Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 29.03.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 марта 1992 г. № 1547-XІІ

О статусе депутата местного Совета депутатов

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 17 июня 1993 г. № 2425-XІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 21, ст.255);

Закон Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 134-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 10, ст.125);

Закон Республики Беларусь от 3 мая 1996 г. № 440-XІІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 21, ст.380);

Закон Республики Беларусь от 14 июля 1997 г. № 63-З (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 27, ст.478);

Закон Республики Беларусь от 9 октября 2000 г. № 428-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 100, 2/203);

Закон Республики Беларусь от 5 января 2006 г. № 84-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1181) – новая редакция;

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 198-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1292);

Закон Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. № 14-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 2/1566);

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 401-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.07.2012, 2/1952);

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2013 г. № 72-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.11.2013, 2/2070);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 229-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2015, 2/2227);

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2023 г. № 281-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.07.2023, 2/3001)

 

Приостановление действия:

Указ Президента Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 336 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 25, ст. 599);

Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 1995 г. № 349 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 25, ст. 610)

 

 

Настоящий Закон определяет полномочия депутата местного Совета депутатов, устанавливает основные правовые и социальные гарантии их осуществления.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Депутат местного Совета депутатов

Депутатом местного Совета депутатов (далее – депутат Совета) является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти местным Советом депутатов (далее – Совет), представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства.

Депутатом Совета может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.

Статья 2. Законодательство о статусе депутата Совета

Законодательство о статусе депутата Совета основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе регламентов Советов.

Статья 3. Участие депутата Совета в осуществлении Советом государственной власти

Депутат Совета участвует в осуществлении Советом государственной власти путем активного и равноправного участия в рассмотрении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Беларусь и другими актами законодательства к компетенции Совета.

Депутат Совета при осуществлении своей деятельности и выполнении предвыборной программы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства вправе свободно выражать свое мнение и голосовать, руководствуясь своими убеждениями и учитывая интересы граждан и особенности развития соответствующей административно-территориальной единицы.

Статья 4. Срок полномочий депутата Совета

Срок полномочий депутата Совета – пять лет, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Срок осуществления полномочий депутатом Совета начинается со дня открытия первой сессии вновь избранного Совета и заканчивается в день открытия первой сессии Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона.

Статья 5. Условия осуществления депутатом Совета своих полномочий

Депутат Совета осуществляет свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, кроме председателя Совета, и пользуется соответствующими гарантиями, предусмотренными настоящим Законом и другими актами законодательства. Председатель Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.

Депутат Совета не может быть одновременно депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председателем областного, Минского городского, районного, городского (кроме городов районного подчинения) исполнительного комитета, а также судьей.

Председатель Совета обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законодательством о борьбе с коррупцией, и ограничения, связанные с государственной гражданской службой, установленные Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами, с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Депутат Совета обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законодательством о борьбе с коррупцией.

Депутат Совета не вправе получать от иностранных государств документы, предоставляющие права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользоваться такими льготами и преимуществами, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь.

Статья 6. Досрочное прекращение полномочий депутата Совета

Полномочия депутата Совета прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета в связи с (со):

признанием выборов недействительными;

избранием или назначением депутата Совета на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь, настоящему Закону и другим законодательным актам несовместимо с осуществлением полномочий депутата Совета;

несогласием депутата Совета в течение трех месяцев после избрания его депутатом Совета освободить должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь, настоящему Закону и другим законодательным актам несовместимо с осуществлением полномочий депутата Совета;

письменным заявлением депутата Совета о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их осуществлению;

прекращением гражданства Республики Беларусь, а также с приобретением гражданства (подданства) другого государства, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь;

наличием у депутата Совета документов иностранных государств, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, если иное не вытекает из международных договоров Республики Беларусь;

признанием депутата Совета по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом Совета;

отзывом депутата Совета;

изменением административно-территориального устройства – в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Полномочия председателя Совета прекращаются досрочно также по основаниям, предусмотренным законодательством о государственной гражданской службе для прекращения государственной гражданской службы.

Полномочия председателя Совета по решению соответствующего Совета могут быть досрочно прекращены в случае непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в нее неполных или недостоверных сведений либо несоблюдения ограничений, установленных частью третьей статьи 5 настоящего Закона.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета оформляется решением Совета, в котором указывается, с какого момента его полномочия прекращаются.

В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Совета, а также смерти депутата Совета полномочия депутата Совета прекращаются без принятия Советом решения.

В случае досрочного прекращения полномочий (роспуска) Совета полномочия депутата Совета прекращаются в день досрочного прекращения полномочий (роспуска) Совета.

Статья 7. Депутатская этика

Депутат Совета должен соблюдать нормы депутатской этики, предусмотренные регламентом Совета.

Вопросы о нарушении норм депутатской этики рассматриваются Советом или по его поручению – президиумом Совета либо специально образуемой комиссией Совета.

Статья 8. Служебное удостоверение и нагрудный знак депутата Совета

Депутат Совета имеет служебное удостоверение и нагрудный знак депутата Совета, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

Служебное удостоверение выдается депутату Совета в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Президентом Республики Беларусь учреждаются нагрудные знаки депутатов Советов и утверждаются положения о них.

ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА СОВЕТА В СОВЕТЕ И ЕГО ОРГАНАХ

Статья 9. Формы деятельности депутата Совета в Совете и его органах

Формами деятельности депутата Совета в Совете и его органах являются:

участие депутата Совета в работе сессий Совета и заседаниях его органов;

запрос депутата Совета (далее – запрос);

обращение депутата Совета;

участие депутата Совета в установленном порядке в проверках работы государственных органов и других организаций;

предложение депутата Совета об устранении нарушения законности;

участие депутата Совета в работе депутатских групп и других депутатских объединений (далее – депутатская группа).

Деятельность депутата Совета в Совете и его органах может осуществляться также в иных формах, предусмотренных актами законодательства.

Статья 10. Участие депутата Совета в работе сессий Совета и заседаниях его органов

Депутат Совета обязан участвовать в работе сессий Совета и заседаниях его органов, в состав которых он избран или входит по должности.

Депутаты Совета на сессиях Совета и заседаниях его органов, в состав которых они избраны или входят по должности, на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные к компетенции Совета и его органов.

При невозможности присутствовать на сессии Совета или заседании его органа, в состав которого он избран или входит по должности, депутат Совета должен заблаговременно информировать об этом председателя Совета, президиум Совета или руководителя органа Совета.

При систематическом неучастии депутата Совета в работе сессий Совета и заседаниях его органов, в состав которых он избран или входит по должности, без уважительных причин или нарушении норм депутатской этики Совет информирует об этом избирателей соответствующего избирательного округа.

Совет вправе заслушать сообщение депутата Совета о его работе в Совете, о выполнении им решений Совета и его органов.

Депутат Совета вправе участвовать с правом совещательного голоса в работе сессий других Советов и заседаниях их органов при принятии ими решений, затрагивающих интересы граждан, проживающих на территории административно-территориальной единицы, в состав Совета которой он избран.

Статья 11. Права депутата Совета на сессиях Совета и заседаниях его органов

На сессиях Совета и заседаниях его органов депутат Совета имеет право:

решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом и его органами, в состав которых он избран или входит по должности;

избирать и быть избранным председателем Совета или его заместителем, в органы Совета;

выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в состав образуемых Советом органов;

предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами;

вносить предложения и замечания по повестке дня сессии Совета, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на сессиях Совета и заседаниях его органов, задавать вопросы, давать пояснения, доводить до сведения депутатов Совета свое мнение и мнение избирателей по указанным вопросам;

оглашать на сессии Совета обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее – граждане), и юридических лиц, имеющие общественное значение;

обращаться с запросами в пределах своих полномочий;

вносить проекты решений Совета и его органов, а также поправки к ним;

вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчетов председателя Совета, органов, образуемых или избираемых Советом, избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц, отчетов и информации руководителя соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа;

предлагать к рассмотрению Советом вопросы по обеспечению соблюдения актов законодательства организациями, расположенными на подведомственной Совету территории;

вносить на сессии Совета с соответствующей мотивировкой предложения об освобождении от должности лиц, избранных, назначенных или утвержденных Советом, о других кадровых изменениях в организациях, подотчетных и подконтрольных Совету;

участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа, в состав которого депутат Совета не избран и не входит по должности, вносить предложения и замечания, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии по ним решений;

передавать председательствующему на сессии Совета текст своего выступления, предложения и замечания, которые подлежат включению в протокол сессии Совета;

знакомиться с протоколами сессий Совета и заседаний его органов, текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах сессий Совета и заседаний его органов до их опубликования, а также с не подлежащими опубликованию текстами выступлений на сессиях Совета и заседаниях его органов.

Депутат Совета, не согласный с решением Совета или его органа, в состав которого он избран или входит по должности, имеет право изложить свое особое мнение на сессии Совета, заседании его органа или сообщить о нем в письменной форме председательствующему на сессии Совета.

Статья 12. Рассмотрение предложений и замечаний депутата Совета, внесенных на сессии Совета

Предложения и замечания депутата Совета, внесенные им на сессии Совета, рассматриваются Советом или его органами и учитываются при принятии решений. В случае их отклонения депутату Совета дается обоснованный ответ.

Предложения и замечания депутата Совета, внесенные им на сессии Совета, могут направляться Советом или его органами на рассмотрение соответствующим государственным органам, другим организациям или должностным лицам.

Государственные органы, другие организации или должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутата Совета, внесенные на сессии Совета, не позднее чем в месячный срок рассматривают эти предложения и замечания и о результатах сообщают в письменной форме непосредственно депутату Совета, председателю Совета или президиуму Совета.

Статья 13. Запрос

Запрос – вносимое депутатом Совета на сессии Совета в письменной форме предложение дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, касающимся важнейших общественных интересов соответствующей административно-территориальной единицы. Запрос включается в повестку дня сессии Совета в порядке, определяемом регламентом Совета.

Депутат Совета вправе обратиться на сессии Совета с запросом к председателю Совета, президиуму Совета, руководителю (заместителю руководителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, руководителям его структурных подразделений, а также к руководителям других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории, руководителям их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории, их структурных подразделений.

Запрос подлежит оглашению на сессии Совета самим депутатом Совета или по его просьбе председательствующим на сессии Совета.

Председатель Совета, президиум Совета, руководитель (заместитель руководителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, руководители его структурных подразделений, а также руководители других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории, руководители их структурных подразделений, к которым обращен запрос (за исключением государственных органов и иных организаций, подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Центральной избирательной комиссии и других республиканских государственных органов (далее – республиканские государственные органы), обязаны в десятидневный или иной установленный Советом срок дать письменный ответ на запрос.

Руководители республиканских государственных органов, расположенных на подведомственной Совету территории, руководители их структурных подразделений, к которым обращен запрос, рассматривают его в сроки и порядке, установленные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

Депутат Совета на сессии Совета вправе дать оценку ответа на его запрос. По решению Совета письменный ответ на запрос может оглашаться на сессии Совета и доводиться до сведения граждан через средства массовой информации или иным путем.

Статья 14. Обращение депутата Совета

Обращение депутата Совета – изложенное в письменной форме предложение государственным органам, другим организациям или должностным лицам о предоставлении информации и (или) разъяснений по вопросам, отнесенным к их компетенции и связанным с деятельностью депутата Совета.

Государственные органы, другие организации или должностные лица (за исключением республиканских государственных органов и их должностных лиц), к которым направлено обращение депутата Совета, обязаны дать на него ответ в письменной форме в десятидневный срок со дня регистрации обращения депутата Совета в государственных органах, других организациях, а при необходимости дополнительного изучения или проверки фактов – не позднее чем в месячный срок. Должностное лицо, организующее рассмотрение обращения депутата Совета, обязано известить депутата Совета о дате, времени и месте его рассмотрения заблаговременно, но не позднее чем за три дня. Депутат Совета может принимать участие в рассмотрении его обращения.

Республиканские государственные органы, их должностные лица рассматривают обращение депутата Совета в сроки и порядке, установленные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

Статья 15. Участие депутата Совета в установленном порядке в проверках работы государственных органов и других организаций

Депутат Совета может в установленном порядке участвовать в проводимых государственными органами проверках работы государственных органов и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов), по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Статья 16. Предложение депутата Совета об устранении нарушения законности

При обнаружении нарушения законности депутат Совета вправе обратиться к должностным лицам правоохранительных, иных государственных органов и других организаций с предложением об устранении нарушения законности.

Должностные лица государственных органов и других организаций, к которым обращено предложение депутата Совета, принимают меры к устранению нарушения законности, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности в соответствии с законодательными актами с последующим информированием об этом депутата Совета.

Статья 17. Участие депутата Совета в работе депутатских групп

Для осуществления своих полномочий, в том числе для коллективного обсуждения вопросов, относящихся к компетенции Совета, реализации предвыборных программ депутаты Совета вправе объединяться на добровольной основе в постоянные и временные депутатские группы.

Создание и деятельность депутатской группы осуществляются при наличии не менее трех депутатов Совета, входящих в ее состав. Депутаты Совета могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутат Совета может быть одновременно членом не более двух постоянных депутатских групп. Членом депутатской группы не может быть председатель Совета.

Депутаты Совета, образовавшие депутатскую группу, письменно уведомляют председателя Совета о ее создании. Письменное уведомление должно быть подписано каждым членом депутатской группы. В уведомлении указываются наименование депутатской группы, ее состав, фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) руководителя депутатской группы, а также ее основные цели и задачи. Об изменении наименования депутатской группы, ее состава, руководителя, о прекращении ее деятельности руководитель депутатской группы извещает председателя Совета в письменной форме. Депутатская группа, а также изменение ее наименования, состава, руководителя, прекращение ее деятельности регистрируются Советом в соответствии с регламентом Совета.

От имени депутатской группы могут выступать ее руководитель, который избирается членами депутатской группы, или член депутатской группы, уполномоченный этой депутатской группой.

Порядок участия депутата Совета в работе депутатских групп определяется настоящей статьей и регламентом Совета.

ГЛАВА 3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА СОВЕТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

Статья 18. Формы деятельности депутата Совета в избирательном округе

Формами деятельности депутата Совета в избирательном округе являются:

рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, личный прием граждан, их представителей и представителей юридических лиц (далее – личный прием) депутатом Совета;

проведение депутатом Совета встреч с гражданами;

участие депутата Совета в установленном порядке в работе комиссий по общественному обсуждению в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

отчеты депутата Совета перед избирателями.

Деятельность депутата Совета в избирательном округе может осуществляться также в иных формах, предусмотренных законодательными актами.

Статья 19. Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, личный прием депутатом Совета

Депутат Совета рассматривает полученные им обращения граждан и юридических лиц, принимает меры для их полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

Депутат Совета регулярно, но не реже одного раза в месяц осуществляет личный прием.

Депутат Совета по согласованию с должностными лицами соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, организаций, расположенных на территории избирательного округа (за исключением республиканских государственных органов), может привлекать их к участию в рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, личном приеме по вопросам, отнесенным к компетенции этих организаций. Не позднее чем за три дня до начала личного приема депутат Совета уведомляет указанных лиц о дате, времени и месте проведения личного приема.

Депутат Совета участвует в осуществлении контроля за исполнением решений, принятых по обращениям граждан и юридических лиц, направленным депутатом Совета организациям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях граждан и юридических лиц.

Депутат Совета изучает причины, порождающие обращения граждан и юридических лиц, и направляет предложения, в том числе об их устранении, в Совет и его органы, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, другие организации.

Статья 20. Проведение депутатом Совета встреч с гражданами

Депутат Совета проводит встречи с гражданами в целях информирования их о своей деятельности в Совете и его органах, изучения общественного мнения по вопросам, рассматриваемым на сессиях Совета и заседаниях его органов, потребностей населения, а также содействия развитию различных форм местного самоуправления.

Встречи депутата Совета с гражданами могут быть организованы по инициативе самого депутата Совета, граждан или соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

Статья 21. Отчеты депутата Совета перед избирателями

Депутат Совета ответствен перед избирателями и им подотчетен.

Депутат Совета обязан периодически, но не реже двух раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы, о работе Совета и его органов, в состав которых он избран или входит по должности.

Отчет депутата Совета может быть заслушан также по письменному требованию группы избирателей численностью, установленной регламентом Совета. В этом случае председатель Совета или президиум Совета принимают меры по организации внеочередного отчета депутата Совета и не позднее чем за месяц до проведения внеочередного отчета уведомляют депутата Совета о дате, времени и месте его проведения, о причинах, послуживших основанием для этого.

Отчеты депутата Совета проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей либо их делегатов.

Собрание, на котором заслушивается отчет депутата Совета, может принимать решение, содержащее предложения и замечания депутату Совета, которые доводятся до сведения граждан через средства массовой информации или иным путем.

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПУТАТА СОВЕТА

Статья 22. Обеспечение условий для осуществления депутатом Совета своих полномочий

Депутату Совета при осуществлении полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства, государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для их беспрепятственной и эффективной реализации.

Депутат Совета по поручению председателя Совета или его заместителя обеспечивается в установленном порядке документами, принятыми Советом, а также другими информационными и справочными материалами.

Депутат Совета имеет преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, учрежденных Советом. При этом материалы, представляемые депутатом Совета по поручению Совета и его органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению этими средствами массовой информации в срок, согласованный с депутатом Совета. Редактирование представленных депутатом Совета материалов без его согласия не допускается.

Председатель Совета, президиум Совета, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, иные государственные органы и другие организации, расположенные на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов), обеспечивают депутату Совета возможность пользоваться служебными помещениями, библиотечными фондами и архивами, средствами связи и оргтехникой, иными средствами, необходимыми для осуществления его полномочий, а также предоставляют депутату Совета по его просьбе материалы и иную информацию, необходимые для проведения встреч с гражданами, отчетов перед избирателями, за исключением государственных секретов или иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

Соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган выделяет помещение, необходимое для проведения встречи депутата Совета с гражданами, отчета перед избирателями, заблаговременно извещает их о дате, времени и месте проведения.

Соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган содействует в предоставлении депутатам Совета при осуществлении их полномочий транспорта, обеспечении во внеочередном порядке гостиницами.

Статья 221. Помощники депутата Совета

Депутат Совета для более тесной связи с избирателями, получения помощи в решении вопросов, связанных с его деятельностью, вправе иметь не более двух помощников депутата Совета на общественных началах.

Депутат Совета распределяет обязанности между своими помощниками, осуществляет непосредственное руководство их деятельностью и контроль за выполнением ими обязанностей, предусмотренных частью второй статьи 222 настоящего Закона, несет персональную ответственность за деятельность своих помощников.

Помощником депутата Совета может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.

Гражданин Республики Беларусь не может быть помощником депутата Совета в случае:

занятия государственной гражданской должности, предусмотренной Законом Республики Беларусь от 1 июня 2022 г. № 175-З «О государственной службе»;

если это повлечет совместную работу депутата Совета с супругом (супругой), близкими родственниками (родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки), свойственниками (родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры супруга (супруги));

признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

наличия судимости;

представления им заведомо недостоверных сведений, необходимых для осуществления деятельности помощника депутата Совета.

Помощникам депутата Совета выдаются служебные удостоверения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Статья 222. Права и обязанности помощников депутата Совета

Помощники депутата Совета имеют право:

по поручению депутата Совета получать адресованные депутату Совета, а также необходимые депутату Совета для осуществления им своих полномочий документы, информационные и справочные материалы в государственных органах и иных организациях;

по поручению депутата Совета присутствовать на заседаниях организаций, расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также на мероприятиях, проводимых указанными организациями;

по поручению депутата Совета присутствовать на сессиях соответствующего Совета, заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов;

по поручению депутата Совета размещать в средствах массовой информации объявления и другую информацию, связанную с осуществлением депутатом Совета своих полномочий;

принимать участие в мероприятиях, проводимых в рамках единого дня информирования населения;

осуществлять иную деятельность по оказанию помощи депутату Совета в осуществлении им своих полномочий.

Помощники депутата Совета обязаны:

знать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон, положения других актов законодательства применительно к выполнению своих обязанностей, предвыборную программу депутата Совета;

оказывать содействие депутату Совета в поддержании тесной связи с избирателями;

по поручению депутата Совета информировать избирателей о деятельности депутата Совета;

принимать участие в подготовке обращений, запросов депутата Совета и рассмотрении обращений граждан и юридических лиц, полученных депутатом Совета, подготовке предложений депутата Совета об устранении нарушения законности в соответствии со статьей 16 настоящего Закона, изучать содержащиеся в обращениях вопросы;

осуществлять подготовку и техническое обслуживание личного приема, проводимого депутатом Совета, вести запись на личный прием к депутату Совета;

подготавливать аналитические, информационные, справочные и другие материалы и документы, необходимые депутату Совета для осуществления им своих полномочий;

организовывать встречи депутата Совета с избирателями, коллективами работников;

выполнять иные поручения депутата Совета, связанные с осуществлением им своих полномочий, в соответствии с законодательством.

Статья 23. Материальное обеспечение депутата Совета

На время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов депутат Совета, работающий на основании трудового договора (контракта), освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей на срок и в порядке, определяемые Советом. В течение указанного срока за ним сохраняется средний заработок (денежное довольствие).

Для осуществления деятельности в избирательном округе депутат Совета, работающий на основании трудового договора (контракта), освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей (но не более одного дня в месяц) по его заявлению по месту работы (службы) с сохранением среднего заработка (денежного довольствия). Контроль за целевым использованием этого дня осуществляется в порядке, определенном Советом.

Для осуществления международного сотрудничества за пределами Республики Беларусь депутат Совета, работающий на основании трудового договора (контракта), освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей на срок направления за пределы Республики Беларусь для осуществления международного сотрудничества по его заявлению по месту работы (службы) и на основании ходатайства председателя Совета с сохранением среднего заработка (денежного довольствия). Направление депутата Совета за пределы Республики Беларусь для осуществления международного сотрудничества осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь для направления в служебные командировки за границу.

В случае выезда депутата Совета для осуществления своей деятельности в Совете, избирательном округе за пределы места жительства (района, города), а также для осуществления международного сотрудничества за пределы Республики Беларусь ему компенсируются расходы по нормам возмещения расходов при служебных командировках, установленным законодательством.

Выплаты, указанные в частях первой– четвертой настоящей статьи, производятся соответствующим исполнительным комитетом за счет средств местного бюджета в порядке, определяемом Советом.

Статья 24. Гарантии трудовых прав депутата Совета

Депутат Совета в период осуществления своих полномочий не может быть уволен с работы (службы) по инициативе нанимателя, отчислен из учреждения образования без предварительного согласия Совета.

Председателю Совета по истечении срока полномочий, а также в случае ликвидации или реорганизации Совета, если в результате реорганизации ранее действовавший председатель Совета не избирается председателем вновь возникшего Совета, в месячный срок предоставляется прежняя работа (служба), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (служба). Трудоустройство лица, являвшегося председателем Совета, осуществляет соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган.

Время работы председателя Совета в Совете засчитывается в стаж работы и стаж государственной гражданской службы в соответствии с законодательными актами, а также в стаж работы (службы) по специальности в соответствии с законодательством.

Статья 25. Право депутата Совета на первоочередной прием должностными лицами и доступ в государственные органы и другие организации

По вопросам своей деятельности депутат Совета пользуется правом первоочередного приема должностными лицами соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа и других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов).

При осуществлении своих полномочий депутат Совета пользуется правом доступа в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган и другие организации, расположенные на подведомственной Совету территории. Порядок доступа депутата Совета в государственные органы и другие организации, посещение которых в соответствии с актами законодательства ограничено, устанавливается законодательством.

Статья 26. Защита чести и достоинства депутата Совета

Честь и достоинство депутата Совета защищаются в установленном законодательством порядке.

Статья 27. Производство по уголовным делам в отношении депутата Совета

Производство по уголовным делам в отношении депутата Совета осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства о статусе депутата Совета

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона и других актов законодательства о статусе депутата Совета, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

 

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь

С.Шушкевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.