Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 декабря 2013 г. № Р-889/2013
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Марыскина А.В., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 16 декабря 2013 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2013 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм, регулирующих общественные отношения в сферах осуществления нотариальной деятельности и обеспечения судебной защиты.
С указанной целью Законом вносятся дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности», регламентирующие в том числе обеспечение нотариусами доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств, а также письменных доказательств для рассмотрения дел в судах Республики Беларусь. В Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» вносится изменение в части уточнения порядка выдачи доверенности.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Согласно Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59); каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки; с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (статья 60).
В Международном пакте о гражданских и политических правах закреплена обязанность каждого участвующего в данном Пакте государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицом, действовавшим в официальном качестве, а также развивать возможности судебной защиты (подпункты «а» и «b» пункта 3 статьи 2).
В соответствии со статьей 20 Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, заключенного правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в г. Москве 9 декабря 2010 года, государства взяли на себя обязательство предусмотреть меры законодательного порядка, которые будут обеспечивать эффективное пресечение оборота контрафактных товаров на единой таможенной территории Таможенного союза, а также единые меры по противодействию нарушению прав интеллектуальной собственности в глобальной компьютерной сети Интернет.
На реализацию указанных норм Конституции и международно-правовых актов направлены положения Закона (пункты 1, 3, 4 и 6 статьи 2), предусматривающие, в частности, наделение нотариусов полномочиями обеспечивать доказательства, необходимые для ведения дел в органах иностранных государств, и письменные доказательства для рассмотрения дел в судах Республики Беларусь, а также дополнение Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» главой 171, нормами которой регламентируются порядок обеспечения доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств, а также письменных доказательств для рассмотрения дел в судах Республики Беларусь, требования к заявлению об обеспечении письменного доказательства, содержание протокола осмотра письменного доказательства (статьи 961–964).
Так, предусматривается, что действия по обеспечению доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств, совершаются нотариусами по правилам Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь; письменные доказательства для рассмотрения дел в судах нотариус обеспечивает до возбуждения дела в суде в том случае, если у обратившегося лица имеются причины полагать, что представление этих доказательств станет впоследствии невозможным или затруднительным; в порядке обеспечения доказательств нотариус производит осмотр письменных доказательств, представленных лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, в том числе общедоступной информации, записанной буквами либо выполненной в форме цифровой графической записи, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет; результаты осмотра письменного доказательства фиксируются нотариусом путем составления протокола осмотра письменного доказательства (статья 961, пункты 1 и 2 статьи 962 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности»).
Конституционный Суд считает, что указанные нормы Закона имеют целью совершенствование нотариальной деятельности, включая обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств, а также письменных доказательств для рассмотрения дел в судах Республики Беларусь. При этом Конституционный Суд отмечает, что конституционное право каждого на судебную защиту означает не только гарантирование права на обращение в суд, но и оказание правомочными лицами в установленном законодательством порядке содействия в реализации данного права, в том числе путем обеспечения нотариусами письменных доказательств для рассмотрения дел в судах.
2. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).
Пунктами 3 и 6 статьи 2 Закона в пункт 54 Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» вносится дополнение, согласно которому при обеспечении письменных доказательств срок совершения нотариальных действий может быть продлен до дня окончания составления протокола осмотра письменного доказательства; статьями 962–964 новой главы 171 «Обеспечение доказательств» предусматривается, что Министерством юстиции Республики Беларусь могут быть установлены дополнительные требования к порядку обеспечения письменных доказательств и протоколу осмотра письменного доказательства, а также определяются дополнительные требования к заявлению об обеспечении письменного доказательства.
Оценивая конституционность законодательного регулирования в этой части, Конституционный Суд полагает, что наделение нотариусов полномочиями по обеспечению письменных доказательств для рассмотрения дел в судах направлено прежде всего на создание эффективного механизма защиты объектов интеллектуальной собственности, обеспечивающего в том числе судебную защиту прав и законных интересов правообладателей при распространении авторских прав через глобальную компьютерную сеть Интернет.
По мнению Конституционного Суда, нормы Закона, не предусматривающие конкретного срока составления нотариусом протокола осмотра письменного доказательства, включая предельный срок, наделяющие Министерство юстиции полномочиями устанавливать дополнительные по сравнению с законодательными актами условия, необходимые для реализации конституционного права каждого на судебную защиту, не в полной мере учитывают конституционный принцип верховенства права, означающий в том числе полноту и точность норм о правах и обязанностях граждан и юридических лиц. Такое законодательное регулирование может привести к неоднозначному пониманию нормативных правовых актов, противоречивой правоприменительной практике и ослаблению в связи с этим гарантий защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.
В связи с изложенным, а также исходя из конституционной нормы о том, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (статья 27 Конституции), Конституционный Суд обращает внимание законодателя на то, что в случае необходимости нормы, касающиеся обеспечения нотариусами письменных доказательств для рассмотрения дел в судах, могут устанавливаться только на уровне законодательных актов.
3. В соответствии со статьей 1 Закона часть вторая статьи 87 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» излагается в новой редакции, предусматривающей, что доверенность на получение пенсии должна быть удостоверена нотариально либо в порядке, установленном пунктом 3 и частью первой пункта 4 статьи 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Пунктами 2 и 5 статьи 1 Закона нормы Закона «О нотариате и нотариальной деятельности» (статьи 51 и 63) согласовываются с нормами Гражданского кодекса и других законодательных актов в части единообразного регулирования правоотношений, связанных с выдачей доверенности.
Указанные нормы Закона имеют целью обеспечение конституционного принципа верховенства права и основанных на нем принципов правовой определенности, системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на обеспечение конституционного принципа верховенства права, реализацию конституционного права каждого на судебную защиту, в том числе защиту прав и законных интересов правообладателей при распространении объектов авторских прав через глобальную компьютерную сеть Интернет.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нотариальной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |