Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 12.07.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

10 декабря 2019 г. № 120

Об утверждении Инструкции по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за объемом оптового товарооборота микроорганизаций

На основании подпункта 8.10 пункта 8 Положения о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445, Национальный статистический комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за объемом оптового товарооборота микроорганизаций (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 23 января 2015 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по организации выборочного государственного статистического наблюдения за объемом оптового товарооборота микроорганизаций».

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2020 г.

 

Председатель

И.В.Медведева

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Национального
статистического комитета
Республики Беларусь

10.12.2019 № 120

ИНСТРУКЦИЯ
по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за объемом оптового товарооборота микроорганизаций

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения органами государственной статистики выборочного государственного статистического наблюдения за объемом оптового товарооборота микроорганизаций (далее – выборочное наблюдение) в целях ежемесячного формирования официальной статистической информации об объеме оптового товарооборота микроорганизаций по Республике Беларусь, областям и городу Минску.

2. Выборочное наблюдение проводится ежемесячно по форме государственной статистической отчетности 12-торг (опт) «Отчет об объеме оптового товарооборота» (далее – форма 12-торг (опт)).

Респондентами выборочного наблюдения являются микроорганизации, осуществляющие оптовую торговлю товарами несобственного производства, для которых оптовая торговля является основным видом экономической деятельности.

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные термины и их определения:

выборочная совокупность респондентов – подмножество респондентов, отобранных по определенным правилам из генеральной совокупности респондентов с целью проведения выборочного наблюдения;

вес респондента – коэффициент, используемый для оценивания параметров генеральной совокупности респондентов на основе первичных статистических данных выборочной совокупности респондентов;

генеральная совокупность респондентов – вся совокупность респондентов, признаки которых должны быть изучены;

доля отбора – отношение количества респондентов выборочной совокупности респондентов к количеству респондентов генеральной совокупности респондентов;

допустимая ошибка выборки – максимальная граница фактической ошибки выборки, задаваемая до начала формирования выборочной совокупности респондентов;

одномерная выборка – отбор респондентов в выборочную совокупность респондентов, однородных по одному изучаемому признаку;

оптимальное расслоение – отбор респондентов в группы, при осуществлении которого учитывается степень вариации (колеблемости) статистического показателя в различных группах генеральной совокупности респондентов;

предельно допустимая ошибка выборки – максимальная задаваемая граница стандартной ошибки выборки;

пропорциональное расслоение – отбор респондентов в группы пропорционально численности групп генеральной совокупности;

простое расслоение – отбор респондентов, который производится из каждой группы генеральной совокупности респондентов так, как если бы группа являлась всей генеральной совокупностью респондентов;

случайная выборка – отбор респондентов с помощью генератора случайных чисел, при котором каждый респондент имеет равную вероятность попасть в выборочную совокупность;

стандартная ошибка выборки – расхождение между статистическими показателями выборочной и генеральной совокупности респондентов;

стратификация респондентов – деление генеральной совокупности респондентов на однородные группы;

фактическая ошибка выборки – расхождение между экстраполированными значениями статистических показателей, полученных по выборочной совокупности респондентов, и соответствующими значениями статистических показателей генеральной совокупности респондентов;

экстраполяция – оценка параметров генеральной совокупности респондентов на основе первичных статистических данных выборочной совокупности респондентов и их весов.

4. Организация и проведение выборочного наблюдения состоит из следующих этапов:

формирование выборочной совокупности респондентов;

проведение выборочного наблюдения;

экстраполяция результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность респондентов.

ГЛАВА 2
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ РЕСПОНДЕНТОВ

5. Формирование выборочной совокупности респондентов осуществляется Национальным статистическим комитетом (далее – Белстат) ежегодно до 24 февраля отчетного года.

6. Генеральную совокупность респондентов составляют микроорганизации, представившие форму государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли» за год предшествующий отчетному, за исключением ликвидированных или прекративших деятельность в результате реорганизации организаций, на основании данных статистического регистра.

7. Формирование выборочной совокупности респондентов осуществляется с использованием методов одномерной выборки (простое, пропорциональное и оптимальное расслоение).

8. С целью достижения однородности генеральная совокупность респондентов распределяется на группы по каждой области и городу Минску по объему оптового товарооборота. Алгоритм отбора респондентов в выборочную совокупность включает следующие этапы:

8.1. установление параметров, по которым будет производиться отбор респондентов:

метод отбора – простое, оптимальное, пропорциональное расслоение;

начальная доля отбора 5 %;

допустимая ошибка выборки 5 %;

8.2. расчет характеристик в целом по генеральной и выборочной совокупности респондентов и в разрезе групп респондентов (суммарное и среднее значение статистических показателей, дисперсия, коэффициент вариации, среднее квадратическое (стандартное) отклонение);

8.3. определение числа и границ групп респондентов экспертным путем в зависимости от количества респондентов в группе и показателей вариации объема оптового товарооборота;

8.4. отбор респондентов в группы выборочной совокупности респондентов осуществляется методом случайной выборки;

8.5. расчет ошибок выборки (фактическая, стандартная и предельно допустимая) в каждой группе респондентов и по выборочной совокупности респондентов в целом. Если размер фактических ошибок выборки не превышает предельно допустимую ошибку выборки, то выборочная совокупность респондентов считается приемлемой.

9. Если количество респондентов в группе не превышает десяти, то доля отбора составляет 100 %.

10. Формирование вариантов выборочной совокупности респондентов продолжается до тех пор, пока не будет сформирована выборочная совокупность респондентов наименьшего объема и с минимальной фактической ошибкой выборки.

11. Полученные выборочные совокупности респондентов последовательно объединяются в выборочную совокупность респондентов по каждой области и городу Минску и в целом по республике.

12. Максимальная доля отбора по областям составляет 25 % от генеральной совокупности респондентов, по городу Минску – 15 %.

Выборочная совокупность респондентов считается репрезентативной, если размер фактической ошибки выборки составляет в целом по республике не более 2 %, по областям и городу Минску – не более 5 %.

13. Результатом формирования выборочной совокупности респондентов является получение перечня респондентов, отобранных для проведения выборочного наблюдения, и весов респондентов, используемых для экстраполяции оптового товарооборота.

14. Если в период проведения выборочного наблюдения происходит изменение в статусе респондента, отобранного в выборочную совокупность респондентов (ликвидация, прекращение деятельности в результате реорганизации организаций), то с целью сохранения репрезентативности выборочной совокупности респондентов осуществляется замена такого респондента другим респондентом, значение оптового товарооборота которого примерно равно заменяемому. В случае если респондент для замены не найден, осуществляется корректировка весов респондентов.

ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ

15. Белстат ежегодно до 26 февраля направляет в территориальные органы государственной статистики и размещает на официальном сайте Белстата в глобальной компьютерной сети Интернет перечень респондентов, отобранных для проведения выборочного наблюдения.

Территориальные органы государственной статистики не позднее двух дней со дня размещения на официальном сайте Белстата перечня респондентов, отобранных для проведения выборочного наблюдения, информируют респондентов о необходимости представления первичных статистических данных по форме 12-торг (опт).

16. При проведении выборочного наблюдения:

16.1. территориальные органы государственной статистики осуществляют:

сбор и визуальный контроль полноты (правильности) заполнения первичных статистических данных, представленных микроорганизациями по форме 12-торг (опт) на бумажном носителе;

ввод первичных статистических данных, представленных микроорганизациями по форме 12-торг (опт) на бумажном носителе;

контроль полноты представления формы 12-торг (опт) микроорганизациями, включенными в выборочную совокупность респондентов;

контроль первичных статистических данных (арифметический, логический, на наличие экстремальных значений);

внесение корректур в массив первичных статистических данных;

16.2. Белстат осуществляет:

координацию работ по проведению выборочного наблюдения;

контроль агрегированных первичных статистических данных на наличие экстремальных значений;

экстраполяцию результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность респондентов;

актуализацию выборочной совокупности респондентов.

ГЛАВА 4
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ НА ГЕНЕРАЛЬНУЮ СОВОКУПНОСТЬ РЕСПОНДЕНТОВ

17. Для экстраполяции результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность респондентов используются рассчитанные при формировании выборочной совокупности респондентов веса респондентов.

18. Вес респондента рассчитывается следующим образом:

 

 

где    wk – вес респондента k-ой группы i-ой области (города Минска);

Nki – количество респондентов k-ой группы i-ой области (города Минска);

nki – количество респондентов k-ой группы выборочной совокупности респондентов i-ой области (города Минска).

Респонденты, относящиеся к одной и той же группе в пределах области или города Минска, имеют одинаковый вес.

19. Экстраполированное значение оптового товарооборота выборочной совокупности респондентов достоверно отражает объем оптового товарооборота генеральной совокупности респондентов по областям и городу Минску и рассчитывается путем умножения объема оптового товарооборота каждого респондента выборочной совокупности на его вес и последовательного суммирования экстраполированных значений.

 

Примечание. Терминология, применяемая в настоящей Инструкции, используется только органами государственной статистики при организации и проведении выборочного наблюдения.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.