Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 июля 2008 г. № 424-З

О Совете Министров Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года
Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1666);

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 6-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 2/2004);

Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 124-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.01.2014, 2/2122);

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. № 148-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.05.2014, 2/2146);

Закон Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.06.2015, 2/2266);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 132-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2018, 2/2570);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 236-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2023, 2/2956);

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 282-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2023, 2/3002)

 

—————————————————————————

Изменения, внесенные Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 236-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь», в соответствии со статьей 3 указанного Закона вступают в силу в следующем порядке:

в части полномочий Совета Министров Республики Беларусь, реализация которых обусловлена деятельностью Всебелорусского народного собрания, – со дня формирования Всебелорусского народного собрания – с 24 апреля 2024 г.;

иные положения – через шесть месяцев после официального опубликования Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 236-З – с 5 июля 2023 г.

__________________________________________________

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь – центральный орган государственного управления Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций, а также по вопросам, входящим в его компетенцию, системой местных исполнительных и распорядительных органов.

Статья 2. Подотчетность Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

Статья 3. Исключена.

ГЛАВА 2
СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 4. Состав Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, министров, председателей государственных комитетов, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь (далее – государственные комитеты), Руководителя Аппарата Совета Министров Республики Беларусь. В состав Совета Министров Республики Беларусь могут входить руководители других государственных органов и организаций в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

Статья 5. Порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь

Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с предварительного согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры и другие члены Совета Министров Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь.

Статья 6. Премьер-министр Республики Беларусь

Премьер-министр Республики Беларусь:

осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;

подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

издает распоряжения;

в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев;

информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

ежегодно информирует Всебелорусское народное собрание о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Статья 7. Заместители Премьер-министра Республики Беларусь

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей:

осуществляют координацию деятельности республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, а также по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, контроль за их работой и дают им указания по обеспечению исполнения Конституции Республики Беларусь, решений Всебелорусского народного собрания, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь и по иным вопросам их деятельности;

предварительно рассматривают предложения и проекты документов, внесенные в Совет Министров Республики Беларусь;

несут ответственность за состояние дел в отраслях экономики и сферах деятельности;

исполняют иные обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Исполнение обязанностей Премьер-министра Республики Беларусь в случае его отсутствия осуществляется Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, а в случае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь – Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь согласно распределению обязанностей между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.

Статья 8. Другие члены Совета Министров Республики Беларусь

Другие члены Совета Министров Республики Беларусь:

несут ответственность за состояние дел в порученной им сфере деятельности;

принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь;

имеют право вносить в Совет Министров Республики Беларусь предложения о рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;

инициируют разработку проектов решений Всебелорусского народного собрания, законопроектов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь.

Правовой статус министров и председателей государственных комитетов определяется Президентом Республики Беларусь.

Статья 9. Срок полномочий Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь принимает постановление о сложении полномочий.

В случае сложения полномочий Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Совета Министров Республики Беларусь.

Статья 10. Отставка Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и принимает постановление Совета Министров Республики Беларусь об отставке.

Совет Министров Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверия Совету Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь и освободить от должности любого члена Совета Министров Республики Беларусь.

Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров Республики Беларусь в полном составе.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Совета Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 101. Общие полномочия Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь:

обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, решений Всебелорусского народного собрания, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями;

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки и инноваций, культуры, образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, экологии, социального обеспечения и оплаты труда, государственно-частного партнерства, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в сферах инвестиций, концессий, цифрового развития и иных;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и коррупцией;

с учетом особенностей, установленных иными законодательными актами, выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать юридические лица, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь;

утверждает по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечни государственных программ, государственных и региональных научно-технических программ, а также утверждает перечень государственных программ научных исследований;

обеспечивает разработку и реализацию государственных программ и утверждает их.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 11. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в экономической сфере

Совет Министров Республики Беларусь в экономической сфере:

регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;

принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами, эффективному их использованию, а также по обеспечению энергетической безопасности страны;

определяет порядок и условия поставок в Республику Беларусь электрической энергии, природного газа, а также порядок и условия поставок в Республику Беларусь, в том числе для промышленной переработки, и из Республики Беларусь нефти, иного углеводородного сырья и продуктов их переработки, выбора их поставщиков;

устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, утверждает правила электро-, тепло- и газоснабжения потребителей;

обеспечивает разработку документов государственного прогнозирования и государственного планирования в порядке, установленном законодательными актами;

обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере государственных закупок, определяет порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств и организации, на которые распространяется его действие;

совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;

содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь;

осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;

обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

Статья 12. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в финансовой сфере

Совет Министров Республики Беларусь в финансовой сфере:

ежегодно разрабатывает и вносит по согласованию с Президентом Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроекты о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении;

обеспечивает исполнение республиканского бюджета;

ежегодно разрабатывает и вносит по согласованию с Президентом Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;

осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;

обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;

выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;

определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

Статья 13. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, образования

Совет Министров Республики Беларусь в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, образования:

принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, развитию изобретательства и рационализаторства, инновационному развитию национальной экономики, применению на практике результатов научных исследований;

осуществляет государственное регулирование инновационной деятельности, а также в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования, научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации;

принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;

обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.

Статья 14. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сферах культуры, массовой информации

Совет Министров Республики Беларусь в сферах культуры, массовой информации:

осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, обеспечивает реализацию государственной политики, направленной на сохранение, развитие, распространение и (или) популяризацию белорусской национальной культуры и языка, обеспечение охраны историко-культурного и археологического наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы;

создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;

предусматривает меры по совершенствованию системы управления в сферах массовой информации, а также издательской, в том числе полиграфической, деятельности;

принимает меры по реализации прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Статья 15. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области здравоохранения, в сфере физической культуры, спорта и туризма

Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения, в сфере физической культуры, спорта и туризма:

принимает меры, направленные на реализацию права граждан на охрану здоровья, создание гражданам условий для сохранения собственного здоровья;

принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

принимает меры для развития физической культуры, спорта и туризма.

Статья 16. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в областях труда, охраны труда и социальной защиты, обеспечения демографической безопасности

Совет Министров Республики Беларусь в областях труда, охраны труда и социальной защиты, обеспечения демографической безопасности:

принимает меры по реализации права граждан на труд;

устанавливает прожиточный минимум, размер базовой величины;

разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, развитию Национальной системы квалификаций;

устанавливает предельный уровень дифференциации средней заработной платы руководителя и работников организаций;

принимает меры по оплате труда, направленные на выполнение платежных и договорных обязательств организаций;

организует разработку и реализацию комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;

определяет и реализует меры по повышению уровня доходов населения, в том числе стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат;

принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;

принимает меры, направленные на социальную интеграцию инвалидов, создание доступной среды и улучшение качества их жизни, поддержку семей с инвалидами;

разрабатывает и осуществляет меры по улучшению социально-экономических условий жизнедеятельности семей с детьми;

принимает меры, направленные на защиту брака как союза женщины и мужчины, семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин;

разрабатывает меры по обеспечению демографической безопасности и координирует их реализацию.

Статья 17. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

принимает меры по реализации права граждан на благоприятную окружающую среду;

определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества окружающей среды;

устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, определяет порядок проведения мониторинга и использования его данных;

объявляет отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;

обеспечивает формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды;

осуществляет государственное регулирование в области гидрометеорологической деятельности.

Статья 18. Исключена.

Статья 19. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения законности и правопорядка:

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

определяет основные направления правовой работы в подчиненных ему республиканских органах государственного управления и иных организациях;

руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций в области правового просвещения граждан и профилактики правонарушений;

руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации комплексных планов по борьбе с преступностью и коррупцией;

вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о даче заключения о толковании Конституции Республики Беларусь, о соответствии Конституции Республики Беларусь законов, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативных правовых актов других государственных органов, об изложении позиции Конституционного Суда Республики Беларусь о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

Статья 20. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства:

принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

осуществляет контроль за выполнением государственной программы вооружения;

организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск, воинских формирований и военизированных организаций вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;

определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассигнований на нужды обороны, в том числе на реализацию государственной программы вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой;

осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообученного резерва;

осуществляет руководство гражданской обороной Республики Беларусь;

осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.

Статья 21. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь в области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами, международными организациями и межгосударственными образованиями;

принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;

заключает международные договоры и участвует в подготовке и принятии иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, по вопросам, относящимся к его компетенции;

принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь.

Статья 22. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области кадровой политики

Совет Министров Республики Беларусь в области кадровой политики:

разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;

координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных организаций по осуществлению кадровой политики;

вносит предложения по включению (исключению) должностей в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, а также кандидатуры для назначения на указанные должности;

утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.

Статья 23. Исключена.

ГЛАВА 4
РУКОВОДСТВО СОВЕТОМ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДЧИНЕННЫХ СОВЕТУ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ И НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Статья 24. Система республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь

В систему республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят:

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь;

министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в этой отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления;

объединения юридических лиц, иные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, которые в случаях, определенных законодательством, проводят государственную отраслевую политику, осуществляют регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности).

Министерства, государственные комитеты, а также департаменты с правами юридического лица в центральных аппаратах министерств, государственных комитетов образуются Президентом Республики Беларусь.

Организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, образуются Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

В целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления в административно-территориальных единицах Республики Беларусь могут создаваться территориальные органы этих республиканских органов государственного управления.

Структуру Совета Министров Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

Статья 25. Руководство Советом Министров Республики Беларусь подчиненными ему республиканскими органами государственного управления

Совет Министров Республики Беларусь:

принимает меры по обеспечению реализации республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, предоставленных им полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций, самостоятельного решения отнесенных к их компетенции вопросов;

утверждает в установленном порядке положения о республиканских органах государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

определяет структуру республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, количество их территориальных органов и перечень подчиненных им (входящих в их систему, состав) организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

утверждает положения о департаментах республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

утверждает в установленном порядке состав коллегий республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

передает при необходимости решение отдельных входящих в его компетенцию вопросов государственного управления республиканским органам государственного управления, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, за исключением вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь, либо принимает к решению вопросы, входящие в компетенцию республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, за исключением случаев, когда компетенция указанных органов определена Президентом Республики Беларусь;

отменяет правовые акты республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если они противоречат Конституции Республики Беларусь, решениям Всебелорусского народного собрания, законам, актам Президента Республики Беларусь, постановлениям Совета Министров Республики Беларусь, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом Республики Беларусь;

налагает на руководителей республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, дисциплинарные взыскания, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Налагает также дисциплинарные взыскания на заместителей руководителей республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, руководителей департаментов республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Статья 26. Уполномоченный по делам религий и национальностей

Уполномоченный по делам религий и национальностей назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

Уполномоченный по делам религий и национальностей осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и утверждает Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате.

Статья 27. Руководство Советом Министров Республики Беларусь подчиненными ему организациями

Совет Министров Республики Беларусь:

принимает меры по обеспечению реализации в полном объеме организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, предоставленных им полномочий в целях выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих функций, самостоятельного решения отнесенных к их компетенции вопросов;

утверждает в установленном порядке уставы организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

налагает на руководителей организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, дисциплинарные взыскания, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Дисциплинарные взыскания на заместителей руководителей организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, налагают их руководители по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 28. Руководство Советом Министров Республики Беларусь местными исполнительными и распорядительными органами

Совет Министров Республики Беларусь:

руководит системой местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;

организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, решений Всебелорусского народного собрания, законов, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, получает информацию и заслушивает по этим вопросам их отчеты, принимает соответствующие решения;

вносит Президенту Республики Беларусь предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

создает условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов местных исполнительных и распорядительных органов;

содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации их деятельности;

регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и подчиненными Совету Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления и иными организациями, определяет порядок и степень их участия в выполнении региональных программ, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, регулирует вопросы выделения им финансовых и материальных средств;

реализует полномочия, которые в установленном порядке могут передавать Совету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы.

ГЛАВА 5
ОТНОШЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С НАЦИОНАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ И МЕСТНЫМИ СОВЕТАМИ ДЕПУТАТОВ

Статья 29. Отношения Совета Министров Республики Беларусь с Национальным собранием Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента Республики Беларусь, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку законопроектов.

Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и по согласованию с Президентом Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроекты о республиканском бюджете и об утверждении отчета о его исполнении.

Совет Министров Республики Беларусь разрабатывает и по согласованию с Президентом Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

Совет Министров Республики Беларусь дает заключения при внесении в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов.

По поручению Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь вправе вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь об объявлении рассмотрения законопроекта срочным.

С согласия Президента Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь вправе требовать от Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принятия на своих заседаниях решения путем голосования в целом за весь внесенный Советом Министров законопроект или его часть с сохранением лишь тех поправок, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь либо Советом Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь по поручению Президента Республики Беларусь может требовать принятия Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь окончательного решения, если согласительной комиссией, созданной в соответствии с Конституцией Республики Беларусь вследствие отклонения Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь законопроекта, не принят его согласованный текст. 

Совет Министров Республики Беларусь в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания Республики Беларусь и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и иные материалы, связанные с деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь в двухмесячный срок после назначения его на должность представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев.

Премьер-министр Республики Беларусь может поставить перед Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вопрос о доверии Совету Министров Республики Беларусь по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в таком доверии отказывает, Президент Республики Беларусь вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Совета Министров Республики Беларусь или о роспуске Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначении новых выборов. При отклонении отставки Совет Министров Республики Беларусь продолжает осуществлять свои полномочия.

Во время заседаний палат Национального собрания Республики Беларусь, в том числе закрытых, Премьер-министр Республики Беларусь и члены Совета Министров Республики Беларусь могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого потребуют.

Статья 30. Взаимодействие Совета Министров Республики Беларусь с Национальным банком

Национальный банк совместно с Советом Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.

Статья 31. Отношения Совета Министров Республики Беларусь с местными Советами депутатов

Совет Министров Республики Беларусь в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов порядок и степень их участия в выполнении совместных проектов, рассматривает предложения местных Советов депутатов.

ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Заседания Совета Министров Республики Беларусь и порядок принятия на них решений

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь.

Заседания Совета Министров Республики Беларусь проходят под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь – Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь согласно распределению обязанностей между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.

Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Совета Министров Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

Статья 33. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь

На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, относящиеся к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:

вопросы составления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, исполнения республиканского бюджета, формирования и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

вопросы подготовки отчета о деятельности Совета Министров Республики Беларусь перед Президентом Республики Беларусь.

Статья 34. Президиум Совета Министров Республики Беларусь

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров Республики Беларусь в составе Премьер-министра Республики Беларусь, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра иностранных дел, Министра экономики, Министра финансов, Министра юстиции, а также иных должностных лиц в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь. Председатель Правления Национального банка или по его поручению один из его заместителей может принимать участие в заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь с правом совещательного голоса.

Заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра Республики Беларусь, а при его отсутствии – под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь. В случае отсутствия Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь проведение заседаний осуществляется Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь согласно распределению обязанностей между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь.

Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде протоколов заседаний Президиума Совета Министров Республики Беларусь либо постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать решениям, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях).

Статья 35. Постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, иные решения Премьер-министра Республики Беларусь, а также заместителей Премьер-министра Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь принимает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, и контролирует их исполнение.

Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать нормативные правовые акты, необходимые для реализации задач и функций, возложенных на него законодательными актами, без специального закрепления полномочий на принятие конкретного акта.

Премьер-министр Республики Беларусь издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь не должны противоречить Конституции Республики Беларусь, решениям Всебелорусского народного собрания, законам и актам Президента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему республиканские органы государственного управления и иные организации, а также местные исполнительные и распорядительные органы и Аппарат Совета Министров Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены Президентом Республики Беларусь, а также в случаях, если они противоречат интересам национальной безопасности, решениями Всебелорусского народного собрания.

Распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются при наличии поручения Совета Министров Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров Республики Беларусь вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, а также местными исполнительными и распорядительными органами. При этом данные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

Статья 36. Комиссии и иные формирования, создаваемые Советом Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного управления, разработки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также для выполнения отдельных поручений может создавать постоянные или временные комиссии и иные формирования.

Статья 37. Почетная грамота Совета Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь учреждает Почетную грамоту Совета Министров Республики Беларусь.

Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь награждаются граждане, коллективы работников государственных органов и иных организаций Республики Беларусь, иностранных государств, лица без гражданства, а также организации Республики Беларусь и иностранных государств за значительные заслуги в государственной, производственной, социально-культурной деятельности, особые достижения в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспортной и иной деятельности, укреплении законности, правопорядка и обороноспособности Республики Беларусь.

Порядок награждения Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь определяется настоящим Законом и Положением о Почетной грамоте Совета Министров Республики Беларусь, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Решение о награждении Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь оформляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Статья 38. Иные вопросы организации и порядка деятельности Совета Министров Республики Беларусь

Вопросы организации и порядка деятельности Совета Министров Республики Беларусь, не урегулированные настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь, регулируются Регламентом, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 39. Аппарат Совета Министров Республики Беларусь

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь выполняет функции организации и контроля исполнения принимаемых Советом Министров Республики Беларусь решений, обеспечивает подготовку для рассмотрения в Совете Министров Республики Беларусь внесенных предложений, проектов правовых актов, иных документов, осуществляет организационное, информационное, экспертно-аналитическое, правовое и иное обеспечение деятельности Совета Министров Республики Беларусь, ведет кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является государственным органом, действует на основании положения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь.

Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по статусу является министром, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь.

Структура и штатное расписание Аппарата Совета Министров Республики Беларусь утверждаются Премьер-министром Республики Беларусь.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе в иностранной валюте.

Финансирование деятельности Аппарата Совета Министров Республики Беларусь осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством.

Аппарат Совета Министров Республики Беларусь для обеспечения выполнения возложенных на него задач и функций вправе на безвозмездной основе использовать информационные ресурсы (системы) государственных органов, иных государственных организаций и (или) получать информацию из таких информационных ресурсов (систем) с учетом требований законодательных актов.

По решению Совета Министров Республики Беларусь, согласованному в порядке, установленном законодательными актами, для обеспечения выполнения возложенных на Аппарат Совета Министров Республики Беларусь организационно-технических функций могут привлекаться государственные организации, входящие в состав (систему) республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.

Работники Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетны Премьер-министру Республики Беларусь, его заместителям и Руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40. Признание утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 7 июля 1998 года «О Совете Министров Республики Беларусь» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1998 г., № 29–30, ст. 466);

Закон Республики Беларусь от 31 января 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 17, 2/935);

Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 года «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 74, 2/959);

статью 19 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);

статью 11 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившим силу Постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «О реорганизации дела охраны историко-культурного наследия в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 118, 2/1309).

Статья 41. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.