Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 21.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 сентября 2006 г. № 1244

Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 1392 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 263, 5/30658);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2010 г. № 754 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 123, 5/31872);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2010 г. № 1251 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 211, 5/32402);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2011 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 19, 5/33304);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. № 394 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 38, 5/33560);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1802 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 9, 5/35086);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2012 г. № 365 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 48, 5/35595) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 мая 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 июля 2012 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2012 г. № 365 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 48, 5/35595) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 мая 2012 г. и 1 июля 2012 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 сентября 2013 г. № 817 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.09.2013, 5/37807);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. № 368 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.04.2014, 5/38737);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 919 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.11.2015, 5/41264);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 сентября 2016 г. № 761 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2016, 5/42668);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 736 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.10.2017, 5/44261);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2018 г. № 196 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.03.2018, 5/44922);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 64 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.02.2019, 5/46116);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 528 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.08.2019, 5/46860);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2020 г. № 77 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.02.2020, 5/47777);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2020 г. № 728 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.12.2020, 5/48603);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2021 г. № 295 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.05.2021, 5/49091);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2023 г. № 13 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.01.2023, 5/51244)

 

На основании пункта 4 статьи 48 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов (прилагается).

2. Установить, что:

2.1. обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Комитета государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, областных исполнительных комитетов (далее – облисполкомы), Минского городского исполнительного комитета (далее – Минский горисполком) осуществляет Министерство юстиции, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня (далее – базовый уровень) – главные управления юстиции облисполкомов;

2.2. обязательной юридической экспертизе, предусмотренной подпунктом 2.1 настоящего пункта, подлежат нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Комитета государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, технических нормативных правовых актов, иных нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также ненормативных (индивидуальных) правовых актов и локальных правовых актов;

2.21. исключен;

2.3. исключен;

2.4. проверки соблюдения в Национальном банке, Комитете государственного контроля, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, Комитете государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерствах, иных республиканских органах государственного управления, областных, Минском городском Советах депутатов, облисполкомах, Минском горисполкоме установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, проводит Министерство юстиции, в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня – главные управления юстиции облисполкомов в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Проведение таких проверок в одном и том же нормотворческом органе допускается не чаще одного раза в два года.

Проверки, указанные в части первой настоящего подпункта, проводятся на основании планов, ежегодно утверждаемых не позднее 15 января года проведения проверок.

Министерство юстиции вправе проводить проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, на основании поручений Совета Министров Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, а также по собственной инициативе.

В ходе проверок, указанных в частях первой и третьей настоящего подпункта, осуществляется выборочный анализ нормативных правовых актов нормотворческого органа, подвергшегося проверке, за два года, предшествующие году проведения проверки, оценивается соблюдение им установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерность применения его нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу.

По результатам проведенной проверки в течение пяти рабочих дней со дня ее окончания лицами, проводившими проверку, составляется и направляется в нормотворческий орган, подвергшийся проверке, для ознакомления и подписания:

акт проверки в двух экземплярах, если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства;

справка проверки в двух экземплярах, если в ходе проверки не выявлены нарушения законодательства.

Акт проверки или справка проверки подписываются руководителем нормотворческого органа, подвергшегося проверке, или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее – уполномоченное должностное лицо), и в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки) проверки один из подписанных экземпляров направляется в адрес Министерства юстиции или главного управления юстиции облисполкома.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте проверки, нормотворческий орган, подвергшийся проверке, вправе письменно изложить свои возражения и направить их вместе с одним из подписанных экземпляров акта проверки в адрес Министерства юстиции или главного управления юстиции облисполкома.

При согласии с выводами, содержащимися в акте проверки, нормотворческий орган, подвергшийся проверке, вправе в течение срока, указанного в части шестой настоящего подпункта, принять меры по устранению выявленных нарушений и письменно уведомить Министерство юстиции или главные управления юстиции облисполкомов с приложением документов, подтверждающих их устранение, и подписанного акта проверки.

При признании Министерством юстиции или главным управлением юстиции облисполкома представленных нормотворческим органом, подвергшимся проверке, возражений по акту проверки обоснованными или принятых им мер по устранению выявленных нарушений достаточными Министерство юстиции или главное управление юстиции облисполкома в течение пяти рабочих дней со дня поступления подписанного акта проверки информирует об этом нормотворческий орган, подвергшийся проверке.

При признании Министерством юстиции или главным управлением юстиции облисполкома представленных нормотворческим органом, подвергшимся проверке, возражений по акту проверки необоснованными или неустранении им в указанный в части шестой настоящего подпункта срок выявленных нарушений Министерство юстиции или главное управление юстиции облисполкома в течение пяти рабочих дней со дня поступления подписанного акта проверки вносит в нормотворческий орган, подвергшийся проверке, обязательное для исполнения представление об устранении допущенных нарушений.

В случае неисполнения нормотворческим органом, подвергшимся проверке, представления по истечении месячного срока с даты его внесения информация о выявленных нарушениях нормотворческой деятельности направляется Министерством юстиции или главным управлением юстиции облисполкома в государственные органы, указанные в части второй пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов».

3. Предоставить Министерству юстиции право:

3.1. давать разъяснения по применению Инструкции о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов;

3.2. исключен;

3.3. оказывать методологическую помощь Национальному банку, Комитету государственного контроля, Управлению делами Президента Республики Беларусь, Следственному комитету, Государственному комитету судебных экспертиз, Комитету государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерствам, иным республиканским органам государственного управления, областным, Минскому городскому Советам депутатов, облисполкомам, Минскому горисполкому, местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам базового уровня при подготовке документов, направляемых для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, главным управлениям юстиции облисполкомов – при проведении обязательной юридической экспертизы и проверок соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу;

3.4. исключен;

3.5. направлять запросы в другие государственные органы (организации) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (организаций) и имеющим значение для проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта;

3.6. вносить в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь предложения об отмене решений местных Советов депутатов в случае несоответствия их законодательству Республики Беларусь;

3.7. согласовывать кандидатуры специалистов главных управлений юстиции облисполкомов, осуществляющих обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня. В ходе согласования проводится тестирование указанных специалистов в целях проверки знания ими законодательства о правовом обеспечении нормотворческой деятельности в порядке, установленном Министерством юстиции;

3.8. проводить с участием Национального центра правовой информации и иных заинтересованных государственных органов и организаций семинары для работников главных управлений юстиции облисполкомов, юридических служб Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Комитета государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома, исполнительных и распорядительных органов базового уровня по вопросам осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов.

31. Предоставить главным управлениям юстиции облисполкомов право направлять запросы в другие государственные органы (организации) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (организаций) и имеющим значение для проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта.

4. Уполномочить Министерство юстиции по согласованию с Национальным центром правовой информации на принятие нормативных правовых актов, содержащих требования к оформлению документов, направляемых на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 настоящего постановления, к порядку взаимодействия Министерства юстиции с Национальным центром правовой информации, связанные с проведением обязательной юридической экспертизы названных нормативных правовых актов, не предусмотренные настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 2034 «О правовой экспертизе правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 1, ст. 26);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 1999 г. № 283 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 2034» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 17, 5/329);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1999 г. № 1511 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 2034» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 78, 5/1754);

пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2000 г. № 365 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 31, 5/2826);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2003 г. № 1234 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 2034» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 112, 5/13115).

6. Министерству юстиции, иным республиканским органам государственного управления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением в месячный срок со дня его принятия.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 октября 2006 г., за исключением пункта 6, который вступает в силу со дня принятия настоящего постановления.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Сидорский

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
23.09.2006 № 1244
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
26.09.2016 № 761)

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов

1. Настоящей Инструкцией регулируется порядок проведения обязательной юридической экспертизы (далее – юридическая экспертиза) нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Комитета государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня (далее, если не определено иное, – нормотворческие органы).

2. Особенности направления на юридическую экспертизу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательность соблюдения технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов Республики Беларусь в военной сфере, сфере защиты государственных секретов и иной информации ограниченного распространения, в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, электросвязи, а также ее проведения определены в пункте 11 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2018 г. № 353 «Об обязательной юридической экспертизе технических нормативных правовых актов».

3. Нормативные правовые акты, принятые Национальным банком, Комитетом государственного контроля, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Следственным комитетом, Государственным комитетом судебных экспертиз, Комитетом государственной безопасности, Национальной академией наук Беларуси, министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, направляются ими в Министерство юстиции для проведения юридической экспертизы не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их принятия, а нормативные правовые акты, принятые нормотворческими органами совместно, – одним из принявших нормативный правовой акт нормотворческих органов в такой же срок.

Областные, Минский городской Советы депутатов, облисполкомы, Минский горисполком представляют принятые нормативные правовые акты в Министерство юстиции на юридическую экспертизу не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их принятия.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы базового уровня представляют принятые нормативные правовые акты в главное управление юстиции соответствующего облисполкома (далее – управление юстиции) на юридическую экспертизу не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем их принятия.

Датой представления нормативных правовых актов для проведения юридической экспертизы является дата регистрации их поступления в Министерство юстиции, управление юстиции.

4. В Министерство юстиции для проведения юридической экспертизы направляются:

постановления Правления Национального банка;

постановления Комитета государственного контроля;

постановления Следственного комитета;

постановления Государственного комитета судебных экспертиз;

постановления Комитета государственной безопасности;

постановления Управления делами Президента Республики Беларусь;

постановления Национальной академии наук Беларуси;

постановления республиканских органов государственного управления;

решения областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, имеющие нормативный характер.

5. В управление юстиции для проведения юридической экспертизы направляются решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня, имеющие нормативный характер.

6. Нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции, управление юстиции для проведения юридической экспертизы в виде электронных документов или электронных копий документов на бумажных носителях* (далее – электронные копии).

______________________________

* Для целей настоящей Инструкции термины «электронный документ» и «электронная копия документа на бумажном носителе» используются в значениях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

В исключительных случаях при невозможности представления нормативных правовых актов в соответствии с частью первой настоящего пункта по не зависящим от государственных органов причинам нормативные правовые акты представляются в виде оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и двух его (их) копий на бумажных носителях с одновременным представлением файлов с текстами этих нормативных правовых актов, соответствующими текстам оригиналов на бумажных носителях.

Нормативные правовые акты, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, до внедрения системы, предназначенной для передачи электронных документов и обеспечивающей соблюдение установленных законодательством требований к защите указанной информации, представляются в виде оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и двух его (их) копий на бумажных носителях с одновременным представлением файлов с текстами этих нормативных правовых актов, соответствующими текстам оригиналов на бумажных носителях.

7. Нормативные правовые акты в виде электронных документов или электронных копий для проведения юридической экспертизы представляются в Министерство юстиции, управления юстиции посредством автоматизированной информационной системы, обеспечивающей формирование Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (далее – АИС НРПА).

8. К нормативным правовым актам, направляемым в Министерство юстиции и управление юстиции для проведения юридической экспертизы, прилагаются следующие документы:

обоснование необходимости принятия нормативного правового акта;

финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта.

К нормативным правовым актам, направляемым в Министерство юстиции и управление юстиции для проведения юридической экспертизы на бумажных носителях, помимо документов, указанных в части первой настоящего пункта, прилагается сопроводительное письмо, содержащее сведения о работниках структурных подразделений нормотворческого органа, ответственных за разработку нормативного правового акта, а также о представителях юридической службы, осуществлявших юридическую экспертизу проекта нормативного правового акта, подписанное руководителем нормотворческого органа, принявшего данный акт, или его заместителем, главным ученым секретарем Высшей аттестационной комиссии, управляющим делами облисполкома, Минского горисполкома, исполнительного и распорядительного органа базового уровня (далее – сопроводительное письмо).

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются:

в виде электронных документов и (или) электронных копий – если они прилагаются к нормативному правовому акту в виде электронного документа и (или) электронной копии;

на бумажном носителе – если они прилагаются к нормативному правовому акту на бумажном носителе.

Министерством юстиции, управлением юстиции могут быть запрошены и иные документы, имеющие значение для проведения юридической экспертизы.

9. Ответственность за соответствие электронных копий нормативных правовых актов, а также электронных копий документов, указанных в абзаце втором части третьей пункта 8 настоящей Инструкции, текстам оригиналов на бумажных носителях несут нормотворческие органы, представившие нормативные правовые акты и прилагаемые к ним документы в Министерство юстиции, управления юстиции.

10. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов проводится Министерством юстиции в течение пяти рабочих дней, управлением юстиции – 10 рабочих дней. Течение срока проведения юридической экспертизы начинается с рабочего дня, следующего за днем поступления нормативного правового акта в Министерство юстиции, управление юстиции.

Юридическая экспертиза нормативных правовых актов, в которых содержатся важные и (или) срочные мероприятия, подлежащие немедленной реализации, проводится не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления их в Министерство юстиции, управление юстиции.

11. Срок проведения юридической экспертизы может быть продлен Министерством юстиции, управлением юстиции по решению соответственно заместителя Министра юстиции, заместителя начальника управления юстиции не более чем на 10 рабочих дней в случаях:

необходимости проведения анализа нормативного правового акта, содержащего новые подходы к правовому регулированию в определенной сфере общественных отношений;

если объем нормативных предписаний нормативного правового акта превышает 25 страниц;

поступления в Министерство юстиции, управление юстиции мотивированной просьбы нормотворческого органа, содержащейся в письме, подписанном руководителем нормотворческого органа, принявшего нормативный правовой акт, или его заместителем, главным ученым секретарем Высшей аттестационной комиссии, управляющим делами облисполкома, Минского горисполкома, исполнительного и распорядительного органа базового уровня, о необходимости продления срока проведения юридической экспертизы нормативного правового акта с указанием причин;

в иных исключительных случаях на основании мотивированной просьбы руководителя структурного подразделения, осуществляющего юридическую экспертизу в Министерстве юстиции, управлении юстиции, либо лица, исполняющего его обязанности.

12. Министерство юстиции, управление юстиции вправе внести в нормотворческий орган предложение о необходимости доработки нормативного правового акта посредством внесения в рабочем порядке соответствующих изменений в реквизиты и текст нормативного правового акта в следующих исключительных случаях:

незначительное несоответствие нормативного правового акта требованиям нормотворческой техники;

несоответствие нормативного правового акта установленным в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 критериям и наличие в нем важных и (или) срочных мероприятий, подлежащих немедленной реализации, направленных на стабилизацию ситуации в экономике, социальной сфере.

Предложение о необходимости доработки нормативного правового акта посредством внесения в рабочем порядке соответствующих изменений в реквизиты и текст нормативного правового акта вносится Министерством юстиции, управлением юстиции в нормотворческий орган не позднее последнего рабочего дня срока проведения юридической экспертизы.

При согласии руководителя (заместителя руководителя) нормотворческого органа с необходимостью устранения имеющихся замечаний доработка нормативного правового акта осуществляется нормотворческим органом в течение пяти рабочих дней. Течение срока доработки нормативного правового акта начинается с рабочего дня, следующего за днем внесения Министерством юстиции, управлением юстиции в нормотворческий орган предложения о необходимости доработки нормативного правового акта.

Внесение в рабочем порядке соответствующих изменений в реквизиты и текст нормативного правового акта, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором части первой настоящего пункта, осуществляется нормотворческим органом с соблюдением следующих условий:

согласование нормативного правового акта, содержащего вносимые в него изменения, с заинтересованными государственными органами (организациями);

одобрение нормативного правового акта, содержащего вносимые в него изменения, нормотворческим органом (его органом управления, коллегией);

проведение криминологической экспертизы нормативного правового акта Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, содержащего вносимые в него изменения, если ее проведение предусмотрено Положением о порядке проведения криминологической экспертизы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244.

Доработанный нормативный правовой акт представляется нормотворческим органом в Министерство юстиции, управление юстиции не позднее чем за один рабочий день до истечения срока, указанного в первом предложении части третьей настоящего пункта, с приложением документов, подтверждающих соблюдение требований, установленных в части четвертой настоящего пункта, в виде:

электронного документа – в случае, если для проведения юридической экспертизы представление нормативного правового акта осуществлялось в виде электронного документа;

электронной копии – в случае, если для проведения юридической экспертизы представление нормативного правового акта осуществлялось в виде электронной копии;

оригинала (оригиналов по количеству нормотворческих органов) и двух копий оригинала на бумажных носителях, а также файла с текстом этого нормативного правового акта, соответствующим тексту оригинала на бумажном носителе, – в случае, если для проведения юридической экспертизы представление нормативного правового акта осуществлялось на бумажном носителе.

К доработанному нормативному правовому акту, направляемому в Министерство юстиции и управление юстиции на бумажном носителе, прилагается сопроводительное письмо.

Нормативные правовые акты, указанные в абзацах втором и третьем части пятой настоящего пункта, а также прилагаемые к ним документы представляются в порядке, установленном в пункте 7 настоящей Инструкции, с соблюдением требований, определенных в части третьей пункта 8 настоящей Инструкции.

13. При направлении Министерством юстиции, управлением юстиции запроса в другие государственные органы (организации) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (организаций) и имеющим значение для проведения юридической экспертизы, срок проведения юридической экспертизы приостанавливается и возобновляется на следующий рабочий день после получения ответа на запрос.

14. Критерии оценки представленных на юридическую экспертизу нормативных правовых актов определены в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711.

15. При проведении юридической экспертизы нормативного правового акта в Министерстве юстиции, управлении юстиции осуществляется взаимодействие между специалистом, ее проводящим, специалистом нормотворческого органа, ответственным за разработку нормативного правового акта, и представителем юридической службы этого органа, направленное на проведение всестороннего и полного анализа нормативного правового акта, представленного на юридическую экспертизу.

При проведении юридической экспертизы нормативных правовых актов областных, Минского городского Советов депутатов, местных Советов депутатов базового уровня взаимодействие осуществляется между специалистом, ее проводящим, специалистом, ответственным за разработку нормативного правового акта областных, Минского городского Советов депутатов, местных Советов депутатов базового уровня, и представителем юридической службы соответствующего облисполкома, Минского горисполкома, исполнительного и распорядительного органа базового уровня.

16. По результатам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта Министерством юстиции, управлениями юстиции выносится одно из следующих заключений:

заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта критериям, указанным в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711, и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – положительное заключение);

заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта критериям, указанным в части первой подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711, и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (далее – отрицательное заключение).

17. В случае если Министерством юстиции, управлением юстиции по итогам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта принимается решение о вынесении отрицательного заключения, не позднее последнего рабочего дня срока проведения юридической экспертизы Министерством юстиции, управлением юстиции в нормотворческий орган направляется письмо, содержащее информацию о том, что по итогам проведения юридической экспертизы нормативного правового акта будет вынесено отрицательное заключение.

Вынесение отрицательного заключения осуществляется Министерством юстиции, управлением юстиции в течение пяти рабочих дней с даты направления в нормотворческий орган письма, указанного в части первой настоящего пункта.

В отрицательном заключении указываются конкретные структурные элементы нормативных правовых актов большей юридической силы, которым не соответствует представленный для проведения юридической экспертизы нормативный правовой акт (его структурные элементы).

18. Нормотворческий орган в случае несогласия с отрицательным заключением, вынесенным Министерством юстиции, управлением юстиции, вправе в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего отрицательного заключения инициировать рассмотрение разногласий с Министерством юстиции, управлением юстиции. Результаты рассмотрения разногласий оформляются протоколом.

19. Если в ходе рассмотрения разногласий в порядке, предусмотренном в пункте 18 настоящей Инструкции, согласованное решение не выработано, нормотворческий орган в случае вынесения отрицательного заключения Министерством юстиции в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения разногласий вправе направить протокол разногласий, нормативный правовой акт, по результатам проведения юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение, отрицательное заключение, а также свою позицию по нему в Правительство Республики Беларусь.

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, не позднее 10 рабочих дней с даты их поступления в Правительство Республики Беларусь рассматриваются Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, ответственным за состояние дел в отрасли, сфере деятельности, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта, по результатам проведения юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение.

Результаты рассмотрения разногласий оформляются протоколом.

20. Если в ходе рассмотрения разногласий в порядке, предусмотренном в пункте 18 настоящей Инструкции, согласованное решение не выработано, нормотворческий орган в случае вынесения отрицательного заключения управлением юстиции в течение пяти рабочих дней со дня рассмотрения разногласий вправе направить протокол разногласий, нормативный правовой акт, по результатам проведения юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение, отрицательное заключение, а также свою позицию по нему в Министерство юстиции.

Направленные документы не позднее пяти рабочих дней с даты их поступления в Министерство юстиции рассматриваются Министром юстиции.

Результаты рассмотрения разногласий оформляются протоколом.

При отсутствии согласованного решения нормотворческий орган вправе обратиться в Правительство Республики Беларусь с представлением документов, указанных в частях первой и третьей настоящего пункта, которые не позднее 10 рабочих дней с даты их поступления в Правительство Республики Беларусь рассматриваются Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, ответственным за состояние дел в отрасли, сфере деятельности, относящихся к предмету правового регулирования нормативного правового акта, по результатам проведения юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение. Устранение разногласий осуществляется с участием руководителей нормотворческих органов либо уполномоченных ими заместителей руководителей, начальников управлений юстиции, представителей Министерства юстиции.

21. Если в ходе рассмотрения разногласий в соответствии с пунктами 19 и 20 настоящей Инструкции не выработано согласованное решение, данный вопрос может быть вынесен на рассмотрение Премьер-министра Республики Беларусь.

22. Нормативный правовой акт, по результатам проведения юридической экспертизы которого вынесено отрицательное заключение, явившееся предметом обсуждения в ходе рассмотрения разногласий в соответствии с пунктами 18–21 настоящей Инструкции, должен быть повторно представлен нормотворческим органом для проведения юридической экспертизы в срок, указанный в части второй подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711, за исключением случая, указанного в части четвертой подпункта 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711.

23. Заключения, указанные в пункте 16 настоящей Инструкции, оформляются:

в виде электронного документа или электронной копии – если они выносятся в отношении нормативного правового акта, представленного для проведения юридической экспертизы в виде электронного документа или электронной копии;

на бумажном носителе – если они выносятся в отношении нормативного правового акта, представленного для проведения юридической экспертизы на бумажном носителе.

24. Юридическая экспертиза не проводится, а нормативные правовые акты возвращаются нормотворческому органу, их принявшему либо направившему, если:

нормативный правовой акт не подлежит юридической экспертизе в соответствии с законодательством или им предусматривается внесение изменений и (или) дополнений, признание утратившим силу акта, юридическая экспертиза которого ранее не проводилась;

нормативный правовой акт не согласован с заинтересованными государственными органами (организациями) в случаях, предусмотренных в части первой пункта 1 и части третьей пункта 3 статьи 46 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», либо такое согласование не оформлено в установленном порядке;

не представлен один или несколько документов, указанных в пункте 6 и частях первой и второй пункта 8 настоящей Инструкции, и (или) не соблюдены установленные законодательством требования к их содержанию и оформлению;

нормативный правовой акт представлен для проведения юридической экспертизы в виде электронного документа или электронной копии с нарушением требования, указанного в пункте 7 настоящей Инструкции;

доработанный нормативный правовой акт не представлен нормотворческим органом в порядке, установленном в пункте 12 настоящей Инструкции;

нормативный правовой акт отзывается по инициативе направившего его на юридическую экспертизу нормотворческого органа.

Ненормативные (индивидуальные) правовые акты и локальные правовые акты не подлежат юридической экспертизе и возвращаются нормотворческому органу, их принявшему (издавшему) либо направившему.

241. Нормотворческий орган, направивший нормативный правовой акт на юридическую экспертизу, вправе отозвать данный акт, за исключением случая, указанного в части первой пункта 17 настоящей Инструкции. Нормативный правовой акт, отозванный по инициативе нормотворческого органа, возвращается Министерством юстиции, управлением юстиции в пределах установленных сроков проведения юридической экспертизы, но не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления письма о его отзыве.

242. Нормативный правовой акт, возвращенный по основаниям, указанным в пункте 24 настоящей Инструкции, может быть повторно направлен нормотворческим органом в Министерство юстиции, управление юстиции для проведения юридической экспертизы с соблюдением порядка, установленного в пунктах 6–9 настоящей Инструкции.

Нормотворческим органом в реквизиты и текст нормативного правового акта, указанного в части первой настоящего пункта, могут быть внесены изменения с соблюдением условий, предусмотренных в части четвертой пункта 12 настоящей Инструкции.

25. Положительное или отрицательное заключение направляется Министерством юстиции, управлением юстиции не позднее рабочего дня, следующего за днем его вынесения, в нормотворческий орган и Национальный центр правовой информации (далее – НЦПИ).

Нормативный правовой акт, по которому вынесено положительное заключение, направляется Министерством юстиции, управлением юстиции в НЦПИ одновременно с этим заключением.

26. Положительное и отрицательное заключения, письмо Министерства юстиции, управления юстиции о возврате правового акта в соответствии с пунктом 24 настоящей Инструкции, письмо нормотворческого органа об отзыве нормативного правового акта, указанное в пункте 241 настоящей Инструкции, направляются в виде электронных документов и (или) электронных копий посредством АИС НРПА.

При направлении на юридическую экспертизу нормативного правового акта в соответствии с частью третьей пункта 6 настоящей Инструкции, а также в исключительных случаях при невозможности использования АИС НРПА по не зависящим от государственных органов причинам документы, указанные в части первой настоящего пункта, направляются на бумажных носителях.

В случае, установленном в части второй настоящего пункта, оригинал нормативного правового акта на бумажном носителе возвращается нормотворческому органу одновременно с оригиналом положительного или отрицательного заключения, письмом о возврате правового акта в соответствии с пунктом 24 настоящей Инструкции. При направлении письма о возврате нормативного правового акта в соответствии с абзацем седьмым части первой пункта 24 настоящей Инструкции нормотворческому органу направляются также оригиналы документов, прилагавшихся к нормативному правовому акту при направлении в Министерство юстиции, управление юстиции. В НЦПИ направляются копия положительного или отрицательного заключения, а также копия нормативного правового акта, по которому вынесено положительное заключение, на бумажном носителе и файл с текстом этого нормативного правового акта, соответствующим тексту оригинала на бумажном носителе.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.