Официальная правовая информация |
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июня 2021 г. № 240
Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования
В целях упорядочения регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур постановляю:
1. Определить, что принципами осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (далее – административные процедуры) являются:
доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования;
недопустимость отказа в приеме заявления субъекта хозяйствования и осуществлении административной процедуры по основаниям, не предусмотренным законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и постановлениями Правления Национального банка;
определение перечня документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, при недопустимости истребования у заинтересованного лица документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и регламентами административных процедур, а также документов и (или) сведений, которые имеются у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно;
обеспечение максимально возможного удобства осуществления административных процедур, в том числе посредством консолидации в службе «одно окно»;
максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму (далее – цифровизация административных процедур);
соразмерность общей административной нагрузки на субъекты хозяйствования реально существующим потребностям регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности посредством осуществления административных процедур;
иные принципы, установленные законодательными актами.
2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – единый перечень), утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
В едином перечне в отношении каждой административной процедуры определяется:
уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры;
орган-регулятор – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений;
срок осуществления административной процедуры;
вид платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры.
Осуществление административных процедур, не включенных в единый перечень, не допускается.
осуществляет подготовку проектов актов законодательства по включению в единый перечень новых административных процедур, их изменению или исключению из единого перечня;
утверждает регламент административной процедуры в соответствии с требованиями, установленными в приложении;
выступает заказчиком мероприятий по цифровизации административных процедур, обеспечению их консолидации в службе «одно окно»;
разъясняет регламент соответствующей административной процедуры, предусмотренной в едином перечне, а также при необходимости выдает обязательное для исполнения предписание о корректировке определенного уполномоченным органом размера платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, по результатам анализа информации, касающейся формирования такой платы;
осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Указом и иными актами законодательства.
4. Регламент административной процедуры утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если орган – регулятор такой административной процедуры не является нормотворческим органом.
5. Административные процедуры осуществляются на бесплатной или платной основе путем взимания сбора (пошлины) и (или) платы за услуги (работы).
Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры в виде:
сбора (пошлины), определяется в соответствии с законодательными актами;
платы за услуги (работы), определяется исходя из экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, и уровня рентабельности не выше 10 процентов.
6. При осуществлении административных процедур на безвозмездной основе выполняется:
доступ заинтересованных лиц к единому порталу электронных услуг для подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме;
доведение запроса уполномоченного органа, другого государственного органа, иной организации, которой делегированы полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче административных решений, принятых уполномоченными органами, а также по принятию административных решений об отказе в принятии заявлений заинтересованных лиц, службы «одно окно» (далее – уполномоченное лицо) до государственного информационного ресурса (системы) и информации в электронной форме из такого ресурса (системы) до уполномоченного лица посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы;
предоставление владельцем (оператором) государственного информационного ресурса (системы), республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним информации в электронной форме уполномоченному лицу* либо оператору общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Услуги коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с абзацем четвертым части первой настоящего пункта финансируются государственным органом или организацией, в подчинении (ведении) которых они находятся, за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на их функционирование. Порядок финансирования указанных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь.**
______________________________
* В отношении документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.
** Пункт 6 применяется к административным процедурам по заявлениям граждан.
7. Создать реестр административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – реестр), являющийся государственной информационной системой, интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой.
Порядок формирования и ведения реестра, его оператор определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Создание, эксплуатация и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизация программного обеспечения, реестра, интеграция его с программно-техническими комплексами органов-регуляторов и последующее сопровождение такой интеграции осуществляются за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на указанные цели и функционирование программно-технических комплексов, а также за счет других источников в соответствии с законодательством.
8. В реестр подлежат включению следующие сведения:
краткое описание административной процедуры;
сведения об административной процедуре и порядке ее осуществления, определенные регламентом, законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;
наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа, график приема представителей субъектов хозяйствования, иная имеющаяся контактная информация;
требования к документам, предоставляемым для осуществления административной процедуры;
наименование, место нахождения, режим работы органа-регулятора и (или) иного государственного органа или организации, являющихся вышестоящими по отношению к уполномоченному органу;
реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов, на которые необходимо перечислять плату, взимаемую при осуществлении административной процедуры, и способы ее внесения;
иные справочно-информационные сведения, не противоречащие требованиям законодательства.
9. Министерство экономики:
является владельцем реестра;
обеспечивает создание и функционирование реестра;
совместно с органами-регуляторами, уполномоченными органами и иными заинтересованными субъектами или лицами обеспечивает формирование и ведение реестра;
заключает договор с оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на предоставление программно-технических средств и технологий общегосударственной автоматизированной информационной системы для размещения и эксплуатации реестра.
10. Оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе обеспечивается:
круглосуточный свободный доступ к данным реестра через интернет-портал;
доступ к реестру для целей его формирования и ведения.
11. Действие настоящего Указа не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур:
указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;
в отношении деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
связанных с изъятием и предоставлением земельных участков;
связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;
связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
в сфере государственных секретов;
связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
12. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:
утверждение единого перечня;
разработку формы регламента административной процедуры;
создание реестра;
утверждение регламентов административных процедур в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа;
утверждение порядка финансирования услуг коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с частью второй пункта 6 настоящего Указа;
приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации;
12.3. утверждение органами-регуляторами в девятимесячный срок регламентов административных процедур;
12.4. до 1 января 2024 г. проведение на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего сокращения и упрощения административных процедур, а также по максимально возможной их цифровизации и консолидации в службе «одно окно».
13. Предоставить право Совету Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Указа.
14. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
пункт 12 и настоящий пункт – после официального опубликования данного Указа;
иные положения этого Указа – через девять месяцев после его официального опубликования.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |
|
к Указу Президента |
ТРЕБОВАНИЯ
к регламентам административных процедур
1. В регламенте административной процедуры определяются:
исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, требования к ним, порядок и формы их представления, а в отношении документов, выданных или удостоверенных иностранным компетентным органом, – также необходимость их легализации (проставления апостиля);
размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, или перечень затрат, связанных с ее осуществлением;
срок действия справки или иного документа, если они выдаются уполномоченным органом по результатам осуществления административной процедуры, и форма их представления;
особенности осуществления административной процедуры, в том числе ее подведомственность, субъекты хозяйствования, товары (объекты), работы, услуги, в отношении которых осуществляется (не осуществляется) соответствующая административная процедура;
перечень документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно;
порядок подачи (отзыва) административной жалобы в электронной и (или) письменной форме;
перечень государственных информационных ресурсов (систем), из которых уполномоченному органу должны предоставляться необходимые сведения в автоматическом и (или) автоматизированном режиме посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.
2. Если вопросы, указанные в пункте 1, урегулированы законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, в регламент административной процедуры включаются ссылки на соответствующие структурные элементы этих актов.
3. В случае, если в регламенте административной процедуры определен перечень затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, уполномоченные органы:
информируют орган-регулятор о принятых решениях по определению размера платы за услуги (работы), взимаемой при осуществлении административной процедуры;
представляют по требованию субъекта хозяйствования экономические расчеты, подтверждающие уровень тарифов на услуги (работы), оказываемые (выполняемые) при осуществлении административной процедуры.