Российская Федерация
22 января 2019 г. в Российской Федерации принят Федеральный закон № 1-ФЗ «О внесении изменения в статью 171 Жилищного кодекса Российской Федерации», которым предусматривается, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Установлено также, что такая информация предоставляется региональным оператором или владельцем специального счета по запросу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченного им учреждения.
Указом Президента Российской Федерации от 26 января 2019 г. № 18 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» внесены изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», а также иные акты Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы прохождения военной службы, в соответствии с которыми военные факультеты (кафедры) при образовательных организациях высшего образования преобразованы в военные учебные центры при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.
Указ вступил в силу 31 января 2019 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 20 утверждено Положение об особенностях составления записи акта гражданского состояния за пределами территории Российской Федерации.
Положение определяет особенности составления записи акта гражданского состояния за пределами территории Российской Федерации консульскими учреждениями, перечень которых определяется Министерством иностранных дел Российской Федерации, расположенными на территориях с ограниченными техническими возможностями составления записей актов гражданского состояния в форме электронного документа.
Согласно Положению консульское учреждение не позднее 5 рабочих дней со дня составления записи акта гражданского состояния на бумажном носителе обеспечивает направление ее электронной копии, а также сведений о документах, послуживших основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и об иных документах, представленных заявителем, в электронном виде в Министерство иностранных дел Российской Федерации для формирования записи акта гражданского состояния в форме электронного документа и включения ее в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния. Запись акта гражданского состояния в форме электронного документа и сведения о документах-основаниях подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. № 34 внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
В частности, приложения к программе были дополнены правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями, на закупку авиационных работ органами государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи, а также в целях софинансирования расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 г. № 40 внесены изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
Согласно внесенным изменениям приложения к программе были дополнены правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние и оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, а также на софинансирование создания и модернизации объектов спортивной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) для занятий физической культурой и спортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 г. № 43 «О проведении отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций» утверждены Правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций и Правила индексации величин типовых капитальных затрат на реализацию проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций.
Установлено также, что ценовые заявки для участия в отборе проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций с началом поставки мощности в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. принимаются не позднее 60 календарных дней со дня вступления в силу указанного постановления.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 50 «О внесении изменения в Правила продажи отдельных видов товаров» установлено, что в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира». Постановление вступает в силу с 1 июля 2019 г.
29 января 2019 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект федерального закона «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законопроект призван обеспечить сохранение территориальной доступности нотариальных услуг для граждан, проживающих в населенных пунктах, в которых ранее органы местного самоуправления поселений обладали правом совершать нотариальные действия и которые были включены в состав городских округов в ходе проводимых преобразований муниципальных образований в субъектах Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, в частности, наделить должностное лицо местной администрации городского округа правом совершать нотариальные действия во входящем в состав территории городского округа населенном пункте, в котором нет нотариуса, в случае, если такое должностное лицо исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
Республика Казахстан
21 января 2019 г. в Республике Казахстан принят Закон № 217-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства».
В частности, правовым актом:
• внесены изменения в процедуру изъятия земельных участков для государственных нужд в пользу собственника земельного участка;
• предусмотрено право самостоятельной реализации залогового имущества залогодателем;
• увеличены пороговые значения крупного ущерба, влекущего уголовную ответственность, по налоговым нарушениям до пятидесяти тысяч месячных расчетных показателей (с 1 января 2019 г. месячный расчетный показатель равен 2525 тенге, что составляет 14,53 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 14 февраля 2019 г.) с увеличением административных штрафов за их совершение;
• от суда в прокуратуру передано санкционирование ряда постановлений судебных исполнителей;
• ряд категорий гражданских дел из упрощенного письменного производства суда передан в приказное производство.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2019 г. № 4 утверждены Правила уплаты, распределения и перечисления единого совокупного платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврата.
Согласно документу единый совокупный платеж подлежит уплате общей суммой. Размер данного платежа составляет 1-кратный размер месячного расчетного показателя в столице, городах республиканского и областного значения и 0,5-кратный размер месячного расчетного показателя в других населенных пунктах.
Единый совокупный платеж может быть внесен плательщиками самостоятельно или третьим лицом в их пользу с указанием месяца календарного года, за который производится уплата единого совокупного платежа. Платеж можно вносить за текущие и последующие месяцы календарного года.
Справочно:
В соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) плательщиками единого совокупного платежа признаются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которые одновременно соответствуют следующим условиям:
1. уплатили единый совокупный платеж;
2. не используют труд наемных работников;
3. оказывают услуги исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, и (или) реализуют исключительно физическим лицам, не являющимся налоговыми агентами, сельскохозяйственную продукцию личного подсобного хозяйства собственного производства, за исключением подакцизной продукции.
Украина
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 16 января 2019 г. № 22 «Об установлении размера денежной помощи для компенсации стоимости путевок санаторно-курортным заведениям и заведениям оздоровления и отдыха в 2019 году» размеры денежной помощи для компенсации в 2019 году стоимости путевок путем безналичного перечисления санаторно-курортным заведениям и заведениям оздоровления и отдыха, имеющим лицензию на проведение хозяйственной деятельности по медицинской практике, за предоставление услуг санаторно-курортного лечения или оздоровления или отдыха лиц, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, составляют:
• для лиц, отнесенных к категории 1, – 7300 гривен (составляет 580,92 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 14 февраля 2019 г.);
• для лиц, отнесенных к категории 1, с заболеваниями нервной системы (с последствиями травм и заболеваниями позвоночника и спинного мозга) – 22 200 гривен (составляет 1766,63 белорусского рубля);
• для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, и одного из родителей или лица, которое их заменяет, – 14 500 гривен (составляет 1153,88 белорусского рубля).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 января 2019 г. № 35 «Об утверждении размера страхового запаса природного газа на 2019 год» установлено, что в случае наступления на рынке природного газа кризисной ситуации, определенной в соответствии с Национальным планом действий, утвержденным приказом Министерства энергетики и угольной промышленности от 2 ноября 2015 г. № 687, поставщики природного газа обязаны создать страховой запас природного газа в размере 10 процентов запланированных месячных объемов поставки природного газа потребителям на следующий месяц.
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23 января 2019 г. № 36 «О повышении должностных окладов научно-педагогических работников» предусматривается повысить с 1 января 2019 г. должностные оклады научно-педагогических работников заведений высшего образования государственной и коммунальной формы собственности на 11 процентов.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 января 2019 г. № 41 утвержден Порядок обеспечения учебниками и пособиями соискателей полного общего среднего образования и педагогических работников.
Порядок определяет механизм безвозмездного обеспечения соискателей полного общего среднего образования и педагогических работников учебниками и пособиями (в частности, электронными и с аудиосопровождением), определенными по результатам конкурсного отбора, проводимого Министерством образования, и изданными за счет средств государственного бюджета.
Согласно документу определение потребности в учебниках и пособиях в текущем учебном году осуществляется согласно прогнозируемому количеству соискателей полного общего среднего образования с учетом их максимального количества в течение следующих пяти лет, а также согласно фактическому количеству педагогических работников заведений общего среднего, профессионального (профессионально-технического) образования, заявок заведений профессионального, высшего и последипломного педагогического образования.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 января 2019 г. № 42 прекращено действие для Украины следующих соглашений, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств:
• Соглашение о межгосударственном обмене экономической информацией, совершенное 26 июня 1992 года в г. Минске;
• Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности, совершенное 24 сентября 1993 года в г. Москве;
• Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности, совершенное 15 мая 1992 года в г. Ташкенте.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 января 2019 г. № 47 утвержден Порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований сведений о лицензировании вида хозяйственной деятельности, документах разрешительного характера.
Согласно Порядку в Единый государственный реестр вносятся:
1. сведения о лицензировании вида хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования;
2. сведения о документах разрешительного характера;
3. сведения о декларациях соответствия материально-технической базы требованиям законодательства.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 января 2019 г. № 56 «Некоторые вопросы цифрового развития» утверждены принципы реализации органами исполнительной власти государственной политики цифрового развития.
Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, областным, городским государственным администрациям поручено в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления рассмотреть возможность образования и обеспечение функционирования структурных подразделений (специалистов) по вопросам цифрового развития в пределах предельной численности работников.
Государственному агентству по вопросам электронного правления поручено осуществлять мониторинг и методическое обеспечение внедрения органами исполнительной власти принципов государственной политики цифрового развития, а также в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления утвердить методические рекомендации по соблюдению принципов реализации органами исполнительной власти государственной политики цифрового развития и положение о структурном подразделе (специалисте) по вопросам цифрового развития.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 января 2019 г. № 60 утвержден Порядок взаимного признания украинских и иностранных сертификатов открытых ключей, электронных подписей, а также использования информационно-телекоммуникационной системы центрального заверительного органа для обеспечения признания в Украине электронных доверительных услуг, иностранных сертификатов открытых ключей, используемых во время предоставления юридически значимых электронных услуг в процессе взаимодействия между субъектами разных государств.
В соответствии с Порядком Министерству юстиции для выполнения функций центрального заверительного органа поручено обеспечивать признание в Украине электронных доверительных услуг, иностранных сертификатов открытых ключей, которые используются во время предоставления юридически значимых электронных услуг в процессе взаимодействия между субъектами разных государств, путем заключения соответствующего международного договора Украины о взаимном признании сертификатов открытых ключей и электронных подписей.
Действие Порядка не распространяется на квалифицированных провайдеров электронных доверительных услуг, внесенных в Доверительный список по представлению заверительного центра, и программно-технические комплексы, которые используются ими во время предоставления квалифицированных электронных доверительных услуг в банковской системе и во время осуществления перевода средств.
30 января 2019 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 9511 «О верификации и мониторинге государственных выплат», определяющего правовые и организационные принципы осуществления верификации и мониторинга государственных выплат в Украине.
Документом определены основные задачи, права и обязанности центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики в части осуществления верификации государственных выплат, полномочия органов, осуществляющих государственные выплаты, урегулированы основные вопросы сбора, обработки и анализа информации о получателях выплат.
В соответствии с законопроектом к субъектам предоставления информации о получателях выплат относятся центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, банки и другие финансовые учреждения, Пенсионный фонд Украины, фонды общеобязательного государственного социального страхования, предприятия, учреждения и организации, которые являются владельцами, распорядителями и (или) администраторами автоматизированных информационных систем, реестров, баз данных и других источников информации о получателях выплат, которая влияет на определение права на получение государственных выплат и их размер.
Порядок осуществления верификации государственных выплат устанавливается Кабинетом Министров Украины.
30 января 2019 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 9512 «О железнодорожном транспорте Украины», который призван повысить эффективность функционирования железнодорожного транспорта, а также выполнить задачу создания условий для развития конкурентной среды на рынке железнодорожных перевозок с учетом основных требований законодательства Европейского союза, улучшения качества и доступности услуг перевозок железнодорожным транспортом.
Согласно документу осуществлять перевозку пассажиров и грузов могут перевозчики любых форм собственности, которые обеспечивают тяговый подвижной состав, деятельность по перевозке пассажиров и грузов железнодорожным транспортом лицензируется, инфраструктура общего пользования является государственной собственностью, которую эксплуатирует и содержит оператор инфраструктуры – АО «Украинская железная дорога».
Тарифы на услуги доступа к инфраструктуре общего пользования подлежат государственному регулированию Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере транспорта; дополнительные и вспомогательные услуги инфраструктуры (маневровые работы на станции, снабжение топливом, сервисное обслуживание) предоставляются на конкурентных началах.
Республика Молдова
Постановлением Правительства Республики Молдова от 18 января 2019 г. № 7 утверждено Положение о порядке выдачи предварительного индивидуального налогового решения.
Положением установлен порядок выдачи Государственной налоговой службой административного акта в целях разрешения заявления физического и/или юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, относительно применения налогового законодательства к конкретной будущей ситуации (ситуациям) и (или) сделке.
18 января 2019 г. Правительство Республики Молдова приняло постановление № 18 «Об осуждении антисемитизма и продвижении толерантности».
Правовым актом утверждено Рабочее определение антисемитизма, принятое Международным альянсом в память о Холокосте (IHRA) на пленарном заседании 26 мая 2016 года.
Государственным органам власти поручено выявлять и использовать в своей работе наиболее эффективные средства для предотвращения и борьбы с антисемитизмом, экстремизмом, расизмом и любыми формами дискриминации и нетерпимости.
Постановлением Правительства Республики Молдова от 18 января 2019 г. № 21 установлена среднемесячная заработная плата по экономике, прогнозируемая на 2019 год, в размере 6975 леев (составляет 877,73 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 13 февраля 2019 г.).
18 января 2019 г. Правительство Республики Молдова приняло постановление № 23, которым утверждена Методология анализа последствий в процессе обоснования проектов нормативных актов.
Методологией определен порядок проведения анализа инициативы разработки нормативного акта согласно требованиям анализа ex ante и анализа последствий регулирования предпринимательской деятельности, представленный на основании единого документа.
Согласно документу под действие Методологии подпадают:
• проекты нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
• проекты нормативных актов, содержащие регламентации, оказывающие воздействие на национальный публичный бюджет или некоторые его компоненты;
• проекты нормативных актов, предусматривающие структурные или институциональные преобразования либо реформы органов публичной власти или публичных учреждений.
29 января 2019 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 4 «О предоставлении единовременной денежной помощи получателям пенсий и государственных социальных пособий».
Законопроектом предусмотрено предоставление единовременной помощи в размере 600 леев (составляет 75,50 белорусского рубля) получателям пенсий, начисленных до 1 апреля 2019 г., и получателям государственных пособий, назначенных до вступления в силу данного правового акта, с доходами до 2000 леев (составляет 251,68 белорусского рубля).
29 января 2019 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 5 «О внесении изменений в Закон № 315/2016 «О социальных выплатах на детей».
Законопроектом предусмотрено предоставление ежемесячных пособий в размере 200 леев (составляет 25,17 белорусского рубля) семьям с детьми до 18 лет. Данная выплата будет производиться на каждого ребенка.
По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
Выдача кредита юридическому лицу при наличии просроченной задолженности по кредитному договору в другом банке. В банк Республики Беларусь (далее – банк) обратилось юридическое лицо – резидент (далее – заявитель) за получением кредита. Правомерна ли выдача кредита заявителю при условии наличия у него просроченной задолженности по кредитному договору в другом банке?