Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 21.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 декабря 2019 г. № 272-З

Об охране и использовании торфяников

Принят Палатой представителей 19 ноября 2019 г.
Одобрен Советом Республики 3 декабря 2019 г.

Настоящий Закон устанавливает правовые основы охраны торфяников, рационального (устойчивого) использования их ресурсов и направлен на сохранение болот, сохранение, восстановление биосферных функций болот, удовлетворение экономических и иных потребностей в этих ресурсах настоящего и будущих поколений, а также на реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду и природопользование, международных договоров Республики Беларусь в этой области.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в Законе, и их определения

1. Биосферные функции болот – выполняемые болотами аккумулятивная, биологическая, межкруговоротная, ландшафтная, газорегуляторная, геохимическая, гидрологическая и климатическая функции.

2. Болотная растительность – произрастающая на болотах растительность гидрофильных видов (сфагнум, тростник, осока, пушица, багульник и другая растительность).

3. Болотная экологическая система – естественная экологическая система в границах болота.

4. Болото – природный комплекс, характеризующийся постоянным переувлажнением земель и произрастающей болотной растительностью, при отмирании которой происходят процессы торфообразования и торфонакопления.

5. Верховое болото – болото, в водном питании которого преобладают атмосферные осадки.

6. Выработанное торфяное месторождение – выработанное полностью или частично торфяное месторождение, на котором прекращена добыча торфа в порядке, установленном законодательством об охране и использовании недр, в связи с исчерпанием извлекаемых запасов или по экономическим причинам, не позволившим полностью извлечь запасы торфа.

7. Гидрологическая буферная зона естественного болота – территория, прилегающая к границам естественного болота, на которой устанавливается специальный режим ее охраны и использования для предотвращения нарушения гидрологического режима и загрязнения естественного болота.

8. Граница торфяника – определяемая по нулевой глубине залегания торфа условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющая торфяник от других природных (природно-антропогенных) комплексов, антропогенных объектов.

9. Грунтовые воды – подземные воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного горизонта (комплекса), получающего водное питание на площади его распространения.

10. Естественное болото – болото, не нарушенное или незначительно нарушенное хозяйственной и иной деятельностью, природными процессами, на котором не произошло существенное изменение его естественного состояния и которое характеризуется наличием процессов торфообразования и торфонакопления, произрастанием болотной растительности на площади не менее 65 процентов от всей площади болота, а также естественным гидрологическим режимом.

11. Нарушение естественного болота – изменение состояния естественного болота, включая изменение его гидрологического режима, процессов торфообразования и торфонакопления, видового состава произрастающих на нем дикорастущих растений и обитающих диких животных, произошедшее в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, природных процессов, которое не привело к осушению болота и прекращению процессов торфообразования и торфонакопления.

12. Нарушенное болото – болото, на котором в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, природных процессов произошло изменение его естественного состояния, включая изменение его гидрологического режима, процессов торфообразования и торфонакопления, видового состава произрастающих на нем дикорастущих растений и обитающих диких животных, которое не привело к осушению болота и прекращению процессов торфообразования и торфонакопления.

13. Низинное болото – болото, в водном питании которого преобладают грунтовые и поверхностные воды.

14. Осушенные земли с торфяными почвами – земли, на которых проведено осушение, имеющие в почвенном профиле один или несколько слоев торфа.

15. Охрана торфяников – деятельность, направленная на предотвращение загрязнения, деградации, истощения ресурсов торфяников, нарушения естественных болот и иного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности (далее, если не указано иное, – вредное воздействие) на торфяники и ликвидацию последствий такого воздействия, обеспечение соблюдения установленного режима охраны и использования естественных болот и их гидрологических буферных зон.

16. Палудикультура – плантационное выращивание тростника и иной болотной растительности на повторно заболоченных торфяниках в целях получения растительной биомассы и сохранения, восстановления биосферных функций болот.

17. Переходное болото – болото, водное питание которого составляют подземные (включая грунтовые) воды и атмосферные осадки.

18. Повторно заболоченный торфяник – торфяник, на котором осуществлена экологическая реабилитация (повторное заболачивание).

19. Торф – органогенная горная порода, образовавшаяся в результате отмирания и неполного распада болотной растительности в условиях постоянного переувлажнения при недостатке кислорода.

20. Торфяник (болото, торфяное месторождение, осушенные земли с торфяными почвами (далее, если не указано иное, – торфяник)) – природный (природно-антропогенный) комплекс, находящийся в естественном или осушенном состоянии, обязательным компонентом которого является образовавшийся в нем в процессе торфообразования слой (слои) торфа.

21. Торфяное месторождение – геологическое образование, состоящее из напластований торфа, которое по запасам торфа и его качеству пригодно для промышленного и (или) иного хозяйственного использования.

22. Управление торфяниками – деятельность, связанная с планированием и проведением на торфяниках, в гидрологических буферных зонах естественных болот мероприятий по сохранению болот, сохранению, восстановлению биосферных функций болот и рациональному (устойчивому) использованию ресурсов торфяников.

23. Экологическая реабилитация торфяников – деятельность, направленная на восстановление биосферных функций болот и процессов торфообразования, прекращение процессов эрозии торфяных почв и минерализации торфа, снижение пожарной опасности на торфяниках, осуществляемая путем регулирования уровня грунтовых вод (повторного заболачивания).

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охраны и использования торфяников

1. Отношения в области охраны и использования торфяников регулируются законодательством в области охраны и использования торфяников, а также международными договорами Республики Беларусь.

2. Законодательство в области охраны и использования торфяников основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, регулирующих отношения в этой области.

3. Отношения в области охраны и использования земельных ресурсов, ресурсов недр, лесных, водных ресурсов, ресурсов животного и растительного мира, находящихся в границах торфяников, регулируются законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании недр, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании вод, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира, если законодательством в области охраны и использования торфяников не предусмотрено иное.

4. Отношения, связанные с охраной и использованием торфяников, расположенных в границах природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране, регулируются законодательством в области охраны и использования торфяников, если законодательством об охране окружающей среды не предусмотрено иное.

5. Отношения, связанные с охраной и использованием торфяников, возникающие при проведении мелиоративных мероприятий, использовании мелиорированных земель, регулируются законодательством о мелиорации земель, если законодательством в области охраны и использования торфяников не предусмотрено иное.

6. Отношения, связанные с охраной и использованием торфяников, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законодательством в области охраны и использования торфяников, если законодательством о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не предусмотрено иное.

7. Отношения, связанные с охраной торфяников при возникновении пожаров, иных чрезвычайных ситуаций, регулируются законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов в части, не урегулированной законодательством в области охраны и использования торфяников.

8. Отношения, связанные с охраной и использованием торфяников, расположенных на землях, предоставленных для нужд обороны, регулируются законодательством в области охраны и использования торфяников в части, не урегулированной законодательством об обороне.

9. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы охраны и использования торфяников

Основными принципами охраны и использования торфяников являются:

сохранение естественных болот;

рациональное (устойчивое) использование ресурсов торфяников;

осуществление добычи торфа на торфяных месторождениях (их участках) в границах нарушенных болот, а также осушенных земель с торфяными почвами, дальнейшее использование которых для ведения сельского или лесного хозяйства технически невозможно и (или) экономически нецелесообразно;

использование осушенных земель с торфяными почвами для ведения сельского хозяйства методами, обеспечивающими минимальные потери органического вещества торфа и плодородия торфяных почв;

экологическая реабилитация нарушенных болот, осушенных для добычи торфа торфяных месторождений (их участков), на которых не осуществлялась добыча торфа, а также выработанных торфяных месторождений, осушенных земель с торфяными почвами, дальнейшее использование которых для ведения сельского или лесного хозяйства технически невозможно и (или) экономически нецелесообразно;

снижение вредного воздействия на торфяники на основе применения наилучших доступных технических методов, обеспечивающих соблюдение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;

гласность в работе государственных органов, общественных организаций в области охраны и использования торфяников и обеспечение граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полной, достоверной и своевременной экологической информацией;

ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования торфяников;

возмещение вреда, причиненного окружающей среде, жизни и здоровью граждан, имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вследствие вредного воздействия на торфяники;

обеспечение пропаганды знаний об охране и рациональном (устойчивом) использовании ресурсов торфяников, включение информации о торфяниках в образовательные программы.

Статья 4. Объекты отношений в области охраны и использования торфяников

Объектами отношений в области охраны и использования торфяников являются:

болота;

болотные экологические системы;

торфяные месторождения (их участки);

осушенные земли с торфяными почвами;

ресурсы торфяников;

права пользования ресурсами торфяников.

Статья 5. Субъекты отношений в области охраны и использования торфяников

Субъектами отношений в области охраны и использования торфяников являются:

Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы (организации), осуществляющие государственное управление в области охраны и использования торфяников, контроль в области охраны и использования торфяников, в пределах их компетенции;

юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, иностранные государства, их административно-территориальные (государственно-территориальные) образования, являющиеся в соответствии с законодательством этих государств участниками гражданских отношений, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), являющиеся пользователями ресурсов торфяников либо осуществляющие деятельность, оказывающую воздействие на торфяники (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели);

граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, являющиеся пользователями ресурсов торфяников либо осуществляющие деятельность, оказывающую воздействие на торфяники (далее – граждане).

Статья 6. Ресурсы торфяников

1. Ресурсы торфяников могут использоваться в хозяйственной и иной деятельности и включают расположенные в границах торфяников:

1.1. земельные ресурсы;

1.2. ресурсы недр;

1.3. лесные ресурсы;

1.4. водные ресурсы;

1.5. ресурсы животного мира;

1.6. ресурсы растительного мира.

2. Пользование ресурсами торфяников осуществляется в порядке общего и специального природопользования.

3. Виды пользования ресурсами торфяников, правовые основания для возникновения, приостановления и прекращения права пользования ресурсами торфяников, право собственности на ресурсы торфяников и продукцию, полученную при осуществлении права пользования этими ресурсами, установление, введение, изменение и отмена платежей за пользование ресурсами торфяников, а также порядок и условия их взимания определяются законодательством об охране и использовании земель, об охране и использовании недр, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании вод, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира, налоговым законодательством.

Статья 7. Права и обязанности землепользователей и пользователей водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяников

1. Землепользователи и пользователи водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяников, имеют право:

1.1. осуществлять в порядке, установленном законодательством, пользование ресурсами торфяников, реализуя при этом права и выполняя обязанности природопользователей, если иное не установлено законодательными актами или не следует из существа правоотношения;

1.2. на плантационное выращивание растений (черная ольха, ива, клюква, голубика, морошка, брусника, черника, тростник, лекарственные и другие растения) на торфяниках с соблюдением требований, установленных настоящим Законом, а также право собственности на эти растения и доходы от их реализации;

1.3. привлекать в случаях и порядке, установленных законодательством, других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, граждан для тушения пожаров на торфяниках, ликвидации иных чрезвычайных ситуаций и их последствий;

1.4. осуществлять иные права в области охраны и использования торфяников, если их реализация не противоречит требованиям законодательства.

2. Землепользователи и пользователи водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяников, обязаны:

2.1. обеспечивать сохранение болот, сохранение, восстановление их биосферных функций, биологического и ландшафтного разнообразия, рациональное (устойчивое) использование ресурсов торфяников с соблюдением требований, установленных настоящим Законом;

2.2. осуществлять охрану торфяников от пожаров в соответствии с требованиями и правилами пожарной безопасности, а также от вредного воздействия;

2.3. незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям о возникновении чрезвычайных ситуаций, оказывающих или способных оказать вредное воздействие на состояние торфяников, и проводить неотложные работы по ликвидации их последствий;

2.4. соблюдать установленные в соответствии с законодательством режимы охраны и использования болот, подлежащих особой и (или) специальной охране, если их земельные участки и (или) водные объекты расположены в границах этих болот;

2.5. выполнять иные обязанности в области охраны и использования торфяников, предусмотренные законодательством.

Статья 8. Права и обязанности граждан при посещении торфяников и осуществлении ими права общего пользования ресурсами торфяников

1. Граждане имеют право:

1.1. свободно находиться на торфяниках;

1.2. осуществлять общее пользование расположенными в границах торфяников лесными и водными ресурсами, ресурсами животного и растительного мира в порядке, установленном законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании вод, об охране и использовании животного мира, об охране и использовании растительного мира;

1.3. осуществлять иные права при нахождении на торфяниках, если их реализация не противоречит требованиям законодательства.

2. Граждане при нахождении на торфяниках обязаны:

2.1. выполнять обязательные для соблюдения требования по обеспечению пожарной безопасности, а в случае обнаружения пожара незамедлительно сообщать об этом органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям и оказывать содействие в его тушении;

2.2. не допускать загрязнения торфяников отходами, химическими и иными веществами;

2.3. соблюдать установленные в соответствии с законодательством режимы охраны и использования болот, подлежащих особой и (или) специальной охране;

2.4. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Статья 9. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими права специального пользования ресурсами торфяников

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими права специального пользования ресурсами торфяников имеют право:

1.1. осуществлять право специального пользования ресурсами торфяников в той мере, в какой это допускается законодательством;

1.2. самостоятельно выбирать способы специального пользования ресурсами торфяников с соблюдением требований законодательства;

1.3. самостоятельно распоряжаться продукцией, полученной ими в результате осуществления права специального пользования ресурсами торфяников, если иное не установлено законодательными актами или гражданско-правовым договором;

1.4. осуществлять иные права в области охраны и использования торфяников, если их реализация не противоречит требованиям законодательства.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими права специального пользования ресурсами торфяников обязаны:

2.1. рационально использовать ресурсы торфяников;

2.2. соблюдать установленные в соответствии с законодательством условия специального пользования ресурсами торфяников;

2.3. соблюдать установленные в соответствии с законодательством режимы охраны и использования болот, подлежащих особой и (или) специальной охране;

2.4. осуществлять право специального пользования ресурсами торфяников и иную деятельность способами, предотвращающими вредное воздействие на окружающую среду;

2.5. выполнять обязательные для соблюдения требования по обеспечению пожарной безопасности, а в случае обнаружения пожара незамедлительно сообщать об этом органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям, землепользователям, земельные участки которых расположены в границах торфяников, и оказывать содействие в его тушении;

2.6. своевременно вносить платежи за пользование ресурсами торфяников, если их внесение предусмотрено законодательством;

2.7. не нарушать права других лиц при осуществлении ими права пользования ресурсами торфяников;

2.8. возмещать вред, причиненный при осуществлении права специального пользования ресурсами торфяников;

2.9. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством.

ГЛАВА 2
УПРАВЛЕНИЕ, НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНИКОВ

Статья 10. Государственное управление в области охраны и использования торфяников

Государственное управление в области охраны и использования торфяников осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия Президента Республики Беларусь в области охраны и использования торфяников

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику и осуществляет иные полномочия в области охраны и использования торфяников в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Статья 12. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны и использования торфяников

1. Совет Министров Республики Беларусь в области охраны и использования торфяников:

1.1. обеспечивает реализацию единой государственной политики;

1.2. утверждает стратегию сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников;

1.3. утверждает схему распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности;

1.4. утверждает государственные программы в области охраны и использования торфяников;

1.5. устанавливает порядок разработки и утверждения планов управления болотами;

1.6. устанавливает порядок и условия осуществления комплексного мониторинга торфяников и использования его данных;

1.7. определяет организации, осуществляющие ведение реестра торфяников, устанавливает порядок и условия ведения этого реестра и использования его данных;

1.8. определяет организации, осуществляющие проведение инвентаризации торфяников, устанавливает порядок ее проведения.

2. Совет Министров Республики Беларусь осуществляет иные полномочия в области охраны и использования торфяников в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 13. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны и использования торфяников

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны и использования торфяников:

1.1. реализует единую государственную политику;

1.2. разрабатывает совместно с Национальной академией наук Беларуси и другими заинтересованными государственными органами и иными организациями проекты стратегии сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников, схемы распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности;

1.3. осуществляет совместно с Национальной академией наук Беларуси и другими заинтересованными государственными органами и иными организациями подготовку проектов государственных программ в области охраны и использования торфяников;

1.4. координирует выполнение обязательств по международным договорам Республики Беларусь.

2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет иные полномочия в области охраны и использования торфяников в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 14. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области охраны и использования торфяников

1. Местные Советы депутатов областного и базового территориального уровня утверждают региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ в области охраны и использования торфяников, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (далее – региональные комплексы мероприятий).

2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны и использования торфяников:

2.1. формируют и вносят для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов региональные комплексы мероприятий и обеспечивают их реализацию (местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориального уровня);

2.2. утверждают границы торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот (областные исполнительные комитеты);

2.3. организуют разработку и утверждают планы управления болотами, обеспечивают их реализацию (областные и районные исполнительные комитеты);

2.4. осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 15. Стратегии, схемы, государственные программы, региональные комплексы мероприятий в области охраны и использования торфяников

1. Деятельность по охране и использованию торфяников осуществляется на основании стратегии сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников, схемы распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности, государственных программ в области охраны и использования торфяников, региональных комплексов мероприятий и планов управления болотами.

2. Стратегия сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников разрабатывается на пятнадцатилетний период. В ней определяются цели, задачи, приоритеты, основные направления деятельности в области охраны и использования торфяников с учетом международных обязательств Республики Беларусь в этой области и механизм реализации указанной стратегии.

3. На основании стратегии сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников или вместе с ней в соответствии со статьей 24 настоящего Закона разрабатывается схема распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности на пятнадцатилетний период.

4. Государственные программы в области охраны и использования торфяников, региональные комплексы мероприятий формируются в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, как правило, сроком на пять лет и должны включать мероприятия по сохранению болот, сохранению, восстановлению биосферных функций болот и рациональному (устойчивому) использованию ресурсов торфяников.

Статья 16. Управление торфяниками

1. Управление торфяниками осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы или уполномоченные ими организации, а также землепользователи и пользователи водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяников.

2. Управление торфяниками, расположенными в границах особо охраняемых природных территорий, осуществляется государственными органами (организациями), в управление которых переданы особо охраняемые природные территории, или уполномоченными ими организациями.

3. Управление болотами, перечень которых устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, осуществляется на основании планов управления болотами.

4. Управление осушенными землями с торфяными почвами осуществляется на основании схем землеустройства районов, проектов внутрихозяйственного землеустройства, лесоустроительных проектов.

Статья 17. Порядок и условия разработки, утверждения и реализации планов управления болотами

1. Планы управления болотами разрабатываются в случае необходимости принятия мер по сохранению болот, сохранению, восстановлению биосферных функций болот и рациональному (устойчивому) использованию их ресурсов, экологической реабилитации нарушенных болот.

2. Перечень болот, для которых разрабатываются планы управления болотами, устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды на основании предложений Национальной академии наук Беларуси.

3. Болота, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, лесного фонда, не включаются в перечень, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в случаях, если необходимые мероприятия по сохранению болот, сохранению, восстановлению биосферных функций болот и рациональному (устойчивому) использованию их ресурсов включены в планы управления соответствующими особо охраняемыми природными территориями, лесоустроительные проекты, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

4. Проекты планов управления болотами разрабатываются научными организациями, осуществляющими научную деятельность в области функционирования болотных экологических систем.

5. Планы управления болотами утверждаются районными исполнительными комитетами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

6. В случае, если болото, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, расположено на территории двух и более районов, план управления таким болотом утверждается областным исполнительным комитетом, на территории двух и более областей, – совместным решением соответствующих областных исполнительных комитетов по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

7. Порядок разработки и утверждения планов управления болотами устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 18. Финансирование расходов на охрану торфяников и управление ими

Финансирование расходов на охрану торфяников и управление ими осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств международной технической помощи и иных источников, не запрещенных законодательными актами.

Статья 19. Научное обеспечение в области охраны и использования торфяников

1. Научное обеспечение в области охраны и использования торфяников осуществляют Национальная академия наук Беларуси, иные научные организации.

2. Координация научной деятельности в области охраны и использования торфяников осуществляется Национальной академией наук Беларуси.

3. Национальная академия наук Беларуси в области охраны и использования торфяников:

3.1. участвует в разработке и реализации научно-технической политики, подготовке проектов государственных программ в области охраны и использования торфяников;

3.2. обеспечивает выполнение государственных программ фундаментальных научных исследований и государственных научно-технических программ;

3.3. вносит в порядке, установленном законодательством, предложения по финансированию научной и инновационной деятельности;

3.4. разрабатывает научные основы охраны и устойчивого (рационального) использования ресурсов торфяников;

3.5. устанавливает порядок оценки нарушенности болот;

3.6. участвует в разработке проектов стратегий сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников, схем распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности;

3.7. осуществляет разработку и совершенствование комплекса мелиоративных, агротехнических, агрохимических и иных мероприятий, направленных на рациональное (устойчивое) использование торфяников в сельском и лесном хозяйстве, обеспечивающее минимальные потери органического вещества торфа и сохранение плодородия торфяных почв;

3.8. обеспечивает разработку и совершенствование технологий добычи и переработки торфа, направленных на экологизацию процесса добычи торфа и более эффективное использование его запасов;

3.9. обеспечивает разработку научными организациями, осуществляющими научную деятельность в области функционирования болотных экологических систем, проектов планов управления болотами, научных обоснований экологической реабилитации торфяников;

3.10. организует осуществление комплексного мониторинга торфяников;

3.11. осуществляет научное обеспечение выполнения международных договоров Республики Беларусь;

3.12. осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

4. Научные организации принимают участие в проведении научных исследований в области охраны и использования торфяников в соответствии с законодательством о научной, научно-технической и инновационной деятельности.

