Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2015 г. № Р-1021/2015
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав соответствующие положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования отдельных норм Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о внешней трудовой миграции), касающихся уточнения сферы действия данного Закона, порядка трудоустройства в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в том числе путем создания условий для привлечения в Республику Беларусь высококвалифицированных работников из числа иностранцев, а также создания более эффективных механизмов противодействия незаконной миграции.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).
Конституцией установлено также, что гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами (часть первая статьи 10); иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11); государственные органы обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
2. В Закон о внешней трудовой миграции вносится ряд дополнений и изменений, направленных на обеспечение и реализацию приведенных выше конституционных положений, формирование законодательных подходов, имеющих целью не только создание современной правовой среды для внешней трудовой миграции, но и оптимизацию миграционных процессов, сохранение интеллектуального и трудового потенциала республики, привлечение высококвалифицированных кадров из-за рубежа.
Так, на совершенствование правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции направлены положения абзаца третьего пункта 7 статьи 1 Закона, излагающего в новой редакции часть первую статьи 26 Закона о внешней трудовой миграции, в соответствии с которой наниматель освобождается от обязанности получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в случае использования труда иностранцев, являющихся высококвалифицированными работниками, либо иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника).
При этом статья 1 Закона о внешней трудовой миграции дополняется термином «высококвалифицированный работник», который определяется как иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее пяти лет, величина указанной в трудовом договоре месячной заработной платы которых превышает пятнадцатикратную величину месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь (пункт 1 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд считает, что тем самым Законом реализуется принцип верховенства права и основанный на нем принцип правовой определенности, предполагающий однозначное понимание нормативных предписаний и их единообразное применение в правоприменительной практике, исключение правовых коллизий.
3. Конституционный Суд отмечает уточнение в соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона подходов, предусматриваемых излагаемыми в новой редакции статьями 26–31 Закона о внешней трудовой миграции, регламентирующими вопросы выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и специальных разрешений, отказа в выдаче таких разрешений, их аннулирования.
В указанных статьях Закона о внешней трудовой миграции законодатель в пределах своей дискреции определяет основания, наличие которых обязывает правоприменительные органы принимать решения об отказе в выдаче разрешения, специального разрешения либо их аннулировании. В других случаях право усмотрения при принятии соответствующего решения в зависимости от конкретных обстоятельств предоставляется непосредственно правоприменителю.
Так, согласно абзацу второму части второй новой редакции статьи 28 Закона о внешней трудовой миграции разрешение на привлечение иностранной рабочей силы аннулируется в случае выявления факта представления нанимателем Республики Беларусь документов, содержащих ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов, послуживших основанием для выдачи разрешения на привлечение иностранной рабочей силы; частью первой новой редакции данной статьи предусматривается, что разрешение на привлечение иностранной рабочей силы может быть аннулировано в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.
Конституционный Суд считает, что требования, устанавливаемые как в приведенном, так и в других случаях, предусматриваемых новыми редакциями статей 27, 28, 30 и 31 Закона о внешней трудовой миграции, согласуются с положениями статей 7, 11 и 59 Конституции, в силу которых государство, его органы и должностные лица обязаны принимать все необходимые меры для создания должного внутреннего правопорядка, основанного на Конституции и принятых в соответствии с ней законах.
Конституционный Суд отмечает, что излагаемые в новой редакции положения Закона о внешней трудовой миграции, предусматривающие дополнительные основания отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и аннулирования таких разрешений (часть первая статьи 27, часть первая статьи 28), а также отказа в выдаче специального разрешения и аннулирования такого разрешения (часть первая статьи 30, часть первая статьи 31) ограничивают в определенной мере право нанимателя Республики Беларусь осуществлять свою деятельность с привлечением иностранной рабочей силы. Вместе с тем Конституционный Суд полагает, что данное ограничение согласуется с закрепленными в части первой статьи 23 Конституции положениями, допускающими возможность ограничения прав только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Законодательные положения, предусматривающие дополнительные основания отказа в выдаче разрешения и специального разрешения, их аннулирования, представляют собой специфический механизм предотвращения различных угроз национальной безопасности и борьбы с незаконной миграцией, являются социально оправданными и допустимыми, отвечают принципу пропорциональности, обеспечивая соразмерность этих ограничений интересам защиты конституционных ценностей, поскольку не лишают нанимателя права осуществлять свою деятельность в порядке и на условиях, предусмотренных Законом.
4. В связи с изложением в новой редакции статьи 32 Закона о внешней трудовой миграции, касающейся заключения трудового договора между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, Конституционный Суд считает необходимым отметить следующее.
В отличие от действующей редакции, в новой редакции части первой статьи 32 Закона о внешней трудовой миграции устанавливается, что заключение указанного договора на территории Республики Беларусь осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, тогда как в соответствии с частью пятой данной статьи заключение трудового договора на территории иностранного государства между трудящимся-иммигрантом и нанимателем Республики Беларусь, являющимся иностранной организацией, осуществляющей наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь, осуществляется в порядке, определенном законодательством иностранного государства.
Одновременно законодатель уточняет норму, определяющую язык, на котором заключается трудовой договор. Если действующая редакция предусматривает заключение трудового договора на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке в качестве императивного требования, то новая редакция обязывает заключать трудовой договор на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке только в случае, если русский или белорусский язык не является для трудящегося-иммигранта родным или понятным.
Конституционный Суд полагает, что данное правовое регулирование отвечает положениям статьи 11 Конституции, допускающим уточнение законом правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению со статусом граждан Республики Беларусь. Кроме того, в соответствии с Конституцией в Республике Беларусь белорусский и русский языки являются государственными языками (статья 17), что определяет подходы в языковой политике во всех сферах жизни общества и государства, в том числе миграционной.
5. Пунктом 9 статьи 1 Закона вносятся изменения и дополнения в Закон о внешней трудовой миграции, уточняющие права и обязанности нанимателя Республики Беларусь.
Так, на нанимателя возлагаются обязанности, касающиеся получения специальных разрешений в отношении каждого иностранца, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, с которым предполагается заключение трудового договора; выдачи трудящемуся-иммигранту копии специального разрешения, полученного в отношении данного трудящегося-иммигранта; возврата в подразделение по гражданству и миграции специального разрешения в течение пяти рабочих дней со дня прекращения трудового договора с соответствующим трудящимся-иммигрантом, либо получения уведомления об аннулировании соответствующего специального разрешения, либо истечения срока действия специального разрешения, а также в случае, когда трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, в отношении которого было получено специальное разрешение, не заключен (абзацы третий, четвертый, двенадцатый части второй статьи 36 Закона о внешней трудовой миграции). Законодателем уточняется обязанность нанимателя по регистрации в подразделении по гражданству и миграции трудового договора с трудящимся-иммигрантом, заключенного на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения, а также изменений и (или) дополнений, касающихся содержания и условий трудовых договоров, предусмотренных частью второй статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь и абзацами вторым и третьим части второй статьи 32 Закона о внешней трудовой миграции, вносимых в указанный договор, в месячный срок со дня их внесения.
Конституционный Суд считает, что возложение на нанимателя Республики Беларусь дополнительных обязанностей, а также уточнение ранее установленных не может рассматриваться как ограничение их прав, а является одним из условий осуществления нанимателем Республики Беларусь своих функций по приему на работу и организации труда трудящихся-иммигрантов: данные уточнения находятся в системной связи с новыми законодательными механизмами определения порядка и условий привлечения в Республике Беларусь иностранной рабочей силы, отвечают требованиям верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности.
Оценивая в целом изменения и дополнения, вносимые Законом в Закон о внешней трудовой миграции, в том числе направленные на совершенствование механизма трудоустройства иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, Конституционный Суд приходит к выводу, что устанавливаемое Законом правовое регулирование находится в рамках ответственности государства за создание правопорядка при помощи доступных ему средств и ресурсов, включая рынок труда, в том числе путем поддержания эффективного правового режима трудовой миграции. Исходя из устанавливаемого в Республике Беларусь принципа верховенства права, общепризнанных принципов и норм международно-правовых актов в области прав человека, Республика Беларусь вправе использовать законные средства для действенного и оперативного контроля на своей территории внешней трудовой миграции, допуская при этом в соответствии со статьей 23 Конституции возможность ограничения прав и свобод трудящихся-иммигрантов и нанимателей Республики Беларусь в целях обеспечения защиты конституционных ценностей.
Конституционный Суд считает, что с учетом конституционных положений в пределах своих дискреционных полномочий законодатель вправе устанавливать такой правовой режим внешней трудовой миграции и правила его соблюдения, которые направлены на достижение целей миграционной политики, обеспечение должного правопорядка, предотвращение возможности незаконной миграции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |