Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 ноября 2000 г. № Р-104/2000
О праве на амнистию осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу в связи с их кассационным обжалованием (опротестованием)
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Василевича Г.А., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Воробья Г.А., Кеник К.И., Подгруши В.В., Саркисовой Э.А., Тиковенко А.Г., Филипчик Р.И., Шабайлова В.И., Шишко Г.Б., Шуклина В.З., рассмотрев на основании статьи 40 и части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь обращение по вопросу неприменения амнистии к отдельным категориям осужденных, установил следующее.
Согласно статье 9 Закона от 18 января 1999 г. «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1999 г., № 3, ст. 40) осужденным к лишению свободы срок наказания сокращается на один год, а осужденным, у которых до окончания срока наказания остается менее одного года, срок наказания сокращается на оставшуюся часть. В соответствии с пунктом 9 статьи 15 данного Закона под действие статьи 9 подпадают осужденные, в отношении которых приговоры вступили в законную силу на день вступления в силу этого Закона. Закон об амнистии вступил в силу 21 января 1999 г., т.е. со дня его опубликования, как это предусмотрено в статье 27 данного Закона.
Аналогичные положения, касающиеся применения амнистии к осужденным, содержатся в статье 10 и части десятой статьи 14 Закона от 14 июля 2000 г. «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 2000 г., № 24, ст. 328).
Таким образом, согласно закону амнистия в виде сокращения срока лишения свободы может быть применена только к осужденным, в отношении которых вынесенные судом приговоры вступили в законную силу на момент вступления в силу закона об амнистии.
Из поступившего в Конституционный Суд обращения осужденного, а также из анализа практики видно, что к отдельным лицам не была применена амнистия вследствие того, что по не зависящим от них обстоятельствам их кассационные жалобы на вынесенные приговоры не рассматривались в течение длительного времени. Поэтому на день вступления в силу закона об амнистии приговоры в отношении этих осужденных не вступали в законную силу, что исключало возможность применения к ним амнистии.
Одной из причин несвоевременного рассмотрения уголовных дел в кассационном порядке является их задержка в судах первой инстанции, в том числе и в связи с рассмотрением замечаний на протоколы судебных заседаний. Приговоры не вступают в законную силу и в тех случаях, когда по одному делу осуждено несколько лиц, а кассационные жалобы подают отдельные из них, и таким образом амнистия не распространяется на лиц, не обжаловавших приговор в кассационном порядке.
Проанализировав положения Конституции, международно-правовых актов, а также нормы уголовно-процессуального законодательства и практику их применения, Конституционный Суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
В соответствии с частью третьей статьи 115 Конституции стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.
Статья 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Согласно статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на основе полного равенства быть судимым без неоправданной задержки. Каждый, кто осужден за какое-либо преступление, имеет право на то, чтобы его осуждение и приговор были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.
В статье 337 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем – УПК) предусмотрено, что кассационные жалобы и протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение семи суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. По истечении срока, установленного для обжалования или опротестования, суд, судья, постановивший приговор, направляет дело с поступившими жалобами и протестом в кассационную инстанцию и извещает заинтересованных лиц о дне рассмотрения дела в кассационной инстанции (статья 339 УПК). Областные суды, Минский городской суд, Белорусский военный суд, Верховный Суд Республики Беларусь должны рассмотреть поступившее по кассационной жалобе или протесту дело в день, назначенный судом первой инстанции, но не позднее одного месяца со дня его поступления. В исключительных случаях председатель или заместитель председателя суда может продлить этот срок, но не более чем на один месяц (статья 342 УПК).
Согласно части пятой статьи 264 УПК протокол судебного заседания должен быть изготовлен и подписан не позднее чем через трое суток по окончании судебного заседания, а по сложным делам – не позднее семи суток. В течение трех суток после подписания протокола прокурор, защитник, подсудимый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители могут подать свои замечания на протокол (статья 265 УПК).
Однако в УПК (статья 266) не указаны сроки рассмотрения в суде первой инстанции замечаний на протокол судебного заседания. Уголовно-процессуальным законодательством не установлены также сроки, в пределах которых суд первой инстанции обязан направить уголовное дело в суд кассационной инстанции.
Аналогичные пробелы имеются и в новом УПК (статьи 310, 374, 375, 376, 380), который вводится в действие с 1 января 2001 г.
Отсутствие в уголовно-процессуальном законодательстве решения указанных вопросов нередко приводит на практике к неоправданному затягиванию рассмотрения кассационной жалобы, что, по мнению Конституционного Суда, не обеспечивает конституционных гарантий права на осуществление правосудия в установленные законом сроки, в том числе и права на кассационное обжалование вынесенных судом первой инстанции приговоров.
Конституционный Суд в своем заключении от 23 июня 1999 г. отметил, что положения Конституции и общепризнанные нормы международного права обязывают государство обеспечить гражданам не только доступность правосудия, равенство всех лиц перед законом, но и полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной. Государство обязано гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина от судебной ошибки. Посредством рассмотрения кассационной жалобы, в ходе которого пересматривается дело, в наиболее полном объеме обеспечиваются процессуальные права сторон и лиц, участвующих в процессе, гарантируется осуществление конституционного права на судебную защиту и вынесение судами законных и обоснованных постановлений.
В этой связи Конституционный Суд отмечает, что несвоевременное рассмотрение кассационной жалобы, обусловленное отсутствием в законе сроков направления судом первой инстанции уголовного дела в кассационную инстанцию, не только фактически нарушает конституционное право осужденных на кассационное обжалование судебных приговоров, но и влечет нарушение иных прав граждан, в частности права на применение амнистии.
Как показывает практика, осужденные вынуждены иногда отказываться от реализации своего права на кассационное обжалование судебного приговора только ради того, чтобы на день вступления в силу закона об амнистии этот приговор вступил в законную силу.
Установление в уголовно-процессуальном законодательстве сроков, в течение которых должны быть рассмотрены в суде первой инстанции замечания на протокол судебного заседания, а также сроков, в пределах которых уголовное дело в случаях кассационного обжалования приговора должно быть направлено в кассационную инстанцию, будет служить, по мнению Конституционного Суда, дополнительной гарантией конституционных прав граждан на судебную защиту, исключающей неоправданное затягивание рассмотрения судебных приговоров в кассационном порядке.
Согласно статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Конституцией провозглашены принцип равенства всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (статья 22).
Посредством принятия законов об амнистии государство, проявляя гуманное отношение к лицам, совершившим преступление, выносит акт о прощении определенных категорий таких лиц. Законодатель вправе установить круг лиц, на которых распространяется амнистия, определить условия как освобождения их от уголовной ответственности и наказания, так и сокращения сроков назначенного им судом наказания, основываясь на положениях Конституции и международно-правовых актов. (В данном решении Конституционный Суд не оценивает практику регулярного принятия законов об амнистии, обусловленную в определенной мере судебной практикой назначения наказаний, в том числе и связанных с лишением свободы.)
Конституционный Суд полагает, что амнистия могла бы быть применена и к осужденным, в отношении которых вынесенные судами первой инстанции приговоры не вступили в законную силу на день вступления в силу закона об амнистии в связи с тем, что их кассационные жалобы не рассматривались в течение длительного времени по обстоятельствам, от них не зависящим. Указанные лица оказываются в неравном положении по сравнению с осужденными, кассационные жалобы которых были рассмотрены без затягивания сроков, либо с осужденными, которые вообще не использовали своего права на кассационное обжалование судебного приговора.
В связи с этим Конституционный Суд считает, что есть основания для поиска справедливого решения по вопросу применения амнистии к осужденным, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу. Это возможно как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы об амнистии, так и посредством официального толкования указанных законов.
По мнению Конституционного Суда, при принятии в будущем законов об амнистии не исключаются и иные варианты справедливого решения данного вопроса.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 40 и частью первой статьи 116 Конституции, статьями 7, 36, 38, 40, 401 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд РЕШИЛ:
1. Предложить Национальному собранию Республики Беларусь:
рассмотреть вопрос (в том числе и путем толкования) о распространении действия Законов от 18 января 1999 г. «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» и от 14 июля 2000 г. «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» на осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу по причине того, что кассационные жалобы (протесты) по их делам не рассматривались в течение длительного времени по обстоятельствам, не зависящим от осужденных;
внести дополнения в уголовно-процессуальное законодательство, установив срок, в течение которого должны быть рассмотрены замечания на протокол судебного заседания в суде первой инстанции, а также срок, в пределах которого уголовное дело при наличии кассационной жалобы (протеста) должно быть направлено в суд кассационной инстанции.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с действующим законодательством.
Председательствующий – |
Г.А.Василевич |