Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 24.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 мая 2014 г. № 141-З

О городском электрическом транспорте и метрополитене

Принят Палатой представителей 10 апреля 2014 года
Одобрен Советом Республики 22 апреля 2014 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.01.2018, 2/2529);

Закон Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 169-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.01.2019, 2/2607);

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 297-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2023, 2/3017)

 

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:

билет – проездной документ на бумажном носителе, используемый в городском электрическом транспорте и (или) метрополитене;

городской электрический транспорт – вид транспорта, приводимый в движение тяговым электродвигателем и представляющий собой совокупность троллейбусов, в том числе троллейбусов с увеличенным автономным ходом, трамваев (далее – транспортные средства городского электрического транспорта) и коммуникаций городского электрического транспорта;

жетон – проездной документ, используемый в метрополитене;

коммуникации городского электрического транспорта – дороги, улицы и проезды городов (населенных пунктов), линии городского электрического транспорта, а также сооружения, предназначенные для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств городского электрического транспорта;

коммуникации метрополитена – линии метрополитена, а также сооружения, предназначенные для хранения, технического обслуживания и ремонта электропоездов метрополитена (далее – транспортные средства метрополитена);

линии городского электрического транспорта – рельсовые пути, контактные сети, иные сооружения и устройства, имеющие наземное (надземное) расположение и используемые при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;

линии метрополитена – рельсовые пути, иные сооружения и устройства, изолированные от дорог, улиц и проездов городов (населенных пунктов), имеющие преимущественно подземное расположение и используемые при выполнении перевозок пассажиров метрополитеном;

метрополитен – вид транспорта, представляющий собой совокупность транспортных средств метрополитена и коммуникаций метрополитена;

оператор перевозок пассажиров городским электрическим транспортом – юридическое лицо, оказывающее услуги по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, но не выполняющее такие перевозки;

оператор перевозок пассажиров метрополитеном – юридическое лицо, оказывающее услуги по организации перевозок пассажиров метрополитеном, но не выполняющее такие перевозки;

организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом – совокупность организационных действий и технологических операций по обеспечению выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;

пассажир – физическое лицо, не причастное к управлению транспортным средством городского электрического транспорта или транспортным средством метрополитена и перевозимое в них на основании договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или договора фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом либо договора перевозки пассажира метрополитеном. Пассажирами не являются при исполнении своих служебных обязанностей работники контрольно-ревизорской службы на городском электрическом транспорте, должностные лица при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;

перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом – юридическое лицо, выполняющее перевозки пассажиров городским электрическим транспортом;

перевозчик пассажиров метрополитеном – юридическое лицо, выполняющее перевозки пассажиров метрополитеном;

проездной документ – документ (предмет) установленной формы (образца), используемый для удостоверения заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) договора перевозки пассажира метрополитеном и подтверждения оплаты пассажиром проезда;

ручная кладь – имущество пассажира, не запрещенное в соответствии с законодательством по своим свойствам, габаритным размерам и (или) массе к перевозке в салоне транспортного средства городского электрического транспорта или транспортного средства метрополитена;

электронный билет – проездной документ, выполненный в виде пластиковой карты или иного материального носителя и содержащий информацию о поездке в электронно-цифровой форме, включая информацию об оплате пассажиром проезда. К электронному билету приравнивается электронная запись, сформированная в системах продажи билетов или автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда;

электропоезд метрополитена – транспортное средство метрополитена, приводимое в движение электрическим двигателем, питание которого обеспечивается по контактному рельсу, предназначенное для движения по рельсовым путям и не являющееся железнодорожным транспортным средством.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, а также при организации, выполнении работ и оказании услуг, связанных с такими перевозками.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области городского электрического транспорта и метрополитена

Отношения в области городского электрического транспорта и метрополитена регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 140-З «Об основах транспортной деятельности», настоящим Законом, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

На отношения перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом и физического лица, имеющего намерение заключить или заключившего договор перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении либо договор фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, а также перевозчика пассажиров метрополитеном и физического лица, имеющего намерение заключить или заключившего договор перевозки пассажира метрополитеном, распространяется законодательство о защите прав потребителей.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ГОРОДСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА И МЕТРОПОЛИТЕНА

Статья 4. Государственное регулирование в области городского электрического транспорта и метрополитена

Государственное регулирование в области городского электрического транспорта и метрополитена осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством транспорта и коммуникаций, другими республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Государственное регулирование в области городского электрического транспорта и метрополитена включает:

формирование и реализацию государственной политики;

создание условий для удовлетворения потребностей физических лиц в перевозках пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, а также в работах и услугах, связанных с такими перевозками;

обеспечение безопасности транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, а также при выполнении работ и оказании услуг, связанных с такими перевозками;

формирование тарифной политики при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;

обеспечение охраны окружающей среды при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном;

иное государственное регулирование.

