Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 сентября 2006 г. № 1220
О порядке осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2011 г. № 196 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 22, 5/33340);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2024 г. № 88 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.02.2024, 5/52783)
На основании абзаца второго статьи 6 Закона Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 122-З «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования порядка исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности (прилагается).
2. Министерству внутренних дел, Министерству юстиции, областным и Минскому горисполкому в трехмесячный срок принять меры по реализации настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 18 сентября 2006 г.
Первый заместитель Премьер-министра |
В.Семашко |
|
Постановление 15.09.2006 № 1220 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления международными, республиканскими и местными общественными объединениями (далее – общественные объединения) контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности*, а также порядок участия общественных объединений в работе таких органов и учреждений.
______________________________
*Исправительные учреждения открытого типа, арестные дома, исправительные учреждения, следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов внутренних дел.
2. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется общественными объединениями в целях обеспечения предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь прав лиц, в отношении которых данными органами и учреждениями исполняются наказания и иные меры уголовной ответственности.
3. Общественные объединения принимают участие в исправлении осужденных, а также оказывают содействие в работе органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности.
ГЛАВА 2
СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
4. Контроль общественных объединений (далее – общественный контроль) за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется путем участия представителей общественных объединений в составе общественных наблюдательных комиссий (далее – комиссии). Правом осуществления общественного контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, обладают только члены комиссий.
5. Систему комиссий образуют:
республиканская общественная наблюдательная комиссия при Министерстве юстиции, формируемая из представителей международных, республиканских общественных объединений и осуществляющая свою деятельность на всей территории Республики Беларусь;
областные и Минская городская общественные наблюдательные комиссии при главных управлениях юстиции облисполкомов и Минского горисполкома, формируемые из представителей местных общественных объединений, организационных структур международных и республиканских общественных объединений и осуществляющие свою деятельность на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
6. Членами комиссии могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 25 лет, являющиеся представителями зарегистрированных в установленном порядке общественных объединений, уставной целью или направлением деятельности которых является защита прав граждан, в том числе содействие защите прав осужденных к наказаниям и иным мерам уголовной ответственности, и иных общественных объединений.
Комиссии образуются в составе от трех до одиннадцати членов. Членам комиссии выдаются удостоверения в порядке, установленном Министерством юстиции.
Кандидатура члена комиссии выдвигается руководящим органом общественного объединения.
Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена комиссии, направляет в Министерство юстиции (главное управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) предложение об утверждении данной кандидатуры и представляет для утверждения характеристику и личный лист кандидата в члены комиссии по форме, утверждаемой этим Министерством.
Министерство юстиции (главное управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) в срок, не превышающий тридцати календарных дней, рассматривает предложение общественного объединения и принимает решение об утверждении кандидатуры члена комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры.
7. Полномочия члена комиссии приостанавливаются соответствующим органом юстиции при наличии одного из следующих обстоятельств:
вступление в законную силу решения суда о применении к члену комиссии административного ареста – на срок отбытия административного ареста;
применение к члену комиссии, подозреваемому в совершении преступления, в качестве меры пресечения заключения под стражу – до решения вопроса о привлечении в качестве обвиняемого;
привлечение члена комиссии в качестве обвиняемого – до прекращения уголовного дела за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, или за отсутствием в деянии состава преступления либо до вступления в законную силу оправдательного приговора суда в отношении члена комиссии;
признание члена комиссии безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.
В случаях, предусмотренных частью первой настоящего пункта, лицо, осуществляющее дознание, следователь, прокурор или суд незамедлительно направляют в Министерство юстиции (главное управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) информацию об обстоятельствах, служащих основанием для приостановления полномочий члена комиссии.
Полномочия члена комиссии соответствующим органом юстиции прекращаются на следующих основаниях:
обращение члена комиссии в Министерство юстиции (главное управление юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета) с письменным заявлением о сложении своих полномочий;
вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии либо судебного решения о применении к нему принудительных мер безопасности и лечения;
вступление в законную силу решения суда о признании члена комиссии недееспособным или ограниченно дееспособным;
прекращение у члена комиссии гражданства Республики Беларусь;
смерть члена комиссии;
решение общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена комиссии, о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей;
ликвидация общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена комиссии;
в случае, предусмотренном частью третьей пункта 11 настоящего Положения.
8. Членами комиссий не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость либо признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными, а также судьи и адвокаты.
Член комиссии не вправе осуществлять общественный контроль в отношении лица, находящегося в исправительном учреждении открытого типа, арестном доме, исправительном учреждении, следственном изоляторе, выполняющем функции исправительного учреждения в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее – учреждение), если он является близким родственником указанного лица, а также потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по уголовному делу, к которому причастно лицо, находящееся в учреждении.
9. Для посещения учреждения комиссия обращается с соответствующей письменной просьбой на имя начальника в управления Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел по области, по г. Минску и Минской области, где указывает цель посещения и количество членов комиссии, которые будут участвовать в посещении.
Для посещения уголовно-исполнительной инспекции территориального органа внутренних дел комиссия обращается с письменной просьбой на имя начальника главного управления внутренних дел Минского горисполкома или управления внутренних дел облисполкома.
После получения разрешения на посещение учреждения или данной уголовно-исполнительной инспекции комиссия предварительно информирует начальника учреждения о дате и времени посещения, а при посещении уголовно-исполнительной инспекции – начальника территориального органа внутренних дел.
Непосредственный доступ членов комиссии на охраняемую территорию исправительных учреждений осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел.
ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
10. Комиссия, а также ее члены вправе:
при наличии разрешения, полученного в порядке, установленном пунктом 9 настоящего Положения, посещать помещения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, при условии соблюдения правил внутреннего распорядка указанных органов и учреждений;
беседовать с лицами, содержащимися в учреждениях, за исключением лиц, содержащихся под стражей, при наличии согласия указанных лиц;
обращаться к начальнику учреждения либо его заместителю, а также к иным должностным лицам государственных органов, в ведении которых находятся вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов лиц, находящихся в учреждениях;
запрашивать у администрации учреждения сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, за исключением документов, указанных в абзаце третьем части второй пункта 11 настоящего Положения;
проводить анкетирование лиц, содержащихся в учреждениях, по форме, утверждаемой Министерством юстиции по согласованию с Министерством внутренних дел.
На период введения режима особого положения в исправительных учреждениях посещения комиссией указанных учреждений могут быть запрещены или ограничены.
11. При осуществлении контроля члены комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а также подчиняться законным требованиям сотрудников таких органов и учреждений.
При осуществлении контроля членам комиссии запрещается:
препятствовать исполнению служебных обязанностей сотрудниками органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
знакомиться с материалами оперативно-служебной деятельности, личными делами осужденных, иными документами, относящимися к исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности в отношении конкретных осужденных;
осуществлять доступ к комплексу инженерно-технических средств обеспечения охраны и надзора за осужденными в исправительных учреждениях;
передавать осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, корреспонденцию, денежные средства и иное имущество;
осуществлять кино-, фото-, видеосъемку и аудиозапись;
принимать от осужденных, отбывающих наказание в виде ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы, письменные обращения.
В случае нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, предоставления иностранному государству, иностранной или международной организации, средствам массовой информации заведомо ложных сведений о деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, совершения действий, дезорганизующих работу учреждений, подстрекательства осужденных к неповиновению законным требованиям сотрудников органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, и совершения иных противоправных действий по представлению начальников управлений Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел по областям, г. Минску и Минской области, главного управления внутренних дел Минского горисполкома и управления внутренних дел облисполкома член комиссии может быть исключен из Республиканской общественной наблюдательной комиссии при Министерстве юстиции решением Министра юстиции, из областной (Минской городской) общественной наблюдательной комиссии – решением начальника главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета.
ГЛАВА 4
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
12. Субъектами участия общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, являются:
общественные наблюдательные комиссии;
зарегистрированные в установленном порядке общественные объединения, согласовавшие мероприятия по оказанию содействия с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности.
13. Участие общественных объединений в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется:
13.1. по следующим направлениям:
улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в учреждениях;
участие в организации труда, досуга, обучения осужденных;
участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных;
обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях;
оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации;
укрепление материально-технической базы органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности;
31.2. с учетом рекомендаций комиссий в следующих формах:
оказание органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности, безвозмездной (спонсорской) помощи;
финансирование программ содействия органам и учреждениям, исполняющим наказание и иные меры уголовной ответственности;
в иных формах, не запрещенных законодательными актами.
Общественные объединения оказывают безвозмездную (спонсорскую) помощь таким органам и учреждениям в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
14. Общественное объединение, выдвинувшее кандидатуру члена комиссии, вправе возмещать члену комиссии расходы, связанные с осуществлением его деятельности.
Комиссии и их члены не могут получать материальное вознаграждение за свою деятельность по осуществлению общественного контроля от государственных органов, организаций независимо от форм собственности и отдельных граждан.
15. Администрация органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, оказывает содействие комиссиям в осуществлении общественного контроля.