматривающими переход на электронную форму торгов при продаже заложенного по ипотеке имущества и арестованного имущества должников в порядке исполнительного производства.

Предполагается, что применение электронной формы торгов и реализация имущества на единых электронных площадках, на которых путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество, позволят повысить уровень прозрачности и конкурентности, а также в полной мере обеспечить интересы сторон исполнительного производства.

Республика Казахстан

Законом Республики Казахстан от 1 февраля 2021 г. № 1-VII внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения.

В частности, Закон исключил обязанность водителей иметь при себе выданные в Казахстане водительское удостоверение при наличии документа, удостоверяющего личность, а также свидетельство о государственной регистрации транспортного средства. Наличие этих документов будет проверяться сотрудниками полиции с помощью планшетов.

Также введена норма, запрещающая с 1 января 2022 г. первичную регистрацию в Казахстане автобусов старше 10 лет.

Законом Республики Казахстан от 1 февраля 2021 г. № 4-VII ратифицировано Соглашение о взаимодействии государств – участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий, совершенное в городе Астане 2 ноября 2018 г.

Соглашение регулирует порядок сотрудничества государств – участников СНГ в целях содействия безотлагательному предоставлению помощи в случаях ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации для сведения к минимуму их последствий и для защиты здоровья населения, имущества и окружающей среды от воздействия радиоактивных выбросов и ионизирующего излучения.

Законом Республики Казахстан от 15 февраля 2021 г. № 6-VII ратифицирован Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., совершенный в городе Ереване 1 октября 2019 г.

Законом Республики Казахстан от 15 февраля 2021 г. № 7-VII ратифицировано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами и Республикой Сербия, совершенное в городе Москве 25 октября 2019 г.

Законом Республики Казахстан от 15 февраля 2021 г. № 8-VII ратифицирован Протокол о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г., совершенный в городе Нур-Султане 29 мая 2019 г.

Постановлением Правительства Республики Казахстан 2 февраля 2021 г. № 31 «О некоторых вопросах деятельности Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров» определены следующие функции Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров.

В соответствии с постановлением в число функций включены:

  • обеспечение взаимодействия с интегрированной информационной системой Евразийского экономического союза в сфере маркировки товаров средствами идентификации;
  • обеспечение бесперебойного доступа участников оборота товаров к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров (далее – ИС МПТ) с учетом единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности;
  • заключение договоров с третьими лицами, а также делегирование дочерним организациям функций по консолидации договорных отношений и взаиморасчетов с участниками оборота товаров, обеспечению доступа к ИС МПТ, Национальному каталогу товаров и нанесению средств идентификации на товары;
  • утверждение форм типовых договоров, инструкций и иных документов, регламентирующих организационно-технические аспекты функционирования ИС МПТ и Национального каталога товаров.

Справочно.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 апреля 2004 г. № 544 «О регулировании торговой деятельности» Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан, осуществляющее разработку, администрирование, сопровождение и эксплуатационную поддержку информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, включая разработку, ведение и актуализацию Национального каталога товаров, и иные функции, определенные Правительством Республики Казахстан. 

Украина

Законом Украины от 2 февраля 2021 г. № 1166-IX «О внесении изменений в статью 8 Закона Украины «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» по устранению коллизий в вопросе назначения и увольнения членов Наблюдательного совета Национальной общественной телерадиокомпании Украины депутатскими фракциями и группами» предусматривается, что по истечении срока полномочий членов Наблюдательного совета Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ), избранных депутатскими фракциями и группами, новых членов Наблюдательного совета НОТУ выбирают сформированные на момент избрания депутатские фракции и группы Верховной Рады Украины текущего созыва.

За 90 дней до окончания полномочий членов Наблюдательного совета НОТУ, избранных депутатскими фракциями и группами, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания письменно сообщает депутатским фракциям и группам о необходимости избрания в течение 45 дней членов Наблюдательного совета от депутатских фракций и групп.

При этом установлено, что депутатские фракции и группы не могут избирать членов Наблюдательного совета НОТУ, если до даты проведения очередных выборов в Верховную Раду Украины осталось 180 календарных дней и менее.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 февраля 2021 г. № 74 утвержден Порядок предоставления пособия по частичной безработице.

В соответствии с Порядком пособие по частичной безработице предоставляется центром занятости работникам в случае потери ими части заработной платы вследствие вынужденного сокращения продолжительности рабочего времени, предусмотренной законодательством, в связи с остановкой (сокращением) производства продукции без прекращения трудовых отношений.

Выплата работникам пособия по частичной безработице осуществляется работодателем, с которым оформлены трудовые отношения.

Право на пособие по частичной безработице на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения особо опасных инфекционных болезней, имеют все застрахованные лица, с которыми работодатель оформил трудовые отношения.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 февраля 2021 г. № 79 утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью.

Порядок определяет условия назначения и выплаты, а также перечень документов, необходимых для назначения:

  • государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства или детям с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • надбавок за уход за лицами с инвалидностью с детства или детьми с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
  • пособия на погребение лица с инвалидностью с детства или ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет.

Согласно Порядку государственная социальная помощь назначается и выплачивается структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения районных государственных администраций, исполнительными органами городских советов.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 февраля 2021 г. № 72 утверждено Положение о Национальной веб-платформе центров предоставления административных услуг.

Положением предусмотрено, что Национальная веб-платформа центров предоставления административных услуг предназначена для получения физическими и юридическими лицами информации, необходимой для обращения в центры предоставления административных услуг, а также для оказания информационной и методической поддержки администраторам, другим должностным лицам органов, создавших такие центры, обмена опытом и обучения работников центров.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 2021 г. № 94 «О реализации экспериментального проекта по функционированию Национального центра бронирования государственных информационных ресурсов» утвержден Порядок функционирования Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов.

Начало функционирования Национального центра резервирования государственных информационных ресурсов намечено на 1 ноября 2021 г. в рамках реализации соответствующего экспериментального проекта в течение двух лет со дня вступления в силу постановления.

Порядок устанавливает, что Национальный центр резервирования государственных информационных ресурсов представляет собой совокупность объектов, созданных с целью обеспечения надежности и бесперебойности работы государственных информационных ресурсов, киберзащиты, хранения государственных электронных информационных ресурсов, резервного копирования информации и сведений государственных электронных информационных ресурсов.

В структуру Национального центра входят единые основные и резервные защищенные центры обработки данных (дата-центры), предназначенные для обработки и сохранения государственных электронных информационных ресурсов.

1 февраля 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 4684 «О Национальной комиссии по ценным бумагам и биржам», разработанный с целью предотвращения злоупотреблений на национальных рынках капитала и организованных товарных рынках и обеспечения выполнения Украиной требований, необходимых для осуществления международного сотрудничества в данной сфере.

Законопроектом, в частности, предлагается:

  • закрепить в законодательстве гарантии независимости Национальной комиссии по ценным бумагам и биржам;
  • предоставить возможность финансирования и материально-технического обеспечения комиссии за счет поступлений от предоставляемых комиссией административных услугах, уплаты взносов на регулирование профессиональными участниками рынков капитала и организованных товарных рынков и средств, поступающих в рамках программ иностранной помощи;
  • обеспечить надзор за процессом формирования сметы комиссии и контроль за его использованием;
  • закрепить особенности принятия, вступления в силу и обжалования актов комиссии;
  • закрепить статус работников комиссии с установлением для них запретов и ограничений, а также ответственности;
  • урегулировать вопрос проведения комиссией инспекций и расследований;
  • усовершенствовать процедуру рассмотрения комиссией дел о нарушении законодательства и порядок применения мер воздействия и финансовых санкций.

3 февраля 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 5011 «Об осуществлении иностранных инвестиций в субъекты хозяйствования, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Украины», имеющий целью определить регулирование осуществления иностранных инвестиций в субъекты хозяйствования, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Украины, и порядок проведения оценки воздействия таких инвестиций на национальную безопасность Украины.

Основными положениями законопроекта предусматривается:

  • определение принципов осуществления иностранных инвестиций в субъекты хозяйствования, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Украины, для обеспечения национальных интересов и безопасности Украины;
  • определение видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности Украины.

Законопроект также определяет порядок осуществления оценки влияния иностранных инвестиций в предприятия в стратегической сфере, в том числе создание Межведомственной комиссии по вопросам оценки влияния иностранных инвестиций на национальную безопасность Украины, а также порядок формирования ее состава.

15 февраля 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 5065 «О финансовых услугах и финансовых компаниях».

Законопроект призван создать возможности для развития финансовых учреждений, обеспечить функционирование эффективного рынка финансовых услуг и обеспечить достаточный уровень защищенности клиентов.

Законопроектом в частности предлагается:

  • установить общие положения по государственному регулированию рынка финансовых услуг;
  • расширить возможности финансовых учреждений по предоставлению новых видов услуг;
  • осуществлять лицензирование вида деятельности финансового учреждения по предоставлению определенной финансовой услуги одновременно с включением такого учреждения в соответствующий реестр с целью упрощения процесса доступа на рынок и повышения эффективности регулирования;
  • внедрить современные принципы пруденциального надзора и надзора за рыночным поведением;
  • ввести риск-ориентированный подход к надзору в зависимости от размера, значимости, сложности бизнес-модели и индивидуального уровня риска финансового учреждения;
  • усовершенствовать механизмы применения корректирующих мер и мер воздействия в случае нарушения финансовыми учреждениями требований законодательства;
  • повысить защиту прав потребителей финансовых услуг путем повышения их осведомленности о предоставляемых финансовых услугах, введения надзора за рыночным поведением поставщиков финансовых услуг, предотвращения недобросовестной конкуренции и мошенничества на рынке финансовых услуг;
  • установить положения, регламентирующие аутсорсинг на рынке финансовых услуг;
  • установить положения, регулирующие деятельность финансовых компаний и ломбардов, в том числе требования к их деятельности, порядок реорганизации и ухода с рынка;
  • урегулировать вопрос заключения договоров по предоставлению финансовых услуг.

Республика Молдова

Указом Президента Республики Молдова от 11 февраля 2021 г. № 30 «О структуре Аппарата Президента» утверждена предельная штатная численность и структура Аппарата Президента Республики Молдова. В частности, предельная штатная численность Аппарата Президента Республики Молдова определена в количестве 163 единиц.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 12 февраля 2021 г. № 17 «О государственном заказе на повышение квалификации государственных служащих в 2021 году» утвержден государственный заказ на повышение квалификации государственных служащих в количестве 1080 человек.

В соответствии с государственным заказом повышение квалификации государственных служащих будет осуществляться по следующим учебным программам:

  • профессиональная интеграция на государственной должности;
  • управление и лидерство;
  • антикризисное управление и управление рисками;
  • культивирование неподкупности на государственной службе;
  • повышение эффективности профессиональной деятельности в сфере публичного управления;
  • разработка и согласование проектов нормативных актов;
  • разработка и оценка публичных политик;
  • стратегическое и оперативное планирование в сфере публичного управления;
  • система внутреннего управленческого контроля в публичном секторе;
  • управление конфликтами;
  • эффективное управление стрессом;
  • использование новых информационных технологий на рабочем месте служащего в сфере публичного управления.

10 февраля 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в Закон об адвокатуре», предусматривающий внесение изменений в порядок прохождения адвокатом-стажером профессиональной стажировки, сдачи квалификационного экзамена и получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью.

Установлено, в частности, что профессиональная стажировка осуществляется на основе безвозмездного договора, заключенного между адвокатом-стажером и адвокатом-наставником, зарегистрированного в Союзе адвокатов. При этом адвокат-стажер может получать оплату за деятельность, осуществляемую во время стажировки.

Также проектом вносятся изменения по вопросам формирования и деятельности руководящих органов Союза адвокатов и иных организационных структур адвокатов, Комиссии по лицензированию адвокатской деятельности, а также привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Выдача кредита юрлицу при наличии просроченной задолженности по кредитному договору в другом банке
Сафаревич Денис Захарович, юрист

ВОПРОС:

Выдача кредита юридическому лицу при наличии просроченной задолженности по кредитному договору в другом банке. В банк Республики Беларусь (далее – банк) обратилось юридическое лицо – резидент (далее – заявитель) за получением кредита. Правомерна ли выдача кредита заявителю при условии наличия у него просроченной задолженности по кредитному договору в другом банке?

Читать подробнее
Календарь событий
19 декабря 2024 г.
Лосев Сергей Сергеевич
Семинар "Объекты интеллектуальной собственности в деятельности хозяйствующих субъектов"
Подробнее
17 декабря 2024 г.
Новиков Сергей Сергеевич
Семинар "Организация и проведение государственных закупок"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.