Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Молдова за период с 16 по 31 мая 2022 г.

Российская Федерация

Федеральным законом Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 140-ФЗ внесены изменения в ст. 6-9 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующую вопросы единой государственной информационной системы социального обеспечения.

Данная информационная система является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи.

Названным Федеральным законом к задачам такой информационной системы отнесено обеспечение процесса выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также учет сведений о таких гражданах.

Кроме того, расширяется перечень сведений, содержащихся в рассматриваемой информационной системе, за счет включения в него информации:

  • о доходах, являющихся объектом обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
  • о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
  • о доходах физических лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
  • о движимом, недвижимом имуществе (на основании сведений о государственной регистрации такого имущества уполномоченными органами) для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки);
  • о состоящих на государственном учете транспортных средствах, содержащейся в государственном реестре транспортных средств, для выявления граждан, нуждающихся в получении мер социальной защиты (поддержки).

Федеральным законом Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 145-ФЗ внесены изменения в ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую административную ответственность за нарушение прав потребителей.

Так, данная статья дополнена частью 7, предусматривающей ответственность за отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем.

Данное изменение вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

Федеральным законом Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 147-ФЗ внесены изменения в пункт 2 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Так, Федеральным законом предусматривается исключение верхнего возрастного предела на право заключения первого контракта о прохождении военной службы, который равнялся 40 и 30 годам для граждан Российской Федерации и иностранных граждан соответственно. В настоящее время для заключения такого контракта необходимо достижения только 18 лет.

Федеральным законом Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 148-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Федеральным законом предусматриваются нормы, определяющие порядок деятельности единой информационной системы электронных путевок, под которой понимается государственная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий и обеспечивающая сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование сведений, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, и иных сведений, подлежащих представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок.

Данная система предназначена для обеспечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, достоверными сведениями, содержащимися в договоре о реализации туристского продукта, и иными сведениями, подлежащими представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, а также для обеспечения соответствующими сведениями заказчика, потребителей туристского продукта.

Туроператор должен будет передавать в единую информационную систему электронных путевок сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, и иные сведения, подлежащие представлению туроператором в единую информационную систему электронных путевок, по окончании каждого календарного месяца не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае заключения с туристом и/или иным заказчиком туристского продукта договора в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, основные данные о туристе или туристах и информация об их путешествии будут отражаться в виде двухмерного штрихового кода (QR-кода).

Данные изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.

Федеральным законом Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 151-ФЗ внесены изменения в ст. 84 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующую порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц в налоговом органе.

Так, данная статья дополнена нормой, согласно которой заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе, представленное в налоговый орган в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. При этом свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть получено физическим лицом также с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Данное изменение вступает в силу с 1 декабря 2022 г.

20 мая 2022 г. на публичное обсуждение вынесен проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

Документом предлагается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в частности планируется изменение некоторых определений данного Закона.

Так, предлагается под культурной деятельностью понимать деятельность по созданию, выявлению, распространению, сохранению, освоению (изучению) и популяризации культурных ценностей, а также созданию и предоставлению культурных благ. В настоящее время под такой деятельностью понимается деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Также планируется в новой редакции изложить понятие «культурные блага» – это условия и предоставляемые услуги (проводимые работы) организациями культуры и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан и общества в целом. Сейчас под культурными благами понимаются условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Проектом предусматривается дополнение рассматриваемого Закона новыми терминами: «организация культуры» и «организация, осуществляющая деятельность в области культуры». Под организацией культуры предлагается понимать юридическое лицо любой организационно-правовой формы, основным видом деятельности которого в соответствии с учредительными документами является создание, выявление, распространение, сохранение, освоение (изучение) и популяризация культурных ценностей. В свою очередь, к организации, осуществляющей деятельность в области культуры, предлагается отнести юридическое лицо любой организационно-правовой формы, осуществляющее культурную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности либо осуществляющее деятельность, связанную с культурной деятельностью.

Кроме того, предлагается дополнить указанный Закон положением, согласно которому финансовые показатели деятельности организации культуры, созданной в форме государственного (муниципального) учреждения, не являются определяющими при оценке эффективности ее деятельности.

23 мая 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 128090-8 «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ст. 12.38, предусматривающей ответственность за направление лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 указанного Кодекса («Административные правонарушения в области дорожного движения»), постановления по делу об административном правонарушении, которое, как следует из материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, не было совершено. Планируется, что данное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на должностное лицо, подписавшее постановление по делу об административном правонарушении, в размере наложенного административного штрафа, но не менее пяти тысяч российских рублей (составляет 217,65 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 10 июня 2022 г.).

Республика Казахстан

21 мая 2022 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 122-VII «О биологической безопасности Республики Казахстан».

Данный Закон определяет правовые основы государственного регулирования в области биологической безопасности Республики Казахстан и направлен на предотвращение биологических угроз.

Так, под биологической безопасностью понимается состояние защищенности людей и отдельных компонентов природной среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земной поверхности и почвенного слоя, растительного и животного мира и иных организмов (далее – отдельные компоненты природной среды) от опасных биологических факторов, в том числе обеспечиваемое мерами биологической защиты.

Принципами обеспечения биологической безопасности являются:

  • обращение с патогенными биологическими агентами исключительно в невоенных целях: запрещается обращение с патогенными биологическими агентами в целях разработки (создания), производства (изготовления) и (или) накопления запасов, использования бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
  • заблаговременность распознавания биологических угроз: государственные органы при реализации полномочий в области биологической безопасности должны в приоритетном порядке руководствоваться необходимостью профилактики биологических угроз, анализировать и прогнозировать биологические угрозы на основании данных учета и мониторинга в области биологической безопасности;
  • подконтрольность обращения с патогенными биологическими агентами: обращение с патогенными биологическими агентами осуществляется в соответствии с требованиями в области биологической безопасности, соблюдение которых обеспечивается в рамках управления биологическими рисками, применения разрешительного порядка обращения с патогенными биологическими агентами, учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности, государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности;
  • соразмерность мер государственного регулирования: меры профилактики в области биологической безопасности должны быть соразмерны степени опасности биологических факторов, в том числе в соответствии с критериями и классификацией в области биологической безопасности;
  • приоритетность национальных интересов Республики Казахстан: не допускается принятие обязательств в рамках международного сотрудничества, не соответствующих национальным интересам Республики Казахстан, способных нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан или ведущих к утрате независимости Республики Казахстан.

Законом устанавливается перечень основных биологических угроз, к которым отнесены: возникновение чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, воздействующей на потенциально опасные биологические объекты; случай особо опасного инфекционного заболевания человека и/или животных; превышение среднестатистического уровня смертности (летальности) от инфекционных болезней; несанкционированный доступ к патогенным биологическим агентам; низкая квалификация специалистов, недостаток кадров в области биологической безопасности и т.д.

Законом предусматривается создание государственной информационной системы в области биологической безопасности, целью которой будет анализ ситуации, прогнозирования и моделирования биологических рисков, выработки скоординированных и оперативных мер реагирования посредством централизованного учета и мониторинга в области биологической безопасности, управления биологическими рисками, обмена информацией между государственными органами и местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы.

Кроме того, рассматриваемым Законом устанавливаются положения, регламентирующие критерии и классификации в области биологической безопасности, учет и мониторинг в области биологической безопасности, права и обязанности физических и юридических лиц в области биологической безопасности, профилактику в области биологической безопасности, государственный контроль и надзор за соблюдением требований в области биологической безопасности и т.д.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2022 г. № 340 внесены изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 г. № 1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Так, указанное постановление дополнено положением, согласно которому органам государственного управления предоставлено право устанавливать за счет средств местного бюджета стимулирующие надбавки к должностным окладам работников организаций, финансируемых из местного бюджета, по решению соответствующих местных представительных органов. Порядок и условия установления стимулирующих надбавок к должностным окладам работников организаций, финансируемых из местного бюджета, будет определяться соответствующим местным исполнительным органом.

24 мая 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан по вопросам прав человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждения пыток и жестокого обращения».

Законопроектом предусматривается дополнить Уголовный кодекс Республики Казахстан понятием «лицо, выступающее в официальном качестве», под которым планируется понимать лицо, не подпадающее под определения должностного лица или представителя власти, используемые данным Кодексом, обладающее распорядительными полномочиями в отношении лица, содержащегося, проходящего лечение,  обучающегося или воспитываемого на постоянной, временной либо периодической основе в организации, с которой лицо состоит в трудовых отношениях, в том числе: работник учебного, воспитательного, лечебного, медико-социального учреждения (организации), педагог, инструктор, медицинский работник, а также работники по договору.

Предлагается дополнить ст. 75 Уголовного кодекса Республики Казахстан положением, согласно которому отсрочка отбывания наказания не будет применяться в отношении лиц, осужденных за преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления несовершеннолетним в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, террористическое или экстремистское преступление, повлекшее гибель людей либо сопряженное с совершением особо тяжкого преступления, а также преступление, совершенное в составе преступной группы.

Кроме того, планируется изменение ст. 146 данного Кодекса, которая в настоящее время предусматривает уголовную ответственность за совершение пыток. Предлагается название статьи изложить в следующей редакции: «Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки». Под жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением предлагается понимать умышленное причинение физических и (или) психических страданий должностным лицом или лицом, выступающим в официальном качестве, либо другим лицом с их подстрекательства либо с их ведома или молчаливого согласия при отсутствии признаков пыток.

При этом предлагается установить, что не будут признаваться жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением и пыткой физические и (или) психические страдания, причиненные в результате правомерных действий должностных лиц и лиц, выступающих в официальном качестве, либо других лиц.

Указанным Законом предлагается также внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан. В частности, ст. 199, предусматривающую порядок ведения протокола следственного действия, планируется дополнить положением, согласно которому в случае полного фиксирования хода и результатов следственного действия с помощью средств видеозаписи лицо, производящее следственное действие, будет вправе ограничиться кратким изложением полученных фактических данных и установленных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Республика Молдова

20 мая 2022 г. опубликован Закон Республики Молдова от 21 апреля 2022 г. № 110 «О дуальном образовании».

Целью данного Закона является регулирование дуального образования как формы организации профессионально-технического образования, предусмотренной Кодексом об образовании.

Дуальное образование представляет собой форму организации профессионально-технического образования, в ходе которого теоретическое обучение осуществляется в рамках учреждения профессионально-технического образования, а практическое – в рамках единицы в системе дуального образования (далее – единица). При этом под единицей понимается любое юридическое лицо публичного и (или) частного права независимо от формы собственности и организационно-правовой формы и (или) физическое лицо, отвечающее условиям, установленным для профессиональной подготовки учащихся, которые предусмотрены соответствующей программой профессиональной подготовки в форме дуального образования.

Под учащимся в системе дуального образования понимается учащийся, который был зачислен на обучение в рамках авторизованных и аккредитованных программ профессиональной подготовки в форме дуального образования и заключил договор о профессиональной подготовке в системе дуального образования.

Дуальное образование обладает следующими характеристиками:

  • организуется на основании единой базы по инициативе заинтересованной единицы, выступающей в качестве потенциального работодателя, Торгово-промышленной палаты Республики Молдова либо учреждения профессионально-технического образования;
  • обеспечивает альтернативную форму профессиональной подготовки, организованную на основании соглашения о сотрудничестве в системе дуального образования и согласно договору о профессиональной подготовке в системе дуального образования, которые заключаются с единицей и предусматривают практическое обучение учащихся в качестве основной обязанности;
  • обеспечивает практическое обучение учащихся в рамках единицы;
  • обеспечивает выплату единицей ежемесячного вознаграждения учащимся;
  • обеспечивает участие единицы в процессе оценки и сертификации профессиональных компетенций учащихся;
  • основывается на расширенном партнерстве, обеспечивая тем самым сотрудничество между учреждениями профессионально-технического образования, органами публичной власти, экономическим сообществом и ассоциативным сектором.

Программа профессиональной подготовки в форме дуального образования организуется на основе соглашения о сотрудничестве в системе дуального образования, заключаемого между учреждением профессионально-технического образования и единицей либо между учреждением профессионально-технического образования и/или центрами профессиональной подготовки и единицей, которым устанавливаются условия сотрудничества, права и обязанности сторон.

24 мая 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 196 «О внесении изменений в некоторые нормативные акты».

Законопроектом предлагается внесение изменений в Закон Республики Молдова от 31 октября 1995 г. № 619 «Об органах государственной безопасности». В частности, планируется отнести к органам, образующим систему органов государственной безопасности, систему администраций пенитенциарных учреждений.

Предлагается также данный Закон дополнить ст. 16-2, которая будет посвящена системе администрации пенитенциарных учреждений. Предусматривается, что данная система является административным органом исполнительной власти, который осуществляет свои полномочия в пределах, установленных действующим законодательством, в области юстиции, государственной безопасности и общественного порядка, специализирующимся в обеспечении правопорядка, законности и равенства в пенитенциарных учреждениях, безопасности лиц, лишенных свободы, в том числе во время их эскортирования, персонала системы пенитенциарной администрации и лиц, находящихся на территории пенитенциарных учреждений.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Перевод денежных средств по договору дарения
Сафаревич Денис Захарович, юрист

Вопрос: В банк Республики Беларусь обратилась гражданка Республики Беларусь – резидент, которая переводит своему сыну-нерезиденту за пределы Республики Беларусь денежные средства в размере свыше 2000 базовых величин по договору дарения. Валютный договор не зарегистрирован. Каковы действия банка?

Читать подробнее
Календарь событий
13 октября 2022 года
Красовская Виктория Викторовна
Распоряжение государственным имуществом
Подробнее
20 октября 2022 года
Жук Ольга Юрьевна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.