02Ноя 2021

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан, Украины и Республики Молдова за период с 1 по 15 октября 2021 г.

Российская Федерация

Указом Президента Российской Федерации от 4 октября 2021 г. № 573 установлен новый праздник – День отца, который будет отмечаться в третье воскресенье октября.

Праздник направлен на укрепление института семьи и повышение значимости отцовства в воспитании детей.

7 октября 2021 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 1705 «О едином реестре результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».

В соответствии с постановлением с 1 января 2022 г. вступает в силу новый порядок формирования и ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единого реестра, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

Документ признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № 131, которое регулировало аналогичные правоотношения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 г. № 1706 установлена на 2022 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности.

Хозяйствующим субъектам предписано привести численность иностранных работников в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2022 г. При этом необходимо руководствоваться правилами трудового законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. № 1712 внесены изменения в пункт 84 требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов.

Постановлением скорректированы требования к техническому состоянию надувных аттракционов.

Документом предусмотрено увеличение допустимой глубины канавок на поверхности платформы игровой площадки, предназначенной для прыгания, стартового и конечного участка, участка скольжения с 2 до 10 процентов.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. № 1723 утверждены Правила предоставления сведений, содержащихся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации, в том числе перечня указанных сведений и сроков их предоставления, и перечня обезличенных персональных данных, содержащихся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации.

При этом организационно-правовые основы формирования и ведения указанного единого федерального информационного регистра установлены Федеральным законом Российской Федерации от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

В соответствии с постановлением сведения предоставляются государственным органам, многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, избирательным комиссиям, нотариусам, физическим лицам и их представителям (в части сведений, составленных в отношении данного лица). Сведения предоставляются на основании запроса и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью оператора системы.

Также постановлением определены перечень указанных сведений и сроки их предоставления.

Правила начнут действовать с 1 января 2022 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. № 1733 утверждены Правила ведения перечня иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр, и состава информации, включаемой в перечень иностранных лиц, осуществляющих переводы в пользу нелегальных операторов лотерей или нелегальных распространителей, нелегальных организаторов азартных игр.

Правила определяют порядок ведения перечня иностранных поставщиков платежных услуг, оказывающих услуги по приему платежей, переводу денежных средств, в том числе электронных денежных средств, путем осуществления операций с использованием электронных средств платежа по поручению физического лица нелегальным операторам лотерей или нелегальным распространителям и организаторам азартных игр. Указанный перечень ведется Федеральной налоговой службой Российской Федерации путем его размещения в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Службы.

Кроме этого, постановлением установлен состав информации, включаемой в указанный перечень, в число которой входит полное и сокращенное наименование иностранного поставщика платежных услуг, место его нахождения, номер счета и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. № 1737 утверждены Правила переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

С 1 марта 2022 г. вступает в силу новый порядок переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», прекурсоров, в том числе наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, изъятых из незаконного оборота.

В свою очередь, юридические лица, осуществляющие переработку, представляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 1 марта сведения о переработанных наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах за предыдущий год по соответствующей форме.

Утвержденные постановлением Правила действуют до 1 марта 2028 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2021 г. № 1754 утверждены Требования к проверке простой электронной подписи, которой в соответствии с частями 5 и 23 статьи 14.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подписаны согласия на обработку персональных данных и биометрических персональных данных, при хранении указанных согласий».

Документом установлены требования к простой электронной подписи, используемой для подписания согласия на обработку персональных данных. Проверка подлинности простой электронной подписи осуществляется оператором, которому предоставлено согласие на обработку персональных данных, посредством сервиса единой системы идентификации и аутентификации.

С использованием сервиса единой системы идентификации и аутентификации обеспечивается проверка подлинности простой электронной подписи, ключ которой хранится в системе не менее 5 лет, а также в случае замены лицом, подписавшим согласие на обработку персональных данных, ключа простой электронной подписи.

Кроме того, результат проверки предоставляется оператору в электронной форме.

6 октября 2021 г. на публичное обсуждение вынесен проект постановления Российской Федерации «Об утверждении требований к средствам размещения, используемым для осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности».

Проектом предлагается с 1 марта 2022 г. установить требования, которым должны будут соответствовать сельские средства размещения туристов. В частности, к таким средствам размещения предлагается отнести сельские гостевые дома, фермерские дома, сельские хижины, избы, юрты, шале, бунгало, дома рыбака, коттеджи.

Кроме того, документом определены требования к прилегающей территории, зданию, техническому оборудованию и оснащению сельского средства размещения, к номерам, услугам и персоналу.

7 октября 2021 г. на публичное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил оказания услуг инструктором-проводником в Российской Федерации».

Проектом предложен порядок оказания услуг инструктором-проводником при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения.

В частности, проектом постановления определен порядок информирования об услугах, порядок заключения и исполнения договора, права и обязанности исполнителя и потребителя, их ответственность.

Услуги оказываются инструктором-проводником на основании договора, заключаемого в любой форме. К существенным условиям договора в соответствии с документом относятся:

  • сведения об исполнителе: фирменное наименование и место нахождения (адрес) – для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – для индивидуального предпринимателя или физического лица; сведения о государственной регистрации – для индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика; адрес электронной почты;
  • сведения об услугах: точное наименование и описание услуг (информация о туристском маршруте); цена услуг; отметка об оплате потребителем полной цены услуг либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • условия изменения и расторжения договора;
  • сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий в случае нарушения условий договора, адрес для направления потребителем претензии;
  • другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.

13 октября 2021 г. на публичное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по применению телемедицинских технологий».

Проектом постановления предлагается провести эксперимент по получению гражданами медицинской помощи посредством телемедицинских консультаций.

Эксперимент направлен на расширение возможностей проведения телемедицинских консультаций, повышение доступности медицинской помощи: постановку первичного и (или) окончательного диагноза путем проведения телемедицинских консультаций; оказание телемедицинских услуг в рамках оказания плановой, неотложной и экстренной медицинской помощи, назначение и коррекцию ранее назначенного лечения.

При оказании медицинской помощи посредством телемедицины не допускается постановка окончательного диагноза по заболеваниям, включенным в перечни социально значимых заболеваний, и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Результатом телемедицинской консультации является представленное в форме электронного документа медицинское заключение.

Кроме того, документом определен перечень субъектов экспериментального правового режима, а также требования и ограничения, соблюдение которых является обязательным.

Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.

Республика Казахстан

Законом Республики Казахстан от 12 октября 2021 г. № 67-VIІ ЗРК внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты отдельных категорий граждан.

Законом предусматривается введение пособия гражданам, осуществляющим уход за лицами с инвалидностью первой группы. Устанавливаются различные размеры месячных пособий по инвалидности в зависимости от степени тяжести заболевания детей:

  • детям-инвалидам до семи лет – 1,40 прожиточного минимума (составляет 271,92 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 1 ноября 2021 г.);
  • детям-инвалидам с семи до восемнадцати лет первой группы – 1,92 прожиточного минимума (составляет 372,92 белорусского рубля);
  • детям-инвалидам с семи до восемнадцати лет второй группы – 1,59 прожиточного минимума (составляет 308,82 белорусского рубля);
  • детям-инвалидам с семи до восемнадцати лет третьей группы – 1,40 прожиточного минимума (составляет 271,92 белорусского рубля);
  • инвалидам с детства первой группы – 1,92 прожиточного минимума (составляет 372,92 белорусского рубля);
  • инвалидам с детства второй группы – 1,59 прожиточного минимума (составляет 308,82 белорусского рубля);
  • инвалидам с детства третьей группы – 1,20 прожиточного минимума (составляет 233,07 белорусского рубля);
  • инвалидам первой группы – 1,92 прожиточного минимума (составляет 372,92 белорусского рубля);
  • инвалидам второй группы – 1,53 прожиточного минимума (составляет 297,17 белорусского рубля);
  • инвалидам третьей группы – 1,04 прожиточного минимума (составляет 201 белорусский рубль).

Документом утверждено предоставление права на одновременное получение пособия по инвалидности и по случаю потери кормильца. Также Законом закреплено сохранение очереди на жилье после достижения ребенком совершеннолетия семьям, воспитывающим детей с инвалидностью.

Кроме того, документом определен порядок предоставления услуг санаторно-курортного лечения, протезно-ортопедической помощи, а также правила предоставления услуг средствами жестового языка, индивидуального помощника, техническими средствами реабилитации и сроки их замены.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2021 г. № 713 «О переносе дней отдыха в 2022 году» переносятся следующие дни:

  • с субботы 5 марта 2022 г. на понедельник 7 марта 2022 г.;
  • с субботы 27 августа 2022 г. на понедельник 29 августа 2022 г.

При этом первый день Курбан-айта, отмечаемого по мусульманскому календарю, а также 7 января – православное Рождество являются выходными днями независимо от применяемых режимов работы и графиков сменности.

11 октября 2021 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается установить административную ответственность за следующие виды правонарушений:

  • за нарушение обязанности соблюдения нотариальной тайны, адвокатской тайны и тайны юридического консультанта;
  • за оказание туристских услуг туроператорами и (или) турагентами без заключенного агентского договора на реализацию туристского продукта;
  • за реализацию ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней без экспертного заключения;
  • за нарушение порядка организации питания обучающихся и приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей в государственных организациях образования;
  • за отсутствие экономического эффекта от реализации бюджетных инвестиций, определяемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
  • за нарушение режима особо охраняемых природных территорий;
  • за непринятие мер учредителем (учредителями) по переводу обучающихся для продолжения обучения в другие организации образования в случае лишения лицензии на занятие образовательной деятельностью или ликвидации организации образования.

Также проектом Закона предлагается усилить ответственность за нарушение требований пользования животным миром и правил охоты, за вовлечение и (или) допуск граждан Республики Казахстан в возрасте до двадцати одного года в занятия азартными играми и (или) пари на деньги, вещи и иные ценности, а также за наличие двойного гражданства у лиц, занимающих должности государственных служащих и руководителей квазигосударственных организаций.

13 октября 2021 г. вынесены на публичное обсуждение проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменения в Закон Республики Казахстан «О политических партиях».

Целью законопроектов является обеспечение присутствия и учет мнения в представительной ветви власти женщин, молодежи и лиц с инвалидностью, а также их привлечение к активной работе в жизнедеятельности государства.

Проекты документов нацелены на устранение социального дисбаланса в обществе. Предполагается, что совершенствование правовых механизмов формирования представительных органов власти позволит учитывать мнение более широкой категории граждан в решении наиболее актуальных социальных проблем.

Ожидается, что принятие предлагаемых законопроектов будет способствовать:

  • повышению уровня правовой и политической культуры общества для обеспечения равенства полов во всех сферах жизнедеятельности;
  • диверсификации избирательных программ посредством выдвижения различных кандидатов;
  • активному вовлечению женщин, молодежи и лиц с инвалидностью для проявления их гражданской позиции;
  • всестороннему рассмотрению и решению социально-экономических, правовых проблем;
  • социально-экономическому развитию общества.

Украина

6 октября 2021 г. Президентом Украины подписан Указ № 504/2021 «О символике Министерства цифровой трансформации Украины».

Указом утверждены эмблема и флаг Министерства цифровой трансформации Украины, которые являются официальными отличительными символами Министерства цифровой трансформации Украины, указывающими на принадлежность к этому Министерству.

Определено, что флаг Министерства цифровой трансформации Украины устанавливается в служебном кабинете Вице-премьер-министра Украины – Министра цифровой трансформации Украины, может устанавливаться на административных зданиях и сооружениях, где размещается Министерство цифровой трансформации Украины.

Изображения эмблемы и флага Министерства цифровой трансформации Украины может воспроизводиться на печатной, информационной и сувенирной продукции, кино-, видео- и фотоматериалах, выдаваемых Министерством цифровой трансформации Украины или по его заказу.

1 октября 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 6125 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Украины, Хозяйственный процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины по улучшению доступа к правосудию».

Цель законопроекта состоит в обеспечении расширения доступа лиц к правосудию в гражданском, хозяйственном и административном судопроизводстве.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в ст.ст. 43, 177 и 212 Гражданского процессуального кодекса Украины о прекращении необходимости направления бумажных копий документов, подаваемых в суд в электронной форме. Аналогичные изменения предлагается внести в Хозяйственный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства Украины.

5 октября 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект Закона Украины № 6134 «О защите прав потребителей».

Проектом Закона предлагается определить принципы, на которых основывается защита прав потребителей в соответствии с принципами Европейского союза.

Законопроектом предлагается распространить действие Закона Украины «О защите прав потребителей» на сферу пищевой продукции в части экономических прав потребителя (при нарушении условий договора купли-продажи (доставки) пищевой продукции в интернет-магазинах, при обозначении цены продажи пищевой продукции).

Кроме того, законопроектом предлагается:

  • определить права и обязанности потребителей в электронной торговле;
  • закрепить перечень информации о продукции и субъекте хозяйствования, которую лицо должно предоставлять при осуществлении электронной торговли;
  • внедрить предоставление субъектами хозяйствования документов, подтверждающих гарантийные обязательства, в электронной форме.

12 октября 2021 г. в Верховную Раду Украины внесен проект Закона Украины № 6172 «О дошкольном образовании».

Проектом Закона предлагается усовершенствовать функционирование системы дошкольного образования.

Законопроектом предлагается создать действенный механизм реализации, охраны и защиты конституционного права ребенка на дошкольное образование в соответствии с естественными и индивидуальными образовательными потребностями личности, а также заложить законодательную основу для развития системы дошкольного образования, повышения качества образования и образовательной деятельности. Предполагается, что такие изменения будут способствовать существенному росту интеллектуального, культурного, духовно-нравственного потенциала общества и личности.

Проектом Закона также регулируются вопросы равного доступа детей к качественному дошкольному образованию, в частности:

  • доступности для лиц с особыми образовательными потребностями;
  • обеспечения качества дошкольного образования;
  • аттестации и сертификации педагогических работников; ресурсного (информационного, научно-методического, материально-технического) обеспечения;
  • основ осуществления институционального аудита;
  • прав и обязанностей участников образовательного процесса; 
  • назначения на должность руководителя заведения дошкольного образования (по результатам конкурсного отбора).

8 октября 2021 г. Верховной Радой Украины зарегистрирован проект постановления Верховной Рады Украины № 6154 «О дополнительных мерах по противодействию распространения коронавирусной болезни (COVID-19)».

Проект постановления разработан с целью обеспечения непрерывной работы Верховной Рады Украины в условиях пандемии COVID-19 путем усиления противоэпидемического режима в помещениях административных зданий Верховной Рады Украины.

В частности, проектом постановления предлагается установить, что на период действия карантина допуск в помещение административных зданий Верховной Рады Украины народных депутатов Украины, работников Аппарата Верховной Рады Украины, помощников-консультантов народных депутатов Украины и других посетителей, а также представителей средств массовой информации разрешается только при наличии документа, подтверждающего получение вакцинации
от COVID-19 одной или несколькими дозами вакцин, или отрицательного результата тестирования на COVID-19 методом ПЦР, или справки о выздоровлении лица от COVID-19, если лицо переболело не более чем за 6 месяцев до предъявления документа.

Республика Молдова

Законом Республики Молдова от 7 октября 2021 г. № 132 внесены изменения в Исполнительный кодекс Республики Молдова № 443/2004.

Документом установлено, что по исполнительным документам, относящимся к требованиям, размер которых не превышает 12 средних заработных плат по экономике (составляет 14 187,62 белорусского рубля), обращение взыскания на недвижимое имущество должника может производиться только в следующих случаях:

  • если у должника нет другого имущества, на которое может обращаться взыскание;
  • если у должника есть имущество, на которое может обращаться взыскание, однако оно не может быть реализовано или не может покрыть размер взыскиваемого требования при условии, что недвижимое имущество, на которое обращается взыскание, не является единственным жильем должника.

Необоснованный отказ должника в предоставлении судебному исполнителю необходимой информации, пояснений и доказательств, а также намеренное предоставление неполной информации о наличии и стоимости движимого имущества или доходов, которые могут быть использованы для полного покрытия требования, позволяет перейти к принудительному обращению взыскания на недвижимое имущество, даже если размер требования не превышает 12 средних заработных плат по экономике.

Кроме того, Законом скорректирован перечень имущества и доходов должника, на которые не может быть обращено взыскание.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок