Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 24.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 декабря 2011 г. № 9

О практике рассмотрения судами земельных споров

Изменения и дополнения:

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2013 г. № 9 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.10.2013, 6/1333);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2021 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2022, 6/1821);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2023 г. № 2 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.07.2023, 6/1848);

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 21 декабря 2023 г. № 10 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2024, 6/1854)

 

Обсудив практику рассмотрения судами земельных споров, в целях предотвращения судебных ошибок, правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь постановляет:

1. Обратить внимание судов, что споры, возникающие в сфере земельных отношений, подлежат разрешению с учетом положений Кодекса Республики Беларусь о земле, Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», актов Президента Республики Беларусь (в частности, указов от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков»), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные правоотношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель.

2. Судам надлежит иметь в виду, что в соответствии с абзацем третьим ст. 108 Кодекса Республики Беларусь о земле к исключительной компетенции судов относятся земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, наследованием земельных участков, возмещением убытков, а также споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности.

Подведомственность земельного спора Минскому городскому, городскому (города областного подчинения), районному исполнительным комитетам не лишает гражданина права на обращение в суд.

3. Разъяснить судам, что в порядке искового производства подлежат рассмотрению в судах требования о признании недействительными сделок с земельными участками, о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования земельного участка, возникновения, перехода, прекращения прав на земельные участки, о праве на земельный участок в связи с продажей его с торгов, споры, возникающие из договора аренды земельного участка, о земельном сервитуте, о взыскании затрат на осуществление возврата самовольно занятого участка, о возмещении убытков землепользователям-гражданам при изъятии земельных участков, иные споры о праве, возникающие из земельных отношений.

4. Жалобы граждан на решения, действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, к компетенции которых относится принятие решений в области охраны и использования земель, включая административные процедуры, перечисленные в главе 22 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, подлежат рассмотрению в соответствии с правилами, установленными в § 6 главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК).

Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь о земле и другими актами законодательства, а также иные действия (бездействие) этих органов могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы и (или) в суд. Решения государственных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами (п. 3 ст. 86 Кодекса Республики Беларусь о земле).

При принятии и рассмотрении жалоб судам следует выяснять, соблюден ли в необходимых случаях обязательный предварительный внесудебный порядок обжалования и не пропущен ли заявителем срок на обращение в суд.

5. Обратить внимание судов на необходимость проведения тщательной подготовки дел о земельных спорах к судебному разбирательству. При совершении действий, предусмотренных ст. 262 ГПК, судьям следует учитывать особенности дел данной категории, в каждом конкретном случае уточнять предмет и основание иска, а по делам об обжаловании решений, действий (бездействия) государственных органов, иных организаций и должностных лиц – сущность обжалуемых решений, действий (бездействия), принимать меры к получению доказательств, обсуждать вопросы о необходимости проведения предварительного судебного заседания, осмотра на месте, производства экспертизы.

Для правильного разрешения земельного спора суду следует проверять, имеются ли документы, удостоверяющие право на земельный участок, исследовать землеустроительное дело, содержащее сведения о границах и площади земельного участка.

6. Судам следует иметь в виду, что экспертиза по делам, связанным с разрешением земельных споров, назначается в случаях, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, требуются специальные познания в землеустройстве, строительстве и других областях.

Заключение экспертизы признается полным и объективным при наличии в нем обоснованных выводов по всем поставленным на разрешение эксперта вопросам, относящимся к его компетенции.

Выводы эксперта о вариантах определения порядка пользования земельным участком, раздела земельного участка подлежат тщательной проверке судом с учетом доводов сторон и других доказательств по делу. Если в заключении эксперта предложено несколько возможных вариантов определения порядка пользования земельным участком, раздела земельного участка, суд с учетом доводов и возражений сторон оценивает их и выбирает вариант наиболее приемлемый с учетом интересов каждого землепользователя. Выводы суда по этому вопросу должны быть мотивированными, основанными на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и сопоставлении со всеми имеющимися вариантами.

В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее тому же или другому эксперту. При несогласии с заключением эксперта суд вправе назначить повторную экспертизу, поручив ее другому эксперту.

Отказ сторон от оплаты за проведение экспертизы является основанием для оставления заявленных требований без рассмотрения (п. 11 ч. 1 ст. 165 ГПК).

7. Право на земельный участок возникает у гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации, кроме случаев, установленных законодательством (п. 2 ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в том числе до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации (п. 3 ст. 23 Кодекса Республики Беларусь о земле).

При рассмотрении споров о праве на земельный участок судам следует проверять, произведена ли в установленном законом порядке государственная регистрация права на спорный земельный участок за конкретным лицом. При непредставлении таких сведений суд выясняет правовой статус (вид вещного права) на земельный участок путем получения сведений из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

8. Обратить внимание судов, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Кодекса Республики Беларусь о земле раздел земельного участка с образованием новых земельных участков возможен при условии, если это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных и иных норм и правил.

При выборе конкретного варианта раздела суду необходимо выяснять у соответствующих служб возможность соблюдения данных условий. При этом каждый из образованных в результате раздела земельных участков должен соответствовать целевому назначению спорного земельного участка до его раздела.

Раздел земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания одноквартирного жилого дома, может иметь место в случае раздела этого дома с образованием двух или более объектов права собственности.

Создание образованных в результате раздела земельных участков, возникновение прав и ограничений (обременений) на них подлежат государственной регистрации.

9. Разъяснить судам, что, в отличие от раздела земельного участка, при определении порядка пользования земельным участком общее право на земельный участок не прекращается, а поэтому установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит.

Требование об установлении порядка пользования земельным участком может быть заявлено независимо от вещного права на земельный участок (например, права собственности, пожизненного наследуемого владения, аренды, временного пользования).

Отсутствие правоудостоверяющих документов на земельный участок не препятствует возбуждению дела и не исключает возможности разрешения спора.

При смене собственников дома, иного капитального строения (здания, сооружения) установленный порядок пользования земельным участком по их требованию может быть изменен.

10. Порядок пользования земельным участком, на котором расположены капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся в общей долевой собственности граждан, осуществляется пропорционально их долям в праве собственности на эти строения (здания, сооружения) либо долям в праве общей собственности на общее имущество совместного домовладения (п. 9 ст. 84 Кодекса Республики Беларусь о земле). С учетом принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения выделенная собственнику строения часть земельного участка, как правило, должна прилегать к его части дома.

Общий двор в пользование собственников строений выделяется лишь в том случае, если возможность устройства отдельных проходов (проездов) к принадлежащим каждому из собственников строениям исключается. Если в результате определения порядка пользования земельным участком надворные постройки, сооружения и насаждения, принадлежащие одному собственнику строения, окажутся на той части земельного участка, которая определена в пользование другому собственнику, суду необходимо обсудить вопрос о возможности переноса надворных построек, сооружений, насаждений. Если технически такой перенос осуществить невозможно, суду следует обсудить возможность их сноса либо выплаты денежной компенсации собственнику сносимого строения.

Определение порядка пользования земельным участком допускается и при невозможности раздела находящегося на нем жилого дома.

Порядок пользования земельным участком определяется, как правило, с учетом заключения судебной строительно-технической экспертизы.

11. Изменение долей в праве собственности на дом в результате реконструкции (возведения пристройки, надстройки, перестройки и т.п.) одним из собственников дома не является основанием для изменения размеров их долей в праве на земельный участок.

В исключительных случаях, когда возведенная с соблюдением установленных норм и зарегистрированная в установленном порядке пристройка создает препятствия другому собственнику в пользовании земельным участком, суд вправе по иску последнего изменить порядок пользования земельным участком, не меняя при этом размер участка истца. Участок собственника пристройки в этом случае может быть уменьшен за счет устройства необходимых проходов, проездов, общего двора, устраняющих созданные в результате реконструкции препятствия в пользовании земельным участком.

12. По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком судам следует проверять правомерность пользования земельным участком лицом, обратившимся с иском о защите своих прав. С этой целью необходимо исследовать правоудостоверяющие документы, подтверждающие факт предоставления земельного участка истцу, государственную регистрацию права на земельный участок, его кадастровый номер, вещное право на земельный участок и его площадь, границы со смежными землепользователями, схемы связи с объектами и контурами точек поворота границ земельного участка и выяснить, имеются ли нарушения прав землепользователя, в чем конкретно они состоят и каким образом возможно их устранение.

Если право на земельный участок не подтверждено, суд вправе предложить истцу оформить право на земельный участок в установленном законом порядке с определением границ земельного участка, приостановив производство по делу, а после получения необходимых документов проверить обоснованность заявленных требований по существу.

13. В соответствии с положениями ст.ст. 21, 57 Кодекса Республики Беларусь о земле землепользователь, то есть любое лицо, которому земельный участок предоставлен в установленном порядке, независимо от вещного права на земельный участок, вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута. Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся в частной собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде.

Землепользователи при недостижении соглашения о земельном сервитуте имеют право в судебном порядке требовать как установления, так и прекращения земельного сервитута.

При рассмотрении таких споров судам следует проверять, соответствуют ли требования об установлении (сохранении) сервитута его целям (обеспечение прохода, проезда, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения, а также иных хозяйственных нужд), выяснять у землепользователя земельного участка, в отношении которого заявлены требования об установлении земельного сервитута, требует ли он оплату за сервитут и возмещения убытков.

Если по делу будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены иным способом и объективной необходимости для установления земельного сервитута не имеется, суд отказывает в иске.

Размер платы за пользование земельным сервитутом устанавливается судом в зависимости от вещного права на земельный участок, обременяемый сервитутом, срока действия сервитута и других заслуживающих внимания обстоятельств.

14. Разъяснить судам, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствует документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно осуществляют владение земельным участком как своим собственным в течение не менее пятнадцати лет, вправе приобрести этот земельный участок в частную собственность, получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду (ст. 56 Кодекса Республики Беларусь о земле) по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Решение исполнительного и распорядительного органа по данному вопросу может быть обжаловано в суд.

Добросовестность (отсутствие противоправности в завладении земельным участком), открытость (очевидность факта владения земельным участком для окружающих) и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом, и (или) паспортом домовладения, и (или) документами об уплате земельного налога.

Исходя из положений п. 3 ст. 56, п. 3 ст. 113 Кодекса Республики Беларусь о земле, при исчислении срока владения земельным участком учитывается и период, когда добросовестное и открытое владение земельным участком (в том числе лицом, чьим правопреемником является гражданин, владеющий этим земельным участком) началось до 1 января 2009 г. и продолжилось после вступления в силу Кодекса Республики Беларусь о земле 2008 года.

Если земельный участок был выделен во временное пользование (ст. 18 Кодекса Республики Беларусь о земле), то право на его приобретение, несмотря на истечение срока, установленного ст. 56 Кодекса Республики Беларусь о земле, не возникает.

Самовольно занятый земельный участок возвращается по принадлежности независимо от срока владения им.

15. Судам надлежит иметь в виду, что основаниями предъявления требований о признании недействительной государственной регистрации создания, изменения, прекращения, возникновения, перехода прав на земельный участок являются, в частности, нарушение порядка установления и закрепления границ земельного участка на местности, ошибки в исчислении площади земельного участка и установлении (проведении) границ, обозначенных в правоудостоверяющих документах (кроме допущенных при осуществлении государственной регистрации технических ошибок, в частности описок в словах, пропусков слов и (или) цифр, счетных ошибок), либо нарушения прав других землепользователей в результате отвода земельного участка.

Суду неподведомственны споры об установлении границ земельных участков, если при предоставлении этих земельных участков их границы на местности не устанавливались.

16. Обратить внимание судов, что изъятие земельных участков по решению суда допускается в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 75, п. 3, 5 ст. 83 Кодекса Республики Беларусь о земле. Принятие решения об изъятии земельного участка влечет прекращение права частной собственности на земельный участок.

Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок (например, п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач»).

При удовлетворении судом требований об изъятии земельного участка и прекращении прав на него решение вопроса о дальнейшем использовании земельного участка относится к компетенции государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области охраны и использования земель. Определять целевое назначение земельного участка суд не вправе.

17. Судам надлежит иметь в виду, что земельные участки как недвижимое имущество относятся к объектам гражданских прав, поэтому сделки с земельными участками могут признаваться судом недействительными не только в случаях нарушения норм законодательства об охране и использовании земель, регулирующих порядок осуществления таких сделок, но и по другим основаниям, влекущим недействительность сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

18. Обратить внимание судов, что в резолютивной части решения по земельному спору должны быть полно и понятно сформулированы выводы суда по каждому заявленному требованию. При этом необходимо указывать вид вещного права на земельный участок, его размеры, кадастровый номер и местонахождение.

По делам об устранении препятствий в пользовании земельным участком в резолютивной части решения должны содержаться сведения о том, кто, какие действия и в чью пользу должен совершить.

При установлении земельного сервитута указывается, какой вид сервитута устанавливается (постоянный, срочный), в отношении какого земельного участка, границы земельного сервитута, цели его установления, условия и размер оплаты.

Резолютивная часть решения суда по жалобе гражданина на решения, действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, и их должностных лиц в случае удовлетворения жалобы должна содержать указание, какие решения, действия (бездействие) и какого государственного органа (должностного лица) признаются неправомерными и какие действия следует совершить для восстановления нарушенного права.

19. Если при рассмотрении земельных споров будут установлены недостатки в деятельности должностных лиц или государственных органов, допустивших нарушения законодательства об охране и использовании земель, судам следует выяснять причины и условия, способствующие совершению данных нарушений, и в соответствии со ст. 325 ГПК реагировать на них вынесением частных определений.

20. Областным (Минскому городскому) судам периодически изучать и обобщать практику рассмотрения судами земельных споров, своевременно устранять выявленные недостатки, принимать меры по правильному и единообразному формированию практики применения законодательства об охране и использовании земель.

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

В.О.Сукало

 

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь

И.Н.Минец

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.
bool(false)