• Главная
  • Постановление № 54 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 ян ...
Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.06.2022
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 января 2019 г. № 54

О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2020 г. № 728 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.12.2020, 5/48603)

 

На основании абзаца третьего подпункта 1.2 пункта 1 статьи 78 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Инструкцию по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов (прилагается);

форму обоснования необходимости принятия (издания) нормативного правового акта (прилагается);

форму финансово-экономического обоснования к проекту нормативного правового акта (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2001 г. № 89 «О предоставлении Министерству финансов и Министерству экономики права определения методики подготовки финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов Республики Беларусь».

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2019 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
25.01.2019 № 54

ИНСТРУКЦИЯ
по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящей Инструкцией определяется порядок осуществления прогнозирования последствий принятия (издания) нормативных правовых актов для оценки:

возможности достижения целей принятия (издания) нормативного правового акта;

вариантов развития общественных отношений, обусловленных принятием (изданием) нормативного правового акта, а также в случае, если нормативный правовой акт не будет принят (издан).

2. В настоящей Инструкции используются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

3. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативного правового акта включает прогнозирование:

финансово-экономических последствий принятия (издания) нормативного правового акта для оценки влияния нормативного правового акта на величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу, а также общей оценки последствий принятия (издания) нормативного правового акта для доходов и расходов граждан и юридических лиц;

регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности для выявления положений, устанавливающих избыточные обязанности, запреты и ограничения, необоснованные расходы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

социальных последствий принятия (издания) нормативного правового акта для оценки влияния нормативного правового акта на правовой статус граждан, процесс их взаимодействия с государственными органами (организациями), уровень доходов и качество жизни граждан;

экологических последствий принятия (издания) нормативного правового акта для выявления в проекте нормативного правового акта положений, реализация которых может оказать вредное воздействие на окружающую среду и (или) связана с нерациональным использованием природных ресурсов;

иных последствий, которые возникнут в результате принятия (издания) нормативного правового акта.

4. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативного правового акта проводится на стадии:

планирования нормотворческой деятельности – государственным органом (организацией), инициирующим подготовку проекта нормативного правового акта, – перед внесением предложений о подготовке проекта нормативного правового акта в нормотворческий орган (должностному лицу);

подготовки проекта нормативного правового акта – государственными органами (организациями), ответственными за подготовку проекта нормативного правового акта, – перед направлением проекта нормативного правового акта на согласование.

5. К прогнозированию последствий принятия (издания) нормативного правового акта государственным органом (организацией), инициирующим либо ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта (далее, если не установлено иное, – орган, ответственный за прогнозирование), могут привлекаться представители иных государственных органов (организаций) в соответствии с их компетенцией, общественных объединений (союзов, ассоциаций общественных объединений), которые выполняют функции по защите интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах, а также эксперты и специалисты, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, иные заинтересованные лица.

6. При наличии в проекте нормативного правового акта положений, не относящихся к сфере полномочий государственного органа, ответственного за подготовку проекта нормативного правового акта, прогнозирование последствий принятия таких положений может проводиться с участием государственных органов, уполномоченных на регулирование соответствующих отношений.

7. Прогнозирование последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется органом, ответственным за прогнозирование, с включением результатов прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта с учетом требований, установленных настоящей Инструкцией.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ (ИЗДАНИЯ) НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

8. Для реализации задач прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, могут проводиться публичные обсуждения, создаваться рабочие группы, в том числе межведомственные, изучаться предложения государственных органов и иных организаций, в том числе научных организаций, общественных объединений, а также граждан по совершенствованию законодательства и практики правоприменения, анализироваться информация, содержащаяся в средствах массовой информации, обзорах практики применения законодательства, осуществляться обмен информацией между заинтересованными государственными органами и иными организациями или могут использоваться иные способы получения объективной всесторонней информации для проведения прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта.

9. Информация, необходимая для прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта, может быть получена из следующих источников:

ответы на запросы, направляемые в соответствующие государственные органы (организации) с учетом их компетенции;

законодательства Республики Беларусь и иностранных государств;

международно-правовые акты;

материалы судебной практики;

научные исследования, публикации в печати, материалы научно-практических семинаров, конференций и совещаний;

предложения, высказанные в процессе обсуждения правовых тем в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси», и сообщения, поступившие на официальный сайт органа, ответственного за прогнозирование, в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – официальный сайт);

данные социологических и иных исследований;

официальная статистическая информация, сведения налоговых, правоохранительных и иных органов;

государственные информационно-правовые ресурсы, включая банки данных, содержащие правоприменительную и судебную практику, другие официальные базы данных;

публичные обсуждения проекта нормативного правового акта;

результаты правового мониторинга;

иные источники.

10. При прогнозировании последствий принятия (издания) нормативного правового акта орган, ответственный за прогнозирование, может использовать методические рекомендации, разработанные в соответствующей сфере правового регулирования государственными органами, реализующими государственную политику, осуществляющими правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности).

11. Орган, ответственный за прогнозирование, может также размещать на своем официальном сайте и (или) Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь уведомление об инициировании подготовки проекта нормативного правового акта либо о подготовке проекта нормативного правового акта с указанием следующих сведений:

полное официальное наименование органа, ответственного за прогнозирование;

вид, название проекта нормативного правового акта;

описание проблемы, на решение которой направлено принятие (издание) нормативного правового акта;

определение цели (целей) принятия (издания) нормативного правового акта и обоснование необходимости его подготовки;

круг лиц, на которых будет распространяться действие нормативного правового акта;

планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта, а также сведения о необходимости установления переходного периода для введения нормативного правового акта в действие;

срок (не менее трех рабочих дней), в течение которого принимаются предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, и способ их представления;

иная информация, касающаяся подготовки проекта нормативного правового акта.

12. Предложения и замечания, поступившие по итогам размещения информации о проекте нормативного правового акта в соответствии с пунктом 11 настоящей Инструкции, рассматриваются и учитываются либо обоснованно не учитываются органом, ответственным за прогнозирование.

ГЛАВА 3
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ (ИЗДАНИЯ) НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

13. Прогнозирование финансово-экономических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется в отношении проекта нормативного правового акта, влияющего на:

величину доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу;

доходы и расходы граждан и юридических лиц.

14. Прогнозирование финансово-экономических последствий нормативного правового акта осуществляется с учетом требований, установленных настоящей Инструкцией. При этом предусматривается подготовка и анализ следующей информации:

14.1. об изменении величины доходов бюджета, государственного внебюджетного фонда;

14.2. об изменении величины расходов бюджета, государственного внебюджетного фонда;

14.3. об изменении величины источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджета, государственного внебюджетного фонда;

14.4. об изменении величины расходов граждан и юридических лиц (при наличии данных о таких изменениях);

14.5. об изменении величины доходов граждан и юридических лиц (при наличии данных о таких изменениях).

15. Информация, предусмотренная в пункте 14 настоящей Инструкции, а также пояснения к указанной информации и выводы включаются в финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта и обоснование необходимости его принятия (издания).

16. Изменение величины доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджетов в результате принятия (издания) нормативного правового акта включается в разрезе структурных элементов данного акта в соответствии с бюджетной классификацией.

Информация об изменении величины доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджетов включается отдельно по каждому бюджету.

17. При включении данных об изменении величины доходов в результате принятия (издания) предлагаемого нормативного правового акта увеличение доходов отражается со знаком «плюс», сокращение доходов – со знаком «минус».

18. При включении данных об изменении величины расходов в результате принятия (издания) предлагаемого нормативного правового акта увеличение расходов отражается со знаком «плюс», сокращение расходов – со знаком «минус».

19. При включении данных об изменении величины источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджетов в результате принятия (издания) проекта нормативного правового акта:

предоставление бюджетных кредитов, займов и иных средств на возвратной основе, платежи Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов в качестве гаранта по погашению и обслуживанию займов, погашение основного долга по привлеченным (использованным) займам, погашение основного долга по размещенным государственным ценным бумагам Республики Беларусь, формирующим государственный долг, вложение средств в ценные бумаги (облигации) по решениям Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь отражаются со знаком «минус»;

возврат бюджетных кредитов, займов и иных средств на возвратной основе, возврат сумм, выплаченных Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в счет выполнения гарантий по займам, привлечение займов, привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Республики Беларусь, формирующих государственный долг, поступления от операций по реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) в соответствии с законодательством о приватизации отражаются со знаком «плюс».

Операции по использованию (направлению) остатков средств бюджета отражаются в изменениях остатков средств бюджета со знаком «плюс». Операции, приводящие к увеличению остатков средств бюджета, отражаются в изменениях остатков средств бюджета со знаком «минус».

20. Если проектом нормативного правового акта предусматривается создание государственных органов, бюджетных организаций или ввод в эксплуатацию объектов, функционирование которых полностью или частично планируется финансировать за счет средств бюджета, то при включении данных об изменении величины расходов бюджетов учитываются как расходы на создание указанных органов, организаций или объектов, так и последующие расходы на их финансирование.

В случае ликвидации (упразднения, реорганизации) государственных органов, бюджетных организаций указываются балансовая стоимость передаваемого другим государственным органам, бюджетным организациям имущества и (или) планируемые доходы от его реализации.

21. В пояснениях к информации, предусмотренной в пункте 14 настоящей Инструкции:

обобщаются последствия принятия (издания) проекта нормативного правового акта в разрезе доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджетов на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу;

дается описание методов оценки (при их наличии), в соответствии с которыми рассчитывалось изменение величины доходов, расходов и (или) источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу;

при наличии показателей, выраженных в иностранной валюте, приводятся суммы в иностранной валюте и курсы, принятые для ее пересчета;

приводится иная существенная информация (при ее наличии).

22. Информация об изменении расходов и доходов граждан и юридических лиц, в том числе единовременных или систематических, основывается на сведениях, которые могут быть рассчитаны либо получены из официальных источников, от уполномоченных органов.

23. Информация об изменении доходов и расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приводится с учетом результатов оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности (далее – оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта), если она проводилась.

24. В случае отсутствия достаточной информации для расчета предполагаемых изменений доходов и расходов граждан и юридических лиц приводится их качественная оценка (уменьшение, увеличение, сохранение на том же уровне).

25. При подготовке проектов, предусматривающих предоставление отдельным категориям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей государственной поддержки в виде выплат из бюджета, установления льгот, пояснения к информации должны содержать указание на предлагаемые к достижению параметры роста объема производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), роста экспорта, повышения рентабельности, а также расчеты прогнозируемых денежных потоков на весь период действия мер государственной поддержки (в случае представления указанными лицами соответствующих данных в орган, ответственный за прогнозирование).

26. Если в проекте нормативного правового акта содержится поручение государственным органам принять акты меньшей юридической силы, то финансово-экономическое обоснование проекта должно содержать в том числе оценку изменения величины доходов, расходов и источников финансирования дефицита (направлений использования профицита) бюджетов в результате принятия нормативных правовых актов меньшей юридической силы.

27. Вывод об эффективности предлагаемого проектом нормативного правового акта регулирования выполняется в том числе:

по срокам осуществления расходов и срокам получения доходов;

по целесообразности использования средств бюджета, иных источников для реализации предлагаемого проектом нормативного правового акта регулирования.

ГЛАВА 4
ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

28. Оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности в отношении проекта нормативного правового акта включает:

введение новых административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – субъекты хозяйствования);

установление и (или) увеличение размера платы, взимаемой при осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования;

увеличение сроков осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования;

расширение перечней документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования;

сокращение сроков действия справок, иных документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур в отношении субъектов хозяйствования;

иные дополнительные обязанности, запреты и ограничения, расходы для субъектов хозяйствования.

Не подлежат оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта проекты нормативных правовых актов, предусмотренных в абзацах втором–шестом части третьей пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

29. При проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта учитываются результаты публичного обсуждения проекта нормативного правового акта, если оно проводилось.

30. Оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта включает подготовку и анализ следующей информации:

30.1. описание проблемы, на решение которой направлены предлагаемые меры правового регулирования (негативные эффекты ее существования, круг субъектов, интересы которых она затрагивает, последствия и другое);

30.2. анализ иностранного и международного опыта в соответствующих сферах деятельности (варианты решения проблемы в других странах с учетом сопоставимости экономических, географических, социальных, демографических и иных условий) при наличии соответствующей информации;

30.3. цель (цели) принятия (издания) нормативного правового акта;

30.4. предполагаемые негативные последствия решения проблемы предложенным способом правового регулирования (в том числе на основании сведений заинтересованных органов);

30.5. предлагаемые мероприятия для решения проблемы;

30.6. сведения о публичном обсуждении проекта нормативного правового акта, если оно проводилось;

30.7. иные сведения, подтверждающие обоснованность правового регулирования проблемы (при их наличии);

30.8. круг лиц, на которых будет распространяться действие нормативного правового акта, и объектов правового регулирования;

30.9. новые функции, полномочия, права и обязанности государственных органов (организаций);

30.10. новые административные барьеры, обязанности, запреты и ограничения для субъектов хозяйствования;

30.11. влияние проекта нормативного правового акта на условия для развития конкуренции, создание и эффективное функционирование товарных рынков;

30.12. изменение величины доходов субъектов хозяйствования (для каждой группы). В случае отсутствия достаточной информации для расчета предполагаемого изменения доходов субъектов хозяйствования приводится качественная оценка (уменьшение, увеличение, сохранение на том же уровне);

30.13. изменение величины расходов субъектов хозяйствования (для каждой группы). В случае отсутствия достаточной информации для расчета предполагаемого изменения расходов субъектов хозяйствования приводится качественная оценка (уменьшение, увеличение, сохранение на том же уровне).

31. Информация, предусмотренная в подпунктах 30.1–30.11 пункта 30 настоящей Инструкции, включается в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта.

32. Информация, предусмотренная в подпунктах 30.12 и 30.13 пункта 30 настоящей Инструкции, а также пояснения к ней включаются в финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта.

ГЛАВА 5
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ (ИЗДАНИЯ) НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

33. Прогнозирование социальных последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется в отношении проекта нормативного правового акта, предусматривающего:

наделение граждан новыми правами (социальными льготами и гарантиями);

ограничение круга прав граждан (социальных льгот и гарантий);

возложение на граждан дополнительных (увеличенных) обязанностей по сравнению с существующими;

уменьшение круга обязанностей граждан;

изменение иных обстоятельств, определяющих правовой статус граждан;

введение или усиление ответственности граждан, смягчение или отмену ответственности граждан;

снижение (увеличение) финансовых, временных и иных затрат граждан в процессе их взаимодействия с государственными органами (организациями);

уменьшение (увеличение) количества представляемых гражданами в государственные органы, иные организации документов для установления, изменения, приостановления, сохранения, перехода или прекращения прав и (или) обязанностей;

влияние на уровень жизни граждан, занятость и рынок труда, условия и оплату труда, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, качество и доступность образования, жилищные права.

34. Прогнозирование социальных последствий нормативного правового акта осуществляется с учетом требований, установленных настоящей Инструкцией. При этом предусматриваются подготовка и анализ следующей информации:

34.1. о новых правах (социальных льготах и гарантиях);

34.2. об ограничении круга прав граждан (социальных льгот и гарантий);

34.3. об изменении круга обязанностей граждан;

34.4. об изменении ответственности граждан;

34.5. об изменении финансовых и временных затрат граждан в процессе их взаимодействия с государственными органами (организациями);

34.6. о влиянии на уровень жизни граждан, занятость и рынок труда, условия и оплату труда, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, качество и доступность образования, жилищные права;

34.7. об изменении величины расходов граждан. В случае отсутствия достаточной информации для расчета предполагаемых расходов граждан приводится качественная оценка (уменьшение, увеличение, сохранение на том же уровне);

34.8. об изменении величины доходов граждан. В случае отсутствия достаточной информации для расчета предполагаемых доходов граждан приводится качественная оценка (уменьшение, увеличение, сохранение на том же уровне).

35. Информация, предусмотренная в подпунктах 34.1–34.6 пункта 34 настоящей Инструкции, а также пояснения к ней включаются в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта.

36. Информация, предусмотренная в подпунктах 34.7 и 34.8 пункта 34 настоящей Инструкции, а также пояснения к ней включаются в финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта.

ГЛАВА 6
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ (ИЗДАНИЯ) НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

37. Прогнозирование экологических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется в отношении проекта нормативного правового акта, предусматривающего регулирование общественных отношений:

в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе в области охраны и использования земель, недр, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, охраны и использования вод, животного мира, растительного мира, охраны атмосферного воздуха, в сферах сельского хозяйства, промышленности, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, энергетики и туризма;

в иных сферах общественных отношений, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду.

38. Прогнозирование экологических последствий принятия (издания) нормативного правового акта осуществляется с учетом требований, установленных настоящей Инструкцией. При этом предусматриваются подготовка и анализ следующей информации:

38.1. о сферах хозяйственной и иной деятельности, на которые будет распространяться действие нормативного правового акта;

38.2. о компонентах природной среды (земля (включая почвы), недра, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, озоновый слой), которые могут быть затронуты при реализации положений нормативного правового акта;

38.3. о возможном отрицательном воздействии на природные комплексы, а также составляющих их компонентах природной среды, мерах по предотвращению этого воздействия;

38.4. о возможном влиянии на благоприятные условия жизни и здоровье граждан при принятии (издании) нормативного правового акта.

39. Информация, предусмотренная в пункте 38 настоящей Инструкции, а также пояснения к ней включаются в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта.

40. При проведении прогнозирования экологических последствий принятия нормативного правового акта учитываются результаты публичного обсуждения проекта нормативного правового акта, если оно проводилось.

ГЛАВА 7
РАССМОТРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИНЯТИЯ (ИЗДАНИЯ) НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПРИ СОГЛАСОВАНИИ ПРОЕКТА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

41. При согласовании проекта нормативного правового акта обоснованность выводов, сформулированных в обосновании необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного правового акта, по результатам прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта оценивается:

Министерством финансов и Министерством экономики – в части финансово-экономических последствий в пределах компетенции;

Министерством экономики – в части регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности;

Министерством труда и социальной защиты, Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, Министерством архитектуры и строительства, Министерством экономики – в части социальных последствий;

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды – в части экологических последствий;

Министерством антимонопольного регулирования и торговли – в части влияния на условия для развития конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков;

государственными органами, реализующими государственную политику, осуществляющими правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности), и другими заинтересованными государственными органами (организациями), за исключением указанных в абзацах втором–шестом настоящего пункта, – в части иных последствий.

42. При согласовании проекта нормативного правового акта аргументированные замечания о соответствии проведенного прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта требованиям настоящей Инструкции, об обоснованности выводов, сформулированных в обосновании необходимости принятия (издания) нормативного правового акта и финансово-экономическом обосновании к проекту нормативного правового акта, отражаются в письме о замечаниях и (или) предложениях по проекту нормативного правового акта (при их наличии).

43. По результатам прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта органом, ответственным за прогнозирование, исходя из оценки возможности достижения целей принятия (издания) нормативного правового акта и вариантов развития общественных отношений, обусловленных принятием (изданием) нормативного правового акта, а также в случае, если нормативный правовой акт не будет принят (издан), с учетом сведений, полученных при согласовании проекта нормативного правового акта, принимается одно из решений:

о целесообразности принятия (издания) нормативного правового акта;

о нецелесообразности принятия (издания) нормативного правового акта в связи с отсутствием необходимости правового регулирования общественных отношений определенной сферы;

о внесении необходимых изменений в проект нормативного правового акта, действующие нормативные правовые акты, которые позволят обеспечить более полное и эффективное правовое регулирование общественных отношений определенной сферы;

о принятии иных мер, необходимых для устранения факторов, которые предположительно будут оказывать негативное влияние на применение положений нормативного правового акта.

 


 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
25.01.2019 № 54

 

Форма*

 

Обоснование необходимости принятия (издания)

________________________________________________________

(вид и название проекта нормативного правового акта (далее – проект)

 

1. Цель и правовые основания подготовки проекта ____________________________

(указывается результат,

____________________________________________________________________________.

которого предполагается достичь посредством принятия (издания) нормативного правового акта и его реализации, а также правовое основание и (или) иные предпосылки для подготовки проекта (с учетом планов, поручений и другого)

2. Обоснованность выбора вида нормативного правового акта __________________

(указывается

____________________________________________________________________________.

компетенция на принятие (издание) нормативного правового акта, предусмотренная в акте законодательства, либо иным образом обосновывается выбор вида нормативного правового акта)

3. Предмет правового регулирования структурных элементов проекта, изменяющих существующее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, информация об изменении концептуальных положений законодательства, институтов отрасли (отраслей) законодательства и правовых последствиях такого изменения _______

(подробно

____________________________________________________________________________

излагаются проблемные аспекты действующего правового регулирования,

____________________________________________________________________________.

указываются противоречия и пробелы, неэффективность и неопределенность правовых норм)

4. Результаты анализа:

4.1. актов законодательства, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения ______________________________________________

(результаты указываются

____________________________________________________________________________;

в случае наличия актов законодательства, относящихся к предмету правового регулирования проекта,
либо указывается на отсутствие таковых)

4.2. актов законодательства иностранных государств, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения _______________________

(анализ актов

____________________________________________________________________________;

законодательства иностранных государств осуществляется исходя из имеющихся возможностей доступа к соответствующей информации)

4.3. международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов**, содержащих обязательства Республики Беларусь, относящихся к предмету правового регулирования проекта, и практики их применения _______________

(результаты

____________________________________________________________________________;

указываются в случае наличия международных договоров Республики Беларусь и иных
международно-правовых актов, относящихся к предмету правового регулирования проекта,
либо указывается на отсутствие таковых)

4.4. на предмет соответствия проекта международным договорам и иным международно-правовым актам**, относящимся к соответствующей сфере правового регулирования, _______________________________________________________________

(указывается, соответствует ли проект нормам права,

____________________________________________________________________________.

содержащимся в международных договорах Республики Беларусь, а также иным международно-правовым актам в соответствующей сфере правового регулирования)

5. Информация, отражаемая в соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь», _________

(указывается

_____________________________________________________________________________

в случае принятия (издания) нормативного правового акта

_____________________________________________________________________________.

в отношении международного договора Республики Беларусь или его проекта)

6. Результаты научных исследований в области права, публикации в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет, обращения граждан и юридических лиц, относящиеся к предмету правового регулирования проекта, _________

(вопросы,

____________________________________________________________________________.

поднимаемые в обращениях граждан и юридических лиц, относящихся к предмету правового
регулирования проекта, отражаются в случае рассмотрения их разработчиком проекта)

7. Всесторонний и объективный прогноз предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта, в том числе соответствие проекта социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, целям устойчивого развития, а также результаты оценки регулирующего воздействия _____________________________________________________________________________

(отражается прогноз предполагаемых последствий принятия (издания) нормативного правового акта

_____________________________________________________________________________.

с учетом положений пункта 1, части первой пункта 3, пунктов 5–8 статьи 45 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», а также Инструкции по прогнозированию последствий принятия (издания) нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь, утвердившим настоящую форму)

8. Информация о результатах публичного обсуждения проекта и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений ____________________________

(указывается в случае проведения

____________________________________________________________________________.

публичного обсуждения проекта с учетом статьи 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», а также Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь)

9. Краткое содержание изменений, подлежащих внесению в нормативные правовые акты, проектов, подлежащих подготовке, а также перечень нормативных правовых актов (их структурных элементов), подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием (изданием) нормативного правового акта, _______________________________

(в случае отсутствия таких нормативных

_____________________________________________________________________________.

правовых актов (их структурных элементов) делается соответствующая отметка)

 

 

Руководитель*** ______________

________________________

(подпись)

(инициалы, фамилия)

 

_____ _____________ 20___ г.

 

______________________________

* Заполняется в зависимости от содержания проекта нормативного правового акта.

** Под международно-правовым актом понимается акт органа международной организации или межгосударственного образования, обязательность которого предусмотрена международным договором Республики Беларусь.

*** Может быть подписано заместителем руководителя нормотворческого органа, главным ученым секретарем Высшей аттестационной комиссии, главным ученым секретарем Национальной академии наук Беларуси, управляющими делами исполнительных и распорядительных органов – для проектов нормативных правовых актов соответствующих нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь, министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
25.01.2019 № 54

 

Форма

Финансово-экономическое обоснование*

к проекту ________________________________________________

(название проекта нормативного правового акта, в том числе

_________________________________________________________

связанного с принятием решения в отношении международного договора

_________________________________________________________

Республики Беларусь (далее – международный договор)

 

I. Изменение величины доходов ____________________________________________

(название бюджета,

_____________________________________________________________________________

государственного внебюджетного фонда)

 

Доходы бюджета в соответствии с их классификацией

Код по бюджетной классификации

Увеличение (уменьшение) величины доходов бюджета (+/–), тыс. рублей

раздел

подраздел

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

По структурному элементу 1:

 

 

 

 

 

 

По структурному элементу 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

II. Изменение величины расходов __________________________________________

(название бюджета,

____________________________________________________________________________

государственного внебюджетного фонда)

 

Расходы бюджета в соответствии с их классификацией

Код по бюджетной классификации

Увеличение (уменьшение) величины расходов бюджета (+/–), тыс. рублей

статья

подстатья

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

По структурному элементу 1:

 

 

 

 

 

 

По структурному элементу 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

III. Изменение величины средств по источникам финансирования дефицита (направлениям использования профицита) ________________________________________

(название бюджета,

____________________________________________________________________________

государственного внебюджетного фонда)

 

Источники финансирования дефицита (направления использования профицита) бюджета в соответствии с их классификацией

Код по бюджетной классификации

Увеличение (уменьшение) величины средств по источникам финансирования дефицита (направлениям использования профицита) бюджета (+/–), тыс. рублей

источник

тип источника

детализация

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

По структурному элементу 1:

 

 

 

 

 

 

 

По структурному элементу 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Пояснения к разделам I–III финансово-экономического обоснования, в том числе оценка затрат, связанных с реализацией международного договора (неучастием в международном договоре, отзывом документа о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора, реализацией возражения Республики Беларусь в отношении оговорки, сделанной иной договаривающейся стороной, к международному договору, участником или договаривающейся стороной которого является Республика Беларусь (далее – оговорка), реализацией согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправки к международному договору (далее – поправка), реализацией приостановления или прекращения действия международного договора), источники их покрытия ______________________________________________.

V. Оценка иных последствий принятия (издания) нормативного правового акта, в том числе результаты прогнозирования последствий принятия (издания) нормативного правового акта:

1. Изменение величины расходов юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей

 

Группы участников**

Увеличение (уменьшение) величины расходов (+/–), тыс. рублей

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

2. Изменение величины доходов юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей

 

Группы участников**

Увеличение (уменьшение) величины доходов (+/–), тыс. рублей

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

в 20__ г.

 

 

 

 

Всего

 

 

 

 

 

3. Описание последствий принятия (издания) нормативного правового акта, связанного с принятием решения в отношении международного договора, _____________

(анализ

____________________________________________________________________________

соразмерности предполагаемых затрат с результатами, ожидаемыми

____________________________________________________________________________

от реализации международного договора (неучастия в международном договоре,

____________________________________________________________________________

отзыва документа о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее

____________________________________________________________________________

международного договора, участия других государств и (или) международных организаций

____________________________________________________________________________

в международном договоре, возражения Республики Беларусь в отношении оговорки,

____________________________________________________________________________

согласия Республики Беларусь на обязательность для нее поправки,

____________________________________________________________________________

приостановления или прекращения действия международного договора)

 

VI. Выводы _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Руководитель*** ________________

 

_________________________

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 

____ ______________ 20__ г.

 

______________________________

* Не заполняется в отношении проектов нормативных правовых актов об утверждении, уточнении отдельных показателей республиканского бюджета и внесении изменений в отдельные показатели местных бюджетов, утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов за отчетный финансовый год, об установлении ведомственных классификаций расходов местных бюджетов и внесении изменений в них, нормативных правовых актов об утверждении, уточнении показателей внебюджетных фондов, утверждении отчета об их исполнении.

** Группы участников, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (например, субъекты хозяйствования по видам экономической деятельности, субъекты хозяйствования и физические лица по территориальному размещению, уровню доходов).

*** Может быть подписано заместителем руководителя нормотворческого органа, главным ученым секретарем Высшей аттестационной комиссии, главным ученым секретарем Национальной академии наук Беларуси, управляющими делами исполнительных и распорядительных органов – для проектов нормативных правовых актов соответствующих нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь, министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

 

 

Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок