Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

7 февраля 2022 г. № Р-1302/2022

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 января 2022 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 января 2022 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения в Кодекс Республики Беларусь о недрах (далее – Кодекс о недрах), Закон Республики Беларусь «О наименованиях географических объектов» (далее – Закон о наименованиях географических объектов).

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) в целях рационального использования и охраны недр, оптимизации порядка наименования географических объектов, а также повышения инвестиционной привлекательности индустриального парка.

1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и непосредственного действия ее норм, исходя из положений Конституции:

устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);

определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

устанавливающих, что государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части четвертая и пятая статьи 13);

предусматривающих, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46); охрана природной среды – долг каждого (статья 55);

обязывающих государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, а государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, – в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. Пунктом 2 статьи 1 Закона вносится изменение в статью 8 Кодекса о недрах, согласно которому государственное управление и регулирование в области использования и охраны недр наряду с Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством по чрезвычайным ситуациям, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами осуществляет государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – администрация парка).

Законом (пункт 4 статьи 1) Кодекс о недрах дополняется статьей 131, предусматривающей, что администрация парка в области использования и охраны недр на территории индустриального парка (за исключением территорий населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ и дачных кооперативов) принимает в установленном данным Кодексом порядке решения о предоставлении геологических и горных отводов, за исключением случаев, когда в соответствии с данным Кодексом решения о предоставлении горных отводов принимает Президент Республики Беларусь; принимает решения о приостановлении или прекращении права пользования недрами при нарушении законодательства об охране и использовании недр, за исключением случаев, когда в соответствии с данным Кодексом, иными законодательными актами принятие указанных решений отнесено к компетенции государственных органов (пункт 1); осуществляет и иные полномочия в области использования и охраны недр, возложенные на нее данным Кодексом и иными актами законодательства (пункт 2).

Кроме того, положениями статьи 1 Закона определяется, что администрация парка принимает решения о продлении срока пользования недрами (пункт 6), о передаче прав по ранее предоставленному геологическому или горному отводу правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица (пункт 10); осуществляет согласование проектов консервации и расконсервации горных предприятий, расположенных на территории индустриального парка (абзацы третий, четвертый, седьмой и восьмой пункта 15). Указанной статьей Закона предусматривается также, что представители администрации парка включаются в состав комиссий по передаче месторождения углеводородов или отдельных буровых скважин в пробную эксплуатацию (абзац четвертый пункта 12), по передаче разведанного месторождения в разработку (абзац третий пункта 14), по консервации горного предприятия, горной выработки, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых (абзац пятый пункта 15), если данные объекты расположены на территории индустриального парка.

Таким образом, в соответствии с Законом администрация парка наделяется функцией государственного управления в сфере использования и охраны недр, которые согласно части шестой статьи 13 Конституции составляют исключительную собственность государства, путем предоставления администрации парка полномочий по принятию решений о предоставлении геологических и горных отводов, о приостановлении или прекращении права пользования недрами при нарушении законодательства об охране и использовании недр, о продлении срока пользования недрами, о передаче прав по ранее предоставленному геологическому или горному отводу правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица, о согласовании проектов консервации и расконсервации горных предприятий, расположенных на территории индустриального парка, и др.

Анализируя приведенные законодательные положения, Конституционный Суд отмечает, что согласно Положению о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2017 г. № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», индустриальный парк является территориальной единицей Республики Беларусь и регистрируется в порядке, предусмотренном законодательством для территорий со специальным режимом использования (пункт 2); целями деятельности индустриального парка являются привлечение инвестиций и создание конкурентоспособных организаций, ориентированных на развитие производств в современных отраслях экономики, с учетом развития инновационной деятельности, научно-исследовательской, торговой, логистической, жилищной и других отраслей; основные задачи деятельности индустриального парка – создание новых рабочих мест, содействие социально-экономическому развитию регионов и развитию экспортного потенциала Республики Беларусь (пункт 3).

Индустриальный парк создан в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китайской Народной Республики о Китайско-Белорусском индустриальном парке от 18 сентября 2011 года. В Соглашении определено, что администрация парка состоит из государственных служащих и специалистов Республики Беларусь, а также группы китайских советников; администрация парка занимается общими вопросами управления индустриальным парком, осуществлением процедур и оказанием соответствующих услуг резидентам индустриального парка в области рассмотрения и утверждения проектов, регистрации, занятости, выдачи свидетельства о происхождении товара, проверки и санитарного контроля экспортируемой и импортируемой продукции, прохождения таможенных процедур, инвестиционного консультирования и других услуг по принципу «одного окна» (часть третья статьи 7).

Конституционный Суд полагает, что передача государством отдельных публичных функций от государственных органов иным субъектам является социально оправданной и юридически допустимой, поскольку служит решению задачи оптимизации деятельности государственного аппарата, упрощению взаимодействия юридических и физических лиц с государством, создает дополнительные условия реализации прав и законных интересов юридических и физических лиц, что соответствует сути демократического социального правового государства, которым провозглашена Республика Беларусь (часть первая статьи 1 Конституции), а также согласуется с частью первой статьи 59 Конституции, обязывающей государство принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

Конституционный Суд обращает внимание и на положение подпункта 1.2 пункта 1 статьи 131, которой дополняется Кодекс о недрах, о том, что к компетенции администрации парка в области использования и охраны недр относится полномочие по принятию решений о приостановлении или прекращении права пользования недрами при нарушении законодательства об охране и использовании недр.

Конституционный Суд считает, что указанное положение Закона согласуется с нормами Конституции, в соответствии с которыми каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46); охрана природной среды – долг каждого (статья 55).

3. Пунктом 7 статьи 1 Закона в пункт 1 статьи 32 Кодекса о недрах вносятся изменения, которыми определяется, что геологические отводы предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании решений районных (областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения)) исполнительных и распорядительных органов, администрации парка; администрацией парка осуществляется предоставление геологических отводов в случае, если геологический отвод располагается на территории индустриального парка. Аналогичный порядок предусматривается пунктом 8 статьи 1 Закона для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям горных отводов.

Таким образом, из содержания норм Закона следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе по решению администрации парка использовать для осуществления экономической деятельности геологические и горные отводы, расположенные на территории индустриального парка.

Конституционный Суд констатирует, что устанавливаемое правовое регулирование соответствует частям второй и четвертой статьи 13 Конституции, предусматривающим, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В силу данных конституционных положений граждане самостоятельно определяют сферу своей экономической деятельности и могут осуществлять ее как в индивидуальном порядке, так и путем создания юридического лица либо участия в нем.

4. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Закона о наименованиях географических объектов, излагаемой в новой редакции пунктом 2 статьи 2 Закона, отношения в области выявления, нормализации, присвоения наименований географическим объектам и их переименования, государственного учета и использования наименований географических объектов регулируются данным Законом, иными актами законодательства, а также международными договорами Республики Беларусь в области наименований географических объектов; если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в этом Законе, то применяются правила международного договора.

Конституционный Суд полагает, что приведенные нормы Закона обусловлены необходимостью реализации международных обязательств Республики Беларусь и согласуются с положениями Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8). Кроме того, данное правовое регулирование основывается на общепризнанном принципе международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленном в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, в соответствии с которым каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.

Конституционный Суд также отмечает, что осуществляемое Законом правовое регулирование учитывает правовые позиции Конституционного Суда, изложенные в ранее принятых решениях. Так, в решении от 7 мая 2018 г. № Р-1123/2018 Конституционным Судом указано, что, исходя из положений части первой статьи 7, части первой статьи 8 и части третьей статьи 21 Конституции, в целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и правовой определенности при совершенствовании правового регулирования следует учитывать, что нормы права, содержащиеся в ратифицированных международных договорах, являются составной частью действующей системы права на территории Республики Беларусь.

5. Законом (пункты 4, 5 и 7 статьи 2) в статьи 141, 16 и 21 Закона о наименованиях географических объектов вносятся изменения, согласно которым администрация парка присваивает наименования остановочным пунктам транспорта общего пользования, расположенным в границах индустриального парка (кроме остановочных пунктов транспорта общего пользования в населенных пунктах, расположенных в границах индустриального парка), и переименовывает их; не допускается присвоение одного и того же наименования нескольким однородным географическим объектам, находящимся в границах одной административно-территориальной единицы, территориальной единицы, являющейся населенным пунктом, индустриального парка (за исключением составных частей различных населенных пунктов, районов в различных городах, остановочных пунктов транспорта общего пользования в различных населенных пунктах).

Конституционный Суд считает, что наделение администрации парка полномочием присваивать наименования остановочным пунктам транспорта общего пользования основывается на законодательных положениях, закрепляющих статус индустриального парка как территориальной единицы Республики Беларусь со специальным режимом и администрации парка как органа, осуществляющего государственное управление и регулирование в определенных областях. Устанавливаемое правовое регулирование отвечает принципу верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) и принципу правовой определенности. Как отмечалось в ряде решений Конституционного Суда, верховенство права включает ряд элементов, в том числе правовую определенность, предполагающую ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм. Посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что обеспечивает должную защиту прав и свобод личности, а также повышает доверие граждан к государству.

Таким образом, Конституционный Суд считает, что нормы Закона обеспечивают системное и комплексное правовое регулирование отношений, связанных с деятельностью Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» в сферах пользования недрами, присвоения наименований и переименования географических объектов, что отвечает конституционному принципу верховенства права, а также иным положениям Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.