Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
6 июля 2018 г. № Р-1128/2018
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 июня 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О воинской обязанности и воинской службе», «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О военном положении», «О статусе военнослужащих».
Принятие Закона обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства в области обороны с учетом практики его применения, а также согласования норм ряда законов с положениями Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденной Законом Республики Беларусь от 20 июля 2016 года (далее – Военная доктрина).
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет соответствие Закона Конституции:
исходя из норм Конституции, в соответствии с которыми Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1);
опираясь на конституционные положения о том, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2 Конституции);
учитывая, что территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь (часть первая статьи 9 Конституции);
принимая во внимание, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции), в том числе право на социальное обеспечение в старости (статья 47 Конституции);
основываясь на конституционных требованиях, согласно которым защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь, порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом (статья 57 Конституции);
руководствуясь положениями Конституции об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59);
исходя из того, что Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность (части первая и вторая статьи 79 Конституции).
Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Законом закрепляется новый вид военной службы по призыву – военная служба по мобилизации (пункт 1 статьи 3), регламентируются организационно-правовые вопросы призыва на такую службу, устанавливается порядок ее прохождения и прекращения (пункты 18–22, 25 статьи 3, пункт 6 статьи 6 и др.).
Положениями Закона предусматривается, что призыв на военную службу по мобилизации граждан в возрасте от 18 до 65 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (пункт 18 статьи 3), признанных в установленном порядке годными к ее прохождению и не имеющих в соответствии с законодательством оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации (пункты 19 и 20 статьи 3, пункт 11 статьи 6), проводится со дня объявления в Республике Беларусь мобилизации, введения военного положения, с наступлением военного времени (пункт 21 статьи 3).
Кроме того, устанавливается порядок явки граждан, состоящих на учете в органах государственной безопасности, на мероприятия по призыву при объявлении мобилизации, аналогичный порядку явки в военные комиссариаты (пункт 22 статьи 3 и другие нормы Закона).
По мнению Конституционного Суда, приведенные нормы Законы, реализующие положение части первой статьи 57 Конституции о защите Республики Беларусь как обязанности и священном долге гражданина Республики Беларусь во взаимосвязи со статьей 58 Конституции, согласно которой никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, направлены на комплектование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований личным составом для выполнения стоящих перед ними задач по обеспечению обороны и безопасности Республики Беларусь, защите ее независимости и территориальной целостности, конституционного строя, прав и свобод граждан Республики Беларусь, включая право на жизнь (часть третья статьи 1, часть первая статьи 21, части первая и вторая статьи 24 Конституции).
3. Законом конкретизируется ряд полномочий Президента Республики Беларусь в области обеспечения обороны и правового регулирования воинской обязанности и воинской службы, в частности касающиеся демобилизации (пункт 3 статьи 1, пункты 21, 30, 31, 35 статьи 3, пункт 5 статьи 5).
Так, условия зачета периодов военной службы по мобилизации в срок срочной военной службы, военной службы офицеров по призыву, службы в резерве и военной службы по контракту после объявления демобилизации, отмены военного положения определяются Президентом Республики Беларусь; увольнение с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по мобилизации, проводится на основании указа Президента Республики Беларусь о демобилизации (пункты 30, 31 и 35 статьи 3 Закона).
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование основывается на положениях Конституции, в соответствии с которыми Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности (часть вторая статьи 79), вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (пункты 29 и 30 статьи 84).
4. В ряд законов Республики Беларусь в области обеспечения обороноспособности («Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О статусе военнослужащих») вносятся дополнения, согласно которым вооруженная защита Республики Беларусь, наряду с защитой суверенитета, независимости и территориальной целостности, включает также защиту ее конституционного строя (пункты 2 и 8 статьи 1, пункты 2, 6–8 статьи 2, пункт 2 статьи 6, пункт 6 статьи 8).
Защита конституционного строя является важнейшей функцией государства, осуществление которой выступает гарантией его суверенитета, независимости и территориальной целостности. Незыблемость конституционного строя служит основой обеспечения верховенства права, реализации прав и свобод каждого, утверждения Республики Беларусь как демократического правового государства.
Конституционный Суд отмечает, что защита конституционного строя является необходимым условием жизнедеятельности и устойчивого общественно-политического и социально-экономического развития государства. При этом вносимые в названные выше законодательные акты Республики Беларусь изменения в части указания на конституционный строй в качестве одного из объектов, на защиту которого направляются силы, средства и ресурсы государства, основаны на конституционных положениях о том, что Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй (часть третья статьи 1 Конституции); любые действия по насильственному изменению конституционного строя запрещены и наказываются согласно закону (часть вторая статьи 3, часть третья статьи 5 Конституции).
5. Действующей редакцией статьи 11 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (часть третья) и статьи 11 Закона «О военном положении» (часть пятая) установлено, что с момента объявления мобилизации либо военного положения гражданам, состоящим на воинском учете, запрещается выезд с места жительства (места пребывания) без разрешения военного комиссариата (обособленного подразделения военного комиссариата).
Положениями Закона данные ограничения распространяются также на военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности, и граждан, состоящих на воинском учете в органах государственной безопасности, определяются должностные лица, уполномоченные выдавать разрешения указанным гражданам на выезд с места жительства с момента объявления мобилизации, военного положения (пункт 6 статьи 6, пункт 2 статьи 7).
Возлагаемые на указанных лиц обязанности в определенной мере ограничивают предоставляемое Конституцией гражданам Республики Беларусь право свободно передвигаться и выбирать место жительства (статья 30), однако, по мнению Конституционного Суда, закрепление в Законе необходимости получения разрешения на выезд связано с особым статусом военнообязанных и стоящими перед ними задачами в условиях нарастания военной угрозы или нападения, не нарушает основополагающие конституционные права и свободы личности, объективно оправданно, обоснованно и преследует конституционно значимые интересы, предусмотренные частью первой статьи 23 Конституции. Кроме того, такие ограничения личной свободы, обусловленные исключительными обстоятельствами, носят временный характер и не выходят за пределы требований, установленных статьей 63 Конституции.
6. Законом (пункт 3 статьи 2) в статью 3 Закона «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» вносятся дополнения, предусматривающие, что одной из основных задач Вооруженных Сил является участие в разрешении внутреннего вооруженного конфликта.
В соответствии с Военной доктриной применение Вооруженных Сил и других войск в случае развязывания внутреннего вооруженного конфликта относится к мерам по обеспечению военной безопасности (подпункт 23.8 пункта 23 главы 6).
Отношения, связанные с вооруженными конфликтами немеждународного характера, регулируются международным гуманитарным правом. Так, согласно пункту 1 статьи 1 Дополнительного протокола, касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II), к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года (принят в Женеве 8 июня 1977 года, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета Белорусской ССР от 25 августа 1989 года) к вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какой-либо договаривающейся стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол.
Конституционный Суд полагает, что любой вооруженный конфликт, в том числе имеющий внутригосударственный характер, представляет собой особую угрозу, поскольку посягает на фундаментальные основы государства, его территориальную целостность, национальную безопасность, социально-политическую стабильность в обществе, основополагающие права и свободы граждан.
Согласно Конституции любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону (часть вторая статьи 3); государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств (часть вторая статьи 24 Конституции).
Конституционный Суд считает, что введение нормы об участии Вооруженных Сил Республики Беларусь в разрешении внутреннего вооруженного конфликта обусловлено суверенным правом государства на решение внутренних вопросов политической жизни, необходимостью восстановления гражданского мира и общественного порядка в соответствии с принципами правового государства.
Такое регулирование согласуется и с нормами международного гуманитарного права в отношении вооруженных конфликтов немеждународного характера, поскольку согласно пункту 1 статьи 3 Дополнительного протокола II к Женевским конвенциям ничто в данном Протоколе не должно истолковываться как затрагивающее суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства.
Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что применение государством Вооруженных Сил для наведения конституционного порядка на своей территории является крайней мерой обеспечения стабильности и безопасности в стране и в силу введения в государстве особого правового режима, предусмотренного подпунктом 34.4 пункта 34 главы 7 Военной доктрины, сопряжено с определенными правоограничениями (запретами). В связи с этим должны быть соблюдены требования части II «Гуманное обращение» вышеназванного Протокола, касающиеся защиты неотъемлемых прав и свобод человека в условиях внутренних вооруженных конфликтов.
Такой подход основан также на конституционных положениях о том, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21 Конституции).
Оценивая содержание норм Закона, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое им правовое регулирование, основанное на положениях Конституции и соответствующих нормах международно-правовых актов, направлено на дальнейшее совершенствование законодательства в области обороны в целях обеспечения военной безопасности, формирования необходимой базы мобилизационного развертывания, предотвращения военной угрозы, недопущения дестабилизации обстановки путем разрешения внутреннего вооруженного конфликта, а также реализации иных мер по укреплению обороноспособности государства, защите независимости и территориальной целостности, конституционного строя Республики Беларусь, прав и свобод ее граждан.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – заместитель |
Н.А.Карпович |