Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 31.03.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 июля 2024 г. № 465

О реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2023 г. № 334-З «Об изменении законов по вопросам деятельности религиозных организаций»

На основании части четвертой статьи 9, части третьей статьи 22, части третьей статьи 27, части шестой статьи 29, частей второй и третьей статьи 32 и части третьей статьи 36 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII «О свободе совести и религиозных организациях», части третьей статьи 26 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь», абзаца второго статьи 3 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2023 г. № 334-З «Об изменении законов по вопросам деятельности религиозных организаций» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате (прилагается);

Положение о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью (прилагается);

Положение о порядке назначения и проведения государственной религиоведческой экспертизы (прилагается);

Положение о порядке финансирования расходов детских домов при монастырях за счет средств местных бюджетов (прилагается);

перечень видов имущества культового назначения, на которые не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов (прилагается).

2. Определить перечень предметов религиозного назначения, производимых и распространяемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, в отношении которых предоставляется информация об их принадлежности к культовому имуществу, согласно приложению 1.

3. Установить, что религиозными организациями, производящими и распространяющими предметы религиозного назначения, указанные в перечне предметов религиозного назначения, производимых и распространяемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, в отношении которых предоставляется информация об их принадлежности к культовому имуществу, определенном в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, информация о принадлежности этих предметов к культовому имуществу размещается на этикетке, ярлыке, ленте, прикрепляемых к каждой единице изделия, либо на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице изделия, либо методом печати такой информации на каждой единице изделия или его упаковке. Дополнительно такая информация может предоставляться в иной форме в местах распространения указанных предметов.

4. Внести изменения в постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению 2.

5. Признать утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь согласно приложению 3.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 6 июля 2024 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

Приложение 1

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПЕРЕЧЕНЬ
предметов религиозного назначения, производимых и распространяемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, в отношении которых предоставляется информация об их принадлежности к культовому имуществу

1. Предметы храмового пространства*:

1.1. священные предметы, предметы религиозного поклонения, в том числе престолы (алтари), жертвенники, голгофы, антиминсы, потиры, келихи, дискосы, звездицы, копия, лжицы, иконы, реликварии, монстранции, патены, кустодии, канонические изображения, плащаницы, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения, покровы, алтарные покровы, ризы, Аарон Койдеш;

1.2. предметы храмового убранства и архитектурные элементы храма, в том числе иконостасы, царские и диаконские врата, баптистерии, стояния крестного пути, амвоны, кафедры, конфессионалы, табернакулюмы, аналои, киоты, сени, столы панихидные, столы для совершения евхаристии (вечери), купола, шары и конусы к купольной религиозной символике, паникадила, стасидии, семисвечники, кандила, стелы, кленчники, лампады, чаши водосвятные, шкафы алтарные, ковчеги, бимы, седалища, кресла-троны, раки, гробницы, доски именные храмовые, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачение для аналоя.

2. Предметы, необходимые для отправления богослужений, обрядов, церемоний*:

2.1. предметы религиозной символики и атрибутики, в том числе кресты всех разновидностей, панагии, медальоны с религиозными изображениями, ладанки, жезлы, посохи, Маген Довиды, свитки Торы, памятные знаки, ордена и медали религиозных организаций, хоругви, штандарты, балдахины, вертепы рождественские, гробницы пасхальные;

2.2. предметы и вещества, необходимые для совершения богослужений и религиозных обрядов, в том числе свечи богослужебные, подсвечники церковные, пасхалы, ханукии, Арба Миним, колокола для церковных звонов (богослужебного назначения), перстни с религиозной символикой, венцы, наборы для венчания, браслеты и венчальные кольца с религиозной символикой, наборы для совершения евхаристии, крестильные наборы, наборы для соборования, кадила, кадильницы, лодочки для кадильниц, кации, сионы, кропила, орлецы, печати для артоса и просфор, приборы для соборования, стручцы, дароносицы, дарохранительницы, рапиды, трехсвечники пасхальные, примикирии, дикирии, трикирии, херувимы, оклады на евангелие, апостол и чиновник, купели, сосуды богослужебные с религиозной символикой, бутилированная маркированная святая вода, ладаницы, гребни архиерейские, катапетасмы, четки, розарии (молитвенные), илитоны, тфилин, талес, цицис, мезуза, тахрейхим, наборы для треб, саван и погребальные принадлежности с религиозной символикой, в том числе комплекты этих принадлежностей, покровцы, воздухи, наклейки требные, закладки в богослужебную литературу, просфоры, артосы, гостии, коммуниканты, маца;

2.3. одежда и головные уборы религиозного назначения:

богослужебные облачения, в том числе мантии архиерейские, стихари, фелони, епитрахили, пояса священнические, поручи, набедренники, палицы, подризники, саккосы, омофоры, подсаккосники, митры, камилавки, сулки, пиуски, орнаты, стулы, капы, вэлены, колорадки, епископские посохи, гумералы, комжи, альбы, сутаны для министрантов, пелерины, комплекты для крещения, платья для первого причастия, платья для крестного хода, а также элементы их отделки, в том числе позвонцы, скрижали;

одежда и головные уборы церковно- и священнослужителей, в том числе рясы, подрясники, мантии монашеские, пояса, скуфьи, клобуки, куколи, апостольники, параманы, жилеты, платки, рубахи и платья монашеские, сутаны, береты священнические, монашеские хабиты, пекторалы, капоты, китлы, гартлы, штраймлы, кипы, талиты, цициты, а также элементы их отделки, форменная одежда студентов духовных учебных заведений.

______________________________

* Данные предметы либо их отдельные элементы могут изготавливаться с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с религиозной традицией.

3. Издательская продукция религиозного назначения:

3.1. богослужебная литература, в том числе священные писания (включая отдельные книги), чинопоследования, указания, служебники, требники, чиновники, каноники, минеи, а также молитвословы, симфонии, богословские энциклопедии и словари, миссалы, лекционарии, ритуалы, религиозные календари, помянники, святцы, Коран, Тегилим, сидуры, Шулхан-Арух, Тания, махзор;

3.2. богословские, религиозно-образовательные книжные и периодические издания, включая катехизисы, вероучительные документы и сборники, толкования, комментарии, Талмуд, Сихот, Майморим, Китаб, хамаилы.

4. Аудио- и видеоматериалы религиозного содержания.

