Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 26.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

АРУШАНЬЯНЦ А.Н.,

научный сотрудник отдела исследований в области

гражданского, экологического и социального права

Института правовых исследований НЦЗПИ

 

По официальным данным Министерства экономики Республики Беларусь за 2020 г. в Республике Беларусь 111 405 юридических лиц от общего количества юридических лиц (по статистическим данным – 142 6851) относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Количество индивидуальных предпринимателей – 269 5012. Общепризнанным считается утверждение о том, что чем выше процент субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве субъектов хозяйствования, тем более эффективна экономика3, поэтому государство заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства, способного обеспечить экономический успех и развитие за счет создания дополнительных рабочих мест, уплаты налогов и иных платежей, более гибкого процесса организации и осуществления предпринимательской деятельности, относительно высокой степени адаптации к изменяющимся условиям и потребностям клиентов. В то же время без государственной поддержки участие субъектов малого и среднего предпринимательства в конкуренции с крупными субъектами хозяйствования затруднено. В связи с этим проведение государством политики поддержки становится востребованным и необходимым. Особую значимость такая государственная политика приобретает в условиях активного цифрового преобразования социально-экономических процессов, благодаря которым потенциал малого и среднего предпринимательства способен повыситься, т.к. совершенствование существующих бизнес-моделей и механизмов взаимодействия с использованием IT предоставляет дополнительные широкие возможности.

______________________________

1 Беларусь в цифрах: статистический справочник [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь ; редкол.: И. В. Медведева [и др.], 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/372/372c458c7e0e0196257ac51b11a0cf73.pdf. – Дата доступа: 06.06.2022.

2 Мониторинг малого и среднего предпринимательства 2020 [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/msb-monitoring-2020/BELARUS.pdf. – Дата доступа: 06.07.2022.

3 Ручкина, Г. Ф. К вопросу о совершенствовании мер государственной поддержки субъектов

В Республике Беларусь приняты нормативные правовые акты, определяющие основания и порядок оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правовые и организационные основы поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий для его развития определены Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства»4 (далее – Закон о поддержке малого и среднего предпринимательства), Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»5 и иными нормативными правовыми актами. В период 2016–2020 гг. реализована Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь»6. В настоящее время действует аналогичная программа на период 2021–2025 гг.7 В целях развития IT-отрасли и создания цифровой экономики Президентом Республики Беларусь 21 декабря 2017 г. подписан Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», которым закрепляются новшества, имеющие высокий потенциал для развития информационной экономики.

______________________________

4 О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

5 О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 15.01.2016 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

6 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр. 2016 г., № 149 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17.12.2020 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

7 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 янв. 2021 г., № 56 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 31.12.2021 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

Проводятся научные исследования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которых анализируются сложившиеся в государстве подходы, зарубежная практика организации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, эффективность предпринимаемых мер и реализуемых мероприятий. Однако научные исследования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровых преобразований общества находятся на начальной стадии своего изучения, когда проводится обзор международного опыта государственной поддержки и складываются теоретико-правовые подходы правового обеспечения формирования цифровой экономики в целом, которые представлены в работах В.С.Каменкова8, О.А.Бакиновской (совместно с коллективом авторов9), Д.О.Солонец совместно с О.М.Куницкой10 и других авторов.

______________________________

8 Каменков, В. С. Профессионально об актуальном: о системе правового регулирования цифровой экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / В. С. Каменков // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2020/january/44419/. – Дата доступа: 12.07.2022.

9 Актуальные проблемы правового обеспечения развития цифровой экономики в Республике Беларусь / Ю. А. Амельченя [и др.] ; под ред. О. А. Бакиновской. – Минск : Колорград, 2020. – 404 с.

10 Солонец, Д. О. Современные тенденции правового регулирования цифровой экономики в Республике Беларусь / Д. О. Солонец, О. М. Куницкая // Финансовое право в условиях цифровизации экономики : материалы Междунар. науч.-практ. круглого стола, Минск, 13 нояб. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В.С.Каменков (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 154–158.

При исследовании вопросов цифровизации субъектов малого и среднего предпринимательства повсеместно признается «прямая зависимость между цифровизацией бизнеса и его прибыльностью»11. Одновременно подчеркивается, что цифровизация – это не только «приобретение ИТ-оборудования и систем, но и фундаментальные аспекты бизнеса»12, когда под влиянием цифровых преобразований изменяется бизнес-стратегия и другие аспекты бизнеса. Отдельным аспектам оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посвящены публикации А.А.Косенко13, С.А.Веракса14, Г.Ф.Ручкиной15, О.М.Куницкой16, О.А.Бакиновской и Ю.А.Амельчени17, О.В.Сагиновой и Д.В.Завьяловой18 и др.

______________________________

11 Мальгина, И. Поддержка цифровизации малого и среднего предпринимательства / И.Мальгина // Наука и инновации. – 2021. – № 2 (216). – С. 52–55.

12 Там же. С. 55.

13 Косенко, А. А. Тенденции развития малого инновационного предпринимательства как одного из основных институтов национальной инновационной системы Республики Беларусь / А. А. Косенко // Цифровая трансформация. – 2018. – № 1. – С. 43–47.

14 Веракса, С. А. Современные тенденции развития институтов и мер финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь и мире / С. А. Веракса // Банковский бизнес и финансовая экономика: глобальные тренды и перспективы развития : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, магистрантов и аспирантов, Минск, 22 мая 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: А. А. Королева (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 52–57.

