Официальная правовая информация |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 июля 2015 г. № 340
О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней
Изменения и дополнения:
Указ Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.03.2016, 1/16339);
Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2018 г. № 11 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.01.2018, 1/17461);
Указ Президента Республики Беларусь от 16 августа 2019 г. № 309 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.08.2019, 1/18524);
Указ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.11.2019, 1/18653);
Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 г. № 161 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.05.2020, 1/18991);
Указ Президента Республики Беларусь от 28 октября 2021 г. № 424 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.10.2021, 1/19980);
Указ Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 313 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 1/20501) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 сентября 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 11 сентября 2022 г.;
Указ Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2022 г. № 313 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 1/20501) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 сентября 2022 г. и 11 сентября 2022 г.;
Указ Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 470 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.01.2023, 1/20690);
Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2024 г. № 345 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.09.2024, 1/21557)
В целях предотвращения необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования, сохранения и развития производств, наиболее значимых для Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц, постановляю:
1. Создать Межведомственную комиссию по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней.
2. Делегировать Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней право на принятие решений о полном или частичном освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней.
3. Утвердить:
Положение о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (прилагается);
Положение о Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (прилагается);
состав Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (прилагается).
4. Часть вторую подпункта 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 174, 1/6913) дополнить словами «, а решений, указанных в абзацах шестом и седьмом части первой настоящего подпункта, – Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней».
5. Признать утратившими силу указы и положения указов Президента Республики Беларусь согласно приложению.
6. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.
7. Ходатайства об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и (или) уплаты пеней, поданные до вступления в силу настоящего Указа, рассматриваются в порядке, установленном Положением о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденным настоящим Указом, без учета срока, установленного в части первой пункта 7 этого Положения.
8. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
пункт 6 – после официального опубликования настоящего Указа;
иные положения этого Указа – через месяц после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
|
к Указу Президента |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу указов и положений указов Президента Республики Беларусь
1. Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 163, 1/6864).
2. Подпункт 1.18 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8471).
3. Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 355 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 158, 1/9833).
4. Подпункт 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 октября 2008 г. № 552 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 248, 1/10106).
5. Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2009 г. № 137 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 70, 1/10545).
6. Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая 2010 г. № 228 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 108, 1/11614).
7. Указ Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 80 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 27, 1/12387).
8. Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 225 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 53, 1/13498).
9. Указ Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2013 г. № 160 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2013, 1/14178).
10. Указ Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2013 г. № 391 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.09.2013, 1/14482).
11. Подпункт 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 января 2014 г. № 17 «О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.01.2014, 1/14748).
12. Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2014 г. № 127 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 481» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.03.2014, 1/14893).
13. Подпункт 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2014, 1/15176).
14. Подпункт 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28 июля 2014 г. № 380 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь, признании утратившими силу нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и их отдельных положений» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2014, 1/15211).
|
Указ Президента |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней
1. Настоящим Положением устанавливается порядок внесения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – заявители) на рассмотрение Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее – комиссия) ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административного взыскания и (или) уплаты пеней (далее – ходатайства), а также порядок рассмотрения ходатайств и принятия по ним решений.
Нормы настоящего Положения применяются при освобождении заявителей от административных взысканий в виде штрафа, взыскания стоимости, конфискации дохода, конфискации выручки, наложенных за административные правонарушения, предусмотренные в главах 12–15, 22, 23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Нормы настоящего Положения применяются при освобождении заявителей от уплаты пеней, начисленных в соответствии:
со статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь;
с пунктом 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;
с подпунктом 2.3 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2021 г. № 462 «Об особенностях осуществления расчетов».
2. Для полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней заявителем составляется ходатайство, которое должно содержать:
указание причин, побудивших заявителя подать ходатайство;
обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и (или) уплаты пеней и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания и (или) уплаты пеней;
информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности, применении к ним иных мер воздействия;
информацию об органе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, исполняющем постановление о наложении административного взыскания (далее – орган принудительного исполнения);
просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней.
К ходатайству прилагаются:
годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность заявителя за предыдущий год, а также промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность на последнюю отчетную дату текущего года (в случае ее составления);
справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной Министерством экономики;
копия постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя (в случае обращения за освобождением от административного взыскания) и копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении (в случае обжалования или опротестования такого постановления);
копия решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь;
копия приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств (в случае обращения за освобождением от уплаты пеней, подлежащих взысканию этим органом);
копия постановления о бесспорном взыскании недоимок и пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (в случае обращения за освобождением от уплаты пеней, подлежащих взысканию в указанный фонд).
3. Ходатайство и документы, указанные в части второй пункта 2 настоящего Положения, подаются заявителем в Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальную академию наук Беларуси, Комитет государственной безопасности, республиканский орган государственного управления, иную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в подчинении (ведении, составе, системе) которых он находится, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении, составе, системе) этих органов, организаций, в том числе индивидуальным предпринимателем, – в облисполком (Минский горисполком) по месту его государственной регистрации.
Ходатайство может быть подано в течение одного года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания, и (или) решения, на основании которого производится взыскание пеней, начисленных в соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, и (или) приказа Министерства финансов, его территориального органа либо местного финансового органа о принудительном взыскании денежных средств, и (или) постановления о бесспорном взыскании недоимок и пеней в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – постановление).
Заявитель не имеет права подать ходатайство:
в отношении исполненного (уплаченного, взысканного) административного взыскания (его части), уплаченных (взысканных) пеней (их части);
если он находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и (или) до погашения задолженности по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам (кроме пеней) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
если вопрос об освобождении от административного взыскания и (или) уплаты пеней был рассмотрен комиссией и заявителю отказано (полностью или частично) в удовлетворении ходатайства.
4. Ходатайства, поданные в нарушение порядка, установленного настоящим Положением, рассмотрению не подлежат и возвращаются заявителям в течение трех рабочих дней со дня их поступления в государственный орган, организацию, указанные в части первой пункта 3 настоящего Положения (далее – государственный орган).
Ходатайства, в которых содержатся сведения о необоснованном привлечении к административной ответственности или об ином нарушении законности при вынесении постановлений о наложении административных взысканий, возвращаются заявителям в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в государственный орган с разъяснением установленного порядка обжалования постановлений.
5. Государственный орган в течение трех рабочих дней после поступления ходатайства и документов, указанных в части второй пункта 2 настоящего Положения, запрашивает в зависимости от вида административного взыскания и (или) вида платежа, за неуплату которого начислены пени, сведения:
о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание и начислены пени, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом (запрашиваются в налоговом органе по месту постановки заявителя на учет и (или) в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится или проживает заявитель);
о задолженности по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование и иным платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (запрашиваются в органе Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по месту постановки заявителя на учет);
о размере уплаченных (взысканных) пеней (запрашиваются в территориальном органе Министерства финансов);
о размере уплаченного (взысканного) административного взыскания (запрашиваются в органе принудительного исполнения).
Предоставление необходимых сведений на основании запроса осуществляется в течение трех рабочих дней после получения такого запроса.
не позднее двух рабочих дней после получения запрашиваемых в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения сведений уведомляет государственный орган, организацию, исполняющие постановление, о необходимости приостановления исполнения постановления. Исполнение постановления приостанавливается государственным органом, организацией, исполняющими постановление, со дня поступления в этот орган, организацию указанного уведомления на время рассмотрения ходатайства. При этом течение срока предъявления исполнительных документов к исполнению (срока давности исполнения постановления) прерывается, а действие отсрочки, рассрочки исполнения постановления о наложении административного взыскания приостанавливается;
не позднее пяти рабочих дней после получения запрашиваемых в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения сведений представляет в комиссию через Министерство по налогам и сборам:
заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам;
документы и сведения, названные в пунктах 2 и 5 настоящего Положения.
При необходимости государственный орган может запросить у заявителя, других государственных органов, иных организаций дополнительную информацию, необходимую для принятия комиссией соответствующего решения.
7. Комиссия в месячный срок со дня получения всех необходимых документов, если иной срок не установлен в части второй настоящего пункта, принимает решение о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания и (или) уплаты пеней либо об отказе в удовлетворении ходатайства.
Комиссия вправе отложить рассмотрение ходатайства до очередного заседания комиссии с направлением заявителю рекомендаций для выполнения. В случае, если рассмотрение ходатайства было отложено, срок, указанный в части первой настоящего пункта, исчисляется со дня получения информации от заявителя о выполнении (невыполнении) рекомендаций комиссии.
Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола заседания комиссии письменно уведомляет о принятом решении заявителя, государственный орган, а также государственный орган, организацию, вынесшие постановление, и государственный орган, организацию, исполняющие постановление.
В случае полного или частичного отказа комиссии удовлетворить ходатайство административное взыскание подлежит исполнению, пени подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством.
8. Заявитель обязан в течение года после принятия комиссией решения, указанного в пункте 7 настоящего Положения, проинформировать государственный орган о результатах, которых он фактически достиг в случае его полного или частичного освобождения от административного взыскания и (или) уплаты пеней.
|
Указ Президента |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней
1. Межведомственная комиссия по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней (далее – комиссия) осуществляет свою деятельность на основании настоящего Положения и руководствуется другими актами законодательства.
2. Комиссия имеет право:
запрашивать у государственных органов (организаций), в том числе судов, а также у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информацию и документы, необходимые для работы, в порядке и сроки, определенные комиссией;
приглашать на свои заседания руководителей заинтересованных государственных органов (организаций), иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
отложить рассмотрение ходатайства юридического лица или индивидуального предпринимателя об освобождении их от административного взыскания и (или) уплаты пеней в соответствии с пунктом 7 Положения о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней, утвержденного Указом, утвердившим настоящее Положение.
3. Комиссию возглавляет председатель.
Председатель комиссии:
организует работу комиссии, руководит ее работой и несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
проводит заседания комиссии и подписывает принятые на них решения;
выполняет другие функции, связанные с работой комиссии.
В отсутствие председателя комиссии его обязанности возлагаются на заместителя председателя комиссии.
4. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Место и дата проведения заседания комиссии определяются ее председателем.
5. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на ее заседании более половины членов комиссии.
6. Решение комиссии:
принимается открытым голосованием участвующих в заседании ее членов;
считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей членов комиссии, присутствовавших на заседании;
оформляется протоколом, который подписывается членами комиссии, принимавшими участие в ее работе.
7. В протоколе заседания комиссии указываются:
дата заседания;
фамилии, собственные имена, отчества (если таковые имеются) членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании, их должности, наименование государственных органов (организаций), которые они представляют;
председательствующий на заседании;
повестка дня;
предложения, вынесенные на голосование;
результаты голосования и принятые решения.
8. Член комиссии в случае несогласия с ее решением вправе при подписании протокола указать причины несогласия, приложив при необходимости к протоколу документы, подтверждающие его мнение.
9. При проведении заседания комиссии по вопросу, материалы к которому содержат сведения, составляющие государственные секреты, допуск на это заседание, стенографирование, оформление протокола и иная деятельность осуществляются с соблюдением требований законодательства о государственных секретах.
10. Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, вступают в силу с момента их принятия и являются обязательными для выполнения всеми государственными органами, организациями, иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
11. Организационно-техническое обеспечение работы комиссии осуществляется Министерством по налогам и сборам в установленном им порядке.
|
Указ Президента |
СОСТАВ
Межведомственной комиссии по освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней
Селиверстов |
– |
Министр финансов (председатель комиссии) |
Наливайко |
– |
Министр по налогам и сборам (заместитель председателя комиссии) |
Хлебоказов |
– |
заместитель начальника координационно-инспекторского управления Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь |
В состав комиссии также входят:
заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь*;
заместитель Председателя Комитета государственного контроля*;
заместитель Генерального прокурора*;
Председатель Национального статистического комитета;
Министр труда и социальной защиты;
Министр экономики;
Председатель Государственного таможенного комитета;
заместитель Министра юстиции*;
председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по экономике, бюджету и финансам;
председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам.
______________________________
* Уполномоченный руководителем соответствующего государственного органа.