Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 04.09.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 июля 2025 г. № 122

О социально-педагогическом учреждении

На основании пункта 4 статьи 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о социально-педагогическом учреждении (прилагается).

2. Признать утратившими силу постановления Министерства образования Республики Беларусь согласно приложению.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.

 

Министр

А.И.Иванец

 

СОГЛАСОВАНО

Министерство труда и социальной
защиты Республики Беларусь

Министерство финансов
Республики Беларусь

Министерство внутренних дел
Республики Беларусь

Министерство здравоохранения
Республики Беларусь

Уполномоченный по делам
религий и национальностей
при Совете Министров
Республики Беларусь

Брестский областной
исполнительный комитет

Витебский областной
исполнительный комитет

Гомельский областной
исполнительный комитет

Гродненский областной
исполнительный комитет

Минский городской
исполнительный комитет

Минский областной
исполнительный комитет

Могилевский областной
исполнительный комитет

 

 

Приложение

к постановлению
Министерства образования
Республики Беларусь
14.07.2025 № 122

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Министерства образования Республики Беларусь

1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124 «О детском доме, детской деревне, детском городке».

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 70 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124».

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30 ноября 2012 г. № 134 «О внесении дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124».

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145 «О социально-педагогическом центре».

5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 147 «О внесении дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124».

6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2018 г. № 31 «О внесении изменений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145».

7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 3 ноября 2021 г. № 237 «Об изменении постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124 и от 27 ноября 2017 г. № 145».

8. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 г. № 221 «Об изменении постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124 и от 27 ноября 2017 г. № 145».

9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18 апреля 2024 г. № 44 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 124».

10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13 декабря 2024 № 191 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27 ноября 2017 г. № 145».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
14.07.2025 № 122

ПОЛОЖЕНИЕ
о социально-педагогическом учреждении

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение регулирует деятельность социально-педагогического учреждения.

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», иными актами законодательства.

3. Социально-педагогические учреждения могут быть следующих видов:

социально-педагогический центр (далее, если не установлено иное, – СПЦ);

детский дом;

детский дом при монастыре;

детская деревня, детский городок.

4. Создание, реорганизация и ликвидация социально-педагогического учреждения осуществляется в порядке, установленном актами законодательства.

5. Социально-педагогическое учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства, уставом социально-педагогического учреждения.

ГЛАВА 2
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

6. В структуру СПЦ могут входить:

6.1. созданных районными (городскими) исполнительными комитетами, местными администрациями районов в городах (далее – районные СПЦ):

детский социальный приют;

отдел (сектор) профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства;

отдел (сектор) поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации;

дружественная детям комната для допроса;

иные структурные подразделения;

6.2. созданных областными исполнительными комитетами, Минским городским исполнительным комитетом (далее – областные (Минский городской) СПЦ):

отдел защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

отдел координации деятельности районных СПЦ и деятельности учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам;

отдел (сектор) профилактики и комплексной реабилитации;

дружественная детям комната для допроса;

иные структурные подразделения.

7. Детский социальный приют СПЦ предназначен для временного проживания (не более шести месяцев) и социальной реабилитации воспитанников в возрасте от трех до восемнадцати лет. Состоит из разновозрастных групп наполняемостью не более 12 человек, размещенных в отдельных жилых помещениях.

8. Детский дом, детский дом при монастыре состоят из разновозрастных воспитательных групп наполняемостью 10–12 воспитанников, размещенных в отдельных жилых помещениях либо в отдельных жилых домах с организацией жизнедеятельности, максимально приближенной к семейным условиям.

9. Детская деревня, детский городок состоят из двух и более разновозрастных воспитательных групп наполняемостью 5–10 воспитанников с учетом родных и усыновленных (удочеренных) детей родителей-воспитателей, проживающих совместно с родителями-воспитателями в отдельных жилых домах, а в детском городке – в отдельных квартирах.

10. В детском доме, детском доме при монастыре, детской деревне, детском городке могут создаваться структурные подразделения: отделение постинтернатной адаптации, библиотека, столовая, учебно-опытный участок, учебно-опытное хозяйство, учебно-производственная мастерская и иные структурные подразделения, обеспечивающие реализацию уставных целей и задач.

11. Численность воспитанников социального-педагогических учреждений составляет:

для детского дома – 20–75 детей;

для детского дома при монастыре – 10–20 детей;

для детской деревни, детского городка – 20–120 детей;

для детского социального приюта СПЦ – 7–30 детей.

ГЛАВА 3
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

12. Основными задачами социально-педагогических учреждений являются:

создание благоприятных условий, приближенных к семейным, способствующих умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников;

обеспечение социальной защиты и социальной адаптации воспитанников;

формирование у воспитанников готовности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности;

обеспечение охраны жизни и укрепления здоровья воспитанников;

защита прав и законных интересов воспитанников;

создание условий для профессионального самоопределения и творческого труда воспитанников;

реализация мероприятий по устранению критериев и показателей социально опасного положения;

оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи несовершеннолетним и их родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам, попечителям;

устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

иные задачи, предусмотренные актами законодательства и уставами социально-педагогических учреждений.

13. Социально-педагогические учреждения в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487 «О комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством», проводят мероприятия по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

14. СПЦ осуществляют следующие функции:

14.1. районные СПЦ:

по поручению местных исполнительных и распорядительных органов как органов опеки и попечительства в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите:

обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных, детей, нуждающихся в государственной защите;

проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными собственными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме;

по поручению структурных подразделений городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – управления (отделы) образования), как органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству, реализуют функции, предусмотренные пунктом 82 Положения об органах опеки и попечительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676;

координируют деятельность учреждений образования в пределах административно-территориальной (территориальной) единицы, за исключением учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам:

по выявлению и учету детей, в семьях которых признано наличие критериев и показателей социально опасного положения, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи;

в вопросах оказания психологической помощи и социально-педагогической поддержки обучающимся, а также семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по созданию необходимых условий для получения образования воспитанниками опекунских и приемных семей, детских домов семейного типа и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни;

по реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

принимают участие в разработке плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, где определяют цели, задачи, формы и методы работы с детьми, в семьях которых признано наличие критериев и показателей социально опасного положения, и их родителями;

осуществляют меры социальной защиты и реабилитации в отношении детей-жертв торговли людьми;

принимают участие в социальном сопровождении семьи в случаях принятия комиссией по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе (далее – комиссия по делам несовершеннолетних) решения о возвращении ребенка родителям (единственному родителю), одному из родителей в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка, защите его прав и законных интересов;

оказывают социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь, в том числе проводят психологическую диагностику детей и их родителей с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

проводят социальное расследование в отношении детей в возрасте до трех лет либо детей, которые не зачислены в учреждения образования или не проживают с семьей в связи с получением образования;

организуют работу с родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами, попечителями несовершеннолетнего в период его пребывания в специальном воспитательном учреждении;

выполняют иные функции в соответствии с актами законодательства;

14.2. областные (Минский городской) СПЦ:

взаимодействуют с учреждением «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» по вопросам предоставления сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью;

оказывают социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь, в том числе проводят психологическую диагностику детей и их родителей с целью выяснения сложившихся детско-родительских отношений между каждым из родителей и детьми;

координируют деятельность районных СПЦ, а также учреждений образования, подчиненных областным исполнительным комитетам, Минскому городскому исполнительному комитету, отраслевым министерствам в пределах области, г. Минска, по выявлению детей, в семьях которых признано наличие критериев и показателей социально опасного положения, детей, признанных находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, по оказанию им социально-педагогической поддержки и психологической помощи, по реализации мероприятий комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

анализируют деятельность педагогов-психологов и (или) педагогов социальных учреждений образования, районных СПЦ по предупреждению семейного неблагополучия, насилия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, по коррекции детско-родительских отношений;

формируют единые подходы к организации профилактической работы учреждений образования области (г. Минска) по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике суицидальных рисков у несовершеннолетних, коррекции детско-родительских отношений;

внедряют и обеспечивают широкое применение в работе педагогов-психологов и педагогов социальных современных методов и средств профилактики, коррекции и диагностики несовершеннолетних;

проводят консультации законных представителей несовершеннолетних по вопросам психологической помощи и социально-педагогической поддержки;

внедряют в практику работы педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования единые алгоритмы деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренные актами законодательства;

выполняют иные функции в соответствии с актами законодательства.

15. Детский социальный приют районного СПЦ осуществляет следующие функции:

обеспечивает воспитанников бесплатно питанием, одеждой, обувью, другими предметами первой необходимости в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке;

может реализовывать образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);

осуществляет иные функции в соответствии с актами законодательства.

16. Отделение постинтернатной адаптации детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка предназначено для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, формирования навыков самообслуживания и расходования средств в течение самостоятельного проживания не более одной недели в месяц и подготовки к самостоятельной жизни, а также для проживания бывших воспитанников, являющихся лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающими профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование в дневной форме получения образования, дополнительное образование взрослых, получаемое при освоении содержания образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь. Условия и порядок определения воспитанников от четырнадцати до восемнадцати лет и бывших воспитанников в отделение постинтернатной адаптации устанавливаются уставом детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка.

ГЛАВА 4
КОМПЛЕКТОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОСПИТАННИКАМИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

17. Основания для приема детей в СПЦ определены частью первой статьи 16 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

18. При приеме несовершеннолетнего в СПЦ предоставляются следующие документы:

направление управления (отдела) образования в СПЦ, которое запрашивается самостоятельно СПЦ в течение суток с момента личного обращения несовершеннолетнего, – для помещения несовершеннолетнего по его личному обращению;

направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в СПЦ, медицинская справка о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, – для помещения несовершеннолетнего по направлению органа, осуществляющего профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

заявление, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, копия свидетельства о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, копия документа, удостоверяющего личность заявителя, – для помещения ребенка по заявлению родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей несовершеннолетнего;

направление управления (отдела) образования в СПЦ, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы, необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего, – для помещения ребенка по приговору, постановлению, определению суда, постановлению органа дознания, следователя, прокурора в случае задержания, заключения под стражу или осуждения родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей несовершеннолетнего;

документы, указанные в пункте 33 настоящего Положения, – для помещения ребенка по решению органа опеки и попечительства об устройстве его на воспитание в детское интернатное учреждение (далее – решение органа опеки и попечительства);

акт, составленный сотрудником органов внутренних дел, об обнаружении несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов, попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетним лицом с указанием причины невозможности передачи этого несовершеннолетнего его родителям (усыновителям, удочерителям), опекунам, попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу – для помещения несовершеннолетнего по такому акту;

решение комиссии по делам несовершеннолетних о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), одного из родителей, установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, о помещении ребенка на государственное обеспечение, медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов, свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие происхождение ребенка, документы, необходимые для дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетнего, – для помещения ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних.

В случаях направления детей-жертв торговли людьми в СПЦ предоставляется направление для применения мер по защите и реабилитации жертв торговли людьми, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 350-З «О противодействии торговле людьми», по форме согласно приложению 3 к Положению о порядке идентификации жертв торговли людьми, порядке заполнения и форме анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, порядке предоставления содержащихся в ней сведений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2015 г. № 485.

19. При приеме несовершеннолетнего в СПЦ производится его осмотр медицинским работником. Результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего вносятся в журнал учета воспитанников СПЦ по форме согласно приложению 1.

20. В СПЦ не могут быть помещены несовершеннолетние, находящиеся в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, и (или) в состоянии алкогольного опьянения, а также с явными признаками психического расстройства (заболевания).

21. В детский дом, детский дом при монастыре принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от трех до восемнадцати лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования. В случае отсутствия медицинских противопоказаний допускается проживание в детском доме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от одного года до трех лет.

22. В детскую деревню, детский городок принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от одного года до восемнадцати лет. С согласия руководителя детской деревни, детского городка и родителей-воспитателей по решению органа опеки и попечительства в детскую деревню, детский городок могут направляться на воспитание дети в возрасте от одного года до трех лет, признанные нуждающимися в государственной защите.

23. Направления в детский дом, детский дом при монастыре, детскую деревню, детский городок, а также перевод воспитанников из других детских интернатных учреждений в детскую деревню, детский городок осуществляются структурными подразделениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании решения органа опеки и попечительства.

24. Братья и сестры преимущественно направляются в один детский дом, детский дом при монастыре, детскую деревню, детский городок, в одну воспитательную группу.

25. При направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детский дом при монастыре, при наличии сведений, учитывается их отношение к религии, религиозные традиции семей, в которых воспитывались дети.

26. Устройство ребенка в группу (воспитательную группу) детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка должно осуществляться с учетом желания ребенка и рекомендаций педагога-психолога и (или) педагога социального.

27. Воспитательная группа в государственной детской деревне, государственном детском городке комплектуется в течение шести месяцев со дня заключения трудового договора с родителем-воспитателем. Сроки комплектования воспитательных групп в частной детской деревне, частном детском городке определяются учредителем.

28. Число детей, которые могут быть переданы на воспитание в воспитательную группу детской деревни, детского городка, и очередность их передачи определяются совместно руководителем, педагогом-психологом и (или) педагогом социальным детской деревни, детского городка и родителем-воспитателем комплектуемой группы.

29. В интересах ребенка и с его согласия он может быть переведен в другую воспитательную группу детского дома, детского дома при монастыре на основании приказа руководителя. Перевод ребенка в другую воспитательную группу детской деревни, детского городка согласовывается с родителями-воспитателями обеих воспитательных групп детской деревни, детского городка.

30. Прием несовершеннолетних в социально-педагогическое учреждение осуществляется круглосуточно.

31. Дети зачисляются в социально-педагогическое учреждение на основании приказа руководителя в течение суток с момента их поступления.

32. Права и обязанности воспитанников социально-педагогических учреждений определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом и иными локальными правовыми актами этих учреждений.

33. На каждого ребенка, помещенного в социально-педагогическое учреждение по решению органа опеки и попечительства, руководителю по акту передаются следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность;

медицинская справка о состоянии здоровья и выписка из медицинских документов ребенка;

документы, предусмотренные статьями 4 и 5 Закона Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

информация о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа о закреплении жилого помещения, из которого выбыл ребенок;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа по месту приобретения ребенком статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

документы, подтверждающие право ребенка на пенсию;

иные документы, предусмотренные законодательством.

34. Воспитанники детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка, получающие профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, до достижения совершеннолетия могут проживать в детском доме, детской деревне, детском городке и включаться в состав воспитанников детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка.

35. Воспитанники детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка, получающие образование в учреждениях образования Министерства обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства спорта и туризма, остаются на государственном обеспечении в составе воспитанников до достижения совершеннолетия.

36. Воспитанники детского дома, детской деревни, детского городка, достигшие совершеннолетия до завершения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, остаются на государственном обеспечении в составе воспитанников детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка до завершения текущего учебного года и решения вопроса о приеме (зачислении) их в учреждение образования, реализующее образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, либо до их трудоустройства (регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите), но не позднее дня начала следующего учебного года.

37. Бывшие воспитанники детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка принимаются в отделение постинтернатной адаптации и отчисляются из него на основании приказа руководителя без включения их в состав воспитанников детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка. Материальное обеспечение бывших воспитанников детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка, проживающих в отделении постинтернатной адаптации, осуществляется учреждениями образования, в которых им предоставлено государственное обеспечение.

38. Бывшие воспитанники детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка по согласованию с руководителем учреждений, в которых они получают образование, могут находиться в детском доме, детской деревне, детском городке в дни, свободные от учебных занятий (каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими, а также в период болезни), без оплаты за проживание.

39. При отчислении из детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка воспитанника ему либо его родителю (усыновителю, удочерителю), опекуну, попечителю по акту передаются документы, указанные в пункте 33 настоящего Положения.

ГЛАВА 5
РАБОТНИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

40. Права и обязанности педагогических, иных работников социально-педагогических учреждений, требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определены статьями 50–54 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

41. Руководители, иные педагогические работники социально-педагогических учреждений обязаны содействовать поиску братьев и сестер, иных родственников воспитанников и поддержанию их отношений с воспитанниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам воспитанников, принимать необходимые меры по усыновлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или устройству их на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, заботиться о здоровье воспитанников, их нравственном и физическом воспитании и развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельной жизни.

42. Руководитель детской деревни, детского городка при передаче ребенка в воспитательную группу кроме трудовых договоров заключает с каждым из родителей-воспитателей воспитательной группы договор об условиях воспитания и содержания детей по форме согласно приложению 2, где определяются обязанности опекуна, попечителя, выполняемые родителями-воспитателями детских деревень, детских городков на безвозмездной основе.

43. На воспитательную группу в детской деревне, детском городке устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.

44. При приеме на должности служащих родителей-воспитателей детской деревни, детского городка лиц, состоящих в браке, трудовые договоры заключаются с обоими супругами на одинаковый срок в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

45. Родители-воспитатели и проживающие вместе с ними члены их семей, находящиеся на их иждивении, могут проживать в детской деревне, детском городке в течение всего срока действия их трудового договора.

46. На период отсутствия родителя-воспитателя детской деревни, детского городка (выходной день, трудовой или социальный отпуск, болезнь, командировка и иное) руководитель детской деревни, детского городка обязан осуществить замену отсутствующего родителя-воспитателя другим педагогическим работником (родителем-воспитателем), предусмотренным в штате для этих целей. При этом в период трудового отпуска, предоставляемого в соответствии с графиком, руководитель детской деревни, детского городка совместно с учредителем решает вопрос об организации летнего отдыха воспитанников либо их временном переводе в другую воспитательную группу.

47. В случае необходимости воспитанники нескольких воспитательных групп детской деревни, детского городка могут объединяться в одну группу наполняемостью до 10 воспитанников на основании приказа руководителя детской деревни, детского городка.

ГЛАВА 6
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

48. Государственное обеспечение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется в социально-педагогических учреждениях на основании приказа руководителя со дня их поступления, а в детской деревне, детском городке на основании решения органа опеки и попечительства со дня их устройства в детскую деревню, детский городок путем перечисления родителям-воспитателям ежемесячных денежных выплат на содержание воспитанников.

49. Организация образовательного процесса в социально-педагогических учреждениях осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми Кодексом Республики Беларусь об образовании к организации образовательного процесса при реализации соответствующих образовательных программ.

50. Воспитательный процесс в социально-педагогических учреждениях осуществляется в группах и (или) индивидуально.

51. Воспитанники детского дома, детского дома при монастыре, детской деревни, детского городка, детского социального приюта СПЦ могут передаваться на патронатное воспитание в соответствии с Положением о патронатном воспитании, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 596.

52. Руководитель социально-педагогического учреждения по просьбе родителей, лишенных родительских прав, может разрешить им общение с ребенком, являющимся воспитанником учреждения. В случае отказа руководителя социально-педагогического учреждения от предоставления родителям, лишенным родительских прав, возможности общаться с ребенком порядок такого общения определяет орган опеки и попечительства.

53. Медицинская помощь воспитанникам социально-педагогических учреждений оказывается в медицинских кабинетах в порядке, установленном законодательством о здравоохранении.

ГЛАВА 7
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

54. Управление социально-педагогическими учреждениями осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

55. Непосредственное управление социально-педагогическим учреждением осуществляет директор. Директор социально-педагогического учреждения назначается на должность служащего и освобождается от должности служащего собственником (учредителем) социально-педагогического учреждения либо уполномоченным им органом (организацией).

56. Основным органом самоуправления в социально-педагогическом учреждении является педагогический совет, возглавляемый директором.

57. В социально-педагогическом учреждении (за исключением областных (Минского городского) СПЦ) создается совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и может создаваться попечительский совет.

ГЛАВА 8
ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

58. Учредитель закрепляет за социально-педагогическим учреждением имущество на праве оперативного управления в порядке, установленном актами законодательства.

59. Социально-педагогические учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, заданиями учредителя в пределах, установленных законодательством, и обеспечивают сохранность и эффективное использование закрепленного за ними имущества.

60. Материально-техническая база социально-педагогических учреждений включает недвижимое и движимое имущество.

61. Финансирование социально-педагогических учреждений осуществляется в соответствии со статьей 129 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

62. Финансирование расходов детских домов при монастырях за счет средств местных бюджетов осуществляется в порядке, определенном Положением о порядке финансирования расходов детских домов при монастырях за счет средств местных бюджетов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2024 г. № 465.

 


 

 

Приложение 1

к Положению
о социально-педагогическом
учреждении

 

Форма

ЖУРНАЛ УЧЕТА ВОСПИТАННИКОВ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

_________________________________________________________________________________________________________________

(наименование учреждения образования)

_________________________________________________________________________________________________________________

(местонахождение учреждения образования)

 

Начат ____________________

Окончен __________________

 


п/п

Дата приема несовершеннолетнего

Кем доставлен в социально-педагогический центр

Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего, дата рождения

Обстоятельства, обусловившие прием несовершеннолетнего в социально-педагогический центр

Сведения о законных представителях несовершеннолетнего

Адрес места жительства/места пребывания несовершеннолетнего

Результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего при поступлении в социально-педагогический центр

Дата и форма устройства несовершеннолетнего и адрес места жительства/места пребывания после отчисления из социально-педагогического центра

Подпись и данные документа, удостоверяющего личность лица, которому передан несовершеннолетний

Примечание

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

место их нахождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 2

к Положению
о социально-педагогическом
учреждении

 

Форма

ДОГОВОР № ______
об условиях воспитания и содержания детей

__ __________ 20__ г.

___________________________

 

(место заключения договора)

 

_____________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя детской деревни, детского городка

действующий на основании _____________________________________________________

(устав, дата и номер утверждения, регистрации)

которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения настоящего договора, именуемый в дальнейшем Руководитель, с одной стороны, и гражданка __________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

гражданин ___________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)

(далее – Родитель-воспитатель (Родители-воспитатели), с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Руководитель передает, а Родитель-воспитатель (Родители-воспитатели) принимает на воспитание ребенка (детей)

_____________________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) каждого ребенка, дата рождения)

_____________________________________________________________________________

(данные документа, удостоверяющего личность)

2. Права и обязанности сторон:

2.1. Руководитель:

является законным представителем ребенка (детей) и совершает от его (их) имени и в его (их) интересах все необходимые сделки;

дает согласие на совершение ребенком (детьми) в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет тех сделок, которые по закону несовершеннолетний (несовершеннолетние) не вправе совершать самостоятельно;

защищает имущественные и жилищные права и интересы ребенка (детей);

представляет интересы ребенка (детей) в государственных органах и иных организациях;

оказывает правовую помощь Родителю-воспитателю (Родителям-воспитателям) в решении вопросов защиты прав и законных интересов ребенка (детей);

оказывает Родителю-воспитателю (Родителям-воспитателям) содействие в выборе учреждения образования и формы обучения ребенка (детей), в получении ребенком (детьми) документа, удостоверяющего личность, в осуществлении регистрации ребенка (детей) по месту жительства;

организовывает оздоровление ребенка (детей);

оказывает помощь Родителю-воспитателю (Родителям-воспитателям) в приобретении продуктов питания и осуществляет еженедельный контроль за организацией и качеством питания ребенка (детей);

осуществляет контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей ребенка (детей), подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением договора об условиях воспитания и содержания детей;

самостоятельно определяет формы и периодичность контроля;

2.2. Родитель-воспитатель (Родители-воспитатели) на безвозмездной основе осуществляет следующие права и выполняет обязанности опекуна (попечителя)*:

организует адаптацию ребенка (детей) в воспитательной группе;

обеспечивает безопасность ребенка (детей) и удовлетворение его (их) основных жизненных потребностей, охраняет его (их) от злоупотреблений со стороны третьих лиц;

организует совместное проживание с ребенком (детьми), быт;

обеспечивает соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания ребенка (детей);

обеспечивает сбалансированное питание ребенка (детей) в соответствии с его (их) возрастом и нормами питания, установленными законодательством;

обеспечивает уход и надзор за ребенком (детьми);

организует досуг ребенка (детей);

организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи ребенка (детей);

формирует у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, представление об особенностях поведения и функциях всех членов семьи;

оказывает помощь в социализации после выпуска из учреждения образования;

контролирует сохранность имущества ребенка (детей), распоряжается в интересах ребенка (детей) суммами, поступающими в качестве пенсий, пособий и других текущих поступлений;

извещает Руководителя о возникновении неблагоприятных условий для содержания, воспитания и обучения ребенка (детей);

обеспечивает получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей);

не препятствует возврату ребенка (детей) его родителям или усыновлению, если для этого возникнут законные основания;

сотрудничает с Руководителем и не препятствует устройству ребенка (детей) в другую воспитательную группу детской деревни, детского городка на время отсутствия у него (них) возможности исполнять обязанности, установленные данным договором, по основаниям, установленным законодательством (служебная командировка, прохождение обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и др.);

получает на содержание каждого ребенка (детей) средства в размере, установленном законодательством, в следующем порядке: __________________________

(порядок предоставления

_____________________________________________________________________________

средств на содержание детей)

и использует полученные средства на удовлетворение потребностей ребенка (детей);

отчитывается перед Руководителем о расходовании полученных на содержание каждого ребенка (детей) средств.

______________________________

* Конкретный объем прав и обязанностей опекуна, попечителя, на безвозмездной основе осуществляемых Родителем-воспитателем (Родителями-воспитателями), определяется в соответствии с актами законодательства по соглашению сторон в настоящем договоре.

3. Дополнительные условия договора (по договоренности сторон): _______________

_____________________________________________________________________________

4. Срок действия договора _________________________________________________

(лет, месяцев)

с _____________ 20__ г. до ___________ 20__ г.

Договор вступает в силу с момента его подписания.

Срок действия договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за 2 (две) недели до его истечения.

5. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:

по инициативе Родителя-воспитателя (Родителей-воспитателей) в случаях, предусмотренных статьей 167 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;

по инициативе Руководителя в случаях, предусмотренных статьей 168 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

В случае расторжения настоящего договора по инициативе одной из сторон средства, полученные на содержание ребенка (детей) в текущем месяце, возвращаются Родителем-воспитателем (Родителями-воспитателями) со дня, следующего за днем расторжения настоящего договора, в следующем порядке: ___________________________

_____________________________________________________________________________

6. Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего договора, рассматриваются сторонами в срок до 1 месяца после их возникновения в целях выработки согласованного решения, а в случае отсутствия соглашения передаются на разрешение в суд в установленном законодательством порядке.

7. Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу. Один экземпляр хранится у Руководителя, второй – у Родителя-воспитателя (Родителей-воспитателей).

8. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительными соглашениями, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора.

 

Руководитель:

Родитель-воспитатель:

___________________________________

___________________________________

(подпись)

(подпись)

___________________________________

___________________________________

(фамилия, собственное имя,

отчество (если таковое имеется)

(фамилия, собственное имя,

отчество (если таковое имеется)

___________________________________

___________________________________

(полное наименование учреждения образования)

(данные документа, удостоверяющего личность,

адрес места жительства)

 

 

 

Родитель-воспитатель:

___________________________________

___________________________________

(местонахождение учреждения образования)

(подпись)

 

___________________________________

 

(фамилия, собственное имя,

отчество (если таковое имеется)

 

___________________________________

 

(данные документа, удостоверяющего личность,

адрес места жительства)

 

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.