Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 13.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 января 2006 г. № 93-З

О гидрометеорологической деятельности

Принят Палатой представителей 12 декабря 2005 года
Одобрен Советом Республики 21 декабря 2005 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 9 июля 2007 г. № 247-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1344);

Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 367-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1464);

Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. № 55-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 276, 2/1607);

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 6-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 2/2004);

Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529);

Закон Республики Беларусь от 10 декабря 2020 г. № 64-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2020, 2/2783) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 5 марта 2024 г. № 357-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.03.2024, 2/3077)

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

гидрометеорологическая безопасность – состояние защищенности жизни и (или) здоровья физических лиц, интересов общества и государства от воздействия опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлений, изменений климата;

гидрометеорологическая деятельность – деятельность в области метеорологии, гидрологии и смежных с ними областях, направленная на производство, предоставление, распространение гидрометеорологической информации, а также работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

гидрометеорологическая информация – первичные гидрометеорологические данные, прогноз погоды и иная информация, являющаяся результатом анализа первичных гидрометеорологических данных;

гидрометеорологические наблюдения – инструментальные измерения, наблюдения, в том числе визуальные, за состоянием отдельных компонентов природной среды в целях оценки и прогноза их метеорологических, гидрологических, климатических характеристик и параметров, а также за гидрометеорологическими явлениями;

гидрометеорологические объекты – посты, станции, центры, в том числе входящие в них стационарные и подвижные пункты гидрометеорологических наблюдений, предназначенные для осуществления гидрометеорологической деятельности, отдельных ее видов либо отдельных работ и (или) услуг, составляющих производство гидрометеорологической информации;

гидрометеорологическое явление – форма проявления процессов, происходящих в атмосфере, на поверхности земли, в поверхностных водах;

государственная гидрометеорологическая служба – подчиненное Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды юридическое лицо, осуществляющее гидрометеорологическую деятельность, отдельные ее виды либо отдельные работы и (или) услуги, составляющие производство гидрометеорологической информации, предоставление, распространение такой информации, в том числе обеспечение гидрометеорологической информацией гражданской авиации;

государственная сеть гидрометеорологических наблюдений – система находящихся в ведении государственной гидрометеорологической службы взаимосвязанных стационарных и подвижных пунктов гидрометеорологических наблюдений, обеспечивающих получение первичных гидрометеорологических данных;

государственный гидрометеорологический фонд – совокупность систематизированной документированной гидрометеорологической информации, подлежащей хранению в соответствии с законодательством в целях ее использования;

государственный климатический кадастр – систематизированный свод данных, основанный на гидрометеорологической информации о совокупности атмосферных условий, характерных для определенной территории в силу ее географического положения;

климат – состояние атмосферы и атмосферных процессов определенной территории, характеризующееся долгосрочными статистическими данными метеорологических элементов на этой территории;

комплекс неблагоприятных гидрометеорологических явлений – совокупность двух и более одновременно наблюдающихся неблагоприятных гидрометеорологических явлений, которая может причинить вред жизни и (или) здоровью физических лиц, окружающей среде, повлечь утрату или повреждение имущества в размере, не меньшем, чем опасное гидрометеорологическое явление;

метеорологические элементы – характеристики состояния атмосферы и атмосферных процессов, в том числе температура, давление и влажность воздуха, скорость и направление ветра, облачность, осадки, видимость (прозрачность атмосферы), а также температура почвы и поверхности воды, солнечная радиация, длинноволновое излучение Земли и атмосферы;

неблагоприятное гидрометеорологическое явление – гидрометеорологическое явление, которое по своим характеристикам (интенсивность, продолжительность) не является опасным гидрометеорологическим явлением, но значительно затрудняет или препятствует деятельности отдельных отраслей экономики, физических лиц и может повлечь утрату или повреждение имущества;

обеспечение гидрометеорологической информацией авиации – комплекс взаимосвязанных услуг, включающих предоставление гидрометеорологической информации в целях содействия безопасности, регулярности и эффективности полетов воздушных судов гражданской, экспериментальной и государственной авиации;

