Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 18.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 ноября 2023 г. № 381

О цифровом развитии

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2024 г. № 96 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.03.2024, 1/21275)

 

(Извлечение)

 

В целях обеспечения цифрового развития Республики Беларусь, реализации и финансирования мероприятий, пилотных проектов в сфере цифрового развития (далее, если не определено иное, – пилотные проекты) и осуществления государственных закупок в данной сфере:

1. Установить, что:

1.1. основными направлениями цифрового развития в Республике Беларусь до 2030 года являются:

развитие отечественных программно-технических средств, информационных и других передовых технологий;

внедрение информационных и других передовых технологий, включая создание и использование государственных цифровых платформ, масштабирование результатов пилотных проектов в сферах промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, транспорта и связи, строительства, торговли, государственной статистики, экологии, жилищно-коммунального хозяйства, государственного управления, а также в социально-трудовой сфере;

организация обмена данными в рамках Евразийского экономического союза;

региональное цифровое развитие, включая создание государственной цифровой платформы «Умный город (регион)»;

совершенствование оказания государственными органами и государственными организациями, а также хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (далее, если не определено иное, – государственные органы и организации), электронных услуг и осуществления административных процедур в электронной форме в проактивном формате;

перевод не менее 75 процентов административных процедур в электронную форму;

1.2. мероприятия в сфере цифрового развития, обеспечивающие реализацию основных направлений цифрового развития, предусмотренных в подпункте 1.1 настоящего пункта, финансируются в первоочередном порядке;

1.3. республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Минский горисполком):

обеспечивают в пределах компетенции достижение показателей уровня цифрового развития отраслей экономики и административно-территориальных единиц, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь (далее – показатели уровня цифрового развития);

ежегодно до 1 мая представляют в Министерство связи и информатизации (далее, если не определено иное, – Минсвязи) утвержденный на очередной календарный год план по достижению показателей уровня цифрового развития;

до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в Минсвязи отчет о выполнении плана, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта;

на системной основе организуют направление на подготовку, переподготовку, стажировку и повышение квалификации кадров в сфере цифрового развития;

1.4. Минсвязи:

ежегодно проводит оценку уровня цифрового развития с учетом достигнутых показателей уровня цифрового развития и размещает полученные результаты в государственной информационной системе «Витрина цифровых проектов» (далее – ГИС «Витрина цифровых проектов»). Положение о ГИС «Витрина цифровых проектов» утверждается Советом Министров Республики Беларусь;

до 1 апреля года, следующего за отчетным, вносит в Совет Министров Республики Беларусь аналитическую информацию о текущем уровне цифрового развития отраслей экономики и административно-территориальных единиц с предложениями о повышении эффективности их цифрового развития, в том числе о целевых значениях показателей уровня цифрового развития, мерах по совершенствованию правовых и организационно-экономических механизмов стимулирования деятельности в сфере цифрового развития;

1.5. выплата вознаграждений экспертам, привлекаемым для проведения экспертизы в сфере цифрового развития (далее, если не определено иное, – экспертиза), осуществляется открытым акционерным обществом «Гипросвязь» за счет средств, поступающих государственному учреждению «Секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий» (далее – секретариат Наблюдательного совета ПВТ) в соответствии с абзацем третьим пункта 17 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12, перечисляемых секретариатом Наблюдательного совета ПВТ открытому акционерному обществу «Гипросвязь» на основании решения Совета Министров Республики Беларусь;

1.6. мероприятия в сфере информатизации, включенные до вступления в силу настоящего подпункта в государственные и иные программы, в том числе отраслевые и (или) межотраслевые программы, программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц, региональные комплексы мероприятий (далее, если не определено иное, – государственные и иные программы), по которым не заключены договоры на выполнение всех предусмотренных работ по реализации данных мероприятий до вступления в силу настоящего подпункта, относятся к мероприятиям в сфере цифрового развития.

Технические задания по мероприятиям в сфере информатизации, включенным в государственные и иные программы, по которым получено положительное заключение государственной научно-технической экспертизы, используются наравне с техническими паспортами мероприятий в сфере цифрового развития, прошедшими экспертизу.

На мероприятия, указанные в части второй настоящего подпункта, не распространяется действие пункта 6 Положения о порядке реализации и финансирования мероприятий в сфере цифрового развития, осуществления государственных закупок в данной сфере, утверждаемого настоящим Указом;

1.7. для служебного пользования;

1.8. республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Минский горисполком), а также подчиненные им (входящие в состав, систему) организации на основании решений Президиума Совета Министров Республики Беларусь** предоставляют на безвозмездной основе открытому акционерному обществу «Банк развития Республики Беларусь» при реализации им мероприятий, указанных в части седьмой настоящего подпункта, информацию из государственных цифровых платформ, государственных информационных систем (ресурсов), баз и банков данных, владельцами (операторами) которых они являются, посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС)***, в том числе сведения, содержащие налоговую тайну и конфиденциальную информацию о депоненте, за исключением сведений, составляющих банковскую тайну, с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе о персональных данных.

Открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» имеет право на безвозмездной основе получать услуги ОАИС, связанные с получением информации, указанной в части первой настоящего подпункта.

Владельцы (операторы) государственных цифровых платформ, государственных информационных систем (ресурсов), баз и банков данных, определенных в части первой настоящего подпункта, совместно с оператором ОАИС обеспечивают их интеграцию с ОАИС в течение 12 месяцев со дня принятия решений Президиума Совета Министров Республики Беларусь, указанных в части первой настоящего подпункта.

Предоставление информации, указанной в части первой настоящего подпункта, осуществляется на основании договоров (соглашений) о взаимодействии, заключаемых открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» с оператором ОАИС**** и владельцами (операторами) государственных цифровых платформ, государственных информационных систем (ресурсов), баз и банков данных.

______________________________

** Президиум Совета Министров Республики Беларусь принимает решения в соответствии с полномочиями Совета Министров Республики Беларусь, не являющимися совместными с государственными органами, подчиненными (подотчетными) Президенту Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь.

*** Информация из государственных цифровых платформ, государственных информационных систем (ресурсов), баз и банков данных может предоставляться без использования ОАИС до их интеграции с ней в порядке, определяемом владельцами (операторами) государственных цифровых платформ, государственных информационных систем (ресурсов), баз и банков данных совместно с открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь».

**** С момента интеграции соответствующих цифровых платформ, информационных систем (ресурсов), баз и банков данных с ОАИС.

Обработку, накопление, хранение и предоставление на безвозмездной основе информации, получаемой в соответствии с частью первой настоящего подпункта, а также пользование ею открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» осуществляет с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе о персональных данных.

Передача открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» информации, указанной в части первой настоящего подпункта, третьим лицам допускается только при наличии у таких лиц установленных законодательными актами прав (полномочий) на ее получение.

Открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» использует информацию, указанную в части первой настоящего подпункта, в целях реализации им за счет собственных средств мероприятий в сфере цифрового развития, направленных на решение безотлагательных задач в соответствии с решениями Президиума Совета Министров Республики Беларусь, и вправе привлекать открытое акционерное общество «Агентство сервисизации и реинжиниринга» к выполнению работ (оказанию услуг) по разработке и развитию информационных систем (ресурсов) без проведения установленных законодательством процедур закупок товаров (работ, услуг).

Мероприятия, указанные в части седьмой настоящего подпункта, могут реализовываться без включения в государственные и иные программы при наличии решения Совета по проектам в сфере цифрового развития при Министерстве связи и информатизации (далее – Совет) о целесообразности реализации мероприятия в сфере цифрового развития.

Действие настоящего подпункта не распространяется на автоматизированную систему финансовых расчетов, банковские системы, системы, предназначенные для осуществления оперативно-розыскной деятельности, особого контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, и ресурсы, предназначенные для этих целей, платформы, системы (ресурсы), базы и банки данных, предназначенные для решения задач национальной безопасности, содержащие первичные статистические данные, сведения, составляющие государственные секреты или служебную информацию ограниченного распространения;

1.9. для служебного пользования.

2. Утвердить:

Положение о порядке реализации и финансирования мероприятий в сфере цифрового развития, осуществления государственных закупок в данной сфере (прилагается);

Положение о порядке реализации и финансирования пилотных проектов в сфере цифрового развития (прилагается).

3. Определить перечень «офисов цифровизации» (приложение 1).

4. Для целей настоящего Указа используются термины и их определения в значениях, установленных в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации», а также термины в значениях, определенных в приложении 2.

5. Внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136 (приложение 3).

6. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь (приложение 4).

7. Предоставить Минсвязи право разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

8. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок принять меры по реализации настоящего Указа.

9. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

подпункты 1.4–1.6 пункта 1, пункты 2, 5 и 6 – через три месяца после официального опубликования этого Указа;

иные положения настоящего Указа – после его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

Приложение 1

к Указу Президента
Республики Беларусь

29.11.2023 № 381

ПЕРЕЧЕНЬ
«офисов цифровизации»

«Офис цифровизации» (наименование юридического лица)

Государственный орган и государственная организация*, для которых «офис цифровизации» выполняет работы (оказывает услуги)

1. Государственное учреждение «Главное хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь (Центр информационных технологий)

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь

Администрация Президента Республики Беларусь

Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь

Комитет государственного контроля

Управление делами Президента Республики Беларусь

Высшая аттестационная комиссия

Центральная избирательная комиссия

2. Республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития»

Верховный Суд Республики Беларусь

Генеральная прокуратура

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь

Министерство информации

Министерство культуры

Министерство обороны

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

Министерство связи и информатизации

Министерство экономики

Витебский облисполком

Гродненский облисполком

Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения

Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности

Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

3. Государственное научное учреждение «Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси»

Национальная академия наук Беларуси

4. Дочернее республиканское унитарное предприятие «Астерус» (за исключением сферы архивного дела)

Министерство юстиции

5. Государственное учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации» (в сфере архивного дела)

»

6. Открытое акционерное общество «Белорусская универсальная товарная биржа»

Министерство антимонопольного регулирования и торговли

7. Республиканское унитарное предприятие «Республиканский научно-технический центр по ценообразованию в строительстве»

Министерство архитектуры и строительства

8. Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения»

Министерство здравоохранения, в том числе организации государственной системы здравоохранения

9. Лесоустроительное республиканское унитарное предприятие «Белгослес»

Министерство лесного хозяйства

10. Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»

Министерство образования

11. Республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»

Министерство по налогам и сборам

12. Государственное учреждение «Республиканский центр управления и реагирования на чрезвычайные ситуации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»

Министерство по чрезвычайным ситуациям

13. Открытое акционерное общество «ЦНИИТУ»

Министерство промышленности

14. Информационно-вычислительное республиканское унитарное предприятие «ГИВЦ МИНСЕЛЬХОЗПРОДА» (в сфере организации функционирования системы управления и племенного дела в животноводстве)

Министерство сельского хозяйства и продовольствия

15. Государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве» (в области ветеринарии, а также в сфере идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения)

»

16. Научно-техническое республиканское унитарное предприятие «Компак»

Министерство спорта и туризма

17. Республиканское унитарное предприятие по содержанию и развитию средств технологической связи «Белдорсвязь» (за исключением сферы железнодорожных перевозок)

Министерство транспорта и коммуникаций

18. Республиканское унитарное предприятие «Главный расчетный информационный центр» Белорусской железной дороги (в сфере железнодорожных перевозок)

»

19. Республиканское унитарное предприятие «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»

Министерство труда и социальной защиты, включая Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты

20. Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь»

Министерство финансов, территориальные органы Министерства финансов, местные финансовые органы Министерства финансов, государственные учреждения, созданные для обеспечения деятельности бюджетных организаций в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций»

21. Гродненское республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «Гродноэнерго» (в энергетической отрасли)

Министерство энергетики

22. Производственное республиканское унитарное предприятие «Витебскоблгаз» (в газовой и торфяной отраслях)

»

23. Открытое акционерное общество «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения»

Государственный военно-промышленный комитет

24. Республиканское унитарное предприятие «Проектный институт Белгипрозем» (в сфере землеустройства, мониторинга земель)

Государственный комитет по имуществу

25. Топографо-геодезическое республиканское унитарное предприятие «Белгеодезия» (в сфере геодезической и картографической деятельности)

»

26. Научно-производственное государственное республиканское унитарное предприятие «Национальное кадастровое агентство» (в сфере государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, технической инвентаризации и проверки характеристик недвижимого имущества, управления государственным имуществом, оценочной деятельности, адресной системы)

»

27. Государственное учреждение «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы»

Государственный комитет по науке и технологиям

28. Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (в области стандартизации и сертификации)

Государственный комитет по стандартизации

29. Республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный институт метрологии» (в области метрологии)

»

30. Научно-производственное республиканское унитарное предприятие «КВАНТ-АС» (в области энергоэффективности)

»

31. Республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис»

Государственный таможенный комитет

32. Республиканское унитарное предприятие «Центр информационных технологий Национального статистического комитета Республики Беларусь» (в области прикладного программного обеспечения информационных систем (ресурсов) и комплексов программно-технических средств)

Национальный статистический комитет

33. Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь» (в области государственных цифровых платформ, системного программного обеспечения информационных систем (ресурсов), комплексов программно-технических средств и их средств защиты информации)

»

34. Закрытое акционерное общество «Брестский научно-технологический парк»

Брестский облисполком

35. Коммунальное унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр Гомельоблсельхозпрода»

Гомельский облисполком

36. Коммунальное унитарное предприятие «Центр информационных технологий Мингорисполкома»

Минский горисполком

Министерство жилищно-коммунального хозяйства

37. Коммунальное производственное унитарное предприятие «ИВЦ Минского областного исполнительного комитета»

Минский облисполком

38. Коммунальное производственное унитарное предприятие «Могилевский региональный информационный центр»

Могилевский облисполком

39. Унитарное предприятие «Вычислительный центр Белкоопсоюза»

Белорусский республиканский союз потребительских обществ

40. Республиканское унитарное предприятие «Производственное объединение «Белоруснефть»

Белорусский государственный концерн по нефти и химии

 

______________________________

* В том числе подчиненные им (входящие в состав, систему, структуру) государственные органы и организации. 

 

Приложение 2

к Указу Президента
Республики Беларусь

29.11.2023 № 381

ПЕРЕЧЕНЬ
терминов и их определений

1. Заказчики пилотного проекта – государственные органы и организации, в интересах которых реализуется пилотный проект и которые заинтересованы в масштабировании его результатов.

2. Инициатор пилотного проекта – юридическое лицо Республики Беларусь, подавшее заявку на реализацию пилотного проекта и прилагаемые к ней документы.

3. Исполнитель пилотного проекта – инициатор пилотного проекта, по заявке и прилагаемым документам которого Советом принято решение о целесообразности реализации пилотного проекта, выполняющий работы по реализации данного пилотного проекта.

4. Масштабирование результата пилотного проекта – увеличение количества внедренных единиц результата ранее реализованного пилотного проекта или расширение его применения после признания данного пилотного проекта успешным.

5. Оценка эффективности реализации пилотного проекта – процесс, включающий определение обоснованности, целесообразности и перспективности масштабирования результата пилотного проекта, в том числе количественное выражение предполагаемого социально-экономического эффекта такого масштабирования.

6. Реализация пилотного проекта – проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий (работ), предназначенных для получения уникальных результатов в условиях временных, ресурсных и территориальных ограничений в целях возможности их дальнейшего масштабирования.

7. Результат пилотного проекта – программный продукт, сервис, цифровая платформа или программно-аппаратный комплекс, созданные на базе цифровых технологий, внедренные исполнителем пилотного проекта в ходе реализации пилотного проекта.

 

 

Приложение 3

к Указу Президента
Республики Беларусь

29.11.2023 № 381

ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в Указ Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136

1. В абзаце седьмом подпункта 2.5 пункта 2 слова «в государственные программы, программы социально-экономического развития административно-территориальных единиц, региональные комплексы мероприятий» заменить словами «в государственную программу в сфере цифрового развития».

2. В пункте 8:

часть вторую после слова «торговли» дополнить словами «, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Национальной академии наук Беларуси»;

из абзаца четвертого части третьей слова «с учетом результатов прохождения их экспертизы» исключить.

3. В пункте 12:

из подпункта 12.1 слова «, на основании решения Совета по проектам в сфере цифрового развития» исключить;

из части первой подпункта 12.3 слова «на основании решения Министерства связи и информатизации» исключить;

подпункт 12.4 исключить;

в подпункте 12.8:

слова «, принятых по результатам» заменить словами «и положительных результатов»;

после слова «определено» дополнить подпункт словами «решением Совета или».

 

 

Приложение 4

к Указу Президента
Республики Беларусь

29.11.2023 № 381

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу указов Президента Республики Беларусь

1. Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2014 г. № 612 «Об осуществлении государственных закупок в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций».

2. Подпункт 3.7 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки».

3. Пункт 3 Указа Президента Республики Беларусь от 3 октября 2017 г. № 359 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

29.11.2023 № 381

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке реализации и финансирования мероприятий в сфере цифрового развития, осуществления государственных закупок в данной сфере

1. Настоящим Положением определяется порядок реализации и финансирования мероприятий в сфере цифрового развития, осуществления государственных закупок в данной сфере.

2. Мероприятия в сфере цифрового развития реализуются для решения задач:

социально-экономического развития Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;

стратегий, концепций, государственных и иных программ в сфере цифрового развития;

предусмотренных решениями Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь;

по достижению показателей уровня цифрового развития.

3. Для реализации мероприятий в сфере цифрового развития, финансирование которых планируется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственные органы и организации направляют в Минсвязи технический паспорт мероприятия в сфере цифрового развития (далее – технический паспорт).

При формировании государственных программ и региональных комплексов мероприятий технические паспорта направляются в Минсвязи не позднее одного года до начала реализации этих государственных программ и региональных комплексов мероприятий.

Минсвязи с привлечением республиканского унитарного предприятия «Центр цифрового развития» не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации технического паспорта рассматривает предусмотренное им мероприятие на предмет:

соответствия перечню мероприятий в сфере цифрового развития, определяемому Минсвязи;

соответствия единой технической и технологической политике в сфере цифрового развития;

выполнения задач социально-экономического развития Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц;

достижения показателей уровня цифрового развития.

Результаты рассмотрения технического паспорта представляются в Совет для принятия решения о целесообразности (нецелесообразности) реализации мероприятия в сфере цифрового развития.

4. Общий срок рассмотрения технического паспорта Минсвязи и Советом не должен превышать 30 календарных дней со дня его регистрации в Минсвязи, если иное не определено решениями Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь.

5. После принятия решения Совета о целесообразности реализации мероприятия в сфере цифрового развития Минсвязи в течение трех рабочих дней направляет технический паспорт на экспертизу в Центр перспективных исследований в сфере цифрового развития открытого акционерного общества «Гипросвязь».

6. Технический паспорт и результаты экспертизы технического паспорта не позднее трех рабочих дней после ее завершения направляются Центром перспективных исследований в сфере цифрового развития открытого акционерного общества «Гипросвязь» в Минсвязи, а также государственному органу или организации, внесшим его на рассмотрение, для:

доработки технического паспорта с учетом рекомендаций экспертов (в случае необходимости такой доработки);

включения мероприятия в сфере цифрового развития в государственные и иные программы в порядке, установленном законодательством.

При недоработке государственным органом или организацией технического паспорта с учетом рекомендаций экспертов в течение трех месяцев со дня получения этим государственным органом или организацией результатов экспертизы Минсвязи инициирует повторное рассмотрение на Совете вопроса о целесообразности реализации мероприятия в сфере цифрового развития.

Решение Совета принимается в течение 10 рабочих дней с даты внесения Минсвязи вопроса, указанного в части второй настоящего пункта.

При повторном вынесении Советом решения о целесообразности реализации мероприятия в сфере цифрового развития такое мероприятие включается в государственную или иную программу.

7. Государственные закупки в сфере цифрового развития (далее, если не определено иное, – государственные закупки) проводятся в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», иными актами законодательства, регулирующими отношения в области государственных закупок, с учетом настоящего Положения.

8. Государственные закупки, проводимые в рамках реализации мероприятий в сфере цифрового развития, включенных в государственные и иные программы, осуществляются заказчиками государственных и иных программ*.

______________________________

* Для целей настоящего Положения под заказчиками государственных и иных программ понимаются заказчики программ (подпрограмм), определенные в Указе Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ».

9. Конкурсные документы, аукционные документы, документы, предоставляемые юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки, разрабатываются заказчиками государственных и иных программ в соответствии с техническими паспортами и техническими заданиями на создание государственных цифровых платформ и государственных информационных систем (ресурсов) (при наличии таких заданий), прошедшими экспертизу.

Порядок согласования конкурсных документов при проведении государственных закупок работ (услуг) для реализации мероприятий в сфере цифрового развития, включенных в государственную программу в сфере цифрового развития, определяется Минсвязи.

В ходе организации и проведения процедур государственных закупок эксперты, проводившие экспертизу технических паспортов, могут привлекаться для подготовки заключений по рассмотрению, оценке и сравнению предложений участников процедур государственных закупок.

10. Существенными условиями договора государственной закупки на создание, развитие (модернизацию, доработку) государственных цифровых платформ и государственных информационных систем (ресурсов), кроме условий, признаваемых существенными в соответствии с гражданским законодательством, являются:

определение обладателя (обладателей) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные при исполнении договора государственной закупки;

передача исходного текста и объектного кода компьютерной программы, созданной при исполнении договора государственной закупки, заказчику;

объем выполняемых (оказываемых) исполнителем работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей);

обеспечение обучения работе с созданными (модернизированными, доработанными) государственными цифровыми платформами и государственными информационными системами (ресурсами);

гарантийные обязательства исполнителя.

11. Финансирование мероприятий в сфере цифрового развития осуществляется в соответствии с актами законодательства, регулирующими вопросы финансирования, за счет средств соответствующих источников.

12. Порядок конкурсного отбора мероприятий в сфере цифрового развития, финансируемых из средств местных инновационных фондов, определяется областными и Минским городским Советами депутатов.

13. Государственные органы и организации в целях реализации мероприятий в сфере цифрового развития вправе делегировать (посредством принятия (издания) локального правового акта) полномочия заказчика государственной и иной программы, предусмотренные настоящим Положением, подчиненным им (входящим в их состав, систему, структуру) государственным органам, организациям, в том числе определенным «офисами цифровизации».

14. Заказчики государственной программы в сфере цифрового развития информируют Минсвязи о заключенных договорах государственной закупки.

15. В технические паспорта могут вноситься изменения.

Внесение изменений в технические паспорта осуществляется в порядке, предусмотренном в пунктах 5 и 6 настоящего Положения.

При изменении условий договоров государственной закупки при их исполнении в рамках реализации мероприятий в сфере цифрового развития в случаях, установленных в части второй подпункта 12.11 пункта 12 Указа Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136, соответствующие изменения вносятся в технические паспорта данных мероприятий без проведения экспертизы.

16. В связи с изменением технических паспортов Минсвязи при необходимости по предложениям заказчиков государственной программы в сфере цифрового развития организует внесение изменений в нее.

Внесение изменений в государственную программу в сфере цифрового развития, предусмотренных в части первой настоящего пункта, осуществляется без учета части третьей пункта 24 Положения о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289, в отношении периодичности внесения таких изменений.

17. Результаты мероприятий в сфере цифрового развития, полученные в виде государственных цифровых платформ и государственных информационных систем (ресурсов), подлежат обязательной государственной регистрации в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

29.11.2023 № 381

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке реализации и финансирования пилотных проектов в сфере цифрового развития

1. Настоящим Положением определяется порядок реализации и финансирования пилотных проектов в сфере цифрового развития.

Пилотные проекты направлены на цифровое преобразование отраслей экономики и социальной сферы путем опытного внедрения отечественных программных продуктов, сервисов, цифровых платформ, программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих возможность последующего масштабирования успешных результатов такого внедрения на всей территории Республики Беларусь.

Пилотные проекты реализуются по приоритетным (тематическим) направлениям, утверждаемым Советом по предложению государственных органов и организаций, которые могут выступать заказчиками пилотных проектов.

2. Приоритетные (тематические) направления размещаются в ГИС «Витрина цифровых проектов» и средствах массовой информации для сбора заявок на реализацию пилотных проектов (далее – заявка).

3. Заявка и прилагаемые к ней документы подаются в Центр перспективных исследований в сфере цифрового развития открытого акционерного общества «Гипросвязь» (далее – Центр перспективных исследований) инициатором пилотного проекта.

По каждому из приоритетных (тематических) направлений может быть подано неограниченное количество заявок.

Форма заявки, перечень прилагаемых к ней документов (далее – перечень) и порядок их подачи определяются Минсвязи.

4. Заявка и прилагаемые к ней документы рассматриваются Центром перспективных исследований на соответствие форме, перечню, а также приоритетным (тематическим) направлениям в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявки в Центре перспективных исследований.

5. Заявка и прилагаемые к ней документы, не соответствующие форме, перечню и (или) приоритетным (тематическим) направлениям, возвращаются инициатору пилотного проекта не позднее трех рабочих дней со дня регистрации заявки в Центре перспективных исследований.

6. Экспертиза пилотного проекта проводится в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации заявки в Центре перспективных исследований, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

7. Центр перспективных исследований в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты завершения экспертизы пилотного проекта, направляет ее результаты в Совет, инициатору пилотного проекта и в Минсвязи.

Если для реализации пилотного проекта и (или) масштабирования результатов пилотного проекта не требуются использование средств республиканского и (или) местных бюджетов и доступ исполнителя пилотного проекта к средствам производства* заказчика пилотного проекта или определенного им лица, а также республиканского унитарного предприятия «Центр цифрового развития», то Центр перспективных исследований вправе по согласованию с Минсвязи направить заявку и прилагаемые к ней документы в Совет без проведения экспертизы.

______________________________

* Для целей настоящего Положения под средствами производства понимаются товары, не являющиеся исходным материалом или топливом, используемые для производства других товаров и (или) услуг. Средства производства включают землю, здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные, регулирующие приборы и устройства, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, автомобильные дороги необщего пользования и другие материально-вещественные ценности, действующие в натуральной форме в течение длительного времени.

8. Совет при участии государственного органа или организации, которые могут выступить заказчиком пилотного проекта, в течение 15 рабочих дней с даты получения результатов экспертизы пилотного проекта и (или) заявки принимает решение о целесообразности (с указанием заказчика пилотного проекта и места реализации пилотного проекта) или нецелесообразности его реализации.

О принятом Советом решении Минсвязи информирует инициатора пилотного проекта не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

9. Перечень пилотных проектов, по которым Совет принял решение о целесообразности их реализации, с указанием исполнителей пилотных проектов утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Не включаются в перечень, указанный в части первой настоящего пункта, пилотные проекты, названные в части второй пункта 7 настоящего Положения, по которым Совет принял решение о целесообразности их реализации.

10. Реализация пилотного проекта осуществляется исполнителями пилотного проекта на основании соглашения, заключенного с заказчиком пилотного проекта и при необходимости иными заинтересованными сторонами, предусматривающего права, обязанности, ответственность сторон и иные условия реализации пилотного проекта, в том числе в части доступа исполнителя пилотного проекта к средствам производства заказчика пилотного проекта или определенного им лица, а также республиканского унитарного предприятия «Центр цифрового развития».

11. Доступ к средствам производства, указанный в пункте 10 настоящего Положения, предоставляется исполнителю пилотного проекта в объеме, необходимом для реализации пилотного проекта, на безвозмездной основе.

Реализация пилотного проекта финансируется за счет собственных средств исполнителя пилотного проекта и (или) иных источников, не запрещенных законодательством.

12. Заказчик пилотного проекта и республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития» в пределах компетенции вправе получать информацию о ходе реализации пилотного проекта от исполнителя пилотного проекта, не вмешиваясь в процесс реализации.

13. Республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития» осуществляет сбор и обработку информации о ходе и результатах реализации пилотных проектов, готовит предложения об оценке эффективности их реализации и направляет эти предложения в Минсвязи не реже одного раза в шесть месяцев и (или) по факту реализации пилотных проектов.

14. Для оценки эффективности реализации пилотного проекта республиканским унитарным предприятием «Центр цифрового развития» создается комиссия, в состав которой входят представители заказчика пилотного проекта, республиканского унитарного предприятия «Центр цифрового развития» и Центра перспективных исследований, а также эксперты, проводившие экспертизу соответствующего пилотного проекта, и при необходимости иные лица (далее – комиссия).

Положение о комиссии утверждается Минсвязи.

15. Комиссия оценивает эффективность реализации пилотного проекта по следующим критериям:

актуальность технологий, положенных в основу пилотного проекта, на момент принятия решения о целесообразности его реализации;

степень и качество выполнения требований заказчика пилотного проекта;

уровень достижения заявленных результатов, показателей и критериев, запланированных на момент принятия решения о целесообразности реализации пилотного проекта;

успешность тестирования пилотного проекта и готовность результата пилотного проекта к масштабированию;

количественное выражение полученного социально-экономического эффекта от реализации пилотного проекта;

затраты на масштабирование и дальнейшую эксплуатацию результатов пилотного проекта.

Результаты оценки комиссией эффективности реализации пилотного проекта оформляются протоколом.

16. Протокол комиссии, указанный в части второй пункта 15 настоящего Положения, направляется республиканским унитарным предприятием «Центр цифрового развития» на рассмотрение в Совет для принятия решения об успешности пилотного проекта и возможности масштабирования результатов пилотного проекта.

При наличии нескольких успешных пилотных проектов по одному приоритетному (тематическому) направлению Совет принимает решение о возможности масштабирования результатов наиболее эффективного пилотного проекта, определенного органом государственного управления, регулирующим деятельность по заявленному приоритетному (тематическому) направлению.

17. Сведения об успешных пилотных проектах размещаются в ГИС «Витрина цифровых проектов».

18. Минсвязи с учетом решения Совета об успешности пилотных проектов и возможности масштабирования результатов пилотных проектов направляет в Совет Министров Республики Беларусь на утверждение проект перечня масштабируемых результатов пилотных проектов с указанием наименования пилотного проекта и сведений об инициаторе пилотного проекта.

Приобретение результатов пилотных проектов для их масштабирования осуществляется в соответствии с законодательством о закупках с учетом пункта 14 Указа Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2022 г. № 136.

Средства местных инновационных фондов направляются облисполкомами (Минским горисполкомом) на финансирование мероприятий по масштабированию результатов пилотных проектов после их включения в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, в региональный комплекс мероприятий.

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.