Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 16.07.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 мая 2011 г. № 6

О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, рассмотрев материалы обобщения судебной практики применения хозяйственного процессуального законодательства при рассмотрении дел в хозяйственном суде первой инстанции, в целях обеспечения правильного и единообразного применения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в хозяйственном суде первой инстанции, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, постановляет дать следующие разъяснения.

1. В соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК) хозяйственному суду подведомственны дела по спорам в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, возникающим из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами (об установлении фактов, имеющих юридическое значение, по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении, о признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражных решений, об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, о выдаче исполнительного документа и др.).

Независимо от субъектного состава спорного правоотношения к исключительной компетенции (специальной подведомственности) хозяйственного суда отнесены дела, предусмотренные статьей 47 ХПК.

2. Споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и возникающие из гражданских и иных правоотношений, хозяйственный суд разрешает в порядке приказного или искового производства.

Способы защиты гражданских прав определяются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), иными актами законодательства, в связи с чем перечень споров, предусмотренный статьей 41 ХПК, не является исчерпывающим.

Спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения по делу может быть передан по письменному соглашению сторон на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда. В этом случае хозяйственный суд выносит определение о передаче спора на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда и оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании абзаца третьего статьи 151 ХПК.

3. Споры, предусмотренные статьей 42 ХПК, участниками которых являются, с одной стороны, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, должностные лица, а с другой – юридические лица, индивидуальные предприниматели, хозяйственный суд рассматривает с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 ХПК и иными законодательными актами.

4. В соответствии со статьей 43 ХПК хозяйственному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (далее – юридический факт).

Если при рассмотрении заявления об установлении юридического факта выяснится, что спор возник о праве, хозяйственный суд оставляет заявление без рассмотрения в соответствии с абзацем седьмым статьи 151 ХПК. В этом случае заявителю и заинтересованным лицам разъясняется право предъявления иска на общих основаниях.

5. Хозяйственный суд рассматривает дела отдельных видов производств, в том числе дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, по правилам, установленным для искового производства, с учетом особенностей, предусмотренных соответствующими главами ХПК и иными законодательными актами (например, требования к форме и содержанию обращения, объем прав и состав лиц, участвующих в деле, распределение обязанностей по доказыванию и другое).

6. Процессуальной формой обращения управомоченных субъектов в хозяйственный суд первой инстанции в соответствии со статьей 7 ХПК может быть исковое заявление по хозяйственным (экономическим) спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявление – по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и другим; жалоба – по делам об обжаловании нотариальных действий или отказа в их совершении, об обжаловании постановления, действия (бездействия) судебного исполнителя.

Несоблюдение лицом, обратившимся в хозяйственный суд, требований к форме обращения влечет оставление искового заявления (заявления) без движения в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 162 ХПК. Обращения в формах, указанных в части первой статьи 7 ХПК, а также иные документы, предназначенные для передачи хозяйственному суду, могут быть дополнительно представлены в суд в электронном виде в порядке, установленном законодательством (часть вторая статьи 7 ХПК).

Вместе с тем несоответствие формы обращения спорным правоотношениям после принятия искового заявления (заявления) к производству не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по существу.

7. Перечни оснований для отказа в принятии искового заявления (заявления), его возвращения и оставления без движения, установленные статьями 162–164 ХПК, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

Не допускается отказ в принятии искового заявления (заявления) по спору, который подлежит рассмотрению в хозяйственном суде по основаниям, не предусмотренным ХПК, а также другими законодательными актами, в том числе по мотивам пропуска срока исковой давности, ненадлежащего способа защиты или формы обращения.

8. При оставлении искового заявления (заявления) без движения и установлении истцу (заявителю) срока для исправления недостатков хозяйственному суду необходимо исходить из всех обстоятельств в совокупности и учитывать характер недостатков, время, необходимое для доставки копии судебного постановления с использованием средств почтовой связи, наличие у истца (заявителя) реальной возможности исправить указанные хозяйственным судом недостатки в установленный срок и другие имеющие значение обстоятельства.

Хозяйственный суд не вправе оставить исковое заявление (заявление) без движения по основаниям неполноты приложенных доказательств (за исключением доказательств, подтверждающих основания требований), ненадлежащей формы представленных доказательств, иным аналогичным основаниям, так как надлежащие доказательства могут быть представлены лицами, участвующими в деле, или истребованы хозяйственным судом.

Поскольку процессуальное законодательство не предусматривает возможности подачи самостоятельной апелляционной, кассационной жалобы, жалобы в порядке надзора на определение об оставлении искового заявления без движения, правомерность данного судебного постановления по существу может быть проверена при рассмотрении апелляционной, кассационной жалобы или жалобы (протеста) в порядке надзора на определение о возвращении искового заявления (заявления) по основаниям, предусмотренным абзацем вторым части первой статьи 163 ХПК (в связи с невыполнением требований хозяйственного суда первой инстанции, содержащихся в определении об оставлении искового заявления (заявления) без движения).

9. Если законодательными актами или договором для определенных категорий споров установлен досудебный порядок их урегулирования, в соответствии со статьей 6 ХПК условием реализации права на обращение в хозяйственный суд является соблюдение такого порядка, за исключением обращения в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами, прокурора, государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юридических лиц, иных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан.

10. В отношении хозяйственных (экономических) споров, возникающих между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями из гражданских и иных правоотношений, рассматриваемых в порядке искового производства, до обращения в хозяйственный суд с иском установлен обязательный претензионный порядок (статья 10 ГК, приложение к ХПК). Исключения могут быть предусмотрены законодательными актами либо договором. При этом в договоре стороны могут как отказаться от применения претензионного порядка по спору, так и предусмотреть иной досудебный порядок (проведение переговоров, обращение к внесудебному медиатору).

Обязательный претензионный либо иной досудебный порядок, установленный законодательством или договором, распространяется в том числе и на споры с участием иностранных лиц, если из договора следует, что применимым правом является законодательство Республики Беларусь.

11. Соблюдение претензионного порядка не требуется:

в случае обращения с иском прокурора, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в части первой статьи 6 ХПК (часть четвертая статьи 6 ХПК);

при обращении в хозяйственный суд в порядке приказного производства (статья 220 ХПК);

при переходе из приказного производства в исковое производство (часть четвертая статьи 224 ХПК);

при предъявлении встречного иска (части первая, вторая статьи 167 ХПК);

по спорам, где одной из сторон является гражданин или организация, не являющаяся юридическим лицом (статья 10 ГК);

если это предусмотрено договором (статья 10 ГК, пункт 1 приложения к ХПК);

в случае, когда в силу требований законодательных актов стороны не вправе в досудебном порядке урегулировать спор.

В связи с тем что приведенный перечень не является исчерпывающим, хозяйственный суд в каждом конкретном случае с учетом требований законодательных актов и сущности спора должен решать вопрос о необходимости соблюдения сторонами претензионного порядка.

12. Соблюдением претензионного порядка является направление претензии должнику и получение на нее ответа либо истечение срока, установленного для ответа.

Претензия должна быть направлена по юридическому адресу (месту нахождения) организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) либо по месту жительства, по месту пребывания или месту работы индивидуального предпринимателя или гражданина, если они фактически не проживают по указанному адресу.

Факт соблюдения такого порядка может подтверждаться копией претензии и ответом на нее (при наличии), а также доказательствами надлежащего направления претензии должнику, в том числе и для подтверждения истечения срока для ответа.

Содержание претензии должно соответствовать пункту 2 приложения к ХПК. Претензионный порядок считается соблюденным и в том случае, когда содержание, расчет, размер предъявленных в хозяйственный суд требований изменились по отношению к указанным в претензии (например, с учетом срока, прошедшего с даты предъявления претензии).

Неполучение ответа на претензию в месячный срок не препятствует обращению заявителя претензии в хозяйственный суд с иском (пункт 8 приложения к ХПК), если иной срок для ответа на претензию не установлен законодательством или договором.

Если установленный срок для ответа на претензию не истек, представление хозяйственному суду только документов, подтверждающих ее направление ответчику, не может рассматриваться как соблюдение истцом обязательного претензионного порядка. Хозяйственный суд в данном случае оставляет исковое заявление без движения в порядке статьи 162 ХПК, обязывает истца в установленный срок представить доказательства получения (неполучения) ответа на претензию. При невыполнении указанных требований хозяйственный суд возвращает истцу исковое заявление согласно статье 163 ХПК.

13. Если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка представляются доказательства получения должником претензии (например, претензия направлена по электронной почте, когда в договоре такой способ не предусмотрен, и на нее получен ответ). При наличии таких доказательств претензионный порядок считается соблюденным.

14. Если при рассмотрении дела установлено, что претензия направлена истцом по ненадлежащему адресу (не по месту нахождения ответчика), имеет место несоблюдение претензионного порядка (ненадлежащее направление претензии). В этом случае хозяйственный суд вправе предложить сторонам урегулировать спор в примирительной процедуре. При недостижении примирения и рассмотрении хозяйственным судом спора по существу примирительная процедура рассматривается как досудебное урегулирование спора. При несогласии урегулировать спор в примирительной процедуре хозяйственный суд оставляет иск без рассмотрения.

15. Истечение срока для рассмотрения претензии, указанного в самой претензии (иного, чем предусмотрено пунктом 6 приложения к ХПК), не является доказательством соблюдения претензионного порядка.

16. Законодательством не предусмотрены исключения в отношении соблюдения претензионного порядка по искам, предъявляемым юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), в отношении которых возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и (или) принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).

17. При подаче заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) должника соблюдение претензионного порядка законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) не предусмотрено.

18. В случае выбытия стороны из дела хозяйственный суд допускает замену этой стороны ее правопреемником на основании заявления правопреемника либо другой заинтересованной стороны по делу. Замена правопреемником ответчика (заинтересованного лица) может быть произведена только с согласия истца (заявителя). Если истец (заявитель) возражает против замены выбывшего ответчика (заинтересованного лица), хозяйственный суд по результатам рассмотрения дела принимает судебное постановление, исходя из обоснованности заявленных требований либо наличия оснований для прекращения производства по делу.

В случае выбытия стороны из дела (часть первая статьи 62 ХПК) и при отсутствии доказательств, подтверждающих правопреемство, хозяйственный суд приостанавливает производство по делу (абзац четвертый статьи 145 ХПК), а после представления таких доказательств возобновляет производство по делу и производит замену выбывшей стороны.

В случае реорганизации юридического лица и (или) организации, не являющейся юридическим лицом, которые выступают стороной по делу, хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу согласно абзацу третьему статьи 146 ХПК.

Замена выбывшей стороны правопреемником может быть произведена по письменному заявлению правопреемника или одной из сторон без приостановления производства по делу при наличии доказательств, подтверждающих правопреемство, в том числе и произошедшего до обращения истца (заявителя) в хозяйственный суд.

Если заявление о замене стороны правопреемником поступило после рассмотрения дела по существу и до возбуждения исполнительного производства, заявление рассматривается хозяйственным судом, вынесшим судебное постановление по делу, в судебном заседании с извещением сторон.

19. Предусмотренное частью первой статьи 63 ХПК право истца (заявителя) изменить основание или предмет иска (заявления), увеличить или уменьшить размер требований может быть использовано до окончания рассмотрения дела по существу, в том числе и при новом рассмотрении дела в хозяйственном суде первой инстанции после отмены вышестоящими судебными инстанциями ранее принятых судебных постановлений.

Одновременное изменение основания и предмета иска (заявления), то есть замена одного иска (заявления) другим, ХПК не допускается.

Изменение основания иска (заявления) означает изменение тех обстоятельств, на которых истец (заявитель) основывает свое требование к ответчику (заинтересованному лицу).

Изменение основания иска имеет место в случае, если иск обоснован нарушением обязательств по конкретному договору, но в дальнейшем истец ссылается на возникновение обязательств из иного договора, сделки либо из действий, которые хотя и не предусмотрены законодательством, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Не влечет изменение основания иска, например, приведение в ходе рассмотрения дела дополнительных доводов в обоснование заявленных требований; изменение истцом правового обоснования своих требований.

Изменение предмета иска (заявления) означает изменение материально-правового требования истца (заявителя) к ответчику (заинтересованному лицу).

Не влечет изменение предмета иска, например, замена ненадлежащего ответчика, если неизменным остается заявленное истцом материально-правовое требование; уменьшение, увеличение размера исковых требований.

Отсутствие в исковом заявлении (заявлении) материально-правового требования влечет оставление искового заявления (заявления) без движения по основанию, предусмотренному абзацем вторым части первой статьи 162 ХПК.

Под увеличением размера требований следует понимать увеличение суммы иска (заявления) по тому же требованию, которое было заявлено истцом (заявителем) в исковом заявлении (заявлении). Увеличение размера требований не может быть связано с предъявлением дополнительных требований, которые не были заявлены в исковом заявлении (например, требование о применении имущественных санкций не может расцениваться как увеличение размера требований по иску о взыскании основного долга). Дополнительные требования могут быть заявлены в общем порядке и рассмотрены в одном производстве с ранее заявленными требованиями, если они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам либо по иным основаниям (статья 165 ХПК).

20. Признание ответчиком иска (заинтересованным лицом – заявленного требования), отказ истца (заявителя) от иска (заявления), а также заключение истцом и ответчиком мирового соглашения могут быть осуществлены на любой стадии хозяйственного процесса в порядке, установленном ХПК.

В соответствии с частью седьмой статьи 66, статьей 67 ХПК не подлежит утверждению мировое соглашение по искам, предъявленным прокурором, государственными органами, органами местного управления и самоуправления и иными органами в целях защиты государственных и общественных интересов.

Утверждение мировых соглашений по делам отдельных видов производств, предусмотренных главами 25, 26, 28, 29, статьей 266 ХПК, не допускается.

21. Применительно к частям первой и второй статьи 63 ХПК волеизъявление истца (заявителя) на изменение предмета или основания иска (заявления), увеличение или уменьшение его размера, отказ от иска в целом или его части должно быть выражено в письменной форме.

22. По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, иные лица, кроме заявителя и государственного органа, должностного лица, могут быть привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Кроме заявителя и заинтересованных лиц, лицами, участвующими в деле, могут быть прокурор, а также государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных статьей 73 ХПК.

Третьи лица, как заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющие таких требований, могут быть привлечены к участию в деле хозяйственным судом или вступить в дело только по спору, возникшему из гражданских правоотношений.

23. Хозяйственный суд по заявлению прокурора, поступившему до вынесения определения о возбуждении производства по делу, возвращает поданное им исковое заявление (заявление) (абзац седьмой части первой статьи 163 ХПК).

24. Указание в частях второй и третьей статьи 106 ХПК об участии в деле тех же лиц не означает их полного тождества.

Обстоятельства, установленные хозяйственным судом или общим судом по делам об административных правонарушениях, оцениваются в каждом конкретном случае и могут быть признаны не подлежащими доказыванию, если они имеют значение для дела, рассматриваемого хозяйственным судом, в отношении совершения определенных деяний и лиц, их совершивших.

Не имеют преюдициальной силы факты, установленные административными актами, актами органов дознания и предварительного следствия, а также в результате прокурорских проверок, однако эти факты должны быть оценены хозяйственным судом наряду со свидетельскими показаниями, объяснениями лиц, участвующих в деле, и другими доказательствами.

Не подлежат доказыванию фактические обстоятельства дела, признанные сторонами в результате достигнутого между ними согласия. При этом любое признание не является обязательным для хозяйственного суда и может подлежать проверке и оценке с разными последствиями.

Согласие сторон, достигнутое вне рамок судебного заседания, а также в ходе подготовительного или судебного заседания, может быть оформлено путем составления письменного соглашения, подписанного уполномоченными представителями обеих сторон, а при достижении такого соглашения в судебном заседании также посредством занесения в протокол судебного заседания (часть четвертая статьи 107 ХПК).

25. При удовлетворении ходатайства об обеспечении доказательств определение хозяйственного суда помимо обычных реквизитов должно содержать указание на то, какие конкретно действия, где, когда и кем надлежит совершить.

26. Меры по обеспечению иска (заявления), перечисленные в статье 116 ХПК, могут быть приняты хозяйственным судом в течение всего производства по делу вплоть до вынесения судебного постановления. В случае подачи заявления об обеспечении иска в период приостановления производства по делу хозяйственный суд обязан возобновить производство, рассмотреть заявление и при необходимости принять соответствующие меры по обеспечению иска (заявления).

При наложении ареста на денежные средства, принадлежащие ответчику, арест налагается не на счет в кредитном учреждении, а на имеющиеся на этом счете денежные средства в пределах суммы иска.

Наложение ареста на имущество возможно, если при длительном хранении оно не утратит своего качества. Такая мера не может применяться, в частности, в отношении скоропортящихся товаров.

В соответствии с частью второй статьи 228 ХПК подача заявления о признании недействительным ненормативного правового акта в хозяйственный суд и принятие его к рассмотрению не приостанавливают действия ненормативного правового акта. Вместе с тем хозяйственный суд в порядке, установленном статьями 115–117 ХПК, может применить меры по обеспечению заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, на основании которого списываются денежные средства или реализуется имущество, в том числе находящееся на хранении у других лиц.

Обеспечение иска (заявления) допускается как по первоначальному, так и по встречному иску (заявлению), предъявляемому в порядке, установленном статьей 167 ХПК.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, хозяйственный суд вправе отменить обеспечение иска (заявления) и до вступления в законную силу судебного постановления, если придет к выводу, что основания, послужившие поводом к обеспечению иска (заявления), отпали.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, об обеспечении исполнения решения с момента его принятия до момента вступления в законную силу хозяйственный суд вправе применить меры, предусмотренные в статье 348 ХПК. Вопрос об обеспечении исполнения решения по делу может быть решен хозяйственным судом при принятии такого решения (часть вторая статьи 191 ХПК).

27. Приостановление производства по делу означает приостановление всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом по данному делу, до момента устранения обстоятельств, вызвавших приостановление, и возобновления производства по делу.

Производство по делу может быть приостановлено только в соответствии со статьями 145 и 146 ХПК.

При наличии оснований, предусмотренных в статье 145 ХПК, хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу независимо от наличия ходатайства о приостановлении.

В случае изменения основания для приостановления производства по делу хозяйственный суд возобновляет производство по делу и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассматривает вопрос о его приостановлении в соответствии со статьями 145–148 ХПК.

После вынесения определения о приостановлении производства по делу хозяйственный суд вправе направить в адрес заинтересованных лиц и компетентных органов запросы, не носящие процессуального характера, о представлении информации об обстоятельствах, вызвавших приостановление производства по делу.

28. Возобновление производства по делу осуществляется в соответствии со статьей 147 ХПК путем вынесения определения без вызова лиц, участвующих в деле. В определении хозяйственный суд констатирует факт возобновления производства по делу, указывает об обстоятельствах, вызвавших возобновление производства по делу, назначает дело к рассмотрению и определяет время и место судебного заседания.

Если в период приостановления производства по делу в хозяйственный суд поступит заявление о возобновлении производства от лица, участвующего в деле, которое не являлось инициатором приостановления производства по делу, а обстоятельства, вызвавшие приостановление, не отпали, хозяйственный суд для рассмотрения ходатайства в соответствии со статьей 180 ХПК возобновляет производство по делу и разрешает в судебном заседании ходатайство по существу. По результатам рассмотрения ходатайства хозяйственный суд выносит судебное постановление о назначении дела к судебному разбирательству или о приостановлении производства по делу по соответствующему основанию.

До устранения обстоятельств, вызвавших приостановление производства по делу, хозяйственный суд вправе возобновить производство по делу по своей инициативе.

29. Хозяйственный суд прекращает производство по делу в судебном заседании при наличии оснований, предусмотренных статьей 149 ХПК. О прекращении производства по делу хозяйственный суд выносит мотивированное определение, в котором указываются основания для его прекращения со ссылкой на соответствующую норму статьи 149 ХПК. Если производство прекращается не по всем требованиям или в отношении не всех ответчиков, то об этом указывается в судебном постановлении.

30. Перечень оснований для оставления иска (заявления) без рассмотрения (статья 151 ХПК) является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Вопрос об оставлении иска (заявления) без рассмотрения решается хозяйственным судом в судебном заседании.

31. Соединение нескольких требований в одно производство (статья 165 ХПК) может иметь место, когда по их характеру, взаимосвязи, наличию общих доказательств будет выявлена возможность более быстрого и правильного рассмотрения дела (например, о расторжении договора и взыскании стоимости частичной недостачи товара, полученного по нескольким транспортным документам и оформленного одним актом приемки).

Предъявление дополнительного требования производится по общим правилам предъявления исков (заявлений).

Если дополнительное требование не связано с основным по основаниям возникновения или представленным доказательствам либо по иным основаниям, то хозяйственный суд вправе отказать в их совместном рассмотрении.

Объединение в одном производстве дел, возникающих из гражданских и административных либо иных публичных правоотношений, не допускается.

Выделение одного или нескольких требований в отдельное производство может быть произведено как в тех случаях, когда несколько требований были соединены в одном исковом заявлении (заявлении) истцом (заявителем), так и в тех случаях, когда они были ранее объединены хозяйственным судом для их совместного рассмотрения.

32. Хозяйственный суд может назначить примирителя по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда.

По инициативе хозяйственного суда первой инстанции примиритель может быть назначен при возбуждении производства по делу (статья 161 ХПК) либо на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (статья 170 ХПК).

Согласованное ходатайство о назначении примирителя может быть выражено как в отдельном документе, так и в виде условия хозяйственного договора, предусматривающего урегулирование споров по договору с участием примирителя. Предложение истца о возможности назначения примирителя в случае обращения в хозяйственный суд, изложенное в претензии, и согласие ответчика на проведение примирительной процедуры, указанное в ответе на претензию, рассматривается как согласованное сторонами ходатайство. При подаче одновременно с исковым заявлением согласованного сторонами ходатайства о назначении примирителя в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований, и к нему могут не прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования (часть третья статьи 159, часть вторая статьи 160 ХПК).

33. Согласно статье 1561 ХПК срок примирительной процедуры в хозяйственном суде первой инстанции не должен превышать одного месяца.

Продление срока примирительной процедуры возможно по совместному обоснованному ходатайству обеих сторон либо по обоснованному ходатайству одной стороны при отсутствии возражения второй стороны с учетом мнения примирителя. При этом не допускается нарушение общих сроков рассмотрения искового заявления в случае, если производство по делу хозяйственным судом не приостанавливалось.

Срок проведения примирительной процедуры не включается в срок подготовки дела к судебному заседанию. При недостижении примирения подготовительное судебное заседание должно быть проведено не позднее пятнадцати рабочих дней со дня вынесения определения о завершении примирительной процедуры.

34. При достижении примирения сторонами заключается соглашение о примирении по всем либо отдельным требованиям, которое утверждается определением хозяйственного суда.

При недостижении примирения примирительная процедура завершается по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя. О завершении примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение.

35. Судебное разбирательство – это самостоятельная стадия хозяйственного процесса, целью которой является рассмотрение и разрешение спора по существу.

В целях обеспечения доступности правосудия, сокращения издержек, связанных с рассмотрением дела с участием лиц, находящихся в разных регионах, по ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по инициативе хозяйственного суда, рассматривающего дело, при отсутствии письменных или устных возражений лиц, участвующих в деле, хозяйственный суд с учетом обстоятельств дела вправе провести судебное разбирательство с использованием системы видеоконференцсвязи хозяйственных судов (далее – ВКС). По результатам рассмотрения вопроса об использовании ВКС хозяйственным судом выносится определение, копия которого направляется лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном ХПК.

После открытия судебного заседания хозяйственный суд устанавливает, извещены ли с соблюдением требований статей 140, 142, 143 ХПК неявившиеся лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания хозяйственный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного постановления, судебной повестки или иного извещения. Направлять одновременно копию судебного постановления, в котором указано место и время судебного заседания, и судебную повестку, содержащую ту же информацию, не требуется. Судебная повестка может быть направлена, в частности, в случае вынесения хозяйственным судом протокольного определения об отложении слушания дела.

В целях процессуальной экономии в соответствии со статьей 140 ХПК хозяйственный суд вправе известить участников хозяйственного процесса, иной хозяйственный суд, участвующий в организации судебного заседания с использованием ВКС, при помощи телефонограммы или телеграммы, а также с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование факта надлежащего извещения или вызова (статья 142 ХПК). Сведения о надлежащем извещении секретарем судебного заседания – помощником судьи (статья 33 ХПК) могут отражаться в определении, находящемся в материалах дела, с указанием наименования организации, индивидуального предпринимателя или гражданина, фамилии и инициалов, должности лица, передавшего (принявшего) копию определения, а также даты и времени его передачи (получения).

В соответствии со статьей 140 ХПК судебная повестка (копия судебного постановления, иное извещение) направляется хозяйственным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по юридическому адресу (месту нахождения) организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности), либо по месту жительства, по месту пребывания или месту работы индивидуального предпринимателя или гражданина, если они фактически не проживают по указанному адресу.

Место нахождения (юридический адрес) юридического лица (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности), индивидуального предпринимателя определяется на основании базы данных Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР).

В случае отсутствия к началу судебного разбирательства сведений о вручении (невручении) отделением почтовой связи судебной повестки (копии судебного постановления, иного извещения) лицам, участвующим в деле, иным участникам процесса хозяйственный суд принимает меры к установлению в соответствующем почтовом отделении посредством телефонной связи фактических обстоятельств вручения (невручения) судебной повестки (копии судебного постановления, иного извещения). Если судебная повестка (копия судебного постановления, иное извещение) хранится в отделении почтовой связи ввиду неявки адресата за ее получением либо сообщение органа связи направлено в хозяйственный суд, но еще не доставлено, лицо, участвующее в деле, иные участники процесса считаются извещенными надлежащим образом. Об установленных обстоятельствах в соответствии со статьей 33 ХПК секретарем судебного заседания – помощником судьи составляется телефонограмма, которая приобщается к материалам дела.

Получение сведений о надлежащем извещении, в частности о вручении (невручении) отделением почтовой связи судебной повестки (копии судебного постановления, иного извещения) лицам, участвующим в деле, иным участникам процесса, может осуществляться посредством электронных и иных средств связи (например, глобальной компьютерной сети Интернет), обеспечивающих фиксирование факта надлежащего извещения, либо иным способом, позволяющим установить достоверность сведений.

Участники хозяйственного процесса могут извещаться посредством электронной почты при условии заключения соглашения об электронном обмене данными с хозяйственным судом в порядке, определяемом Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь.

Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о каждом судебном заседании по рассматриваемому делу. В этой связи возврат судебных документов почтовым отделением по причинам отсутствия адресата по указанному адресу (выбытия, ликвидации и т.д.) не освобождает хозяйственный суд от необходимости направления судебной повестки (копии судебного постановления, иного извещения) о новом судебном заседании, если этот адрес соответствует местонахождению, указанному в частях третьей и четвертой статьи 140 ХПК.

Если судебная повестка (копия судебного постановления, иное извещение), направленная хозяйственным судом по последнему известному хозяйственному суду месту нахождения юридического лица, месту жительства индивидуального предпринимателя, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем имеется сообщение органа связи, хозяйственный суд проверяет сведения о месте нахождении юридического лица, месте жительства индивидуального предпринимателя в базе данных ЕГР. В случае расхождения сведений о месте нахождения юридического лица, месте жительства индивидуального предпринимателя хозяйственный суд направляет судебную повестку (копию судебного постановления, иное извещение) по месту нахождения юридического лица, месту жительства индивидуального предпринимателя, указанному в базе данных ЕГР.

При наличии письменного ходатайства лица, участвующего в деле, иного участника процесса о направлении судебной корреспонденции по адресу, указанному им в ходатайстве, хозяйственный суд направляет корреспонденцию по данному адресу.

При наличии ходатайства лица, участвующего в деле, о рассмотрении дела в его отсутствие данное лицо должно быть уведомлено надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела.

Рассмотрение дела в отсутствие лица, не извещенного о времени и месте судебного разбирательства в установленном порядке, недопустимо и является безусловным основанием к отмене судебного постановления.

36. Неявка истца в подготовительное судебное заседание, а затем в судебное заседание для рассмотрения дела по существу рассматривается как повторная неявка, влекущая оставление иска (заявления) без рассмотрения на основании абзаца шестого статьи 151 ХПК.

При неявке надлежаще извещенного ответчика по общему правилу хозяйственный суд рассматривает дело по существу, если не сочтет необходимым отложить разбирательство дела в связи с невозможностью рассмотрения дела в отсутствие ответчика (заинтересованного лица).