ГЛАВА 3
УЧАСТИЕ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ТОРФЯНИКАМИ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНИКОВ

Статья 20. Участие граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в управлении торфяниками

Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право участвовать в управлении торфяниками в соответствии с законодательством, не причиняя вреда окружающей среде, а также не нарушая права и законные интересы других граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе путем участия:

в общественных обсуждениях проектов экологически значимых решений в области охраны и использования торфяников, включая проекты стратегий сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников, схем распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности, государственных программ в области охраны и использования торфяников, региональных комплексов мероприятий, планов управления болотами;

в проведении общественной экологической экспертизы;

в реализации планов управления болотами.

Статья 21. Предоставление и распространение экологической информации в области охраны и использования торфяников

1. Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право запрашивать и получать от соответствующих государственных органов и иных организаций полную, достоверную и своевременную экологическую информацию в области охраны и использования торфяников.

2. Уполномоченные государственные органы размещают экологическую информацию в области охраны и использования торфяников на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет или иными общедоступными способами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об информации, информатизации и защите информации.

3. Предоставление и распространение экологической информации в области охраны и использования торфяников осуществляются в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

ГЛАВА 4
ТИПЫ БОЛОТ, КАТЕГОРИИ ТОРФЯНИКОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРФЯНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 22. Типы болот, категории торфяников

1. В зависимости от условий водного питания выделяются следующие типы болот:

1.1. верховые болота;

1.2. низинные болота;

1.3. переходные болота.

2. В зависимости от фактического состояния и возможности использования в хозяйственной и иной деятельности выделяются следующие категории торфяников:

2.1. естественные болота;

2.2. нарушенные болота;

2.3. повторно заболоченные торфяники;

2.4. торфяные месторождения, разрабатываемые для добычи торфа;

2.5. осушенные земли с торфяными почвами.

Статья 23. Направления использования торфяников в хозяйственной и иной деятельности, распределение торфяников по фондам

1. Направления использования торфяников в хозяйственной и иной деятельности определяются в зависимости от их принадлежности к определенным категориям торфяников.

2. Естественные болота должны сохраняться в ненарушенном состоянии.

Допускается ограниченное использование естественных болот для осуществления отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, не оказывающих вредного воздействия на болотные экологические системы (ведение лесного хозяйства, экологический туризм, сбор, заготовка дикорастущих растений и (или) их частей, сенокошение, ведение охотничьего хозяйства, охота, ведение рыболовного хозяйства, рыболовство и другие виды деятельности), при условии соблюдения режима охраны и использования естественных болот.

3. Нарушенные болота используются для:

3.1. ведения лесного хозяйства;

3.2. сбора, заготовки дикорастущих растений и (или) их частей;

3.3. сенокошения;

3.4. ведения охотничьего хозяйства, охоты;

3.5. ведения рыболовного хозяйства, рыболовства;

3.6. осуществления других видов хозяйственной и иной деятельности.

4. Повторно заболоченные торфяники используются для осуществления отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих целям экологической реабилитации торфяников (плантационное выращивание растений, экологический туризм, ведение охотничьего хозяйства, охота, ведение рыболовного хозяйства, рыболовство и другие виды деятельности).

5. Торфяные месторождения (их участки), разрабатываемые для добычи торфа, используются для:

5.1. добычи особо ценных видов торфа (верхового малоразложившегося торфа для гидролизного производства, битуминозного торфа для битумного производства, а также торфа, пригодного для использования в качестве сырья для лечебных целей);

5.2. промышленной добычи торфа (видов торфа, не относящихся к особо ценным в соответствии с подпунктом 5.1 настоящего пункта).

6. Осушенные земли с торфяными почвами используются для:

6.1. ведения сельского хозяйства;

6.2. ведения лесного хозяйства;

6.3. осуществления других видов хозяйственной и иной деятельности.

7. На основе отнесения торфяников к той или иной категории осуществляется распределение торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности в соответствии с пунктами 8–13 настоящей статьи, которое закрепляется в схеме распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности.

8. Торфяники распределяются по следующим фондам:

8.1. природоохранный фонд;

8.2. фонд особо ценных видов торфа;

8.3. разрабатываемый фонд;

8.4. эксплуатационный фонд.

9. В природоохранный фонд включаются болота, подлежащие особой и (или) специальной охране в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, и повторно заболоченные торфяники вне зависимости от их соответствия критериям, указанным в пунктах 10–12 настоящей статьи.

10. В фонд особо ценных видов торфа включаются торфяные месторождения (их участки) с наличием запасов верхового малоразложившегося торфа для гидролизного производства, битуминозного торфа для битумного производства, а также торфа, пригодного для использования в качестве сырья для лечебных целей.

11. Критериями возможности использования торфа в качестве сырья для:

11.1. гидролизного производства являются:

11.1.1. запасы торфа торфяного месторождения (его участка) не менее 400 тысяч тонн;

11.1.2. мощность слоя торфа не менее 1 метра;

11.1.3. степень разложения торфа до 20 процентов;

11.1.4. зольность торфа не более 5 процентов;

11.1.5. содержание редуцирующих веществ в торфе более 45 процентов;

11.2. битумного производства являются:

11.2.1. запасы торфа торфяного месторождения (его участка) не менее 300 тысяч тонн;

11.2.2. мощность слоя торфа не менее 1 метра;

11.2.3. степень разложения торфа более 30 процентов;

11.2.4. зольность торфа не более 6 процентов;

11.2.5. содержание битумов бензиновой экстракции в торфе не менее 4 процентов;

11.3. лечебных целей являются:

11.3.1. объем торфа торфяного месторождения (его участка) не менее 200 тысяч кубических метров;

11.3.2. мощность слоя торфа не менее 0,5 метра;

11.3.3. степень разложения торфа более 30 процентов;

11.3.4. содержание радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в торфе не более 370 и 37 беккерелей на килограмм соответственно.

12. В разрабатываемый фонд включаются торфяные месторождения (их участки) в границах нарушенных болот, а также осушенных земель с торфяными почвами, использование которых для ведения сельского или лесного хозяйства технически невозможно и (или) экономически нецелесообразно, обладающие необходимыми запасами торфа для его промышленной добычи в топливно-энергетических целях в качестве сырьевых баз торфобрикетных заводов и для производства кускового торфа с учетом потребностей экономики и населения Республики Беларусь.

Критериями возможности использования торфа для его промышленной добычи в топливно-энергетических целях в качестве сырьевых баз торфобрикетных заводов и для производства кускового торфа являются:

запасы торфа торфяного месторождения (его участка) 20 и более тысяч тонн;

площадь торфяного месторождения 10 и более гектаров;

мощность слоя торфа не менее 0,7 метра;

степень разложения торфа более 20 процентов;

зольность торфа не более 23 процентов;

пнистость торфа не более 3 процентов.

13. В эксплуатационный фонд включаются осушенные земли с торфяными почвами, нарушенные болота, выработанные торфяные месторождения (их участки), которые используются или могут быть использованы для ведения сельского или лесного хозяйства и осуществления других видов хозяйственной и иной деятельности и не включены в природоохранный фонд, фонд особо ценных видов торфа, разрабатываемый фонд.

Статья 24. Разработка схемы распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности

1. Для разработки схемы распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности и коллегиального обсуждения вопросов распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды создается межведомственная рабочая группа, в состав которой включаются представители Национальной академии наук Беларуси, других заинтересованных государственных органов и иных организаций, в том числе общественных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

2. В схеме распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности указываются:

2.1. учетные номера торфяников согласно реестру торфяников;

2.2. категории торфяников;

2.3. направления использования торфяников в хозяйственной и иной деятельности (фонды, по которым распределяются торфяники);

2.4. площадь торфяников;

2.5. запасы торфа – для фонда особо ценных видов торфа, разрабатываемого фонда, эксплуатационного фонда, а также оцененные запасы других ресурсов торфяников;

2.6. иная информация в области охраны и использования торфяников.

3. При разработке схемы распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности распределение торфяников по фондам осуществляется в соответствии с пунктами 8–13 статьи 23 настоящего Закона.

4. Проект схемы распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности до внесения его в Совет Министров Республики Беларусь подлежит общественным обсуждениям в порядке, установленном законодательством в области охраны окружающей среды, и согласованию с заинтересованными государственными органами.

ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНИКОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ТОРФЯНИКОВ

Статья 25. Технические требования в области охраны и использования торфяников

Технические требования в области охраны и использования торфяников, которые должны выполняться при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой используются ресурсы торфяников и (или) оказывается воздействие на них, устанавливаются экологическими нормами и правилами и иными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

Статья 26. Режимы охраны и использования естественных болот и гидрологических буферных зон естественных болот

1. Все естественные болота подлежат особой и (или) специальной охране в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и настоящего Закона.

2. На естественных болотах запрещаются:

2.1. проведение гидротехнической, агролесомелиоративной, культуртехнической и химической мелиорации земель, иных работ, связанных с изменением существующего гидрологического режима, кроме работ по его восстановлению и поддержанию (включая устройство на водотоках простейших препятствий для стока воды с болот в противопожарных целях), реконструкции, эксплуатации (обслуживанию) существующих отдельно расположенных гидротехнических сооружений, проведения путевых работ, содержания судоходных гидротехнических сооружений;

2.2. разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением стратегических полезных ископаемых;

2.3. предоставление земельных участков для строительства и обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), за исключением капитальных строений (зданий, сооружений), указанных в подпунктах 2.4.1–2.4.5 настоящего пункта, и коллективного садоводства;

2.4. возведение капитальных строений (зданий, сооружений), включая инженерные сети и транспортные коммуникации, за исключением:

2.4.1. возводимых капитальных строений (зданий, сооружений) для установления, содержания и охраны Государственной границы Республики Беларусь;

2.4.2. возводимых без нарушения гидрологического режима капитальных строений, зданий на свайных опорах для обустройства эколого-информационных центров, домов охотника и (или) рыболова;

2.4.3. возводимых капитальных сооружений для восстановления и поддержания гидрологического режима;

2.4.4. возводимых без нарушения гидрологического режима капитальных сооружений для обустройства стоянок механических транспортных средств, лодочных причалов, мест отдыха, туристских стоянок, экологических троп;

2.4.5. возводимых без нарушения гидрологического режима капитальных сооружений, необходимых для ведения лесного, охотничьего и (или) рыболовного хозяйства;

2.5. возведение, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт объектов хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования отходов;

2.6. размещение отходов, за исключением их временного хранения в санкционированных местах хранения отходов до их перевозки на объекты хранения, захоронения, обезвреживания и (или) использования отходов;

2.7. добыча (изъятие) вод с применением водозаборных сооружений из водных объектов, расположенных в границах болот, кроме изъятия вод для тушения пожаров;

2.8. использование болот в качестве водоприемников сточных вод, вод, поступающих из мелиоративных систем и осушительных сетей полей добычи торфа;

2.9. нарушение почвенного покрова, снятие (уничтожение) плодородного слоя почвы, распашка земель, за исключением мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, воспроизводству лесов;

2.10. рубки главного пользования, за исключением случаев, когда в соответствии с режимом охраны и использования природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране, установлены иные запреты и ограничения на проведение рубок леса;

2.11. складирование удобрений и средств защиты растений, снега, содержащего песчано-солевые смеси, противоледные реагенты;

2.12. размещение скотомогильников;

2.13. движение и стоянка механических транспортных средств и самоходных машин вне дорог общего пользования и специально оборудованных мест, за исключением:

2.13.1. механических транспортных средств и самоходных машин:

Министерства обороны, используемых для выполнения учебно-боевых задач, предусмотренных планами оперативной, боевой и мобилизационной подготовки войск, и обеспечения повседневной деятельности войск;

органов пограничной службы и подрядных организаций при выполнении задач по обеспечению установления, содержания и охраны Государственной границы Республики Беларусь;

органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, его территориальных органов, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, ее областных и межрайонных инспекций охраны животного и растительного мира, других государственных органов и иных организаций, осуществляющих контроль в области охраны и использования торфяников;

государственных органов и иных организаций, осуществляющих управление торфяниками;

юридических лиц, ведущих лесное, охотничье и (или) рыболовное хозяйство, используемых для ведения лесного, охотничьего и (или) рыболовного хозяйства;

2.13.2. тракторов с технически допустимой общей массой до 6,5 тонны и сдвоенными колесами, вездеходов при осуществлении управления торфяниками;

2.14. мойка транспортных и других технических средств;

2.15. проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий;

2.16. внесение минеральных удобрений, а также применение химических средств защиты растений, за исключением их применения при проведении работ, связанных с регулированием распространения и численности дикорастущих растений отдельных видов в соответствии с законодательством об охране и использовании растительного мира, о защите растений;

2.17. устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных;

2.18. разведение костров, а также выжигание растительности и ее остатков на корню, кроме проведения таких работ, предусмотренных законодательством и планами управления болотами при их наличии;

2.19. интродукция чужеродных диких животных и растений.

3. Для охраны естественных болот при отсутствии гидротехнических и иных сооружений, предотвращающих изменение гидрологического режима этих болот, в том числе по периферии осушительных систем, устанавливаются гидрологические буферные зоны естественных болот шириной не менее 300 метров от границы болота, а на прилегающих к естественным болотам торфяниках, включенных в разрабатываемый фонд в соответствии со схемой распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности, – шириной до 100 метров от границы болота.

4. В гидрологических буферных зонах естественных болот запрещаются виды деятельности, указанные в подпунктах 2.1–2.3, 2.5, 2.11, 2.12, 2.14, 2.17–2.19 пункта 2 настоящей статьи, а также:

4.1. возведение, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов хранения нефти и нефтепродуктов, автозаправочных станций, станций технического обслуживания автотранспорта, животноводческих ферм, комплексов, объектов, в том числе навозохранилищ и жижесборников, объектов хранения и (или) захоронения химических средств защиты растений;

4.2. возведение котельных на твердом и жидком топливе;

4.3. стоянка механических транспортных средств и самоходных машин на расстоянии до 30 метров по горизонтали от границы болота, за исключением механических транспортных средств и самоходных машин, указанных в подпунктах 2.13.1 и 2.13.2 пункта 2 настоящей статьи;

4.4. применение (внесение) химических средств защиты растений и минеральных удобрений с использованием авиации;

4.5. размещение сооружений для очистки сточных вод (за исключением сооружений для очистки поверхностных сточных вод), обработки осадка сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, полей фильтрации, иловых и шламовых площадок (за исключением площадок, входящих в состав очистных сооружений сточных вод с полной биологической очисткой и водозаборных сооружений, при условии проведения на таких площадках мероприятий по охране вод, предусмотренных проектной документацией).

5. Запреты на осуществление хозяйственной и иной деятельности, установленные пунктами 2 и 4 настоящей статьи:

5.1. учитываются при разработке и реализации проектов и схем землеустройства, градостроительных проектов, отраслевых схем размещения и развития производства и объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, проектов мелиорации земель, планов развития горных работ, проектов обоснования границ горных отводов, проектов водоохранных зон и прибрежных полос, республиканской комплексной схемы размещения рыболовных угодий, лесоустроительных проектов, проектов охотоустройства и планировки зон отдыха;

5.2. не применяются в отношении существующих в границах естественных болот, их гидрологических буферных зон объектов транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, железнодорожные пути, объекты авиации, внутренние водные пути).

Статья 27. Границы торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот

1. Границы торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот определяются научными организациями, подчиненными Национальной академии наук Беларуси, и указываются ими на планово-картографических материалах, которые согласовываются с государственными производственными лесохозяйственными объединениями.

2. Предложения по установлению границ торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот направляются научными организациями, подчиненными Национальной академии наук Беларуси, в областные комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды с приложением планово-картографических и иных материалов, необходимых для внесения сведений о границах торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот в реестр торфяников.

3. Границы торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот утверждаются решениями областных исполнительных комитетов на основании материалов, предоставляемых областными комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды, по согласованию с Национальной академией наук Беларуси.

4. Границы торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот после их указания на планово-картографических материалах и утверждения решениями областных исполнительных комитетов считаются установленными со дня внесения сведений о них в реестр торфяников.

Информация об установленных границах торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот направляется областными исполнительными комитетами в организации, ведущие земельно-информационные системы Республики Беларусь.

Статья 28. Информирование граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о границах торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот, а также о режимах охраны и использования естественных болот, гидрологических буферных зон естественных болот и ответственности за их нарушение

1. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны информировать граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о границах торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот, а также о режимах охраны и использования естественных болот, гидрологических буферных зон естественных болот и ответственности за их нарушение.

2. Информирование осуществляется путем размещения информации о границах торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот, а также о режимах охраны и использования естественных болот, гидрологических буферных зон естественных болот и ответственности за их нарушение на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов в глобальной компьютерной сети Интернет, иных средствах массовой информации в течение 15 дней со дня установления границ торфяников, гидрологических буферных зон естественных болот в соответствии с частью первой пункта 4 статьи 27 настоящего Закона, а также может осуществляться посредством установки информационных знаков, содержащих такую информацию, или иным общедоступным способом.

Статья 29. Требования по охране и использованию торфяников при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, реализация которой связана с пользованием ресурсами торфяников и (или) воздействием на них

1. При разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, реализация которой связана с пользованием ресурсами торфяников и (или) воздействием на них, должны учитываться состояние биологического и ландшафтного разнообразия, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться меры по предупреждению и устранению загрязнения торфяников, а также мероприятия, направленные на поддержание оптимального гидрологического режима торфяников, минимизацию эрозии торфяных почв и минерализации торфа, предотвращение возникновения пожаров, снижение выбросов в окружающую среду парниковых газов.

2. Для объектов добычи торфа проводится оценка воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.

3. В целях предупреждения вредного воздействия на окружающую среду объектов добычи торфа при разработке проектной документации на пользование недрами при добыче торфа, строительство мелиоративных систем необходимо предусматривать:

3.1. мероприятия, исключающие вредное воздействие осушительных систем на гидрологический режим примыкающих к ним болот, участки которых не планируются к разработке (строительство противофильтрационных дамб, водорегулирующих и других сооружений);

3.2. устройство прудов-отстойников и (или) применение иных методов очистки воды – при планировании добычи торфа на торфяных месторождениях (их участках);

3.3. применение наилучших доступных технических методов, обеспечивающих минимизацию вредного воздействия добычи торфа на окружающую среду;

3.4. мероприятия по предупреждению поступления в болота вод из мелиоративных систем и осушительных сетей полей добычи торфа. При этом допускается транзитная транспортировка таких вод в водотоки по гидротехническим сооружениям в границах нарушенных болот, обеспечивающим предотвращение поступления этих вод в болота.

4. В предпроектной (предынвестиционной) документации для объектов добычи торфа, проектной документации на пользование недрами при добыче торфа должны предусматриваться мероприятия по рекультивации земель, направленные на использование выработанных торфяных месторождений (их участков) преимущественно в природоохранных целях. При рекультивации земель в природоохранных целях в проектной документации на пользование недрами при добыче торфа должны учитываться требования, установленные пунктами 3–6 статьи 35 настоящего Закона.

5. Исключение, в том числе в целях уменьшения стоимости, из проектных работ планируемых мероприятий по охране окружающей среды и рекультивации земель при разработке предпроектной (предынвестиционной), проектной документации, реализация которой связана с пользованием ресурсами торфяников и (или) воздействием на них, запрещается.

Статья 30. Требования по охране и использованию торфяников при добыче торфа и других полезных ископаемых

1. Добыча торфа может осуществляться на торфяных месторождениях (их участках), включенных в разрабатываемый фонд в соответствии со схемой распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной деятельности.

2. Строительство и эксплуатация объектов добычи торфа и других полезных ископаемых в границах торфяников допускаются при наличии в проектной документации на пользование недрами раздела о рекультивации земель и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

3. При добыче торфа и других полезных ископаемых в границах торфяников необходимо обеспечивать реализацию мероприятий, указанных в пункте 3 статьи 29 настоящего Закона, а также соблюдение иных требований, установленных законодательством об охране и использовании недр и другим законодательством.

4. Не допускается добыча торфа на:

4.1. торфяных месторождениях (их участках) с остаточным слоем торфа менее 50 сантиметров;

4.2. впервые переданных в разработку торфяных месторождениях (их участках), если они не оборудованы гидротехническими сооружениями и устройствами, обеспечивающими оперативный подъем уровня воды в осушительных системах в случае возгорания торфа либо при угрозе такого возгорания, а также поддержание существующего гидрологического режима поверхностных водных объектов и режима подземных вод на территориях, прилегающих к подготавливаемым к разработке или разрабатываемым торфяным месторождениям (их участкам).

Статья 31. Требования по охране и использованию торфяников при ведении сельского хозяйства

1. При ведении сельского хозяйства на осушенных землях с торфяными почвами обеспечиваются:

1.1. использование осушенных земель с торфяными почвами преимущественно для выращивания многолетних трав и выпаса сельскохозяйственных животных;

1.2. минимизация эрозии торфяных почв, минерализации торфа и потерь органического вещества торфа;

1.3. поддержание оптимального водного режима торфяных почв для выращивания сельскохозяйственных культур путем двустороннего регулирования водного режима торфяных почв, финансирование которого осуществляется в соответствии с законодательством о мелиорации земель;

1.4. соблюдение иных требований, установленных законодательством о мелиорации земель и другим законодательством.

2. Для предупреждения нарушения гидрологического режима болот, расположенных в зоне влияния мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, при проведении мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях должны быть предусмотрены меры, направленные на недопущение использования болот в качестве водоприемников мелиоративных систем и поддержание оптимального гидрологического режима этих болот путем строительства по периферии мелиоративных систем ограждающих дамб, гидротехнических сооружений для регулирования гидрологического режима.

3. Осушенные земли с торфяными почвами, дальнейшее использование которых для ведения сельского хозяйства технически невозможно и (или) экономически нецелесообразно, подлежат выведению из сельскохозяйственного использования в порядке, установленном законодательством о мелиорации земель, об охране и использовании земель, с их дальнейшей экологической реабилитацией либо использованием для ведения лесного хозяйства, добычи торфа или осуществления иной деятельности.

Статья 32. Требования по охране и использованию торфяников при ведении лесного хозяйства

1. Ведение лесного хозяйства в границах торфяников должно осуществляться методами, обеспечивающими сохранение естественных болот и их биосферных функций, при условии эффективного использования лесомелиоративных систем, минимизации эрозии торфяных почв и минерализации торфа, предотвращения возникновения пожаров.

2. Для ведения лесного хозяйства могут использоваться переводимые в состав земель лесного фонда земли после добычи торфа с мощностью остаточного слоя торфа не менее 0,3 метра, подстилаемого песками, супесями, суглинками, и нарушенные низинные и переходные болота, на которых возможны сброс воды самотечным способом с использованием существующей осушительной сети и поддержание оптимального для лесных насаждений водного режима.

3. В границах торфяников при ведении лесного хозяйства не планируются и не проводятся:

3.1. рубки главного пользования в насаждениях сфагновых и осоково-сфагновых типов леса, сосновых насаждениях багульниковых и осоковых типов леса;

3.2. применение химических средств защиты растений с использованием авиации;

3.3. гидротехническая мелиорация, за исключением работ по реконструкции, эксплуатации (обслуживанию) существующих гидролесомелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

3.4. сжигание порубочных остатков при проведении рубок леса, за исключением случаев сжигания порубочных остатков в очагах вредителей и болезней леса в соответствии с законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

4. В случае, если на дату внесения сведений о границах торфяника в реестр торфяников в соответствии с лесоустроительным проектом выдан лесорубочный билет на проведение в границах торфяника рубок главного пользования, в отношении таких рубок нормы подпункта 2.10 пункта 2 статьи 26 настоящего Закона и подпункта 3.1 пункта 3 настоящей статьи не применяются.

5. Рубки леса в границах торфяников проводятся в осенне-зимний период после замерзания почвы, за исключением рубок леса в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий, расчистки квартальных просек, содержания противопожарных разрывов, рубок деревьев, являющихся промежуточными хозяевами вредителей и болезней лесов, по периметру существующих и проектируемых лесных питомников и лесосеменных плантаций, которые могут проводиться в течение всего года.

6. При рубках леса в границах торфяников движение механических транспортных средств и самоходных машин осуществляется по волокам и погрузочным площадкам, волоки укрепляются порубочными остатками.

Статья 33. Требования по охране и использованию торфяников при плантационном выращивании растений

1. Для плантационного выращивания растений (черная ольха, ива, клюква, голубика, морошка, брусника, черника, тростник, лекарственные и другие растения) могут использоваться участки выработанных торфяных месторождений, нарушенных болот, повторно заболоченных торфяников с соблюдением следующих условий:

1.1. наличие сооружений для регулирования и поддержания в течение вегетационного периода уровня грунтовых вод, обеспечивающего оптимальные условия для произрастания культивируемых растений;

1.2. поддержание влажности торфа на уровне не менее 60 процентов от его полной влагоемкости;

1.3. мощность слоя торфа не менее 0,3 метра для клюквы и не менее 0,5 метра для голубики;

1.4. удаленность на 10 и более метров от береговой линии водных объектов.

2. Для палудикультуры используются повторно заболоченные торфяники, обеспечивающие возможность получения растительной биомассы с продуктивностью не менее 5 тонн на гектар в год.

3. Интродукция и (или) акклиматизация чужеродных видов растений для их использования в целях плантационного выращивания на торфяниках осуществляются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании растительного мира.

4. При плантационном выращивании растений в границах торфяников должны применяться методы, минимизирующие эрозию торфяных почв и минерализацию торфа, а также не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду.

Статья 34. Требования по охране и использованию торфяников при рубках, удалении деревьев и кустарников, кошении болотной растительности в целях сохранения естественных болот и (или) получения растительной биомассы

1. Рубки, удаление деревьев и кустарников в целях сохранения естественных болот и (или) получения растительной биомассы планируются на основании планов управления болотами, либо планов управления особо охраняемыми природными территориями, либо лесоустроительных проектов, в которых предусмотрены мероприятия по рубкам, удалению деревьев и кустарников, произрастающих на торфяниках, и осуществляются при наличии разрешительных и иных документов, если их наличие предусмотрено законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране и использовании растительного мира.

2. Рубки, удаление деревьев и кустарников при покрытии ими:

2.1. менее 20 процентов участка болота, на котором эти рубки, удаление осуществляются, – осуществляются без вывоза растительной биомассы. При этом вырубленные, удаленные деревья и кустарники измельчаются специальной техникой и (или) складируются на болоте для перегнивания;

2.2. 20 и более процентов участка болота, на котором эти рубки, удаление осуществляются, – осуществляются с вывозом растительной биомассы не позднее 31 марта года, следующего за годом осуществления этих рубок, удаления. При этом на таком участке необходимо обеспечить удаление поросли деревьев и кустарников в течение последующих двух – пяти лет.

3. Рубки, удаление деревьев и кустарников, кошение болотной растительности в целях сохранения естественных болот и (или) получения растительной биомассы осуществляются с соблюдением следующих условий:

3.1. используются механические транспортные средства и самоходные машины с удельным давлением на грунт не более 300 граммов на квадратный сантиметр;

3.2. подъездные и иные пути на торфянике для передвижения механических транспортных средств и самоходных машин специально оборудуются для предотвращения образования колеи, в том числе путем укладки ивовых или тростниковых матов;

3.3. механизированное кошение болотной растительности осуществляется без затрагивания поверхности кочек;

3.4. рубки, удаление деревьев и кустарников, кошение болотной растительности на естественных болотах осуществляются с 15 июля по 31 марта;

3.5. кошение болотной растительности на естественных болотах без древесно-кустарниковой растительности и тростника допускается не чаще одного раза в три года, за исключением такого кошения, осуществляемого при выполнении научно-исследовательских работ;

3.6. рубки, удаление деревьев и кустарников, кошение болотной растительности осуществляются в светлое время суток в соответствии с требованиями техники безопасности и пожарной безопасности.

Статья 35. Экологическая реабилитация торфяников

1. Экологическая реабилитация торфяников осуществляется в отношении:

1.1. нарушенных болот (их участков);

1.2. выработанных торфяных месторождений (их участков), использование которых для ведения сельского или лесного хозяйства технически невозможно и (или) экономически нецелесообразно;

1.3. осушенных для добычи торфа торфяных месторождений (их участков), на которых не осуществлялась добыча торфа;

1.4. осушенных земель с торфяными почвами, использование которых для ведения сельского или лесного хозяйства технически невозможно и (или) экономически нецелесообразно.

2. Перечень торфяников, подлежащих экологической реабилитации, определяется на основании данных комплексного мониторинга торфяников, результатов инвентаризации торфяников, инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, гидрологических, почвенных, геоботанических и иных научных исследований в этой области и устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды на основании предложений Национальной академии наук Беларуси.

3. Экологическая реабилитация торфяников осуществляется на основании проектной документации.

4. Технические решения, состав и объем работ по экологической реабилитации торфяника определяются в проектной документации проектной организацией на основании задания на проектирование, выданного заказчиком и подготовленного в соответствии с научным обоснованием экологической реабилитации торфяника и положениями настоящей статьи.

В качестве заказчика экологической реабилитации торфяника может выступать лицо, осуществляющее управление торфяником в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 настоящего Закона.

5. Научное обоснование экологической реабилитации торфяника, планируемого к экологической реабилитации, разрабатывается научной организацией, осуществляющей научную деятельность в области функционирования болотных экологических систем, и включает следующие разделы:

5.1. общие положения. Раздел включает сведения о месторасположении, категориях и видах земель торфяника, землепользователях и пользователях водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяника;

5.2. современное состояние торфяника. В разделе приводится анализ целесообразности дальнейшего использования торфяника, в границах которого расположены земли сельскохозяйственного назначения или земли лесного фонда, для ведения сельского или лесного хозяйства либо для его экологической реабилитации, включая технические и экономические аспекты;

5.3. пожароопасная ситуация. Раздел включает общую характеристику пожароопасной ситуации на торфянике и распределение участков торфяника по классам пожарной опасности;

5.4. сопредельные территории. Раздел включает описание территорий, сопредельных с торфяником, указание их землепользователей;

5.5. геолого-геоморфологическая характеристика торфяника. Раздел включает сведения о геоморфологических условиях и геологическом строении местности и иные сведения, позволяющие оценить геолого-экологическую обстановку территории торфяника;

5.6. характеристика слоя торфа и подстилающих пород торфяника;

5.7. гидрологическая характеристика торфяника;

5.8. состояние биологического разнообразия торфяника;

5.9. лесные насаждения торфяника. Раздел включается в научное обоснование экологической реабилитации торфяника при наличии на нем лесных насаждений и содержит сведения о них (юридическое лицо, ведущее лесное хозяйство, лесничество, лесной квартал, таксационный выдел, породный состав, возраст, площадь, происхождение, состояние);

5.10. стратегия экологической реабилитации торфяника;

5.11. план экологической реабилитации торфяника и рекомендации по эксплуатации гидротехнических сооружений;

5.12. предварительная оценка стоимости экологической реабилитации торфяника;

5.13. прогноз состояния окружающей среды на повторно заболоченном торфянике. Раздел включает в том числе прогноз состояния лесных насаждений в зоне изменения гидрологического режима.

6. При разработке проектной документации, предусматривающей экологическую реабилитацию торфяника:

6.1. учитываются особенности водного питания, водосбора, рельефа местности, мощности слоя торфа и подстилающих пород, биологического и ландшафтного разнообразия;

6.2. предусматриваются меры по восстановлению биосферных функций болот в границах торфяника, включая:

6.2.1. обеспечение подъема уровня грунтовых вод равномерно по всей площади торфяника не ниже поверхности земли путем каскадного перекрытия каналов перемычками, перепад уровней воды между которыми в направлении уклона должен составлять около 0,3 метра;

6.2.2. исключение большой амплитуды колебаний уровня грунтовых вод в течение года;

6.3. предусматриваются меры:

6.3.1. при наличии лесных насаждений в границах торфяника – по их рубке до начала проведения работ по подъему уровня грунтовых вод;

6.3.2. по недопущению подтопления или иного вредного воздействия на прилегающие территории.

ГЛАВА 6
КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ, УЧЕТ, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОРФЯНИКОВ

Статья 36. Комплексный мониторинг торфяников

1. Комплексный мониторинг торфяников представляет собой систему сбора данных регулярных наблюдений за состоянием торфяников, проводимых в рамках отдельных видов мониторинга Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь в целях оценки состояния торфяников, прогноза изменения их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов, и осуществляется научными организациями, подчиненными Национальной академии наук Беларуси, совместно с заинтересованными государственными органами и иными организациями.

2. Комплексный мониторинг торфяников и использование его данных осуществляются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 37. Учет торфяников

1. В целях информационного обеспечения принятия управленческих решений в области охраны и использования торфяников ведется учет торфяников в форме реестра.

2. Реестр торфяников представляет собой электронную базу данных и включает сведения:

2.1. о наименованиях торфяников, если они имеются;

2.2. о месторасположении, границах, площади торфяников и гидрологических буферных зон естественных болот;

2.3. о землепользователях и пользователях водных объектов, земельные участки и (или) водные объекты которых расположены в границах торфяников, а в отношении торфяников, расположенных в лесном фонде, – также о лесничествах, лесных кварталах, таксационных выделах;

2.4. о типах болот, категориях торфяников;

2.5. об оцененных запасах ресурсов торфяников;

2.6. о направлениях использования торфяников в хозяйственной и иной деятельности;

2.7. о торфяниках, подлежащих экологической реабилитации;

2.8. иные сведения о торфяниках.

3. Ведение реестра торфяников осуществляется организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь.

4. Порядок и условия ведения реестра торфяников и использования его данных устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 38. Инвентаризация торфяников

1. Инвентаризация торфяников проводится, как правило, не реже одного раза в 10 лет в целях получения актуальных данных о состоянии и использовании торфяников для подготовки проектов государственных программ в области охраны и использования торфяников, формирования региональных комплексов мероприятий, разработки схем распределения торфяников по направлениям использования в хозяйственной и иной

деятельности, научных обоснований экологической реабилитации торфяников, а также для ведения реестра торфяников.

2. Инвентаризация торфяников проводится организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, в установленном им порядке.

ГЛАВА 7
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНИКОВ. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНИКОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОРФЯНИКОВ

Статья 39. Контроль в области охраны и использования торфяников

Контроль в области охраны и использования торфяников осуществляется в рамках контроля в области охраны окружающей среды в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» и законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

Статья 40. Разрешение споров в области охраны и использования торфяников

Споры в области охраны и использования торфяников разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательными актами.

Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны и использования торфяников

1. Нарушение законодательства в области охраны и использования торфяников влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.

2. Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства в области охраны и использования торфяников не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

ГЛАВА 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. Внесение изменений в некоторые законы

1. Внести в Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» следующие изменения:

часть первую статьи 2 после слова «отходами,» дополнить словами «об охране и использовании торфяников,»;

абзац десятый части первой статьи 63 изложить в следующей редакции:

«естественные болота и их гидрологические буферные зоны;».

2. Пункт 5 статьи 30 Кодекса Республики Беларусь о недрах от 14 июля 2008 г. исключить.

Статья 43. Переходные положения

1. Настоящий Закон применяется к отношениям в области охраны и использования торфяников, возникшим после вступления его в силу.

2. До приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону.

3. Стратегия сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников и схема распределения торфяников по направлениям использования на период до 2030 года, утвержденные до вступления в силу настоящего Закона, продолжают действовать до 1 января 2030 г. и не подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Статья 44. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в течение года:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1–43 – через год после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.