Статья 41. Контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом

Контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом осуществляется государственным учреждением «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности в формах выборочных и внеплановых проверок, мониторингов, иных мер профилактического и предупредительного характера.

Контроль за соблюдением законодательства в области транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом осуществляется государственным учреждением «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности в формах мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мер профилактического и предупредительного характера.

Статья 5. Полномочия Президента Республики Беларусь в области городского электрического транспорта и метрополитена

Президент Республики Беларусь в области городского электрического транспорта и метрополитена определяет государственную политику и осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 6. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области городского электрического транспорта и метрополитена

Совет Министров Республики Беларусь в области городского электрического транспорта и метрополитена в пределах своей компетенции:

обеспечивает реализацию государственной политики;

утверждает государственные программы;

утверждает Правила перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;

утверждает Правила перевозок пассажиров метрополитеном;

осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Министерства транспорта и коммуникаций, других республиканских органов государственного управления в области городского электрического транспорта и метрополитена

Министерство транспорта и коммуникаций в области городского электрического транспорта и метрополитена в пределах своей компетенции:

реализует государственную политику;

участвует в формировании государственных программ;

организует научные исследования в целях развития городского электрического транспорта и метрополитена и повышения эффективности их функционирования;

утверждает Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев;

утверждает Положение о рабочем времени и времени отдыха машинистов электропоездов метрополитена;

взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам организации, выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном;

взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам развития перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;

осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Другие республиканские органы государственного управления реализуют государственную политику в области городского электрического транспорта и метрополитена в пределах своей компетенции.

Статья 8. Полномочия местных Советов депутатов в области городского электрического транспорта и метрополитена

Местные Советы депутатов в области городского электрического транспорта и метрополитена в пределах своей компетенции:

утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;

осуществляют другие полномочия в соответствии с актами законодательства.

Статья 9. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области городского электрического транспорта и метрополитена

Местные исполнительные и распорядительные органы в области городского электрического транспорта и метрополитена в пределах своей компетенции:

формируют и вносят для утверждения в местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;

обеспечивают организацию перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном на территории административно-территориальной единицы;

обеспечивают реализацию нормативов государственных социальных стандартов;

выступают заказчиками перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном (далее – заказчики перевозок пассажиров);

принимают при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера решения о временном прекращении или ограничении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и (или) метрополитеном, а также об организации перевозок пассажиров другими видами транспорта по маршрутам городского электрического транспорта и (или) метрополитена, перевозки пассажиров по которым временно прекращены или ограничены, если указанные чрезвычайные ситуации не препятствуют использованию других видов транспорта;

обеспечивают информирование населения о порядке и условиях выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;

организуют совместно с перевозчиками пассажиров городским электрическим транспортом, перевозчиками пассажиров метрополитеном и (или) операторами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, операторами перевозок пассажиров метрополитеном на территории административно-территориальной единицы продажу проездных документов, проверку наличия у пассажиров проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд;

обеспечивают внедрение новых форм и технологий оплаты проезда на городском электрическом транспорте и метрополитене;

осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ И МЕТРОПОЛИТЕНОМ

Статья 10. Виды перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом подразделяются на городские и пригородные. Перевозки пассажиров метрополитеном являются городскими.

Городскими перевозками пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном являются перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Пригородными перевозками пассажиров городским электрическим транспортом являются перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, которые не относятся к городским перевозкам пассажиров городским электрическим транспортом и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта).

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении. Перевозки пассажиров метрополитеном выполняются в регулярном сообщении.

Перевозками пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном являются систематические перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств городского электрического транспорта и транспортных средств метрополитена с установленными началом, окончанием работы по определенным маршрутам и местами посадки, высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями законодательства, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, а также требованиями международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Перевозками пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении являются перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, которые не относятся к перевозкам пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении.

Статья 11. Общие условия организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном

Организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном осуществляется заказчиком перевозок пассажиров либо оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и (или) оператором перевозок пассажиров метрополитеном в случае их определения таким заказчиком.

Заказчик перевозок пассажиров обязан:

обеспечивать формирование схемы маршрутной сети;

обеспечивать наличие паспорта маршрута перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении на каждый маршрут перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;

обеспечивать обустройство, оформление и содержание диспетчерских и остановочных пунктов на маршрутах перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, в том числе наличие на них расписания движения транспортных средств городского электрического транспорта в регулярном сообщении;

обеспечивать содержание дорог, улиц и проездов городов (населенных пунктов), по территории которых проходят маршруты перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, в состоянии, пригодном для выполнения таких перевозок;

осуществлять оплату услуг оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

осуществлять оплату услуг оператора перевозок пассажиров метрополитеном по организации перевозок пассажиров метрополитеном в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 12. Договор об оказании услуг оператора

Если организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном осуществляется оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и (или) оператором перевозок пассажиров метрополитеном, то заказчик перевозок пассажиров обязан заключить с ними договор об оказании услуг оператора.

Договор об оказании услуг оператора должен содержать перечень услуг по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном, которые обязуются оказать оператор перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и (или) оператор перевозок пассажиров метрополитеном.

В перечень услуг по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном должны включаться:

формирование схемы маршрутной сети;

составление и ведение паспортов маршрутов перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;

обследование состояния дорог, улиц и проездов городов (населенных пунктов), диспетчерских и остановочных пунктов на маршрутах перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;

изучение пассажиропотоков на маршрутах перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном, составление расписаний либо определение интервалов движения транспортных средств городского электрического транспорта и (или) транспортных средств метрополитена, внесение при необходимости изменений в расписания либо интервалы движения транспортных средств городского электрического транспорта и (или) транспортных средств метрополитена, изготовление расписания движения транспортных средств городского электрического транспорта в регулярном сообщении и размещение его на остановочных пунктах на маршрутах перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;

координация расписаний либо интервалов движения транспортных средств городского электрического транспорта и (или) транспортных средств метрополитена по маршрутам перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном;

определение объема транспортной работы и объема перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном;

ведение учета объема транспортной работы и объема выполненных перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном.

В перечень услуг по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном могут также включаться:

диспетчерское управление перевозками пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и контроль за их выполнением;

продажа проездных документов, проверка наличия у пассажиров проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд;

иные услуги по организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и (или) метрополитеном в соответствии с законодательством.

Статья 13. Договор об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договор об организации перевозок пассажиров метрополитеном

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или метрополитеном организуются в соответствии с договором об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или договором об организации перевозок пассажиров метрополитеном, заключаемыми заказчиком перевозок пассажиров с перевозчиком пассажиров городским электрическим транспортом или перевозчиком пассажиров метрополитеном либо оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом с перевозчиком пассажиров городским электрическим транспортом или оператором перевозок пассажиров метрополитеном с перевозчиком пассажиров метрополитеном.

Договором об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договором об организации перевозок пассажиров метрополитеном определяются маршруты, расписания, интервалы движения транспортных средств городского электрического транспорта или транспортных средств метрополитена с установленными началом и окончанием работы, количество выполняемых рейсов по маршруту, тип и количество используемых транспортных средств городского электрического транспорта или транспортных средств метрополитена, требования к таким транспортным средствам и ответственность сторон, а также порядок расчетов за перевозки пассажиров городским электрическим транспортом или метрополитеном. Кроме того, в договоре об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договоре об организации перевозок пассажиров метрополитеном могут быть указаны перечень услуг, сопутствующих перевозкам пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или метрополитеном, порядок оплаты проезда, объемы перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или метрополитеном и иные условия.

Заключение договора об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договора об организации перевозок пассажиров метрополитеном не исключает необходимости заключения в соответствии с законодательством договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договора перевозки пассажира метрополитеном.

ГЛАВА 4
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ В РЕГУЛЯРНОМ СООБЩЕНИИ И МЕТРОПОЛИТЕНОМ

Статья 14. Договор перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договор перевозки пассажира метрополитеном

По договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном обязуются перевезти пассажира и его ручную кладь (при ее наличии) в пункт назначения. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, а при провозе ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, – за провоз ручной клади.

Порядок заключения договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и порядок заключения договора перевозки пассажира метрополитеном устанавливаются Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

Договор перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении считается заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство городского электрического транспорта. Договор перевозки пассажира метрополитеном считается заключенным с момента прохождения пассажиром контрольного турникета (линии контроля).

Договор перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договор перевозки пассажира метрополитеном являются публичными.

Статья 15. Права пассажира согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном

Пассажир согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном имеет право:

получить информацию о порядке и условиях выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;

совершить поездку в соответствии с условиями договора;

провозить бесплатно ручную кладь, количество и (или) размер которой не превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;

получить в соответствии с гражданским законодательством возмещение за вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу.

Пассажир может иметь другие права, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

Статья 16. Обязанности пассажира согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном

Пассажир согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном обязан:

своевременно и в полном объеме уплатить установленную плату за проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь;

иметь во время поездки в городском электрическом транспорте проездной документ и (или) документ, подтверждающий право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд;

оплатить провоз ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;

предъявлять по требованию лиц, имеющих право на осуществление контроля за оплатой проезда, проездной документ и (или) документ, подтверждающий право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд;

предоставлять для досмотра, в том числе с помощью технических средств, в метрополитене ручную кладь по требованию работников метрополитена, имеющих в соответствии с законодательными актами право осуществлять досмотр;

выполнять требования Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном.

На пассажира могут быть возложены другие обязанности, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

Статья 17. Права перевозчика согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном

Перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном согласно договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и договору перевозки пассажира метрополитеном имеют право:

требовать от пассажира соблюдения условий договора, выполнения требований Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном, иных актов законодательства, регулирующих отношения в области городского электрического транспорта и метрополитена;

получать установленную плату за перевозку пассажира, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь;

отказаться от перевозки пассажира по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Закона.

Перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном могут иметь другие права, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

Статья 18. Основания для отказа перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом от перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозчика пассажиров метрополитеном от перевозки пассажиров метрополитеном

Основаниями для отказа перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом от перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозчика пассажиров метрополитеном от перевозки пассажиров метрополитеном являются:

прекращение или ограничение перевозок пассажиров на определенных маршрутах вследствие обстоятельств непреодолимой силы;

попытка пассажира провезти в качестве ручной клади предметы или вещества, запрещенные к перевозке в городском электрическом транспорте или метрополитене Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;

несоответствие проездного документа и (или) документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд, имеющихся у пассажира, выполняемой перевозке пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или метрополитеном;

неуплата или уплата не полностью установленной платы за проезд в случае, когда оплата проезда предусмотрена в процессе выполнения перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь;

неоплата провоза ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;

отказ пассажира от предоставления для досмотра, в том числе с помощью технических средств, в метрополитене ручной клади;

отказ пассажира от соблюдения условий договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или договора перевозки пассажира метрополитеном, выполнения требований Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном.

Статья 19. Обязанности перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчика пассажиров метрополитеном

Перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом при выполнении перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозчик пассажиров метрополитеном при выполнении перевозки пассажиров метрополитеном обязаны:

выполнять перевозку пассажиров городским электрическим транспортом или метрополитеном в соответствии с условиями договора, требованиями Правил перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правил перевозок пассажиров метрополитеном, иных актов законодательства;

предоставлять пассажирам информацию о порядке и условиях выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и метрополитеном;

возмещать в соответствии с гражданским законодательством причиненный вред;

обеспечивать безопасность транспортной деятельности, в том числе создавать в метрополитене подразделения по обеспечению его безопасности.

На перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчика пассажиров метрополитеном могут быть возложены другие обязанности, установленные в соответствии с настоящим Законом, Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, иными актами законодательства.

Статья 20. Тарифы на городские и пригородные перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозки пассажиров метрополитеном и провоз ими ручной клади

Городские и пригородные перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозки пассажиров метрополитеном оплачиваются пассажирами по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством о ценообразовании, за исключением отдельных категорий граждан, которым в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь предоставляется право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд.

При городских и пригородных перевозках пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и перевозках пассажиров метрополитеном провоз ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном, оплачивается пассажирами по тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством о ценообразовании.

ГЛАВА 5
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ В НЕРЕГУЛЯРНОМ СООБЩЕНИИ

Статья 21. Общие условия перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении выполняются на основании договора фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом.

Заказчиком перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении может быть юридическое или физическое лицо.

Статья 22. Договор фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом

По договору фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом фрахтовщик – перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом (далее – фрахтовщик) обязуется предоставить за плату фрахтователю – заказчику перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении (далее – фрахтователь) одно или несколько транспортных средств городского электрического транспорта на один или несколько рейсов.

Порядок заключения договора фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом устанавливается Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и иными актами законодательства.

Статья 23. Предоставление транспортного средства городского электрического транспорта фрахтователю

Фрахтовщик обязан предоставить в срок, установленный договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, исправное транспортное средство городского электрического транспорта в состоянии, пригодном для выполнения перевозки пассажиров.

Фрахтователь вправе отказаться от своевременно предоставленного транспортного средства городского электрического транспорта без уплаты неустойки и возмещения убытков, если оно не соответствует условиям договора фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом или непригодно для выполнения перевозки пассажиров.

Если своевременно предоставленное транспортное средство городского электрического транспорта не соответствует условиям договора фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом или непригодно для выполнения перевозки пассажиров, то такое транспортное средство считается непредоставленным.

Время предоставления транспортного средства городского электрического транспорта исчисляется с момента прибытия этого транспортного средства и предъявления фрахтователю заказа-наряда и (или) иного транспортного документа водителем транспортного средства городского электрического транспорта, если иное не установлено соглашением сторон.

ГЛАВА 6
ТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, МАРШРУТЫ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ

Статья 24. Транспортные документы при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном

Использование транспортных средств городского электрического транспорта при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом оформляется транспортными документами, установленными Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом.

Заключение договора перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении удостоверяется проездным документом и (или) документом, подтверждающим право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд.

Заключение договора перевозки пассажира метрополитеном удостоверяется оплатой проезда с использованием жетона или электронного билета в автоматическом контрольном пункте либо предъявлением билета и (или) документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд, лицам, имеющим право на осуществление контроля за оплатой проезда.

Реквизиты электронного билета устанавливаются Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и Правилами перевозок пассажиров метрополитеном.

Формы (образцы) проездных документов, за исключением электронной записи, сформированной в системах продажи билетов или автоматизированных системах оплаты и контроля оплаты проезда, устанавливаются в соответствии с Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном.

Статья 25. Маршруты перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или метрополитеном выполняются по маршрутам, определенным договором об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении или договором об организации перевозок пассажиров метрополитеном. Маршрутом перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении является установленный путь следования транспортного средства городского электрического транспорта между остановочными пунктами. Маршрутом перевозки пассажиров метрополитеном является установленный путь следования транспортного средства метрополитена по соответствующим линиям метрополитена.

Маршрут перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном может быть изменен как по инициативе перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом или перевозчика пассажиров метрополитеном с обязательным получением согласия заказчика перевозок пассажиров либо оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или оператора перевозок пассажиров метрополитеном, так и по инициативе заказчика перевозок пассажиров либо оператора перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или оператора перевозок пассажиров метрополитеном по согласованию с перевозчиком пассажиров городским электрическим транспортом или перевозчиком пассажиров метрополитеном. Пассажиры должны быть уведомлены об изменении маршрута перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и (или) метрополитеном заблаговременно (до начала выполнения перевозок по измененному маршруту).

На каждый маршрут перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении должен быть составлен паспорт маршрута по форме, установленной Министерством транспорта и коммуникаций.

Перевозка пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении выполняется по маршруту, определенному договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом. Изменения в маршрут перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении вносятся только с согласия фрахтователя.

ГЛАВА 7
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗОРСКАЯ СЛУЖБА НА ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНЕ

Статья 26. Техническое обеспечение безопасности транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном

Для технического обеспечения безопасности транспортной деятельности при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном должны поддерживать в технически исправном состоянии транспортные средства городского электрического транспорта и транспортные средства метрополитена, коммуникации городского электрического транспорта и коммуникации метрополитена в соответствии с требованиями, установленными законодательством, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, а также требованиями международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Статья 27. Обеспечение защиты пассажиров и работников перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчика пассажиров метрополитеном от актов терроризма или иных противоправных действий

Защита пассажиров и работников перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчика пассажиров метрополитеном от актов терроризма или иных противоправных действий обеспечивается посредством:

предотвращения несанкционированного доступа физических лиц к линиям городского электрического транспорта, сооружениям, предназначенным для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств городского электрического транспорта, а также к коммуникациям метрополитена;

охраны метрополитена;

осуществления досмотра ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, для исключения проноса на станцию метрополитена и (или) предотвращения незаконного провоза в транспортных средствах метрополитена предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене Правилами перевозок пассажиров метрополитеном;

принятия государственными органами и иными организациями в пределах их компетенции иных мер по предупреждению, предотвращению и пресечению актов терроризма или иных противоправных действий, а также мер по минимизации их последствий.

Статья 28. Досмотр ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном

Досмотр ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, осуществляется в целях обеспечения безопасности граждан и транспортной деятельности в пределах, необходимых для выявления предметов или веществ, запрещенных к перевозке в метрополитене Правилами перевозок пассажиров метрополитеном.

Досмотр ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, в том числе с помощью технических средств, осуществляется работниками метрополитена, имеющими в соответствии с законодательными актами право осуществлять досмотр.

Порядок осуществления досмотра ручной клади пассажиров метрополитена, а также физических лиц, находящихся на станции метрополитена и намеревающихся заключить договор перевозки пассажира метрополитеном, устанавливается Правилами перевозок пассажиров метрополитеном и иными актами законодательства.

Статья 29. Обеспечение пожарной безопасности, охраны окружающей среды и действия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном

Перевозчик пассажиров городским электрическим транспортом и перевозчик пассажиров метрополитеном принимают меры по обеспечению пожарной безопасности, охраны окружающей среды и осуществляют действия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и метрополитеном посредством:

выполнения требований законодательства о пожарной безопасности и законодательства об охране окружающей среды;

разработки планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или инструкций по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

осуществления подготовки работников городского электрического транспорта и метрополитена к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

создания и поддержания в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

принятия в пределах своей компетенции иных мер по обеспечению пожарной безопасности, охраны окружающей среды и осуществления иных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 291. Контрольно-ревизорская служба на городском электрическом транспорте

Заказчиком перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении либо оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом для проверки наличия у пассажиров проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда, в том числе на бесплатный проезд, соблюдения условий выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении обеспечивается создание контрольно-ревизорской службы.

Порядок создания и деятельности контрольно-ревизорской службы устанавливается Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом.

Статья 30. Особенности трудовых отношений на городском электрическом транспорте и метрополитене

Проведение забастовок работниками городского электрического транспорта и метрополитена не допускается.

ГЛАВА 8
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ И МЕТРОПОЛИТЕНОМ. ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ

Статья 31. Общие положения гражданско-правовой ответственности

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, договору об организации перевозок пассажиров метрополитеном, договору перевозки пассажира городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, договору перевозки пассажира метрополитеном, договору фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, договору об оказании услуг оператора стороны несут ответственность, установленную настоящим Законом, иными актами законодательства, а также соглашением сторон.

Соглашения сторон об ограничении или устранении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательством.

Статья 32. Гражданско-правовая ответственность фрахтовщика

За непредоставление или несвоевременное предоставление транспортного средства городского электрического транспорта в соответствии с договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом фрахтовщик несет ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон.

Фрахтовщик освобождается от ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление транспортного средства городского электрического транспорта в случае, если это произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также в предусмотренных законодательством случаях прекращения или ограничения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и иных случаях, предусмотренных законодательством.

Статья 33. Гражданско-правовая ответственность фрахтователя

Фрахтователь возмещает фрахтовщику убытки, причиненные в связи с неиспользованием или несвоевременным использованием предоставленного фрахтовщиком в срок транспортного средства городского электрического транспорта.

Фрахтователь освобождается от ответственности, указанной в части первой настоящей статьи, если неиспользование или несвоевременное использование предоставленного фрахтовщиком в срок транспортного средства городского электрического транспорта произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, а также в предусмотренных законодательством случаях прекращения или ограничения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и иных случаях, предусмотренных законодательством.

Фрахтователь обязан возместить ущерб, причиненный по его вине имуществу фрахтовщика, а также имуществу третьих лиц, за которое несет ответственность фрахтовщик.

Статья 34. Предъявление претензий и исков

До предъявления перевозчику пассажиров городским электрическим транспортом или перевозчику пассажиров метрополитеном иска, вытекающего из обязательств по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом или метрополитеном, должны быть предъявлены претензии соответствующему перевозчику в порядке и сроки, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом или Правилами перевозок пассажиров метрополитеном.

До предъявления фрахтовщику иска, вытекающего из обязательств по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении, должны быть предъявлены претензии фрахтовщику в порядке и сроки, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров городским электрическим транспортом.

ГЛАВА 9
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1–34 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.
bool(false)