Официальная правовая информация |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 октября 2021 г. № 422
О мерах по совершенствованию защиты персональных данных
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2024 г. № 46 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.02.2024, 1/21221)
(Извлечение)
В целях обеспечения защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных постановляю:
1. Создать Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь (далее, если не определено иное, – Национальный центр защиты персональных данных).
2. Утвердить Положение о Национальном центре защиты персональных данных (прилагается).
3. Установить, что:
3.1. Национальный центр защиты персональных данных имеет право реализовывать образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, в том числе по вопросам технической и (или) криптографической защиты информации, защиты персональных данных;
3.2. собственники (владельцы) информационных систем* и владельцы критически важных объектов информатизации, а также организации, осуществляющие лицензируемую деятельность по технической и (или) криптографической защите информации, обеспечивают:
обучение в Национальном центре защиты персональных данных не реже одного раза в три года своих работников и (или) иных лиц, в обязанности которых входит обеспечение информационной безопасности, по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов по вопросам технической и (или) криптографической защиты информации;
ежегодное до 15 ноября представление Национальному центру защиты персональных данных информации о количестве работников и (или) иных лиц, в обязанности которых входит обеспечение информационной безопасности, для повышения их квалификации;
______________________________
* Указанных в части первой пункта 3 Положения о технической и криптографической защите информации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2013 г. № 196.
3.3. операторы (уполномоченные лица)* организуют не реже одного раза в пять лет прохождение обучения по вопросам защиты персональных данных лицами, ответственными за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лицами, непосредственно осуществляющими обработку персональных данных, в том числе:
категориями лиц, определенными Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, – в Национальном центре защиты персональных данных по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
иными лицами:
в учреждениях образования, а также в иных организациях, которым предоставлено право реализации образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, по образовательной программе повышения квалификации руководящих работников и специалистов;
в других организациях по образовательной программе обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);
у оператора (уполномоченного лица) путем изучения установленных требований в области защиты персональных данных и проверки им знаний по вопросам защиты персональных данных (в форме собеседования, опроса, тестирования и других формах контроля знаний).
Операторы (уполномоченные лица) до 15 декабря 2021 г., а в последующие годы – до 15 ноября обеспечивают представление Национальному центру защиты персональных данных информации о количестве лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, которым необходимо пройти обучение в Национальном центре защиты персональных данных;
______________________________
* Для целей настоящего Указа:
под оператором понимается государственный орган, юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, самостоятельно или совместно с иными указанными лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных;
под уполномоченным лицом понимается государственный орган, юридическое лицо Республики Беларусь, иная организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с актом законодательства, решением государственного органа, являющегося оператором, либо на основании договора с оператором осуществляют обработку персональных данных от имени оператора или в его интересах.
3.4. финансирование мероприятий по обучению, предусмотренных в подпунктах 3.2 и 3.3 настоящего пункта, осуществляется в отношении:
лиц, оплата труда которых осуществляется за счет бюджетных средств, – в пределах средств, предусмотренных в республиканском или соответствующем местном бюджете на содержание государственных органов и иных государственных организаций;
иных лиц – за счет доходов, полученных от осуществления хозяйственной деятельности, а также других источников, не запрещенных законодательством;
3.5. операторы, являющиеся государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями, устанавливают и поддерживают в актуальном состоянии:
а) перечень информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные, собственниками (владельцами) которых они являются;
б) категории персональных данных, подлежащих включению в такие ресурсы (системы):
общедоступные персональные данные;
специальные персональные данные (кроме биометрических и генетических персональных данных);
биометрические и генетические персональные данные;
персональные данные, не являющиеся общедоступными или специальными;
в) перечень уполномоченных лиц, если обработка персональных данных осуществляется уполномоченными лицами;
г) срок хранения обрабатываемых персональных данных;
3.6. операторы обязаны вносить в создаваемый Национальным центром защиты персональных данных государственный информационный ресурс «Реестр операторов персональных данных» (далее – реестр) сведения об информационных ресурсах (системах), содержащих персональные данные, а также обеспечивать актуализацию соответствующих сведений.
Виды информационных ресурсов (систем), сведения о которых подлежат внесению в реестр, а также перечень включаемых в него сведений и срок их внесения в реестр определяются Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.
Владельцем и оператором реестра является Национальный центр защиты персональных данных.
Финансирование расходов на создание и функционирование реестра осуществляется за счет:
средств республиканского бюджета, предусматриваемых Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь на содержание Национального центра защиты персональных данных;
иных источников, не запрещенных законодательством;
3.7. для служебного пользования;
3.8. для служебного пользования;
3.9. работы (услуги) по созданию, эксплуатации и развитию информационных ресурсов (систем), создаваемых (функционирующих) в целях реализации функций, возложенных на Национальный центр защиты персональных данных, могут выполняться (оказываться) без их включения в государственные программы в сфере цифрового развития.
4. Положения настоящего Указа не распространяются на отношения, касающиеся обработки персональных данных, отнесенных в установленном порядке к государственным секретам.
5. Внести изменения в указы Президента Республики Беларусь (приложение).
6. Совету Министров Республики Беларусь:
при уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2021 год учесть дополнительные средства на финансирование Национального центра защиты персональных данных в соответствии с подпунктом 3.8 пункта 3 настоящего Указа;
при формировании проекта республиканского бюджета на 2022 год и последующие годы в установленном порядке предусматривать Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь средства на содержание Национального центра защиты персональных данных;
до 15 ноября 2021 г. обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации.
7. Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь:
7.1. до 15 ноября 2021 г. обеспечить предоставление Национальному центру защиты персональных данных необходимых для осуществления его деятельности административных помещений, оборудования и иного имущества;
до 15 ноября 2021 г. категории лиц, ответственных за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, а также лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, которые обязаны проходить обучение в Национальном центре защиты персональных данных;
до 1 августа 2022 г. виды информационных ресурсов (систем), сведения о которых подлежат внесению в реестр, а также перечень включаемых в него сведений и сроки их внесения в реестр.
8. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
подпункты 3.3 и 3.5 пункта 3 – с 15 ноября 2021 г.;
подпункт 3.6 пункта 3 – с 1 января 2024 г.;
пункты 6, 7 и настоящий пункт – после официального опубликования настоящего Указа;
иные положения данного Указа – через пятнадцать дней после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
|
к Указу Президента |
ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в указы Президента Республики Беларусь
1. Единый правовой классификатор Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1, после позиции 10.03.08.04 дополнить позицией следующего содержания:
«10.03.08.05 |
Персональные данные и их защита». |
2. Утратил силу.
3. Порядок назначения (утверждения, освобождения) и согласования назначения (освобождения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. № 645, дополнить пунктом 152 следующего содержания:
«152. |
Директор Национального центра защиты персональных данных |
начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь |
Президент Республики Беларусь |
– |
–». |
4. Приложение 7 к Положению о порядке выдачи и использования служебных удостоверений в государственных органах (организациях), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 159, дополнить позицией следующего содержания:
«НЦЗПД |
Национальный центр защиты персональных данных». |
5. В Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»:
пункт 23 дополнить абзацем следующего содержания:
«контроля за обработкой персональных данных операторами (уполномоченными лицами).»;
часть первую пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом, после слов «государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий» дополнить словами «, государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;
перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом, дополнить пунктом 81 следующего содержания:
«81. Государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» |
контроль за соблюдением резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) установленных законодательством условий: медицинского применения на территории индустриального парка незарегистрированных лекарственных препаратов и медицинских изделий использования на территории индустриального парка не утвержденных к применению в установленном законодательством порядке методов оказания медицинской помощи оказания медицинских услуг на территории индустриального парка с применением незарегистрированных лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также с использованием не утвержденных к применению в установленном законодательством порядке методов оказания медицинской помощи». |
|
Указ Президента |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Национальном центре защиты персональных данных
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Национальный центр защиты персональных данных является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.
2. Национальный центр защиты персональных данных действует независимо на основе Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных», настоящего Положения и иных актов законодательства.
Не допускается возложение на Национальный центр защиты персональных данных функций, которые несовместимы с функциями по защите прав субъектов персональных данных, за исключением обработки персональных данных при осуществлении возложенных на него полномочий.
3. Официальное наименование Национального центра защиты персональных данных:
полное:
на белорусском языке – Нацыянальны цэнтр абароны персанальных даных Рэспублікі Беларусь;
на русском языке – Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь;
на английском языке – National Personal Data Protection Center of the Republic of Belarus;
сокращенное:
на белорусском языке – Нацыянальны цэнтр абароны персанальных даных;
на русском языке – Национальный центр защиты персональных данных;
на английском языке – National Personal Data Protection Center.
4. Национальный центр защиты персональных данных является юридическим лицом, создается и действует в форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, текущий (расчетный) и иные счета в банках, в том числе в иностранной валюте, печать и бланк с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, а также собственную символику.
Учредителем Национального центра защиты персональных данных и государственным органом, осуществляющим от имени Республики Беларусь права собственника имущества этого учреждения, является Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.
5. Реорганизация и ликвидация Национального центра защиты персональных данных осуществляются по решению Президента Республики Беларусь или суда в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПРАВА НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
6. Основными задачами Национального центра защиты персональных данных являются:
принятие мер по защите прав субъектов персональных данных при обработке их персональных данных;
организация обучения по вопросам защиты персональных данных.
7. Национальный центр защиты персональных данных в соответствии с основными задачами выполняет следующие функции:
осуществляет контроль за обработкой персональных данных операторами (уполномоченными лицами) (далее – контроль);
рассматривает жалобы субъектов персональных данных по вопросам обработки персональных данных;
определяет перечень иностранных государств, на территории которых обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных;
выдает разрешения на трансграничную передачу персональных данных, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных, а также определяет порядок выдачи таких разрешений;
вносит предложения о совершенствовании законодательства о персональных данных, участвует в подготовке проектов актов законодательства о персональных данных;
дает разъяснения по вопросам применения законодательства о персональных данных, проводит иную разъяснительную работу о законодательстве о персональных данных;
определяет случаи, когда не требуется уведомления Национального центра защиты персональных данных о нарушениях систем защиты персональных данных;
устанавливает классификацию содержащих персональные данные информационных ресурсов (систем) в целях определения предъявляемых к ним требований технической и криптографической защиты персональных данных;
участвует в работе международных организаций по вопросам защиты персональных данных;
осуществляет сотрудничество с органами (организациями) по защите прав субъектов персональных данных в иностранных государствах;
ежегодно не позднее 15 марта публикует в средствах массовой информации отчет о своей деятельности;
реализует образовательные программы дополнительного образования взрослых в соответствии с законодательством об образовании;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством о персональных данных.
8. Для выполнения основных задач и функций Национальный центр защиты персональных данных имеет право:
при осуществлении контроля запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, юридических лиц Республики Беларусь, иных организаций и физических лиц информацию, необходимую для определения законности действий (бездействия) операторов (уполномоченных лиц) по обработке персональных данных (в том числе персональные данные физических лиц без их согласия). Информация представляется в течение 10 календарных дней со дня поступления запроса;
при осуществлении контроля безвозмездно пользоваться информационными ресурсами (системами), в том числе иметь к ним доступ, включая удаленный, получать из них сведения, в том числе содержащие банковскую, коммерческую, профессиональную и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные физических лиц без их согласия, за исключением информационных ресурсов (систем), содержащих государственные секреты, на основании письменных запросов, запросов в виде электронных документов либо соглашений (договоров), заключенных с собственниками (владельцами) информационных ресурсов (систем);
безвозмездно пользоваться информационными и (или) электронными услугами, оказываемыми государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь и иными организациями, на основании соглашений (договоров), заключенных с субъектами, оказывающими такие услуги;
проводить в отношении операторов (уполномоченных лиц) при обработке ими персональных данных проверки на предмет соблюдения законодательства о персональных данных;
требовать от операторов (уполномоченных лиц) изменения, блокирования или удаления недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устранения иных нарушений законодательства о персональных данных;
требовать от операторов (уполномоченных лиц) прекращения обработки персональных данных, если иными способами невозможно обеспечить защиту прав субъектов персональных данных;
принимать по вопросам, входящим в его компетенцию, решения, обязательные для исполнения государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями и физическими лицами, осуществляющими деятельность по обработке персональных данных;
привлекать работников государственных органов, иных государственных организаций по согласованию с их руководителями, а также физических лиц на договорной основе для решения вопросов, относящихся к компетенции Национального центра защиты персональных данных;
проводить на договорной основе добровольный аудит соблюдения операторами (уполномоченными лицами) требований законодательства о персональных данных;
использовать государственные средства связи и коммуникации;
организовывать и осуществлять международное сотрудничество по вопросам, входящим в его компетенцию;
заключать в пределах своей компетенции договоры с государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями и физическими лицами, а также с органами и организациями иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями;
заниматься приносящей доходы деятельностью;
осуществлять иную не запрещенную законодательством деятельность, направленную на реализацию своих основных задач и функций.
ГЛАВА 3
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
9. Национальный центр защиты персональных данных возглавляет директор.
10. Директор Национального центра защиты персональных данных назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению начальника Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.
Контракт с директором Национального центра защиты персональных данных заключает начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.
11. Директор Национального центра защиты персональных данных:
руководит деятельностью Национального центра защиты персональных данных и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него основных задач и функций;
по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь утверждает структуру Национального центра защиты персональных данных, а также штатную численность его работников, деятельность которых оплачивается за счет средств от приносящей доходы деятельности;
утверждает штатное расписание Национального центра защиты персональных данных;
без доверенности действует от имени Национального центра защиты персональных данных, представляет его интересы в отношениях с государственными органами, юридическими лицами Республики Беларусь, иными организациями и физическими лицами;
назначает и освобождает от должности работников Национального центра защиты персональных данных, в том числе по согласованию с начальником Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь заместителей директора, заключает с ними трудовые договоры (контракты);
издает по вопросам, входящим в его компетенцию, приказы, обязательные для выполнения всеми работниками Национального центра защиты персональных данных, организует и контролирует их выполнение;
открывает и закрывает в банках текущие (расчетные) и иные счета Национального центра защиты персональных данных;
поощряет работников Национального центра защиты персональных данных и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания;
организует рассмотрение обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, ведет личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, их представителей, представителей юридических лиц;
несет персональную ответственность за целевое и эффективное расходование финансовых средств Национального центра защиты персональных данных;
осуществляет иные полномочия, связанные с непосредственным руководством Национальным центром защиты персональных данных.
12. В целях оказания Национальному центру защиты персональных данных содействия в реализации возложенных на него функций при нем создается на общественных началах консультативный совет.
Персональный состав консультативного совета, порядок его организации и функционирования устанавливаются директором Национального центра защиты персональных данных.
ГЛАВА 4
КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАБОТКОЙ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОПЕРАТОРАМИ
(УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЛИЦАМИ)
13. Контроль осуществляется Национальным центром защиты персональных данных в форме:
проверок, проводимых в соответствии с планом проверок соблюдения законодательства о персональных данных, ежегодно утверждаемым директором Национального центра защиты персональных данных и размещаемым на официальном сайте Национального центра защиты персональных данных в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 30 декабря года, предшествующего году проведения проверки (далее – плановые проверки);
проверок, проводимых без включения в названный план (далее – внеплановые проверки);
камеральных проверок.
Плановые проверки одного и того же оператора (уполномоченного лица) проводятся с периодичностью не чаще одного раза в два года.
Операторы (уполномоченные лица), имеющие положительное заключение Национального центра защиты персональных данных по итогам проведения добровольного аудита соблюдения требований законодательства о персональных данных, не подлежат плановым проверкам в течение пяти лет со дня получения соответствующего заключения.
Внеплановые проверки могут назначаться директором Национального центра защиты персональных данных при наличии сведений, в том числе полученных от организации или физического лица, жалоб субъектов персональных данных, свидетельствующих о совершаемом (совершенном) нарушении требований законодательства о персональных данных. Анонимная информация не является основанием для назначения внеплановых проверок.
Не допускается вмешательство в деятельность Национального центра защиты персональных данных по осуществлению контроля, направление поручений или указаний.
14. Срок проведения плановой и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен директором Национального центра защиты персональных данных однократно не более чем на 10 рабочих дней.
15. Для проведения плановой или внеплановой проверки директором Национального центра защиты персональных данных формируется комиссия по проверке (далее – комиссия) и выдается предписание на ее проведение с указанием наименования оператора (уполномоченного лица), вида проверки (плановая или внеплановая), даты начала проверки, сроков ее проведения, состава комиссии, вопросов, подлежащих проверке.
16. О назначении плановой проверки оператор (уполномоченное лицо) письменно уведомляется не позднее 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление должно содержать сведения о дате начала проверки, сроках ее проведения, составе комиссии, а также о вопросах, подлежащих проверке.
17. Проверочные мероприятия в рамках плановой или внеплановой проверки проводятся, как правило, в присутствии представителей проверяемого оператора (уполномоченного лица).
18. Проверяющие вправе требовать от оператора (уполномоченного лица):
представления документов (их копий) и (или) сведений, связанных с обработкой персональных данных. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства могут находиться не в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий);
обеспечения доступа при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, – документов, предусмотренных законодательством для допуска на такие объекты) в помещения и иные объекты (на территории), в которых осуществляется обработка персональных данных (за исключением жилых помещений), и к программно-техническим средствам, с помощью которых осуществляется такая обработка. При невозможности (затруднительности) исследования указанных программно-технических средств на месте по решению директора Национального центра защиты персональных данных такие программно-технические средства могут изыматься на срок, не превышающий срока проведения проверки.
19. В ходе плановой или внеплановой проверки оцениваются меры, принятые оператором (уполномоченным лицом) для обеспечения защиты персональных данных, а также их достаточность для защиты персональных данных.
20. При проведении плановой или внеплановой проверки руководитель комиссии самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.
21. По результатам плановой или внеплановой проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором должны быть отражены:
соответствие (несоответствие) принятых оператором (уполномоченным лицом) мер по обеспечению защиты персональных данных требованиям законодательства о персональных данных;
экспертная оценка комиссией достаточности принятых оператором (уполномоченным лицом) мер для защиты персональных данных;
выявленные нарушения законодательства о персональных данных либо вывод об отсутствии таких нарушений.
22. Акт плановой или внеплановой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня ее окончания и подписывается всеми членами комиссии.
В течение трех рабочих дней после составления акта первый его экземпляр направляется проверяемому оператору (уполномоченному лицу) или вручается его уполномоченному представителю, второй – остается в Национальном центре защиты персональных данных.
23. В случае выявления по результатам плановой или внеплановой проверки нарушений законодательства о персональных данных, отраженных в акте плановой или внеплановой проверки, директор Национального центра защиты персональных данных в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки выносит письменное требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и (или) приостановлении (прекращении) обработки персональных данных в информационном ресурсе (системе) с указанием конкретных действий, которые должны быть приостановлены (прекращены), и устанавливает срок такого устранения и (или) приостановления (прекращения), не превышающий шести месяцев.
Требование (предписание) составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр в течение трех рабочих дней после его составления направляется проверенному оператору (уполномоченному лицу) или вручается его уполномоченному представителю, второй – остается в Национальном центре защиты персональных данных.
О выполнении письменного требования (предписания) об устранении выявленных нарушений оператор (уполномоченное лицо) в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает в Национальный центр защиты персональных данных с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет Национальному центру защиты персональных данных возможность удостовериться (в том числе на месте) в устранении нарушений (при необходимости).
При наличии объективных обстоятельств, не позволивших устранить нарушения, указанные в письменном требовании (предписании), в установленные в нем сроки, по заявлению оператора (уполномоченного лица), поданному не позднее трех рабочих дней до дня истечения этих сроков и отражающему соответствующие обстоятельства, директором Национального центра защиты персональных данных такие сроки могут быть продлены. Решение о продлении указанных сроков или об отказе в этом принимается не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления, о чем оператор (уполномоченное лицо) уведомляется в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.
Решение о возобновлении обработки персональных данных в соответствующих информационных ресурсах (системах) принимается директором Национального центра защиты персональных данных в течение 10 рабочих дней после устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения письменного требования (предписания) о приостановлении (прекращении) обработки персональных данных в информационном ресурсе (системе), о чем оператор (уполномоченное лицо) уведомляется в письменной форме в течение двух рабочих дней со дня принятия такого решения.
24. При наличии возражений по акту плановой или внеплановой проверки руководитель оператора (уполномоченного лица) или иной его уполномоченный представитель не позднее 15 рабочих дней со дня поступления акта оператору (уполномоченному лицу) или вручения его уполномоченному представителю представляет в Национальный центр защиты персональных данных письменные возражения по его содержанию.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, рассматривается Национальным центром защиты персональных данных не позднее 10 рабочих дней со дня их поступления. Результаты рассмотрения возражений отражаются в письменном заключении, которое направляется оператору (уполномоченному лицу) или вручается его уполномоченному представителю.
В случае признания возражений обоснованными составляется новый акт проверки и при необходимости отменяется (изменяется) соответствующее письменное требование (предписание).
25. Вынесенное по результатам плановой или внеплановой проверки письменное требование (предписание) об устранении нарушений и (или) приостановлении (прекращении) обработки персональных данных в информационном ресурсе (системе), а также действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы оператором (уполномоченным лицом) в судебном порядке.
26. Камеральные проверки проводятся Национальным центром защиты персональных данных по месту своего нахождения посредством изучения, анализа и оценки:
информации, размещенной в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет;
документов и иной информации, в том числе полученной от оператора (уполномоченного лица) по запросу Национального центра защиты персональных данных.
Камеральная проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение и уведомления об этом оператора (уполномоченного лица). По результатам такой проверки оператору (уполномоченному лицу) могут быть направлены рекомендации об устранении выявленных нарушений законодательства о персональных данных.
ГЛАВА 5
РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ СУБЪЕКТОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПО ВОПРОСАМ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
27. Субъекты персональных данных, полагающие, что их права, свободы и законные интересы нарушены при обработке персональных данных, вправе направить в Национальный центр защиты персональных данных жалобу по вопросам обработки персональных данных (далее – жалоба).
Жалоба может быть направлена на действия (бездействие), которые непосредственно затрагивают права, свободы и законные интересы субъекта персональных данных, подающего жалобу, в течение трех месяцев со дня, когда о них стало известно лицу, направившему жалобу.
28. Жалоба подается в письменной форме или в виде электронного документа и должна содержать:
фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) субъекта персональных данных, адрес его места жительства (места пребывания);
изложение сути жалобы с указанием действий (бездействия), которыми нарушаются права, свободы и законные интересы субъекта персональных данных;
информацию о принятых мерах по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов субъекта персональных данных (в том числе обращение к оператору (уполномоченному лицу), в суд, органы прокуратуры или иные государственные органы) или об отсутствии таких мер;
личную подпись субъекта персональных данных в случае направления жалобы в письменной форме.
К жалобе прилагаются документы и иные материалы (в том числе фотографии, графические изображения экрана (скриншоты), подтверждающие нарушение прав, свобод и законных интересов субъекта персональных данных, подающего жалобу (при их наличии).
29. Жалобы в письменной форме подаются нарочным (курьером) или по почте.
Жалобы в виде электронного документа должны быть удостоверены электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
30. Жалоба оставляется без рассмотрения по существу, если она:
не соответствует требованиям, предусмотренным в пунктах 27–29 настоящего Положения;
рассмотрена, рассматривается или подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, либо если в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения такой жалобы.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу принимается Национальным центром защиты персональных данных в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем ее регистрации, с уведомлением об этом субъекта персональных данных, подавшего жалобу, и указанием причин принятого решения.
31. Жалобы рассматриваются не позднее одного месяца со дня, следующего за днем их регистрации в Национальном центре защиты персональных данных. В случае, если жалоба требует дополнительного изучения и проверки, указанный срок может быть продлен Национальным центром защиты персональных данных не более чем на один месяц с уведомлением об этом субъекта персональных данных, подавшего жалобу.
32. В случае, если содержащиеся в жалобе сведения о нарушениях при обработке персональных данных подтверждаются, Национальный центр защиты персональных данных принимает необходимые меры по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов субъекта персональных данных, подавшего жалобу, и уведомляет его об этом.
В случае, если содержащиеся в жалобе сведения о нарушениях при обработке персональных данных не подтверждаются, Национальный центр защиты персональных данных оставляет такую жалобу без удовлетворения и информирует об этом субъекта персональных данных, подавшего жалобу, с разъяснением порядка обжалования такого решения.
Принятые по результатам рассмотрения жалоб решения Национального центра защиты персональных данных могут быть обжалованы в судебном порядке.
33. В случае поступления повторных жалоб, не содержащих новых обстоятельств, имеющих значение для их рассмотрения по существу, по таким жалобам с соответствующим субъектом персональных данных прекращается переписка с уведомлением его об этом. При поступлении повторных жалоб по вопросам, по которым с субъектом персональных данных прекращена переписка, такие жалобы рассмотрению не подлежат (без уведомления субъекта персональных данных).
ГЛАВА 6
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИМУЩЕСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
34. Финансирование Национального центра защиты персональных данных осуществляется за счет:
средств республиканского бюджета;
средств от приносящей доходы деятельности;
иных источников, не запрещенных законодательством.
35. Средства, полученные Национальным центром защиты персональных данных от приносящей доходы деятельности и из иных источников, не запрещенных законодательством, после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, бюджеты государственных фондов и осуществления расходов, связанных с этой деятельностью, остаются в распоряжении Национального центра защиты персональных данных и используются:
для обеспечения его функционирования, в том числе для увеличения при необходимости штатной численности работников;
для развития его материально-технической базы;
для поощрения работников Национального центра защиты персональных данных, получения этими работниками дополнительного образования, оказания им материальной помощи;
на иные цели, определенные Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.
36. Имущество Национального центра защиты персональных данных находится в республиканской собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Владение, пользование и распоряжение закрепленным за Национальным центром защиты персональных данных имуществом осуществляются в соответствии с его задачами и функциями и в пределах, установленных законодательством.
37. Национальный центр защиты персональных данных ведет бухгалтерский и налоговый учет результатов своей деятельности, представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность.