Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 28.10.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 июня 2015 г. № Р-986/2015

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе».

Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 июня 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 23 июня 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с предупреждением размещения (распространения) рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом рекламы иного товара (продукции, работ, услуг), наименования организации и фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) (далее – имя) гражданина.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

В соответствии с Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая, четвертая и пятая статьи 13 Конституции).

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34 Конституции).

1. Законом (пункт 2 статьи 1) излагается в новой редакции пункт 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), устанавливающей общие требования к рекламе. Так, реклама, содержащая наименование товара, наименование организации, имя гражданина, товарный знак или знак обслуживания, изображение товара или его потребительской упаковки, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием алкогольных напитков, товарным знаком, используемыми для обозначения наименования алкогольных напитков, или изображением алкогольных напитков или их потребительской упаковки, не допускается в местах, в которых в соответствии с Законом о рекламе и актами Президента Республики Беларусь запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, а также при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий, за исключением случаев, указанных в частях третьей и четвертой пункта 3 статьи 10 Закона о рекламе.

Законом устанавливается также, что не допускается реклама, содержащая наименование товара, наименование организации, имя гражданина, товарный знак или знак обслуживания, изображение товара или его потребительской упаковки, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием табачных изделий, товарным знаком, используемыми для обозначения наименования табачных изделий, либо изображением табачных изделий или их потребительской упаковки, за исключением случаев, указанных в частях третьей и четвертой пункта 3 статьи 10 Закона о рекламе.

Вводимый Законом запрет на размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков и табачных изделий под видом рекламы иного товара (продукции, работ, услуг), наименования организации и имени гражданина влечет ограничение прав соответствующих субъектов рекламной деятельности.

Согласно части первой статьи 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.

В целях обеспечения охраны здоровья граждан Законом определяются меры, направленные на защиту нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления алкоголя, табака и воздействия табачного дыма. Такое правовое регулирование имеет целью недопущение злоупотреблений со стороны субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность с товарами, товарные знаки, изображение и т.п. которых сходны с другими; размещение алкогольных и табачных брендов в рекламе иных товаров, иных услуг; распространение среди населения информации, каким-либо образом привлекающей внимание к алкогольной продукции и табачным изделиям.

При анализе указанных норм Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

Согласно части первой статьи 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Указанные выше ограничения правомерны, поскольку они предусмотрены законом, социально оправданны как направленные на достижение конституционно значимых целей, связанных с обеспечением здоровья населения, прав и свобод других лиц, соразмерны этим целям и не искажают сущности конституционных прав граждан, а также гарантий на осуществление предпринимательской деятельности в области рекламы. Кроме того, данный подход направлен на реализацию конституционного права граждан на получение достоверной информации относительно рекламируемых товаров таких видов.

Приведенная новая редакция частей первой и второй пункта 3 статьи 10 Закона о рекламе отражает подходы, закрепленные в международно-правовых актах, в частности Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, предусматривающие, что каждая Сторона Конвенции, в соответствии со своей конституцией или конституционными принципами, вводит полный запрет на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий; это включает с учетом соблюдения правовых условий и наличия технических средств, имеющихся у этой Стороны, полный запрет на трансграничную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство, исходящие с ее территории (пункт 2 статьи 13).

2. Конституцией установлено, что Республика Беларусь является социальным государством (часть первая статьи 1); государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13).

Исходя из данных конституционных положений Конституционный Суд оценивает предусматриваемую Законом часть четвертую новой редакции пункта 3 статьи 10 Закона о рекламе, в соответствии с которой в социальной рекламе допускается изображение товара или его потребительской упаковки, тождественное или сходное до степени смешения с изображением алкогольных напитков, табачных изделий или их потребительской упаковки.

Согласно определению социальной рекламы, закрепляемому в Законе о рекламе, социальная реклама – это реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, здорового образа жизни, мер по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, программ по вопросам развития образования, государственных программ в сферах здравоохранения, культуры и спорта либо иных явлений (мероприятий) социального характера, которая направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рекламодателями которой являются государственные органы (абзац шестнадцатый статьи 2).

По мнению Конституционного Суда, предусматриваемое Законом регулирование обоснованно, поскольку социальная реклама не носит коммерческого характера, направлена на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

3. Пунктом 7 статьи 1 Закона абзац четвертый пункта 2 статьи 26 Закона о рекламе излагается в новой редакции, согласно которой недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении распространяемых сведений об объемах производства и (или) продажи рекламируемого или иного товара, а также о количественных параметрах спроса на такой товар.

Статьей 2 Закона о рекламе установлено, что реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке. Данное определение свидетельствует о том, что реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на рынок.

Для обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции при продвижении товаров, работ, услуг на рынок в статье 26 Закона о рекламе содержится определение ненадлежащей рекламы, в частности закреплен перечень сведений, в отношении которых реклама, не соответствующая действительности, является недостоверной.

Конституционный Суд считает, что предусматриваемый Законом запрет на искажение объективно существующих рыночных сведений об объемах производства и (или) продажи рекламируемого или иного товара, а также о количественных параметрах спроса на такой товар направлен на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, защиту прав и охраняемых законом интересов организаций или граждан.

4. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7) и вытекающий из него принцип правовой определенности, который предполагает взаимосвязь нормативных правовых актов, их согласование между собой, ясность и точность правовых норм, исключающих их различное толкование и обеспечивающих тем самым формирование единообразной правоприменительной практики.

На соблюдение данных требований направлены нормы Закона, которыми вносятся изменения в Закон о рекламе для приведения терминологии данного Закона в соответствие с терминами иных законодательных актов, а также международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Таким образом, положения Закона согласуются с конституционными принципами и нормами и направлены на совершенствование правового регулирования отношений в области производства и размещения (распространения) рекламы.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О рекламе» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.