Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.11.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 декабря 2021 г. № Р-1296/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа».

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа», Уголовного кодекса Республики Беларусь и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Принятие Закона обусловлено необходимостью сохранения исторической памяти, противодействия фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, укрепления национальной безопасности.

1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов оценивает конституционность Закона исходя из норм Конституции, согласно которым:

народ Республики Беларусь (Беларуси) сознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям (абзац третий преамбулы);

Республика Беларусь является демократическим социальным правовым государством, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1);

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21);

любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону (часть вторая статьи 3);

в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7);

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);

государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);

ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, в том числе по соблюдению Конституции и законов, уважению прав, свобод, законных интересов других лиц (часть вторая статьи 2, статьи 52 и 53);

государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. В преамбуле Закона отмечается, что Закон принят в целях сохранения памяти о миллионах советских граждан, которые стали жертвами в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также на основе Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года и направлен на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, установление действенных барьеров на пути попыток фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачу справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В статье 1 Закона устанавливается, что совершенные нацистскими преступниками и их пособниками, националистическими формированиями в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период злодеяния, направленные на планомерное физическое уничтожение белорусского народа путем убийства и иных действий, признаваемых геноцидом в соответствии с законодательными актами и нормами международного права, являются геноцидом белорусского народа.

Под белорусским народом для целей указанного Закона, согласно примечаниям к преамбуле и статье 1 Закона, понимаются советские граждане, проживавшие на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период (период по 31 декабря 1951 г.).

Конституционный Суд отмечает, что впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период.

Такой вывод законодателя основан на неопровержимо доказанных и документально подтвержденных многочисленными официальными актами расследований и судебными разбирательствами, в том числе проведенными на международном уровне, фактах чудовищных злодеяний нацистов и их пособников на белорусской земле.

Так, Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР, образованной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года, было установлено, что на оккупированной территории Белорусской ССР нацисты создали более 260 лагерей смерти для уничтожения военнопленных и гражданского населения. Среди крупнейших лагерей только в городе Минске и его окрестностях их было 9, где уничтожено более 400 тысяч человек: лагерь смерти Тростенец (уничтожено более 206,5 тысячи человек); лагерь вблизи деревни Масюковщина (более 80 тысяч человек); лагерь на улице Широкой (20 тысяч человек).

При этом до настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены.

За 1941–1944 годы оккупанты провели на территории Беларуси более 140 крупных карательных операций, во время которых было сожжено абсолютное большинство сел и деревень Беларуси. За этот период захватчики сожгли около 9200 сел и деревень республики, из них 5295 разделили судьбу Хатыни, то есть были уничтожены вместе со всем или частью населения. Из сожженных деревень 186 так и не возродились. В Витебской и Минской областях некоторые населенные пункты сжигались по несколько раз.

Всего из Беларуси в Германию было угнано 399 474 человека, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации. Не менее 1,4 миллиона человек были уничтожены в местах принудительного содержания гражданского населения. За годы войны республика потеряла около 2,2 миллиона человек, или каждого третьего своего жителя.

Значительное место в обвинении фашизма Международным военным трибуналом в Нюрнберге (Германия), проходившим с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года, занимали материалы и документы о преступлениях, совершенных нацистами и их пособниками на территории Беларуси.

Конституционный Суд отмечает, что положение статьи 1 Закона, в которой указываются действия, образующие понятие геноцида белорусского народа, соответствует нормам международного права, согласно которым геноцидом признаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую (статья II Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года).

По мнению Конституционного Суда, осуществляемое правовое регулирование соответствует положениям Конституции, согласно которым Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1), в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7), Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8), государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21), государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

Конституционный Суд также считает, что законодательное признание и осуждение факта геноцида белорусского народа закрепит в исторической памяти народа справедливую оценку злодеяний фашистов и их пособников на белорусской земле, станет данью памяти потомков миллионам жертв фашизма, а также будет иметь важное конституционно-правовое и политическое значение, поскольку послужит основой для постановки вопроса о признании геноцида белорусского народа на международном уровне.

3. Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года (вступила в силу для Белорусской ССР 11 ноября 1970 года) преступление геноцида не имеет срока давности (статьи I, II и IV).

В Римском статуте Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года указано, что обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции над лицами, несущими ответственность за совершение международных преступлений, к числу которых относится такое преступление, как геноцид (преамбула, статьи 5, 6, 25 и 33).

Законом на Генеральную прокуратуру возлагается полномочие принять дополнительные меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств геноцида белорусского народа, установлению лиц, причастных к его совершению, и их уголовному преследованию (статья 3).

Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование основывается на получивших международное признание универсальных принципах и нормах, что согласуется с частью первой статьи 8 Конституции, а также на части второй статьи 7 Конституции, предусматривающей, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства, и соответствует положениям Конституции о компетенции прокуратуры осуществлять надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, в случаях, предусмотренных законом, проводить предварительное следствие, поддерживать государственное обвинение в судах (часть вторая статьи 125).

4. Законом предусматриваются полномочия Совета Министров Республики Беларусь по принятию на постоянной основе мер по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа, а также по признанию и осуждению геноцида белорусского народа на международном уровне; по распространению достоверной информации о геноциде белорусского народа, а также по просвещению граждан по вопросам геноцида белорусского народа; по принятию в шестимесячный срок иных мер, направленных на реализацию этого Закона (статья 4).

Конституционный Суд отмечает, что Правительство – Совет Министров Республики Беларусь осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь, являясь центральным органом государственного управления; принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности; обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Беларусь (часть первая статьи 106, абзацы шестой, восьмой и десятый статьи 107).

По мнению Конституционного Суда, реализация предусматриваемых Законом полномочий Совета Министров Республики Беларусь служит целям увековечения памяти жертв геноцида, пресечения попыток оспорить моральное и историческое право белорусского народа в боевом содружестве с другими народами СССР на победу над фашизмом, призвана вывести на более качественный уровень информационную, просветительскую, учебно-воспитательную работу по формированию должной нравственной и общественно-политической позиции граждан, что отвечает взаимосвязанным положениям Конституции об обязанности государства защищать свою независимость, конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок (часть третья статьи 1), о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8), о гарантировании соответствующих конституционных прав, свобод и законных интересов (часть первая статьи 2, части первая и третья статьи 21, статья 22 и др.).

5. В Республике Беларусь как демократическом правовом государстве каждый человек может иметь собственные взгляды и предпочтения, свободно и открыто выражать различные суждения.

При этом с учетом гарантированного каждому права на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, права граждан Республики Беларусь на распространение информации (часть первая статьи 33, часть первая статьи 34 Конституции) государство вправе, исходя из необходимости защиты конституционных интересов (часть первая статьи 23 Конституции) от деструктивных действий, способных причинить им вред, устанавливать запрет пропаганды или агитации, возбуждающих расовую, национальную, этническую или религиозную ненависть и вражду, предотвращать проявления социальной агрессии на почве демонстративного (публичного) отрицания конституционно значимых нравственных ценностей или пренебрежения ими.

Так, глава 17 «Преступления против мира и безопасности человечества» Уголовного кодекса Республики Беларусь, которой предусмотрена уголовная ответственность за геноцид, реабилитацию нацизма (статьи 127 и 1301), дополняется статьей 1302, устанавливающей в качестве самостоятельного состава уголовную ответственность за отрицание геноцида белорусского народа. Объективная сторона данного преступления выражается в отрицании геноцида белорусского народа в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи.

По мнению Конституционного Суда, устанавливаемое Законом правовое регулирование направлено на противодействие указанным формам информационного воздействия, недопущение формирования в обществе неверных, искаженных представлений об исторических событиях, насильственных действиях по уничтожению советских граждан, проживавших на территории Белорусской Советской Социалистической Республики в годы Великой Отечественной войны и (или) послевоенный период, об огромных потерях белорусского народа. Формирование таких представлений может разрушать идеологические и духовно-нравственные ценности общества, осквернять память невинных жертв мирного населения. Нормы Закона способствуют защите исторической правды о Второй мировой войне, противодействию фальсификации фактов истории.

Отрицание преступлений против мира и безопасности человечества, совершенное публично либо с использованием публично демонстрируемого произведения, или средств массовой информации, или глобальной компьютерной сети Интернет, или иной информационной сети, является составляющей реабилитации нацизма как проявления экстремистской деятельности (абзац пятнадцатый части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», абзацы шестой, восьмой части первой статьи 1 Закона Республики Беларусь «О недопущении реабилитации нацизма»).

Конституционный Суд констатирует, что отрицание геноцида белорусского народа оказывает негативное влияние на население, прежде всего детей и молодежь, дезинформируя по поводу опасности деструктивной (человеконенавистнической) идеологии, ведет к эскалации современных форм нетерпимости, основанных на социальных, расовых, национальных и иных предубеждениях.

Конституционный Суд считает, что уголовно-правовой запрет публичного отрицания геноцида белорусского народа расширяет возможности более эффективного реагирования государства на проявления реабилитации нацизма, создающие угрозу для национальной безопасности Республики Беларусь, прав и свобод ее граждан, совершенствует правовой механизм предупреждения указанных общественно опасных действий, что отвечает конституционным положениям об обязанности государства защищать свою независимость, конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок (часть третья статьи 1 Конституции) и соответствует нормам Конституции, гарантирующим реализацию конституционных ценностей и интересов (часть третья статьи 1, часть первая статьи 2, часть третья статьи 21, часть первая статьи 59). Положения Закона, устанавливающие уголовную ответственность за отрицание геноцида белорусского народа, соответствуют статьям 52 и 53 Конституции, обязывающим каждого соблюдать Конституцию и законы, уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

Конституционный Суд также отмечает, что Парламент, являющийся представительным и законодательным органом Республики Беларусь, наделен правом рассматривать проекты законов, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об уголовной ответственности (часть первая статьи 90, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), исходя из требований части первой статьи 23 Конституции, допускающей возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. В рамках предоставленных дискреционных полномочий законодатель определяет, какие из деяний с учетом степени их общественной опасности, тяжести последствий и иных обстоятельств подлежат запрету.

По мнению Конституционного Суда, введение статьей 2 Закона уголовной ответственности за отрицание геноцида белорусского народа находится в пределах дискреции законодателя, обладающего свободой усмотрения в выборе уголовно-правовых средств воздействия на нарушителей, в определении их необходимого и достаточного объема.

Оценивая содержание норм Закона, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование направлено на законодательное обеспечение защиты фундаментальных ценностей белорусского народа, воспрепятствование попыткам фальсификации событий и итогов Второй мировой войны, дачу справедливой оценки злодеяниям нацистских преступников и их пособников, националистических формирований в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, сохранение исторической памяти, недопущение реабилитации нацизма, противодействие неонацистским проявлениям в современном белорусском обществе, укрепление национальной безопасности, что соответствует нормам Конституции и согласуется с положениями международно-правовых актов.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.
bool(false)