обладатели гидрометеорологической информации – организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предоставление, распространение гидрометеорологической информации, произведенной иными организациями, индивидуальными предпринимателями;

опасное гидрометеорологическое явление – гидрометеорологическое явление, которое по своим характеристикам (интенсивность, продолжительность) может причинить вред жизни и (или) здоровью физических лиц, окружающей среде, повлечь утрату или повреждение имущества;

погода – непрерывно меняющееся состояние атмосферы и атмосферных процессов, характеризующееся совокупностью значений метеорологических элементов в определенный момент времени на определенной территории;

подвижной пункт гидрометеорологических наблюдений – транспортное или иное средство передвижения, в том числе летательный аппарат, с установленными на нем приборами и оборудованием, предназначенными для осуществления гидрометеорологических наблюдений;

полномочный метеорологический орган – полномочный орган, осуществляющий метеорологическое обеспечение международной аэронавигации и (или) организующий такое обеспечение от имени государства;

потребители гидрометеорологической информации – государственные органы, иные организации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым безвозмездно или за плату предоставляется гидрометеорологическая информация;

предоставление гидрометеорологической информации – действия производителей и (или) обладателей гидрометеорологической информации, направленные на обеспечение гидрометеорологической информацией определенного круга лиц в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства;

прогноз погоды – научно обоснованные предположения о будущем состоянии погоды;

производители гидрометеорологической информации – организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство гидрометеорологической информации либо отдельные работы и (или) услуги, составляющие производство гидрометеорологической информации;

работы и услуги общегосударственного и (или) международного значения – работы и услуги в области гидрометеорологической деятельности, имеющие важное значение для безопасности физических лиц и государства, устойчивого функционирования экономики и социальной сферы;

работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы – целенаправленное физическое и (или) химическое воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и (или) уменьшения возможного причинения ими вреда;

распространение гидрометеорологической информации – действия организаций, индивидуальных предпринимателей, направленные на обеспечение гидрометеорологической информацией неопределенного круга лиц путем ее размещения в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иным общедоступным способом;

свободная атмосфера – атмосфера, удаленная от подстилающей поверхности Земли и ее непосредственного влияния;

сеть гидрометеорологических наблюдений – система взаимосвязанных стационарных и подвижных пунктов гидрометеорологических наблюдений, обеспечивающих получение первичных гидрометеорологических данных, независимо от их принадлежности и ведомственной подчиненности;

система цветовых кодов степени опасности гидрометеорологических явлений – цветовые обозначения (зеленый, желтый, оранжевый, красный), предназначенные для визуализации степени опасности прогнозируемых гидрометеорологических явлений;

стационарный пункт гидрометеорологических наблюдений – специально оборудованное место на земельном участке, поверхностном водном объекте, в здании, сооружении с установленными на нем приборами и оборудованием, предназначенными для осуществления гидрометеорологических наблюдений.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области гидрометеорологической деятельности

1. Отношения в области гидрометеорологической деятельности регулируются законодательством о гидрометеорологической деятельности, а также международными договорами Республики Беларусь.

2. Законодательство о гидрометеорологической деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства.

3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы гидрометеорологической деятельности

Гидрометеорологическая деятельность осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

глобальности, комплексности, системности и непрерывности гидрометеорологических наблюдений;

единства научно обоснованных технологий и методов осуществления и регламентации гидрометеорологических наблюдений, сбора, обработки, анализа, хранения, предоставления и распространения гидрометеорологической информации, в том числе обеспечения такой информацией авиации;

интеграции деятельности государственной гидрометеорологической службы и иных производителей гидрометеорологической информации с деятельностью гидрометеорологических служб других государств;

полноты, доступности, достоверности, своевременности предоставления и распространения гидрометеорологической информации;

безопасности осуществления гидрометеорологической деятельности для физических лиц, окружающей среды;

гласности;

обеспечения защищенности жизни и (или) здоровья физических лиц, интересов общества и государства от воздействия опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлений, комплексов неблагоприятных гидрометеорологических явлений, изменений климата.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 4. Осуществление государственного управления и регулирования в области гидрометеорологической деятельности

Государственное управление и регулирование в области гидрометеорологической деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный военно-промышленный комитет, государственные органы и организации, имеющие подразделения государственной авиации, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы.

