Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 20.04.2024
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

18 июня 2019 г. № 198-З

О радиационной безопасности

Принят Палатой представителей 16 мая 2019 г.
Одобрен Советом Республики 31 мая 2019 г.

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 10 октября 2022 г. № 208-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.10.2022, 2/2928)

 

Настоящий Закон устанавливает правовые основы функционирования системы обеспечения радиационной безопасности, обращения с источниками ионизирующего излучения и направлен на предотвращение и минимизацию вредного воздействия ионизирующего излучения на здоровье человека и окружающую среду.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Естественный радиационный фон – доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, недрах, водах, атмосферном воздухе, других компонентах природной среды, продукции и организме человека.

2. Закрытый источник ионизирующего излучения – источник ионизирующего излучения, конструкция которого исключает поступление радиоактивных веществ в окружающую среду в условиях эксплуатации и износа, на которые он рассчитан.

3. Ионизирующее излучение – излучение, взаимодействие которого с веществом, в том числе с организмом человека, приводит к образованию пар ионов разных знаков.

4. Источник ионизирующего излучения – радиоактивное вещество либо радиационное устройство.

5. Медицинское облучение – облучение пациентов при оказании им медицинской помощи, а также облучение лиц, обеспечивающих комфорт и уход за пациентами, и лиц, участвующих в клинических испытаниях.

6. Население – физические лица, которые могут подвергнуться облучению в ситуациях планируемого, аварийного и существующего облучения, кроме профессионального и медицинского облучения.

7. Облучение – воздействие ионизирующего излучения на вещество, в том числе на организм человека.

8. Обращение с источниками ионизирующего излучения – деятельность, связанная с изготовлением (производством), реализацией, эксплуатацией, хранением, перевозкой, переработкой и захоронением источников ионизирующего излучения, а также иные виды деятельности, связанные с источниками ионизирующего излучения, предусмотренные законодательными актами.

9. Объект обращения с радиоактивными отходами – радиационный объект, на котором осуществляются переработка, хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов.

10. Открытый источник ионизирующего излучения – источник ионизирующего излучения, при обращении с которым возможно поступление радиоактивных веществ в окружающую среду.

11. Персонал – физические лица, работающие с источниками ионизирующего излучения и (или) объектами использования атомной энергии либо находящиеся по условиям труда в зоне воздействия источников ионизирующего излучения и (или) объектов использования атомной энергии, с которыми заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг.

12. Пользователь источника ионизирующего излучения – юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное и международное юридические лица (организация, не являющаяся юридическим лицом) (далее, если не указано иное, – юридическое лицо), индивидуальный предприниматель, осуществляющие обращение с источником ионизирующего излучения.

13. Практическая деятельность – деятельность, которая может увеличить облучение от источников ионизирующего излучения и относится к ситуации планируемого облучения.

14. Предел дозы облучения – величина эффективной дозы облучения организма человека в определенный промежуток времени, которая не должна превышаться.

15. Продукция – результат экономической или иной деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях, который содержит или может содержать радионуклиды.

16. Профессиональное облучение – облучение персонала.

17. Работы и услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность, – проектирование, возведение, монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию, ремонт, обслуживание и вывод из эксплуатации источников ионизирующего излучения, радиационных объектов, а также оборудования для них, иные работы и услуги, выполнение и оказание которых могут изменить уровни профессионального облучения и облучения населения.

18. Радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, которая привела к профессиональному облучению сверх установленных пределов доз облучения, облучению населения, радиоактивному загрязнению окружающей среды и требует принятия защитных мер.

19. Радиационная безопасность – состояние защищенности населения, персонала и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения.

20. Радиационная обстановка – состояние окружающей среды, характеризующееся показателями мощности дозы гамма-излучения, уровней радиоактивного загрязнения и другими показателями, полученными при проведении радиационного мониторинга и радиационного контроля.

21. Радиационно-гигиенический мониторинг – сбор, анализ и оценка информации о состоянии здоровья персонала и населения в зависимости от радиационной и санитарно-эпидемиологической обстановки среды обитания человека, оценка доз и риска облучения для жизни и здоровья персонала и населения, разработка мероприятий, направленных на предупреждение, уменьшение и устранение неблагоприятного воздействия облучения на организм человека.

22. Радиационное устройство – техническое устройство, в котором содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение сверх уровней, установленных гигиеническими нормативами.

23. Радиационный инцидент – потеря управления источником ионизирующего излучения, которая не привела к профессиональному облучению сверх установленных пределов доз облучения, облучению населения, радиоактивному загрязнению окружающей среды.

24. Радиационный мониторинг – система длительных регулярных наблюдений, оценки и прогноза радиационной обстановки.

25. Радиационный объект – здание, сооружение, помещение, другой объект, где осуществляется обращение с источниками ионизирующего излучения.

26. Радиоактивное вещество – вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью сверх уровней, установленных гигиеническими нормативами.

27. Радиоактивное загрязнение – присутствие радиоактивных веществ на поверхности и (или) внутри объектов, материалов, продукции, в организме человека, окружающей среде, где их присутствие не предусмотрено либо приводит к увеличению количества радиоактивных веществ или превышению уровней, установленных гигиеническими нормативами.

28. Радиоактивные отходы – источники ионизирующего излучения, эксплуатировавшиеся в ходе экономической или иной деятельности, дальнейшая эксплуатация которых не предусматривается, и содержащие радионуклиды с активностью сверх уровней, установленных гигиеническими нормативами.

29. Тип источника ионизирующего излучения – источники ионизирующего излучения, характеризующиеся совокупностью одинаковых технических характеристик, зафиксированных в технической (эксплуатационной) документации, и изготовленные (произведенные) одним изготовителем (производителем).

30. Эксплуатация источника ионизирующего излучения – использование источника ионизирующего излучения в экономической или иной деятельности.

31. Эффективная доза облучения – величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов и тканей с учетом их радиочувствительности.

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности основывается на Конституции Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, в том числе специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации радиационных объектов (далее – специфические санитарно-эпидемиологические требования) и обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, в этой области.

2. Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности в области использования атомной энергии, регулируются законодательством о радиационной безопасности, если законодательством об использовании атомной энергии не предусмотрено иное.

3. Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, не урегулированные законодательством о правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законодательством о радиационной безопасности.

4. Отношения, возникающие при перевозке источников ионизирующего излучения, не урегулированные законодательством о радиационной безопасности, регулируются законодательством в области перевозки опасных грузов.

5. Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения в целях обороны, не урегулированные законодательством об обороне, регулируются законодательством о радиационной безопасности.

6. Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возникающие при обращении с источниками ионизирующего излучения, не урегулированные законодательством о радиационной безопасности, регулируются законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

7. Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции, регулируются законодательством о радиационной безопасности, если законодательством в области обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов и их безопасности для жизни и здоровья человека, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, в этой области не предусмотрено иное.

8. Отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не урегулированные законодательством о радиационной безопасности, регулируются законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

9. Отношения, возникающие в связи с ввозом в Республику Беларусь и (или) вывозом из Республики Беларусь источников ионизирующего излучения, обращением с источниками ионизирующего излучения, являющимися объектами экспортного контроля, не урегулированные законодательством об экспортном контроле, регулируются законодательством о радиационной безопасности.

10. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Объекты и субъекты отношений в области обеспечения радиационной безопасности

1. Объектами отношений в области обеспечения радиационной безопасности являются источники ионизирующего излучения, радиационные объекты, окружающая среда, среда обитания человека, организм человека, продукция.

2. Субъектами отношений в области обеспечения радиационной безопасности являются:

2.1. Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), осуществляющие государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности и государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

2.2. пользователи источников ионизирующего излучения;

2.3. изготовители (производители) и продавцы (поставщики) продукции;

2.4. юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность;

2.5. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов;

2.6. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие проведение экспертизы безопасности в области использования источников ионизирующего излучения;

2.7. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие консультирование в области обеспечения радиационной безопасности;

2.8. физические лица.

Статья 4. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования – непревышение в ситуации планируемого облучения (за исключением медицинского облучения) пределов доз профессионального облучения и облучения населения от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по обращению с источниками ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причиненного облучением, превышающим естественный радиационный фон;

принцип оптимизации – поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов доз профессионального облучения и облучения населения, а также числа облучаемых лиц при обращении с любым источником ионизирующего излучения.

Статья 5. Типы ситуаций облучения

В целях установления требований в области обеспечения радиационной безопасности ситуации облучения подразделяются на:

ситуацию планируемого облучения, возникающую в результате запланированной эксплуатации источника ионизирующего излучения или запланированной деятельности (медицинское облучение, профессиональное облучение, облучение населения), способных приводить к облучению;

ситуацию аварийного облучения, возникающую в результате радиационной аварии, действия или непредвиденного события, которые требуют немедленных мер в целях недопущения или минимизации неблагоприятных последствий;

ситуацию существующего облучения, в которой облучение уже существует от естественного радиационного фона либо от остаточного количества радиоактивных веществ от осуществляемой ранее практической деятельности или после ситуации аварийного облучения и необходимо принимать решение о целесообразности ограничения облучения населения.

Статья 6. Элементы системы обеспечения радиационной безопасности

Элементами системы обеспечения радиационной безопасности являются:

нормирование в области обеспечения радиационной безопасности;

классификация источников ионизирующего излучения по степени радиационной опасности;

установление требований в области обеспечения радиационной безопасности источников ионизирующего излучения, в том числе утверждение и введение в действие обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;

лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

экспертиза безопасности в области использования источников ионизирующего излучения и государственная санитарно-гигиеническая экспертиза;

государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения;

обозначение источников ионизирующего излучения и радиационных объектов знаками радиационной опасности;

учет и контроль источников ионизирующего излучения;

учет доз облучения населения и профессионального облучения;

производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности;

обучение и проверка знаний по вопросам радиационной безопасности;

консультирование в области обеспечения радиационной безопасности;

оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза;

радиационный мониторинг и радиационно-гигиенический мониторинг;

радиационный контроль;

государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – государственный санитарный надзор) в части обеспечения радиационной безопасности;

информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 7. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности

Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в области обеспечения радиационной безопасности

Президент Республики Беларусь в области обеспечения радиационной безопасности определяет государственную политику и осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области обеспечения радиационной безопасности

1. Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. обеспечивает проведение государственной политики;

1.2. утверждает государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности.

2. Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законами, актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия Министерства по чрезвычайным ситуациям в области обеспечения радиационной безопасности

1. Министерство по чрезвычайным ситуациям в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. осуществляет реализацию государственной политики;

1.2. осуществляет координацию деятельности республиканских органов государственного управления, иных государственных органов (организаций);

1.3. обеспечивает осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, за исключением государственного надзора, предусмотренного подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 13 настоящего Закона;

1.4. согласовывает проекты нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, принимаемых (утверждаемых) иными республиканскими органами государственного управления, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

1.41. является органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;

1.5. устанавливает порядок, сроки направления и сбора информации о радиационных авариях и инцидентах, за исключением радиационных аварий и инцидентов на объектах, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам;

1.6. осуществляет международное сотрудничество.

2. Министерство по чрезвычайным ситуациям в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

3. Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее – Департамент по ядерной и радиационной безопасности) в области обеспечения радиационной безопасности:

3.1. осуществляет государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, за исключением государственного надзора, предусмотренного подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 13 настоящего Закона;

3.2. разрабатывает и утверждает руководства по ядерной и радиационной безопасности, которые носят рекомендательный характер и содержат методики выполнения требований норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в том числе по выполнению работ, проведению экспертиз и оценке безопасности;

3.3. проводит проверку знаний по вопросам радиационной безопасности;

3.4. проводит расследование обстоятельств и причин, вызвавших радиационные аварии и инциденты;

3.5. изучает, анализирует и распространяет положительный опыт иностранных государств.

4. Департамент по ядерной и радиационной безопасности в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 11. Полномочия Министерства здравоохранения в области обеспечения радиационной безопасности

1. Министерство здравоохранения в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. осуществляет реализацию государственной политики;

1.2. согласовывает проекты нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, принимаемых (утверждаемых) иными республиканскими органами государственного управления, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

1.3. устанавливает порядок выписки пациентов, прошедших терапевтические радиологические процедуры с использованием открытых источников ионизирующего излучения, пациентов с имплантированными закрытыми источниками ионизирующего излучения;

1.4. организует специализированную подготовку медицинских работников, ответственных за медицинское облучение;

1.5. организует осуществление государственного санитарного надзора в части обеспечения радиационной безопасности;

1.6. разрабатывает проекты специфических санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;

1.7. организует проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

1.8. обеспечивает готовность и участие необходимых сил и средств в мероприятиях по защите населения при радиационных авариях;

1.9. обеспечивает проведение оценки доз облучения населения и доз профессионального облучения от источников ионизирующего излучения;

1.10. устанавливает порядок установления и применения граничных доз облучения и референтных уровней;

1.11. разрабатывает и утверждает руководства по соблюдению специфических санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, которые носят рекомендательный характер;

1.12. изучает, анализирует и распространяет положительный опыт иностранных государств.

2. Министерство здравоохранения в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 12. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области обеспечения радиационной безопасности

1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. осуществляет реализацию государственной политики;

1.2. участвует в проведении радиационного мониторинга;

1.3. согласовывает проекты нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, принимаемых (утверждаемых) иными республиканскими органами государственного управления, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

2. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 13. Полномочия Министерства обороны в области обеспечения радиационной безопасности

1. Министерство обороны в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. осуществляет реализацию государственной политики и государственное регулирование в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках;

1.2. обеспечивает ведение системы учета и контроля источников ионизирующего излучения, используемых в целях обороны;

1.3. устанавливает порядок, сроки направления и сбора информации о радиационных авариях и инцидентах на объектах, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам;

1.4. обеспечивает предупреждение, локализацию, ликвидацию радиационных аварий и их последствий на объектах, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам;

1.5. организует расследование обстоятельств и причин, вызвавших радиационные аварии и инциденты на объектах, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам;

1.6. обеспечивает использование своих сил и средств в мероприятиях по предупреждению, локализации, ликвидации радиационных аварий и их последствий;

1.7. осуществляет государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности в отношении источников ионизирующего излучения, используемых в целях обороны, обращение с которыми не является видом деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, подлежащим лицензированию.

2. Министерство обороны в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 14. Полномочия Министерства внутренних дел в области обеспечения радиационной безопасности

1. Министерство внутренних дел в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. осуществляет реализацию государственной политики;

1.2. принимает меры по обеспечению сохранности источников ионизирующего излучения, используемых в своей деятельности;

1.3. обеспечивает использование своих сил и средств в мероприятиях по предупреждению, локализации, ликвидации радиационных аварий и их последствий, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения.

2. Министерство внутренних дел в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 15. Полномочия Государственного пограничного комитета в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственный пограничный комитет в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. осуществляет реализацию государственной политики;

1.2. принимает меры по противодействию незаконному ввозу в Республику Беларусь и (или) вывозу из Республики Беларусь источников ионизирующего излучения вне пунктов пропуска и в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в которых осуществляется только пограничный контроль.

2. Государственный пограничный комитет в области обеспечения радиационной безопасности осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 16. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области обеспечения радиационной безопасности

1. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения радиационной безопасности:

1.1. формируют региональные комплексы мероприятий, обеспечивающие реализацию государственных программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов;

1.2. обеспечивают готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий при радиационной аварии, обучают население способам защиты и действиям при возникновении радиационной аварии;

1.3. организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении радиационной аварии, а также совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка в ходе их проведения;

1.4. принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение;

1.5. осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении радиационной аварии.

2. Местные исполнительные и распорядительные органы в области обеспечения радиационной безопасности осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 17. Национальная комиссия Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь

1. Национальная комиссия Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь является межотраслевым научно-экспертным и рекомендательно-консультативным органом по вопросам обеспечения радиационной безопасности.

2. Национальная комиссия Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:

2.1. осуществляет подготовку рекомендаций по вопросам обеспечения радиационной безопасности государственным органам (организациям);

2.2. рассматривает и оценивает результаты научных исследований в области обеспечения радиационной безопасности и дает рекомендации по их применению.

3. Положение о Национальной комиссии Беларуси по радиационной защите при Совете Министров Республики Беларусь и ее состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 3
НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 18. Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

Нормирование в области обеспечения радиационной безопасности заключается в установлении:

пределов доз облучения, граничных доз облучения, референтных уровней и иных нормативов предельно допустимого воздействия ионизирующего излучения;

нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

Статья 19. Основные пределы доз облучения

Для предотвращения причинения вреда здоровью населения и персонала в ситуации планируемого облучения устанавливаются следующие пределы доз облучения:

при облучении населения предел средней годовой эффективной дозы облучения равен 0,001 зиверта (1 миллизиверт), допустимо облучение в размере годовой эффективной дозы облучения до 0,005 зиверта (5 миллизиверт) при условии, что средняя годовая эффективная доза облучения, исчисленная за пять последовательных лет, включая год, в котором предел средней годовой эффективной дозы облучения был превышен, не превысит 0,001 зиверта (1 миллизиверт);

при профессиональном облучении предел средней годовой эффективной дозы облучения равен 0,02 зиверта (20 миллизиверт), допустимо облучение в размере годовой эффективной дозы облучения до 0,05 зиверта (50 миллизиверт) при условии, что средняя годовая эффективная доза облучения, исчисленная за пять последовательных лет, включая год, в котором предел средней годовой эффективной дозы облучения был превышен, не превысит 0,02 зиверта (20 миллизиверт).

Статья 20. Граничные дозы облучения, референтные уровни, иные нормативы предельно допустимого воздействия ионизирующего излучения и нормативы допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду

1. В целях реализации принципа оптимизации обеспечения радиационной безопасности устанавливаются граничные дозы облучения, референтные уровни доз облучения населения, референтные уровни содержания радионуклидов в окружающей среде, среде обитания человека, продукции, диагностические референтные уровни.

2. Граничные дозы облучения в виде значений дозы профессионального облучения, дозы облучения населения или риска облучения от источника ионизирующего излучения (граничный риск) устанавливаются в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для оптимизации обеспечения радиационной безопасности населения и персонала в ситуации планируемого облучения. При медицинском облучении граничные дозы облучения устанавливаются применительно к лицам, обеспечивающим комфорт и уход за пациентами, и к лицам, участвующим в клинических испытаниях.

3. Для ситуаций аварийного и существующего облучения гигиеническими нормативами устанавливаются референтные уровни в виде уровней доз облучения населения, лиц, участвующих в ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работах и дезактивации, радиационного риска или содержания (активности) радионуклидов в окружающей среде и среде обитания человека, выше которых облучение не допускается, а ниже которых следует продолжать оптимизацию обеспечения радиационной безопасности.

4. Радиационная безопасность населения в ситуации аварийного облучения обеспечивается недопущением превышения референтного уровня остаточной дозы облучения 0,1 зиверта (100 миллизиверт).

5. Содержание радионуклидов в продукции не должно превышать референтных уровней, установленных гигиеническими нормативами, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

6. Диагностические референтные уровни облучения пациентов устанавливаются Министерством здравоохранения и используются для оценки уровней доз облучения пациентов в медицинской радиологической диагностике или уровней активности применяемого радиофармацевтического лекарственного средства (в случае радионуклидной диагностики) при типовых исследованиях однородных групп пациентов с использованием определенного вида радиационного устройства (радиофармацевтического лекарственного средства).

7. Нормативы предельно допустимого воздействия ионизирующего излучения устанавливаются Министерством здравоохранения.

8. На основании граничных доз облучения населения пользователями источников ионизирующего излучения разрабатываются и утверждаются нормативы допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду для конкретных радиационных объектов в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 21. Технические нормативные правовые акты в области обеспечения радиационной безопасности

1. К обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

1.1. нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;

1.2. гигиенические нормативы;

1.3. санитарные нормы и правила, если иное не установлено законодательными актами;

1.4. обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, устанавливающие требования в области обеспечения радиационной безопасности к объектам технического нормирования и объектам стандартизации.

2. Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности разрабатываются с учетом наилучших доступных технических методов, международных договоров Республики Беларусь, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь.

3. Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии и источников ионизирующего излучения, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, радиационных объектов, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

4. Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности разрабатываются Департаментом по ядерной и радиационной безопасности и утверждаются Министерством по чрезвычайным ситуациям.

5. Гигиенические нормативы определяются Советом Министров Республики Беларусь.

6. Санитарные нормы и правила утверждаются Министерством здравоохранения.

ГЛАВА 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 22. Классификация источников ионизирующего излучения по степени радиационной опасности

1. Источники ионизирующего излучения по степени радиационной опасности подразделяются на следующие категории:

1.1. первая категория – источники наивысшей опасности;

1.2. вторая категория – источники высокой опасности;

1.3. третья категория – опасные источники;

1.4. четвертая категория – потенциально опасные источники;

1.5. пятая категория – наименее потенциально опасные источники.

2. Порядок и критерии отнесения источников ионизирующего излучения к категориям по степени радиационной опасности устанавливаются Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Статья 23. Обучение и проверка знаний по вопросам радиационной безопасности

1. Для освоения безопасных методов и приемов работ с источниками ионизирующего излучения пользователь источника ионизирующего излучения, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, выполняющие работы и (или) оказывающие пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность, обеспечивают обучение и проверку знаний своих работников по вопросам радиационной безопасности.

2. Категории работающих, которые обязаны проходить обучение и проверку знаний по вопросам радиационной безопасности, порядок их обучения и проверки знаний по вопросам радиационной безопасности устанавливаются Министерством по чрезвычайным ситуациям, за исключением военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь и транспортных войск, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Республики Беларусь, военнослужащих и лиц гражданского персонала органов пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, порядок обучения и проверки знаний по вопросам радиационной безопасности которых устанавливают и обеспечивают его выполнение соответственно Министерство обороны, Государственный пограничный комитет, Служба безопасности Президента Республики Беларусь.

3. В целях формирования и обеспечения функционирования единой государственной системы подготовки кадров по вопросам радиационной безопасности, а также в области радиационных технологий Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства по чрезвычайным ситуациям, согласованному с Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством обороны, Государственным пограничным комитетом, определяется стратегия повышения компетентности по вопросам радиационной безопасности.

Статья 24. Обоснование практической деятельности. Запрещенные виды практической деятельности

1. Обоснование практической деятельности, при осуществлении которой предусмотрена эксплуатация источников ионизирующего излучения первой–третьей категорий по степени радиационной опасности (далее – обоснование практической деятельности), необходимо, если практическая деятельность является новой (не осуществлялась в Республике Беларусь) либо появились новые данные о ее эффективности и (или) потенциальных последствиях, а также об альтернативных методах и технологиях, не связанных с ионизирующим излучением.

2. Обоснование практической деятельности должно содержать:

2.1. сведения о целях практической деятельности, порядке ее осуществления и мерах, которые будут приняты для обеспечения радиационной безопасности;

2.2. перечень и технические характеристики источников ионизирующего излучения, эксплуатация которых предусмотрена в рамках практической деятельности;

2.3. сведения об оценке возможных рисков возникновения вредного воздействия ионизирующего излучения на здоровье человека и окружающую среду при эксплуатации и выводе из эксплуатации источников ионизирующего излучения.

3. Обоснование практической деятельности входит в состав документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, и составляется пользователем источника ионизирующего излучения, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы и (или) оказывающими пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность.

4. Запрещается осуществление практической деятельности, связанной:

4.1. с увеличением радиоактивного загрязнения продукции;

4.2. с облучением организма человека для определения физиологической пригодности к определенной профессии или занятию спортом, оценки пригодности для работы (до приема на работу или во время работы), оценки спортсменов перед отбором, определения возраста, создания предметов искусства или рекламы, получения доказательств в связи с исками о возмещении вреда.

Статья 25. Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения

Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения осуществляется в случаях и порядке, установленных законодательством о лицензировании.

Статья 26. Экспертиза безопасности в области использования источников ионизирующего излучения

1. Экспертиза безопасности в области использования источников ионизирующего излучения (далее для целей настоящей статьи – экспертиза) – определение соответствия объектов экспертизы предъявляемым к ним требованиям в области обеспечения радиационной безопасности.

2. Объектами экспертизы являются:

2.1. источники ионизирующего излучения первой–четвертой категорий по степени радиационной опасности, их проектная и (или) конструкторская документация, техническая (эксплуатационная) документация;

2.2. радиационные объекты, на которых предполагается обращение с источниками ионизирующего излучения первой–третьей категорий по степени радиационной опасности;

2.3. документы, обосновывающие обеспечение радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, включая обоснование практической деятельности.

3. Источники ионизирующего излучения первой–четвертой категорий по степени радиационной опасности, указанные в подпунктах 1.1–1.3 пункта 1 статьи 27 настоящего Закона, экспертизе не подлежат.

4. Экспертиза источников ионизирующего излучения, их проектной и (или) конструкторской документации, технической (эксплуатационной) документации проводится до государственной регистрации типа источника ионизирующего излучения в порядке, определяемом Министерством по чрезвычайным ситуациям.

5. Экспертиза радиационных объектов проводится до ввода в эксплуатацию источников ионизирующего излучения первой–третьей категорий по степени радиационной опасности в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Экспертиза радиационного объекта может быть совмещена с экспертизой для целей лицензирования при необходимости:

получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (далее – лицензия);

внесения изменений в лицензию в связи с указанием в ней нового типа источника ионизирующего излучения и (или) нового места выполнения работ в рамках осуществления лицензируемой деятельности.

Не является обязательной экспертиза радиационных объектов, на которых предполагается обращение:

с мобильными источниками ионизирующего излучения;

с открытыми источниками ионизирующего излучения, работа с которыми относится к третьему классу работ;

со стационарными устройствами, генерирующими ионизирующее излучение, вводимыми в эксплуатацию посредством замены их аналогичными радиационными устройствами без изменения места размещения в соответствии с имеющейся проектной документацией на радиационный объект, без изменения ускоряющего напряжения в сторону увеличения, без изменения направления первичного пучка ионизирующего излучения, без затрагивания подводящих инженерных систем, а также при наличии документов, подтверждающих выполнение работ по возведению, реконструкции, ремонту радиационного объекта в соответствии с проектной документацией;

со стационарными радиационными устройствами, в состав которых конструктивно входит защита от рентгеновского излучения, обеспечивающая непревышение мощности дозы излучения на расстоянии 0,1 м от доступных частей поверхности радиационного устройства в рабочем положении 1 мкЗв/ч.

6. Экспертиза документов, обосновывающих обеспечение радиационной безопасности при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, проводится при лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Заказчиками экспертизы являются пользователи источников ионизирующего излучения, юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность.

8. Финансирование работ по проведению экспертизы осуществляется за счет средств пользователей источников ионизирующего излучения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность, если иное не установлено законодательными актами.

9. Результатом проведения экспертизы является заключение экспертизы, содержащее вывод о соответствии (положительное заключение) либо несоответствии (отрицательное заключение) объекта экспертизы требованиям в области обеспечения радиационной безопасности.

В заключении экспертизы должна также содержаться информация о соответствии объектов экспертизы современному уровню развития науки, техники и производства.

10. Исключен.

Статья 27. Государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения

1. Государственной регистрации типа источника ионизирующего излучения подлежат источники ионизирующего излучения первой–четвертой категорий по степени радиационной опасности, в отношении которых государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения не осуществлялась, за исключением:

1.1. источников ионизирующего излучения, в том числе радиационных устройств, относящихся к медицинским изделиям, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;

1.2. источников ионизирующего излучения, относящихся к продукции, подлежащей оценке соответствия техническим требованиям в случаях, предусмотренных законодательством об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия, международными договорами Республики Беларусь, техническими регламентами Таможенного союза, а также техническими регламентами Евразийского экономического союза и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;

1.3. источников ионизирующего излучения, изготовленных (произведенных) в Республике Беларусь по заказам и технической и (или) иной документации иностранных юридических лиц и предназначенных для реализации за пределами Республики Беларусь.

2. Государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения осуществляется Департаментом по ядерной и радиационной безопасности по заявлениям пользователей источников ионизирующего излучения (в случае организации ими поставки), изготовителей (производителей) либо продавцов (поставщиков) источников ионизирующего излучения.

3. Государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения осуществляется при наличии положительного заключения экспертизы безопасности в области использования источников ионизирующего излучения.

4. Государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения удостоверяется свидетельством о государственной регистрации типа источника ионизирующего излучения.

5. Форма свидетельства о государственной регистрации типа источника ионизирующего излучения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

6. Сведения о типах источников ионизирующего излучения, в отношении которых принято решение о государственной регистрации, вносятся в Государственный реестр типов источников ионизирующего излучения Республики Беларусь, ведение которого осуществляется Департаментом по ядерной и радиационной безопасности.

7. Государственный реестр типов источников ионизирующего излучения Республики Беларусь подлежит размещению на официальном сайте Департамента по ядерной и радиационной безопасности в глобальной компьютерной сети Интернет.

8. Запрещается эксплуатация типа источника ионизирующего излучения, подлежащего государственной регистрации, не внесенного в Государственный реестр типов источников ионизирующего излучения Республики Беларусь.

9. Государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.

Статья 28. Обозначение источников ионизирующего излучения и радиационных объектов знаками радиационной опасности

1. Пользователи источников ионизирующего излучения и субъекты отношений в области обеспечения радиационной безопасности, указанные в подпунктах 2.3–2.5 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, обеспечивают наличие знаков радиационной опасности на ограждениях радиационных объектов, дверях помещений, являющихся радиационными объектами, контейнерах, таре, упаковках, транспортных средствах, радиационных устройствах, в которых или вне которых возможна или имеется радиационная опасность, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами в области национальной безопасности.

2. Форма, размеры и порядок нанесения знака радиационной опасности устанавливаются Государственным комитетом по стандартизации.

Статья 29. Ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь источников ионизирующего излучения

1. Ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь источников ионизирующего излучения по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии соответствующего разрешения. Разрешения на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь источников ионизирующего излучения выдаются Департаментом по ядерной и радиационной безопасности в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

2. Ввоз в Республику Беларусь радиоактивных отходов в целях их хранения или захоронения допускается только для радиоактивных отходов, которые образовались в Республике Беларусь.

Статья 30. Проектирование, возведение, реконструкция, ремонт радиационных объектов

1. Проектирование, возведение, реконструкция, ремонт радиационных объектов, проведение государственных экспертиз их предпроектной (предынвестиционной), проектной документации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства о радиационной безопасности, об охране и использовании земель, об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об охране окружающей среды, а также законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Требования к проектированию, возведению, реконструкции, ремонту радиационных объектов устанавливаются строительными нормами.

3. При проектировании радиационных объектов в предпроектной (предынвестиционной), проектной документации должен предусматриваться комплекс мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, включая мероприятия по выводу этих объектов из эксплуатации в целях приведения их в безопасное для населения и окружающей среды состояние.

Статья 301. Ввод в эксплуатацию источников ионизирующего излучения

1. Ввод в эксплуатацию источников ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами, в том числе специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.

2. Ввод в эксплуатацию источников ионизирующего излучения, деятельность по использованию которых подлежит лицензированию в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, осуществляется после проведения экспертизы безопасности в области использования источников ионизирующего излучения в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 26 настоящего Закона и получения лицензии, внесения изменений в лицензию.

3. Ввод в эксплуатацию источников ионизирующего излучения третьей и четвертой категорий по степени радиационной опасности, деятельность по использованию которых не подлежит лицензированию в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, осуществляется после направления в Департамент по ядерной и радиационной безопасности уведомления о подготовке к вводу в эксплуатацию источников ионизирующего излучения.

По результатам рассмотрения уведомления о подготовке к вводу в эксплуатацию источников ионизирующего излучения Департамент по ядерной и радиационной безопасности принимает решение о необходимости либо отсутствии необходимости осуществления в установленном порядке мероприятий в рамках осуществления государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности.

4. По окончании работ по вводу в эксплуатацию источников ионизирующего излучения первой–четвертой категорий по степени радиационной опасности комиссией по вводу источников ионизирующего излучения в эксплуатацию (далее – комиссия), создаваемой приказом руководителя юридического лица – пользователя источников ионизирующего излучения (лица, его замещающего), либо индивидуальным предпринимателем – пользователем источников ионизирующего излучения составляется акт ввода источников ионизирующего излучения в эксплуатацию (далее – акт), включающий сведения, установленные Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем юридического лица – пользователя источников ионизирующего излучения (лицом, его замещающим). Акт, составленный индивидуальным предпринимателем, подписывается им лично.

Акт направляется пользователем источников ионизирующего излучения в Департамент по ядерной и радиационной безопасности в срок не позднее пяти дней со дня его утверждения руководителем юридического лица – пользователя источников ионизирующего излучения (лицом, его замещающим) либо подписания индивидуальным предпринимателем – пользователем источников ионизирующего излучения.

Статья 31. Учет и контроль источников ионизирующего излучения

1. Учет и контроль источников ионизирующего излучения осуществляются Департаментом по ядерной и радиационной безопасности и пользователями источников ионизирующего излучения.

2. Учет и контроль источников ионизирующего излучения Департаментом по ядерной и радиационной безопасности осуществляются посредством ведения единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения. Для постановки на учет (снятия с учета) источника ионизирующего излучения в единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения пользователь источника ионизирующего излучения направляет уведомление в Департамент по ядерной и радиационной безопасности в 15-дневный срок до начала (со дня окончания) обращения с источником ионизирующего излучения. Снятие с учета источника ионизирующего излучения может осуществляться по уведомлению пользователя источника ионизирующего излучения либо по решению Департамента по ядерной и радиационной безопасности.

3. Порядок ведения единой государственной системы учета и контроля источников ионизирующего излучения устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям.

4. Учет и контроль источников ионизирующего излучения пользователями источников ионизирующего излучения осуществляются в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям, за исключением учета и контроля источников ионизирующего излучения, используемых в целях обороны, которые осуществляются в порядке, установленном Министерством обороны по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Статья 32. Учет доз облучения населения и профессионального облучения

Учет доз облучения, полученных населением и персоналом, осуществляется в рамках единой государственной системы учета доз облучения населения и профессионального облучения в порядке, установленном Министерством здравоохранения.

Статья 33. Обеспечение радиационной безопасности при медицинском облучении

1. Радиационная безопасность при медицинском облучении достигается путем принятия комплекса мер для сведения к минимуму вероятности необоснованного или аварийного медицинского облучения, в том числе путем назначения обоснованных медицинских процедур.

2. До начала проведения процедур, связанных с медицинским облучением, пациенту (его законному представителю) представляется информация об ожидаемой дозе облучения и о возможных последствиях медицинского облучения.

3. Пациент (его законный представитель) имеет право отказаться от процедур, связанных с медицинским облучением.

Статья 34. Применение досмотровых устройств визуализации человека, использующих ионизирующее излучение

1. Досмотровые устройства визуализации человека, использующие ионизирующее излучение, применяются для обнаружения скрытых предметов, которые могут быть использованы для преступных деяний, создающих угрозу национальной безопасности.

2. Применение досмотровых устройств визуализации человека, использующих ионизирующее излучение, возможно при условии:

2.1. соблюдения основных принципов обеспечения радиационной безопасности;

2.2. соблюдения специфических санитарно-эпидемиологических требований;

2.3. обеспечения права физического лица (за исключением случаев проведения контртеррористической операции в соответствии с законодательством о борьбе с терроризмом) на уведомление о проведении его досмотра с использованием досмотровых устройств визуализации человека, использующих ионизирующее излучение, и на отказ от использования таких устройств при досмотре.

3. Порядок применения досмотровых устройств визуализации человека, использующих ионизирующее излучение, определяется государственными органами (организациями), уполномоченными законодательными актами на проведение досмотра физических лиц.

Статья 35. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

В целях защиты населения от воздействия природных радионуклидов проектирование, строительство зданий и сооружений должны осуществляться с учетом предотвращения поступления в помещения этих зданий и сооружений радона и гамма-излучения природных радионуклидов в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Статья 36. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности организуется и осуществляется пользователем источника ионизирующего излучения в целях соблюдения требований нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности и локальных правовых актов пользователя источника ионизирующего излучения.

2. Для организации производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности пользователь источника ионизирующего излучения создает структурное подразделение, ответственное за осуществление такого производственного контроля, или определяет лицо, ответственное за радиационную безопасность. Лицо, ответственное за радиационную безопасность, должно иметь высшее образование и пройти обучение и проверку знаний по вопросам радиационной безопасности.

3. Структурное подразделение, ответственное за осуществление производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности, лицо, ответственное за радиационную безопасность, подчиняются непосредственно руководителю пользователя источника ионизирующего излучения либо руководителю обособленного подразделения пользователя источника ионизирующего излучения, в ведении которого находится радиационный объект (радиационные объекты).

4. Порядок организации и осуществления производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности устанавливается пользователем источника ионизирующего излучения.

Статья 37. Оценка состояния радиационной безопасности. Радиационно-гигиенический мониторинг

1. Оценка состояния радиационной безопасности осуществляется пользователем источника ионизирующего излучения на основе данных производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности и радиационного контроля по следующим основным показателям:

1.1. анализ эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности и соблюдения нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов;

1.2. вероятность радиационных аварий и их предполагаемый масштаб;

1.3. степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

1.4. характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

1.5. анализ доз облучения, получаемых отдельными группами персонала и населения от всех источников ионизирующего излучения;

1.6. число лиц, подвергшихся облучению сверх установленных основных пределов доз облучения.

2. Результаты оценки состояния радиационной безопасности учитываются при планировании и осуществлении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности.

3. Результаты оценки состояния радиационной безопасности заносятся в радиационно-гигиенический паспорт пользователя источника ионизирующего излучения.

4. Форма радиационно-гигиенического паспорта, порядок его ведения и использования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

5. Радиационно-гигиенический мониторинг проводится в рамках социально-гигиенического мониторинга Министерством здравоохранения в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 38. Обязанности пользователя источника ионизирующего излучения по обеспечению радиационной безопасности

1. Пользователь источника ионизирующего излучения обязан:

1.1. осуществлять обращение с источником ионизирующего излучения в соответствии с требованиями законодательства о радиационной безопасности;

1.2. планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

1.3. организовывать и осуществлять производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности;

1.4. осуществлять оценку и учет доз профессионального облучения;

1.5. регулярно информировать персонал об уровнях ионизирующего излучения на рабочих местах и о величине полученных доз облучения;

1.6. разрабатывать и утверждать нормативы допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

1.7. предоставлять органам и учреждениям, осуществляющим государственный санитарный надзор, обоснование граничных доз профессионального облучения и облучения населения;

1.8. принимать необходимые меры по соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду и недопущению превышения пределов доз профессионального облучения и облучения населения;

1.9. обеспечивать обучение и проверку знаний по вопросам радиационной безопасности;

1.10. организовывать прохождение персоналом медицинских осмотров в соответствии с законодательством об охране труда;

1.11. выполнять требования (предписания) об устранении нарушений, вынесенные должностными лицами Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;

1.12. до начала поставки источника ионизирующего излучения обратиться за государственной регистрацией типа источника ионизирующего излучения либо удостовериться, что государственная регистрация данного типа источника ионизирующего излучения осуществлена ранее;

1.13. направить уведомление для постановки на учет (снятия с учета) источника ионизирующего излучения в единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения;

1.14. вести учет и контроль источников ионизирующего излучения, находящихся у него в обращении, и обеспечивать их сохранность;

1.15. осуществлять оценку состояния радиационной безопасности;

1.16. после принятия решения о прекращении эксплуатации закрытого источника ионизирующего излучения обеспечить возврат такого источника изготовителю (производителю) или продавцу (поставщику) в соответствии с условиями договора либо передачу его на договорной основе на переработку, долговременное хранение или захоронение.

2. Пользователь источника ионизирующего излучения обязан выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 39. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и (или) оказывающие пользователям источников ионизирующего излучения услуги, которые могут оказать влияние на радиационную безопасность, обеспечивают выполнение работ и оказание услуг, которые отвечают требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.

Статья 40. Консультирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Консультирование в области обеспечения радиационной безопасности (далее для целей настоящей статьи – консультирование) осуществляется путем оказания услуг по осуществлению мероприятий по обеспечению радиационной безопасности для субъектов отношений в области обеспечения радиационной безопасности, указанных в подпунктах 2.2–2.5 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона.

2. Консультирование может осуществляться по вопросам:

2.1. разработки обоснования практической деятельности;

2.2. разработки мер по оптимизации обеспечения радиационной безопасности;

2.3. разработки мероприятий, необходимых для ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации источников ионизирующего излучения;

2.4. организации рабочих мест персонала;

2.5. организации радиационного контроля;

2.6. организации производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности;

2.7. разработки программ обучения и проверки знаний по вопросам радиационной безопасности;

2.8. организации обращения с радиоактивными отходами;

2.9. разработки мер по предотвращению радиационных аварий, мер реагирования при радиационных авариях;

2.10. подготовки проектов локальных правовых актов пользователем источника ионизирующего излучения;

2.11. по иным вопросам в рамках осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности.

3. Консультирование осуществляется физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, работниками юридических лиц, соответствующими требованиям, указанным в пункте 4 настоящей статьи (далее для целей настоящей статьи – консультанты).

4. Консультанты должны отвечать следующим требованиям:

4.1. обладание специальными знаниями и навыками в области обеспечения радиационной безопасности;

4.2. наличие высшего образования, позволяющего оказывать услуги по консультированию;

4.3. наличие стажа работы в качестве технического руководителя или специалиста по вопросам в области обеспечения радиационной безопасности, по которым предполагается оказание услуг по консультированию, не менее трех лет.

5. Консультанты должны проходить повышение квалификации в области обеспечения радиационной безопасности не реже одного раза в пять лет.

6. В целях подтверждения качества оказываемых услуг по консультированию может проводиться аттестация консультантов на добровольной основе в порядке, установленном законодательством об административных процедурах.

7. Сведения о консультантах, прошедших аттестацию, включаются в единый реестр аттестованных консультантов в области обеспечения радиационной безопасности, размещенный на официальном сайте Департамента по ядерной и радиационной безопасности в глобальной компьютерной сети Интернет. Порядок ведения единого реестра аттестованных консультантов в области обеспечения радиационной безопасности устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Статья 41. Радиационный контроль

1. Радиационный контроль – деятельность по отбору проб, проведению измерений и оценке их результатов, осуществляемая в целях получения информации о радиационной обстановке, а также об уровнях профессионального облучения и облучения населения. Радиационный контроль направлен на определение соответствия объектов радиационного контроля нормативам, предусмотренным статьями 19 и 20 настоящего Закона.

2. Объектами радиационного контроля являются продукция, окружающая среда, среда обитания человека, население и персонал.

3. Радиационный контроль осуществляется субъектами отношений в области обеспечения радиационной безопасности, указанными в подпунктах 2.2–2.5 пункта 2 статьи 3 настоящего Закона, в установленном ими порядке, а также органами пограничной службы на Государственной границе Республики Беларусь и объектах, находящихся в их ведении, в порядке, установленном Государственным пограничным комитетом.

Статья 42. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности при обнаружении источников ионизирующего излучения

1. Министерство по чрезвычайным ситуациям, местные исполнительные и распорядительные органы должны информировать население по вопросам обеспечения радиационной безопасности и о действиях при возможном обнаружении источников ионизирующего излучения путем размещения информации на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, распространения информационных материалов через средства массовой информации, а также иными способами, предусмотренными законодательством об информации, информатизации и защите информации.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, должны принимать меры, направленные на обеспечение радиационной безопасности, включая назначение лиц, ответственных за радиационную безопасность, обеспечение их обучения и проверки знаний по вопросам радиационной безопасности, осуществление радиационного контроля для обнаружения источников ионизирующего излучения либо изделий (материалов) с радиоактивным загрязнением, предотвращение их переработки, информирование Министерства по чрезвычайным ситуациям, органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, об обнаружении источников ионизирующего излучения.

3. Порядок взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных государственных органов (организаций) при обнаружении источников ионизирующего излучения, собственники которых не установлены, а также в случае задержания источников ионизирующего излучения при ввозе в Республику Беларусь и (или) вывозе из Республики Беларусь устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 43. Радиационная безопасность окружающей среды

1. Радиационная безопасность окружающей среды обеспечивается соблюдением требований настоящего Закона, иных актов законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в том числе о радиационной безопасности, а также законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. В целях обеспечения радиационной безопасности окружающей среды проводятся:

2.1. оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза;

2.2. радиационный мониторинг в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды.

3. Проведение оценки воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

4. Проведение радиационного мониторинга и использование его данных осуществляются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением проведения радиационного мониторинга и использования его данных на Государственной границе Республики Беларусь и объектах, находящихся в ведении органов пограничной службы, которые осуществляются в порядке, установленном Государственным пограничным комитетом.

5. Предоставление и распространение экологической информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности осуществляются в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.

ГЛАВА 5
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ

Статья 44. Стратегия обращения с радиоактивными отходами

Основные направления деятельности по безопасному и экономически эффективному обращению с радиоактивными отходами определяются Стратегией обращения с радиоактивными отходами, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 45. Требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами

1. Обращение с радиоактивными отходами включает в себя сбор, сортировку (разделение) по классам радиационной опасности, переработку, хранение или захоронение, а также перевозку радиоактивных отходов.

2. Переработка, долговременное хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов осуществляются только на объектах обращения с радиоактивными отходами.

3. Размещение и возведение объектов обращения с радиоактивными отходами осуществляются по решению Совета Министров Республики Беларусь с учетом результатов оценки воздействия на окружающую среду и предложений заинтересованных республиканских органов государственного управления.

4. Пользователь источника ионизирующего излучения при обращении с радиоактивными отходами с учетом особенностей и условий выполняемых им работ для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности обязан иметь утвержденную им схему обращения с радиоактивными отходами, согласованную с органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

5. Порядок разработки, согласования и утверждения схемы обращения с радиоактивными отходами устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям.

6. Пользователь источника ионизирующего излучения обеспечивает:

6.1. поддержание образования радиоактивных отходов на минимальном практически достижимом уровне;

6.2. сбор и сортировку (разделение) радиоактивных отходов по классам радиационной опасности в соответствии с нормами и правилами по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями;

6.3. определение опасных свойств (токсичность, патогенность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность, способность при обезвреживании образовывать стойкие органические загрязнители) радиоактивных отходов;

6.4. учет всех образующихся, хранящихся или переданных на долговременное хранение и (или) захоронение радиоактивных отходов.

7. Перевозка радиоактивных отходов осуществляется с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых радиоактивных отходов на окружающую среду, здоровье человека и его имущество, в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов и настоящим Законом.

8. Перевозка радиоактивных отходов допускается при наличии у пользователя источника ионизирующего излучения сопроводительного паспорта перевозки радиоактивных отходов. Форма сопроводительного паспорта перевозки радиоактивных отходов, а также порядок его оформления пользователем источника ионизирующего излучения устанавливаются органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

9. Пользователь источника ионизирующего излучения, в результате осуществления деятельности которого образуются радиоактивные отходы, несет ответственность за безопасность при обращении с радиоактивными отходами до их передачи на долговременное хранение и (или) захоронение на объект обращения с радиоактивными отходами.

10. При хранении или захоронении радиоактивных отходов должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, радиационная безопасность в соответствии с нормами и правилами по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями и проектной документацией радиационных объектов.

11. Порядок и критерии отнесения радиоактивных отходов к классам радиационной опасности устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 46. Требования по обеспечению радиационной безопасности в ситуации аварийного облучения

1. Мероприятия по аварийной готовности и реагированию в случае радиационной аварии осуществляются в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, должны быть соразмерны потенциальным последствиям радиационной аварии и разрабатываться на основе дифференцированного подхода. Для реализации дифференцированного подхода к разработке мероприятий по аварийной готовности и реагированию Министерством по чрезвычайным ситуациям устанавливаются категории аварийного планирования.

2. Порядок и критерии классификации радиационных аварий и инцидентов устанавливаются Министерством по чрезвычайным ситуациям.

3. При аварийном реагировании на радиационные аварии используется референтный уровень, установленный пунктом 4 статьи 20 настоящего Закона.

4. Порядок принятия решения об окончании ситуации аварийного облучения и переходе к ситуации планируемого или существующего облучения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

5. Пользователь источника ионизирующего излучения обязан осуществлять мероприятия по аварийной готовности и реагированию в случае радиационной аварии в соответствии с планом мероприятий по защите персонала и населения от радиационной аварии.

6. Порядок разработки и утверждения плана мероприятий по защите персонала и населения от радиационной аварии устанавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям по согласованию с Министерством здравоохранения.

Статья 47. Обязанности пользователя источника ионизирующего излучения по обеспечению радиационной безопасности при радиационных аварии, инциденте. Расследование обстоятельств и причин, вызвавших радиационные аварию, инцидент

1. При радиационной аварии пользователь источника ионизирующего излучения обязан:

1.1. обеспечить выполнение плана мероприятий по защите персонала и населения от радиационной аварии;

1.2. принять меры по организации оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

1.3. принять меры по локализации очага радиоактивного загрязнения и предотвращению распространения радиоактивных веществ в окружающей среде;

1.4. провести анализ и подготовить прогноз развития и распространения радиационной аварии, а также изменений радиационной обстановки;

1.5. принять меры по нормализации радиационной обстановки;

1.6. информировать о радиационной аварии Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, а также местные исполнительные и распорядительные органы;

1.7. выполнить иные требования, предусмотренные актами законодательства в области обеспечения радиационной безопасности.

2. Обстоятельства и причины, вызвавшие радиационные аварию, инцидент, подлежат обязательному расследованию в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.

3. Пользователь источника ионизирующего излучения должен осуществлять регистрацию радиационных аварии, инцидента в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям.

ГЛАВА 7
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 48. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, государственный санитарный надзор в части обеспечения радиационной безопасности

1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности организуется и осуществляется в целях предупреждения, обнаружения, пресечения нарушений законодательства о радиационной безопасности.

2. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности включает в себя надзор за соблюдением требований в области обеспечения радиационной безопасности, установленных законодательными актами, нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства архитектуры и строительства.

3. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Департаментом по ядерной и радиационной безопасности, за исключением государственного надзора, предусмотренного подпунктом 1.7 пункта 1 статьи 13 настоящего Закона. Порядок организации и осуществления государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

4. Государственный санитарный надзор в части обеспечения радиационной безопасности включает в себя надзор за соблюдением специфических санитарно-эпидемиологических требований, гигиенических нормативов, а также иных актов законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе при воздействии радона и гамма-излучения природных радионуклидов, производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды, медицинском облучении, воздействии ионизирующего излучения в ходе выполнения работ с источниками ионизирующего излучения, обращения с радиоактивными отходами.

5. Государственный санитарный надзор в части обеспечения радиационной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством о контрольной (надзорной) деятельности и законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

6. При осуществлении государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, государственного санитарного надзора в части обеспечения радиационной безопасности используется дифференцированный подход, который заключается в применении мер по надзору соразмерно степени радиационной опасности источника ионизирующего излучения, в том числе риску для жизни и здоровья персонала и населения.

Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства о радиационной безопасности

Нарушение законодательства о радиационной безопасности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 50. Признание утратившими силу законов и отдельного положения закона

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. № 122-З «О радиационной безопасности населения»;

Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 72-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»;

Закон Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 440-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»;

статью 2 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 106-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Статья 51. Переходные положения

Действие положений статьи 27 и подпункта 1.12 пункта 1 статьи 38 настоящего Закона не распространяется на источники ионизирующего излучения, поставленные на учет в единой государственной системе учета и контроля источников ионизирующего излучения до вступления в силу настоящего Закона.

Статья 52. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в течение года:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Статья 53. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1–51 – через год после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.