15 Ручкина, Г. Ф. К вопросу о совершенствовании мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики / Г. Ф. Ручкина // Избранное : сб. науч. трудов. – М. : ИНФРА-М, 2023. – С. 145–156.

16 Куницкая, О. М. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства в системе содействия развитию предпринимательства [Электронный ресурс] / О. М. Куницкая // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

17 Амельченя, Ю. А. Организационно-правовые вопросы деятельности инкубаторов малого предпринимательства [Электронный ресурс] / Ю. А. Амельченя, О. А. Бакиновская // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

18 Сагинова, О. В. Система поддержки и механизмы регулирования малых предприятий / О. В. Сагинова, Д. В. Завьялова // Новые концептуальные подходы в государственном регулировании малого предпринимательства / В. Ю. Буров [и др.] ; под ред. В. Ю. Бурова ; Забайкальский гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2019. – С. 64–96.

О.В.Сагинова и Д.В.Завьялова19 рассматривают государственную поддержку субъектов малого предпринимательства и понимают ее в узком и широком смысле. Так, в узком смысле государственная поддержка малого предпринимательства понимается как «оказание помощи малым предприятиям»20. В широком смысле такая поддержка отождествляется с «государственным регулированием, т.е. созданием социально-экономических и правовых условий функционирования малого бизнеса как части социально-экономической политики государства»21. Одновременно авторы отмечают, что государственная поддержка должна быть комплексной и не только стимулировать создание новых субъектов хозяйствования, но и создавать условия «для масштабирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, переживших начальный этап, а также субъектов хозяйствования в приоритетных для экономики страны сферах».

______________________________

19 Там же.

20 Там же. С. 67.

21 Там же.

Отечественные авторы, например, О.М.Куницкая22, анализируя предлагаемые определения категорий «государственное регулирование» и «государственная поддержка» субъектов предпринимательства, пишут следующее: «в той или иной степени многие инструменты государственного регулирования могут быть оценены как государственная поддержка». Само понятие «государственная поддержка малого предпринимательства», как отмечает автор, не дефинируется в литературе, поэтому понятие «государственное регулирование» на практике часто отождествляется с понятием «государственная поддержка».

Другие авторы государственную поддержку выделяют в качестве самостоятельного вида государственного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, М.А.Мирзоев23 пишет следующее: «поддержка малого предпринимательства выступает как составляющая государственного регулирования социально-экономических процессов и подсистема государственного регулирования предпринимательской деятельности». И далее М.А.Мирзоев отмечает, что «поддержка – это особый вид управленческого взаимодействия (мероприятие или комплекс), связанный с облегчением базовых условий существования малого предпринимательства или помощью в преодолении проблем, стоящих перед его отдельными представителями».

Вызывает определенный интерес позиция К.Ю.Тотьева, который определяет государственное регулирование как целенаправленное воздействие государства на организацию определенной сферы жизнедеятельности общества путем издания нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в соответствующей сфере. Государственное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой – применение мер государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах. Правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия24. Из данного определения можно предположить, что государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой вид государственного регулирования предпринимательской деятельности и предполагает формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности. Применение государственного принуждения к лицам, нарушающим требования, выраженные в правовых актах, составляет другой вид государственного регулирования.

______________________________

22 Куницкая, О. М.Государственное регулирование малого предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / О.М.Куницкая // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

23 Мирзоев, М. А. Формирование и развитие эффективной поддержки малого предпринимательства : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2001. – 22 с.

24 Тотьев, К. Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя : учеб. пособие / К. Ю. Тотьев. – М. : ООО «Профобразование», 2003. – 280 с.

Нельзя не затронуть отечественные публикации В.Н.Годунова25, которым предлагается определение термина «государственное регулирование», позволяющее нам уяснить, есть ли разница между государственным регулированием и государственной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.

В.Н.Годунов рассматривает государственное регулирование хозяйственной деятельности в узком и широком смысле. В широком смысле государственное регулирование хозяйственной деятельности по мнению В.Н.Годунова включает как «определение государством принципов и форм осуществления хозяйственной деятельности, правового положения субъектов хозяйствования, порядка заключения и исполнения договоров в хозяйственных отношениях, правомочий государственных органов в сфере экономики и т.д., так и определенные действия государственных органов»26. Узкий подход охватывает лишь «конкретные действия государственных органов по государственному регулированию хозяйственной деятельности в рамках правового поля»27. Далее В.Н.Годунов, рассматривая правовые средства в качестве инструментов правового регулирования, классифицирует их на такие две группы, как стимулирующие (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности). Такой подход дает нам основание утверждать, что государственная поддержка, предполагающая установление стимулирующих мер, является видом государственного регулирования.

______________________________

25 Годунов, В. Н. Государственное регулирование хозяйственной деятельности: содержание и правовые основы [Электронный ресурс] / В. Н. Годунов // Право и демократия : сб. науч. тр. Вып. 18 / редкол.: В.Н.Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2007. – Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/19816. – Дата доступа: 20.07.2022.

26 Там же.

27 Там же.

По мнению А.Б.Степина28, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства отождествляется с отдельными формами финансовых, имущественных, информационных, консультационных преимуществ и льгот, поэтому государственная поддержка определяется им как «единая целенаправленная деятельность, допускающая последовательную реализацию правовых способов защиты и экономических мер по развитию малого и среднего предпринимательства. Наличие целеполагания характеризует государственную поддержку как технологию реализации преимуществ и льгот субъектов малого предпринимательства с учетом результативности и эффективности профессиональной экономической деятельности, вида и характера отношений, экономических и правовых последствий реализации позитивной инициативы их участников». Соотнесение государственной поддержки исключительно с предоставлением преимуществ и льгот, по нашему мнению, сокращает формы государственной поддержки и исключает такую ее форму, как оказание информационной, консультационной поддержки.

Вышеприведенные определения позволяют сделать вывод о том, что государственная поддержка – это и есть государственное регулирование, но оно носит косвенный (экономический) характер и заключается в создании благоприятных условий для осуществления такой деятельности. Другой вид государственного регулирования – это императивное (директивное, дирижистское29) государственное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, которое отождествляется с определением процесса осуществления хозяйственной детальности (как негативное проявление – зарегулированность хозяйственной деятельности). В подтверждение сделанного нами вывода можно сослаться на мнение А.В.Копьевого, которым различаются экономическое и директивное государственное регулирование, при этом «первое стимулирует деятельность субъектов хозяйствования посредством льготного налогового режима, кредитования, контроля (надзора) за деятельностью и т.п. Директивное государственное регулирование характеризуется установлением требований, запретов, мер ответственности30». Как показал обзор научных публикаций, государственное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им государственной поддержки «две стороны одной медали», которые должны развиваться в комплексе и не противоречить друг другу, т.е. чрезмерное государственное регулирование и вмешательство в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства будет сводить к минимуму предпринимаемые меры по государственной поддержке.

В случае государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровых преобразований, по нашему мнению, следует вести речь о таком правовом понятии, как «правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой трансформации», которое в научной литературе (например, Г.С.Беляева31, И.В.Ершова32, Ю.А.Хватик33)) понимается как особый порядок правового регулирования общественных отношений, основанный на определенном сочетании правовых средств, гарантий и принципов, создающий благоприятные (неблагоприятные) условия для удовлетворения интересов субъектов права и направленный на достижение оптимального социально значимого результата34. При этом правовой режим выражает степень жесткости правового регулирования, наличие ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности.

______________________________

28 Степин, А. Б. К вопросу о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / А. Б. Степин // Современное право. – 2019. – № 2 // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «Консультант Плюс». – М., 2022.

29 Государство и бизнес: основы взаимодействия : учеб. / М. Е. Косов [и др.]. – М. : ИНФРА-М, 2022. – С. 96.

30 Копьев, А. В. Конкурентное право / А. В. Копьев, Н. А. Агешкина. – М. : Дашков и К., 2012. – С. 17.

31 Беляева, Г. С. К вопросу о сущности правового режима / Г. С. Беляева // Государственный советник. – 2014. – № 3. – С. 9–13.

32 Ершова, И. В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы / И. В. Ершова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – 2016. – № 2. – С. 22–26.

33 Хватик, Ю. А. Экспериментальные правовые режимы: перспективы внедрения в Республике Беларусь / Ю. А. Хватик // Современные хозяйственные отношения: перспективы правового регулирования и проблемы соотношения интересов государства, общества и бизнеса : материалы междунар. науч.-практ. круглого стола, Минск, 15 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; рекол.: В. С. Каменков (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2020. – С. 210–215.

34 Беляева, Г. С. К вопросу о сущности правового режима / Г. С. Беляева // Государственный советник. – 2014. – № 3. – С. 12.

При анализе сущности и содержания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства следует принимать во внимание, что цифровая трансформация социально-экономических процессов не ограничивается электронной торговлей и электронными сервисами, но и оказывает непосредственное влияние на производство, сельское хозяйство и другие отрасли народного хозяйства, предъявляет требования к изменению процессов управления предпринимательской деятельностью и изменению бизнес-стратегий.

Рассмотрев отдельные теоретические аспекты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, следует обратиться к анализу практики правового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь и выявить современные тенденции.

Субъектами малого предпринимательства в Республике Беларусь являются: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно (ст. 3 Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства).

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно (ст. 3 Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства).

Современное состояние и характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства, помимо приведенных во введении данных о количественном составе субъектов малого и среднего предпринимательства, характеризуется следующими цифрами. Согласно итогам мониторинга малого и среднего предпринимательства по состоянию на конец 2020 г.35 отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – малого и среднего предпринимательства) представлена следующими цифрами: 26,0 % юридических лиц малого и среднего предпринимательства занято в сфере производства, 74,0 % – в сфере оказания услуг. На таком уровне остались показатели и за 2021 г.36 Преобладающими видами деятельности по количеству организаций являются оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов, обрабатывающая промышленность, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность37.

Самостоятельные показатели, характеризующие интенсивность использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, не предусмотрены. О происходящих процессах можно судить по показателям удельного веса организаций, использующих стационарный широкополосный доступ в сеть Интернет, в общем числе обследованных организаций; удельного веса организаций, использующих сеть Интернет для взаимодействия с поставщиками, в общем числе обследованных организаций; удельного веса организаций, использующих сеть Интернет для взаимодействия с потребителями, в общем числе обследованных организаций38. Так, согласно официальным статистическим данным показатель удельного веса организаций, использующих стационарный широкополосный доступ в сеть Интернет, в общем числе обследованных организаций увеличился с 86,6 % в 2014 г. до 94,6 % в 2020 г. Удельный вес организаций, использующих сеть Интернет для взаимодействия с поставщиками, в общем числе обследованных организаций составил в 2020 г. 88,3 % в сравнении с 80,5 % в 2014 г. Удельный вес организаций, использующих сеть Интернет для взаимодействия с потребителями, в общем числе обследованных организаций составил в 2020 г. 78,6 % (в 2014 г. – 71,0 %). Приведенные цифры свидетельствуют о постоянно увеличивающемся объеме использования сети Интернет в деятельности субъектов хозяйствования в целом, однако не отражают качественные изменения в деятельности субъектов хозяйствования.

______________________________

35 Мониторинг малого и среднего предпринимательства 2020 [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/msb-monitoring-2020/BELARUS.pdf. – Дата доступа: 06.07.2022.

36 Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь 2021 [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/strukturnaja_statistika/statisticheskie-izdaniya/index_39556/. – Дата доступа: 12.09.2022.

37 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр. 2016 г., № 149 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17.12.2020 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

38 Информационное общество в Республике Беларусь: статистический сборник [Электронный ресурс]. – Минск, 2021. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/50e/50e0f7e0b7e5875db07fb6c8350e8ec8.pdf. – Дата доступа: 08.09.2022.

Анализ использования организациями информационно-коммуникационных технологий проводится по оценке использования облачных технологий, по оценке проведения электронных продаж товаров (работ, услуг) по заказам, переданным посредством специальных форм, размещенных на веб-сайте, или в Экстранете, или с использованием системы автоматизированного обмена сообщениями между организациями (EDI); оценке использования организациями электронных закупок товаров (работ, услуг) по заказам, полученным посредством специальных форм, размещенных на веб-сайте, или в Экстранете, или с использованием системы автоматизированного обмена сообщениями между организациями (EDI). Несмотря на то, что перечисленные показатели являются только частью цифровой трансформации бизнес-процессов и не могут отражать состояние цифровой трансформации бизнес-процессов среди субъектов малого и среднего предпринимательства в полной мере, данные по перечисленным показателям уже свидетельствуют о низкой степени цифрового преобразования:

удельный вес организаций, использующих облачные сервисы, в общем числе обследованных организаций в 2018 г. составлял 22,3 %, в 2020 г. – 30,5 %;

удельный вес организаций, осуществляющих электронные продажи товаров (работ, услуг) по заказам, переданным посредством специальных форм, размещенных на веб-сайте, или в Экстранете, или с использованием системы автоматизированного обмена сообщениями между организациями (EDI), в общем числе обследованных организаций в 2018 г. составлял 25,3 %, в 2020 г. – 27,9 %; удельный вес организаций, осуществляющих электронные закупки товаров (работ, услуг) по заказам, полученным посредством специальных форм, размещенных на веб-сайте, или в Экстранете, или с использованием системы автоматизированного обмена сообщениями между организациями (EDI), в общем числе обследованных организаций в 2018 г. составлял 34,7 %, в 2020 г. – 38,8 %.

Приведенные показатели отмечают недостаточность ранее принятых мер и подтверждают необходимость дальнейшего совершенствования правового обеспечения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь в условиях цифрового преобразования.

Согласно Закону о поддержке малого и среднего предпринимательства поддержка малого и среднего предпринимательства представляет собой реализацию государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Представленное определение свидетельствует о широком понимании поддержки малого и среднего предпринимательства, которое включает как государственную, так и негосударственную поддержку. Во-вторых, с учетом проведенного нами научно-теоретического анализа государственная поддержка малого и среднего предпринимательства отождествляется с созданием благоприятной деловой среды в процессе государственного регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В-третьих, адресатами государственной поддержки определены не только субъекты малого и среднего предпринимательства, но и субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые в свою очередь оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству в форме содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности (ст. 4 Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства).

Целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;

оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

При этом государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства базируется на следующих принципах:

обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;

участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, объединений субъектов малого и (или) среднего предпринимательства (ассоциаций и союзов) в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст. 8 Закона о поддержке малого и среднего предпринимательства государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в соответствии с их компетенцией по следующим основным направлениям:

определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;

осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование и реализация государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

реализация предусмотренных Законом о поддержке малого и среднего предпринимательства и иными актами законодательства видов финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства, в которых заинтересовано государство и которые способны обеспечить увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в результаты социально-экономического развития страны, определены Стратегией развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 74339 (далее – Стратегия-2030). Первое из приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства следует из общих положений Стратегии-2030, в которых закреплено, что стратегия представляет собой документ, определяющий основные задачи и принципы совершенствования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства, направленный на увеличение его вклада в результаты социально-экономического развития страны. Из данного определения можно говорить о главной целевой направленности макроэкономической политики государства – увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в результаты социально-экономического развития государства. Для этого предпринимаемые государством меры должны обеспечивать активизацию предпринимательской деятельности граждан и развитие частного бизнеса по таким представляющим для государства и общества интерес направлениям, как:

развитие инновационного и высокотехнологического предпринимательства; производство субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

активизация инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

активизация экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для обеспечения активизации предпринимательской деятельности граждан и развития частного бизнеса по названным направлениям государством запланировано принятие мер по:

формированию благоприятных административно-правовых и экономических условий;

формированию благоприятных условий и стимулов для приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства;

совершенствованию форм и методов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование форм и методов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства запланировано осуществлять путем развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, расширения информационной и консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обучения навыкам предпринимательства и развития национальной системы бизнес-образования.

Из положений Стратегии-2030 следует, что принимаемые государством меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства направлены не только на увеличение их общего числа, но и на обеспечение качественного40 и инновационного развития сектора малого и среднего предпринимательства. Одновременно обращает на себя внимание тот факт, что увеличение вклада малого и среднего предпринимательства за счет увеличения налоговых ставок либо расширения круга лиц, деятельность которых подлежит налогообложению, Стратегией-2030 не предусмотрено. Более того, такие меры не могут создавать благоприятные экономические условия для активизации и развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Внесенный на рассмотрение Президента Республики Беларусь законопроект о развитии предпринимательства41, которым предусматривается увеличение размера налоговых платежей для субъектов предпринимательства, а также отнесение деятельности самозанятых к предпринимательской деятельности будут обеспечивать вклад предпринимательского сектора в экономику исключительно за счет количества субъектов (в том случае, если часть самозанятых не уйдет «в тень»), а не за счет качественной составляющей этой деятельности, способной увеличить такой вклад в экономику в большем размере, но, возможно, в долгосрочном периоде.

______________________________

39 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр. 2016 г., № 149 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17.12.2020 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

40 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 г. [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр.2016 г., № 149: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17.12.2020 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

41 В Беларуси разработали новую структуру малого бизнеса. Что ждет ИП и самозанятых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/v-belarusi-razrabotali-novuju-strukturu-malogo-biznesa-chto-zhdet-ip-i-samozanjatyh-522850-2022/. – Дата доступа: 09.09.2022.

Реализацию положений Стратегии-2030 запланировано осуществлять в том числе путем разработки и выполнения государственных программ в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Как было упомянуто выше, в период 2016–2020 гг. реализована Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь»42. Мониторинг эффективности реализации данной программы позволяет отметить следующее. С одной стороны, количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за четыре года возросло более чем на 19,5 тыс. единиц (или на 5,6 %) и составило 367,8 тыс. единиц, численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилась почти на 82 тыс. человек (или на 6,3 %) и составила 1391 тыс. человек. Благодаря данному сектору более 30 % занятых в экономике обеспечены рабочими местами43. Также реализована значительная часть мероприятий по совершенствованию делового климата и упрощению условий осуществления предпринимательской деятельности (сокращено количество лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, упрощены требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности; внедрено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия и определен порядок осуществления прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов; в 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований, реализованы и другие мероприятия).

Однако, следует констатировать, что запланированный на конец 2020 г. 40 %-ый размер в удельном весе валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в 2020 г. не достигнут. Согласно официальным данным Министерства экономики Республики Беларусь, в 2020 г. доля малого и среднего предпринимательства в валовой добавленной стоимости составила 30,2 %44, в 2021 г. – 30,5 %45. Таким образом, сохраняется направленность государственной политики по увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которое (количество) должно параллельно сопровождаться качественными трансформациями деятельности данных субъектов.

______________________________

42 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 февр. 2016 г., № 149 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 17.12.2020 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

43 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 янв. 2021 г., № 56 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 31.12.2021 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

44 Мониторинг малого и среднего предпринимательства 2020 [Электронный ресурс] / Министерство экономики Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/msb-monitoring-2020/BELARUS.pdf. – Дата доступа: 06.07.2022.

45 Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь 2022 [Электронный ресурс] / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/strukturnaja_statistika/statisticheskie-izdaniya/index_54355/. – Дата доступа: 12.09.2022.

Помимо этого, субъекты малого и среднего предпринимательства по-прежнему сталкиваются с барьерами, препятствующими их развитию. В части условий деловой среды сохраняется вмешательство должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования; не обеспечена достаточная прозрачность судебной практики; нарушается принцип равенства субъектов хозяйствования всех форм собственности, сохраняется совмещение функций регулятора отрасли и собственника государственных предприятий в структуре одного государственного органа. Таким образом, одной из тенденций правового обеспечения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будет сохраняться принятие мер по совершенствованию государственного регулирования и создания благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на принятие мер по развитию предпринимательских навыков среди населения, принятию мер по расширению доступа к информации, знаниям, компетенциям, отмечается ограниченность компетенций, управленческих и организационных навыков топ-менеджеров субъектов малого и среднего предпринимательства.

Недостаток информации и знаний о потенциальных рынках сбыта, способах выхода на рынки сбыта, сложные и дорогостоящие процедуры оформления разрешительных документов для продвижения товаров на внешние рынки препятствуют доступу субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта.

Помимо перечисленных трудностей, субъектам малого и среднего предпринимательства сложно организовать свое дело из-за ограниченности финансовых ресурсов, в том числе в части доступа к заемному финансированию, т.к. у субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует обеспечение для получения кредитов банков. Количество и объемы доступных альтернативных источников финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (институтов микрофинансирования, венчурных и инвестиционных фондов, прямых инвесторов и др.) незначительны.

Преодоление перечисленных препятствий и создание благоприятной деловой среды с учетом потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства выступают главными целями при реализации новой Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г. № 5646 (далее – Государственная программа).

______________________________

46 О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 янв. 2021 г., № 56 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 31.12.2021 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

Приоритетами Государственной программы являются:

стимулирование деловой инициативы граждан;

улучшение деловой среды для роста предпринимательской активности;

стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к созданию высокопроизводительных, экспортоориентированных и инновационных организаций.

Для повышения эффективности использования инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и достижения значимого социально-экономического эффекта Государственной программы определяются приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства:

основанные на использовании интеграции информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий (компании, бизнес-модель которых построена на создании цифрового производства, так называемые цифровые фабрики (смарт-фабрики));

ориентированные на создание и продвижение технологических инноваций (субъекты малого и среднего предпринимательства, бизнес-модель которых предусматривает непрерывную разработку и вывод на рынок новых товаров и услуг, созданных в том числе на основе объектов интеллектуальной собственности);

имеющие потенциал к выходу на внешние рынки (компании, планирующие экспорт и имеющие опыт экспорта товаров и услуг собственного производства);

организованные в корпоративных формах.

Перечисленные направления выступают конкретизированным уточнением приоритетных направлений развития малого и среднего предпринимательства, определенных в Стратегии-2030, и учитывают потребности Республики Беларусь и происходящие в стране цифровые преобразования.

Одновременно с реализацией приоритетных направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Государственной программой запланировано обеспечить широкий доступ граждан, желающих осуществлять предпринимательскую деятельность, и субъектов малого и среднего предпринимательства к базовым услугам поддержки малого и среднего предпринимательства (консультационные, информационные, образовательные, организационные и иные) и финансированию независимо от типа субъекта малого и среднего предпринимательства, вида экономической деятельности и иных критериев классификации малого и среднего предпринимательства.

Анализ доступной информации показывает, что количественным показателем правового обеспечения содействия формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства является общее число центров поддержки предпринимательства (по состоянию на 08.08.2022 действует 103 центра поддержки предпринимательства) и инкубаторов малого предпринимательства (по состоянию на 08.08.2022 действует 22 инкубатора малого предпринимательства)47. Мониторинг эффективности деятельности субъектов инфраструктуры в настоящее время проводится Министерством экономики Республики Беларусь.

Активно проводится работа по формированию и развитию системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из новых проектов, развивающих информационную поддержку бизнеса в Беларуси, является создание при Национальном агентстве инвестиций и приватизации Республики Беларусь (далее – НАИП) Оперативного контактного центра НАИП, который представляет собой канал для информационной и консультационной поддержки бизнеса. В рамках проекта запущена «горячая» телефонная линия (прием звонков с 9:00 до 21:00), канал в Telegram, электронная почта (работают в формате 24/7). Для связи можно также воспользоваться формой на сайте проекта. Имеются и другие информационные странички на сайтах Министерства экономики Республики Беларусь, Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей и других органов и организаций.

Ориентация субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки представляет собой одно из приоритетных направлений деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, которое поддерживается государством. Один из опросов субъектов малого и среднего предпринимательства48, проведенных негосударственной организацией, показал, что 36 % предприятий являются экспортерами и 38,5 % субъектов малого и среднего предпринимательства имеют намерения начать поставлять продукцию за рубеж. В первую очередь потенциальные экспортеры ориентированы на традиционные рынки России, стран СНГ, Грузии. Одновременно опрос показал, что такие предприятия нуждаются в особом внимании со стороны государства для поддержки и стимулирования их выхода на зарубежные рынки. Особенно это касается недавно созданных субъектов малого и среднего предпринимательства, которым не хватает финансирования, знаний о рынках и внешнеэкономической деятельности, а также информационной поддержки.

______________________________

47 Субъекты инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство экономики Респ. Беларусь. – Режим доступа: https://economy.gov.by/uploads/files/inkubator/Subjekty-infrastruktury-podderzhki-MSPna-08.08.2022.pdf. – Дата доступа: 07.09.2022.

48 Экспортная ориентированность белорусских малых и средних предприятий [Электронный ресурс] // Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. – Режим доступа: https://www.belarp.by/ru/business/analitikaisled. – Дата доступа: 19.09.2022.

Центральным в государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства является финансовая поддержка, которая сложилась следующим образом.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства»49 определено, что государственная финансовая поддержка оказывается тремя субъектами: Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом, банками Республики Беларусь. Финансовая поддержка оказывается путем предоставления:

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; имущества на условиях финансовой аренды (лизинга); гарантий по льготным кредитам, в том числе микрокредитам, предоставляемым банками Республики Беларусь (такая поддержка оказывается Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей);

финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами; субсидий для возмещения части расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя; субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией (такая поддержка оказывается областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом);

льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) банков (такая поддержка оказывается банками Республики Беларусь).

За четыре года реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 гг. Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей, облисполкомами, Минским горисполкомом, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 513,2 млн руб. В 2019 г. Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей запущен пилотный проект по предоставлению поручительств по кредитам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства.

Уже упомянутой ранее Государственной программой запланировано осуществление мер правового регулирования в сфере реализации Государственной программы. К ним относятся:

проект Указа Президента Республики Беларусь о мерах по совершенствованию работы по привлечению инвестиций и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, который запланировано подготовить с целью создания специализированной организации (будет раскрыто ниже);

проекты нормативных правовых актов о совершенствовании механизмов и условий предоставления государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу, которые запланировано подготовить с целью совершенствования механизмов и условий оказания государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу, определение единых подходов по оценке эффективности использования государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациями, оказывающими услуги бизнесу, и ряд иных проектов.

В одном только случае запланировано принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования кластеров и предусматривающих государственную поддержку кластерных проектов, которые предполагается принять с целью определения порядка формирования кластеров и условий государственной поддержки кластерных проектов.

Представленные выше меры, в соответствии с которыми запланирована подготовка ряда проектов нормативных правовых актов, а не принятие самих нормативных правовых актов, создают условия для неэффективной работы государственных органов, оценка деятельности которых будет осуществляться всего лишь с подготовкой проекта нормативного правового акта, после чего наступит не ограниченный сроками процесс обсуждения и согласования. Тем самым возникнет правовой вакуум и неопределенность правового регулирования.

Неотъемлемым нормативным правовым актом, анализ которого позволяет определить тенденции государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях социально-экономического развития Республики Беларусь, является Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 6650 (далее – Государственная программа «Цифровое развитие»). Так, главной целью Государственной программы «Цифровое развитие» является внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества.

______________________________

49 О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 мая 2009 г., № 255 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 15.01.2016 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

50 О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг. [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февр. 2021 г., № 66 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 18.03.2022 // ЭТАЛОН. Законодательство Респ. Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.

Для достижения данной цели в рамках Государственной программы «Цифровое развитие» должны быть решены следующие ключевые задачи:

создание благоприятных условий для обеспечения и сопровождения процессов цифрового развития;

совершенствование национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры и услуг, оказываемых на ее основе;

совершенствование реализации государственных функций посредством создания комплексной цифровой инфраструктуры для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, формирования современной системы оказания государственных услуг на принципах проактивности и мультиканальности их предоставления;

обеспечение доступности образования, основанного на применении современных информационных технологий как для повышения качества образовательного процесса, так и для подготовки граждан к жизни и работе в условиях цифровой экономики;

повышение качества медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения, информированности населения о состоянии здоровья, эпидемиологической обстановке на базе современных технологических решений;

развитие инструментов цифровой экономики в различных отраслях национальной экономики, предусматривающих применение передовых производственных технологий в производстве и процессах ведения внешнеэкономической деятельности, формирование необходимых условий для сохранения и повышения конкурентоспособности белорусских предприятий на мировом рынке;

повышение уровня комфорта и безопасности жизнедеятельности населения посредством создания и внедрения технологий «умных городов», включая системы удаленного мониторинга и учета состояния жилищного фонда, расхода энергоресурсов, состояния окружающей среды, видеоаналитики и др.;

совершенствование системы информационной безопасности, обеспечивающей правовое и безопасное использование решений, внедряемых в рамках цифрового развития Республики Беларусь, укрепление доверия, обеспечение условий для безопасного оказания и получения электронных услуг (формирование «цифрового доверия»).

Перечисленные задачи одновременно выступают в качестве конкретизирующих направлений относительно главного направления – внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий.

Дальнейший анализ состояния и тенденций правового обеспечения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет отметить, что, кроме недостижения запланированных целей Государственной программы за период 2016–2020 гг., государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в настоящее время столкнулась с новыми вызовами и угрозами, среди которых всемирная пандемия COVID-19, а также введение санкций множеством государств, с которыми национальными субъектами хозяйствования были заключены контракты, тем самым вызвав нарушение производственных и сбытовых цепочек. Сложившаяся ситуация требует принятия оперативных мер по налаживанию ситуации и дополнительной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, которые (меры) складываются по следующим направлениям.

Одним из центральных направлений является стимулирование импортозамещения. Следует отметить, что данное направление не является новым, однако в настоящее время приобретает особую значимость. Предпринимаются меры по вовлечению субъектов малого и среднего предпринимательства в кооперационные цепочки. Для этого Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей проводятся биржи субконтрактации. Согласно информации, размещенной на сайте Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, в 2021 г. реализован пилотный проект по вовлечению малого и среднего предпринимательства в импортозамещение посредством проведения контактно-кооперационных бирж в онлайн-формате. В рамках реализации пилотного проекта согласно утвержденным дорожным картам на базе промышленных предприятий, входящих в систему Министерства промышленности Республики Беларусь, Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь, Министерства энергетики Республики Беларусь, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белнефтехим», Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей организованы и проведены 10 контактно-кооперационных бирж, в которых приняли участие 179 субъектов хозяйствования, из них 37 выступили в качестве контракторов, 142 – субконтракторов. По итогам мониторинга результатов переговоров подтверждено заключение 10 договоров51.

Белорусской универсальной товарной биржей открыта интернет-площадка импортозамещения (https://ts.butb.by/ppt/ru), на которой представлена информация о продукции, нуждающейся в импортозамещении. Это позволяет заказчикам быстрее находить доступные аналоги, а поставщикам – снизить затраты на маркетинг и продвижение. В официальных выступлениях отмечается положительный итог использования данной площадки, т.к. за один месяц на данной площадке совершено сделок на 11,7 млн белорусских руб.52

______________________________

51 Общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации [Электронный ресурс] // Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. – Режим доступа: https://www.belarp.by/ru/subcontractation/zavershennye. – Дата доступа: 14.09.2022.

52 Юрий Чеботарь: развитие промкооперации и стимулирование импортозамещения позволят поддержать устойчивость наших экономик [Электронный ресурс] // Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. – Режим доступа: https://www.belarp.by/ru/about-fond/press-center/authority_and_business_community/~shownews/JUrijCHebotar:razvitiepromkooperatsiiistimulirovanieimportozamescenijapozvoljatpodderzhatustojchivostnashikhekonomik. – Дата доступа: 07.09.2022.

Еще одной тенденцией правового обеспечения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является разработка и утверждение стандартов, устанавливающих нормы, требования к высокотехнологическим производствам и их составных элементам. Востребованность данного направления актуальна и для субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. по состоянию на 2020 г. 20,2 % малого и среднего предпринимательства занято в промышленном производстве и в настоящее время, особенно в рамках проводимой государством политики импортозамещения, вызывает повышенный интерес. Следует отметить, что для развития данного направления учрежден комитет по стандартизации «Смарт-индустрия»53, перед которым поставлена задача подготовить стандарты, поясняющие термины и определения смарт-индустрии, цифровой фабрики, аддитивного производства, систем автоматизации производства и их интеграции, что создаст институциональные основы для формирования «умной промышленности» в Беларуси.

В научных публикациях (например, В.О.Мосейко54) признается необходимым создание специализированной организации либо специализированного правитель ственного органа, через который должна осуществляться государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с главой 6 Стратегии-2030 в Республике Беларусь запланировано создание специализированной организации по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Основными задачами специализированной организации будут следующие:

формирование системы оказания организационных, консультационных, информационных, финансовых, образовательных и других деловых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, начинающим и ведущим предпринимательскую деятельность;

реализация проектов и программ по стимулированию ведения предпринимательской деятельности;

мониторинг институциональных условий ведения бизнеса в Республике Беларусь и оценка потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства, а также востребованности и качества предоставляемых услуг;

привлечение международных и иных источников финансирования для осуществления комплексной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, активизации предпринимательских инициатив населения, развития самозанятости. Однако создание специализированной организации в настоящее время находится на стадии обсуждения.

______________________________

53 В Беларуси учрежден новый технический комитет по стандартизации «Смарт-индустрия» [Электронный ресурс] // Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. – Режим доступа: https://www.belarp.by/ru/about-fond/press-center/~shownews/VBelarusiuchrezhdennovyjtekhnicheskijkomitetpostandartizatsii. – Дата доступа: 08.09.2022.

54 Мосейко, В. О. Современные тенденции и закономерности зарубежной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / В. О. Мосейко, С. И. Фомина // Вестн. ВолГУ. Серия 3 : Экономика. Экология. – 2012. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-zakonomernostizarubezhnoy-sistemy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva. – Дата доступа: 19.09.2022.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Современный этап научных исследований характеризуется становлением научных подходов и концепций относительно цифровых преобразований в обществе и экономике в целом, когда проводится обзор международной практики правового обеспечения цифровых преобразований в обществе и складываются отечественные взгляды и мнения относительно происходящих процессов. Как правило, предметом исследований становится экономика и общества в целом без конкретизации относительно субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако повсеместно признается высокая роль субъектов малого и среднего предпринимательства в цифровых преобразованиях, способных вывести экономику на новый уровень. Одним из ключевых моментов при этом является оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

2. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, как правило, отождествляется с государственным регулированием и анализируется в научных публикациях законодательного определения данного термина. Другие авторы склоняются к мнению о том, что государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является видом государственного регулирования, носящим экономический (косвенный) характер управления и проявляется в преимуществах и льготах для данной категории субъектов. Придерживаясь позиции данных авторов, нами предлагается рассматривать государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства широко и соотносить ее не только с предоставлением преимуществ и льгот, но и с созданием благоприятной среды для деятельности таких субъектов, включающей в том числе информационную, консультационную поддержку, меры по созданию инфраструктуры и др., что предполагает существование правового режима деятельности малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой трансформации.

Как показал обзор научных публикаций, государственное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание им государственной поддержки составляют «две стороны одной медали», которые должны развиваться в комплексе и не противоречить друг другу, т.е. чрезмерное государственное регулирование и вмешательство в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства будут сводить к минимуму предпринимаемые меры по государственной поддержке.

В Республике Беларусь принят комплекс нормативных правовых актов, определяющих основания и порядок оказания государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства, реализуются государственные программы, обеспечивавшие качественные трансформации в правовом регулировании деятельности субъектов хозяйствования. Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, главный показатель по росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства в удельном весе валовой добавленной стоимости не достигнут. Тем самым сохраняется прежняя направленность правового обеспечения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – создание благоприятной среды для активизации предпринимательской деятельности среди населения и увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, что параллельно должно обеспечиваться качественными трансформациями такой деятельности в условиях цифровых преобразований. Однако представленный недавно законопроект, которым предусматривается повышение налоговой нагрузки на субъектов малого и среднего предпринимательства, и изменения структуры субъектов малого и среднего предпринимательства (тем самым увеличивается количество налогоплательщиков) способны увеличить количественный вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в развитие экономики (если часть из них «не уйдет в тень»), но не создает условия для качественных преобразований деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. финансовые средства уйдут на погашение налогов, а не развитие.

Другой тенденцией правового обеспечения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является определение приоритетных для экономики направлений в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, которыми в настоящее время определены: использование информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий; ориентация субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и продвижение технологических инноваций; экспортоориентированные субъекты хозяйствования; организованные в корпоративных формах.

Следующей тенденцией в условиях противодействие новым вызовам и угрозам, среди которых пандемия COVID-19, проведение санкционной политики в отношении отечественных субъектов хозяйствования и ограничения поставки продукции, необходимой для обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, является активизация политики импортозамещения, оказания финансовой, консультационной и информационной поддержки в сложившихся условиях.

Однако, как показал анализ запланированных мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, а не самих актов, такой подход в планировании может создать условия для неэффективной работы государственных органов, когда оценка их деятельности будет соотноситься всего лишь с подготовкой проекта нормативного правового акта, после чего наступит неограниченный сроками процесс согласования и обсуждения. Тем самым возникнет правовой вакуум и неопределенность правового регулирования.

 

Подписано в печать 13.12.2022

 

Материал предоставлен для включения в электронную библиотеку научных работ в области права Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.