Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 09.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

16 декабря 2008 г. № 2-З

Об охране атмосферного воздуха

Принят Палатой представителей 21 ноября 2008 года
Одобрен Советом Республики 28 ноября 2008 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 14 июля 2011 г. № 293-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 82, 2/1845);

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2012 г. № 6-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2012, 2/2004);

Закон Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. № 333-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.12.2015, 2/2331);

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395);

Закон Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 201-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.06.2019, 2/2639);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 295-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3015)

 

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы охраны атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ и направлен на сохранение, восстановление качества атмосферного воздуха, обеспечение экологической безопасности.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух – комплекс технического оборудования и средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, фиксацию и передачу информации о показателях таких выбросов в информационную систему Национальной системы мониторинга окружающей среды.

2. Атмосферный воздух – компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

3. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух – однократное, многократное или постоянное поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов.

4. Газоочистная установка – сооружение и (или) оборудование, предназначенные для очистки газов, отходящих от источника выделения загрязняющих веществ, с последующим выбросом очищенных газов непосредственно в атмосферный воздух.

5. Загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух, нахождение и (или) возникновение в нем в результате вредного воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, свойства, местоположение или количество которых приводят к отрицательным изменениям качества атмосферного воздуха, в том числе к превышению нормативов в области охраны атмосферного воздуха.

6. Загрязняющие вещества – химические вещества или их смесь, микроорганизмы, иные биологические вещества, поступление которых в атмосферный воздух оказывает вредное воздействие на окружающую среду.

7. Зона воздействия – территория, которая подвергается воздействию загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от объектов воздействия на атмосферный воздух.

8. Источники выбросов – сооружения, технические устройства, технологическое и (или) иное оборудование, технологические процессы, машины, механизмы, от которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

9. Источники выделения загрязняющих веществ – сооружения, технические устройства, технологическое и (или) иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит образование и от которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осуществлении которых происходят образование и выделение загрязняющих веществ.

10. Качество атмосферного воздуха – состояние атмосферного воздуха, характеризующееся химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью, отражающими степень его соответствия нормативам качества атмосферного воздуха.

11. Мобильные источники выбросов – транспортные средства, самоходные машины, работа двигателей которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

12. Наилучшие доступные технические методы – технологические процессы, методы, порядок организации производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг), обеспечивающие уменьшение и (или) предотвращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по сравнению с применяемыми и являющиеся наиболее эффективными для обеспечения соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха при условии экономической целесообразности и технической возможности их применения.

13. Неблагоприятные метеорологические условия – гидрометеорологические явления и (или) метеорологические элементы, способствующие накоплению загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и увеличению его загрязнения (туман, штиль, слабый ветер, повышение температуры воздуха в слое атмосферы, неблагоприятное направление ветра и другие подобные гидрометеорологические явления и (или) метеорологические элементы).

14. Норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – показатель предельно допустимой (критической) антропогенной нагрузки воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на атмосферный воздух в выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника выбросов, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду.

15. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – величины выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые устанавливаются для стационарного источника выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов при условии непревышения таким источником выбросов и (или) совокупностью таких источников выбросов нормативов качества атмосферного воздуха и (или) норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

16. Нормативы качества атмосферного воздуха – величины допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при соблюдении которых не оказывается ни прямое, ни косвенное вредное воздействие, включая отдаленные последствия, на окружающую среду, здоровье человека.

17. Объекты воздействия на атмосферный воздух – объекты хозяйственной и иной деятельности, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объединенные одним назначением и (или) неразрывно связанные физически и (или) технологически, расположенные в пределах одного земельного участка или нескольких земельных участков, объединенных одной границей зоны воздействия.

18. Объекты тяготения мобильных источников выбросов – места стоянки и хранения мобильных источников выбросов, здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования, грузовые и пассажирские терминалы, вокзалы, аэропорты, причалы и иные подобные объекты (станции технического обслуживания, автозаправочные станции, мойки и другие объекты).

19. Охрана атмосферного воздуха – деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, направленная на сохранение, восстановление и улучшение качества атмосферного воздуха посредством уменьшения и (или) предотвращения загрязнения атмосферного воздуха.

20. Сверхнормативный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух – выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, превышающий нормативы в области охраны атмосферного воздуха по одному или более загрязняющему веществу, установленные в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, либо в отсутствие таких нормативов, если их установление требуется в соответствии с настоящим Законом.

21. Специфические загрязняющие вещества – загрязняющие вещества в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся в результате осуществления технологических процессов и характерные только для определенного вида хозяйственной и иной деятельности.

22. Стационарные источники выбросов – источники выбросов, перемещение которых без демонтажа невозможно и местоположение которых может быть определено с применением единой государственной системы координат либо которые могут быть перемещены посредством транспортного или иного передвижного средства, но требуют неподвижного (стационарного) положения в процессе их эксплуатации.

23. Топливо – вещество, смесь веществ, предназначенные для получения энергии при их сжигании.

24. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха – загрязнение атмосферного воздуха над территорией одного государства от источников выбросов, находящихся на территории другого государства.

25. Фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе – концентрация загрязняющего вещества в единице объема атмосферного воздуха, рассчитываемая на основании результатов проведения мониторинга атмосферного воздуха на конкретной территории и обусловленная влиянием всех источников выбросов на этой территории, включая трансграничное загрязнение атмосферного воздуха.

26. Экологическая информация в области охраны атмосферного воздуха – информация, содержащая сведения о состоянии атмосферного воздуха, воздействиях на него и мерах по его охране, а также о воздействиях атмосферного воздуха на человека, предназначенная для информирования государственных органов, иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществления государственного регулирования и управления в области охраны атмосферного воздуха.

27. Экологический класс механических транспортных средств – классификационный код, характеризующий механическое транспортное средство в зависимости от количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха

1. Отношения в области охраны атмосферного воздуха регулируются законодательством об охране атмосферного воздуха, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

11. Законодательство об охране атмосферного воздуха основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, регулирующих отношения в области охраны атмосферного воздуха.

2. Отношения, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов при осуществлении перевозок и использовании воздушного пространства Республики Беларусь, не урегулированные законодательством об охране атмосферного воздуха, регулируются законодательством о транспорте.

21. Отношения, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов при обеспечении национальной безопасности и обороны, регулируются законодательством об охране атмосферного воздуха, если законодательством об обороне не предусмотрено иное.

3. Отношения, связанные с загрязнением атмосферного воздуха озоноразрушающими веществами, не урегулированные законодательством об охране озонового слоя, регулируются законодательством об охране атмосферного воздуха.

4. Отношения, связанные с выбросами парниковых газов в атмосферный воздух, регулируются законодательством об охране окружающей среды.

5. Отношения, связанные с выбросами радиоактивных веществ в атмосферный воздух, регулируются законодательством об использовании атомной энергии и радиационной безопасности.

6. Отношения, связанные с вибрацией и иным физическим воздействием на атмосферный воздух, регулируются законодательством об использовании атомной энергии и радиационной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

7. Отношения, связанные с нормированием качества атмосферного воздуха, не урегулированные законодательством об охране атмосферного воздуха, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

8. Отношения, связанные с охраной атмосферного воздуха, возникающие при охране и использовании земель (включая почвы), недр, вод, лесов, растительного и животного мира, обращении с отходами, не урегулированные законодательством об охране атмосферного воздуха, регулируются законодательством об охране и использовании земель, о недрах, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об обращении с отходами.

9. Отношения, связанные с охраной атмосферного воздуха на особо охраняемых природных территориях, регулируются законодательством об охране атмосферного воздуха, если законодательством об особо охраняемых природных территориях не предусмотрено иное.

91. Отношения, связанные с организацией и проведением мониторинга атмосферного воздуха, отбором проб и проведением измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и качества атмосферного воздуха в зоне воздействия, не урегулированные законодательством об охране атмосферного воздуха, регулируются законодательством об охране окружающей среды.

10. Отношения, связанные с предоставлением и распространением экологической информации в области охраны атмосферного воздуха, регулируются законодательством об охране окружающей среды.

11. Отношения, связанные с платежами за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, регулируются налоговым, бюджетным и иным законодательством.

12. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

13. Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных настоящим Законом.

Статья 3. Основные принципы охраны атмосферного воздуха

Основными принципами охраны атмосферного воздуха являются:

государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха;

обязательность оценки воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при принятии решений об ее осуществлении;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух с учетом требований в области охраны атмосферного воздуха, обеспечения национальной безопасности;

платность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

нормирование в области охраны атмосферного воздуха;

предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и причинения иного вреда окружающей среде;

возмещение вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности;

доступность экологической информации в области охраны атмосферного воздуха.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 4. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха

Государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции.

Статья 5. Компетенция Президента Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха

Президент Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха:

определяет единую государственную политику;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законами.

Статья 6. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха

1. Совет Министров Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха:

1.1. проводит единую государственную политику;

1.11. обеспечивает разработку и реализацию государственных программ и утверждает их;

1.2. принимает нормативные правовые акты, утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты;

1.3. устанавливает порядок выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, порядок выдачи комплексных природоохранных разрешений;

1.4. исключен;

1.5. устанавливает порядок согласования актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанных в части второй пункта 3 статьи 38 настоящего Закона;

1.6. осуществляет международное сотрудничество.

2. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет и иные полномочия в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 7. Компетенция Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны атмосферного воздуха:

1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики;

1.2. координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных организаций;

1.3. принимает нормативные правовые акты, разрабатывает, утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты;

1.4. разрабатывает, утверждает и вводит в действие экологические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов;

1.5. устанавливает порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.6. устанавливает требования к эксплуатации газоочистных установок;

1.7. устанавливает требования к ведению учета в области охраны атмосферного воздуха;

1.8. устанавливает форму представления ведомственной отчетности о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха и указания по ее заполнению;

1.9. устанавливает по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел, местными исполнительными и распорядительными органами порядок регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;

1.10. предъявляет претензии юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, причинившим вред окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и иски в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заявляет требования в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в порядке приказного производства, предъявляет иные иски (заявления, требования) в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами;

1.11. осуществляет международное сотрудничество.

2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет и иные полномочия в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 8. Компетенция Министерства здравоохранения в области охраны атмосферного воздуха

1. Министерство здравоохранения в области охраны атмосферного воздуха:

1.1. осуществляет меры по реализации единой государственной политики;

1.2. принимает участие в разработке государственных программ в области охраны атмосферного воздуха;

1.3. принимает нормативные правовые акты, разрабатывает, утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты;

1.4. исключен;

1.5. исключен;

1.6. устанавливает классы опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

1.7. осуществляет государственный санитарный надзор в области охраны атмосферного воздуха.

2. Министерство здравоохранения осуществляет и иные полномочия в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с настоящим Законом, законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иными актами законодательства.

Статья 9. Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны атмосферного воздуха

1. Местные Советы депутатов в области охраны атмосферного воздуха:

1.1. осуществляют меры по реализации единой государственной политики;

1.2. утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ в области охраны атмосферного воздуха, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (далее – региональные комплексы мероприятий) (местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней);

1.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны атмосферного воздуха:

2.1. формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов областного и базового территориальных уровней региональные комплексы мероприятий (местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориальных уровней);

2.2. принимают решения и обеспечивают реализацию мероприятий, направленных на временное запрещение или временное ограничение движения механических транспортных средств, отнесенных к отдельным типам механических транспортных средств и (или) отдельным экологическим классам, по населенным пунктам или их отдельным районам (улицам), местным автомобильным дорогам общего пользования или их отдельным участкам в случае превышения нормативов качества атмосферного воздуха, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 16 настоящего Закона;

2.3. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 10. Экономическое стимулирование в области охраны атмосферного воздуха

1. Экономическое стимулирование в области охраны атмосферного воздуха является составной частью экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования и осуществляется в целях обеспечения:

1.1. строительства газоочистных установок;

1.2. создания автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.3. инновационной деятельности в области охраны атмосферного воздуха, в том числе внедрения и использования энергосберегающих и (или) ресурсосберегающих технологий, наилучших доступных технических методов;

1.4. использования энергии солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков, древесного топлива и иных видов биомассы, биогаза и других источников энергии, оказывающей минимальное воздействие на атмосферный воздух;

1.5. реализации других мер по охране атмосферного воздуха.

2. Порядок осуществления экономического стимулирования в области охраны атмосферного воздуха устанавливается налоговым, бюджетным и иным законодательством.

Статья 11. Программы в области охраны атмосферного воздуха

1. В целях сохранения и восстановления качества атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности формируются и реализуются государственные программы в области охраны атмосферного воздуха, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь.

В целях обеспечения реализации государственных программ в области охраны атмосферного воздуха формируются региональные комплексы мероприятий, а также могут формироваться программы в области охраны атмосферного воздуха, не предусматривающие финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и оказания государственной финансовой поддержки.

2. Программы в области охраны атмосферного воздуха должны содержать:

2.1. мероприятия, направленные на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха, в том числе мероприятия по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внедрению наилучших доступных технических методов, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, обеспечивающих сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.2. показатели по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.3. характеристику состояния атмосферного воздуха на основании данных мониторинга атмосферного воздуха;

2.4. анализ и прогноз выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с учетом прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, данных государственного кадастра атмосферного воздуха, международных договоров Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха;

2.5. прогноз качества атмосферного воздуха с учетом анализа и прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.6. перечень отраслей экономики и (или) перечень территорий, для которых по результатам анализа и прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух требуется принятие мер в области охраны атмосферного воздуха;

2.7. мероприятия по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для отдельных отраслей экономики и (или) территорий, требующих принятия мер в области охраны атмосферного воздуха;

2.8. иные сведения в соответствии с законодательными актами.

3. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, являющихся заказчиками государственных программ в области охраны атмосферного воздуха, о мерах по реализации этих государственных программ принимаются, а региональные комплексы мероприятий и программы в области охраны атмосферного воздуха, не предусматривающие финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и оказания государственной финансовой поддержки, формируются в отношении отраслей экономики и (или) территорий, для которых по результатам анализа и прогноза выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух требуется принятие мер в области охраны атмосферного воздуха.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, являющихся заказчиками государственных программ в области охраны атмосферного воздуха, о мерах по реализации этих государственных программ и региональные комплексы мероприятий согласовываются с соответствующими областными (Минским городским) территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

ГЛАВА 3
КЛАССИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 12. Классификация объектов воздействия на атмосферный воздух

1. Классификация объектов воздействия на атмосферный воздух по категориям осуществляется для:

1.1. государственного регулирования и управления в области охраны атмосферного воздуха;

1.2. нормирования в области охраны атмосферного воздуха;

1.3. учета в области охраны атмосферного воздуха;

1.4. определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Объекты воздействия на атмосферный воздух разделяются по категориям на основании:

2.1. уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности (отрасль, часть отрасли, технологическое производство);

2.2. классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.3. вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании используемых или хранящихся на этом объекте воздействия на атмосферный воздух легколетучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.

3. Категории объектов воздействия на атмосферный воздух и перечни объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 13. Классификация источников выбросов

1. Классификация источников выбросов осуществляется для:

1.1. государственного регулирования и управления в области охраны атмосферного воздуха;

1.2. нормирования в области охраны атмосферного воздуха;

1.3. выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексных природоохранных разрешений;

1.4. учета в области охраны атмосферного воздуха;

1.5. инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Источники выбросов классифицируются на стационарные, мобильные и нестационарные.

3. Стационарные источники выбросов подразделяются на организованные стационарные источники выбросов и неорганизованные стационарные источники выбросов.

К организованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ, в том числе дымовые и вентиляционные трубы, газоходы, воздуховоды, вентиляционные шахты, аэрационные фонари, дефлекторы.

К неорганизованным стационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ.

4. Неорганизованные стационарные источники выбросов подразделяются на:

4.1. линейные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от газопроводов;

4.2. площадные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от рассредоточенных источников выделения загрязняющих веществ, в том числе от сооружений по очистке сточных вод, площадок хранения сыпучих материалов, отвалов горных пород, объектов захоронения отходов, объектов хранения отходов, объектов тяготения мобильных источников выбросов.

5. Мобильные источники выбросов подразделяются на:

5.1. механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение только электродвигателями);

5.2. железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями);

5.3. воздушные суда;

5.4. морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река – море) плавания, маломерные суда;

5.5. самоходные машины.

6. Механические транспортные средства классифицируются по экологическим классам.

Экологические классы механических транспортных средств устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

7. К нестационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не являющиеся стационарными или мобильными источниками выбросов.

Статья 14. Классификация загрязняющих веществ

1. Классификация загрязняющих веществ по классам опасности осуществляется для:

1.1. государственного регулирования и управления в области охраны атмосферного воздуха;

1.2. определения размера платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.3. учета в области охраны атмосферного воздуха.

2. Классы опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе устанавливаются Министерством здравоохранения.

3. В целях систематизации информации о загрязняющих веществах в атмосферном воздухе исходя из их агрегатного состояния, химического и (или) биологического состава и отнесения к определенной группе химических соединений каждому загрязняющему веществу присваивается код в соответствии с требованиями, установленными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

ГЛАВА 4
НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДООХРАННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ. ЗОНА ВОЗДЕЙСТВИЯ

Статья 15. Нормирование в области охраны атмосферного воздуха

1. Нормирование в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, обеспечения экологической безопасности.

2. Нормирование в области охраны атмосферного воздуха заключается в разработке, утверждении и введении в действие:

2.1. нормативов качества атмосферного воздуха;

2.2. нормативов допустимого воздействия на атмосферный воздух.

3. Нормативы в области охраны атмосферного воздуха устанавливаются в порядке, определенном настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статья 16. Нормативы качества атмосферного воздуха

1. К нормативам качества атмосферного воздуха относятся:

1.1. показатели безопасности и безвредности атмосферного воздуха населенных пунктов и мест массового отдыха населения;

1.2. экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

1.3. нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.

2. Показатели безопасности и безвредности атмосферного воздуха населенных пунктов и мест массового отдыха населения разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и отражают предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с позиций безопасности и безвредности для человека.

3. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов разрабатывает и утверждает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, отражая предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, при котором отсутствует прямое или косвенное вредное воздействие, включая отдаленные последствия, на окружающую среду.

Статья 17. Нормативы допустимого воздействия на атмосферный воздух

1. К нормативам допустимого воздействия на атмосферный воздух относятся:

1.1. нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.2. нормы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов;

1.3. нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах.

3. Нормы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов устанавливаются в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

4. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются в соответствии со статьей 18 настоящего Закона.

Статья 18. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов по загрязняющим веществам и (или) суммарным показателям таких загрязняющих веществ.

К нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся:

предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в кубическом метре, приведенном к температуре 273 кельвина и давлению 101,3 килопаскаля, без поправок на содержание кислорода и влажность, а для газообразных продуктов горения топлива – в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

2. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, или уполномоченными ими юридическими лицами для:

2.1. проектируемых стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух – в составе проектной документации;

2.2. действующих стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух – в проектах нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если при эксплуатации стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух необходимо получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона.

3. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона.

4. Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются с учетом:

4.1. нормативов качества атмосферного воздуха;

4.2. фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

4.3. норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

4.4. концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе зоны воздействия источников выбросов и (или) границе санитарно-защитной зоны;

4.5. прогнозов изменения объемов производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ, внедрения наилучших доступных технических методов;

4.6. мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

4.7. проведения пусконаладочных работ при вводе в эксплуатацию новых стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов для каждой очереди строительства и выхода на проектную мощность, но не выше значений, установленных в составе проектной документации;

4.8. требований, предусмотренных статьями 30–32 настоящего Закона.

5. Обоснованность нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводимой в соответствии со статьей 38 настоящего Закона.

6. В разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении могут устанавливаться временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях превышения:

нормативов качества атмосферного воздуха;

норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанных в составе проектной документации;

нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в действующем разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении, величинами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рассчитанными в акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются при наличии разработанного и утвержденного юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем плана мероприятий по охране атмосферного воздуха на период его выполнения согласно графику достижения установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

План мероприятий по охране атмосферного воздуха включает в себя перечень мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сроки их выполнения, планируемые к сокращению величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Срок реализации плана мероприятий по охране атмосферного воздуха не может превышать пяти лет и не подлежит продлению, за исключением случая, указанного в части пятой настоящего пункта.

Если мероприятия по охране атмосферного воздуха были начаты, но не завершены к окончанию срока реализации плана мероприятий по охране атмосферного воздуха, то при наличии обоснованных производственных причин, связанных с невозможностью завершения возведения, реконструкции, модернизации, технической модернизации, капитального ремонта объектов воздействия на атмосферный воздух, срок реализации такого плана юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем может быть продлен однократно на срок не более пяти лет.

План мероприятий по охране атмосферного воздуха в случае продления срока его реализации с указанием выполненных работ и обоснованием причин, не позволивших реализовать указанные в нем мероприятия в полном объеме, предоставляется в порядке, установленном законодательством об административных процедурах, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, внесения изменений в них.

7. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды определяется порядок установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаются перечни загрязняющих веществ, суммарных показателей загрязняющих веществ, объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, видов деятельности, для которых такие нормативы не устанавливаются.

Статья 19. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексное природоохранное разрешение

1. Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение обязаны получить:

при осуществлении пусконаладочных работ, приемки в эксплуатацию стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, – юридические лица, индивидуальные предприниматели, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части второй настоящего пункта;

при эксплуатации стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, – юридические лица, индивидуальные предприниматели, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим части второй настоящего пункта;

при производстве (выработке) энергии с использованием отходов 1–3 классов опасности и (или) обезвреживании отходов на объектах воздействия на атмосферный воздух – юридические лица, индивидуальные предприниматели, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части второй настоящего пункта.

Не требуется получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения:

если объекты воздействия на атмосферный воздух не включены в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;

если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год.

2. В разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условия осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, к которым относятся требования:

2.1. по обеспечению соблюдения или достижения установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков их достижения;

2.2. к качеству топлива, сырья, материалов и проверке их качества;

2.3. по оснащению организованных стационарных источников выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза;

2.4. по оборудованию организованных стационарных источников выбросов местами для отбора проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;

2.5. по разработке и проведению мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий.

3. Выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексных природоохранных разрешений осуществляется в соответствии с законодательством об административных процедурах.

4. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении, либо с нарушением условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в таких разрешениях, запрещаются.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности с превышением нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) с нарушением условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении, действие таких разрешений может быть прекращено полностью либо по указанным в них одному или нескольким объектам воздействия на атмосферный воздух в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 20. Зона воздействия

1. Зона воздействия определяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, или уполномоченными ими юридическими лицами для:

1.1. проектируемых объектов воздействия на атмосферный воздух – в составе проектной документации;

1.2. действующих объектов воздействия на атмосферный воздух – в акте инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Размеры и граница зоны воздействия определяются на основании расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при условии, что за пределами этой зоны содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превысит нормативы качества атмосферного воздуха.

ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 21. Обязанности юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

1.1. выполнять требования, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, а также установленные международными договорами Республики Беларусь, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

1.2. разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе при авариях;

1.3. не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера – органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям;

1.4. приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе временных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.5. разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;

1.6. предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию в области охраны атмосферного воздуха;

1.7. исключен;

1.8. обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.

2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны:

2.1. разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если при эксплуатации стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух необходимо получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона;

2.2. получать в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение с установленными в них нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соблюдать условия осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные в таких разрешениях;

2.3. оснащать организованные стационарные источники выбросов газоочистными установками в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Закона;

2.4. эксплуатировать газоочистные установки в технически исправном состоянии в соответствии с требованиями к эксплуатации газоочистных установок, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды;

2.5. вести учет в области охраны атмосферного воздуха;

2.6. проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии со статьей 38 настоящего Закона;

2.7. осуществлять отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;

2.8. исключен;

2.9. проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

3. Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, помимо исполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представлять ведомственную отчетность о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с частью второй пункта 2 статьи 34 настоящего Закона.

4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, помимо обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязаны:

4.1. соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем;

4.2. обеспечивать соблюдение норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленных в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

5. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию механических транспортных средств, обязаны обеспечивать соблюдение норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленных в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

6. На юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, могут быть возложены и иные обязанности, установленные законодательными актами.

Статья 22. Требования в области охраны атмосферного воздуха при градостроительном (территориальном) планировании территорий

1. Градостроительное (территориальное) планирование территорий осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

2. При градостроительном (территориальном) планировании территорий следует учитывать информацию о качестве атмосферного воздуха и мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.

В генеральных планах городов и других населенных пунктов, градостроительных проектах детального планирования должен быть предусмотрен комплекс мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включающий:

прогноз изменения качества атмосферного воздуха в случае размещения планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

мероприятия, направленные на оптимизацию размещения существующих и планируемых объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих наибольшее воздействие на качество атмосферного воздуха, в том числе объектов тяготения мобильных источников выбросов.

Статья 23. Требования в области охраны атмосферного воздуха при проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, настоящим Законом и иными актами законодательства об охране атмосферного воздуха, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

2. Проектирование объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляется с учетом:

2.1. информации о наилучших доступных технических методах, предоставляемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в порядке, им установленном;

2.2. нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

2.3. данных о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

2.4. мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3. При проектировании объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проектная документация должна включать:

3.1. анализ соответствия прогнозируемых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам в области охраны атмосферного воздуха, проведенный с учетом фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и выбросов загрязняющих веществ от совокупности проектируемых и существующих источников выбросов;

3.2. проектные решения, основанные на наилучших доступных технических методах, а также проектные решения по оснащению организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками и иные решения по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обеспечивающие соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха;

3.3. проектные решения по организации мест отбора проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, в том числе с учетом наличия методик (методов) измерений, прошедших аттестацию в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений, концентраций специфических загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в атмосферном воздухе, которые могут поступать в атмосферный воздух при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

3.4. проектные решения по оснащению организованных стационарных источников выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза;

3.5. обоснование границы зоны воздействия и ее размеров.

Статья 24. Исключена.

Статья 25. Требования в области охраны атмосферного воздуха при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации и приемке в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Возведение, реконструкция, модернизация, техническая модернизация и приемка в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без положительного заключения государственной экологической экспертизы либо без выполнения особых условий, указанных в заключении государственной экологической экспертизы в случае их установления, когда получение такого заключения предусмотрено законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, запрещаются.

2. Приемка в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается при:

2.1. наличии нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона;

2.2. оснащении организованных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух газоочистными установками в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Закона;

2.3. оснащении организованных стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза;

2.4. оборудовании местами для отбора проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;

2.5. наличии методик (методов) измерений, прошедших аттестацию в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений, концентраций специфических загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в атмосферном воздухе, которые могут поступать в атмосферный воздух при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2.6. соблюдении особых условий, предусмотренных для выполнения до приемки в эксплуатацию объекта, указанных в заключении государственной экологической экспертизы в случаях, когда проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.

3. Приемка в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с нарушением требований настоящего Закона, иных актов законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, запрещается.

Статья 26. Требования в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов

1. Организованные стационарные источники выбросов:

1.1. оборудуются местами для отбора проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами и (или) проектной документацией;

1.2. оснащаются автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов допускаются только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения и в соответствии с нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиями, установленными в таких разрешениях, если их получение требуется в соответствии с пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона.

Статья 27. Газоочистные установки

1. Организованные стационарные источники выбросов оснащаются газоочистными установками при невозможности обеспечить соблюдение нормативов в области охраны атмосферного воздуха с учетом применения наилучших доступных технических методов.

2. Исключен.

3. Исключен.

4. Газоочистные установки могут эксплуатироваться только в технически исправном состоянии.

5. При эксплуатации газоочистных установок не допускаются:

5.1. отключение газоочистных установок при работающем технологическом оборудовании;

5.2. увеличение производительности технологического оборудования, сопровождающееся изменением качественного и (или) количественного состава отходящих газов, выше значений, установленных в проектных решениях на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками, без опережающего либо одновременного наращивания мощности действующих газоочистных установок.

6. Газоочистные установки, за исключением промышленных пылесосов, фильтров и иных подобных установок, расположенных внутри помещений, выбросы загрязняющих веществ от которых не поступают непосредственно в атмосферный воздух, подлежат проверке на соответствие фактических параметров их работы значениям, установленным в проектных решениях на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками, с использованием инструментальных методов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Статья 28. Требования в области охраны атмосферного воздуха при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками выбросов

1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками выбросов не должны превышать нормы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками выбросов подлежат проверке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт мобильных источников выбросов, с использованием инструментальных методов на соответствие фактического содержания загрязняющих веществ нормам содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов:

2.1. при производстве мобильных источников выбросов;

2.2. при допуске механических транспортных средств к участию в дорожном движении;

2.3. после технического обслуживания и ремонта узлов и агрегатов мобильных источников выбросов, влияющих на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Статья 29. Требования в области охраны атмосферного воздуха при применении, транспортировке, хранении средств защиты растений, минеральных удобрений

1. Применение средств защиты растений, минеральных удобрений (далее в настоящей статье – агрохимикаты) допускается при наличии:

1.1. установленных в соответствии со статьей 16 настоящего Закона нормативов качества атмосферного воздуха для загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух при применении и хранении агрохимикатов;

1.2. методик (методов) измерений, прошедших аттестацию в порядке, установленном законодательством об обеспечении единства измерений, в атмосферном воздухе концентраций загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух при применении и хранении агрохимикатов;

1.3. утвержденных и введенных в действие технических нормативных правовых актов, содержащих требования в области охраны атмосферного воздуха при применении агрохимикатов.

2. Применение, транспортировка, хранение агрохимикатов должны осуществляться способами, исключающими выбросы загрязняющих веществ, которые могут поступать в атмосферный воздух при применении, транспортировке и хранении агрохимикатов, сверх установленных нормативов качества атмосферного воздуха.

Статья 30. Требования в области охраны атмосферного воздуха при внедрении изобретений, рационализаторских предложений, а также новых технологий, мобильных источников выбросов, видов топлива, веществ и материалов

Внедрение изобретений, рационализаторских предложений, а также новых технологий, мобильных источников выбросов, видов топлива, веществ и материалов допускается при условии:

определения качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оценки воздействия на атмосферный воздух выбросов загрязняющих веществ, которые могут поступить в атмосферный воздух при внедрении изобретений, рационализаторских предложений, а также новых технологий, мобильных источников выбросов, видов топлива, веществ и материалов;

установления предельного значения концентрации загрязняющих веществ в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух для новых технологий, мобильных источников выбросов, видов топлива;

соблюдения иных требований актов законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.

Статья 31. Требования в области охраны атмосферного воздуха при сжигании топлива, веществ, смеси веществ, материалов и отходов

1. Сжигание юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями топлива, а также используемых в качестве возобновляемых источников энергии углеводородсодержащих веществ, смеси веществ, материалов и отходов (далее в настоящей статье – вещества, используемые в качестве топлива) допускается при условии:

1.1. соответствия топлива, веществ, используемых в качестве топлива, обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам, техническим регламентам Таможенного союза и Евразийского экономического союза;

1.2. соответствия технологического и иного оборудования, предназначенного для сжигания определенного вида топлива, веществ, используемых в качестве топлива, требованиям законодательства об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды, в том числе об обращении с отходами;

1.3. обеспечения отбора проб и проведения измерений для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

2. Сжигание топлива, веществ, используемых в качестве топлива, в местах и (или) устройствах, не предназначенных для сжигания топлива, не допускается.

3. Сжигание не являющихся топливом веществ или смеси веществ, материалов и отходов запрещается, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных устройств и соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе об обращении с отходами.

Статья 32. Требования в области охраны атмосферного воздуха при возникновении неблагоприятных метеорологических условий

1. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий осуществляется в случае, если возникли неблагоприятные метеорологические условия и по данным пунктов наблюдений мониторинга атмосферного воздуха максимальные концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превысили нормативы качества атмосферного воздуха.

2. Прогноз качества атмосферного воздуха, отнесение неблагоприятных метеорологических условий к определенным категориям, объявление и отмена предупреждений о неблагоприятных метеорологических условиях производятся государственными организациями, подчиненными Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляющими проведение мониторинга атмосферного воздуха.

3. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий осуществляется посредством выполнения мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий.

4. Требования по разработке и проведению мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий включаются в условия, указываемые в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении.

5. Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий для совокупности источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух населенных пунктов предусматриваются в составе программ в области охраны атмосферного воздуха.

6. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий осуществляется в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел и местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 33. Исключена.

ГЛАВА 6
УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Статья 34. Учет в области охраны атмосферного воздуха

1. Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется в целях:

1.1. осуществления государственного регулирования, управления и контроля в области охраны атмосферного воздуха;

1.2. разработки мероприятий по сокращению и (или) предотвращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оценки эффективности их выполнения;

1.3. определения допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;

1.4. определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха.

2. Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в соответствии с требованиями, установленными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации в области охраны атмосферного воздуха, в том числе о стационарных источниках выбросов и их характеристиках, времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок, расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основании разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, ежегодно представляют в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ведомственную отчетность о результатах учета в области охраны атмосферного воздуха.

3. Территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды ведется учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в соответствии с требованиями, установленными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

4. Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов ведется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с требованиями, им установленными.

Статья 35. Исключена.

Статья 36. Исключена.

Статья 37. Исключена.

Статья 38. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются:

1.1. наличие, местоположение, количество, состояние источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов;

1.2. оснащение газоочистными установками организованных стационарных источников выбросов и соответствие фактических параметров работы газоочистных установок проектным решениям на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками;

1.3. количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

1.4. соответствие технологических процессов и методов производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг) наилучшим доступным техническим методам;

1.5. соответствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиям, установленным в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении;

1.6. соответствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанным в составе проектной документации.

2. Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух оформляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченными ими юридическими лицами актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3. Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, является основанием для подтверждения, корректировки или разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год, подлежит согласованию в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

4. Порядок проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

ГЛАВА 7
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 39. Контроль в области охраны атмосферного воздуха

Контроль в области охраны атмосферного воздуха является частью контроля в сфере охраны атмосферного воздуха и озонового слоя и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами, определенными Советом Министров Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, об охране окружающей среды.

Статья 40. Исключена.

Статья 41. Исключена.

Статья 42. Исключена.

Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха влечет гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 44. Признание утратившими силу некоторых законов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 года «Об охране атмосферного воздуха» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1997 г., № 14, ст. 260);

Закон Республики Беларусь от 10 июля 1997 года «О внесении дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» (Ведамасці Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь, 1997 г., № 27, ст. 474);

статью 16 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1259);

статью 2 Закона Республики Беларусь от 13 июня 2007 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1335).

Статья 45. Переходные положения

1. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

2. Государственные, отраслевые, территориальные программы в области охраны атмосферного воздуха, мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий, разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также документы, на основании которых выданы такие разрешения, утвержденные, выданные до вступления в силу настоящего Закона, действуют до истечения сроков, установленных в них.

Статья 46. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации настоящего Закона.

Статья 47. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 46, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.