Сохранить в избранное

Экспресс-бюллетень законодательства Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Молдова за период с 1 по 15 апреля 2022 г.

Российская Федерация

Федеральным законом Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 79-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Так, установлено, что федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о государственном финансировании в размере 100 процентов сметной стоимости производства и проката следующих национальных фильмов:

  • художественные (игровые), документальные (неигровые) и анимационные фильмы, являющиеся дебютными фильмами режиссеров-постановщиков – выпускников федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, реализующих основные образовательные программы высшего образования в области кинематографии по специальности «Режиссура кино и телевидения» или по творческо-исполнительской специальности «Режиссура аудиовизуальных искусств (по видам)», в течение пяти лет после получения ими высшего образования;
  • документальные (неигровые), в том числе научно-популярные фильмы;
  • уникальные авторские анимационные фильмы.

Федеральным законом также вводятся определения указанных видов фильмов. Например, под художественным (игровым) фильмом понимается фильм, который создан в художественной форме средствами актерской игры и имеет в основе сюжет, воплощенный в сценарии и интерпретируемый режиссером-постановщиком.

Федеральным законом Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 80-ФЗ внесены изменения в статьи 6 и 18 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Документом уточнены полномочия заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору в части осуществления координации деятельности органов государственного пожарного надзора в некоторых федеральных органах исполнительной власти, к ведению которых относятся вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Федеральным законом Российской Федерации от 1 апреля 2022 г. № 88-ФЗ внесены изменения в статью 13 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Документом установлены полномочия председателя Следственного комитета Российской Федерации по организации воспитательной, психологической и культурно-просветительской работы, а также работы по развитию физической культуры и спорта.

5 апреля 2022 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 588 «О признании лица инвалидом», которым вводятся новые правила для установления и подтверждения инвалидности. В настоящее время такой механизм предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95.

Так, документом установлено, что граждане будут направляться на медико-социальную экспертизу только медицинской организацией. В настоящее время такое направление могут выдавать еще и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и органы социальной защиты населения.

В отличие от действующих Правил, согласно которым возможен только заочный формат прохождения медико-социальной экспертизы, теперь такая  экспертиза будет проводиться без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения, а также дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, которые смогут обеспечить дистанционное взаимодействие специалистов с гражданином (его законным или уполномоченным представителем), документирование совершаемых ими действий при данном взаимодействии.

При этом постановлением устанавливается перечень случаев, когда личное присутствие пациента будет обязательным. Например, при невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.

Медико-социальная экспертиза дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий будет проводиться:

  • в случае обжалования гражданином (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро медико-социальной экспертизы;
  • при осуществлении Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми главными бюро, бюро соответственно;
  • для дачи главным бюро медико-социальной экспертизы консультации в рамках программы дополнительного обследования.

Правительством Российской Федерации 9 апреля 2022 г. принято постановление № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году».

Постановлением предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут предоставляться гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения. Также постановлением установлено, что предоставленные гражданам для ведения садоводства или огородничества для собственных нужд в аренду государственные или муниципальные земельные участки могут быть выкуплены ими без проведения торгов при отсутствии информации о выявленных и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого земельного участка.

Кроме того, документом допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, в случае, если такой земельный участок, находящийся в частной собственности, необходим для размещения объектов или реализации масштабных инвестиционных проектов.

6 апреля 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 101622-8 «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части ограничения комиссионного вознаграждения кредитной организации при розничной покупке товаров».

Законопроектом предлагается установить, что размер комиссионного вознаграждения за организацию расчетов в валюте Российской Федерации с использованием банковских карт по приобретению товаров в торговых организациях, осуществляющих розничную продажу продовольственных и непродовольственных товаров на территории Российской Федерации как на стационарных торговых точках, так и через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, не должен будет превышать половины процента от суммы операции.

В настоящее время такая комиссия составляет от 1 % до 3,5 %.

9 апреля 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 103503-8 «О внесении изменения в статью 79 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предлагается дополнить ст. 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющую порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, положением, согласно которому осужденному, неотбытая часть наказания которому была заменена более мягким видом наказания, срок наказания, после фактического отбытия которого может быть применено условно-досрочное освобождение, исчисляется с момента начала срока отбывания наказания, назначенного по приговору суда.

12 апреля 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона Российской Федерации № 104796-8 «О внешней администрации по управлению организацией».

Законопроект направлен на регулирование отношений, связанных с назначением внешней администрации по управлению организацией (далее – внешняя администрация) и осуществлением деятельности внешней администрации в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, в том числе обеспечения безопасности государства и финансовой стабильности, а также прав и законных интересов организаций, кредиторов, работников и общества.

Предусматривается, что внешняя администрация может быть назначена по решению суда в отношении организаций, имеющих существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в Российской Федерации в целом или в отдельном субъекте Российской Федерации, в которых иностранные лица прямо или косвенно владеют более 25 % акций (долей).

Законопроектом устанавливаются следующие критерии, которые свидетельствуют о существенном значении организации для российской экономики:

  • производство товаров первой необходимости;
  • производство товаров в условиях естественной монополии или доминирующее положение организации на рынке;
  • организация является единственным производителем определенных видов продукции;
  • организация является градообразующей; прекращение деятельности организации может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, прекращение эксплуатации объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, объектов энергетики, промышленности или связи, а также иных социально значимых объектов и т.д.

Инициировать рассмотрение вопроса о назначении внешней администрации может руководитель отраслевого федерального органа исполнительной власти или глава субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована или на территории которого осуществляет деятельность организация.

Назначение внешней администрации может быть реализовано двумя способами: передача внешней администрации в доверительное управление акций (долей) организации или передача внешней администрации полномочий руководителя организации.

Внешняя администрация будет назначаться на срок до 18 месяцев с возможностью продления еще на 18 месяцев, также предусматриваются основания досрочного прекращения ее полномочий.

Республика Казахстан

Президентом Республики Казахстан 15 апреля 2022 г. подписан Закон Республики Казахстан № 114-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам воинской службы и жилищных отношений сотрудников специальных государственных органов и военнослужащих».

Так, в Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 г. «О жилищных отношениях» вводится новое понятие «модульный (мобильный) жилой дом», под которым понимается объект, предназначенный и используемый для проживания сотрудников специальных государственных органов, военнослужащих и членов их семей, расположенный в закрытых и обособленных военных городках, пограничных отделениях и иных закрытых объектах.

Военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, а также лица, уволенные с воинской службы или со службы в специальных государственных органах по достижении предельного возраста состояния на службе, по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов, имеющие выслугу десять лет и более в календарном исчислении и содержащие на иждивении ребенка-инвалида (детей-инвалидов), получают право на безвозмездное получение в собственность занимаемых ими жилищ из государственного жилищного фонда.

Предусматривается переход права приватизации служебного жилища, получение денежной компенсации и использование права на обмен членами семьи умершего сотрудника специального органа и военнослужащего.

Также устанавливается правило, согласно которому жилище государственного жилищного фонда, введенное в эксплуатацию в период до 1990 года, принадлежавшее государственному предприятию, изменившее форму собственности, может быть приватизировано гражданином Республики Казахстан, проживающим в нем.

Закон Республики Казахстан от 16 февраля 2012 г. «О воинской службе и статусе военнослужащих» дополнен понятием «лица гражданского персонала (работники)», под которыми понимаются граждане Республики Казахстан, находящиеся на государственной службе или состоящие в трудовых отношениях в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях.

Кроме того, претерпели изменения ряд понятий данного Закона, расширены права и обязанности военнослужащих, установлены непрерывность воинской службы сроком до трех месяцев с момента увольнения и до повторного поступления на воинскую службу по контракту, а также правило, согласно которому сотрудники, а также курсанты и слушатели военных, специальных учебных заведений правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан не подлежат воинскому учету.

В документе определены случаи и пределы материальной ответственности за ущерб, причиненный по неосторожности. При этом сохраняется полная материальная ответственность военнослужащих в случае причинения ущерба умышленно.

13 апреля 2022 г. Президент Республики Казахстан подписал Указ № 871, которым внесены изменения в Указ Президента Республики Казахстан от 9 июня 2021 г. № 597 «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека».

Так, названный Указ дополнен Планом дальнейших мер в области прав человека и верховенства закона, предусматривающим следующие направления работы:

  • ликвидацию дискриминации в отношении женщин;
  • продвижение равных прав и возможностей мужчин и женщин;
  • право на свободу объединения;
  • права человека в отношении лиц с инвалидностью;
  • права человека в области уголовного правосудия, исполнения наказания и предупреждения пыток и жестокого обращения;
  • обеспечение прав жертв торговли людьми;
  • права человека в отношении мигрантов, лиц без гражданства и беженцев;
  • совершенствование механизмов взаимодействия с органами ООН.

13 апреля 2022 г. Президент Республики Казахстан подписал Указ № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата».

Данный Указ принят в целях повышения эффективности и оперативности принятия решений в государственном аппарате, исключения излишней законодательной регламентации деятельности исполнительной власти, сокращения документооборота и отчетности, повышения самостоятельности и персональной ответственности руководителей государственных органов.

Так, в качестве принципов дебюрократизации установлены:

  • приоритет сущности над формой – главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению;
  • цифровизация по умолчанию – приоритет всестороннего взаимодействия государственных органов с гражданами, бизнесом и между собой в цифровом формате;
  • управленческая ответственность – недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам;
  • непрерывное совершенствование – формирование и поддержание организационной культуры государственного аппарата, стимулирующей сокращение бюрократии, системный реинжиниринг и оптимизацию внутренних процедур и процессов;
  • оптимальность регламентации – установление оптимально необходимого уровня регламентации деятельности государственных органов, недопущение введения новых недостаточно обоснованных бюрократических требований, видов отчетности и контроля.

Для ускорения реализации возложенных задач государственные органы будут наделены правом принятия нормативных правовых актов без избыточной конкретизации своих функций на законодательном уровне.

На основе комплексного реинжиниринга будет обеспечено сокращение сроков и этапов нормотворческого и бюджетного процессов в два раза. Наряду с этим предусматриваются систематизация и автоматизация ведомственной отчетности; введение запрета для государственных органов запрашивать сведения, содержащиеся в информационных системах; отмена бумажного визирования и полистного парафирования документов; делегирование полномочий на уровень среднего управленческого звена; обеспечение руководителей госорганов инструментами и условиями для дистанционной работы и др.

14 апреля 2022 г. вынесен на публичное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства с одновременной коррекцией Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов».

Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Казахстан и Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан.

В частности, предлагается в новой редакции изложить понятия уголовного правонарушения, преступления и уголовного проступка.

Так, уголовное правонарушение – это совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом Республики Казахстан под угрозой наказания. Уголовные правонарушения в зависимости от степени общественной опасности и наказуемости подразделяются на преступления и уголовные проступки. Преступление – это уголовное правонарушение, за совершение которого предусмотрено в качестве наиболее строгого наказания лишение свободы. Уголовный проступок – это уголовное правонарушение, за совершение которого предусмотрено наказание в виде ареста либо менее строгое наказание.

Также законопроектом предусматривается совершенствование правил назначения и порядка исполнения отдельных видов наказаний, включая коррекцию понятия уголовного ареста со смягчением условий его отбывания и введением возможности назначения за совершение некоторых видов уголовных проступков.

Предлагается усиление уголовной ответственности за мошенничество, создание финансовых пирамид, монополистическую деятельность, экономическую контрабанду, уклонение от уплаты таможенных пошлин, незаконное пересечение и нарушение правил охраны Государственной границы, организацию незаконной миграции и другие общественно опасные деяния, а также введение уголовной ответственности за незаконную передачу, незаконное хранение и использование средств мобильной связи лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, а также за порчу средств наблюдения и охраны на территории указанных режимных объектов.

Планируется совершенствование порядка санкционирования отдельных процессуальных и следственных действий с передачей ряда полномочий от судов органам прокуратуры.

Также предлагается расширение процессуальной значимости видеофиксации следственных действий с минимизацией дублирования результатов в протоколах.

Республика Молдова

Парламентом Республики Молдова 14 апреля 2022 г. принят Закон Республики Молдова № 94, которым внесены изменения в Закон Республики Молдова от 25 февраля 2016 г. № 3 «О прокуратуре».

Принятые изменения коснулись порядка назначения на должность главного прокурора специализированной прокуратуры, в частности предварительного отбора кандидатов.

Так, специальная комиссия, созданная ad hoc Высшим советом прокуроров, в течение 10 рабочих дней после истечения предельного срока подачи пакета документов организует и проводит предварительный отбор кандидатов в ходе двух этапов. На первом этапе комиссия проверяет, отвечают ли кандидаты критериям отбора, в частности наличие не менее чем десятилетнего профессионального опыта в области права, в течение последних трех лет до объявления конкурса не являлся ли кандидат членом и (или) не проводил ли политическую деятельность в составе политической партии или общественно-политической организации и т.д. Кандидаты, не отвечающие соответствующим критериям отбора, исключаются из предварительного отбора по решению специальной комиссии, принятому большинством голосов присутствующих членов.

На втором этапе комиссия проводит собеседования и оценивает оставшихся кандидатов с точки зрения их соответствия следующим критериям отбора: обладание управленческими и профессиональными навыками, соответствующими должности главного прокурора специализированной прокуратуры, а также отсутствие обоснованных подозрений в совершении кандидатом актов коррупции, смежных с ними актов или коррупционных деяний.

Собеседования записываются с помощью видео- или аудиосредств, записи размещаются на официальной веб-странице Высшего совета прокуроров сразу после окончания последнего собеседования. При необходимости специальная комиссия вправе продлить срок организации и проведения оценки кандидатов не более чем на 15 рабочих дней.

Кандидаты, не отвечающие соответствующим критериям, исключаются из предварительного отбора. Каждый член специальной комиссии заполняет оценочный лист по каждому оставшемуся в предварительном отборе кандидату и присуждает баллы по каждому из критериев, оцененных на втором этапе отбора. Итоговый балл, полученный кандидатами, допущенными к участию в конкурсе, представляющий собой среднее значение баллов, присужденных каждым членом комиссии, отражается в итоговой ведомости. Список отвечающих требованиям кандидатов, оставшихся в предварительном отборе после двух этапов, а также их оценочные листы и общая ведомость представляются Высшему совету прокуроров.

Парламентом Республики Молдова 14 апреля 2022 г. принят Закон Республики Молдова № 102, которым внесены изменения в Кодекс Республики Молдова о правонарушениях.

Так, данный Кодекс дополнен положениями, согласно которым значительность или существенность причиненного ущерба определяется с учетом стоимости, количества и значимости имущества для потерпевшего, его материального положения и доходов, наличия иждивенцев, других обстоятельств, оказывающих существенное влияние на материальное положение потерпевшего, независимо от размеров. Значительность или существенность ущерба, причиненного в случае ущемления охраняемых законом прав и интересов, устанавливается с учетом степени нарушения основных прав и свобод потерпевшего.

Также в качестве обстоятельства, устраняющего правонарушительный характер деяния, установлено исполнение приказа или распоряжения начальника. Согласно ст. 25-1 Кодекса Республики Молдова о правонарушениях не является правонарушением деяние, предусмотренное законом о правонарушениях, совершенное лицом во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения начальника, если приказ или распоряжение не были явно незаконными и лицо, которое его исполняло, не знало, что приказ или распоряжение незаконны. Правонарушительную ответственность за совершенное деяние несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное правонарушение во исполнение явно незаконных приказа или распоряжения начальника, несет ответственность за правонарушение на общих основаниях. Неисполнение явно незаконных приказа или распоряжения исключает правонарушительную ответственность за неисполнение и (или) нанесенный в связи с этим ущерб.

Кроме того, указанный Кодекс дополнен рядом новых составов правонарушений, предусматривающих ответственность за:

  • нарушение правил выполнения случайных неквалифицированных работ, выполняемых поденщиками;
  • нарушение норм расширенной ответственности производителя;
  • нарушение требований по предотвращению крупных аварий, вызываемых опасными веществами, а также по ограничению их последствий для здоровья человека и окружающей среды;
  • нарушение законодательства о порядке предоставления услуг доступа к сети Интернет;
  • необеспечение мер защиты осведомителей по неподкупности;
  • попрошайничество, сопровождающееся симуляцией ограничения возможностей или представлением ложных сведений о состоянии здоровья, и т.д.

4 апреля 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 118 «О внесении изменений в Закон о социальной помощи».

Законопроектом предусматривается, что право на социальное пособие и (или) пособие на холодный период года будет предоставляться малоимущим семьям, если все взрослые члены семьи ухаживают за членом (членами), имеющим (имеющими) тяжелую степень ограничения возможностей, а также работали в качестве поденщика.

Также предусматривается, что стандартный размер минимального гарантированного ежемесячного дохода на одного ребенка и одного взрослого будет устанавливаться Правительством ежегодно путем соотношения к прожиточному минимуму для одного взрослого и ребенка за текущий год. В настоящее время размер минимального ежемесячного дохода на каждого члена семьи прописан в Законе.

Кроме того, планируется дополнить Закон нормой, регламентирующей повторное установление права на социальное пособие. Так, повторным заявлением о предоставлении социального пособия будет считаться заявление, поданное в течение 12 месяцев со дня истечения срока действия или прекращения изначального права на социальное пособие.

14 апреля 2022 г. Парламентом Республики Молдова зарегистрирован проект Закона Республики Молдова № 136 «О внесении изменений в Закон о небанковских кредитных организациях».

Законопроектом предусматривается, что не смогут занимать должность администратора или быть владельцами небанковской кредитной организации лица, которые занимали должность администратора и (или) были владельцами права собственности или контроля не менее 50 % уставного капитала или прав голоса небанковской кредитной организации, которая ранее была исключена из Регистра авторизованных небанковских кредитных организаций вследствие неустранения в установленный срок обстоятельств, приведших к приостановлению деятельности.

Также предлагается дополнить Закон положением, устанавливающим дополнительные критерии к членам исполнительного органа, руководителю отделения (вспомогательного офиса) небанковской кредитной организации, а именно:

  • квалификация – высшее образование в областях экономических наук, права;
  • опыт – иметь не менее двух лет опыта работы в финансово-экономической или правовой (юридической) области.

Кроме того, планируется пересмотреть положения, устанавливающие вопросы проведения обязательного аудита. Так, устанавливается, что годовая финансовая отчетность всех небанковских кредитных организаций должна быть проверена аудиторским обществом. В срок до 120 дней от окончания отчетного периода небанковская кредитная организация будет обязана представить в надзорный орган аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности.


Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Административная ответственность за нарушение требований охраны труда
Штейнер Алексей Иванович, юрист, специалист по трудовому законодательству и законодательству об охране труда

Согласно ст. 44 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда) работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей надзорных органов, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Читать подробнее
Календарь событий
13 октября 2022 года
Красовская Виктория Викторовна
Распоряжение государственным имуществом
Подробнее
20 октября 2022 года
Жук Ольга Юрьевна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.