 

 

Приложение 2

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПЕРЕЧЕНЬ
изменений, вносимых в постановления Совета Министров Республики Беларусь

1. В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 838 «Об утверждении Положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся»:

название изложить в следующей редакции:

«О порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся»;

в преамбуле слова «В соответствии с пунктом» заменить словами «На основании пункта»;

в пункте 1:

слово «прилагаемое» исключить;

дополнить пункт словом «(прилагается)»;

в Положении о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся, утвержденном этим постановлением:

часть первую пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящим Положением определяются порядок, условия, содержание и формы взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся.»;

абзац шестой пункта 11 изложить в следующей редакции:

«работа с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, детьми, признанными нуждающимися в государственной защите, и детьми, нуждающимися в особых условиях воспитания;»;

в пункте 13:

абзац восьмой после слова «ритуалов» дополнить словом «, культов»;

из абзаца десятого слова «Республики Беларусь» исключить;

из пункта 14 слова «Республики Беларусь» исключить.

2. В Положении о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 575:

абзац четвертый пункта 5 исключить;

в абзаце первом подпункта 11.2 пункта 11 слово «–четвертом» заменить словами «и третьем»;

часть вторую пункта 13 исключить;

из подпункта 18.1 пункта 18 слова «(иного государственного регистра, реестра)» исключить.

3. В пункте 15.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548:

графу «Наименование административной процедуры» подпункта 15.4.8 дополнить словами «или перевода из одной религиозной организации в другую иностранного гражданина или лица без гражданства, занимающегося религиозной деятельностью в Республике Беларусь»;

подпункт 15.4.9 исключить.

4. В постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2022 г. № 176 «Об утверждении регламентов административных процедур»:

подпункт 1.4 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«1.4. регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 15.4.8 «Согласование приглашения в Республику Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства религиозным объединением, зарегистрированным на территории Республики Беларусь, в целях занятия религиозной деятельностью или перевода из одной религиозной организации в другую иностранного гражданина или лица без гражданства, занимающегося религиозной деятельностью в Республике Беларусь (прилагается);»;

в регламенте административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 15.4.8 «Согласование приглашения в Республику Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства религиозным объединением, зарегистрированным на территории Республики Беларусь, в целях занятия религиозной деятельностью», утвержденном этим постановлением:

название после слова «деятельностью» дополнить словами «или перевода из одной религиозной организации в другую иностранного гражданина или лица без гражданства, занимающегося религиозной деятельностью в Республике Беларусь»;

абзацы четвертый и пятый подпункта 1.2, подпункты 1.3.2–1.3.4 и 1.3.6 пункта 1 исключить;

в пункте 2:

подпункт 2.1 изложить в следующей редакции:

«2.1. представляемые религиозным объединением:

 

Наименование документа и (или) сведений

Требования, предъявляемые к документу и (или) сведениям

Форма и порядок представления документа и (или) сведений

Запрос в двух экземплярах

должен содержать сведения об иностранце (согласно его паспорту – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), гражданство, дата рождения, номер паспорта, дата выдачи и срок действия), цель, срок приглашения иностранца в Республику Беларусь и наименование религиозной организации, входящей в религиозное объединение, в которой он будет осуществлять религиозную деятельность, а также обоснование необходимости его приглашения (перевода)

письменная:

посредством почтовой связи

в ходе личного приема

не менее чем за месяц до планируемого прибытия иностранца в Республику Беларусь

Копии страниц паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией, содержащих названные сведения о его владельце

 

 

Для исполнения обязанностей священнослужителей и монашеского служения в религиозных организациях дополнительно:

 

 

копия документа о религиозном образовании (квалификации) иностранца и его перевод на один из государственных языков Республики Беларусь

заверяется нотариально

 

справка приглашающего религиозного объединения

должна содержать сведения об опыте работы иностранца в качестве священнослужителя (предыдущее место работы), наименовании представляемой им религиозной организации (на русском и английском языках), а также о знании одного из государственных языков Республики Беларусь в объеме, необходимом для осуществления религиозной деятельности

 

Для осуществления подготовки в духовных учебных заведениях дополнительно:

 

 

копия документа о религиозном образовании (квалификации) иностранца и его перевод на один из государственных языков Республики Беларусь

заверяется нотариально

 

справка приглашающего религиозного объединения

должна содержать сведения об опыте работы иностранца по осуществлению подготовки в духовных учебных заведениях и знании одного из государственных языков Республики Беларусь в объеме, необходимом для осуществления религиозной деятельности

 

учебная программа и учебный план духовного учебного заведения, в которое приглашается иностранец, на период его приглашения для исполнения обязанностей преподавателя

 

 

Для установления связей и контактов с религиозными организациями, участия в благотворительных, массовых мероприятиях религиозных организаций, имеющих своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей граждан, дополнительно:

программа пребывания иностранца в Республике Беларусь

 

 

Для осуществления в установленном порядке религиозного просвещения граждан на территории Республики Беларусь (прохождения подготовки и воспитания граждан на территории Республики Беларусь):

 

 

копия документа о наличии у иностранца религиозного образования (квалификации) для осуществления деятельности по религиозному просвещению и воспитанию граждан, а также его перевод на один из государственных языков Республики Беларусь

заверяется нотариально

 

справка приглашающего религиозного объединения

должна содержать сведения об опыте работы иностранца по религиозному просвещению и воспитанию граждан и знании одного из государственных языков Республики Беларусь в объеме, необходимом для осуществления религиозной деятельности

 

Для прохождения подготовки в духовных учебных заведениях дополнительно:

 

 

гарантийное письмо духовного учебного заведения

должно содержать сведения о готовности принять иностранца для прохождения подготовки с указанием источников финансирования обучения

 

 

При подаче заявления уполномоченным органом могут быть потребованы от заинтересованного лица документы, предусмотренные в абзацах втором–шестом части первой пункта 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»;»;

графу «Наименование государственного органа, иной организации, у которых запрашиваются документ и (или) сведения» подпункта 2.2 после слова «осуществлять» дополнить словами «(осуществляет или в которую планируется его перевод для осуществления)»;

графу «Наименование документа» пункта 3 после слова «приглашения» дополнить словами «(перевода из одной религиозной организации в другую)».

 

 

Приложение 3

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2004 г. № 1502 «Об утверждении перечня видов имущества культового назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов».

2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате».

3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2007 г. № 198 «О внесении изменения и дополнения в Положение об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате».

4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2007 г. № 1016 «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения, производимых и распространяемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, в отношении которых предоставляется информация об их принадлежности к культовому имуществу».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 123 «Об утверждении Положения о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2010 г. № 548 «Об утверждении Положения о составе, содержании и порядке представления сведений при регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь».

7. Подпункт 1.9 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 июля 2010 г. № 1030 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства».

8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2012 г. № 1018 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891».

9. Подпункт 1.10 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 992 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам государственной статистики».

10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2018 г. № 531 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 123».

11. Подпункт 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2020 г. № 487 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПОЛОЖЕНИЕ
об Уполномоченном по делам религий и национальностей и его аппарате

1. Уполномоченный по делам религий и национальностей (далее, если не указано иное, – Уполномоченный) осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

2. Уполномоченный назначается на должность государственного гражданского служащего и освобождается от этой должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь.

3. Деятельность Уполномоченного обеспечивает аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей (далее – аппарат). Работники аппарата, кроме работников, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание аппарата, являются государственными гражданскими служащими.

В структуру аппарата входят отдел и сектор.

4. Уполномоченный и его аппарат в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», настоящим Положением и иными актами законодательства.

5. Основными задачами Уполномоченного и его аппарата являются:

участие в формировании и реализации основных направлений государственной политики в сфере взаимодействия с религиозными организациями;

осуществление координации по вопросам взаимодействия республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов с религиозными организациями;

контроль за соответствием деятельности религиозных организаций Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам;

подготовка предложений по урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь;

участие в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области взаимодействия с общественными объединениями граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

содействие в реализации прав граждан Республики Беларусь различных национальностей в сферах культуры, информационного обеспечения, оказание помощи в просветительской деятельности общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам;

оказание по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, содействия в достижении ими договоренностей с государственными органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий и представителями национальных общностей;

организация содействия и помощи в удовлетворении национально-культурных потребностей белорусов и выходцев из Беларуси, проживающих за рубежом, укреплении их связей с Республикой Беларусь;

мониторинг этноконфессиональной ситуации, предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного отношения к религиозным и национальным чувствам;

международное сотрудничество по вопросам, относящимся к его компетенции.

6. Уполномоченный в соответствии с возложенными задачами:

осуществляет по поручению Совета Министров Республики Беларусь разработку проектов нормативных правовых актов в соответствии со своей компетенцией и вносит их на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке;

обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь информационно-аналитическими материалами по вопросу о взаимоотношениях государства и религиозных организаций;

дает местным исполнительным и распорядительным органам, местным Советам депутатов методические рекомендации и консультации по вопросам исполнения и применения законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации актов законодательства в сфере национальных отношений в целях содействия реализации прав в национально-культурном развитии граждан Республики Беларусь различных национальностей, белорусов и выходцев из Беларуси, проживающих за рубежом;

участвует в обеспечении соблюдения законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в сфере свободы совести, свободы вероисповедания и религиозных организаций, защиты прав граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, вносит предложения по совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в сфере его компетенции;

участвует совместно с заинтересованными в организации научных исследований, анализе состояния и динамики этноконфессиональных процессов, межнациональных и межконфессиональных отношений, изучении зарубежного опыта и разработке практических рекомендаций в сфере этноконфессиональных отношений;

принимает участие в работе по распространению идей веротерпимости, национального согласия, уважения к истории, культуре и языку национальных общностей республики, их многовековым традициям совместного проживания;

формирует Межконфессиональный консультативный совет при Уполномоченном, утверждает положение о нем и обеспечивает его работу по укреплению взаимопонимания и терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий;

участвует в подготовке и проведении национальных и религиозных праздников, дней культуры, литературы и искусства, культурно-массовых, благотворительных и спортивных мероприятий;

создает экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы;

назначает государственную религиоведческую экспертизу в установленном порядке;

обеспечивает проведение государственной религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные фонды, организации культуры, учреждения образования, иные организации, к индивидуальным предпринимателям, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на осуществление образовательной деятельности, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов, ввозимых в Республику Беларусь для проведения миссионерской и иной внекультовой деятельности;

осуществляет государственную регистрацию религиозных организаций, созданных в виде религиозных объединений, монастырей, монашеских общин, религиозных братств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений;

вносит запись о государственной регистрации религиозной организации в соответствии с компетенцией в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

ведет Государственный реестр религиозных организаций и определяет перечень сведений, подлежащих включению в этот Государственный реестр (до 1 января 2026 г.);

ведет учет культовых зданий и определяет перечень сведений, подлежащих отражению в этом учете;

выносит письменные предупреждения религиозным объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае нарушения ими законодательства либо осуществления деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные меры по устранению выявленных нарушений;

обращается в суд с заявлением о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных Уполномоченным;

принимает меры по исполнению решения суда о ликвидации религиозных организаций, зарегистрированных Уполномоченным, если ликвидационная комиссия (ликвидатор) не назначена в течение двух месяцев после вступления в законную силу решения суда;

дает заключения по вопросам согласования мест размещения земельных участков для строительства культовых строений;

принимает участие в рассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, по просьбе религиозных организаций и общественных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, оказывает необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других государственных органов;

осуществляет контакты и координационные связи с государственными органами других государств в этноконфессиональной сфере;

выполняет иные функции в соответствии с законодательством.

7. Уполномоченный в пределах своей компетенции имеет право:

взаимодействовать с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, местными Советами депутатов, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;

вносить в Совет Министров Республики Беларусь проекты документов, предложения о рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;

давать разъяснения и заключения по видам и формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими органами и организациями других государств и международными организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

привлекать для решения поставленных задач внебюджетные средства, связанные с приносящей доходы деятельностью и остающиеся в распоряжении организации, в порядке, установленном законодательством;

выступать заказчиком по государственным (целевым) программам (республиканским, отраслевым и другим) и научным исследованиям;

проводить в установленном порядке конференции, семинары, совещания, выставки, фестивали и иные мероприятия.

8. Уполномоченный и должностные лица его аппарата имеют право при исполнении своих служебных обязанностей посещать в установленном порядке государственные и религиозные организации, а также проводимые ими мероприятия в целях ознакомления с деятельностью религиозных организаций, в том числе с документами, материалами, информацией, относящимися к его компетенции.

При осуществлении контроля за соответствием деятельности религиозных организаций Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам Уполномоченный и должностные лица его аппарата имеют право:

проводить проверки и мониторинги соответствия деятельности религиозной организации законодательству о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях, а также целям, задачам и основным формам деятельности, предусмотренным ее уставом;

запрашивать и получать у религиозной организации документы о деятельности религиозной организации, в том числе подтверждающие численность ее учредителей на протяжении более шести месяцев с даты ее государственной регистрации;

направлять работников аппарата для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях, религиозных обрядах, ритуалах, культах, церемониях, в воскресных религиозных школах.

9. Уполномоченный и его аппарат осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами, местными Советами депутатов.

В структуру облисполкомов, Минского горисполкома входят структурные подразделения, осуществляющие государственно-властные полномочия, в том числе в сфере религий и национальностей. Утверждение положений об указанных структурных подразделениях, назначение и освобождение от должности их руководителей осуществляются соответствующими исполкомами по согласованию с Уполномоченным.

10. Уполномоченный возглавляет аппарат, имеет заместителя, назначаемого на должность государственного гражданского служащего и освобождаемого от нее Советом Министров Республики Беларусь.

11. Уполномоченный:

руководит деятельностью аппарата, в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций;

распределяет служебные обязанности между своим заместителем и руководителями структурных подразделений аппарата;

утверждает штатное расписание аппарата в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;

утверждает положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников аппарата;

действует без доверенности, в установленном порядке распоряжается денежными средствами, открывает счета в банках, заключает договоры;

в соответствии с законодательством назначает на государственные гражданские должности (должности служащих, профессии рабочих) и освобождает от них работников аппарата (за исключением заместителя);

в пределах своей компетенции издает приказы и дает устные указания, подписывает решения коллегии;

реализует в соответствии с законодательством права на владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, относящимся к республиканской собственности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

12. В аппарате образуется коллегия в составе пяти человек. В состав коллегии входят Уполномоченный (председатель коллегии) и его заместитель по должности. По решению Совета Министров Республики Беларусь в состав коллегии могут входить другие руководители структурных подразделений аппарата, а также работники иных государственных органов.

Решения коллегии реализуются постановлениями коллегии и приказами Уполномоченного.

13. При Уполномоченном могут создаваться консультативные советы из числа работников аппарата, представителей других государственных органов, организаций, научных организаций и учреждений образования, общественных и религиозных организаций для выработки рекомендаций по соответствующим направлениям деятельности Уполномоченного.

Персональный состав консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным.

14. Финансирование расходов на содержание Уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

15. Уполномоченный и его аппарат являются юридическим лицом, которое имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также счета в банке.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью

1. Настоящим Положением определяется порядок приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы) в Республику Беларусь религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» порядке (далее – религиозные объединения), в целях занятия религиозной деятельностью.

2. Религиозные объединения вправе приглашать в Республику Беларусь иностранцев в целях занятия религиозной деятельностью по согласованию с Уполномоченным по делам религий и национальностей (далее – Уполномоченный) на срок не более одного года. Указанный срок может продлеваться или сокращаться в соответствии с настоящим Положением.

3. Согласованию с Уполномоченным подлежит приглашение иностранцев в Республику Беларусь в целях:

3.1. исполнения обязанностей священнослужителей и монашеского служения в религиозных организациях;

3.2. осуществления подготовки в духовных учебных заведениях;

3.3. установления связей и контактов с религиозными организациями, участия в благотворительных, массовых мероприятиях религиозных организаций, имеющих своей главной целью удовлетворение религиозных потребностей граждан;

3.4. осуществления в установленном порядке религиозного просвещения граждан на территории Республики Беларусь (прохождения подготовки и воспитания граждан на территории Республики Беларусь);

3.5. прохождения подготовки в духовных учебных заведениях.

4. Для согласования приглашения иностранца в целях, предусмотренных в пункте 3 настоящего Положения, религиозные объединения не менее чем за месяц до планируемого прибытия иностранца в Республику Беларусь направляют Уполномоченному письменный запрос в двух экземплярах, в котором указываются сведения об иностранце (согласно его паспорту – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), гражданство, дата рождения, номер паспорта, дата выдачи и срок действия), цель, срок приглашения иностранца в Республику Беларусь и наименование религиозной организации, входящей в религиозное объединение, в которой он будет осуществлять религиозную деятельность, а также обосновывается необходимость его приглашения. При этом к запросу прилагается копия страниц паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией, содержащих названные сведения о его владельце.

Запрос оформляется на официальном бланке религиозного объединения с указанием обязательства религиозного объединения по соблюдению иностранцем требований законодательства Республики Беларусь, в том числе настоящего Положения, подписывается руководителем религиозного объединения или по его поручению его заместителем, а также скрепляется печатью религиозного объединения (при ее наличии).

5. Для согласования приглашения иностранца с целью, предусмотренной в подпункте 3.1 пункта 3 настоящего Положения, к запросу, указанному в части первой пункта 4 настоящего Положения, прилагаются:

копия документа о религиозном образовании (квалификации) иностранца и его перевод на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенные нотариально;

справка приглашающего религиозного объединения со сведениями об опыте работы иностранца в качестве священнослужителя (предыдущие места работы), наименовании представляемой им религиозной организации (на русском и английском языках), а также о знании одного из государственных языков Республики Беларусь в объеме, необходимом для осуществления религиозной деятельности.

6. Для согласования приглашения иностранца с целью, предусмотренной в подпункте 3.2 пункта 3 настоящего Положения, к запросу, указанному в части первой пункта 4 настоящего Положения, прилагаются:

копия документа о религиозном образовании (квалификации) иностранца и его перевод на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенные нотариально;

справка приглашающего религиозного объединения со сведениями об опыте работы иностранца по осуществлению подготовки в духовных учебных заведениях и знании одного из государственных языков Республики Беларусь в объеме, необходимом для осуществления религиозной деятельности;

учебная программа и учебный план духовного учебного заведения, в которое приглашается иностранец, на период его приглашения для исполнения обязанностей преподавателя.

7. Для согласования приглашения иностранцев в целях, предусмотренных в подпункте 3.3 пункта 3 настоящего Положения, к запросу, указанному в части первой пункта 4 настоящего Положения, прилагается программа их пребывания в Республике Беларусь.

8. Для согласования приглашения иностранца в целях, предусмотренных в подпункте 3.4 пункта 3 настоящего Положения, к запросу, указанному в части первой пункта 4 настоящего Положения, прилагаются:

копия документа о наличии у иностранца религиозного образования (квалификации) для осуществления деятельности по религиозному просвещению и воспитанию граждан, а также его перевод на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенные нотариально;

справка приглашающего религиозного объединения со сведениями об опыте работы иностранца по религиозному просвещению и воспитанию граждан и знании одного из государственных языков Республики Беларусь в объеме, необходимом для осуществления религиозной деятельности.

9. Для согласования приглашения иностранца с целью, предусмотренной в подпункте 3.5 пункта 3 настоящего Положения, к запросу, названному в части первой пункта 4 настоящего Положения, прилагается гарантийное письмо духовного учебного заведения о готовности принять иностранца для прохождения подготовки в духовном учебном заведении с указанием источников финансирования обучения.

10. В случае непредставления документов, в том числе в сроки, определяемые в соответствии с пунктами 4–9 настоящего Положения, или их несоответствия требованиям настоящего Положения Уполномоченный вправе оставить запрос без рассмотрения с уведомлением об этом религиозного объединения в течение пяти рабочих дней со дня регистрации запроса.

11. Уполномоченный в месячный срок со дня регистрации запроса, к которому приложены предусмотренные в настоящем Положении документы, рассматривает их и о принятом решении направляет религиозному объединению письменное уведомление.

Уполномоченный вправе не указывать в уведомлении причины отказа в согласовании приглашения иностранца, а также сокращения сроков его приглашения.

По решению Уполномоченного приглашение иностранца согласовывается с облисполкомами, Минским горисполкомом по месту нахождения религиозной организации, в которой иностранец будет осуществлять религиозную деятельность, а также при необходимости с другими государственными органами.

12. Окончательное решение о длительности периода, в течение которого иностранец вправе заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь, принимается Уполномоченным.

Уполномоченный вправе на основании представленных религиозным объединением документов, а также в иных случаях сократить срок приглашения иностранца в случае, если время, необходимое для реализации целей, для которых приглашается иностранец, не соответствует сроку, указанному в запросе.

13. Решение Уполномоченного о согласовании приглашения иностранца для осуществления религиозной деятельности (далее – решение Уполномоченного) оформляется письмом Уполномоченного о согласовании приглашения иностранца с указанием срока, в течение которого иностранец вправе заниматься религиозной деятельностью в Республике Беларусь.

Копия решения Уполномоченного направляется в облисполкомы, Минский горисполком по месту нахождения религиозной организации, в которой иностранец будет осуществлять религиозную деятельность.

14. Решение Уполномоченного об отказе в согласовании приглашения иностранца для осуществления религиозной деятельности может быть принято по следующим основаниям:

отсутствие необходимости для приглашения иностранца, установленной Уполномоченным при рассмотрении запроса либо с учетом результатов согласования приглашения иностранца с облисполкомами, Минским горисполкомом и (или) другими государственными органами;

сведения, содержащиеся в представленных религиозным объединением документах, недостоверны, в том числе уровень владения иностранцем одним из государственных языков Республики Беларусь не позволяет осуществлять ему религиозную деятельность согласно заявленным в запросе религиозного объединения целям приглашения;

во время своего пребывания в Республике Беларусь иностранец неоднократно (пять и более раз) в течение одного календарного года подвергался административным взысканиям и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию, либо был подвергнут во время своего пребывания в Республике Беларусь административному взысканию в виде штрафа и не уплатил его в срок, установленный законодательными актами, – до оплаты штрафа, либо включен в списки лиц, въезд которых на территорию Республики Беларусь запрещен или нежелателен, и лиц, включенных в определяемые в установленном законодательством порядке перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности, перечень граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

15. По прибытии в Республику Беларусь иностранца, а также при изменении им места проживания, продлении срока временного пребывания пригласившее его религиозное объединение в течение трех рабочих дней обязано принять меры по его регистрации в структурном подразделении облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющем государственно-властные полномочия, в том числе в сфере религий и национальностей, по месту нахождения религиозной организации, в которой он будет осуществлять религиозную деятельность, если иное не предусмотрено законодательством.

Религиозные объединения обязаны принимать меры по своевременной регистрации иностранца, получению им разрешения на временное проживание, выезду его по истечении определенного ему срока пребывания в Республике Беларусь, соблюдению иностранцем законодательства Республики Беларусь, а также в случае депортации или высылки иностранца возместить в соответствии со статьей 69 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» расходы, связанные с депортацией или высылкой.

16. Религиозные объединения, пригласившие в Республику Беларусь иностранцев для осуществления религиозной деятельности, могут направлять их только в религиозные организации, входящие в их структуру и указанные в решении Уполномоченного.

Иностранец, приглашенный в Республику Беларусь для осуществления религиозной деятельности, не имеет права заниматься религиозной деятельностью в населенных пунктах, не входящих в территорию деятельности религиозной организации, в которой ему согласовано осуществление религиозной деятельности.

17. Согласование приглашения религиозной организацией иностранца, находящегося в Республике Беларусь, а также согласование перевода иностранца из одной религиозной организации, входящей в структуру религиозного объединения, в другую религиозную организацию этого же объединения или в другое религиозное объединение осуществляется в порядке, установленном в пунктах 4–16 настоящего Положения.

18. Иностранцу не менее чем за месяц до истечения срока его приглашения Уполномоченным может быть продлен срок осуществления религиозной деятельности на основании запроса религиозного объединения в порядке, установленном в пунктах 4–16 настоящего Положения.

19. Органы внутренних дел в установленном порядке регистрируют, выдают разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, продлевают срок временного пребывания иностранцам, приглашенным в Республику Беларусь для занятия религиозной деятельностью, на срок, указанный в решении Уполномоченного, если не имеется оснований для отказа в совершении указанных действий в соответствии с законодательством Республики Беларусь о правовом положении иностранцев.

20. Иностранцу, приглашенному в Республику Беларусь для занятия религиозной деятельностью, на основании информации облисполкомов, Минского горисполкома Уполномоченным сокращается срок действия приглашения для осуществления религиозной деятельности в случаях, если иностранец:

в месячный срок со дня, указанного в решении Уполномоченного, не въехал в Республику Беларусь;

в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Республику Беларусь не прошел регистрацию в структурном подразделении облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющем государственно-властные полномочия, в том числе в сфере религий и национальностей, по месту нахождения религиозной организации, в которой он будет осуществлять религиозную деятельность;

неоднократно (пять и более раз) в течение одного календарного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь;

нарушил требования, содержащиеся в пунктах 15 и 16 настоящего Положения, а также иные требования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

21. Письмо Уполномоченного о сокращении иностранцу срока действия приглашения для осуществления религиозной деятельности направляется в органы внутренних дел по месту нахождения религиозной организации, в которой иностранцу согласовано осуществление религиозной деятельности, а также в пригласившее его религиозное объединение.

В случае, предусмотренном в части первой настоящего пункта, иностранцу, приглашенному в Республику Беларусь для занятия религиозной деятельностью, органами внутренних дел на основании письма Уполномоченного сокращается срок его временного пребывания, аннулируется его разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, отказывается в продлении срока временного пребывания или выдаче разрешения на временное проживание и указывается на необходимость покинуть территорию Республики Беларусь.

22. Религиозное объединение, пригласившее в Республику Беларусь для осуществления религиозной деятельности иностранца, которому в установленном порядке сокращен срок его временного пребывания, аннулировано его разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, отказано в продлении срока временного пребывания или в выдаче разрешения на временное проживание, принимает меры по выезду иностранца из Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

23. Религиозные объединения, пригласившие в Республику Беларусь иностранцев для осуществления религиозной деятельности, а также иностранцы, приглашенные в Республику Беларусь для осуществления религиозной деятельности, обязаны выполнять требования законодательства, в том числе о правовом положении иностранцев, и настоящего Положения.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке назначения и проведения государственной религиоведческой экспертизы

1. Настоящим Положением определяется порядок назначения и проведения государственной религиоведческой экспертизы.

2. Уполномоченный по делам религий и национальностей (далее – Уполномоченный) назначает государственную религиоведческую экспертизу при создании, а также при осуществлении деятельности религиозных организаций для определения их религиозного характера, установления соответствия уставов, вероучений, культовых практик религиозных организаций законодательству, в том числе в целях недопущения распространения религиозной литературы и иных материалов, содержащих информацию, разжигающую социальную, национальную, религиозную, расовую вражду, и иные проявления экстремизма.

3. Для проведения государственной религиоведческой экспертизы (далее – экспертиза) Уполномоченный создает экспертный совет.

4. Решение о назначении экспертизы принимается Уполномоченным:

в случае получения из облисполкомов, Минского горисполкома материалов о регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь;

на основании запросов органов государственного управления по выявленным фактам осуществления деятельности зарегистрированных религиозных организаций, противоречащей законодательству, с приложением необходимых для экспертизы материалов;

для определения соответствия содержания религиозной литературы требованиям законодательства;

на основании рекомендаций экспертного совета о целесообразности проведения экспертизы ввозимой религиозными организациями в Республику Беларусь религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов для проведения миссионерской и иной внекультовой деятельности;

на основании запросов организаций культуры, учреждений образования, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на осуществление образовательной деятельности, при поступлении религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов религиозного содержания в их адрес;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

5. При регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы, раскрывающие сведения об основах вероучения и соответствующей ему культовой практики, должны соответствовать требованиям к составу, содержанию и порядку представления таких сведений, определяемым в пункте 6 настоящего Положения.

Документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы, направляются Уполномоченному в оригиналах на одном из государственных языков Республики Беларусь или на иностранном языке с приложением перевода на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенного нотариально.

6. Для проведения государственной религиоведческой экспертизы на бумажном и цифровом носителях (печатные, аудио- и видеоматериалы) Уполномоченному представляются сведения:

6.1. в письменных и других источниках, отражающих основы вероучения и соответствующей ему культовой практики, которых придерживается религиозная община, в том числе:

признаваемых священными данным вероучением;

авторство которых приписывается основателю, иному признанному лидеру религиозного направления, к которому относится религиозная община;

раскрывающих отношение религиозного направления, к которому принадлежит религиозная община, к браку и семье, образованию, другим конфессиям и религиозным направлениям, государству и обществу, исполнению государственных и общественных обязанностей, получению медицинской помощи последователями данной религии;

6.2. в справках и других документах, содержащих информацию:

об обрядах и таинствах, формах отправления культа;

о возникновении и историческом развитии религиозного направления, к которому относится религиозная община (в том числе на территории Республики Беларусь), с характеристикой форм, методов и социальных целей его деятельности;

о формах миссионерства (привлечения новых членов);

о формах религиозного просвещения;

об ограничениях и запретах, предписанных вероучением священнослужителям и верующим религиозного направления, к которому принадлежит религиозная община, в связи с их религиозными убеждениями;

о странах, в которых религиозные организации данного религиозного направления признаны государством, а также о странах, где их деятельность запрещена;

о фактах проведения судебных процессов в отношении религиозных организаций религиозного направления, к которому относится религиозная община, в зарубежных государствах.

Если религиозная община в соответствии с уставом входит в международную организацию, дополнительно представляются:

сведения о структуре международной организации, органах ее управления и руководстве, месте нахождения (адресе) центрального органа;

документы, подтверждающие принадлежность религиозной общины к международной организации.

Сведения и документы представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь или на иностранном языке с приложением перевода на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенного нотариально.

В случае, если в качестве сведений и документов выступают аудио- или видеоматериалы, они вносятся на цифровом носителе с приложением в письменной форме звучащего в них текста на одном из государственных языков Республики Беларусь или на иностранном языке и (при необходимости) его перевода на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенного нотариально.

Справки и другие документы представляются на одном из государственных языков Республики Беларусь. Они должны быть заверены подписью выдавшего (подготовившего) их лица с указанием его места жительства и контактного телефона и (или) подписью руководителя регистрируемой религиозной общины и содержать ссылки на источники, подтверждающие имеющиеся в них сведения.

Справки и другие документы, выданные иностранной религиозной организацией, должны представляться на бланке этой организации с указанием ее места нахождения и заверяться подписью ее руководителя и печатью (при ее наличии). К таким документам должны быть приложены переводы на один из государственных языков Республики Беларусь, заверенные нотариально.

7. Решение Уполномоченного о назначении экспертизы направляется на рассмотрение экспертного совета с приложением материалов о регистрации, или религиозной литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов, или материалов, необходимых для назначения экспертизы, в случаях осуществления деятельности религиозных организаций (далее – документы и материалы).

8. На основании решения Уполномоченного о назначении экспертизы председателем экспертного совета или его заместителем организуется ее проведение членами экспертного совета в сроки, установленные Законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях».

В случае необходимости к проведению экспертизы могут привлекаться представители государственных органов, религиозных организаций.

По результатам проведения экспертизы готовится экспертное заключение, которое обсуждается и утверждается на заседании экспертного совета. Экспертное заключение считается утвержденным, если оно одобрено большинством голосов членов экспертного совета. В случае равенства голосов голос председателя экспертного совета (заместителя в случае отсутствия председателя экспертного совета) является решающим. 

9. В случае проведения экспертизы при регистрации религиозной общины, исповедующей вероучение, ранее неизвестное в Республике Беларусь, на основании письменного заявления эксперта Уполномоченным может направляться письменный запрос:

учредителям религиозной общины при необходимости получения разъяснений представленных ею в установленном порядке сведений, получения значимых для проведения экспертизы документов и материалов;

в государственные органы об оказании содействия в получении официальной информации зарубежных государств при необходимости установления достоверности представленных религиозной общиной сведений.

10. В случае, если необходимые разъяснения, документы и материалы не были представлены религиозной общиной в месячный срок со дня получения ими запроса, а также в случае недостаточности представленных для проведения экспертизы документов и материалов экспертиза прекращается и оформляется акт о невозможности подготовки экспертного заключения.

11. Экспертные заключения и акты о невозможности подготовки экспертного заключения подписываются членами экспертного совета, проводившими экспертизу, и утверждаются на заседании экспертного совета. Дата утверждения экспертного заключения или акта о невозможности подготовки экспертного заключения заверяется подписями председателя экспертного совета (заместителя в случае отсутствия председателя экспертного совета), а также секретаря экспертного совета.

12. Утвержденные экспертным советом экспертные заключения и акты о невозможности подготовки экспертного заключения в десятидневный срок в письменной форме направляются в адрес облисполкома, Минского горисполкома, обратившегося с запросом о проведении экспертизы, для принятия решения о государственной регистрации (отказе в государственной регистрации) религиозной общины или в адрес иных государственных органов, религиозных организаций, на основании запроса которых проводилась экспертиза.

13. Представленные для проведения экспертизы документы, справки и другие материалы после окончания экспертизы хранятся в архиве аппарата Уполномоченного.

В случае, если поступившие для проведения экспертизы документы, справки и другие материалы в соответствии с законодательством проходят как вещественные доказательства, после проведения экспертизы они возвращаются направившему их государственному органу.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке финансирования расходов детских домов при монастырях за счет средств местных бюджетов

1. Настоящим Положением определяются условия направления средств местных бюджетов на финансирование расходов детских домов при монастырях и порядок их финансирования.

2. Финансирование расходов детских домов при монастырях осуществляется в виде субсидий за счет средств, предусматриваемых в областных бюджетах, бюджете г. Минска на другие вопросы в области образования.

3. Финансирование расходов в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

согласование с Министерством образования, соответствующими облисполкомами, Минским горисполкомом создания детских домов при монастырях;

направление структурными подразделениями облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – орган управления образованием), на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее, если не указано иное, – воспитанники), в детские дома при монастырях;

направление монастырями, при которых созданы детские дома при монастырях, в облисполкомы, Минский горисполком по месту осуществления деятельности ходатайств о финансировании расходов детских домов при монастырях из средств областных бюджетов, бюджета г. Минска.

4. До 1 мая финансового года, предшествующего плановому финансовому году, детские дома при монастырях подают заявки на финансирование расходов из областных бюджетов, бюджета г. Минска в виде субсидий органам управления образованием.

Заявка на финансирование расходов из средств областных бюджетов, бюджета г. Минска должна содержать сведения о среднегодовой планируемой численности воспитанников и их возрасте.

5. Решение облисполкома, Минского горисполкома о предоставлении финансирования расходов детским домам при монастырях принимается на основании предложений комиссии по рассмотрению заявок на финансирование расходов, создаваемой в соответствии с распоряжением председателя облисполкома, Минского горисполкома.

6. Плановый годовой объем средств областных бюджетов, бюджета г. Минска на финансирование расходов детских домов при монастырях в виде субсидий определяется на основании:

среднегодовой планируемой численности воспитанников и их возраста;

норм государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах при монастырях, в виде денежных норм расходов на питание, денежных норм расходов на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, денежных норм расходов на обеспечение учебными принадлежностями, предметами первой необходимости и личной гигиены, в том числе на личные расходы по достижении ими возраста семи лет, установленных Советом Министров Республики Беларусь (далее – нормы государственного обеспечения);

периода пребывания воспитанников в детском доме при монастыре продолжительностью 12 месяцев.

7. Финансирование в виде субсидий предоставляется на основании договора о финансировании, заключаемого между органом управления образованием и детским домом при монастыре (далее – договор).

Договор в качестве обязательных должен содержать следующие условия и сведения:

предмет договора;

плановый годовой объем средств;

порядок предоставления средств;

порядок предоставления детским домом при монастыре отчета о целевом использовании средств местных бюджетов, выделенных на государственное обеспечение воспитанников;

срок действия договора;

ответственность сторон;

иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований настоящего Положения и других актов законодательства.

Плановый годовой объем средств рассчитывается по формуле

 

Пг = Пгп + Пго + Пгпр,

 

где    Пг – плановый годовой объем средств на финансирование в виде субсидий;

Пгп – плановый годовой объем средств на финансирование в виде субсидий на питание воспитанников (рассчитывается исходя из денежных норм расходов на питание в день, среднегодовой планируемой численности воспитанников и планируемого периода пребывания воспитанников в детском доме при монастыре продолжительностью 12 месяцев);

Пго – плановый годовой объем средств на финансирование в виде субсидий на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем (рассчитывается исходя из денежных норм расходов на год и среднегодовой планируемой численности воспитанников);

Пгпр – плановый годовой объем средств на финансирование в виде субсидий на обеспечение воспитанников учебными принадлежностями, предметами первой необходимости и личной гигиены, в том числе на личные расходы по достижении ими возраста семи лет (рассчитывается исходя из денежных норм расходов на год и среднегодовой планируемой численности воспитанников).

Среднегодовая планируемая численность воспитанников рассчитывается по формуле

 

 

где    Чвсрплан – среднегодовая планируемая численность воспитанников;

Чвпл – планируемая численность воспитанников в определенном периоде;

Мпреб – планируемый период пребывания каждого воспитанника в месяцах.

Планируемый период определяется с округлением в следующем порядке: до 7 дней – округляется до 0,25 месяца, от 7 до 15 дней – округляется до 0,5 месяца, от 15 до 21 дня – округляется до 0,75 месяца, свыше 21 дня – округляется до 1 месяца;

12 – число месяцев.

8. Ежемесячно детский дом при монастыре представляет в орган управления образованием заявку, содержащую расчет потребности месячного объема средств, подлежащих перечислению на финансирование в виде субсидий, и договор.

Потребность месячного объема средств на финансирование в виде субсидий рассчитывается по формуле

 

Ом = Нго х Чвфакт,

 

где    Ом – потребность месячного объема средств на финансирование в виде субсидий;

Нго – нормы государственного обеспечения в месяц на дату подачи заявки, которые рассчитываются по формуле

 

Нго = Нп + Но + Нпр,

 

где    Нп – норма государственного обеспечения в месяц на питание воспитанников (рассчитывается исходя из действующих денежных норм расходов на питание в день и планируемого периода пребывания воспитанников в месяц);

Но – норма государственного обеспечения в месяц на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем (рассчитывается исходя из действующих денежных норм расходов на год, деленных на 12 месяцев);

Нпр – норма государственного обеспечения в месяц на обеспечение воспитанников учебными принадлежностями, предметами первой необходимости и личной гигиены, в том числе на личные расходы по достижении ими возраста семи лет (рассчитывается исходя из действующих денежных норм расходов на год, деленных на 12 месяцев);

Чвфакт – фактическая численность воспитанников.

Для перечисления средств областных бюджетов и бюджета г. Минска в виде субсидий орган управления образованием представляет в территориальный орган государственного казначейства заявку на перечисление денежных средств, подготовленную по форме платежного поручения, и договор.

Перечисление субсидий осуществляется на текущий (расчетный) банковский счет детского дома при монастыре в течение пяти рабочих дней со дня регистрации территориальным органом государственного казначейства заявки на перечисление денежных средств в пределах квартальных бюджетных ассигнований, подготовленной по форме платежного поручения.

9. По итогам выполнения договора детский дом при монастыре представляет в орган управления образованием отчет о целевом использовании средств местных бюджетов, выделенных на государственное обеспечение воспитанников, содержащий фактический расчет средств, направленных на государственное обеспечение расходов на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь, учебные принадлежности, предметы первой необходимости и личной гигиены, в том числе на личные расходы по достижении воспитанниками возраста семи лет, в пределах норм государственного обеспечения.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

02.07.2024 № 465

ПЕРЕЧЕНЬ
видов имущества культового назначения, на которые не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов

1. Недвижимое имущество:

1.1. культовые здания (сооружения);

1.2. здания и строения социального, благотворительного, культурно-просветительского назначения;

1.3. постройки хозяйственного и жилого назначения, иные объекты, связанные с отведенными религиозным организациям земельными участками.

2. Предметы храмового пространства*:

2.1. священные предметы, предметы религиозного поклонения, в том числе престолы (алтари), жертвенники, голгофы, антиминсы, потиры, келихи, дискосы, звездицы, копия, лжицы, иконы, мощевики, реликварии, монстранции, патены, кустодии, канонические изображения, плащаницы, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения, покровы, алтарные покровы, иконные доски, ризы, рамки икон, Аарон Койдеш;

2.2. предметы храмового убранства и архитектурные элементы храма, в том числе иконостасы, царские и диаконские врата, баптистерии, стояния крестного пути, амвоны, кафедры, конфессионалы, табернакулюмы, аналои, киоты, сени, столы панихидные, столы для совершения евхаристии (вечери), подставки под служебники и ноты, подставки для Корана, минбар, михраб, мугиры, ковровые покрытия мечети, подставки под приношения, купола, шары и конусы к купольной религиозной символике, паникадила, ограждения алтарные и клиросные, стасидии, подсвечники, семисвечники, кандила, светильники, храмовые люстры, стелы, кленчники, лавки, балюстрады, органы, лампы, лампады, витражи оконные, лавки, баки и чаши водосвятные, ковчеги, бимы, седалища, кресла-троны, раки, гробницы, доски именные храмовые, решетки оконные храмовые, шкафы алтарные, ящики для свечей и огарков, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачение для аналоя, стаканчики и поплавки для лампад.

3. Предметы, необходимые для отправления богослужений, обрядов, церемоний*:

3.1. предметы религиозной символики и атрибутики, в том числе кресты всех разновидностей, панагии, медальоны, ладанки, жезлы, посохи, Маген Довиды, свитки Торы, памятные знаки, ордена и медали религиозных организаций, хоругви, штандарты, балдахины, вертепы рождественские, гробницы пасхальные;

3.2. вещества и предметы, необходимые для совершения богослужений и религиозных обрядов, в том числе свечи, елей, миро, лампадное масло, ладан, уголь кадильный, благовония, просфоры, артосы, гостии, коммуниканты, маца, бутилированная маркированная святая вода, кошерный сок, ханукии, Арба Миним, колокола для церковных звонов (богослужебного назначения), колокольчики, гонги и иные музыкальные инструменты для богослужения, венцы, наборы для венчания, браслеты и венчальные кольца с религиозной символикой, ампулки, подносы, наборы для совершения евхаристии, крестильные наборы, наборы для соборования, кадила, кадильницы, лодочки для кадильниц, кации, сионы, кропила, орлецы, печати для артоса и просфор, приборы для соборования, стручцы, дароносицы, дарохранительницы, рапиды, трехсвечники пасхальные, примикирии, дикирии, трикирии, херувимы, фонари церковные, оклады на евангелие, апостол и чиновник, блюда, ковши, кувшины, кружки для омовения рук, иные сосуды, кружки и ящики для пожертвований, палатки для подготовки к крещению, купели, ладаницы, гребни архиерейские, ларцы, катапетасмы, завесы, четки, платы для причащения, илитоны, тфилин, талес, цицис, мезуза, тахрейхим, наборы для треб, погребальные принадлежности, в том числе погребальные наволочки, покрывала, подушки, комплекты этих принадлежностей, саван, покровцы, воздухи, рушники для омовения, наклейки требные, праздничные наклейки, закладки в богослужебную литературу;

3.3. одежда и головные уборы религиозного назначения религиозных организаций:

богослужебные облачения, в том числе мантии архиерейские, стихари, фелони, епитрахили, пояса, поручи, набедренники, палицы, подризники, саккосы, омофоры, подсаккосники, митры, камилавки, сулки, орнаты, стулы, капы, вэлены, епископские посохи, перстни с религиозной символикой, гумералы, комжи, альбы, сутаны для министрантов, пелерины, комплекты для крещения, платья для первого причастия, платья для крестного хода, а также элементы их отделки, в том числе позвонцы, скрижали, пуговицы облачения;

одежда и головные уборы церковно- и священнослужителей, в том числе рясы, подрясники, мантии монашеские, жилеты, пояса, скуфьи, клобуки, куколи, апостольники, параманы, платки, рубахи и платья монашеские, сутаны, береты, монашеские хабиты, пекторалы, капоты, китлы, гартлы, штраймлы, кипы, талиты, цициты, а также элементы их отделки.

4. Специализированные вспомогательные предметы, необходимые для хранения, установки, функционирования и перемещения предметов, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего перечня, в том числе подставки, кронштейны, вешалки, держатели, древки, колпаки, накидки, накладки, пакеты, мешочки, полки, футляры, цепи, ящики, шкафы, носилки*.

______________________________

* Данные предметы либо их отдельные элементы могут изготавливаться с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с религиозной традицией.

5. Издательская продукция религиозного назначения религиозных организаций:

5.1. богослужебная литература, в том числе священные писания (включая отдельные книги), чинопоследования, Октоих, Триодь, указания, ноты, служебники, требники, чиновники, каноники, минеи, а также молитвословы, симфонии, богословские энциклопедии и словари, миссалы, лекционарии, ритуалы, религиозные календари, помянники, святцы, Тегилим, сидуры, Шулхан-Арух, Тания, махзор, в том числе на электронных носителях;

5.2. богословские, религиозно-образовательные и религиозно-просветительские книжные издания, включая катехизисы, вероучительные документы и сборники, толкования, комментарии, Талмуд, Сихот, Майморим, Коран, Китаб, хамаилы, в том числе на электронных носителях.

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.