Последствия неявки иных лиц, участвующих в деле, закреплены в частях первой, третьей и пятой статьи 179 ХПК и определяются в зависимости от наличия у хозяйственного суда сведений об их надлежащем извещении, наличии ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении дела, уважительности причин неявки, возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица.

37. Ходатайства лиц, участвующих в деле, о подложности доказательств, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, хозяйственный суд разрешает, как правило, немедленно. Отказ в их удовлетворении не лишает права лиц, участвующих в деле, вновь при наличии оснований заявлять ходатайство по тому же вопросу в процессе судебного разбирательства. По результатам рассмотрения заявлений и ходатайств хозяйственный суд выносит определение в соответствии со статьей 212 ХПК. Определение в виде отдельного судебного постановления выносится во всех случаях, если ХПК предусмотрена возможность обжалования определения отдельно от судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей.

38. По делу, вытекающему из гражданских и иных правоотношений, ответчик вправе до принятия хозяйственным судом первой инстанции судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, предъявить встречный иск с соблюдением общих правил, установленных процессуальным законом с учетом особенностей, предусмотренных статьей 167 ХПК. Если встречный иск не соответствует требованиям статей 159–160 ХПК, а также при наличии оснований, предусмотренных статьями 162 и 167 ХПК, хозяйственный суд отказывает в принятии встречного иска. При этом хозяйственный суд разъясняет ответчику право на обращение в хозяйственный суд с иском в общеустановленном порядке, если основанием для отказа явилось несоблюдение требований статей 159, 160, 167 ХПК.

По делам, возникающим из гражданских и иных правоотношений, не может быть принято в качестве встречного заявление об оспаривании ненормативного правового акта, об обжаловании действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц, иное заявление либо жалоба, рассмотрение которых предусмотрено в порядке административного судопроизводства.

Подача встречного заявления по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, ХПК не предусмотрена.

39. За совершение административных правонарушений против правосудия при рассмотрении дел в хозяйственном суде лица, участвующие в деле, иные участники хозяйственного процесса и (или) их представители могут быть привлечены к ответственности в соответствии с нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в порядке, определенном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

40. Протокол судебного заседания ведется по всем делам в каждом судебном заседании, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания.

Записи в протоколе судебного заседания должны быть сделаны в той последовательности, в какой совершались процессуальные действия с момента начала судебного разбирательства до принятия решения.

Перечень сведений, которые в соответствии со статьей 189 ХПК должны быть указаны в протоколе судебного заседания, не является исчерпывающим. В протокол могут быть занесены и иные сведения, которые хозяйственный суд считает существенными для дела.

Замечания на протокол судебного заседания, поданные в течение пяти рабочих дней после его подписания, рассматриваются хозяйственным судом без вызова лиц, участвующих в деле. О результатах рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания хозяйственный суд выносит определение о принятии замечаний либо об их отклонении. Замечания на протокол судебного заседания и определение судьи должны быть приобщены к делу.

Замечания, поданные с пропуском срока, возвращаются судьей без рассмотрения.

Пропущенный срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном статьей 216 ХПК.

41. В соответствии со статьей 201 ХПК, рассмотрев дело по существу, хозяйственный суд в том же судебном заседании принимает решение с соблюдением требований, указанных в статье 193 ХПК. В случаях оглашения только резолютивной части решения хозяйственный суд объявляет день, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением, если составление мотивировочной части решения обязательно в соответствии с ХПК.

Как следует из смысла статьи 201 ХПК, резолютивная часть решения должна быть подписана судьей (судьями) хозяйственного суда до ее объявления.

Резолютивная часть составленного мотивированного решения должна дословно соответствовать резолютивной части решения, объявленной в день окончания разбирательства дела.

В случае объявления в заседании только резолютивной части решения датой принятия решения считается дата объявления резолютивной части решения.

42. При рассмотрении дел хозяйственным судам необходимо выявлять причины и условия нарушения законодательства и в соответствии со статьей 215 ХПК реагировать частными определениями на обнаруженные факты нарушения законодательства. Частные определения могут быть вынесены на любой стадии процесса, а также при окончании дела без вынесения решения.

43. Признать утратившим силу постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 16 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 207, 6/666).

 

Председатель

В.С.Каменков

 

 

Судья, секретарь Пленума

Л.А.Колесникова

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.