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности

Президент Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности:

определяет единую государственную политику;

определяет порядок и условия выполнения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

определяет порядок обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований гидрометеорологической информацией;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 6. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности

Совет Министров Республики Беларусь в области гидрометеорологической деятельности:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

утверждает схему государственной сети гидрометеорологических наблюдений и порядок ее формирования;

утверждает государственные программы;

определяет порядок установления и обозначения границ охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений, а также требования по их охране и использованию;

определяет порядок и условия обеспечения гидрометеорологической информацией гражданской авиации;

определяет порядок распространения государственной гидрометеорологической службой гидрометеорологической информации и ее состав;

определяет порядок предоставления гидрометеорологической информации государственной гидрометеорологической службе иными производителями гидрометеорологической информации;

определяет порядок ведения Единого государственного реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность;

определяет состав, порядок ведения и использования государственного климатического кадастра, порядок предоставления потребителям гидрометеорологической информации его данных;

определяет состав, порядок ведения и использования государственного гидрометеорологического фонда, порядок предоставления потребителям гидрометеорологической информации его данных;

определяет перечень работ и услуг общегосударственного и (или) международного значения;

организует международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области гидрометеорологической деятельности

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области гидрометеорологической деятельности:

реализует меры единой государственной политики;

утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты;

определяет совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям порядок использования системы цветовых кодов степени опасности гидрометеорологических явлений;

создает государственную гидрометеорологическую службу, обеспечивает ее функционирование и развитие;

создает государственную сеть гидрометеорологических наблюдений, обеспечивает ее функционирование и развитие;

организует осуществление государственной гидрометеорологической службой сбора, обработки, анализа, хранения, предоставления и распространения гидрометеорологической информации, в том числе обеспечение такой информацией гражданской авиации;

вносит в местные исполнительные и распорядительные органы представления об установлении охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений и установлении в соответствии с законодательством требований по их охране и использованию;

обеспечивает единство измерений при производстве гидрометеорологической информации государственной гидрометеорологической службой;

взаимодействует с Государственным комитетом по стандартизации по вопросам обеспечения единства измерений;

обеспечивает сопоставимость методов осуществления и регламентации гидрометеорологических наблюдений, сбора, обработки, анализа и хранения гидрометеорологической информации;

устанавливает порядок ведения учета производителями гидрометеорологической информации;

организует и координирует осуществление научных исследований;

определяет по согласованию с заинтересованными государственными органами перечни характеристик и параметров, по которым осуществляются гидрометеорологические наблюдения;

осуществляет международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды является полномочным метеорологическим органом.

Статья 8. Полномочия Государственного военно-промышленного комитета, государственных органов и организаций, имеющих подразделения государственной авиации, в области гидрометеорологической деятельности

1. Государственный военно-промышленный комитет в области гидрометеорологической деятельности:

определяет порядок и условия обеспечения гидрометеорологической информацией экспериментальной авиации;

осуществляет иные полномочия в соответствии с иными законодательными актами.

2. Государственные органы и организации, имеющие подразделения государственной авиации, в области гидрометеорологической деятельности:

определяют порядок и условия обеспечения гидрометеорологической информацией государственной авиации;

осуществляют иные полномочия в соответствии с иными актами законодательства.

Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области гидрометеорологической деятельности

1. Местные Советы депутатов в области гидрометеорологической деятельности:

утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (далее – региональные комплексы мероприятий), – местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней;

осуществляют иные полномочия в соответствии с иными актами законодательства.

2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области гидрометеорологической деятельности:

формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней региональные комплексы мероприятий и обеспечивают их реализацию – местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориальных уровней;

обеспечивают финансирование государственных программ, региональных комплексов мероприятий, мероприятий по выполнению работ и (или) оказанию услуг в области гидрометеорологической деятельности в интересах соответствующих административно-территориальных единиц;

формируют предложения об участии подведомственных им организаций в выполнении работ и (или) оказании услуг в области гидрометеорологической деятельности;

принимают решения по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды об установлении охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений и установлении требований по их охране и использованию;

осуществляют иные полномочия в соответствии с иными актами законодательства.

ГЛАВА 3
ВИДЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 10. Виды гидрометеорологической деятельности

1. Гидрометеорологическая деятельность подразделяется на следующие виды:

производство гидрометеорологической информации;

предоставление, распространение гидрометеорологической информации;

работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

2. Производство гидрометеорологической информации включает следующие работы и услуги:

осуществление гидрометеорологических наблюдений;

сбор, обработка, анализ и хранение гидрометеорологической информации;

составление прогнозов погоды и иной информации, являющейся результатом анализа первичных гидрометеорологических данных;

иные работы и услуги, предусмотренные законодательством о гидрометеорологической деятельности.

Статья 11. Объекты отношений в области гидрометеорологической деятельности

Объектами отношений в области гидрометеорологической деятельности являются гидрометеорологическая информация, работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Статья 12. Субъекты отношений в области гидрометеорологической деятельности

1. Субъектами отношений в области гидрометеорологической деятельности являются:

Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственный военно-промышленный комитет, иные государственные органы и организации, имеющие подразделения государственной авиации, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы;

обладатели гидрометеорологической информации, потребители гидрометеорологической информации, производители гидрометеорологической информации, в том числе государственные органы и иные организации, указанные в пункте 3 статьи 16 настоящего Закона, выполняющие работы по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы в порядке и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь.

2. Требования, установленные настоящим Законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных организаций, иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 13. Права и обязанности производителей гидрометеорологической информации

1. Производители гидрометеорологической информации имеют право:

осуществлять гидрометеорологическую деятельность, отдельные ее виды либо отдельные работы и (или) услуги, составляющие производство гидрометеорологической информации;

осуществлять предоставление и (или) распространение произведенной ими гидрометеорологической информации, в том числе обеспечение такой информацией авиации;

получать плату за предоставление гидрометеорологической информации, осуществление отдельных работ и (или) услуг, составляющих производство гидрометеорологической информации, в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства и договорами;

подавать в государственные органы жалобы и заявления, вносить предложения, предъявлять в суд иски в связи с нарушением их прав в области гидрометеорологической деятельности;

выступать в средствах массовой информации по вопросам осуществления гидрометеорологической деятельности, отдельных ее видов либо отдельных работ и (или) услуг, составляющих производство гидрометеорологической информации.

2. Производители гидрометеорологической информации обязаны:

применять при осуществлении гидрометеорологических наблюдений методом инструментальных измерений средства измерений, методики (методы) измерений в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;

вести учет в области гидрометеорологической деятельности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

3. Производители гидрометеорологической информации безвозмездно предоставляют произведенную ими гидрометеорологическую информацию государственной гидрометеорологической службе в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

4. Производители гидрометеорологической информации осуществляют иные права и обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 14. Права и обязанности обладателей гидрометеорологической информации

1. Обладатели гидрометеорологической информации имеют право осуществлять предоставление и (или) распространение гидрометеорологической информации.

2. Обладатели гидрометеорологической информации обязаны:

предоставлять и (или) распространять гидрометеорологическую информацию без изменения ее содержания;

при предоставлении и (или) распространении гидрометеорологической информации указывать источник получения такой информации.

3. Обладатели гидрометеорологической информации осуществляют иные права и обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 15. Права и обязанности потребителей гидрометеорологической информации

1. Потребители гидрометеорологической информации имеют право:

выбирать производителя гидрометеорологической информации, обладателя гидрометеорологической информации;

получать в порядке, установленном настоящим Законом и иными законодательными актами, полную, достоверную и своевременную гидрометеорологическую информацию;

использовать гидрометеорологическую информацию для любых целей, не связанных с пропагандой войны или экстремистской деятельности, совершением иных противоправных деяний;

требовать при заключении договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности, а также при подписании письменных соглашений о предоставлении гидрометеорологической информации указания производителя гидрометеорологической информации.

2. Потребители гидрометеорологической информации обязаны соблюдать законодательство о гидрометеорологической деятельности.

3. Потребители гидрометеорологической информации осуществляют иные права и обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

ГЛАВА 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Статья 16. Государственный учет в области гидрометеорологической деятельности

1. Производители гидрометеорологической информации, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, подлежат государственному учету в области гидрометеорологической деятельности путем включения в Единый государственный реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность.

2. Государственный учет в области гидрометеорологической деятельности ведется в целях получения и систематизации актуальных сведений о производителях гидрометеорологической информации, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи.

3. Государственная гидрометеорологическая служба, подразделения Вооруженных Сил Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, осуществляющие гидрометеорологическую деятельность, а также специализированные организации иностранных государств, привлекаемые к выполнению работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы по решению Президента Республики Беларусь, государственному учету в области гидрометеорологической деятельности не подлежат.

4. Производители гидрометеорологической информации, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, обязаны в течение десяти рабочих дней после начала осуществления гидрометеорологической деятельности направить государственной гидрометеорологической службе письменное уведомление с указанием сведений, подлежащих включению в Единый государственный реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность. Форма такого уведомления, а также порядок его направления определяются Советом Министров Республики Беларусь.

5. Исключен.

6. Ведение Единого государственного реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность, осуществляется государственной гидрометеорологической службой.

7. Государственная гидрометеорологическая служба обеспечивает доступ потребителей гидрометеорологической информации к Единому государственному реестру организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность, путем его размещения в глобальной компьютерной сети Интернет.

Статья 17. Гидрометеорологическая деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий

1. Гидрометеорологическая деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий осуществляется в целях обеспечения функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Гидрометеорологическая деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий осуществляется в соответствии с настоящим Законом, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными актами законодательства.

ГЛАВА 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Статья 18. Осуществление государственной гидрометеорологической службой гидрометеорологической деятельности, отдельных ее видов либо отдельных работ и (или) услуг, составляющих производство гидрометеорологической информации

1. Государственная гидрометеорологическая служба имеет право осуществлять любые виды гидрометеорологической деятельности.

2. Государственная гидрометеорологическая служба обязана выполнять работы, оказывать услуги в области гидрометеорологической деятельности, предусмотренные перечнем работ и услуг общегосударственного и (или) международного значения, определяемым Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 19. Основные задачи государственной гидрометеорологической службы в области гидрометеорологической деятельности

Основными задачами государственной гидрометеорологической службы в области гидрометеорологической деятельности являются:

обеспечение гидрометеорологической безопасности;

обеспечение непрерывности гидрометеорологических наблюдений;

обеспечение гидрометеорологической информацией потребителей такой информации, в том числе гражданской авиации;

проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности, связанной с производством гидрометеорологической информации, минимизацию сроков ее предоставления и (или) распространения;

производство, предоставление и (или) распространение в целях обеспечения гидрометеорологической безопасности информации о прогнозируемых опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, комплексах неблагоприятных гидрометеорологических явлений;

непрерывное совершенствование методов и способов распространения гидрометеорологической информации, в том числе о прогнозируемых опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, возникновении комплексов неблагоприятных гидрометеорологических явлений;

внедрение наиболее прогрессивного международного опыта;

осуществление научной деятельности в области гидрометеорологии.

Статья 20. Исключительная компетенция государственной гидрометеорологической службы

К исключительной компетенции государственной гидрометеорологической службы относятся:

ведение Единого государственного реестра организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гидрометеорологическую деятельность;

ведение государственного климатического кадастра;

ведение государственного гидрометеорологического фонда;

выдача технических требований при строительстве в охранных зонах вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений.

Статья 21. Финансирование гидрометеорологической деятельности

1. Финансирование гидрометеорологической деятельности осуществляется в рамках государственных программ за счет:

средств республиканского и местных бюджетов;

платежей потребителей гидрометеорологической информации;

иных источников, не запрещенных законодательством.

2. Финансирование деятельности государственной гидрометеорологической службы, связанной с выполнением работ и (или) оказанием услуг общегосударственного и (или) международного значения, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных законодательством.

3. Финансирование работ и мероприятий в области гидрометеорологической деятельности в интересах местных исполнительных и распорядительных органов осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством, а в интересах организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, – за счет их собственных средств.

ГЛАВА 6
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Статья 22. Виды гидрометеорологических наблюдений

1. Гидрометеорологические наблюдения подразделяются на следующие виды:

метеорологические наблюдения (приземные метеорологические, актинометрические, теплобалансовые, агрометеорологические, авиационные метеорологические, метеорологические радиолокационные, аэрологические);

гидрологические наблюдения;

микроклиматические наблюдения;

иные виды гидрометеорологических наблюдений, предусмотренные законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

2. Гидрометеорологические наблюдения осуществляются по характеристикам и параметрам, перечни которых определяются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с заинтересованными государственными органами.

Статья 23. Метеорологические наблюдения

1. Метеорологические наблюдения осуществляются в целях определения состояния и развития естественных гидрометеорологических явлений в атмосфере при их взаимодействии с другими компонентами природной среды, в том числе в целях определения климатических характеристик.

2. Приземные метеорологические наблюдения осуществляются в целях получения метеорологических данных в приземном слое атмосферы.

3. Актинометрические и теплобалансовые наблюдения осуществляются в целях получения данных о составляющих радиационного баланса, фотосинтетически активной радиации и определения прозрачности атмосферы.

4. Агрометеорологические наблюдения осуществляются в целях изучения влияния метеорологических условий на развитие сельскохозяйственных культур и формирование урожая.

5. Авиационные метеорологические наблюдения осуществляются в целях обеспечения гидрометеорологической информацией авиации.

6. Метеорологические радиолокационные наблюдения осуществляются в целях получения данных об облачности, осадках и связанных с ними явлениях погоды.

7. Аэрологические наблюдения осуществляются в целях получения данных об основных метеорологических параметрах свободной атмосферы.

Статья 24. Гидрологические наблюдения

Гидрологические наблюдения осуществляются в целях сбора данных о состоянии рек, озер, водохранилищ, каналов, иных поверхностных водных объектов и болот, необходимых для:

обеспечения потребителей гидрометеорологической информации данными о гидрологическом режиме поверхностных водных объектов и болот;

ведения государственного учета и мониторинга поверхностных вод;

ведения государственного водного кадастра;

расчета водных ресурсов и составления водохозяйственных балансов;

изучения пространственно-временных закономерностей гидрологического режима поверхностных водных объектов и болот;

оценки влияния хозяйственной и иной деятельности на гидрологический режим поверхностных водных объектов и болот, водные ресурсы.

Статья 25. Микроклиматические наблюдения

1. Микроклиматические наблюдения осуществляются в целях выявления микроклиматических особенностей территории.

2. Микроклиматические наблюдения осуществляются за короткий промежуток времени с сопоставлением данных, полученных в пунктах наблюдений, размещенных друг от друга на незначительном удалении и организуемых на ограниченный период, с данными, полученными в ближайшем стационарном пункте гидрометеорологических наблюдений на этой территории.

Статья 26. Средства измерений, методики (методы) измерений, применяемые для осуществления гидрометеорологических наблюдений

Средства измерений, методики (методы) измерений, применяемые для осуществления гидрометеорологических наблюдений, подлежат метрологической оценке в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.

Статья 27. Размещение стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений. Перенос действующих стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений

1. Размещение стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений осуществляется на основании схемы государственной сети гидрометеорологических наблюдений и порядка ее формирования, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь, в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании вод и иным законодательством.

2. Перенос действующих стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений осуществляется после принятия Советом Министров Республики Беларусь нормативного правового акта об изменении схемы государственной сети гидрометеорологических наблюдений, проект которого вносится в установленном порядке Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

3. Перенос действующих стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений осуществляется за счет лиц, инициирующих такой перенос.

ГЛАВА 7
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Статья 28. Виды гидрометеорологической информации, формы ее предоставления и (или) распространения

1. Гидрометеорологическая информация, формируемая в результате осуществления деятельности, указанной в статье 10 настоящего Закона, включает:

первичные гидрометеорологические данные, полученные в результате осуществления гидрометеорологических наблюдений (отдельных видов гидрометеорологических наблюдений), в том числе с использованием государственной сети гидрометеорологических наблюдений, анализ которых не осуществлялся;

прогноз погоды и иную информацию, являющуюся результатом анализа первичных гидрометеорологических данных.

2. Гидрометеорологическая информация предоставляется и (или) распространяется в любой форме, не запрещенной законодательством.

Статья 29. Предоставление гидрометеорологической информации

1. Предоставление гидрометеорологической информации осуществляется производителями и (или) обладателями такой информации безвозмездно или за плату.

2. Безвозмездно предоставляется гидрометеорологическая информация:

об опасных и (или) неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, о комплексах неблагоприятных гидрометеорологических явлений;

контролирующим (надзорным) органам, правоохранительным органам, иным государственным органам в целях выполнения возложенных на них задач;

государственной гидрометеорологической службе иными производителями такой информации;

Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам и воинским формированиям;

для целей экспериментальной авиации, государственной авиации.

3. Предоставление гидрометеорологической информации, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется производителями и (или) обладателями такой информации посредством:

подписания с организациями, индивидуальными предпринимателями письменных соглашений о предоставлении гидрометеорологической информации, которые определяют состав, объем, способ и сроки ее предоставления, либо направления ответа в соответствии с законодательством об обращении граждан и юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым пункта 2 и пунктом 4 настоящей статьи;

направления физическому лицу ответа в соответствии с законодательством об обращении граждан и юридических лиц.

4. Предоставление гидрометеорологической информации Совету Министров Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь, Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Государственному секретариату Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитету государственного контроля, Управлению делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, судам общей юрисдикции в целях выполнения возложенных на них задач осуществляется государственной гидрометеорологической службой по их требованию.

5. Предоставление гидрометеорологической информации, не указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется производителями и (или) обладателями такой информации за плату посредством заключения с ними договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг в области гидрометеорологической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

Статья 30. Распространение гидрометеорологической информации

1. Распространение гидрометеорологической информации осуществляется производителями и (или) обладателями такой информации безвозмездно.

2. Распространение гидрометеорологической информации государственной гидрометеорологической службой осуществляется в порядке и составе, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 31. Государственный климатический кадастр

1. Государственный климатический кадастр ведется в целях систематизации, хранения и использования данных, основанных на гидрометеорологической информации о совокупности атмосферных условий, характерных для определенной территории в силу ее географического положения.

2. Ведение государственного климатического кадастра осуществляется государственной гидрометеорологической службой в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

3. Состав, порядок ведения и использования государственного климатического кадастра, порядок предоставления потребителям гидрометеорологической информации его данных определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 32. Государственный гидрометеорологический фонд

1. Государственный гидрометеорологический фонд ведется в целях систематизации, хранения и использования гидрометеорологической информации.

2. Ведение государственного гидрометеорологического фонда осуществляется государственной гидрометеорологической службой.

3. Состав, порядок ведения и использования государственного гидрометеорологического фонда, порядок предоставления потребителям гидрометеорологической информации его данных определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 33. Обеспечение гидрометеорологической информацией авиации

1. Порядок и условия обеспечения гидрометеорологической информацией гражданской авиации определяются Советом Министров Республики Беларусь.

2. Порядок и условия обеспечения гидрометеорологической информацией экспериментальной авиации определяются Государственным военно-промышленным комитетом.

3. Порядок и условия обеспечения гидрометеорологической информацией государственной авиации определяются государственными органами и организациями, имеющими подразделения государственной авиации.

Статья 34. Обеспечение гидрометеорологической информацией Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований

1. Обеспечение гидрометеорологической информацией Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь.

2. Порядок обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований гидрометеорологической информацией определяется Президентом Республики Беларусь.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.