Официальная правовая информация |
18 июля 2016 г. № 399-З
О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду
Принят Палатой представителей 16 июня 2016 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2016 года
Изменения и дополнения:
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2019 г. № 218-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2019, 2/2657);
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 296-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.07.2023, 2/3016)
Настоящий Закон регулирует отношения в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и направлен на обеспечение экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
1. Государственная экологическая экспертиза – установление соответствия планируемых проектных и иных решений (далее – проектные решения), содержащихся в градостроительных проектах, предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации (далее, если не предусмотрено иное, – документация), требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а проектных решений, содержащихся в градостроительных проектах, предпроектной (предынвестиционной) документации, – также градостроительным регламентам.
2. Заказчики – государственные органы, иные юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (далее, если не предусмотрено иное, – юридические лица), индивидуальные предприниматели, планирующие осуществление хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь и (или) разработку документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы и (или) объектом проведения стратегической экологической оценки.
3. Заключение государственной экологической экспертизы – документ, содержащий сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.
31. Застройка – совместные возведение, реконструкция на определенной территории капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, связанных единством объемно-планировочных, технологических решений и очередностью осуществления.
4. Затрагиваемая сторона – государство, на окружающую среду которого может быть оказано трансграничное воздействие при реализации проектных решений.
5. Изменения окружающей среды – обратимые или необратимые изменения состояния окружающей среды, которые могут произойти в результате воздействия на нее при реализации проектных решений.
6. Отчет об оценке воздействия на окружающую среду – документ, содержащий сведения о проведенной оценке воздействия на окружающую среду, а также об источниках и видах воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, о проектных решениях и мероприятиях по охране окружающей среды и рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов.
7. Оценка воздействия на окружающую среду – определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях установления возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов.
8. Планируемая хозяйственная и иная деятельность – планируемая деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, технической модернизации, эксплуатации, выводу из эксплуатации, сносу объектов, другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов либо может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе выражающееся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросах сточных вод, обращении с отходами производства, удалении, пересадке объектов растительного мира, воздействии на объекты животного мира и (или) среду их обитания, снятии плодородного слоя почвы, пользовании недрами, использовании подземных пространств.
9. Разработчики документации – юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку документации и (или) проведение стратегической экологической оценки и (или) оценки воздействия на окружающую среду.
10. Стратегическая экологическая оценка – определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ (далее – программы), градостроительных проектов состояния окружающей среды, возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.
11. Трансграничное воздействие – воздействие на окружающую среду затрагиваемой стороны, которое может быть вызвано планируемой хозяйственной и иной деятельностью.
12. Экологический доклад по стратегической экологической оценке – документ, содержащий сведения о проведенной стратегической экологической оценке, необходимых мероприятиях по уменьшению и (или) предотвращению возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и об изменениях окружающей среды, которые могут наступить при реализации программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Отношения в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду регулируются законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
2. Законодательство в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
4. Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Статья 3. Основные принципы государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
Государственная экологическая экспертиза, стратегическая экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду проводятся с соблюдением следующих основных принципов:
допустимое воздействие на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
предотвращение вредного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
комплексность оценки вредного воздействия на окружающую среду и его последствий планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы;
обязательность учета требований экологической безопасности при проведении государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду;
недопущение возникновения зон экологического бедствия;
достоверность и полнота информации, содержащейся в документации, экологических докладах по стратегической экологической оценке и отчетах об оценке воздействия на окружающую среду;
гласность, участие общественных объединений, союзов (ассоциаций) общественных объединений, граждан и учет общественного мнения;
научная обоснованность, законность и объективность заключений государственной экологической экспертизы, экологических докладов по стратегической экологической оценке и отчетов об оценке воздействия на окружающую среду.
Статья 4. Субъекты отношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
Субъектами отношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду являются:
Президент Республики Беларусь;
Совет Министров Республики Беларусь;
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы;
заказчики;
разработчики документации;
организации, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы;
граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, иные юридические лица (далее – граждане и юридические лица).
Статья 5. Объекты государственной экологической экспертизы
1. Объектом государственной экологической экспертизы является следующая документация, в том числе изменения, вносимые в нее:
1.1. градостроительные проекты;
1.2. предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку, за исключением застройки территории садоводческих товариществ;
1.3. предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, за исключением:
капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, размещаемых в соответствии с утвержденными в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, генеральными планами поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования;
объектов, предпроектная (предынвестиционная) документация на которые разрабатывается в форме задания на разработку проектной документации;
реконструкции, технической модернизации объектов, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
возведения, реконструкции, технической модернизации объектов, проектные решения по которым при внесении изменений в предпроектную (предынвестиционную) документацию не связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, установленных в утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации;
возведения на территории заказчиков объектов, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
объектов санаторно-курортных и оздоровительных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и зон отдыха (кроме размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
1.4. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство, хранение товаров, и (или) объектов для получения электрической, тепловой энергии в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, за исключением:
реконструкции, модернизации, технической модернизации объектов, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
возведения, реконструкции, модернизации, технической модернизации объектов, проектные решения по которым при внесении изменений в архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты не связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, установленных в утвержденной проектной документации;
возведения на территории заказчиков объектов, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
объектов санаторно-курортных и оздоровительных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и зон отдыха (кроме размещения этих объектов в границах особо охраняемых природных территорий);
объектов, размещение которых предусматривается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в случае, если в заключении государственной экологической экспертизы по предпроектной (предынвестиционной) документации или архитектурным проектам особыми условиями реализации проектных решений предусмотрено представление на государственную экологическую экспертизу проектной документации по следующим стадиям разработки проектной документации;
объектов, входящих в перечень исключений, указанных в статье 7 настоящего Закона;
1.5. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на застройку в случае, если предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации или ее разработка не является обязательной в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением застройки территории садоводческих товариществ;
1.6. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос объектов, указанных в подпунктах 1.1–1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона;
1.7. архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды;
1.8. проектная документация на пользование недрами по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода, за исключением проектной документации на строительство и эксплуатацию одиночных водозаборов для добычи подземных вод;
1.9. документация на мобильные установки по использованию, обезвреживанию отходов, трупов животных, за исключением использования, обезвреживания:
отходов, трупов животных научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
отходов, трупов животных при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности;
медицинских отходов организациями здравоохранения, иными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность;
отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры;
1.10. проекты водоохранных зон и прибрежных полос;
1.11. проекты охотоустройства;
1.12. рыбоводно-биологические обоснования;
1.13. биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий;
1.14. биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;
1.15. биологические обоснования вселения диких животных в угодья;
1.16. лесоустроительные проекты;
1.17. проекты технических условий на продукцию, изготовленную из отходов, за исключением проектов технических условий, изменений, вносимых в них, когда требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта Республики Беларусь.
2. Объектом государственной экологической экспертизы является и иная документация, предусмотренная законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь.
Статья 6. Объекты, для которых проводится стратегическая экологическая оценка
1. Объектами, для которых проводится стратегическая экологическая оценка, являются:
1.1. проекты программ, содержащие положения, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов (в том числе в области обращения с отходами, в сфере недропользования), сельского хозяйства, промышленности, транспорта, энергетики, туризма, а также проекты, предусматривающие внесение изменений и (или) дополнений в них;
1.2. градостроительные проекты специального планирования, за исключением градостроительных проектов специального планирования для поселков городского типа и сельских населенных пунктов или их частей, а также проекты, предусматривающие внесение в них изменений.
2. Стратегическая экологическая оценка не проводится:
2.1. для проектов программ, связанных с национальной обороной, чрезвычайными ситуациями и радиационной безопасностью населения;
2.2. для объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в случае внесения в них изменений и (или) дополнений, реализация которых не повлечет увеличения возможного воздействия на окружающую среду.
Статья 7. Объекты, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду
1. Объектами, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, являются:
1.1. атомные электростанции и другие ядерные установки, за исключением сооружений и комплексов с экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами (сборками);
1.2. установки, предназначенные для производства ядерных материалов;
1.3. стационарные объекты и (или) сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов, в том числе ядерного топлива, отработавшего ядерного топлива, за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры;
1.4. объекты, на которых осуществляются переработка, хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов, за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры;
1.5. объекты:
хранения отходов, за исключением хранения отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры;
захоронения отходов;
использования, обезвреживания отходов, за исключением их использования, обезвреживания научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, их использования, обезвреживания при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности, а также за исключением их использования, обезвреживания отходов взрывчатых веществ и материалов объектов оборонной, военной инфраструктуры;
использования, обезвреживания, захоронения трупов животных, за исключением их использования, обезвреживания научными организациями для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, их использования, обезвреживания, захоронения при проведении противоэпизоотических мероприятий и лабораторных исследований (испытаний) в области ветеринарной деятельности;
1.6. излучающие радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства сверхвысокочастотного диапазона (с излучением длиной волны 10–1–10–2 метров или частотой 3 х 109 – 3 х 1010 герц), за исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
1.7. тепловые электростанции и другие установки для сжигания топлива установленной суммарной (тепловой и электрической) мощностью 100 мегаватт и более;
1.8. республиканские автомобильные дороги, железнодорожные пути общего пользования, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой 1500 метров и более;
1.9. магистральный трубопроводный транспорт с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более;
1.10. искусственные водоемы с площадью поверхности более 50 гектаров и каналы для транспортировки и сброса сточных вод в поверхностные водные объекты;
1.11. объекты, связанные с изменением и (или) спрямлением русла реки, ручья и (или) заключением участка реки, ручья в коллектор, а также с углублением дна реки, ручья, озера, за исключением:
объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
объектов, связанных с выполнением неотложных дноуглубительных и выправительных работ на внутренних водных путях;
объектов мелиорации, по которым водоприемники и магистральные каналы восстанавливаются до проектных параметров;
1.12. объекты хозяйственной и иной деятельности в границах поверхностных водных объектов, за исключением:
объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
местных автомобильных дорог, улиц населенных пунктов, железнодорожных путей необщего пользования;
объектов инженерной инфраструктуры;
гидрометеорологических объектов;
объектов, связанных с выполнением неотложных дноуглубительных и выправительных работ на внутренних водных путях;
объектов мелиорации, по которым водоприемники и магистральные каналы восстанавливаются до проектных параметров;
1.13. плотины высотой 2 метра и более, каналы для нужд судоходства;
1.14. водозаборы подземных вод производительностью 5 тысяч кубических метров в сутки и более;
1.15. объекты добычи полезных ископаемых (кроме торфа) открытым способом на площади 20 гектаров и более;
1.16. объекты добычи полезных ископаемых подземным способом при общем объеме извлекаемой горной породы 250 тысяч кубических метров в год и более;
1.17. объекты добычи торфа;
1.18. объекты добычи нефти объемом 5 тысяч тонн в год и более из одной скважины;
1.19. объекты добычи природного газа объемом 2 миллиона кубических метров в год и более;
1.20. установки для газификации и сжижения угля и битуминозных сланцев производственной мощностью 500 тонн в сутки и более;
1.21. склады, предназначенные для хранения нефти и (или) нефтехимической продукции объемом 50 тысяч кубических метров и более, а также химических продуктов вместимостью 10 тонн и более;
1.22. подземные хранилища газа;
1.23. объекты производства целлюлозы и (или) древесной массы проектной мощностью 100 тысяч тонн в год и более, бумаги и (или) картона проектной мощностью 20 тонн в сутки и более;
1.24. объекты производства стекла;
1.25. объекты производства передельного чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), включая непрерывную разливку, производственной мощностью 2,5 тонны в час и более;
1.26. объекты горячей прокатки черных металлов производственной мощностью 20 тонн сырой стали в час и более;
1.27. объекты литья черных металлов производственной мощностью 20 тонн в сутки и более;
1.28. объекты выплавки, включая легирование, цветных металлов, в том числе рекуперированных продуктов (включая рафинирование, литейное производство и другое), плавильной мощностью 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для всех других металлов;
1.29. объекты производства древесно-стружечных плит, древесно-волокнистых плит с использованием в качестве связующих синтетических смол;
1.30. объекты хозяйственной и иной деятельности на территориях, определенных в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года, и в пределах 2 километров от их границ, за исключением:
объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
гидрометеорологических объектов;
расположенных в населенных пунктах объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры и жилищного строительства;
1.31. объекты хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, за исключением:
объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
гидрометеорологических объектов;
объектов общественного питания, объектов туристической инфраструктуры, расположенных в охранных зонах особо охраняемых природных территорий;
расположенных в населенных пунктах объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры и жилищного строительства;
1.32. объекты хозяйственной и иной деятельности в границах мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, в границах типичных и редких природных ландшафтов и биотопов, переданных под охрану землепользователям и (или) пользователям водных объектов, за исключением:
объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
гидрометеорологических объектов;
1.33. объекты хозяйственной и иной деятельности в границах городских лесов, парков, скверов, на которых планируемая хозяйственная и иная деятельность связана с удалением деревьев в количестве 300 штук и более, за исключением:
объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
гидрометеорологических объектов;
1.34. объекты хозяйственной и иной деятельности в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, связанные с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов, за исключением:
изменения назначения капитальных строений (зданий, сооружений), если такое изменение не связано с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов;
объектов, предусмотренных к возведению и реконструкции проектами застройки, по которым имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы;
объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, предусмотренных градостроительными проектами детального планирования;
1.35. объекты хозяйственной и иной деятельности на болотах, прилегающих к Государственной границе Республики Беларусь, или территориях, с которых может быть оказано воздействие на эти болота, за исключением:
объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры Государственной границы Республики Беларусь;
объектов научных организаций для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;
гидрометеорологических объектов;
1.36. мелиоративные системы проектной площадью 10 квадратных километров и более;
1.37. воздушные линии электропередачи напряжением 220 киловольт и более протяженностью 15 километров и более;
1.38. объекты, не указанные в подпунктах 1.1–1.37 настоящего пункта, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет 300, 500, 1000 метров, в том числе в случае его изменения, за исключением объектов сельскохозяйственного назначения, на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность;
1.39. объекты промышленности, на которых планируется осуществление экономической деятельности в сфере материального производства, связанной с производством, переработкой продукции (товаров), в том числе продуктов животного происхождения, а также с добычей полезных ископаемых, и у которых базовый размер санитарно-защитной зоны не установлен.
2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится и для иных объектов, предусмотренных законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь, а также по решению заказчика.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Статья 9. Полномочия Президента Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
Президент Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 10. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Совет Министров Республики Беларусь в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду:
1.1. обеспечивает проведение единой государственной политики;
1.2. устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, в том числе требования к заключению государственной экологической экспертизы, порядку его утверждения и (или) прекращения действия, особые условия реализации проектных решений, а также требования к специалистам, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы;
1.3. устанавливает порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду, требования к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требования к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду;
1.4. устанавливает порядок проведения стратегической экологической оценки, требования к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке, требования к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки;
1.5. осуществляет межправительственное сотрудничество.
2. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законодательными актами.
Статья 11. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду:
1.1. разрабатывает предложения об основных направлениях единой государственной политики и осуществляет ее реализацию;
1.2. обеспечивает проведение государственной экологической экспертизы через подчиненные ему организации;
1.3. обеспечивает подготовку специалистов, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду;
1.4. осуществляет международное сотрудничество.
2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет иные полномочия в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 12. Полномочия местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду:
1.1. информируют граждан о возможном воздействии на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности и о принятом решении по планируемой хозяйственной и иной деятельности;
1.2. организуют и совместно с заказчиками при участии разработчиков документации проводят общественные обсуждения отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке.
2. Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют иные полномочия в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Статья 13. Проведение государственной экологической экспертизы
1. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется организациями, подчиненными Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, имеющими в своем штате специалистов, прошедших подготовку по проведению государственной экологической экспертизы и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
2. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на платной основе в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
3. При проведении государственной экологической экспертизы учитываются выводы заключения общественной экологической экспертизы (при его наличии), касающиеся воздействия на окружающую среду.
Статья 14. Срок проведения государственной экологической экспертизы
1. Срок проведения государственной экологической экспертизы по документации не должен превышать одного месяца, по документации для объектов, расположенных в границах Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», – пятнадцати рабочих дней, по проектной документации для объектов на строительство нефтяных и газовых скважин, возведение и реконструкцию объектов обустройства нефтяных месторождений в части технологического комплекса сбора и транспорта нефти, газа и воды – десяти рабочих дней.
2. Срок проведения государственной экологической экспертизы по документации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, исчисляется в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.
Статья 15. Заключение государственной экологической экспертизы
1. По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.
Выдача заключения государственной экологической экспертизы, внесение в него изменений осуществляются в соответствии с законодательством об административных процедурах.
2. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение государственной экологической экспертизы может содержать особые условия реализации проектных решений.
В заключение государственной экологической экспертизы могут быть внесены изменения, если эти изменения не связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов.
3. Реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы, в том числе с особыми условиями реализации проектных решений, а также в случае невыполнения особых условий реализации проектных решений, установленных в положительном заключении государственной экологической экспертизы, запрещается.
4. Заключение государственной экологической экспертизы признается окончательным решением по планируемой хозяйственной и иной деятельности в части допустимого воздействия такой деятельности на окружающую среду и использования природных ресурсов для осуществления такой деятельности, в том числе для целей Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года.
Статья 16. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы
1. Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны до истечения срока реализации проектов.
2. Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение пяти лет.
21. Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпунктах 1.4–1.7 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны бессрочно при условии начала реализации проектных решений в течение двух лет после утверждения заключений государственной экологической экспертизы.
3. Положительные заключения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в подпункте 1.9 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение десяти лет.
4. Положительные заключения государственной экологической экспертизы, за исключением заключений по объектам, указанным в подпунктах 1.1–1.7 и 1.9 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, действительны в течение срока действия документации по соответствующим объектам государственной экологической экспертизы.
Статья 17. Прекращение действия заключения государственной экологической экспертизы
1. Действие заключения государственной экологической экспертизы прекращается по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в случае:
1.1. внесения изменений и (или) дополнений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы, если эти изменения и (или) дополнения связаны с увеличением воздействия на окружающую среду и (или) использования природных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
1.2. невыполнения особых условий реализации проектных решений;
1.3. выявления фактов указания в заявлении о выдаче заключения государственной экологической экспертизы недостоверных исходных данных на разработку проектной документации и (или) аннулирования заключений (согласований), полученных от государственных и иных организаций, на основании которых выдано заключение государственной экологической экспертизы.
2. Действие заключения государственной экологической экспертизы прекращается также:
2.1. в случае истечения срока действия заключения государственной экологической экспертизы;
2.2. на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу;
2.3. в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
3. Документация, по которой действие заключения государственной экологической экспертизы прекращено, подлежит повторному представлению на государственную экологическую экспертизу, если заказчик планирует продолжать осуществление хозяйственной и иной деятельности.
ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Статья 18. Проведение стратегической экологической оценки
1. Стратегическая экологическая оценка проводится для объектов, указанных в статье 6 настоящего Закона, на стадии разработки соответствующих проектов.
2. Стратегическая экологическая оценка проводится заказчиками, разработчиками документации с привлечением в случае необходимости специалистов, прошедших подготовку по проведению стратегической экологической оценки и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
3. Сведения о проведении стратегической экологической оценки отражаются в экологическом докладе по стратегической экологической оценке, составленном в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.
4. Экологический доклад по стратегической экологической оценке представляется на общественные обсуждения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
5. Стратегическая экологическая оценка организуется, финансируется заказчиком и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 19. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
1. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке:
1.1. предпроектной (предынвестиционной) документации на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона;
1.2. архитектурных или при одностадийной разработке проектной документации строительных проектов на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в случае, если в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной либо предпроектная (предынвестиционная) документация разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации.
2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится заказчиками, разработчиками документации с привлечением в случае необходимости специалистов, прошедших подготовку по проведению оценки воздействия на окружающую среду и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь.
3. Сведения о проведении оценки воздействия на окружающую среду отражаются в отчете об оценке воздействия на окружающую среду, составленном в соответствии с требованиями, установленными Советом Министров Республики Беларусь.
4. Не проводится оценка воздействия на окружающую среду при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации на территории заказчика объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в случае, если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение следующих условий:
4.1. не планируется на дату утверждения задания на разработку проектной документации увеличение предельной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год и (или) граммов в секунду) более чем на пять процентов от установленных заказчику в действующих разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексных природоохранных разрешениях, когда их получение требуется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
4.2. не планируется на дату утверждения задания на разработку проектной документации увеличение среднегодового расхода (объема) сточных вод (кубических метров в год) и (или) допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект (миллиграммов в кубическом дециметре), более чем на пять процентов от установленных заказчику в действующих разрешениях на специальное водопользование или в комплексных природоохранных разрешениях, когда их получение требуется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
4.3. не планируется на дату утверждения задания на разработку проектной документации увеличение более чем на пять процентов лимитов хранения и (или) лимитов захоронения отходов производства от установленных заказчику в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, когда их получение требуется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
4.4. не планируется предоставление дополнительного земельного участка площадью более чем на пять процентов от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика.
По объектам, указанным в статье 7 настоящего Закона, по которым получение соответствующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на специальное водопользование, разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов не требуется, оценка воздействия на окружающую среду не проводится в случае выполнения требования, установленного частью первой настоящего подпункта.
5. Отчет об оценке воздействия на окружающую среду представляется на общественные обсуждения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
6. Отчет об оценке воздействия на окружающую среду представляется на государственную экологическую экспертизу вместе с предпроектной (предынвестиционной), проектной документацией.
7. Оценка воздействия на окружающую среду, в том числе с учетом возможного трансграничного воздействия, организуется, финансируется заказчиком и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Статья 20. Права заказчиков, разработчиков документации в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Заказчики, разработчики документации в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду имеют право:
1.1. запрашивать по объектам, которые могут оказать трансграничное воздействие, от затрагиваемой стороны необходимую информацию через Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, если данная информация необходима для проведения оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
1.2. получать от организаций, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы, информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы по документации, представленной ими на государственную экологическую экспертизу;
1.3. требовать устранения нарушений установленного порядка проведения государственной экологической экспертизы;
1.4. представлять письменные или устные пояснения и предложения по документации;
1.5. обжаловать заключение государственной экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством об административных процедурах, или в судебном порядке.
2. Заказчики, разработчики документации имеют иные права в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 21. Обязанности заказчиков в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Заказчики в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду обязаны:
1.1. утверждать или в случаях, предусмотренных законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, представлять на утверждение самостоятельно или через уполномоченный на то государственный орган документацию, указанную в статье 5 настоящего Закона, только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
1.2. осуществлять реализацию проектных решений по объектам государственной экологической экспертизы только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
1.21. соблюдать условия, указанные в заключении государственной экологической экспертизы;
1.3. проводить общественные обсуждения отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке совместно с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами при участии разработчиков документации;
1.4. совместно с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды организовывать проведение консультаций с затрагиваемыми сторонами по отчетам об оценке воздействия на окружающую среду по объектам, которые могут оказать трансграничное воздействие;
1.5. предоставлять гражданам и юридическим лицам возможность ознакомления с документацией, направляемой на государственную экологическую экспертизу (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами), заключением государственной экологической экспертизы.
2. Заказчики имеют иные обязанности в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 22. Обязанности разработчиков документации в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Разработчики документации, осуществляющие разработку документации, в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду обязаны:
1.1. представлять в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства на государственную экологическую экспертизу документацию, указанную в статье 5 настоящего Закона, до передачи ее заказчику;
1.2. принимать участие в организованных заказчиками совместно с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами общественных обсуждениях отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке по документации, разработчиками которой они являются;
1.3. принимать участие в консультациях с затрагиваемыми сторонами по документации, разработчиками которой они являются;
1.4. дорабатывать документацию по замечаниям и предложениям, полученным в процессе общественных обсуждений и (или) проведения государственной экологической экспертизы (при их наличии);
1.5. выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
2. Разработчики документации, осуществляющие проведение стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду, обязаны:
2.1. привлекать в случае необходимости специалистов, прошедших подготовку по проведению соответственно стратегической экологической оценки, оценки воздействия на окружающую среду и соответствующих требованиям, установленным Советом Министров Республики Беларусь;
2.2. принимать участие в организованных заказчиками совместно с местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами общественных обсуждениях подготовленных ими отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке;
2.3. принимать участие в консультациях по подготовленным ими отчетам об оценке воздействия на окружающую среду, проводимых с затрагиваемыми сторонами;
2.4. выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 23. Права и обязанности организаций и специалистов, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы
1. Организации, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, проводят государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями настоящего Закона и иных актов законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
2. Специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, имеют право на:
2.1. формирование замечаний по документации, представленной на государственную экологическую экспертизу, и их направление разработчику документации или заказчику для ее доработки;
2.2. выбор методов и способов проведения государственной экологической экспертизы, способствующих достижению экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и предотвращению вредного воздействия на окружающую среду объекта государственной экологической экспертизы;
2.3. доступ к информации, относящейся к предмету и объекту государственной экологической экспертизы, в том числе к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами, в порядке, установленном законодательством об информации, информатизации и защите информации, о коммерческой тайне, о государственных секретах;
2.4. получение сведений из регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, других источников информации по вопросам, связанным с предметом и объектом государственной экологической экспертизы;
2.5. защиту от вмешательства в их деятельность, связанную с проведением государственной экологической экспертизы;
2.6. научно-методическое и материально-техническое обеспечение;
2.7. повышение квалификации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
2.8. осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
3. Специалисты, осуществляющие проведение государственной экологической экспертизы, обязаны:
3.1. осуществлять полный, объективный и комплексный анализ документации, представленной на государственную экологическую экспертизу;
3.2. соблюдать требования настоящего Закона и иных актов законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду;
3.3. составлять заключения государственной экологической экспертизы по объекту государственной экологической экспертизы;
3.4. принимать меры по неразглашению информации, доступ к которой ограничен законодательными актами и которая стала известна им при проведении государственной экологической экспертизы;
3.5. обеспечивать сохранность документации, представленной на государственную экологическую экспертизу;
3.6. выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Статья 24. Права граждан и юридических лиц в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
1. Граждане и юридические лица в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду имеют право:
1.1. запрашивать и получать информацию о проведении государственной экологической экспертизы;
1.2. принимать участие в общественных обсуждениях отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке;
1.3. знакомиться со сводкой отзывов и протоколом общественных обсуждений отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке, а также с документацией, направляемой на государственную экологическую экспертизу (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательными актами), заключением государственной экологической экспертизы;
1.4. обжаловать в судебном порядке отчет об оценке воздействия на окружающую среду, экологический доклад по стратегической экологической оценке, заключение государственной экологической экспертизы.
2. Граждане и юридические лица в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду имеют иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
Нарушение законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Статья 26. Разрешение споров в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду
Споры, возникающие в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, разрешаются в судебном порядке.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Внесение изменений и дополнений в некоторые законы
1. Внести в Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/875; 2005 г., № 121, 2/1139; 2007 г., № 147, 2/1335; 2008 г., № 1, 2/1395; 2010 г., № 120, 2/1679; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.01.2013, 2/2016; 30.12.2015, 2/2331) следующие изменения и дополнения:
в статье 1:
абзац двадцать седьмой изложить в следующей редакции:
«общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке – комплекс обязательных мероприятий, обеспечивающих информирование граждан и юридических лиц о проектах экологически значимых решений, отчетах об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладах по стратегической экологической оценке, а также возможность выражения участниками общественных обсуждений их отношения к указанным проектам, отчетам, докладам в целях учета общественных интересов и соблюдения прав граждан и юридических лиц;»;
абзац тридцатый изложить в следующей редакции:
«оценка воздействия на окружающую среду – определение при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений, а также определение необходимых мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;»;
после абзаца сорок второго дополнить статью абзацем следующего содержания:
«стратегическая экологическая оценка – определение при разработке проектов государственных, региональных и отраслевых стратегий, программ, градостроительных проектов возможных воздействий на окружающую среду (в том числе трансграничных) и изменений окружающей среды, которые могут наступить при реализации указанных стратегий, программ, градостроительных проектов с учетом внесения в них изменений и (или) дополнений;»;
абзацы сорок третий – пятьдесят третий считать соответственно абзацами сорок четвертым – пятьдесят четвертым;
статью 2 изложить в следующей редакции:
Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об обращении с отходами, а также в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании недр, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира и иным законодательством Республики Беларусь.
При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.»;
в статье 81:
абзац третий исключить;
абзацы четвертый–девятый считать соответственно абзацами третьим–восьмым;
абзац четвертый статьи 9 изложить в следующей редакции:
«утверждает государственные программы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;»;
название главы 3, абзац четвертый части второй статьи 12 и абзац шестой части первой статьи 15 дополнить словами «, экологических докладов по стратегической экологической оценке»;
в статье 152:
название статьи и часть седьмую после слов «на окружающую среду» дополнить словами «, экологических докладов по стратегической экологической оценке»;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду для объектов проводятся оценка воздействия на окружающую среду, стратегическая экологическая оценка, общественному обсуждению подлежат также отчеты об оценке воздействия на окружающую среду, экологические доклады по стратегической экологической оценке.»;
абзац пятый части третьей после слов «на окружающую среду» дополнить словами «, экологическим докладам по стратегической экологической оценке в отношении»;
в части пятой слова «о государственной экологической экспертизе» заменить словами «в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду»;
в части шестой статьи 43 слова «о растительном мире,» заменить словами «об охране и использовании растительного мира, о»;
из части четвертой статьи 49 слова «биологической безопасности и» исключить;
дополнить Закон статьей 541 следующего содержания:
«Статья 541. Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий
Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.»;
главу 8 изложить в следующей редакции:
«ГЛАВА 8
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 58. Оценка воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду проводится для объектов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду, требования к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду и требования к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 581. Стратегическая экологическая оценка
Стратегическая экологическая оценка проводится для объектов, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Порядок проведения стратегической экологической оценки, требования к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке и требования к специалистам, осуществляющим проведение стратегической экологической оценки, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 59. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия или несоответствия в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации планируемых проектных и иных решений требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.
В Республике Беларусь проводятся государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Статья 60. Государственная экологическая экспертиза
Государственная экологическая экспертиза проводится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Статья 61. Общественная экологическая экспертиза
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы.
Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в организации, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер.
Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов – общественных объединений и (или) граждан.
Порядок проведения общественной экологической экспертизы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.».
2. В подпункте 1.4 пункта 1 статьи 15 и пункте 2 статьи 23 Закона Республики Беларусь от 10 июля 2007 года «О животном мире» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 172, 2/1354; 2011 г., № 59, 2/1812) слова «о государственной экологической экспертизе» заменить словами «в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду».
3. Внести в Водный кодекс Республики Беларусь от 30 апреля 2014 года (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.05.2014, 2/2147) следующие изменение и дополнение:
пункт 1 статьи 27 изложить в следующей редакции:
«1. Выполнение работ, связанных с изменением и (или) спрямлением русла реки, ручья и (или) заключением участка реки, ручья в коллектор, а также с углублением дна, осуществляется на основании проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.»;
пункт 16 статьи 52 после слова «полос» дополнить словами «, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в них,».
Статья 28. Признание утратившими силу закона и отдельного положения закона
Признать утратившими силу:
Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года «О государственной экологической экспертизе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 276, 2/1606);
статью 10 Закона Республики Беларусь от 14 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 82, 2/1845).
Статья 29. Переходные положения
1. Государственная экологическая экспертиза документации, представленной на государственную экологическую экспертизу до вступления в силу настоящего Закона, проводится в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Закона.
2. Заключения государственной экологической экспертизы, выданные до вступления в силу настоящего Закона, действительны до истечения срока их действия.
Статья 30. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом;
принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
статьи 1–29 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;
иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |