Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 14.07.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 января 2008 г. № 313-З

О дорожном движении

Принят Палатой представителей 17 декабря 2007 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2007 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 8 мая 2009 г. № 17-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 2/1569);

Закон Республики Беларусь от 7 января 2011 г. № 240-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 8, 2/1792);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2012 г. № 337-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 2/1889);

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 426-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978);

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 62-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2060);

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 176-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2014, 2/2174);

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395);

Закон Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. № 134-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2021, 2/2854) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 22 сентября 2022 г.;

Закон Республики Беларусь от 14 декабря 2021 г. № 134-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2021, 2/2854) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2022 г. и 22 сентября 2022 г.;

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2023 г. № 329-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.01.2024, 2/3048)

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы дорожного движения в Республике Беларусь в целях охраны жизни и здоровья физических лиц, а также защиты прав, законных интересов и имущества физических и юридических лиц.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области дорожного движения

Отношения в области дорожного движения регулируются настоящим Законом, Правилами дорожного движения, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Правила дорожного движения

Правила дорожного движения определяют порядок дорожного движения в Республике Беларусь и содержат:

права и обязанности участников дорожного движения;

основные термины и понятия, применяемые в области дорожного движения, а также их определения;

описание и изображение дорожных светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки, опознавательных знаков транспортных средств;

перечень неисправностей транспортных средств и условий, при которых запрещается участие транспортных средств в дорожном движении;

основные положения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении;

иные положения в области дорожного движения.

Статья 3. Участники дорожного движения

Участниками дорожного движения являются физические лица, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

К участникам дорожного движения относятся:

водитель транспортного средства, самоходной машины;

пешеход;

пассажир;

всадник, погонщик скота;

лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них;

лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

Статья 4. Общие права и обязанности участников дорожного движения

Участники дорожного движения имеют право на:

обеспечение безопасных условий дорожного движения;

получение из государственных органов и от уполномоченных должностных лиц достоверной информации об условиях дорожного движения, о причинах изменения направления, введения временного запрещения или временного ограничения движения по дорогам, качестве продукции, работ и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

получение медицинской помощи в случае дорожно-транспортного происшествия;

обжалование решений, действий (бездействия) государственных органов, уполномоченных ими организаций и их должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование, управление и контроль в области дорожного движения;

возмещение причиненного им и (или) их имуществу вреда.

Участники дорожного движения имеют иные права в области дорожного движения, предусмотренные Правилами дорожного движения и иными актами законодательства.

Участники дорожного движения обязаны:

знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения;

действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения;

принимать меры по недопущению загрязнения дорог и окружающей среды, в том числе не выбрасывать мусор и иные предметы вне специально отведенных мест;

исполнять иные обязанности в области дорожного движения, установленные настоящим Законом, Правилами дорожного движения и иными актами законодательства.

Участникам дорожного движения запрещается повреждать дороги и технические средства организации дорожного движения.

Статья 5. Водительское удостоверение

Водительское удостоверение – документ, подтверждающий право управления механическим транспортным средством или самоходной машиной соответствующей категории.

В Республике Беларусь выдаются:

водительское удостоверение на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом;

водительское удостоверение на право управления колесным трактором, самоходной машиной (удостоверение тракториста-машиниста);

международное водительское удостоверение.

Срок действия выдаваемых в Республике Беларусь водительских удостоверений составляет десять лет, если иное не предусмотрено законодательными актами. Водительские удостоверения, выданные до 1 февраля 2011 г., сохраняют свое действие в течение срока, на который они были выданы. Срок действия международного водительского удостоверения ограничивается датой истечения срока действия водительского удостоверения, указанного в абзаце втором части второй настоящей статьи, либо составляет три года в зависимости от того, какой срок наступит раньше.

При обмене ранее выданных водительских удостоверений на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, а также водительских удостоверений на право управления колесным трактором, самоходной машиной категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств, самоходных машин, на которые предоставляется право управления, в случае их несовпадения определяются соответственно Министерством внутренних дел, Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Лица, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право управлять механическими транспортными средствами, самоходными машинами на территории Республики Беларусь при наличии действительного водительского удостоверения, выданного иностранным государством, соответствующего требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, либо действительного водительского удостоверения, выданного иностранным государством и составленного на одном из государственных языков Республики Беларусь, либо действительного водительского удостоверения, выданного иностранным государством и сопровождаемого заверенным в установленном порядке переводом текста водительского удостоверения на один из государственных языков Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие действительное водительское удостоверение, выданное иностранным государством (за исключением граждан Российской Федерации, имеющих российское национальное водительское удостоверение), считаются не имеющими права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами на территории Республики Беларусь по истечении 90 дней с даты выдачи таким лицам паспорта гражданина Республики Беларусь (идентификационной карты гражданина Республики Беларусь), биометрического вида на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина (биометрического вида на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства) или удостоверения беженца до получения ими водительского удостоверения в Республике Беларусь.

Водительское удостоверение считается недействительным в случае:

истечения срока его действия;

смерти владельца водительского удостоверения;

объявления владельца водительского удостоверения умершим;

выдачи нового водительского удостоверения до истечения срока действия ранее выданного.

Статья 6. Ответственность за нарушение законодательства в области дорожного движения

Нарушение законодательства в области дорожного движения влечет ответственность, установленную законодательными актами.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 7. Государственное регулирование и управление в области дорожного движения

Государственное регулирование в области дорожного движения включает в себя:

формирование государственной политики;

разработку и принятие (издание) нормативных правовых актов;

разработку и утверждение Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, государственных программ;

установление государственного учета основных показателей в области дорожного движения;

лицензирование;

техническое нормирование и стандартизацию;

оценку соответствия техническим требованиям;

установление порядка проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин и их допуска к участию в дорожном движении;

установление требований к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;

разработку и утверждение единых программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими;

иное регулирование в соответствии с законодательством.

Государственное управление в области дорожного движения включает в себя:

проведение государственной политики;

реализацию Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, государственных программ;

ведение государственного учета основных показателей в области дорожного движения;

обеспечение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также перевозчика перед пассажирами;

обеспечение обучения безопасному поведению на дорогах;

осуществление международного сотрудничества;

иные формы управления в соответствии с законодательством.

Государственное регулирование и управление в области дорожного движения осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством внутренних дел, Министерством транспорта и коммуникаций, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством образования, иными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции, а также Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел (далее – Государственная автомобильная инспекция).

Статья 8. Государственный контроль в области дорожного движения

Государственный контроль в области дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел, Государственной автомобильной инспекцией, государственным учреждением «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Министерством сельского хозяйства и продовольствия и входящими в его систему организациями, Министерством по чрезвычайным ситуациям и иными государственными органами в пределах своей компетенции.

Должностные лица Министерства внутренних дел, Государственной автомобильной инспекции, государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Министерства сельского хозяйства и продовольствия и входящих в его систему организаций, Министерства по чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции вправе выдавать юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области дорожного движения, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, и при неисполнении этих предписаний привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в области дорожного движения

Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области дорожного движения, утверждает Правила дорожного движения, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 10. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области дорожного движения

Совет Министров Республики Беларусь в области дорожного движения:

обеспечивает проведение государственной политики;

утверждает по согласованию с Президентом Республики Беларусь Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь;

устанавливает порядок государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, самоходных машин, в том числе принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, их снятия с государственного учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, самоходных машин, если иное не предусмотрено законодательными актами;

определяет перечень основных показателей в области дорожного движения и порядок их государственного учета;

устанавливает порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин, в том числе принадлежащих Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям, и их допуска к участию в дорожном движении, если иное не предусмотрено законодательными актами;

устанавливает порядок выдачи диагностическим станциям разрешений на проведение государственного технического осмотра транспортных средств;

устанавливает требования к конструкции колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, а также порядок подтверждения соответствия таким требованиям в случае участия колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества, в дорожном движении;

устанавливает порядок участия в дорожном движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;

устанавливает порядок принудительной эвакуации транспортных средств;

устанавливает порядок исчисления водительского стажа;

утверждает Положение о Государственной автомобильной инспекции;

определяет состав автоматизированной информационной системы «Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел», порядок ее формирования, а также пользования документированной информацией из нее;

устанавливает перечень транспортных средств (за исключением транспортных средств, в которых следуют охраняемые лица), самоходных машин, подлежащих сопровождению, определяет порядок организации их сопровождения, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также порядок организации сопровождения участников проводимых на дороге массовых мероприятий;

определяет порядок использования транспортными средствами оперативного назначения специальной световой и звуковой сигнализации;

устанавливает по согласованию с Президентом Республики Беларусь требования к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;

устанавливает порядок выдачи и обмена водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, порядок выдачи и обмена водительского удостоверения на право управления колесным трактором, самоходной машиной, а также порядок выдачи международного водительского удостоверения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

обеспечивает организацию массового производства предназначенных для обозначения участников дорожного движения световозвращающих элементов, жилетов повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, а также информирование населения о необходимости их применения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 11. Полномочия Министерства внутренних дел и Государственной автомобильной инспекции в области дорожного движения

Министерство внутренних дел в области дорожного движения:

определяет формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований Правил дорожного движения;

контролирует соблюдение законодательства в области дорожного движения при проектировании, возведении, реконструкции, эксплуатации (содержании и текущем ремонте) и капитальном ремонте дорог, технических средств организации дорожного движения, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, подвесной контактной сети городского электрического транспорта и трамвайных путей в части обеспечения безопасности дорожного движения, при создании интеллектуальных транспортных систем в части обеспечения безопасности и эффективности организации дорожного движения;

устанавливает порядок учета дорожно-транспортных происшествий;

выявляет причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимает своевременные меры по координации действий государственных органов и иных организаций по устранению таких причин и условий;

устанавливает порядок приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора);

устанавливает порядок внесения изменений в конструкцию транспортных средств (за исключением колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин);

устанавливает порядок оборудования проблесковыми сигналами (маячками) и специальными звуковыми сигналами транспортных средств, самоходных машин;

устанавливает порядок изменения организации дорожного движения по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, областными и Минским городским исполнительными комитетами;

утверждает формы бланков водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, международного водительского удостоверения, а также свидетельства о регистрации транспортного средства;

определяет перечень участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами;

принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, а также участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы дорожного движения;

согласовывает единые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими, а также учебно-программную документацию образовательных программ общего среднего образования в части обучения безопасному поведению на дорогах;

обеспечивает функционирование автоматизированной информационной системы «Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел»;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Государственная автомобильная инспекция в области дорожного движения:

осуществляет контроль за соблюдением Правил дорожного движения и иных актов законодательства в области дорожного движения, а также выполняет иные контрольные функции, предусмотренные законодательными актами;

проводит государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним), если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь;

проводит прием квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора);

осуществляет выдачу, обмен водительских удостоверений на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, а также выдачу международных водительских удостоверений;

анализирует организацию дорожного движения и принимает меры по ее совершенствованию;

согласовывает открытие и изменение маршрутов перевозки пассажиров в регулярном сообщении;

принимает меры по оказанию пострадавшим первой помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, доставке пострадавших в организации здравоохранения, обеспечению безопасности дорожного движения на месте дорожно-транспортного происшествия, а также по сохранности имущества, оставшегося без присмотра;

ведет учет дорожно-транспортных происшествий;

обеспечивает передачу сведений об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта в единый государственный банк данных о правонарушениях;

осуществляет в пределах своей компетенции сбор, обработку, хранение и анализ данных об основных параметрах дорожного движения (далее – мониторинг дорожного движения);

обеспечивает в пределах своей компетенции эффективность организации дорожного движения;

выявляет в пределах своей компетенции причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимает своевременные меры по координации действий государственных органов и иных организаций по устранению таких причин и условий;

осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение безопасности дорожного движения;

осуществляет сопровождение (эскортирование) транспортных средств, самоходных машин, участников проводимых на дороге массовых мероприятий;

запрещает участие в дорожном движении транспортных средств, самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательными актами;

отстраняет водителей от управления транспортными средствами, самоходными машинами в случаях, предусмотренных законодательными актами;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 12. Полномочия Министерства транспорта и коммуникаций в области дорожного движения

Министерство транспорта и коммуникаций в области дорожного движения:

устанавливает по согласованию с Министерством внутренних дел и Государственным комитетом по стандартизации требования к диагностическим станциям;

устанавливает порядок проведения стажировки по вопросам безопасности дорожного движения водителей транспортных средств, впервые приступающих к самостоятельному выполнению работ или имеющих перерыв в выполнении работ более одного года;

согласовывает порядок изменения организации дорожного движения;

выявляет в пределах своей компетенции причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимает своевременные меры по их устранению;

согласовывает учебно-программную документацию образовательных программ общего среднего образования в части обучения безопасному поведению на дорогах;

утверждает единые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, кроме колесных тракторов, и лиц, обучающих управлению ими;

устанавливает перечень учебно-программной документации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), порядок ее разработки и утверждения, наполняемость учебной группы, формы промежуточной, текущей и итоговой аттестации слушателей, порядок ее проведения при освоении содержания этих образовательных программ;

осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение безопасности дорожного движения;

принимает меры по снижению вредного воздействия механических транспортных средств на окружающую среду;

организовывает выдачу специальных разрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

осуществляет в пределах своей компетенции мониторинг дорожного движения;

обеспечивает в пределах своей компетенции эффективность организации дорожного движения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 13. Полномочия Министерства сельского хозяйства и продовольствия в области дорожного движения

Министерство сельского хозяйства и продовольствия в области дорожного движения:

утверждает единые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими;

устанавливает перечень учебно-программной документации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин в части подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей колесных тракторов, самоходных машин, порядок ее разработки и утверждения, наполняемость учебной группы, формы промежуточной, текущей и итоговой аттестации слушателей, порядок ее проведения при освоении содержания этих образовательных программ;

устанавливает порядок приема квалификационных экзаменов на право управления колесным трактором, самоходной машиной;

устанавливает форму бланка водительского удостоверения на право управления колесным трактором, самоходной машиной;

устанавливает порядок внесения изменений в конструкцию колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, выполненных после выпуска колесного трактора, прицепа к нему, самоходной машины в обращение и влияющих на безопасность дорожного движения;

выявляет причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием колесных тракторов и самоходных машин, и принимает своевременные меры по их устранению;

выполняет контрольные функции, связанные с обследованием технического состояния колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин и оборудования, в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 14. Исключена.

Статья 15. Полномочия Министерства образования в области дорожного движения

Министерство образования в области дорожного движения:

осуществляет в учреждениях образования организацию обучения безопасному поведению на дорогах;

определяет образец и (или) описание свидетельства о подготовке, переподготовке, повышении квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин, порядок его заполнения, учета и выдачи;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 16. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области дорожного движения

Местные исполнительные и распорядительные органы в области дорожного движения:

выявляют в пределах своей компетенции причины и условия, способствующие нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принимают своевременные меры по их устранению;

принимают меры по обеспечению водителей транспортных средств местами для стоянки (хранения) транспортных средств;

обеспечивают в пределах своей компетенции выполнение требований законодательства в области дорожного движения на территории соответствующих административно-территориальных и территориальных единиц;

в пределах своей компетенции формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;

организуют дорожное движение на территории соответствующих административно-территориальных и территориальных единиц;

обеспечивают решение вопросов сбора и утилизации транспортных средств в соответствии с законодательными актами;

организуют проведение мероприятий по пропаганде безопасного поведения на дорогах участников дорожного движения;

организуют проведение мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

осуществляют в пределах своей компетенции мониторинг дорожного движения;

обеспечивают в пределах своей компетенции эффективность организации дорожного движения;

проводят государственную регистрацию и государственный учет колесных тракторов, прицепов к ним и самоходных машин, если иное не установлено законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь;

проводят прием квалификационных экзаменов на право управления колесным трактором, самоходной машиной, осуществляют выдачу, обмен водительских удостоверений на право управления колесным трактором, самоходной машиной, если иное не установлено законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь;

осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 17. Основные параметры дорожного движения, организация и мониторинг дорожного движения

К основным параметрам дорожного движения относятся:

параметры, характеризующие безопасность дорожного движения (уровень аварийности, потенциальная опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий (риски), аварийные потери в дорожном движении, уровни обслуживания по безопасности дорожного движения, индикаторы, характеризующие уровень безопасности дорожного движения, и др.);

параметры, характеризующие эффективность организации дорожного движения (уровни обслуживания, потери времени (задержки) в движении транспортных средств и (или) пешеходов, экономические, экологические и социальные потери в дорожном движении, экономическая эффективность мероприятий по организации дорожного движения и др.).

Под организацией дорожного движения понимается комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Основными принципами организации дорожного движения являются:

соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения;

приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) в движении транспортных средств и (или) пешеходов;

приоритет развития транспорта общего пользования;

создание условий для движения пешеходов и велосипедистов;

достоверность и актуальность информации о мероприятиях по организации дорожного движения, своевременность ее публичного распространения;

обеспечение экологической безопасности.

Мониторинг дорожного движения осуществляется в целях формирования и реализации государственной политики в области дорожного движения, обоснования выбора мероприятий по организации дорожного движения, формирования комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и эффективности организации дорожного движения.

Порядок определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета, а также осуществления мониторинга дорожного движения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 18. Управление и регулирование дорожного движения

Управление и регулирование дорожного движения осуществляются интеллектуальными транспортными системами, техническими средствами организации дорожного движения или регулировщиком.

Под интеллектуальной транспортной системой понимается подсистема транспорта для управления дорожным движением и осуществлением транспортной деятельности, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий.

Порядок функционирования интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования и улицах населенных пунктов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Технические средства организации дорожного движения применяются владельцами автомобильных дорог, улиц населенных пунктов и специализированными организациями по содержанию технических средств организации дорожного движения по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией. Владельцы автомобильных дорог, улиц населенных пунктов и специализированные организации по содержанию технических средств организации дорожного движения обязаны обеспечивать разработку и при необходимости изменение проектов организации дорожного движения, содержать технические средства организации дорожного движения в исправном состоянии, а при изменении организации дорожного движения обязаны обеспечивать их своевременную установку либо снятие.

Проект организации дорожного движения является документом, регламентирующим размещение технических средств организации дорожного движения, разработанным с учетом обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Порядок разработки и изменения проекта организации дорожного движения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Разработка проектов организации дорожного движения осуществляется владельцами автомобильных дорог, улиц населенных пунктов и специализированными организациями по содержанию технических средств организации дорожного движения самостоятельно или с привлечением юридических и (или) физических лиц.

Статья 19. Изменение организации дорожного движения

Изменение организации дорожного движения осуществляется посредством изменения направления, введения временного запрещения или временного ограничения движения пешеходов, транспортных средств и самоходных машин по дорогам, в том числе ограничения скорости движения транспортных средств, самоходных машин, их массы и нагрузок на оси, габаритных размеров.

Изменения в организацию дорожного движения могут вводиться в случае:

угрозы безопасности дорожного движения, в том числе жизни и (или) здоровью граждан;

угрозы сохранности дорог, в том числе вследствие неблагоприятных погодных (метеорологических) условий;

дорожно-транспортного происшествия и производства процессуальных действий;

объявления в установленном порядке предупреждения о неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях;

стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;

ремонтных и иных работ;

массовых мероприятий;

сопровождения (эскортирования) транспортных средств, самоходных машин, участников проводимых на дороге массовых мероприятий;

возникновения заторов и препятствий для дорожного движения;

выявления причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий.

Решение об изменении организации дорожного движения принимается в отношении:

всех дорог – Государственной автомобильной инспекцией, а при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – также Министерством по чрезвычайным ситуациям, территориальными органами по чрезвычайным ситуациям;

республиканских дорог общего пользования – Министерством транспорта и коммуникаций;

местных дорог общего пользования, улиц и проездов населенных пунктов, полос земли, используемых для дорожного движения, – местными исполнительными и распорядительными органами, за исключением случая, указанного в абзаце пятом настоящей части;

улиц и проездов населенных пунктов, полос земли, используемых для дорожного движения, – их владельцами по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией в случае, указанном в абзаце седьмом части второй настоящей статьи;

дорог общего пользования – их владельцами в случаях, указанных в абзацах втором, третьем, пятом и седьмом части второй настоящей статьи;

дорог необщего пользования – их владельцами.

Статья 191. Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства. Отбуксировка транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку

В случаях, установленных законодательными актами, транспортное средство может быть принудительно отбуксировано (эвакуировано) и помещено на охраняемую стоянку.

Транспортное средство может быть отбуксировано без помещения его на охраняемую стоянку в целях:

выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности, в соответствии с законодательными актами;

выполнения задач, возложенных на орган государственной охраны;

выполнения задач, возложенных на органы пограничной службы и таможенные органы, в соответствии с законодательными актами;

устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач. 

Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также отбуксировка его без помещения на охраняемую стоянку при наличии в этом транспортном средстве пассажира (пассажиров) запрещены.

Взимание платы с собственника (владельца) за отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, не допускается.

Лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку в отсутствие водителя, немедленно информирует оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел по месту нахождения транспортного средства, которая незамедлительно принимает меры по информированию его собственника (владельца) о месте нахождения транспортного средства.

За повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку.

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию.

Порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, его помещения на охраняемую стоянку, а также отбуксировки транспортного средства без помещения его на такую стоянку, осуществляемой в случае, указанном в абзаце пятом части второй настоящей статьи, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, осуществляемой в случаях, указанных в абзацах втором и третьем части второй настоящей статьи, определяется совместным нормативным правовым актом Комитета государственной безопасности и Службы безопасности Президента Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел.

Порядок отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, осуществляемой в случае, указанном в абзаце четвертом части второй настоящей статьи, определяется совместным нормативным правовым актом Государственного пограничного комитета и Государственного таможенного комитета по согласованию с Министерством внутренних дел.

Нормативные правовые акты, указанные в частях восьмой–десятой настоящей статьи, должны содержать перечень лиц, уполномоченных принимать решение о принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства, об отбуксировке транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, а также порядок фиксации внешнего состояния транспортного средства, подлежащего принудительной отбуксировке (эвакуации), отбуксировке без помещения его на охраняемую стоянку.

ГЛАВА 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 20. Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь

В целях реализации государственной политики в области дорожного движения разрабатывается и утверждается Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, которой определяются основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением.

На основе Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь могут разрабатываться соответствующие государственные программы.

Статья 21. Обучение безопасному поведению на дорогах

При получении начального, базового образования обучение безопасному поведению на дорогах является обязательным. Обучение безопасному поведению на дорогах может осуществляться на факультативных занятиях.

Мероприятия по обучению безопасному поведению на дорогах включаются в соответствующие государственные программы.

Статья 22. Информационное обеспечение безопасности дорожного движения

Информационное обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в целях правового информирования населения, профилактики совершения дорожно-транспортных происшествий и правонарушений в области дорожного движения, формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге, привлечения внимания к проблемам безопасности дорожного движения.

Для информационного обеспечения безопасности дорожного движения используются средства массовой информации, глобальная компьютерная сеть Интернет, наглядная агитация, печатная, рекламная, сувенирная и иная продукция.

Согласование содержания информации на бумажных (книги, брошюры, плакаты, иная печатная продукция) и электронных носителях, которое затрагивает сферу обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Информационное обеспечение безопасности дорожного движения может осуществляться в виде пресс-конференций, «круглых столов», брифингов, опросов общественного мнения, конкурсов, выставок и иных мероприятий.

Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:

обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств, самоходных машин;

проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств, самоходных машин;

оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) проводятся в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством транспорта и коммуникаций.

Обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители колесных тракторов и самоходных машин и обязательное медицинское переосвидетельствование водителей колесных тракторов и самоходных машин проводятся в порядке, установленном Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, определяется Министерством здравоохранения.

Лицу, допущенному по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, подтверждающая годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами (далее – справка). Форма и порядок заполнения справки устанавливаются Министерством здравоохранения. Министерство здравоохранения ведет учет выданных справок и лиц, не допущенных по результатам обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители механических транспортных средств, самоходных машин и обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, а также для осуществления государственного контроля в области дорожного движения обеспечивает на безвозмездной основе предоставление указанной информации Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства и продовольствия, в том числе путем обеспечения этим министерствам удаленного доступа к централизованной информационной системе здравоохранения.

Обязательное медицинское переосвидетельствование проводится в следующие сроки, если иное не предусмотрено частями седьмой и девятой настоящей статьи:

водителей механических транспортных средств, выполняющих перевозки пассажиров, – через каждые три года, а достигших пятидесятилетнего возраста, – ежегодно;

водителей механических транспортных средств и самоходных машин, достигших шестидесятилетнего возраста, и водителей – инвалидов I и II группы – через каждые два года;

других водителей механических транспортных средств, за исключением выполняющих перевозку опасных грузов, самоходных машин, – через каждые пять лет.

При наличии медицинских показаний в случаях, определяемых Министерством здравоохранения, срок проведения обязательного медицинского переосвидетельствования, предусмотренный частью шестой настоящей статьи, может быть сокращен, но не менее чем до одного года.

Лицо, лишенное права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной за управление ими в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо за передачу управления механическим транспортным средством, самоходной машиной такому лицу, а равно за отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, должно пройти обязательное медицинское переосвидетельствование перед восстановлением такого права, но не ранее чем за один месяц до истечения срока лишения права управления механическими транспортными средствами, самоходными машинами.

До истечения сроков, предусмотренных частями шестой и седьмой настоящей статьи, направление водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование с указанием его причины может быть инициировано:

нанимателем, у которого водитель механического транспортного средства, самоходной машины работает по найму, – при проявлении признаков заболевания, включенного в перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами;

организацией здравоохранения – в случае выявления у водителя механического транспортного средства, самоходной машины при проведении обязательного или внеочередного медицинских осмотров работающих, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами.

Порядок направления водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование, в том числе порядок уведомления о таком направлении, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Контроль за своевременным прохождением обязательного медицинского переосвидетельствования водителями механических транспортных средств, самоходных машин осуществляется:

при выдаче, обмене и возврате водительского удостоверения на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, водительского удостоверения на право управления колесным трактором, самоходной машиной или восстановлении права управления указанными транспортными средствами, самоходными машинами, а также при выдаче международного водительского удостоверения;

при проведении государственного технического осмотра колесного трактора, прицепа к нему, самоходной машины;

при приеме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними.

Предрейсовые и иные медицинские обследования водителей механических транспортных средств, самоходных машин проводятся:

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области автомобильного транспорта, связанную с выполнением автомобильных перевозок пассажиров и багажа или внутриреспубликанских автомобильных перевозок опасных грузов, за исключением автомобильных перевозок для собственных нужд;

юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими.

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов) устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством транспорта и коммуникаций.

Порядок проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей колесных тракторов и самоходных машин устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Статья 24. Категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств, самоходных машин, на управление которыми выдаются водительские удостоверения

Для целей выдачи водительских удостоверений механические транспортные средства, составы транспортных средств, самоходные машины подразделяются на категории и подкатегории.

Механические транспортные средства (за исключением колесных тракторов) и составы транспортных средств подразделяются на категории и подкатегории, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита и арабской цифрой – «АМ», «A», «А1», «B», «C», «D», «ВЕ», «СЕ», «DЕ», «F», «I»:

категория «АМ» – мопеды;

категория «A» – мотоциклы;

подкатегория «А1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров (при наличии двигателя внутреннего сгорания), и максимальной мощностью (при любом двигателе), не превышающей 11 киловатт (легкие мотоциклы);

категория «B» – автомобили, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов;

категория «C» – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», технически допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов; автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «D» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, помимо сиденья водителя; автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «ВE» – автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов;

категория «СE» – автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;

категория «DE» – автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;

категория «F» – трамваи;

категория «I» – троллейбусы.

Колесные тракторы и самоходные машины подразделяются на категории, обозначаемые прописными буквами латинского алфавита – «A», «B», «C», «D», «E», «F»:

категория «A» – снегоболотоходы колесные малогабаритные (квадроциклы – ATV) типа I категорий G, S и типа II; снегоходы; мотовездеходы UTV с автомобильной посадкой;

категория «B» – колесные тракторы, самоходные машины с двигателем мощностью до 25,7 киловатта;

категория «C» – колесные тракторы, самоходные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 80 киловатт;

категория «D» – колесные тракторы с двигателем мощностью свыше 80 киловатт;

категория «E» – самоходные машины с двигателем мощностью свыше 80 киловатт (кроме самоходных машин сельскохозяйственного назначения);

категория «F» – самоходные машины сельскохозяйственного назначения с двигателем мощностью свыше 80 киловатт.

Статья 25. Возрастные условия получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной

Лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категории «АМ» и подкатегории «A1».

Лицо, достигшее семнадцатилетнего возраста, может получить право управления колесным трактором и самоходной машиной категорий «A», «B», «С».

Лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, может получить право управления:

механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категорий «А», «В», «С»;

колесным трактором и самоходной машиной категорий «D», «Е», «F».

Лицо, достигшее двадцати одного года, может получить право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категорий «D», «F», «I», составами транспортных средств категорий «ВE», «СE» и «DE» (за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 26 настоящего Закона).

Статья 26. Предоставление права управления транспортным средством, самоходной машиной

Лицо, допущенное по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной, после прохождения в установленном порядке подготовки, переподготовки водителей может быть допущено к сдаче квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной (к сдаче квалификационных экзаменов на право управления механическими транспортными средствами категории «АМ» и подкатегории «А1», а также колесными тракторами и самоходными машинами категорий «A», «B» – без прохождения подготовки).

Квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) принимаются на транспортных средствах:

с механической трансмиссией или без механической трансмиссии – в случае прохождения программы подготовки водителей механических транспортных средств соответствующей категории с механической трансмиссией;

без механической трансмиссии – в случае прохождения программы подготовки водителей механических транспортных средств соответствующей категории без механической трансмиссии.

Лицу, сдавшему квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) соответствующей категории с механической трансмиссией, выдается водительское удостоверение на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, которое подтверждает предоставление права управления любым механическим транспортным средством такой категории.

Лицу, сдавшему квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) соответствующей категории без механической трансмиссии, выдается водительское удостоверение на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом, которое подтверждает предоставление права управления механическим транспортным средством такой категории без механической трансмиссии и в которое вносится указанное ограничение.

Лицу, сдавшему квалификационные экзамены на право управления колесным трактором, самоходной машиной соответствующей категории, выдается водительское удостоверение на право управления колесным трактором, самоходной машиной, которое подтверждает предоставление права управления такими колесным трактором, самоходной машиной.

Военнослужащие, проходящие срочную военную службу, военную службу по контракту в пределах срока первого контракта о прохождении военной службы, но не более двух лет, в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, допускаются к управлению механическими транспортными средствами (за исключением колесного трактора) категории «D» и составами транспортных средств категорий «ВE», «СE» и «DE» при наличии водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категорий «С» или «В» и «С», водительского стажа не менее шести месяцев, включая время подготовки, переподготовки водителей в организациях, имеющих сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги, в порядке, установленном соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, другими государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций.

В случае лишения лица права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной за управление ими в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо за передачу управления механическим транспортным средством, самоходной машиной такому лицу, а равно за отказ от прохождения в установленном Советом Министров Республики Беларусь порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также за употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, это лицо должно сдать квалификационные экзамены на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной после окончания срока лишения лица такого права.

Предоставление права управления велосипедом, гужевым транспортным средством, а также порядок участия в дорожном движении всадников и погонщиков скота определяются Правилами дорожного движения.

Лицо, имеющее право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категории «А», имеет право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) подкатегории «А1».

Лицо, имеющее право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной хотя бы одной категории или подкатегории «А1», имеет право управления механическим транспортным средством категории «АМ».

Лицо, имеющее право управления механическим транспортным средством, составом транспортных средств, самоходной машиной хотя бы одной категории, за исключением категории «АМ» или подкатегории «A1», имеет право управления колесным трактором и самоходной машиной категорий «A», «B».

Статья 27. Прекращение права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной

Лицо считается не имеющим права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной:

по истечении 60 дней со дня выдачи водителю механического транспортного средства, самоходной машины направления на обязательное медицинское переосвидетельствование – до прохождения медицинского переосвидетельствования;

со дня:

истечения установленного срока действия водительского удостоверения – до обмена водительского удостоверения;

истечения срока, указанного в части шестой статьи 5 настоящего Закона, – до получения водительского удостоверения;

лишения в установленном порядке права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной – на срок лишения или до получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной в порядке, установленном частью седьмой статьи 26 настоящего Закона;

уведомления водителя механического транспортного средства, самоходной машины в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, о принятии решения медицинской водительской комиссии о наличии заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами;

вступления в законную силу вынесенного судом определения о временном ограничении права должника на управление механическими транспортными средствами – до исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, но не более чем на пять лет;

надлежащего извещения должника о вынесенном судебным исполнителем постановлении о временном ограничении права должника на управление механическими транспортными средствами – до вынесения судебным исполнителем постановления о замене меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, приостановлении или об отмене принятой меры по обеспечению исполнения исполнительного документа;

вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в котором применено временное ограничение права лица, в отношении которого ведется административный процесс, на управление механическими транспортными средствами, – до исполнения административного взыскания, но не более срока, установленного статьей 14.5 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Статья 28. Основные требования к подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими

Услуги по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин оказываются организациями, имеющими сертификат соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на эти услуги.

Требования к деятельности по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Требования к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению механическими транспортными средствами (за исключением колесных тракторов), устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций.

Требования к деятельности по повышению квалификации лиц, обучающих управлению колесными тракторами и самоходными машинами, устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами разрешается не ранее чем за два года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной. Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами лиц, проходящих данное обучение при освоении содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, разрешается не ранее чем за три года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной. Обучение управлению механическими транспортными средствами (за исключением колесного трактора) категории «D» и составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» военнослужащих, проходящих срочную военную службу, разрешается со дня начала состояния их на военной службе.

Статья 29. Требования к водителям механических транспортных средств, выполняющим отдельные виды перевозок

Право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора) категории «D» и составами транспортных средств категорий «ВE», «СE» и «DE» могут получить водители механических транспортных средств, имеющие стаж управления механическими транспортными средствами (за исключением колесных тракторов) категорий «В», «С» не менее двух лет (за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 26 настоящего Закона).

Дополнительные требования к водителям механических транспортных средств, выполняющим перевозки групп детей, пассажиров автобусами, троллейбусами, трамваями, автомобилями-такси, а также к водителям грузовых автомобилей, выполняющим международные перевозки, устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций по согласованию с Государственной автомобильной инспекцией.

Статья 30. Требования к техническому состоянию и конструкции транспортных средств, самоходных машин, принадлежностей к ним и запасных частей

Техническое состояние и конструкция транспортных средств, самоходных машин (за исключением колесных тракторов, прицепов к ним, самоходных машин, являющихся результатом индивидуального творчества), принадлежностей к ним и запасных частей, включая их экологическую безопасность, должны отвечать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.

Механическое транспортное средство (за исключением колесного трактора), используемое для обучения управлению транспортным средством, должно иметь дополнительное оборудование в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

Транспортные средства, самоходные машины, переоборудованные с изменением весовых, габаритных и иных параметров, оборудованные проблесковыми сигналами (маячками) и (или) специальными звуковыми сигналами, которые не предусмотрены технической документацией организации-изготовителя, должны соответствовать обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.

Статья 31. Оценка соответствия техническим требованиям

Транспортные средства, принадлежности к ним и запасные части, услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин, технические средства организации дорожного движения подлежат оценке соответствия техническим требованиям в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Статья 32. Государственная регистрация и государственный учет транспортных средств, самоходных машин

Государственная регистрация и государственный учет транспортных средств, самоходных машин осуществляются в целях их идентификации и учета.

Государственной регистрации и государственному учету не подлежат велосипеды, гужевые транспортные средства и иные транспортные средства, самоходные машины, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 33. Государственный технический осмотр транспортных средств, самоходных машин

Проведение государственного технического осмотра является обязательным для транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь.

При проведении государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин осуществляется проверка их технического состояния и конструкции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза.

Государственный технический осмотр транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) проводится независимо от места их государственной регистрации на диагностических станциях, имеющих разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств, если иное не установлено законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.

Государственный технический осмотр транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) проводится на основании договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра. Типовая форма договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Учет сведений о прохождении транспортными средствами (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) государственного технического осмотра проводится государственной организацией, осуществляющей допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, посредством ведения единой автоматизированной информационной системы с предоставлением на безвозмездной основе доступа к ней государственным органам на основании совместных соглашений.

Статья 34. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения

В целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны:

осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении;

организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей принадлежащих им механических транспортных средств, самоходных машин, за исключением случаев, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи;

проводить анализ причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий с участием принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин, и принимать своевременные меры по их устранению;

разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на уменьшение вредного воздействия принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин на окружающую среду и сохранность дорог;

соблюдать режим труда и отдыха водителей механических транспортных средств, самоходных машин;

обеспечивать повышение квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин;

обеспечивать хранение принадлежащих им транспортных средств и самоходных машин вне пределов дорог (за исключением дорог необщего пользования);

обеспечить прохождение стажировки по вопросам безопасности дорожного движения водителями транспортных средств, впервые приступающими к самостоятельному выполнению работ или имеющими перерыв в выполнении работ более одного года, в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, связанную с выполнением внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов, за исключением опасных грузов, и автомобильных перевозок для собственных нужд, а также эксплуатирующие колесные тракторы и самоходные машины, обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, связанную с выполнением международных автомобильных перевозок грузов, проводят контроль состояния водителей механических транспортных средств перед выездом в рейс при допуске к выполнению международной автомобильной перевозки грузов с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ.

Порядок проведения контроля, указанного в частях второй и третьей настоящей статьи, устанавливается Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством здравоохранения.

Статья 341. Особенности участия в дорожном движении механических транспортных средств, прицепов к ним, шасси транспортных средств

Участие в дорожном движении шасси транспортных средств осуществляется с соблюдением требований настоящего Закона и Правил дорожного движения, предъявляемых к транспортным средствам. При этом к управлению шасси транспортных средств допускаются водители, имеющие право управления транспортными средствами, составной частью которых являются шасси транспортных средств.

Механические транспортные средства, прицепы к ним, шасси транспортных средств, произведенные в Республике Беларусь и доставляемые потребителю или к месту государственной регистрации своим ходом, участвуют в дорожном движении в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Признание утратившими силу законов Республики Беларусь (их структурных элементов)

В связи с принятием настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/881);

статью 42 Закона Республики Беларусь от 29 июня 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 107, 2/1235);

статью 37 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259).

Статья 36. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.