Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 мая 2024 г. № 367
Об организации долговременного ухода
На основании части шестой статьи 21 Закона Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке и условиях организации долговременного ухода (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
|
Постановление |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке и условиях организации долговременного ухода
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением регулируются порядок и условия организации долговременного ухода.
2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных законами Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», «О социальном обслуживании», от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», а также следующий термин и его определение:
граждане, нуждающиеся в долговременном уходе, – нетрудоспособные граждане*, имеющие выраженные и (или) резко выраженные ограничения способности к самостоятельному передвижению, и (или) способности к самообслуживанию, и (или) способности контролировать свое поведение, нуждающиеся в одновременном оказании социальных, медицинских, реабилитационных и (или) абилитационных услуг на дому.
______________________________
* Для целей настоящего Положения под нетрудоспособными гражданами понимаются инвалиды I или II группы, неработающие граждане в возрасте 65 лет и старше, не заключившие договор ренты либо пожизненного содержания с иждивением с физическим лицом. При этом под неработающими гражданами понимаются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых договоров, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
ГЛАВА 2
КОМПЕТЕНЦИЯ СУБЪЕКТОВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА
3. Субъекты межведомственного взаимодействия при планировании и реализации долговременного ухода:
обеспечивают согласованность и преемственность действий при оказании социальных, медицинских, реабилитационных и (или) абилитационных услуг;
информируют нетрудоспособных граждан и членов их семей о порядке и условиях организации долговременного ухода;
выявляют нетрудоспособных граждан, потенциально нуждающихся в долговременном уходе;
принимают в пределах компетенции иные меры.
4. Местные исполнительные и распорядительные органы:
обеспечивают планирование и реализацию мероприятий долговременного ухода на соответствующей территории;
формируют эффективный механизм межведомственного взаимодействия путем координации деятельности государственных учреждений социального обслуживания, государственных организаций здравоохранения, негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, оказывающих социальные услуги, иных органов и организаций, обеспечивающих долговременный уход;
реализуют иные мероприятия долговременного ухода.
5. Структурные подразделения областных, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты:
проводят оценку качества социальных услуг, оказываемых поставщиками социальных услуг в рамках реализации мероприятий долговременного ухода;
содействуют повышению квалификации работников, оказывающих социальные услуги.
6. Территориальные центры социального обслуживания населения (далее – территориальные центры):
совместно с заинтересованными органами и организациями* в пределах компетенции определяют мероприятия индивидуальных программ долговременного ухода (далее, если не указано иное, – индивидуальная программа), направленных на создание условий для максимально возможного продления периода пребывания граждан, нуждающихся в долговременном уходе, в привычной благоприятной домашней среде;
ведут учет граждан, нуждающихся в долговременном уходе, в отношении которых составлена индивидуальная программа, формируют их личные дела;
координируют работу по выполнению мероприятий индивидуальных программ путем анализа данных, представленных органами и организациями, ответственными за их исполнение;
обеспечивают оказание социальных услуг гражданам, нуждающимся в долговременном уходе, в соответствии с законодательством о социальном обслуживании.
______________________________
* Для целей настоящего Положения под заинтересованными органами и организациями понимаются структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы внутренних дел, организации здравоохранения, негосударственные организации и другие.
7. Структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением республиканских органов государственного управления обеспечивают организацию оказания медицинских услуг гражданам, нуждающимся в долговременном уходе, в соответствии с законодательством о здравоохранении.
8. Государственные организации здравоохранения:
выдают заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в долговременном уходе и отсутствии медицинских противопоказаний для реализации мероприятий долговременного ухода, устанавливаемых Министерством здравоохранения (далее – заключение ВКК);
выдают медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую рекомендации по лечению и динамическому наблюдению гражданина, нуждающегося в долговременном уходе;
обеспечивают оказание медицинских услуг гражданам, нуждающимся в долговременном уходе, в соответствии с законодательством о здравоохранении;
принимают в пределах компетенции участие в обучении навыкам ухода работников государственных учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги, а также граждан, осуществляющих уход.
9. Негосударственные организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, оказывающие социальные услуги, в рамках осуществляемой деятельности:
информируют территориальные центры и государственные организации здравоохранения о нетрудоспособных гражданах, потенциально нуждающихся в долговременном уходе, при их согласии;
оказывают социальные и медицинские услуги, в том числе в рамках реализации государственного социального заказа.
10. Предоставление информации в рамках межведомственного взаимодействия для планирования и реализации мероприятий долговременного ухода, содержащей персональные данные или составляющей врачебную тайну, осуществляется при наличии письменного согласия гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя).
ГЛАВА 3
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА
11. Долговременный уход осуществляется в соответствии с индивидуальной программой.
12. Местными исполнительными и распорядительными органами в целях организации долговременного ухода создается комиссия.
В состав комиссии включаются представители структурных подразделений местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющих государственно-властные полномочия в сферах труда, занятости и социальной защиты, здравоохранения, государственных учреждений социального обслуживания, государственных организаций здравоохранения, а также представители других заинтересованных органов и организаций.
Руководит деятельностью и организует работу комиссии заместитель председателя местного исполнительного и распорядительного органа. Секретарем комиссии является работник территориального центра.
Комиссия в целях организации долговременного ухода:
изучает условия проживания гражданина, нуждающегося в долговременном уходе;
составляет индивидуальную программу;
осуществляет оценку результатов реализации мероприятий индивидуальной программы и внесение предложений по ее корректировке.
13. Для составления индивидуальной программы гражданин, нуждающийся в долговременном уходе (его законный представитель), письменно обращается с заявлением по форме согласно приложению 1 в территориальный центр по месту жительства или месту пребывания, а в случае проживания не по месту жительства или месту пребывания – по месту фактического проживания и представляет следующие документы:
заключение ВКК;
медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую рекомендации по лечению и динамическому наблюдению гражданина, нуждающегося в долговременном уходе;
копию индивидуальной программы медицинской реабилитации, абилитации пациента (при ее наличии);
копию индивидуальной программы реабилитации, абилитации инвалида (при ее наличии).
Территориальный центр при наличии согласия гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя), вправе оказывать содействие в получении документов, указанных в абзацах втором–пятом части первой настоящего пункта.
14. Комиссия не позднее 5 рабочих дней после даты обращения в территориальный центр гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя), изучает его условия проживания и составляет акт обследования материально-бытового положения гражданина по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты.
На основании документов, указанных в абзацах втором–пятом части первой пункта 13 настоящего Положения, а также сведений, содержащихся в акте обследования материально-бытового положения гражданина, комиссия не позднее 10 рабочих дней после даты получения последнего необходимого для организации долговременного ухода документа составляет индивидуальную программу долговременного ухода по форме согласно приложению 2.
Составление индивидуальной программы осуществляется с участием гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя).
Индивидуальная программа составляется в трех экземплярах:
первый – выдается гражданину, нуждающемуся в долговременном уходе (его законному представителю);
второй – приобщается в личное дело гражданина, нуждающегося в долговременном уходе, формируемое в территориальном центре;
третий – направляется в государственную организацию здравоохранения по месту жительства или месту пребывания, а в случае проживания не по месту жительства или месту пребывания – по месту фактического проживания гражданина, нуждающегося в долговременном уходе.
Иным субъектам межведомственного взаимодействия при планировании и реализации долговременного ухода территориальным центром направляются копии индивидуальной программы.
15. В рамках реализации индивидуальной программы территориальным центром с гражданином, нуждающимся в долговременном уходе (его законным представителем), заключается гражданско-правовой договор оказания социальных услуг по форме, установленной Министерством труда и социальной защиты.
16. Гражданину, нуждающемуся в долговременном уходе, территориальным центром оказываются социальные услуги, предусмотренные в перечне социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь, в порядке и на условиях, определяемых Министерством труда и социальной защиты.
При подборе социальных услуг учитываются:
содержание ухода – нуждаемость в замещающих действиях* и (или) ассистирующих действиях**;
периодичность ухода – нуждаемость в социальных услугах в течение недели;
время оказания социальных услуг – потребность в них в течение суток (дневное или ночное время);
график оказания социальных услуг (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, и территориального центра).
______________________________
* Действия, которые гражданин не может выполнять самостоятельно.
** Действия, которые гражданин может выполнять посредством оказания поддержки третьими лицами.
17. Гражданам, нуждающимся в долговременном уходе, которым организован долговременный уход, социальными пансионатами могут оказываться социальные услуги на условиях краткосрочного проживания, в том числе для прохождения курса социальной реабилитации, абилитации, в порядке, определенном жилищным законодательством и законодательством о социальном обслуживании.
18. Выполнение мероприятий индивидуальной программы является обязательным для субъектов межведомственного взаимодействия при планировании и реализации долговременного ухода.
Выполнение мероприятий индивидуальной программы может быть приостановлено на период:
оказания социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
19. Информация о выполнении мероприятий субъектами межведомственного взаимодействия при планировании и реализации долговременного ухода представляется в территориальный центр в сроки, указанные в индивидуальной программе.
Оценка результатов реализации мероприятий индивидуальной программы осуществляется комиссией с периодичностью, указанной в индивидуальной программе.
По результатам оценки реализации мероприятий индивидуальной программы комиссией вносятся предложения по их корректировке с учетом изменения степени выраженности ограничений базовых категорий жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в долговременном уходе, но не реже одного раза в год.
20. Долговременный уход прекращается в случаях, предусмотренных в части пятнадцатой статьи 22 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании».
|
к Положению о порядке |
Форма
|
Руководителю ___________________________________ |
|
(полное наименование |
|
________________________________________________ |
|
государственного учреждения социального обслуживания, |
|
________________________________________________ |
|
фамилия и инициалы руководителя) |
|
________________________________________________ |
|
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) |
|
________________________________________________ |
|
гражданина, нуждающегося в долговременном уходе |
|
________________________________________________ |
|
(его законного представителя) |
|
________________________________________________ |
|
(документ, удостоверяющий личность гражданина, нуждающегося |
|
________________________________________________ |
|
в долговременном уходе (его законного представителя), |
|
________________________________________________ |
|
серия (при наличии), номер, дата выдачи, |
|
________________________________________________ |
|
наименование государственного органа, его выдавшего) |
Прошу организовать долговременный уход ___________________________________
(фамилия, собственное имя,
____________________________________________________________________________,
отчество (если таковое имеется) гражданина, нуждающегося в долговременном уходе)
проживающего по адресу: ______________________________________________________
(указывается место жительства или место пребывания, а в случае
_____________________________________________________________________________
проживания не по месту жительства или месту пребывания – место фактического проживания гражданина)
Сведения о совместно проживающих гражданах (при их наличии) _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением мною не заключен.
Об изменении состава семьи, места жительства или места пребывания, а в случае проживания не по месту жительства или месту пребывания – места фактического проживания, а также о временном отсутствии обязуюсь сообщать не позднее трех календарных дней со дня произошедших изменений.
___________________________________________ |
__________________________ |
(подпись гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя) |
(фамилия, инициалы) |
_____ _______________ 20__ г.
|
к Положению о порядке |
Форма
|
____________________________________________ |
|
(наименование комиссии, |
|
____________________________________________ |
|
адрес территориального центра социального обслуживания населения, |
|
____________________________________________ |
|
контактный номер телефона) |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
долговременного ухода
____________________ |
№ _________________ |
(дата составления) |
|
1. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, нуждающегося в долговременном уходе, _________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Контактный номер телефона _____________________________________________
3. Дата рождения _________________________________________________________
4. Пол __________________________________________________________________
5. Сведения о месте жительства или месте пребывания, а в случае проживания не по месту жительства или месту пребывания – о месте фактического проживания гражданина __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Сведения о законном представителе гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (при наличии такого представителя):
6.1. фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) _____________________________________________________________________________
6.2. место жительства или место пребывания, а в случае проживания не по месту жительства или месту пребывания – место фактического проживания _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.3. контактный номер телефона ____________________________________________
7. Адрес электронной почты гражданина, нуждающегося в долговременном уходе, или его законного представителя (при наличии) ____________________________________
8. Индивидуальная программа разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срок ______________________________________________________________________
9. Мероприятия индивидуальной программы:
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Основания для реализации |
Субъект межведомственного взаимодействия при планировании и реализации долговременного ухода |
Информация о выполнении |
Оказание социальных услуг на дому |
с _____________ |
|
|
|
Выполнение рекомендаций врача |
с _____________ |
|
|
|
Оказание медицинских услуг на дому |
с _____________ |
|
|
|
… |
… |
… |
… |
… |
С содержанием индивидуальной программы согласен.
___________________________________________ |
__________________________ |
(подпись гражданина, нуждающегося в долговременном уходе (его законного представителя) |
(фамилия, инициалы) |
10. Оценка результатов реализации индивидуальной программы (указать периодичность проведения) ____________________________________________________
11. Рекомендации ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_______________ 20__ г.
Члены комиссии:
_______________ 20__ г. |
______________ |
_________________________ |
(дата) |
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
_______________ 20__ г. |
______________ |
_________________________ |
(дата) |
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
_______________ 20__ г. |
______________ |
_________________________ |
(дата) |
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |