Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 21.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 мая 2000 г. № 395-З

О социальном обслуживании

Принят Палатой представителей 19 апреля 2000 года
Одобрен Советом Республики 12 мая 2000 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. № 137-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 427-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1979) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 414-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2016, 2/2411);

Закон Республики Беларусь от 19 июня 2017 г. № 31-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.06.2017, 2/2469);

Закон Республики Беларусь от 6 января 2022 г. № 151-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.01.2022, 2/2871);

Закон Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.07.2022, 2/2903);

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2023 г. № 318-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.12.2023, 2/3038) – новая редакция

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

вид социальных услуг – совокупность (группа) однородных социальных услуг, объединенных по целевому и функциональному признакам;

государственное учреждение социального обслуживания – учреждение, созданное по решению местного исполнительного и распорядительного органа или республиканского органа государственного управления, основным видом деятельности которого является оказание социальных услуг;

государственный социальный заказ – механизм привлечения организаций и индивидуальных предпринимателей к оказанию социальных услуг и (или) реализации социальных проектов;

объект социального обслуживания – капитальное строение (здание, сооружение) или его часть (части), изолированное помещение, предназначенные для оказания социальных услуг;

получатель социальных услуг – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства, проживающие (пребывающие) в Республике Беларусь, которым оказываются социальные услуги (далее, если не указано иное, – гражданин);

поставщик социальных услуг – организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, оказывающие социальные услуги;

социальная услуга – действие по оказанию гражданину помощи в целях содействия в предупреждении, преодолении трудной жизненной ситуации и (или) адаптации к ней, не связанное с оказанием материальной помощи;

социальное обслуживание – деятельность по организации и оказанию социальных услуг;

социальный проект – целенаправленная, ограниченная определенным временным периодом деятельность, включающая комплекс организационно-технических мероприятий по предупреждению трудной жизненной ситуации либо по решению социальных проблем и удовлетворению потребностей определенной группы граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно;

уход – совокупность действий по оказанию гражданину систематической помощи в удовлетворении потребностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия, безопасные условия проживания, в рамках социального обслуживания, а также в рамках неформальных, в том числе родственных, отношений;

физическое лицо, оказывающее социальные услуги, – гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, оказывающий социальные услуги на основании гражданско-правового договора оказания социальных услуг (далее, если не указано иное, – гражданско-правовой договор), заключенного с получателем социальных услуг;

форма социального обслуживания – организационные условия оказания социальных услуг.

Для целей настоящего Закона термин «работник» используется в значении, определенном Трудовым кодексом Республики Беларусь.

Определения иных терминов содержатся в отдельных статьях настоящего Закона.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области социального обслуживания

Отношения в области социального обслуживания регулируются законодательством о социальном обслуживании, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Законодательство о социальном обслуживании основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, регулирующих вопросы социального обслуживания.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Международное сотрудничество в области социального обслуживания

Республика Беларусь осуществляет международное сотрудничество в области социального обслуживания в соответствии с законодательством.

Основными направлениями международного сотрудничества Республики Беларусь в области социального обслуживания являются:

взаимодействие с иными государствами в рамках заключаемых международных договоров Республики Беларусь;

участие в реализации международных проектов, международных конференциях и других мероприятиях;

взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями и межгосударственными образованиями информацией о технологиях и инновациях;

реализация проектов международной технической помощи;

привлечение иностранных инвестиций для реализации проектов по повышению качества социального обслуживания.

Статья 4. Основные принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на принципах:

адресности оказания социальных услуг;

гуманности и уважительного отношения к гражданам, соблюдения их прав и запрещения дискриминации;

доступности социального обслуживания для граждан независимо от их места жительства (места пребывания) в Республике Беларусь;

приоритетности сохранения пребывания граждан в привычной благоприятной домашней среде, в том числе путем развития стационарозамещающих форм социального обслуживания, организации долговременного ухода;

добровольности получения социальных услуг;

конфиденциальности;

общей профилактической направленности проводимых мероприятий в области социального обслуживания;

социального равенства и социальной справедливости при реализации прав граждан в области социального обслуживания.

Статья 5. Цели социального обслуживания

Целями социального обслуживания являются:

прогнозирование и предупреждение трудных жизненных ситуаций;

оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций и (или) адаптации к ним;

активизация собственных усилий граждан, создание условий для самостоятельного преодоления ими трудных жизненных ситуаций.

Статья 6. Участие негосударственных некоммерческих организаций в решении вопросов в области социального обслуживания

Негосударственные некоммерческие организации в соответствии со своими целями деятельности, определенными уставом, в области социального обслуживания принимают участие в:

реализации единой государственной политики;

оказании социальных услуг, в том числе в рамках государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;

совершенствовании законодательства и практической деятельности по оказанию социальных услуг;

научно-исследовательской деятельности;

развитии международного сотрудничества;

решении других вопросов.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 7. Основные направления государственного регулирования в области социального обслуживания

Основными направлениями государственного регулирования в области социального обслуживания являются:

определение и проведение единой государственной политики;

разработка и реализация государственных программ, концепций;

создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг, реализации социальных проектов организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;

обеспечение выполнения требований законодательства о социальном обслуживании;

организация межведомственного взаимодействия;

развитие международного сотрудничества.

Статья 8. Осуществление государственного регулирования и управления в области социального обслуживания

Государственное регулирование и управление в области социального обслуживания осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству Республики Беларусь, и иные государственные органы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование в области социального обслуживания в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Совет Министров Республики Беларусь в области социального обслуживания:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

утверждает государственные программы, концепции, обеспечивает их реализацию;

определяет порядок формирования государственного социального заказа;

определяет условия и порядок предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на выполнение государственного социального заказа на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;

определяет порядок проведения конкурса на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов (далее – конкурс);

устанавливает типовые формы договоров на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов;

утверждает положения об оказании социальных услуг в форме социального обслуживания в замещающей семье, об оказании социальных услуг на основании договоров пожизненного содержания с иждивением за счет средств местных бюджетов;

устанавливает требования к одноквартирным жилым домам, при соблюдении которых они могут использоваться для оказания социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты в области социального обслуживания:

проводит единую государственную политику;

разрабатывает и реализует государственные программы, концепции;

координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, осуществляет взаимодействие с иными государственными органами и другими организациями;

разрабатывает и утверждает положения, устанавливающие порядок организации деятельности государственных учреждений социального обслуживания;

устанавливает нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, в том числе медицинским, в государственных учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;

устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения нормы питания, а также определяет порядок организации питания граждан, в том числе диетического, для поставщиков социальных услуг, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;

устанавливает порядок и условия оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, включая категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, в том числе в первоочередном порядке;

устанавливает типовые формы гражданско-правовых договоров оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания;

устанавливает нормы расхода моющих, отбеливающих и аппретирующих средств для обработки мягкого инвентаря, средств индивидуальной защиты и санитарно-гигиенической одежды в прачечных, моющих и дезинфицирующих средств для уборки помещений и средств личной гигиены в государственных учреждениях социального обслуживания;

устанавливает требования к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;

устанавливает порядок определения индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании;

проводит мероприятия, в том числе конкурсы, направленные на обобщение и распространение передового опыта в области социального обслуживания, повышение качества социальных услуг, и утверждает положения о порядке их организации и проведения;

организует повышение квалификации, стажировку и переподготовку руководящих работников, специалистов, рабочих, служащих государственных учреждений социального обслуживания;

организует и координирует проведение научных исследований;

устанавливает порядок проведения оценки качества социальных услуг, оказываемых поставщиками социальных услуг, проводит оценку их качества;

изучает практику оказания социальных услуг поставщиками социальных услуг;

определяет порядок ведения делопроизводства по заявлениям граждан об оказании социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания;

осуществляет международное сотрудничество;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Иные государственные органы реализуют единую государственную политику и осуществляют управление в области социального обслуживания в пределах своей компетенции.

Статья 9. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области социального обслуживания

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в области социального обслуживания:

обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социального обслуживания;

выполняют функции государственного заказчика государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, самостоятельно либо через уполномоченный ими орган (далее – государственный заказчик);

создают в соответствии с законодательством государственные учреждения социального обслуживания, утверждают их структуру и штатную численность работников, осуществляют реорганизацию и ликвидацию таких учреждений;

организуют работу по социальному обслуживанию и в соответствии с законодательством проводят оценку качества социальных услуг, оказываемых поставщиками социальных услуг;

изучают практику оказания социальных услуг поставщиками социальных услуг;

предоставляют лицензии организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по оказанию социальных услуг;

осуществляют контроль за реализацией государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, в рамках контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из местных бюджетов (далее – контроль за реализацией государственного социального заказа);

обеспечивают в случае отсутствия перевозок пассажиров транспортом общего пользования организацию подвоза работников в государственные учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на финансирование указанных учреждений, а также иных источников в соответствии с законодательством;

вправе проводить в определяемом ими порядке мероприятия, в том числе конкурсы, акции, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидов, пожилых граждан, семей, воспитывающих детей-инвалидов, и других), выявление и распространение передового опыта в области социального обслуживания, повышение качества и эффективности социальных услуг, совершенствование профессионального уровня работников организаций, оказывающих социальные услуги;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 10. Система социального обслуживания

Система социального обслуживания включает в себя:

государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области социального обслуживания;

государственные учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, оказывающие социальные услуги;

негосударственные организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги;

физических лиц, оказывающих социальные услуги.

Основу социального обслуживания составляет государственная система социального обслуживания, в которую входят:

Министерство труда и социальной защиты;

структурные подразделения областных, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;

государственные учреждения социального обслуживания.

К государственным учреждениям социального обслуживания относятся:

территориальные центры социального обслуживания населения;

центры социального обслуживания семьи и детей;

центры (дома) временного пребывания лиц без определенного места жительства;

дома сопровождаемого проживания;

социальные пансионаты, в том числе детские;

центры социальной реабилитации, абилитации инвалидов;

организации, подчиненные Министерству труда и социальной защиты, оказывающие социальные услуги.

Статья 11. Финансирование расходов в области социального обслуживания

Финансирование расходов в области социального обслуживания, кроме государственного социального заказа, осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств организаций, оказывающих социальные услуги, в том числе получаемых от платы за оказание социальных услуг, безвозмездной (спонсорской) помощи.

Финансирование государственного социального заказа осуществляется за счет средств местных бюджетов в рамках мероприятий государственных программ в пределах средств, предусмотренных на эти цели местными бюджетами на очередной финансовый год, путем:

оплаты государственной закупки социальных услуг;

предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.

Финансирование расходов в области социального обслуживания может осуществляться за счет иных источников в соответствии с законодательством.

Статья 12. Лицензирование в области социального обслуживания

Деятельность по оказанию социальных услуг лицензируется в соответствии с законодательством о лицензировании.

ГЛАВА 3
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ. Транспортное обеспечение

Статья 13. Права получателей социальных услуг

Получатели социальных услуг имеют право на:

получение полной и достоверной информации о правах и обязанностях в области социального обслуживания, формах социального обслуживания и видах социальных услуг, порядке и условиях оказания социальных услуг;

индивидуальный подход, обеспечивающий соответствие социальных услуг индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании;

выбор поставщика социальных услуг, форм социального обслуживания, видов социальных услуг и их объема;

гуманное, уважительное и не допускающее дискриминационных действий отношение со стороны поставщика социальных услуг;

получение социальных услуг в соответствии с условиями гражданско-правовых договоров;

качественное оказание социальных услуг;

отказ от получения социальных услуг;

защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

реализацию иных прав в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 14. Обязанности получателей социальных услуг

Получатели социальных услуг обязаны:

предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами документы и иные сведения, необходимые для получения социальных услуг;

предоставлять полную и достоверную информацию для определения индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании и условий оказания социальных услуг;

не препятствовать оказанию социальных услуг;

соблюдать установленные поставщиком социальных услуг правила внутреннего распорядка;

соблюдать условия гражданско-правовых договоров;

своевременно информировать поставщика социальных услуг обо всех обстоятельствах, влекущих изменение условий, порядка или прекращение оказания социальных услуг;

принимать меры по самостоятельному преодолению трудной жизненной ситуации;

исполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 15. Транспортное обеспечение

В целях реализации принципа доступности социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания в формах полустационарного и стационарного социального обслуживания, организуется транспортное обеспечение получателей социальных услуг в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Транспортное обеспечение включает в себя организацию автомобильных перевозок получателей социальных услуг транспортными средствами (специальными легковыми автомобилями, грузопассажирскими автомобилями, автобусами и микроавтобусами, в том числе оборудованными для перевозки пассажиров, имеющих ограничения в передвижении), находящимися в государственной собственности и закрепленными за государственными учреждениями социального обслуживания на праве оперативного управления.

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 16. Права поставщиков социальных услуг

Поставщики социальных услуг имеют право на:

осуществление иной приносящей доходы деятельности;

запрос и получение информации (сведений) для организации социального обслуживания;

участие в деятельности по научно-методическому обеспечению, внедрению инноваций в области социального обслуживания;

участие в совершенствовании законодательства о социальном обслуживании;

осуществление международного сотрудничества;

реализацию иных прав в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Поставщиками социальных услуг для оказания социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания могут использоваться одноквартирные жилые дома при условии соблюдения требований, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Поставщики социальных услуг (кроме физических лиц, оказывающих социальные услуги) вправе привлекать к оказанию социальных услуг волонтеров – физических лиц, добровольно оказывающих социальные услуги на безвозмездной основе под руководством работников организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Государственные учреждения социального обслуживания для целей социального обслуживания вправе на безвозмездной основе запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций, в том числе из информационных ресурсов (систем), информацию (сведения) в объеме, необходимом для организации и оказания социальных услуг.

Статья 17. Обязанности поставщиков социальных услуг

Поставщики социальных услуг обязаны:

предоставлять гражданам полную и достоверную информацию о правах и обязанностях в области социального обслуживания, формах социального обслуживания и видах социальных услуг, порядке и условиях оказания социальных услуг;

обеспечивать индивидуальный подход в подборе форм социального обслуживания, видов социальных услуг и их объема, соответствующих индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании;

оказывать социальные услуги согласно условиям гражданско-правовых договоров;

обеспечивать содержание и качество оказываемых социальных услуг не ниже установленных требованиями к содержанию и качеству социальных услуг, оказываемых в рамках государственных минимальных социальных стандартов в области социального обслуживания;

обеспечивать права получателей социальных услуг в области социального обслуживания;

уважать честь и достоинство получателей социальных услуг, их право на самореализацию;

обеспечивать гуманное, уважительное и не допускающее дискриминационных действий отношение к получателям социальных услуг;

создавать безопасные условия оказания социальных услуг в объектах социального обслуживания в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требованиями пожарной безопасности, иных нормативных правовых актов;

исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг в области социального обслуживания.

Физические лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие социальные услуги, граждане, работающие по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам в организациях, у индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, обязаны проходить предварительный и периодический обязательные медицинские осмотры в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН

Статья 18. Обстоятельства для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании

Социальные услуги оказываются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также в целях предупреждения и преодоления трудной жизненной ситуации.

Обстоятельствами, по которым гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, являются:

наличие ограничений жизнедеятельности, не позволяющих самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, возраста или инвалидности;

наличие в составе семьи инвалида, в том числе ребенка-инвалида;

сиротство;

рождение двойни и более детей;

семейное неблагополучие, домашнее насилие;

причинение ущерба в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий, торговли людьми, противоправных действий других лиц;

отсутствие определенного места жительства;

социальная дезадаптация* за время нахождения в социальном пансионате, на принудительном лечении, отбывания наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы, нахождения в лечебно-трудовом профилактории, специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении и по иным причинам;

иные обстоятельства (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающие условия жизнедеятельности либо представляющие опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которых он не в состоянии преодолеть самостоятельно.

Оказание социальных услуг осуществляется в соответствии с индивидуальной нуждаемостью в социальном обслуживании граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Определение индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании проводится в целях:

выявления обстоятельств, определяющих наличие или риск возникновения трудной жизненной ситуации;

подбора оптимальных форм социального обслуживания, видов социальных услуг.

______________________________

* Для целей настоящего Закона под социальной дезадаптацией понимаются полная или частичная утрата гражданином способности адаптироваться к условиям, требованиям и нормам социальной и культурной среды, нарушение взаимодействия с социальной средой, выраженное в затруднении осуществления им своей социальной роли.

Статья 19. Формы социального обслуживания

Социальные услуги оказываются поставщиками социальных услуг в следующих формах социального обслуживания:

стационарное социальное обслуживание – оказание социальных услуг с обеспечением круглосуточного проживания (пребывания) в объектах социального обслуживания организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими социальные услуги;

полустационарное социальное обслуживание – оказание социальных услуг в условиях пребывания в объектах социального обслуживания в течение определенного времени суток;

социальное обслуживание на дому – оказание социальных услуг в домашних условиях, а также в организациях здравоохранения в случае госпитализации в эти организации получателей социальных услуг, которым оказывались социальные услуги в домашних условиях;

срочное социальное обслуживание – оказание в неотложном порядке социальных услуг гражданам, попавшим в ситуацию, представляющую угрозу их жизни и (или) здоровью;

социальное обслуживание в замещающей семье – оказание социальных услуг в условиях совместного проживания и ведения общего хозяйства получателя социальных услуг и физического лица, оказывающего социальные услуги и не являющегося лицом, обязанным по закону содержать этого получателя социальных услуг;

дистанционное социальное обслуживание – оказание социальных услуг с использованием сетей электросвязи общего пользования и глобальной компьютерной сети Интернет.

Статья 20. Виды социальных услуг

Поставщиками социальных услуг могут оказываться следующие виды социальных услуг:

временный приют – действия по предоставлению временного места пребывания гражданам, которые не имеют определенного места жительства или по объективным причинам утратили возможность нахождения по месту жительства или месту пребывания либо нахождение которых по месту жительства или месту пребывания представляет угрозу их жизни и (или) здоровью;

консультационно-информационные услуги – действия по информированию об условиях и порядке организации и оказания социальных услуг, содействию в оформлении и истребовании документов, необходимых для реализации права на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки;

социально-бытовые услуги – действия по поддержанию нормальной жизнедеятельности граждан в быту;

социальный патронат – действия по сопровождению граждан, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию граждан и реализацию ими собственного потенциала для личностного и социального роста;

социально-посреднические услуги – действия по установлению и расширению связей между получателями социальных услуг и государственными органами и организациями;

социально-психологические услуги – действия, направленные на содействие гражданам в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, кризисных ситуаций и их последствий, сохранение психического здоровья, оптимизацию психологического развития, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, саморазвитие, самореализацию и повышение качества жизни граждан;

социально-реабилитационные услуги – действия по формированию (восстановлению, развитию) социальных и трудовых навыков у граждан, направленные на достижение максимально доступного уровня их самостоятельности, развитие личностного, творческого и иного потенциала, создание условий для полноценного участия в жизни общества и повышение качества их жизни;

услуги по уходу – действия, направленные на обеспечение ухода (услуги почасового ухода за детьми (услуги няни), услуги по уходу за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки), услуги сиделки, дневного присмотра, обучение основам и навыкам ухода и другое);

услуги сопровождаемого проживания – действия по подготовке инвалидов, проживающих (пребывающих) в объектах социального обслуживания, к самостоятельной и независимой жизнедеятельности за пределами таких объектов;

услуги персонального ассистента – действия по оказанию помощи инвалидам в организации и осуществлении самостоятельной и независимой жизнедеятельности, включая содействие в освоении навыков самообслуживания, помощь в планировании и организации повседневной жизни, принятии решений по различным жизненным ситуациям, налаживании коммуникативных связей с другими людьми, и иных видов помощи.

Местные исполнительные и распорядительные органы могут принимать решения об оказании других социальных услуг государственным учреждением социального обслуживания с определением категорий граждан, имеющих право на их получение, а также самостоятельно определять дополнительные категории граждан, имеющих право на получение социальных услуг, указанных в части первой настоящей статьи.

Негосударственные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, оказывающие социальные услуги, могут самостоятельно определять виды оказываемых ими социальных услуг и категории граждан, имеющих право на их получение, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 21. Организация долговременного ухода

Долговременный уход – комплекс межведомственных мероприятий по оказанию гражданам, имеющим выраженные и резко выраженные ограничения базовых категорий жизнедеятельности, социальных, медицинских, реабилитационных, абилитационных услуг, а также по содействию в их получении.

Ограничения базовых категорий жизнедеятельности граждан и степень их выраженности оцениваются в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

Задачей долговременного ухода является создание условий для максимально возможного продления периода пребывания граждан, нуждающихся в уходе, в привычной благоприятной домашней среде.

Субъектами межведомственного взаимодействия при планировании и реализации долговременного ухода являются:

Министерство труда и социальной защиты, структурные подразделения областных, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;

государственные учреждения социального обслуживания;

Министерство здравоохранения, структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления;

государственные организации здравоохранения;

негосударственные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, оказывающие социальные услуги;

иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.

Обеспечение долговременного ухода осуществляется путем:

выявления граждан, нуждающихся в таком уходе;

планирования мероприятий по оказанию социальных услуг и медицинской помощи;

формирования эффективного механизма межведомственного взаимодействия.

Порядок и условия организации долговременного ухода определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 22. Порядок и условия оказания социальных услуг поставщиками социальных услуг

Оказание социальных услуг, за исключением социальных услуг, предусмотренных частью второй статьи 20 настоящего Закона, осуществляется на основании письменного, устного либо электронного заявления гражданина (его законного представителя) и гражданско-правового договора, заключаемого в письменной форме между:

гражданином (его законным представителем) и поставщиком социальных услуг;

гражданином (его законным представителем, органом опеки и попечительства), поставщиком социальных услуг и юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, заключающим гражданско-правовой договор в интересах гражданина.

Если при оказании социальных услуг в форме социального обслуживания в замещающей семье стороной в заключаемом гражданско-правовом договоре является недееспособный гражданин, у которого отсутствует законный представитель, либо законный представитель недееспособного гражданина изъявил желание выступить в качестве поставщика социальных услуг, представителем стороны в таком договоре от лица недееспособного гражданина выступает орган опеки и попечительства.

Оказание отдельных социальных услуг осуществляется при наличии у гражданина медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для получения социальных услуг, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья или заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Социальные услуги, указанные в части третьей настоящей статьи, а также перечень медицинских показаний и (или) медицинских противопоказаний для их получения определяются Министерством труда и социальной защиты совместно с Министерством здравоохранения.

Физические лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за умышленные менее тяжкие преступления, предусмотренные главами 19–22 и 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также за тяжкие или особо тяжкие преступления, не имеют права:

оказывать социальные услуги в форме социального обслуживания в замещающей семье;

занимать должности служащих, профессии рабочих, непосредственно связанные с оказанием социальных услуг.

Гражданам, привлекавшимся к уголовной ответственности (вне зависимости от погашения или снятия судимости) за умышленные менее тяжкие преступления, предусмотренные главами 19–22 и 24 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также за тяжкие или особо тяжкие преступления и (или) подвергавшимся административному взысканию в виде административного ареста, если не истек срок, по окончании которого гражданин считается не подвергавшимся административному взысканию, и обратившимся за получением социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания в социальных пансионатах, социальные услуги оказываются в социальных пансионатах, определяемых Министерством труда и социальной защиты.

Государственные учреждения социального обслуживания вправе запросить из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения, указанные в:

части пятой настоящей статьи, – в отношении физических лиц, изъявивших желание участвовать в качестве поставщика социальных услуг в форме социального обслуживания в замещающей семье, а также физических лиц, принимаемых на работу в государственные учреждения социального обслуживания;

части шестой настоящей статьи, – в отношении граждан, обратившихся за получением социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания в социальных пансионатах.

Социальные услуги в соответствии с настоящим Законом оказываются на условиях полной или частичной оплаты, а также безвозмездно.

Условия оказания социальных услуг определяются с учетом формы социального обслуживания, категории получателя социальных услуг, обстоятельств трудной жизненной ситуации.

В случаях, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты, для определения условий оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания учитываются размер среднедушевого дохода получателя социальных услуг, наличие лиц, обязанных по закону его содержать.

Размер ежемесячной стоимости оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания рассчитывается на основании тарифов на социальные услуги, установленных в соответствии с законодательством о ценообразовании.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, социальные услуги оказываются на возмездной основе, если иное не установлено законодательными актами.

Письменный отказ гражданина (его законного представителя, органа опеки и попечительства) от получения социальных услуг освобождает поставщиков социальных услуг от ответственности за неоказание социальных услуг.

Гражданину может быть отказано в оказании социальных услуг по следующим основаниям:

отсутствие медицинских показаний и (или) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для получения социальных услуг;

отсутствие индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании, определенной в соответствии с настоящим Законом.

Гражданско-правовой договор подлежит расторжению, в том числе в одностороннем порядке, с одновременным прекращением оказания социальных услуг в случае:

выявления у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний для получения социальных услуг;

отсутствия индивидуальной нуждаемости получателя социальных услуг в социальном обслуживании;

подачи получателем социальных услуг (его законным представителем, органом опеки и попечительства) письменного заявления об отказе от получения социальных услуг. В случае отказа от получения социальных услуг получателю социальных услуг (его законному представителю, органу опеки и попечительства) разъясняются последствия принятого им решения;

неоднократного (более двух раз в течение месяца) нахождения получателя социальных услуг в состоянии алкогольного опьянения или состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в период, когда ему должны оказываться социальные услуги;

нарушения получателем социальных услуг общепринятых норм и правил поведения, унижения им чести, достоинства и деловой репутации поставщика социальных услуг, не являющихся следствием имеющегося у него заболевания;

препятствия оказанию социальных услуг получателем социальных услуг (его законным представителем, органом опеки и попечительства);

невнесения либо несвоевременного внесения в полном объеме платы за оказываемые социальные услуги;

окончания срока действия гражданско-правового договора;

смерти получателя социальных услуг, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим. 

В отношении социальных услуг, указанных в части второй статьи 20 настоящего Закона, местные исполнительные и распорядительные органы вправе устанавливать иные порядок и условия их оказания.

Негосударственные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, оказывающие социальные услуги, вправе устанавливать иные порядок и условия оказания социальных услуг, если иное не установлено законодательными актами.

Статья 23. Конфиденциальность информации

Распространение и (или) предоставление информации о получателе социальных услуг допускаются с согласия получателя социальных услуг (его законного представителя), если иное не установлено законодательными актами.

ГЛАВА 6
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Статья 24. Государственный социальный заказ

Целями государственного социального заказа являются удовлетворение потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах, повышение доступности и качества социальных услуг.

Задачами государственного социального заказа являются:

оперативное решение наиболее значимых социальных проблем;

развитие инновационных технологий социального обслуживания;

расширение видов оказываемых социальных услуг и увеличение числа организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги;

привлечение дополнительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов в систему социального обслуживания.

Основными принципами государственного социального заказа являются:

открытость и прозрачность процедуры размещения государственного социального заказа;

конкурсный отбор исполнителя государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов (далее – исполнитель государственного социального заказа);

единство требований, объективность оценки и равный доступ к информации о размещении государственного социального заказа.

Формирование государственного социального заказа производится местными исполнительными и распорядительными органами либо уполномоченным ими органом на основе мероприятий государственных программ.

Статья 25. Государственный социальный заказ, финансируемый путем оплаты государственных закупок социальных услуг

Приобретение социальных услуг для реализации государственного социального заказа полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг).

Статья 26. Государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов

Государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, реализуется на условиях и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статья 27. Государственный заказчик

Государственным заказчиком выступают местные исполнительные и распорядительные органы либо уполномоченный ими орган.

Государственный заказчик:

формирует государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, и организует процедуру его размещения;

заключает договоры на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, и выделяет финансовые средства его исполнителям;

оказывает исполнителям государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, информационную и консультационную помощь, а также может оказывать методическую, организационно-техническую и иные виды помощи;

осуществляет контроль за реализацией государственного социального заказа, принимает и оценивает результаты его выполнения.

Статья 28. Исполнитель государственного социального заказа

Исполнителем государственного социального заказа выступают негосударственные некоммерческие организации.

Исполнитель государственного социального заказа определяется государственным заказчиком на конкурсной основе.

Исполнителем государственного социального заказа не могут выступать негосударственные некоммерческие организации:

на имущество которых наложен арест;

находящиеся в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридических лиц, к которым присоединяются другие юридические лица) или признанные в установленном порядке банкротами;

деятельность которых приостановлена;

представившие недостоверную информацию об организации;

представители которых включены в состав конкурсной комиссии, создаваемой государственным заказчиком для оценки предложений (заявок, проектов), представляемых для участия в конкурсе;

являющиеся политическими партиями.

Исполнитель государственного социального заказа обязан использовать выделенные ему финансовые средства исключительно по целевому назначению.

Статья 29. Конкурс

К участию в конкурсе допускаются негосударственные некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, с учетом требований, предусмотренных частью третьей статьи 28 настоящего Закона.

Выигравшей конкурс признается негосударственная некоммерческая организация, конкурсное предложение которой по заключению конкурсной комиссии содержит лучшие условия по сравнению с конкурсными предложениями других негосударственных некоммерческих организаций.

В случае, если конкурсное предложение подано только одним участником либо для участия в конкурсе допущен только один участник (далее – единственный участник конкурса), конкурсная комиссия рассматривает конкурсное предложение этого участника и дает заключение о соответствии либо несоответствии этого конкурсного предложения условиям конкурса. При соответствии конкурсного предложения единственного участника конкурса условиям конкурса с ним заключается договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, на предложенных им условиях.

Конкурс признается несостоявшимся, если:

для участия в конкурсе не было подано ни одного конкурсного предложения либо ни один из участников не был допущен к участию в конкурсе;

конкурсные предложения ни одного из участников конкурса не соответствуют условиям конкурса.

Повторный конкурс может быть проведен в случае:

признания конкурса несостоявшимся по основаниям, указанным в части четвертой настоящей статьи;

отказа единственного участника конкурса от заключения договора на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.

Статья 30. Договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов

Государственный социальный заказ, финансируемый путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, реализуется на основании договора на выполнение такого заказа.

Согласно договору на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, исполнитель государственного социального заказа обязуется по заданию государственного заказчика оказать социальные услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, либо реализовать социальный проект, а государственный заказчик обязуется осуществить финансирование такого заказа.

Договор на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, может заключаться на срок до пяти лет в пределах срока реализации государственных программ.

Статья 31. Контроль за реализацией государственного социального заказа

Контроль за реализацией государственного социального заказа осуществляется государственным заказчиком в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Статья 32. Порядок разрешения споров

Споры между государственным заказчиком и исполнителем государственного социального заказа в связи с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора на выполнение государственного социального заказа, финансируемого путем предоставления негосударственным некоммерческим организациям субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов, а также о возмещении имущественного либо иного вреда разрешаются в судебном порядке.

ГЛАВА 7
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о социальном обслуживании

Нарушение законодательства о социальном обслуживании влечет ответственность, установленную законодательными актами.

Статья 34. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) поставщиков социальных услуг

Решения, действия (бездействие) организаций, оказывающих социальные услуги, могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящую организацию), а в случае несогласия с принятым вышестоящим органом (вышестоящей организацией) решением – в суд.

Решения, действия (бездействие) организаций, оказывающих социальные услуги, не имеющих вышестоящего органа (вышестоящей организации), а также индивидуальных предпринимателей, физических лиц, оказывающих социальные услуги, могут быть обжалованы в суд.

Споры по гражданско-правовым договорам разрешаются в судебном порядке.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.