01Апр 2022

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Молдова за период с 1 по 15 марта 2022 г.

Российская Федерация

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 35-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Платежным агентам предоставлено право приема от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей наличных денежных средств с применением банкоматов для их последующего зачисления на банковские счета таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • наличие возможности получения оператором по переводу денежных средств информации об изъятии банковским платежным агентом (субагентом) из банкомата наличных денежных средств, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • исполнение банковским платежным агентом (субагентом) обязанности по сдаче оператору по переводу денежных средств наличных денежных средств, принятых от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) в срок не более трех рабочих дней с момента их изъятия из банкомата, расположенного на территории муниципального образования с численностью населения менее десяти тысяч человек, и в срок не более одного рабочего дня с момента изъятия наличных денежных средств из банкомата, расположенного на территории муниципального образования с численностью населения более десяти тысяч человек.

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 38-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Отягчающим наказание обстоятельством признается совершение преступления в отношении несовершеннолетнего лицом, проживающим совместно с ним, либо иным лицом (не только несущим обязанность по надзору за несовершеннолетним), осуществляющим трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Исключается возможность назначения условного осуждения лицам, признанным виновными в незаконных изготовлении и обороте порнографических материалов или предметов, если такие деяния совершены в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Усиливается уголовная ответственность за понуждение несовершеннолетних к действиям сексуального характера, если такие действия имеют групповой характер либо совершаются с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, или лицами, имеющими судимость за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Указанные деяния признаются тяжкими преступлениями.

Кроме того, вводится уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

Также Федеральным законом внесены изменения в ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Так, в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно.

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 39-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Принятыми изменениями взамен единого государственного реестра автомобильных дорог, действующего на основании ст. 10 указанного Федерального закона, создается система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов.

Данная система представляет собой федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и использование информации об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, о частных автомобильных дорогах общего пользования, дорожной деятельности, данных об объеме и использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации, муниципальных дорожных фондов, а также результатах оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования.

Также внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», согласно которым перевозочные документы, такие как договор фрахтования, путевой лист, заказ и заявка грузоотправителя, могут формироваться в виде электронных документов. Также Федеральным законом регламентируются отдельные вопросы, связанные с использованием электронного путевого листа.

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 41-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом устанавливается, что при уплате административного штрафа юридическим лицом, являющимся субъектом малого или среднего предпринимательства, привлеченным к административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения либо участие в нем, не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа он может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

При этом в случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 43-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается законодательное закрепление термина «конфликт интересов в сфере физической культуры и спорта», под которым понимается ситуация, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) физических лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организатором официального спортивного соревнования (юридическим лицом) или с организацией, участвующей в подготовке и проведении соответствующего официального спортивного соревнования, лиц, непосредственно участвующих в официальном спортивном соревновании, иных связанных с ними лиц в получении лично либо через посредника материальной выгоды или иного преимущества в целях манипулирования официальным спортивным соревнованием, в том числе путем использования имеющейся в распоряжении в связи с осуществлением должностных обязанностей или обязанностей по гражданско-правовому договору инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение своих обязанностей.

Также Федеральным законом к случаям противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования отнесены использование, распространение и (или) предоставление полученной физическим лицом инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта, а также непринятие мер по предотвращению конфликта интересов в этой сфере.

Непосредственно под инсайдерской информацией в сфере физической культуры и спорта понимается информация, составляющая коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также иная информация, определяемая в качестве таковой общероссийской спортивной федерацией в отношении развиваемого ею вида (видов) спорта и (или) проводимых ею официальных спортивных соревнований либо профессиональной спортивной лигой в отношении проводимого ею профессионального спортивного соревнования. К такой информации не может быть отнесена общедоступная информация, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, а также информация, опубликованная в средствах массовой информации.

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 44-ФЗ внесены изменения в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Федеральным законом вводится норма, устанавливающая контроль за законностью получения денежных средств. Согласно установленным требованиям разрешается обращать в доход Российской Федерации поступившие на счета в банках и иных кредитных организациях денежные средства лица, замещающего (занимающего) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, или лица, замещавшего (занимавшего) такую должность и уволившегося до завершения проверки достоверности и полноты названных сведений, в случае, если сумма этих денежных средств превышает совокупный доход указанных лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении таких денежных средств не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.

Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 45-ФЗ внесены изменения в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 3 ноября 1996 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Федеральный закон устанавливает правило, согласно которому собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Ранее не предусматривалось ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам автономного учреждения.

Под автономным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.

Федеральным законом Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 47-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам с изъятием из хранилищ банков.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается запрет на применение упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.

Федеральным законом Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 51-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно которым поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении признаются только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, уточняется порядок взаимодействия органов дознания, органов предварительного следствия и территориальных органов страховщиков при решении вопросов о возбуждении уголовных дел о преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядок принятия следователем процессуальных решений по указанным вопросам.

Федеральным законом Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 60-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Устанавливается порядок организации и проведения дистанционного электронного голосования, а также предусматриваются гарантии обеспечения наблюдения при его проведении.

Дистанционное электронное голосование проводится с использованием государственной автоматизированной системы «Выборы», а также иных государственных информационных систем, в том числе региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям к проведению дистанционного электронного голосования, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Взамен членов комиссий с правом совещательного голоса в участковых, территориальных и окружных избирательных комиссиях, комиссиях референдума предусматривается назначение большего количества наблюдателей.

Федеральный закон предусматривает упразднение института избирательных комиссий муниципальных образований. Полномочия по организации и проведению выборов и референдумов муниципального уровня возлагаются на территориальные и участковые комиссии.

Также устанавливается обязанность для кандидатов, политических партий информировать избирателей, участников референдума о наличии в агитационных материалах высказываний физических лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также физических лиц, включенных в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Вводятся новые ограничения пассивного избирательного права для лиц, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, судимость которых снята или погашена, – до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, а также для лиц, осужденных за понуждение к действиям сексуального характера, совершенное в отношении несовершеннолетнего, и иные насильственные действия в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста.

Названный Федеральный закон дополняется новым институтом утраты статуса кандидата. Так, если кандидат в установленный срок не представил ни одного из документов для регистрации кандидата, он признается утратившим статус, а если партия не представила ни одного документа для регистрации списка кандидатов, ее кандидаты признаются утратившими статус.

2 марта 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации».

Указом устанавливаются меры, направленные на обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации.

Так, предусмотрено выделение финансовых средств аккредитованным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий (далее – аккредитованные организации), на улучшение жилищных условий работников этих организаций и обеспечение повышения уровня их заработной платы, а также обеспечение предоставления льготных кредитов по ставке, не превышающей 3 процентов, на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов.

Кроме того, предусматривается предоставление гражданам Российской Федерации, работающим в аккредитованных организациях, права на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях).

3 марта 2022 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 90 «О некоторых вопросах размещения текстов правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Документом уточнен статус Официального интернет-портала правовой информации ( www.pravo.gov.ru). Так, Указом устанавливается, что Официальный интернет-портал правовой информации является единым официальным государственным информационно-правовым ресурсом в Российской Федерации (в законодательстве ранее было закреплено лишь положением о том, что названный Портал входит в состав государственной системы правовой информации, является сетевым изданием и федеральной государственной информационной системой, а также источником официального опубликования правовых актов).

Тексты правовых актов с внесенными в них изменениями, размещаемые на Официальном интернет-портале правовой информации начиная с 1 июля 2022 г., являются официальными.

Порядок размещения текстов правовых актов с внесенными в них изменениями на Официальном интернет-портале правовой информации определяется Федеральной службой охраны Российской Федерации по согласованию с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Предусмотрено, что с 1 июля 2022 г. Федеральная служба охраны Российской Федерации будет подготавливать тексты законов о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и правовых актов Президента Российской Федерации с учетом изменений, внесенных в них после указанной даты, и размещать эти тексты на Портале. Исключение составляют правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Федеральная служба охраны Российской Федерации уполномочена утверждать единые технические требования к выпуску, машинной (интеллектуальной) обработке, размещению, хранению и распространению текстов правовых актов в электронном виде, а также единые форматы разметки этих текстов.

Документом уточнено, что тексты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, в том числе с внесенными в них изменениями, распространяемые в электронном виде Научно-техническим центром правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации и органами государственной охраны, являются официальными.

Ранее статус правовых актов с внесенными в них изменениями не был нормативно определен.

2 марта 2022 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 279 «О государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов».

Согласно документу оператором системы «Платформа «Центр хранения электронных документов» (далее – платформа), обеспечивающим ее создание, развитие и эксплуатацию, является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Кроме того, постановлением утверждено Положение о государственной информационной системе «Платформа «Центр хранения электронных документов», которое определяет цели и задачи создания платформы, состав и назначение подсистем платформы, функции платформы, участников платформы и их полномочия, принципы обеспечения защиты информации, содержащейся в платформе.

Под подлинником архивного документа в электронном виде понимается документированная информация, представленная в электронной форме, которая может быть идентифицирована и подлежит хранению в силу значимости указанной информации для граждан, общества и государства.

Платформа создается в целях обеспечения возможности постоянного и временного хранения, поиска и обработки подлинников архивных документов в электронном виде с обеспечением их сохранности, аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения.

Задачей создания платформы является автоматизация процессов комплектования, регистрации, хранения, обработки и использования подлинников архивных документов в электронном виде, включая в том числе разработку справочно-поисковых средств платформы, обеспечивающих поиск и обработку указанных документов.

В соответствии с Положением платформа обеспечивает выполнение следующих функций:

  • автоматизированное комплектование подлинников архивных документов в электронном виде, прием-передача подлинников архивных документов в электронном виде для хранения, автоматизированная проверка состава и целостности передаваемых на хранение подлинников архивных документов в электронном виде;
  • регистрация подлинников архивных документов в электронном виде;
  • хранение подлинников архивных документов в электронном виде;
  • обеспечение сохранности, аутентичности, целостности и пригодности для использования на протяжении всего срока хранения подлинников архивных документов в электронном виде;
  • обеспечение непрерывной процедуры подтверждения аутентичности подлинников архивных документов в электронном виде, подлежащих постоянному хранению;
  • обеспечение возможности использования подлинников архивных документов в электронном виде, в том числе предоставление подлинников архивных документов в электронном виде или их копий по запросам участников платформы;
  • обработка подлинников архивных документов в электронном виде;
  • обеспечение возможности интеграции с другими государственными информационными системами для осуществления информационного обмена данными;
  • защита информации от несанкционированного доступа, искажения, удаления или блокирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2022 г. № 281 утверждены Правила представления информации в государственную информационную систему электронных перевозочных документов и технических требований к информационным системам электронных перевозочных документов.

Указанные Правила устанавливают перечень видов информации, представляемой в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (далее – государственная информационная система), условия, порядок, сроки и форматы представления такой информации, а также порядок доступа органов государственной власти Российской Федерации и операторов информационных систем электронных перевозочных документов к информации, содержащейся в государственной информационной системе.

Срок представления электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них, оператором информационной системы в государственную информационную систему не должен превышать 10 минут с момента получения такой информации от участников информационного взаимодействия, которыми являются грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, фрахтователь и фрахтовщик.

Также названным постановлением установлены Технические требования к информационным системам электронных перевозочных документов, которыми предусмотрены условия, порядок, сроки, форматы представления информации в государственную информационную систему, а также условия доступа к ней.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г.

10 марта 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 84949-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Проектом Федерального закона предлагается перечень разрешенных валютных операций между резидентами, предусмотренный ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», дополнить операциями, связанными с расчетами и переводами в иностранной валюте в соответствии с соглашением о финансировании участия в кредите.

Также предлагается дополнить названный Федеральный закон понятием «соглашение о финансировании участия в кредите», под которым понимается предоставление одним лицом (внешним участником) финансирования другому лицу (уполномоченному банку) для выдачи (возмещения ранее выданного) кредита (займа) с передачей риска невозврата указанного кредита (займа) от уполномоченного банка внешнему участнику.

10 марта 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 85017-8 «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

В соответствии с проектом Федерального закона политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права.

Так, Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права, или за оказание поддержки и популяризацию русского языка или культуры народов России.

Законопроектом предлагается предоставлять Российской Федерацией политическое убежище указом Президента Российской Федерации.

Вместе с тем предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. При этом согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

15 марта 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 87131-8 «О семейных поместьях и семейных поселениях в Российской Федерации».

Проект Федерального закона направлен на регулирование отношений, связанных с предоставлением гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и свободных от прав третьих лиц, и созданием на данных земельных участках семейных поместий и семейных поселений.

Под семейным поместьем понимается земельный участок с находящимся на нем индивидуальным жилым домом и иными строениями вспомогательного использования, иным имуществом, на котором из поколения в поколение постоянно проживают члены семьи (граждане Российской Федерации, связанные между собой родством и (или) свойством), ведущие хозяйство, при котором внедряются экологические системы земледелия, сельскохозяйственное производство осуществляется с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, обеспечивается проживание в благоприятной окружающей среде, осуществляются мероприятия по охране природы, возрождаются исконные народные обряды, праздники и ремесла, популяризируется здоровый образ жизни.

В свою очередь, под семейным поселением проектом Федерального закона понимается создаваемое гражданами населенное образование, состоящее из семейных поместий и земель общего пользования, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры и иного имущества общего пользования.

Республика Казахстан

3 марта 2022 г. Президент Республики Казахстан подписал Указ № 826 «О проведении встреч акимов с населением».

Данный Указ принят в целях дальнейшей демократизации общества, информирования населения о проводимых в стране реформах, повышения прозрачности, ответственности, подотчетности местных исполнительных органов.

Согласно документу акимам всех уровней предусмотрено проводить в течение года встречи с населением для информирования об основных направлениях нового курса модернизации Казахстана с акцентом на социальные вопросы, волнующие население, и разъяснения путей и сроков решения проблемных вопросов.

Так, акимам всех уровней предписано:

  • проводить по требованию населения и при необходимости встречи с населением вне календаря;
  • обеспечить с учетом технических возможностей проведение встреч с организацией онлайн-трансляций с обязательной возможностью комментирования населением на официальных аккаунтах в социальных сетях, а также при необходимости видеоконференцсвязи;
  • проводить не более одной четверти от запланированного для встречи времени с презентацией доклада, остальную часть времени – в формате «вопросы-ответы».

До проведения встреч с населением акимам областей, городов республиканского значения, столицы обеспечить:

  • создание комиссии по сбору запросов и предложений населения для создания пула проблемных вопросов, в том числе с участием членов собрания местного сообщества и общественных советов;
  • сбор, анализ запросов и предложений от населения, поступивших на интернет-портал открытых данных и блог-платформу акимов, а также в других формах коммуникации;
  • проведение информационно-агитационной работы в средствах массовой информации, в том числе в региональных печатных изданиях, на радио, официальных интернет-ресурсах и веб-портале «электронного правительства», интернет-портале открытых данных, а также на официальных аккаунтах акиматов (аппаратов акимов), в социальных сетях и общедоступных местах;
  • организацию объявления о проведении встречи акима с населением:
    • за две недели до дня встречи, проводимой акимом области, города республиканского значения и столицы, района, города областного и районного значения;
    • за неделю до дня встречи, проводимой акимом села, поселка, сельского округа, района в городе.

Акиматам и аппаратам акимов необходимо привлекать к встречам широкую аудиторию заинтересованных лиц, в том числе депутатов маслихатов, представителей партий, общественных организаций и оппозиции.

1 марта 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях».

Проект Закона регулирует общественные отношения, связанные с порядком признания профессиональных квалификаций физического лица, претендующего на осуществление определенного рода занятий, вида трудовой деятельности в национальной системе квалификаций.

Под профессиональной квалификацией понимается степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии.

Законопроектом предусмотрено два способа признания профессиональных квалификаций:

  • на обязательной основе – проводится путем лицензирования, аттестации, сертификации, уведомления о начале деятельности физических лиц, тестирования, проведения квалификационных экзаменов;
  • на добровольной основе – проводится путем сертификации кандидата, претендующего на осуществление определенного рода занятий, трудовой деятельности, который обратился самостоятельно и (или) по направлению работодателя.

Также проектом Закона определяются права кандидатов на прохождение процедуры признания профессиональных квалификаций, условия и порядок признания профессиональных квалификаций на добровольной основе.

Кроме того, для вхождения в систему признания профессиональных квалификаций на добровольной основе предусмотрены следующие меры стимулирования:

  • предоставление кандидатам, направляемым работодателями, гарантий и льгот в порядке, установленном трудовым законодательством;
  • учет признания профессиональных квалификаций при декларировании деятельности работодателя;
  • выдача единоразового ваучера безработным лицам, обратившимся в центр занятости населения в качестве ищущих работу. На основании данного ваучера безработное лицо пройдет признание профессиональной квалификации за счет средств республиканского бюджета;
  • субсидирование отдельных расходов при создании центров признания профессиональных квалификаций в отдельных отраслях (сферах) государственного управления по профессиям.

Республика Молдова

10 марта 2022 г. принят Закон Республики Молдова № 26 «О некоторых мерах по отбору кандидатов на должность члена органов самоуправления судей и прокуроров».

Закон принят в целях повышения неподкупности будущих членов Высшего совета магистратуры, Высшего совета прокуроров и их специализированных органов, а также в целях повышения доверия общества к деятельности органов самоуправления судей и прокуроров и в целом к системе правосудия.

Документ регулирует правоотношения, связанные с процедурой оценки неподкупности кандидатов на должность члена Высшего совета магистратуры, Высшего совета прокуроров, а также кандидатов на должность членов их специализированных органов, в качестве обязательного этапа процесса отбора кандидатов и их избрания или назначения на соответствующие должности.

Положения названного Закона применяются к кандидатам на должность члена Высшего совета магистратуры, Коллегии по отбору и карьере судей, Коллегии по оценке деятельности судей, Дисциплинарной коллегии судей, Высшего совета прокуроров, Коллегии по отбору и перемещению прокуроров, Коллегии по оценке деятельности прокуроров, Коллегии по дисциплине и этике в подчинении Высшего совета прокуроров.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 2 марта 2022 г. № 129 утверждена Программа цифровой трансформации малых и средних предприятий.

Целью Программы является поддержка малых и средних предприятий (далее – МСП) путем предоставления безвозмездной финансовой поддержки для оцифровки собственного бизнеса, а также упрощения доступа на внутренние и внешние рынки.

В процессе реализации Программы предусматривается достижение следующих конкретных целей:

  • развитие у предпринимателей навыков в области планирования и внедрение дружественных бизнес-практик для цифрового преобразования не менее 40 % бенефициаров;
  • предоставление финансовой поддержки для внедрения планов цифровой трансформации не менее 150 МСП;
  • увеличение конкурентного преимущества и портфеля клиентов МСП не менее чем на 20 %;
  • развитие электронной коммерции, содействие процессу сокращения оборота наличных денежных средств и развитие курьерских услуг не менее чем для 20 % компаний-бенефициаров.

Программа предлагает интегрированный подход к поддержке МСП путем внедрения цифровых инструментов с целью развития производительности и конкурентоспособности местных предприятий и состоит из следующих компонентов:

  • компонент I – осознание, информирование, продвижение и оповещение, включающие пакет комплексных мероприятий, осуществляемых на национальном и местном уровнях, для продвижения Программы и распространения информации о внедрении всех этапов, в том числе путем распространения информации об успешных предприятиях;
  • компонент II – безвозмездная финансовая поддержка, которая предоставляется в виде безвозмездного финансирования (гранта), направленного на содействие переходу бенефициара Программы на электронную торговлю, приобретение оборудования и программного обеспечения в целях инноваций и внедрения новых технологий в процессе цифровой трансформации, а также в целях устранения или минимизации рисков, связанных с рынком;
  • компонент III – мониторинг, наставничество и оценка, направленные на оценку реализации инвестиционных проектов, выявление и снижение рисков, которые могут вызвать кризисные ситуации, определение тактики общения с бенефициарами невозмещаемых финансовых ресурсов.

Срок реализации Программы составляет 36 месяцев с возможностью продления на основе имеющихся дополнительных финансовых средств.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 2 марта 2022 г. № 130 внесены изменения в Нормы медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Республики Молдова от 19 января 2009 г. № 12.

В настоящее время медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств проводится семейным врачом или Медицинской комиссией по медицинскому освидетельствованию водителей и кандидатов в водители транспортных средств (далее – Комиссия). Комиссия создается приказом руководителя публичного медико-санитарного учреждения, наделенного правом ее создания. В состав Комиссии входят следующие профильные врачи-специалисты: терапевт, офтальмолог/оптометрист, невролог. При необходимости могут привлекаться и другие профильные врачи-специалисты, в том числе медицинские ассистенты.

Также указанные Нормы дополнены Перечнем заболеваний (состояний), при которых консультация Комиссии является обязательной. К таким заболеваниям, в частности, относятся офтальмологические заболевания, психические расстройства, алкоголизм и т.д.

Постановлением Правительства Республики Молдова от 9 марта 2022 г. № 142 внесены изменения в пункт 1 Постановления Правительства Республики Молдова от 9 марта 2010 г. № 165 «О гарантированном минимальном размере заработной платы в реальном секторе».

В соответствии с документом начиная с 1 апреля 2022 г. гарантированный минимальный размер заработной платы в реальном секторе (на хозрасчетных предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы), исчисленный из средней продолжительности рабочего времени 169 часов в месяц, составит 20,71 лея в час (составляет 3,45 белорусского рубля с учетом курса Национального банка Республики Беларусь, установленного на 30 марта 2022 г.), или 3500 леев в месяц (составляет 583,87 белорусского рубля).

11 марта 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 74 «О внесении изменений в Закон о государственной пенсионной системе».

Законопроектом предлагается закрепить следующее: если лицо с ограниченными возможностями не явилось на медицинское переосвидетельствование по иным причинам, нежели тяжелое состояние здоровья, подтвержденное медицинским учреждением, то выплата ему пенсии прекращается со следующего месяца. В настоящее время выплата пенсии прекращается при неявке таких лиц в любом случае, несмотря на причину.

Также предлагается изложить в новой редакции ч. 4 ст. 32 Закона Республики Молдова от 14 октября 1998 г. № 156 «О государственной пенсионной системе», которой установлены следующие сроки назначения пенсий в зависимости от их вида:

  • пенсии по возрасту назначаются со дня возникновения права на пенсию;
  • пенсии по ограничению возможностей назначаются со дня вынесения Национальным консилиумом решения об установлении степени ограничения возможностей;
  • пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти кормильца.

11 марта 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 75 «О внесении изменения в статью 5 Закона о государственных закупках».

Законопроектом предлагается исключить из сферы действия Закона Республики Молдова от 3 июля 2015 г. № 131 «О государственных закупках» порядок заключения договоров, предметом которых является предоставление услуг по профессиональной подготовке безработных.


Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок