01Июн 2022

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Молдова за период с 1 по 15 мая 2022 г.

Российская Федерация

Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 120-ФЗ внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации.

Документом устанавливается, что не будет являться разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов).

По выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) данное согласие может быть представлено в отношении всех сведений, полученных налоговым органом, или их части. Указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме. Формат и порядок направления указанного согласия, порядок представления налоговым органом сведений, составляющих налоговую тайну, иному лицу в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 131-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

Принятыми изменениями предусматривается, что доставка обязательных федеральных экземпляров всех видов печатных изданий и аудиовизуальной продукции будет осуществляться производителями в Российскую государственную библиотеку (ранее доставка осуществлялась в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)).

Кроме того, на Российскую государственную библиотеку возлагается обязанность по направлению обязательного экземпляра фонограмм и видеофильмов в Российскую национальную библиотеку.

Данные изменения вступают в силу с 30 августа 2022 г.

Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 132-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Федеральным законом предусматривается, что резиденты вправе осуществлять валютные операции с предоставлением денежных средств по соглашению о финансировании участия в кредите (займе), передачей (возвратом) денежных средств по соглашению о финансировании участия в кредите (займе).

Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 133-ФЗ внесены изменения в статью 15 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Торгово-промышленная палата Российской Федерации наделяется правом определения торгово-промышленных палат, которые могут свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы, возникшие при исполнении договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности, на опубликование перечня указанных торгово-промышленных палат, а также на установление порядка выдачи такими палатами соответствующих заключений.

Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 134-ФЗ внесены изменения в статью 72 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации».

Документом устанавливается, что налоговые органы представляют имеющиеся у них сведения о доходах физических лиц в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, Пенсионному фонду Российской Федерации по запросам указанных органов и фонда в целях предоставления мер социальной защиты (поддержки), установленных законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 135-ФЗ внесены изменения в статью 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», определяющую недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, запреты и обязанности, налагаемые на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).

Так, недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, будут являться условия, которые нарушают не только правила, установленные данным Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, но и международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом установлен перечень недопустимых условий договора, ущемляющий права потребителя, к которым будут относиться:

  • условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);
  • условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;
  • условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права;
  • условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров;
  • условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя и т.д.

Также установлен запрет для продавца (исполнителя, владельца агрегатора) на отказ в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), будут возмещаться продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) в полном объеме.

Данные изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 г.

7 мая 2022 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 826, которым внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода».

В соответствии с названным постановлением поставка газа, а также услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям на территории Российской Федерации для потребителей, использующих природный газ для обеспечения постоянного горения Вечного огня и периодического горения Огня памяти на воинских захоронениях и мемориальных сооружениях, находящихся вне воинских захоронений, указанных в реестре, ведение которого осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, осуществляется без взимания с них средств.

12 мая 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 122117-8 «О внесении изменения в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается дополнить ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующую вопросы необходимой обороны, положением, согласно которому не будут являться превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, направленные на защиту от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для его жизни или проживающих с ним лиц, или с непосредственной угрозой применения такого насилия, либо на защиту своего имущества при незаконном проникновении посягающего лица в его жилище.

13 мая 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 122990-8 «О внесении изменения в статью 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается дополнить примечанием ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающую административную ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Данным примечанием планируется установить, что не будет являться административным правонарушением, предусмотренным частью 3 данной статьи (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом),  неиспользование земельных участков, которые предоставлены гражданам, имеющим трех и более детей, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, из-за отсутствия инженерной и (или) транспортной инфраструктур, необходимых для использования участков по целевому назначению.

15 мая 2022 г. на публичное обсуждение вынесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается регламентировать вопрос участия в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи.

Так, предлагается установить, что при наличии технической возможности суд вправе по ходатайству подсудимого принять решение о его участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи. Суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе может принять решение об участии в судебном заседании подсудимого путем использования систем видео-конференц-связи также в случаях, когда имеются обстоятельства, исключающие возможность его участия в судебном заседании непосредственно.

Также предлагается установить, что в целях обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства и при наличии технической возможности суд вправе будет при рассмотрении уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях по ходатайству любой из сторон принять решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видео-конференц-связи.

Планируется предусмотреть, что в случаях участия в судебном заседании подсудимого путем использования систем видео-конференц-связи участие защитника будет являться обязательным, а также, что не будет допускаться участие подсудимого в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей.

Кроме того, предлагается дополнить Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ст. 474.1, в которой будет регламентироваться порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве. Планируется, что ходатайство, заявление, жалоба, представление, не содержащие охраняемую федеральным законом тайну, при наличии технической возможности могут быть поданы в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, и должны быть подписаны лицом, направившим такой документ, усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также предлагается закрепить, что судебное решение, за исключением решения, содержащего сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающие безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, решения по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности, может быть изготовлено в форме электронного документа, который будет подписываться судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Республика Казахстан

3 мая 2022 г. Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан № 118-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации».

Так, законы Республики Казахстан от 8 августа 2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан» и от 27 июля 2007 г. «Об образовании» дополнены новым термином «травля (буллинг) ребенка», под которым понимается систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг).

Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации» дополнен ст. 18-4, регулирующей порядок подачи и рассмотрения заявлений по вопросам рассмотрения фактов кибербуллинга на интернет-ресурсах в отношении ребенка.

Так, гражданин либо законный представитель ребенка в случае выявления в отношении ребенка фактов кибербуллинга вправе в письменном виде или в форме электронного документа обращаться в уполномоченный орган с заявлением о совершаемых фактах кибербуллинга в отношении ребенка с указанием наименования интернет-ресурса, в котором происходят противоправные действия.

Заявление по фактам кибербуллинга в отношении ребенка рассматривается экспертной группой в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

В рассмотрении заявления отказывается, если в содержании заявления не указан интернет-ресурс, на котором совершаются факты кибербуллинга в отношении ребенка.

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. «Об образовании» также дополнен понятием «онлайн-обучение», под которым понимается форма обучения по конкретным направлениям подготовки кадров, при которой обучающийся получает высшее и (или) послевузовское образование посредством информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет для взаимодействия между педагогом и обучающимся вне зависимости от пространственного и временного расстояния.

Новыми понятиями дополнен и Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 г. «Об информатизации». В частности, определено, что сервис обмена мгновенными сообщениями – это программное обеспечение, предназначенное и (или) используемое пользователями для обмена мгновенными сообщениями либо их передачи конкретно определенному лицу (определенным лицам) в режиме реального времени с использованием сетей телекоммуникаций, за исключением программного обеспечения, предназначенного для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции.

Также в названный Закон введено понятие «онлайн-платформа» – интернет-ресурс и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для распространения информации пользователем посредством созданной им персональной страницы путем размещения, приема и (или) передачи знаков и (или) сигналов, и (или) голосовой информации, и (или) письменного текста, и (или) изображения, и (или) звуков, и (или) сообщений конкретно определенному или неопределенному кругу лиц, за исключением интернет-ресурса и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции.

Кроме того, рассматриваемый Закон дополнен ст. 18-2, регулирующей деятельность иностранной онлайн-платформы и сервиса обмена мгновенными сообщениями на территории Республики Казахстан.

Для осуществления деятельности на территории Республики Казахстан собственники и (или) иные законные представители иностранной онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, среднесуточный доступ к которым в течение месяца составляет более ста тысяч пользователей, находящихся на территории Республики Казахстан, назначают своего законного представителя по взаимодействию с уполномоченным органом в области средств массовой информации.

Уполномоченный орган в области средств массовой информации вправе:

  • в целях проверки сведений о количестве пользователей онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями запрашивать у онлайн-платформы или сервиса обмена мгновенными сообщениями информацию о количестве пользователей в сутки;
  • в случае, если онлайн-платформа или сервис обмена мгновенными сообщениями не установят программу для определения количества пользователей информационным ресурсом в Интернете, собственными ресурсами определять количество их пользователей.

Законный представитель иностранной онлайн-платформы, осуществляющий взаимодействие с уполномоченным органом в области средств массовой информации, в течение двадцати четырех часов после получения предписания уполномоченного органа обязан принять меры по удалению информации, признанной кибербуллингом в отношении ребенка.

Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 г. «О статусе педагога» дополнен положением, согласно которому педагог, подготовивший победителя, призера международных олимпиад по общеобразовательным предметам по перечню, определяемому уполномоченным органом в области образования, поощряется единовременным вознаграждением за счет бюджетных средств.

12 мая 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О развитии агломераций».

Законопроектом определяются правовые и организационные условия формирования и функционирования агломераций, критерии и порядок отнесения населенных пунктов к агломерациям, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в сфере развития агломераций, система управления агломерациями.

Под агломерацией предлагается понимать локальную систему, состоящую из столицы или города республиканского значения или города областного значения (центра агломерации) с численностью населения свыше пятисот тысяч человек и расположенных вокруг него урбанизированных населенных пунктов, имеющих между собой повседневные трудовые, производственные, социально-культурные и иные связи, а также тенденцию к территориальному слиянию друг с другом.

Отнесение населенных пунктов к агломерациям предлагается осуществлять при одновременном наличии следующих критериев:

  • наличие центра агломерации – столицы, города республиканского значения или города областного значения (центра агломерации) с численностью населения свыше пятисот тысяч человек;
  • не менее пятнадцати процентов трудоспособного населения населенных пунктов участвует в ежедневной маятниковой миграции (туда и обратно) в центр агломерации.

Предлагается создать Национальный совет по агломерациям, который будет являться консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан, создаваемым в целях межведомственной координации вопросов развития агломераций, а также разрешения вопросов организационной, информационной и аналитической поддержки развития агломераций.

Также предусматривается создание местных советов агломераций, которые будут являться органом управления Центра развития агломерации.

Полномочия местного совета агломерации будут следующие:

  • выработка предложений по определению целей, задач и мер стимулирования в сфере социально-экономического развития агломерации;
  • одобрение Плана развития агломерации;
  • составление и опубликование на интернет-ресурсах ежегодного отчета о развитии агломерации;
  • избрание исполнительного органа Центра развития агломерации;
  • мониторинг и анализ деятельности Центра развития агломерации, утверждение планов его деятельности, а также ежеквартальных и годовых отчетов о его деятельности и т.д.

Республика Молдова

5 мая 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 167 «О внесении изменений в Закон о благотворительности и спонсорстве».

Предлагается предусмотреть, что целью Закона Республики Молдова от 31 октября 2002 г. № 1420 «О благотворительности и спонсорстве» будет являться установление основной нормативной базы, касающейся благотворительной и спонсорской деятельности, осуществляемой юридическими и (или) физическими лицами, а также государственных гарантий для благотворительной и спонсорской деятельности, определение форм их поддержки органами центрального и местного публичного управления.

Предлагается обновление терминологического аппарата данного Закона, а также целей осуществления благотворительной деятельности.

Так, целями благотворительной деятельности могут быть оказание поддержки в следующих областях:

  • образование и обучение лиц, распространение и накопление знаний;
  • наука, культура и искусство;
  • спорт, физическая культура и социальный, культурный и спортивный туризм;
  • здравоохранение;
  • социальная защита лиц с ограниченными возможностями, других социально уязвимых лиц и групп;
  • создание новых рабочих мест;
  • искоренение бедности;
  • продвижение мира, предупреждение и преодоление гражданских, общественных, национальных и религиозных конфликтов и т.д.

Также предлагается установить, что спонсоры и пользователи спонсорской деятельности обязаны заключить соответствующий договор, а также, что спонсорская деятельность не может осуществляться из бюджетных финансовых средств.

12 мая 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 180 «О внесении изменений в Закон о зеленых насаждениях городских и сельских населенных пунктов».

Законопроектом предлагается дополнить Закон Республики Молдова от 23 сентября 1999 г. № 591 «О зеленых насаждениях городских и сельских населенных пунктов» понятием «охрана зеленых насаждений», под которым будет пониматься комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на сохранение, воспроизводство и устойчивое расширение зеленых насаждений.

Также данный Закон предлагается дополнить ст. 19-1, регламентирующей строительство на территории зеленых насаждений. Планируется установить, что на территории зеленых насаждений будет запрещено строительство любых объектов капитального строительства, за исключением объектов социально-культурного назначения.

К объектам социально-культурного назначения, разрешенным для строительства на территории зеленых насаждений, планируется отнести летние театры, концертные площадки, постройки для музеев под открытым небом, объекты культурного наследия, памятники, ансамбли памятников и другие объекты для удовлетворения культурно-художественных потребностей населения.

Кроме того, предлагается предусмотреть положение, согласно которому физические и (или) юридические лица, желающие разместить в зеленых насаждениях, находящихся в публичной собственности, совместимые с назначением зеленых насаждений объекты социально-экономической деятельности, должны получить на это разрешение органа местного публичного управления, который определяет месторасположение объектов и их площадь.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок