18Окт 2021

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 16 по 30 сентября 2021 г.

Российская Федерация

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 534 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на период с 1 января по 31 декабря 2022 г. продлены контрсанкции, направленные на ограничение импорта сельскохозяйственной продукции из некоторых стран, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

21 сентября 2021 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 543 «О представителях Министерства экономического развития Российской Федерации за рубежом».

Указом вводится институт представителей Министерства экономического развития Российской Федерации за рубежом. В частности, в целях обеспечения интересов Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности вводится новая должность: атташе по экономическим вопросам.

С 1 октября 2021 г. представители Министерства экономического развития России будут направляться в иностранные государства по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и осуществлять свои функции в составе торговых представительств России в иностранных государствах без включения их в штатную численность.

Документом устанавливается, что представители Министерства экономического развития Российской Федерации за рубежом:

  • входят в состав загранаппарата Министерства экономического развития Российской Федерации;
  • осуществляют свои функции в составе торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах без включения в их штатную численность;
  • направляются Министерством экономического развития Российской Федерации в иностранные государства по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 556 «О призыве в октябре–декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» установлено призвать на военную службу с 1 октября по 31 декабря 2021 г. 127 500 граждан России в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе.

Документом также закреплено увольнение с военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин, срок военной службы по призыву которых истек.

16 сентября 2021 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 1564 «О переносе выходных дней в 2022 году».

В соответствии с постановлением в 2022 году переносятся следующие выходные дни:

  • с субботы 1 января на вторник 3 мая;
  • с воскресенья 2 января на вторник 10 мая;
  • с субботы 5 марта на понедельник 7 марта.

В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Исключением являются выходные дни, совпадающие с нерабочими праздничными днями с 1 по 8 января (два выходных дня из числа этих дней Правительство Российской Федерации переносит на другие дни в очередном календарном году).

Таким образом, с учетом положений законодательства по переносу выходных дней в 2022 году в Российской Федерации «новогодние каникулы» для работников продлятся 9 дней (с 1 по 9 января 2022 г.). При этом 31 декабря 2021 г. является также выходным днем.

Продолжительные выходные для граждан Российской Федерации ожидаются также с 6 по 8 марта 2022 г.

В мае 2022 года для граждан Российской Федерации выходными будут дни с 1 по 3 мая и с 7 по 10 мая. В связи с Днем России выходные дни продлятся с 11 по 13 июня 2022 г. Праздновать День народного единства в Российской Федерации будут с 4 по 6 ноября 2022 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2021 г. № 1574 внесены изменения в требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

Документом уточнен порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В частности, для оказания услуг посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» используются сведения, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». Предоставление услуг в электронной форме может осуществляться с использованием информационных систем, интегрированных в установленном порядке с единым порталом и обеспечивающих санкционированный доступ заявителей к функциональности единого портала.

В случае если административный регламент предоставления государственной услуги предполагает несколько вариантов предоставления услуги соответственно единым порталом, порталом услуг, официальным сайтом, обеспечивается возможность получения информации о порядке и сроках предоставления услуги в рамках соответствующего варианта, при этом определение подходящего для заявителя варианта осуществляется автоматически на основе сведений, указанных заявителем.

При осуществлении записи на прием орган (организация) или многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления услуги, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.

В целях записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр заявителю может обеспечиваться возможность одновременно с такой записью направить запрос о предоставлении услуги и приложенные к нему электронные документы, необходимые для предоставления услуги.

Запись на прием может осуществляться посредством информационной системы органа (организации), многофункционального центра, иной информационной системы, которая интегрирована в установленном порядке с единым порталом, порталами услуг или официальными сайтами.

Органом (организацией), предоставляющим услугу, может быть обеспечена возможность автоматизированного принятия решения в отношении результата предоставления услуги в порядке, предусмотренном административным регламентом предоставления услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2021 г. № 1577 утверждены Правила вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях.

С 1 марта 2022 г. вводятся в действие актуализированные правила вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи (содействия) или помощи при чрезвычайных ситуациях, и действуют до 1 марта 2028 г.

Новые правила в целом идентичны действующим правилам (утратят силу
с 1 марта 2022 г.), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 232, за исключением отдельных юридико-технических правок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 г. № 1618 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 и постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1365.

С 1 октября 2021 г. вводится порядок предоставления отчета о переводах денежных средств по зарубежным электронным кошелькам, если сумма зачисленных средств превышает 600 000 российских рублей (составляет 20 672,4 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 13 октября 2021 г.).

Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа представляется в течение 30 дней по окончании отчетного квартала, в котором сумма средств, зачисленных на электронное средство платежа, превысило начиная с первого числа отчетного года сумму в денежном выражении 600 000 российских рублей. При этом отчет по такому электронному средству платежа и подтверждающие документы представляются за период с начала отчетного года или с даты получения права использования электронного средства платежа по последнюю дату отчетного квартала, в котором такое превышение возникло.

В отношении каждого электронного средства платежа представляется отдельный отчет с подтверждающими документами.

Физическое лицо – резидент представляет в налоговый орган отчет ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным.

В отношении всех счетов (вкладов), открытых в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также в отношении всех электронных средств платежа представляется один отчет. В случае, если электронное средство платежа используется несколькими лицами, отчет представляется каждым физическим лицом.

Постановлением также скорректированы формы отчетов о движении финансовых активов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

С 1 марта 2022 г. вводится в действие новый порядок ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих их производство и изготовление.

Реестр является федеральной информационной системой, содержащей сведения о медицинских изделиях и об организациях (индивидуальных предпринимателях), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. Ведение реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в электронном виде путем внесения реестровых записей с присвоением уникального номера реестровой записи в реестр.

Документом установлен перечень сведений, который содержит реестр. В частности, реестр должен содержать фотографические изображения электронного носителя и интерфейса программного обеспечения для программного обеспечения, являющегося медицинским изделием, в том числе программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта (если имеется), а также электронные образы эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие и регистрационного удостоверения на медицинское изделие.

Кроме того, постановлением закреплено, что выписка из реестра предоставляется в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и направляется заинтересованному лицу посредством почтового отправления или официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в сети Интернет или федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Постановление действует до 1 марта 2028 г.

22 сентября 2021 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 1254708-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению насилия в отношении граждан и (или) нанесение вреда собственному здоровью путем публичного распространения информации, оказывающей деструктивное воздействие либо создающей угрозу деструктивного воздействия на граждан с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет). За данное преступление проектом Федерального закона предлагается установить один из следующих видов ответственности:

штраф в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей (составляет от 10 336,2 до 24 117,8 белорусского рубля) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев;

  • обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • ограничение свободы на срок до трех лет.

Под информацией, оказывающей деструктивное воздействие на граждан либо создающей угрозу деструктивного воздействия на граждан, понимаются любые фото-, видео-, аудио- и текстовые материалы, основным содержанием которых является умышленное применение насилия в отношении граждан и (или) нанесение вреда собственному здоровью либо признание указанных действий правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

23 сентября 2021 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона Российской Федерации № 1254865-7 «О внесении изменений в статьи 24 и 249 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается ввести новое основание прекращения судом уголовного дела – неявка в судебное заседание частного обвинителя без уважительных причин.

27 сентября 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона
№ 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»
.

Законопроектом предусматривается, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Согласно документу систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Кроме того, проект Закона закрепляет единую структуру региональных органов власти в Российской Федерации, принципы их работы и механизм взаимодействия, а также определяет особенности осуществления законодательного процесса и конкретизирует порядок внесения регионами законопроектов в Государственную Думу Российской Федерации.

Наименованием должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием субъекта Российской Федерации. Срок полномочий «Главы» в соответствии с законопроектом составляет 5 лет.

Проектом Закона предлагается признать утратившим силу с 1 января 2023 г. действующий в настоящее время Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

28 сентября 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона Российской Федерации № 1256975-7 «О внесении изменений в статьи 22.1 и 22.2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Законопроектом предлагается установить необходимость предоставления в регистрирующий орган физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, а также индивидуальным предпринимателем при внесении изменений в сведения о нем, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, в случае если данное физическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, автобусами, троллейбусами и трамваями.

Кроме того, проектом Закона предлагается внести изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в части допуска отдельных категорий лиц к управлению легковыми такси, автобусами, трамваями и троллейбусами при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.

28 сентября 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона Российской Федерации № 1256989-7 «О внесении изменения в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается с 1 сентября 2022 г. не допускать к управлению легковыми такси и общественным транспортом лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за отдельные виды преступлений.

Так, проект Закона предусматривает ограничение на осуществление перевозок пассажиров легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за следующие преступления:

  • убийство;
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
  • похищение человека;
  • грабеж, разбой;
  • преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • преступления против общественной безопасности;
  • преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
  • преступления против мира и безопасности человечества, являющиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации тяжкими и особо тяжкими преступлениями;
  • аналогичные преступления, предусмотренные законодательством иностранных государств – членов Евразийского экономического союза.

Законопроектом также предлагается установить обязанность для работников, трудовая деятельность которых непосредственно связана с управлением транспортными средствами при осуществлении перевозок пассажиров, до 1 марта 2023 г. представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. В свою очередь работодатель обязан отстранить от осуществления трудовых функций работника, не выполнившего данное требование.

30 сентября 2021 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона Российской Федерации № 1258295-7 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

В числе расходных обязательств Российской Федерации, относящихся к сфере социального обеспечения населения, законопроектом предлагается следующее:

  • в 2022 году размер материнского (семейного) капитала на первого ребенка установить в сумме 503 237,10 рубля (составляет 17 338,53 белорусского рубля). В свою очередь, при рождении (усыновлении) второго ребенка и последующих детей материнский капитал увеличивается на 161 772 рубля (составляет 5573,69 белорусского рубля) и предлагается установить его в размере 665 009,10 рубля (составляет 22 912,22 белорусского рубля)
  • размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, предлагается установить в сумме 311 044,50 рубля (составляет 10 716,73 белорусского рубля);
  • размер индексации сумм, выплачиваемых на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, составит 1,04;
  • размер индексации пособий, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими пособия детям военнослужащих и лицам, проходящим службу в некоторых правоохранительных органах, составит 1,04.

30 сентября 2021 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации зарегистрирован проект Федерального закона Российской Федерации № 1258300-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Законопроектом предлагается с 1 января 2022 г. установить минимальный размер оплаты труда: 13 617 рублей в месяц (составляет 469,16 белорусского рубля).

С 1 января 2021 г. размер минимальной оплаты составляет 12 792 рубля в месяц (составляет 440,74 белорусского рубля). Таким образом, размер минимальной оплаты труда с 2022 года может увеличиться на 825 рублей (составляет 28,42 белорусского рубля) (рост на 6,4 %).

Республика Казахстан

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2021 г. № 644 утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию теневой экономике на 2021–2023 годы.

Для снижения уровня теневой экономики разработан ряд предложений, направленных на совершенствование налогового и таможенного администрирования, обеспечение благоприятной конкуренции и эффективное распределение бюджетных средств, защиту интересов населения от нелегального бизнеса, создание благоприятной бизнес-среды в отраслях экономики.

В соответствии с документом основными причинами ухода экономики в тень являются:

  • несовершенство экономических, инфраструктурных стимулов для снижения наличной формы расчета;
  • административные барьеры и недостаточный уровень государственной поддержки открытого предпринимательства;
  • негативное влияние нелегальной деятельности;
  • недостаточные меры стимулирования граждан и предпринимателей для добровольного выхода из теневой экономики;
  • снижение уровня социальной защищенности населения в условиях кризиса экономики.

В соответствии с мерами, разработанными Правительством Республики Казахстан, планируется, что уровень теневого оборота в экономике в % к ВВП в 2021 году составит не более 21,5 %, в 2022 году – не более 19,9 %, в 2023 году – не более 18,2 %.

22 сентября 2021 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2022–2024 годы».

Законопроектом предлагается установить в Казахстане с 1 января 2022 г.:

  • минимальный размер заработной платы – 60 000 тенге (составляет 349,07 белорусского рубля);
  • минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 19 450 тенге (составляет 113,16 белорусского рубля);
  • минимальный размер пенсии – 46 302 тенге (составляет 269,38 белорусского рубля);
  • месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан – 3063 тенге (составляет 17,82 белорусского рубля);
  • величину прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 36 018 тенге (составляет 209,55 белорусского рубля).

28 сентября 2021 г. на публичное обсуждение вынесен проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам усиления административной ответственности за экологические нарушения».

Законопроект направлен на усиление административной ответственности за экологические правонарушения в государственных национальных природных парках Республики Казахстан.

Предлагается усилить ответственность должностных, физических и юридических лиц за нарушение требований лесного законодательства, законодательства в области особо охраняемых природных территорий, растительного и животного мира путем увеличения уровня штрафов за соответствующие административные правонарушения.

Украина

27 сентября 2021 г. Президентом Украины подписан Указ № 487/2021 «О Национальной стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине на 2021–2026 годы».

В соответствии с Указом становление демократического, правового и социального государства тесно связано с развитием гражданского общества как сферы общественной деятельности граждан, которые объединяются для принятия совместных решений, а также защиты прав и интересов, достижения общего блага, в том числе во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими институтами и бизнесом.

Важным признаком устойчивости гражданского общества является функционирование институтов гражданского общества, через которые граждане и общественные группы обеспечивают самоорганизацию, представительство, реализацию и защиту прав и интересов.

Целью реализации Стратегии является создание благоприятных условий для развития общественной инициативы и самоорганизации, формирования и деятельности институтов гражданского общества; налаживание взаимодействия между гражданами, институтами гражданского общества и органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе для реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, удовлетворения общественных интересов, обеспечения общественного участия в принятии и реализации властных решений.

Стратегия базируется на следующих принципах: самоуправления гражданского общества, равенства возможностей, участия и инклюзивности, партнерства, прозрачности и подотчетности, взаимной ответственности всех субъектов реализации Стратегии.

Указом определены следующие стратегические направления для содействия развитию гражданского общества в Украине:

  • обеспечение эффективных процедур общественного участия в формировании и реализации государственной политики на национальном и региональном уровнях, решении вопросов местного значения;
  • создание благоприятных условий для формирования и институционального развития институтов гражданского общества;
  • стимулирование участия институтов гражданского общества в социально-экономическом развитии Украины;
  • создание благоприятных условий для межведомственного сотрудничества.

Реализация Стратегии осуществляется органами государственной власти в партнерстве с институтами гражданского общества, международными организациями, другими заинтересованными учреждениями, организациями.

17 сентября 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6069 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины относительно дискриминации беременных женщин и других лиц, осуществляющих уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста».

Законопроектом предлагается разрешить привлечение к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление в командировку беременных женщин, матерей, родителей или других законных представителей ребенка до достижения им трехлетнего возраста только с их письменного согласия.

20 сентября 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 6074 «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» относительно совершенствования механизма предотвращения и противодействия домашнему насилию».

Законопроектом предлагается определить, что к специальным мерам по противодействию домашнему насилию относится профилактическая работа в семье, в которой выявлен факт домашнего насилия, путем проведения процедуры «Голубые карточки». Процедура «Голубые карточки» проводится уполномоченными подразделениями органов Национальной полиции Украины и заключается в заполнении различных формуляров, с помощью которых формируется личное дело для каждой семьи, в которой выявлено домашнее насилие.

Процедура «Голубые карточки» проводится путем заполнения следующих формуляров:

  • формуляра «А» – заполняется полицейским с подробным изложением всех обстоятельств дела;
  • формуляра «В» – заполняется пострадавшим лицом и передается работнику органов Национальной полиции Украины;
  • формуляра «С» – заполняется сотрудниками полиции в отношении лица, подозреваемого в совершении насилия в семье, а также составляется индивидуальный план мер помощи пострадавшему лицу;
  • формуляра «D», в котором сотрудниками полиции обосновывается необходимость участия подозреваемого в коррекционно-образовательных программах.

Из формуляров «А», «В», «С», «D» формируется личное дело для каждой семьи, в которой выявлен факт домашнего насилия.

21 сентября 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона «Об ограничении производства и обращения пластиковой продукции одноразового использования на территории Украины».

Цель законопроекта заключается в уменьшении образования отходов, предотвращении негативного влияния пластиковой продукции одноразового использования на окружающую среду и здоровье людей.

Проектом Закона предусматривается:

  • ограничение производства, оборота и ввоза на таможенную территорию Украины отдельных видов пластиковой продукции одноразового использования и оксорозкладной пластиковой продукции;
  • установление требований по маркировке отдельных видов такой продукции и определение видов продукции, для которых такая маркировка обязательна;
  • введение государственного рыночного надзора и контроля пластиковой продукции одноразового использования;
  • установление ответственности за нарушение требований в сфере ограничения оборота пластиковой продукции одноразового использования на территории Украины.

Законопроектом предлагается запретить следующие виды пластиковой продукции одноразового использования:

  • гигиенические ватные палочки (за исключением тех, которые используются в учреждениях здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения или предоставлении реабилитационной помощи); емкости, изготовленные из пенополистирола;
  • мешалки для напитков;
  • соломинки для напитков (за исключением тех, которые используются в учреждениях здравоохранения при осуществлении медицинского обслуживания населения или предоставлении реабилитационной помощи);
  • палочки, которые прикрепляются к воздушным шарам;
  • пластиковые емкости в форме блистерных упаковок или лотков с крышками или без них, предназначенные для готовых пищевых продуктов, потребляемых на месте или которые берутся на вынос;
  • шпажки; столовые приборы (пластиковые вилки, ножи, ложки, палочки);
  • тарелки.

23 сентября 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6084 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за подделку документов, касающихся проведения прививок».

Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Украины нормой, устанавливающей ответственность за незаконные действия с документами, касающимися проведения профилактических прививок.

За использование лицом заведомо поддельных документов, подтверждающих проведение профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней, проектом Закона предлагается установить штраф от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (составляет от 1597,25 до 3194,5 белорусского рубля) или ограничение свободы на срок до двух лет.

В свою очередь, за внесение медицинским работником заведомо ложных сведений в соответствующей медицинской документации о проведении профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней предлагается установить штраф от двух до четырех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (составляет от 3194,5 до 6389 белорусского рубля) или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

За изготовление с целью сбыта, сбыт поддельных документов, подтверждающих проведение профилактических прививок против особо опасных инфекционных болезней, устанавливается штраф от пяти до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (составляет от 7986,26 до 15 972,52 белорусского рубля) или лишение свободы на срок до трех лет.

28 сентября 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6112 «О внесении изменений в ст. 51 Регламента Верховной Рады Украины относительно усиления ответственности за несоблюдение дисциплины и норм этики народными депутатами на пленарном заседании».

Законопроектом предлагается установить ответственность в отношении народных депутатов за нарушение дисциплины и норм этики на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины: лишение народного депутата права принимать участие в пленарных заседаниях (до пяти пленарных заседаний).

29 сентября 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 6018-2 «Об экологическом страховании и гарантии возмещения вреда, причиненного в результате деятельности, которая представляет повышенную экологическую опасность».

Законопроект разработан с целью обеспечения реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного нарушением права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду в результате деятельности, представляющей повышенную экологическую опасность.

Проектом Закона вводится обязанность субъектов хозяйствования, деятельность которых представляет повышенную экологическую опасность, иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью или имуществу физических лиц и физических лиц –предпринимателей, имуществу юридических лиц всех форм собственности и территориальных общин, в форме договора экологического страхования или банковской гарантии.

Документ предусматривает создание Бюро экологических гарантий и страхования как единого объединения страховщиков, имеющих право осуществлять экологическое страхование. Бюро будет являться юридическим лицом после государственной регистрации в форме некоммерческого объединения и содержаться за счет средств страховщиков.

Республика Молдова

Законом Республики Молдова от 23 сентября 2021 г. № 120 внесены изменения в Конституцию Республики Молдова.

Законом установлено, что судьи судебных инстанций назначаются на должность до достижения ими предельного возраста Президентом Республики Молдова по предложению Высшего совета магистратуры. Президент Республики Молдова может только один раз отклонить кандидатуру, предложенную Высшим советом магистратуры. В свою очередь, решения о назначении судей и их карьере должны приниматься на основе объективных критериев, основанных на заслугах и прозрачной процедуре. Продвижение или перевод судей осуществляется только с их согласия.

Законом в Конституцию добавляются новые нормы, касающиеся роли и состава Высшего совета магистратуры. Так, гарантом независимости судебной власти является Высший совет магистратуры.

Высший совет магистратуры состоит из 12 членов: шести судей, избранных общим собранием судей, представляющих все уровни судебных инстанций, и шести лиц, обладающих высокой профессиональной репутацией и личной неподкупностью, с опытом работы в области права или в другой соответствующей области, которые не работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти и не принадлежат к политической партии.

В соответствии с Законом кандидаты на должность члена Высшего совета магистратуры, не входящие в состав судей, отбираются путем конкурса на основе прозрачной процедуры и назначаются Парламентом тремя пятыми голосов избранных депутатов. Члены Высшего совета магистратуры избираются или назначаются на шестилетний срок без возможности пребывания в должности два срока.

17 сентября 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона № 245 «О внесении изменений в Закон об адвокатуре № 1260/2002».

Проект Закона направлен на совершенствование требований к осуществлению адвокатской деятельности.

Законопроектом предлагается освобождать от прохождения профессиональной стажировки лиц, имеющих стаж работы в должности судьи или прокурора не менее десяти лет, если в течение шести месяцев после отставки с соответствующей должности они подали заявление об участии в квалификационном экзамене.

Также проектом Закона предлагается обязать лиц, освобожденных от прохождения профессиональной стажировки, до участия в квалификационном экзамене посещать курсы Центра подготовки адвокатов в объеме не менее 20 часов в области этики адвоката, управления профессией и в других сферах.

30 сентября 2021 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона № 261 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Молдова № 154/2003».

Законопроектом предлагается дополнить Трудовой кодекс Республики Молдова нормой о предоставлении выходных дней работникам в случае временной приостановки учебного процесса в физическом режиме. Так, в случае временной приостановки образовательного процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, в чрезвычайных ситуациях, с принятием компетентными органами специальных мер по обеспечению безопасности, защиты жизни и здоровья населения с согласия работодателя предоставляются выходные для одного из родителей или опекуна по присмотру за детьми на весь период приостановки учебного процесса в физическом режиме с выплатой компенсации в размере не менее 50 процентов от основной заработной платы сотрудника. Такие выходные дни могут предоставляться:

  • родителям или опекунам детей до 12 лет, состоящих на учете в образовательном учреждении;
  • родителям или опекунам детей-инвалидов, состоящих на учете в образовательном учреждении.

Проектом Закона предлагается выходные дни предоставлять по просьбе одного из родителей или опекуна посредством подготовки заявления об их личной ответственности, подписанного обоими родителями, за исключением семей с одним родителем или опекуном, который будет присматривать за ребенком в течение указанного периода. Если в результате проверок будет установлено, что оба родителя были в отпуске в одно и то же время, последующая возможность получения пособия аннулируется.

Законопроектом предлагается, чтобы такое пособие выплачивалось работодателем. В некоторых случаях пособие может выплачиваться частично или полностью из государственного бюджета.

Также проектом Закона предлагается дополнить Трудовой кодекс нормой о сокращенном режиме рабочей деятельности с распределением рабочего времени в течение недели на уровне подразделения не менее чем для 25 % от числа работников в подразделении в следующих случаях:

  • в одностороннем порядке в случае чрезвычайного, осадного и военного положения или чрезвычайного положения в области здравоохранения;
  • с письменного согласия заинтересованных сотрудников в случае неблагоприятной экономической ситуации, трудностей с поставками сырья или энергии, исключительных погодных условий, трансформации, реструктуризации или модернизации предприятия или любых других исключительных обстоятельств.

Сокращенный режим рабочей деятельности может быть установлен на срок до 3 месяцев подряд, но не более 5 месяцев в году. Однако такой сокращенный режим проектом Закона предлагается не применять в отношении:

  • работодателей в государственном секторе;
  • работодателей, деятельность которых приостановлена или которые находятся в процессе банкротства, ликвидации;
  • работодателей, у которых имеется задолженность перед национальным публичным бюджетом на момент подачи заявления.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок