Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 января 2021 г. № 56
О Государственной программе «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 798 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.01.2022, 5/49822);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2022 г. № 679 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.10.2022, 5/50814);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2022 г. № 880 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2022, 5/51113);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2023 г. № 799 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.11.2023, 5/52412);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 458 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.07.2024, 5/53622) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 июля 2024 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 7 июля 2024 г. и 1 октября 2024 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 458 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.07.2024, 5/53622) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 июля 2024 г. и 7 июля 2024 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 октября 2024 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2024 г. № 458 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.07.2024, 5/53622) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 июля 2024 г., 7 июля 2024 г. и 1 октября 2024 г.;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2024 г. № 941 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.12.2024, 5/54311)
В целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Государственную программу «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы (далее – Государственная программа) (прилагается).
2. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Государственной программы на Министра экономики, председателей облисполкомов и Минского горисполкома.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
|
Постановление |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 годы
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная программа разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными в концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2035 года, и направлена на создание благоприятной деловой среды для развития предпринимательства, стимулирование инициативности и предприимчивости граждан.
При разработке Государственной программы обеспечена преемственность целей и направлений развития и поддержки малого и среднего предпринимательства предыдущего пятилетия.
Реализация Государственной программы будет способствовать достижению Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе Цели 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям», а также выполнению основного этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 743. Данным этапом предусматривается:
создание конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики, обеспечивающего быстрое технологическое обновление производства, стабильную занятость и рост качества жизни населения;
устойчивая динамика качественного развития малого и среднего предпринимательства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, усиление технического, технологического и кадрового потенциала его субъектов;
выход белорусских субъектов малого и среднего предпринимательства на зарубежные рынки.
Приоритетами Государственной программы являются:
стимулирование деловой инициативы граждан;
улучшение деловой среды для роста предпринимательской активности;
стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к созданию высокопроизводительных, экспортоориентированных и инновационных организаций.
В 2016–2019 годах сектор малого и среднего предпринимательства развивался под влиянием основных тенденций социально-экономического развития республики. В данный период приостановлен процесс сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства и сформирована положительная динамика их роста.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) за четыре года возросло более чем на 19,5 тыс. единиц (или на 5,6 процента) и составило 367,8 тыс. единиц, численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилась почти на 82 тыс. человек (или на 6,3 процента) и составила 1391 тыс. человек. Благодаря данному сектору более 30 процентов занятых в экономике обеспечены рабочими местами.
Аналогичные тенденции наблюдались и по другим показателям, характеризующим вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики. Наблюдалось повышение удельного веса данного сектора в основных социально-экономических показателях. Доля валовой добавленной стоимости субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости в Республике Беларусь увеличилась на 3 процентных пункта, выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг – на 3,6 процентного пункта, объеме промышленного производства – на 2,7 процентного пункта, инвестициях в основной капитал – на 2,3 процентного пункта, внешнеторговом обороте товарами – на 3,7 процентного пункта.
За период реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149, реализована значительная часть мероприятий по совершенствованию делового климата и упрощению условий осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 2019 г. № 326 «О совершенствовании лицензирования» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, упрощены требования и условия осуществления лицензируемых видов деятельности. Установлен порядок прекращения действия лицензий. Предусмотрено прекращение действия лицензии только в случае систематического нарушения лицензионных требований, исключены отдельные лицензионные требования. С 1 июля 2020 г. начал функционировать Единый реестр лицензий, предоставляющий возможность подтвердить наличие лицензии через сеть Интернет.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2019 г. № 54 «О прогнозировании последствий принятия (издания) нормативных правовых актов» внедрено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия и определен порядок осуществления прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
С изданием Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) проведена активная работа по совершенствованию законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2018 г. № 143 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов экономической деятельности» в республике внедрен инновационный для регуляторной среды уведомительный принцип начала осуществления 19 наиболее распространенных видов деятельности.
В 10 раз сокращен минимально достаточный перечень обязательных противопожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований.
В соответствии с Декретом № 7 отменены излишние административные барьеры в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли, общественного питания, рекламы.
Оптимизирована контрольная (надзорная) деятельность, снижено воздействие со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности.
За четыре года реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей (далее – БФФПП), облисполкомами, Минским горисполкомом, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 513,2 млн. рублей. В 2019 году БФФПП запустил пилотный проект по предоставлению поручительств по кредитам, выдаваемым субъектам малого и среднего предпринимательства.
В 2016–2019 годах наблюдался рост количества субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (далее – инфраструктура). Количество центров поддержки предпринимательства на начало 2016 года составляло 88 единиц, в 2019 году их количество достигло 105, количество инкубаторов малого предпринимательства возросло соответственно с 19 до 24.
Обновлен формат взаимодействия бизнеса и власти, направленный на оперативное реагирование органов государственного управления на предложения делового сообщества по созданию условий для роста предпринимательской активности. Принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 604 «Об утверждении Типового положения об областном (районном) совете по развитию предпринимательства» позволило оптимизировать деятельность общественно-консультативных (экспертных) советов по развитию предпринимательства.
Начинающие и действующие предприниматели сталкиваются с вызовами и барьерами, препятствующими их развитию:
1) в части бизнес-среды:
значительное количество оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности;
вмешательство должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования;
недостаточная прозрачность судебной практики;
нарушение принципа равенства субъектов хозяйствования всех форм собственности, совмещение функций регулятора отрасли и собственника государственных предприятий в структуре одного государственного органа;
2) в части навыков предпринимателей, их доступа к информации, знаниям, компетенциям – ограниченность компетенций, управленческих и организационных навыков топ-менеджеров субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) в части доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам сбыта:
недостаток информации и знаний о потенциальных рынках сбыта, способах выхода на рынки сбыта;
сложные и дорогостоящие процедуры оформления разрешительных документов для продвижения товаров на внешние рынки;
4) в части доступа к финансированию:
отсутствие обеспечения для получения кредитов банков, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства, находящихся на ранней стадии жизненного цикла;
незначительные количество и объемы доступных альтернативных источников финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (институтов микрофинансирования, венчурных и инвестиционных фондов, прямых инвесторов, других).
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Целью Государственной программы является формирование благоприятной среды для развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом их потребностей.
Принцип формирования задач Государственной программы основан на необходимости снятия выявленных барьеров, а также на реализации основного этапа Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.
В задачах Государственной программы определены состав и хронология реализации мероприятий, сформированных по направлениям, а также сведения о сводных целевых показателях, характеризующих цель Государственной программы, целевых показателях, характеризующих ее задачи, и их значениях согласно приложению 1.
Сводные целевые и целевые показатели Государственной программы сформированы на основе следующих принципов:
максимальная информативность при минимальном количестве показателей;
неизменность методологии расчета значений показателей в течение всего срока реализации Государственной программы;
регулярность формирования отчетных данных (один раз в год);
применение общепринятых определений, методик расчета и единиц измерения;
использование объективных источников информации;
получение отчетных данных с минимально возможными затратами.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
укрепление институциональной базы;
упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов;
укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;
стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности.
Для повышения эффективности использования инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и достижения значимого социально-экономического эффекта Государственной программы определяются приоритетные направления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства:
основанные на использовании интеграции информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий (компании, бизнес-модель которых построена на создании цифрового производства, так называемые цифровые фабрики (смарт-фабрики);
ориентированные на создание и продвижение технологических инноваций (субъекты малого и среднего предпринимательства, бизнес-модель которых предусматривает непрерывную разработку и вывод на рынок новых товаров и услуг, созданных в том числе на основе объектов интеллектуальной собственности);
имеющие потенциал к выходу на внешние рынки (компании, планирующие экспорт и имеющие опыт экспорта товаров и услуг собственного производства);
организованные в корпоративных формах.
Одновременно с реализацией приоритетных направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будет обеспечен широкий доступ граждан, желающих осуществлять предпринимательскую деятельность, и субъектов малого и среднего предпринимательства к базовым услугам поддержки малого и среднего предпринимательства (консультационные, информационные, образовательные, организационные и иные) и финансированию независимо от типа субъекта малого и среднего предпринимательства, вида экономической деятельности и иных критериев классификации малого и среднего предпринимательства.
В Государственной программе предусматривается выполнение комплекса мероприятий по ее реализации согласно приложению 2.
Объемы и источники финансирования мероприятий Государственной программы отражены согласно приложению 3.
Сведения о сопоставимости сводных целевых показателей, целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития приведены согласно приложению 4.
Сведения о методике расчета целевого показателя Государственной программы приведены согласно приложению 5.
Осуществление мер правового регулирования в сфере реализации Государственной программы предусматривается согласно приложению 6.
Организационно-технические меры, необходимые для реализации Государственной программы, приведены согласно приложению 7.
Мероприятия, направленные на реализацию задач Государственной программы, финансируемые в рамках иных государственных программ, приведены согласно приложению 8.
Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство экономики.
Заказчиками Государственной программы являются Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство по налогам и сборам, Министерство промышленности, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство юстиции, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром», Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром», Национальный банк, БФФПП, Банк развития, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком.
ГЛАВА 3
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Финансирование мероприятий Государственной программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, Банка развития, БФФПП, открытого акционерного общества «АСБ Беларусбанк» (далее – ОАО «АСБ Беларусбанк»), открытого акционерного общества «Белагропромбанк» (далее – ОАО «Белагропромбанк»), открытого акционерного общества «Белинвестбанк» (далее – ОАО «Белинвестбанк»), иных источников (средств международной технической помощи).
Планируемый объем расходов по финансовому обеспечению реализации Государственной программы согласно приложению 3 составляет 35 696 918 415,7 рубля, в том числе:
в 2021 году – 6 079 820 997 рублей;
в 2022 году – 6 232 627 857,9 рубля;
в 2023 году – 6 327 756 357,2 рубля;
в 2024 году – 9 124 799 318 рублей;
в 2025 году – 7 931 913 885,6 рубля.
На финансирование крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, а также переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанную на использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, в рамках государственной финансовой поддержки, оказываемой БФФПП за счет средств республиканского бюджета, планируется направить 3 000 000 рублей, в том числе:
в 2023 году – не менее 1 000 000 рублей;
в 2024 году – не менее 1 000 000 рублей;
в 2025 году – не менее 1 000 000 рублей.
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Достижение поставленной в Государственной программе цели может быть осложнено рисками, что обусловливает необходимость их прогнозирования и своевременного принятия мер по их минимизации.
К основным рискам, которые могут возникнуть при реализации Государственной программы, относятся:
макроэкономические риски, связанные с ухудшением (неопределенностью) внутренней и внешней экономической конъюнктуры, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой (пандемией), экономическим кризисом, неравномерностью выхода из него различных стран (субъектов хозяйствования), разрывом экспортно-импортных отношений, снижением спроса на внутреннем и внешнем рынках.
Минимизация макроэкономических рисков возможна путем перераспределения средств, предусмотренных на финансирование Государственной программы, предоставления мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся наиболее устойчивыми к рискам неблагоприятной макроэкономической ситуации;
правовые риски, связанные с изменением законодательства, длительностью периода формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков на этапе разработки проектов нормативных правовых актов планируется привлекать к их обсуждению заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании, проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве, регламентирующем социально-трудовую сферу;
финансовые риски, которые могут быть вызваны недостаточностью объемов финансирования, сокращением средств, предусмотренных на социальную сферу. Преодоление таких рисков возможно путем ежегодного уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию Государственной программы, определения приоритетов в предоставлении финансирования субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры;
организационные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, недостаточным уровнем межведомственного взаимодействия, дефицитом квалифицированных кадров, которые могут повлечь невыполнение задач Государственной программы, снижение эффективности и качества выполнения мероприятий Государственной программы.
Основными способами минимизации организационных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Государственной программы, повышение уровня межведомственного взаимодействия, оперативное реагирование на выявленные недостатки, своевременная корректировка мероприятий Государственной программы;
риск несоответствия предполагаемых стимулов и механизмов поддержки, предусмотренных Государственной программой для укрепления потенциала субъектов инфраструктуры (действующих и потенциальных), фактическим потребностям действующих и потенциальных субъектов инфраструктуры в рамках реализации мероприятий Государственной программы. В целях минимизации данного риска в рамках выработки необходимых мер и механизмов поддержки субъектов инфраструктуры будет предусмотрено проведение предварительного анализа в целях идентификации потенциальных новых субъектов инфраструктуры и мер поддержки, необходимых для их вовлечения в реализацию мероприятий Государственной программы;
риск несоответствия планируемых Государственной программой мер поддержки малого и среднего предпринимательства и услуг, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, быстро изменяющимся потребностям малого и среднего предпринимательства в услугах и поддержке. С целью минимизации данного риска будет предусмотрено привлечение субъектов инфраструктуры к анализу и корректировке мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку данные субъекты инфраструктуры обладают наибольшей полнотой информации об актуальных потребностях субъектов малого и среднего предпринимательства;
риск оказания услуг низкого качества субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Мерой по снижению данного риска является оказание поддержки субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, нацеленной на усиление их кадрового потенциала, развитие конкуренции между субъектами инфраструктуры поддержки.
ГЛАВА 5
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации Государственной программы включает в себя оценку достижения сводных целевых и целевых показателей Государственной программы, оценку реализации мероприятий Государственной программы, объемы финансирования и осуществляется в следующем порядке.
Основным источником получения сведений о выполнении сводных целевых и целевых показателей Государственной программы является государственная статистическая отчетность.
Эффективность реализации мероприятий Государственной программы в отчетном периоде рассчитывается по формуле
где SR – эффективность реализации мероприятий Государственной программы;
SM – оценка выполнения мероприятий Государственной программы;
SF – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде.
Если значение SR больше 1, то при расчете эффективности реализации Государственной программы оно принимается равным 1.
Оценка выполнения мероприятий Государственной программы в отчетном периоде рассчитывается по формуле
где SM – оценка выполнения мероприятий Государственной программы;
M – степень реализации мероприятия Государственной программы;
n – общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном периоде.
Подходы к оценке степени реализации мероприятий Государственной программы утверждаются Министерством экономики.
Степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде рассчитывается по формуле
где SF – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы плановому объему финансирования в отчетном периоде;
Ff – фактический объем финансирования Государственной программы в отчетном периоде;
Fp – плановый объем финансирования Государственной программы в отчетном периоде.
Степень достижения планового значения сводного целевого показателя Государственной программы рассчитывается по формуле
где SDp – степень достижения планового значения сводного целевого показателя;
Pf – значение сводного целевого показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
Pp – плановое значение сводного целевого показателя.
Если значение SDp больше 1, то при расчете степени достижения цели программы оно принимается равным 1.
Степень достижения планового значения целевого показателя программы (ее подпрограммы) рассчитывается по формуле
где SDc – степень достижения планового значения целевого показателя;
Pf – значение целевого показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
Pp – плановое значение целевого показателя.
Если значение SDc больше 1, то при расчете степени выполнения задач подпрограммы оно принимается равным 1.
При проведении оценки эффективности реализации Государственной программы нарастающим итогом:
для оценки достижения показателей, указанных в пунктах 1–8 приложения 1, сопоставляются фактическое и плановое значения показателя за последний год анализируемого периода;
для оценки выполнения мероприятий, указанных в пунктах 2–5, 8, 12, 19–22, 25–37 приложения 2, рассчитывается среднее арифметическое значение степеней выполнения мероприятия каждого года;
оценка выполнения мероприятий, указанных в пунктах 1, 6, 7, 9–11, 13–18, 23, 24 и 38 приложения 2, в анализируемом периоде осуществляется по последнему году срока реализации;
при оценке степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному сопоставляются суммарные значения фактического и планового объемов финансирования Государственной программы каждого года анализируемого периода соответственно.
Степень выполнения задачи Государственной программы рассчитывается по формуле
где SZ – степень выполнения задачи программы;
SDc – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего выполнение задачи Государственной программы;
n – количество целевых показателей Государственной программы, характеризующих выполнение ее задачи.
Эффективность реализации Государственной программы в отчетном периоде рассчитывается по формуле
где E – эффективность реализации Государственной программы в отчетном периоде;
SG – степень достижения цели Государственной программы;
SR – эффективность реализации мероприятий Государственной программы;
SZ – степень выполнения задач Государственной программы;
m – количество задач Государственной программы.
Государственная программа признается:
высокоэффективной, если значение Е больше 0,95 и плановые значения сводных целевых и целевых показателей, установленных в разбивке по регионам, выполнены всеми регионами;
среднеэффективной, если значение Е находится в интервале от 0,8 до 0,95 включительно;
низкоэффективной, если значение Е находится в интервале от 0,7 до 0,8 включительно.
|
к Государственной программе |
СВЕДЕНИЯ
о сводных целевых показателях, характеризующих цель Государственной программы, целевых показателях, характеризующих ее задачи, и их значениях
Наименование показателя |
Заказчики |
Единица измерения |
Значения показателей по годам |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
Сводные целевые показатели |
|||||||
1. Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валовой добавленной стоимости: |
|
процентов |
|
|
|
|
|
Республики Беларусь |
Минэкономики |
|
29,0 |
30,5 |
31,3 |
32,3 |
33,0 |
Брестской области |
Брестский облисполком |
|
24,5 |
24,6 |
24,7 |
24,8 |
25,1 |
Витебской области |
Витебский облисполком |
|
18,9 |
19,0 |
19,2 |
19,3 |
19,5 |
Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
16,2 |
16,3 |
16,4 |
16,5 |
16,6 |
Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
19,1 |
19,4 |
19,7 |
19,9 |
20,1 |
Минской области |
Минский облисполком |
|
33,3 |
33,5 |
33,8 |
34,1 |
34,4 |
Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
23,8 |
24,0 |
24,2 |
24,4 |
24,7 |
г. Минска |
Минский горисполком |
|
40,1 |
40,5 |
41,0 |
41,5 |
42,0 |
2. Удельный вес экспорта товаров субъектов малого и среднего предпринимательства (по методологии статистики внешней торговли товарами) в общем объеме экспорта товаров (без учета нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений): |
|
процентов |
|
|
|
|
|
Республики Беларусь |
Минэкономики |
|
31,0 |
32,0 |
33,0 |
34,0 |
35,0 |
Брестской области |
Брестский облисполком |
|
24,0 |
24,1 |
24,8 |
25,9 |
27,3 |
Витебской области |
Витебский облисполком |
|
27,5 |
28,0 |
28,5 |
29,0 |
30,0 |
Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
17,4 |
18,1 |
18,8 |
20,9 |
22,2 |
Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
16,7 |
16,9 |
17,2 |
17,5 |
17,7 |
Минской области |
Минский облисполком |
|
33,8 |
34,2 |
34,9 |
35,0 |
35,5 |
Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
34,8 |
35,0 |
35,2 |
35,4 |
35,6 |
г. Минска |
Минский горисполком |
|
52,0 |
52,5 |
53,0 |
54,0 |
55,0 |
3. Удельный вес экспорта услуг субъектов малого и среднего предпринимательства (по методологии статистики внешней торговли услугами) в общем объеме экспорта услуг: |
|
процентов |
|
|
|
|
|
Республики Беларусь |
Минэкономики |
|
41,0 |
42,0 |
43,0 |
44,0 |
45,0 |
Брестской области |
Брестский облисполком |
|
51,1 |
52,5 |
53,0 |
54,0 |
56,0 |
Витебской области |
Витебский облисполком |
|
73,1 |
73,5 |
74,3 |
74,8 |
75,5 |
Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
21,7 |
22,5 |
23,4 |
24,0 |
25,0 |
Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
62,7 |
63,0 |
63,5 |
64,0 |
64,5 |
Минской области |
Минский облисполком |
|
31,8 |
33,0 |
34,4 |
35,0 |
35,5 |
Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
55,6 |
55,6 |
55,6 |
55,8 |
56,0 |
г. Минска |
Минский горисполком |
|
49,8 |
50,5 |
51,4 |
52,5 |
53,0 |
Целевые показатели |
|||||||
Задача 1. Укрепление институциональной базы |
|||||||
4. Количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. занятых в экономике: |
|
единиц |
|
|
|
|
|
Республики Беларусь |
Минэкономики |
|
24,9 |
25,3 |
25,6 |
25,9 |
26,3 |
Брестской области |
Брестский облисполком |
|
15,6 |
16,0 |
16,4 |
16,8 |
17,2 |
Витебской области |
Витебский облисполком |
|
18,7 |
18,9 |
19,1 |
19,3 |
19,5 |
Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
16,9 |
17,0 |
17,1 |
17,2 |
17,2 |
Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
17,8 |
18,0 |
18,1 |
18,2 |
18,4 |
Минской области |
Минский облисполком |
|
29,6 |
29,9 |
30,3 |
30,5 |
30,6 |
Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
17,4 |
17,6 |
17,8 |
18,0 |
18,2 |
г. Минска |
Минский горисполком |
|
40,1 |
40,7 |
41,3 |
41,9 |
42,5 |
Задача 2. Упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов |
|||||||
5. Коэффициент активности субъектов малого и среднего предпринимательства: |
|
единиц |
|
|
|
|
|
Республики Беларусь |
Минэкономики |
|
0,30 |
0,35 |
0,40 |
0,45 |
0,50 |
Брестской области |
Брестский облисполком |
|
0,30 |
0,33 |
0,39 |
0,40 |
0,42 |
Витебской области |
Витебский облисполком |
|
0,33 |
0,34 |
0,35 |
0,36 |
0,37 |
Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
0,28 |
0,30 |
0,32 |
0,34 |
0,35 |
Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
0,26 |
0,27 |
0,27 |
0,27 |
0,28 |
Минской области |
Минский облисполком |
|
0,30 |
0,35 |
0,40 |
0,45 |
0,50 |
Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
0,28 |
0,29 |
0,30 |
0,32 |
0,34 |
г. Минска |
Минский горисполком |
|
0,30 |
0,35 |
0,40 |
0,45 |
0,50 |
Задача 3. Укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства |
|||||||
6. Удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки: |
|
процентов |
|
|
|
|
|
в Республике Беларусь |
Минэкономики |
|
43,3 |
44,0 |
45,1 |
47,5 |
49,0 |
в Брестской области |
Брестский облисполком |
|
39,1 |
39,2 |
39,3 |
39,4 |
39,5 |
в Витебской области |
Витебский облисполком |
|
26,8 |
27,0 |
27,3 |
27,6 |
27,9 |
в Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
19,7 |
19,9 |
20,1 |
20,3 |
20,5 |
в Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
27,8 |
27,9 |
28,0 |
28,1 |
28,2 |
в Минской области |
Минский облисполком |
|
45,2 |
45,4 |
45,6 |
45,8 |
46,0 |
в Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
35,6 |
35,8 |
36,0 |
36,2 |
36,5 |
в г. Минске |
Минский горисполком |
|
57,5 |
57,6 |
57,8 |
58,0 |
59,0 |
7. Удельный вес инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал: |
|
процентов |
|
|
|
|
|
в Республике Беларусь |
Минэкономики |
|
38,5 |
39,1 |
39,4 |
39,7 |
40,1 |
в Брестской области |
Брестский облисполком |
|
39,1 |
39,3 |
39,4 |
39,5 |
39,6 |
в Витебской области |
Витебский облисполком |
|
33,5 |
33,7 |
33,9 |
34,3 |
34,5 |
в Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
18,5 |
18,8 |
19,0 |
19,1 |
19,2 |
в Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
22,3 |
22,5 |
22,6 |
22,7 |
22,9 |
в Минской области |
Минский облисполком |
|
46,4 |
47,0 |
47,4 |
47,8 |
48,3 |
в Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
44,5 |
44,7 |
45,0 |
45,2 |
45,5 |
в г. Минске |
Минский горисполком |
|
51,4 |
52,6 |
53,9 |
55,3 |
56,9 |
Задача 4. Стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности |
|||||||
8. Количество созданных юридических лиц субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. действующих юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства: |
|
единиц |
|
|
|
|
|
в Республике Беларусь |
Минэкономики |
|
78,7 |
80,2 |
80,9 |
81,9 |
82,8 |
в Брестской области |
Брестский облисполком |
|
45,0 |
50,0 |
55,0 |
58,0 |
60,0 |
в Витебской области |
Витебский облисполком |
|
72,4 |
72,6 |
72,8 |
73,0 |
73,2 |
в Гомельской области |
Гомельский облисполком |
|
68,0 |
68,0 |
68,0 |
68,0 |
68,0 |
в Гродненской области |
Гродненский облисполком |
|
56,0 |
57,0 |
58,0 |
59,0 |
60,0 |
в Минской области |
Минский облисполком |
|
72,4 |
72,7 |
73,0 |
73,3 |
73,5 |
в Могилевской области |
Могилевский облисполком |
|
70,5 |
70,5 |
70,5 |
70,5 |
70,5 |
в г. Минске |
Минский горисполком |
|
98,1 |
99,3 |
100,5 |
101,8 |
103,2 |
|
к Государственной программе |
КОМПЛЕКС
мероприятий по реализации Государственной программы
Название мероприятия |
Срок реализации, годы |
Заказчики |
Источники финансирования |
Задача 1. Укрепление институциональной базы |
|||
1. Создание специализированной организации* |
2022 |
Минэкономики, БФФПП, Банк развития |
– |
2. Разработка и нормативное закрепление стимулирующих мер для организаций, оказывающих услуги бизнесу, в целях расширения ими линейки услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличения количества обслуживаемых субъектов малого и среднего предпринимательства и роста объема услуг, в том числе оказываемых с использованием современных цифровых технологий* |
2022–2023 |
Минэкономики, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком |
– |
3. Совершенствование механизмов и условий предоставления государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу, а также определение единых подходов по оценке эффективности использования государственной финансовой и нефинансовой поддержки* |
2022–2023 |
Минэкономики, Минфин, облисполкомы, Минский горисполком |
– |
4. Оказание содействия субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в реализации ими задач по поддержке малого и среднего предпринимательства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» |
2021–2024 |
облисполкомы, Минский горисполком |
местные бюджеты |
41. Оказание содействия субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях реализации возложенных на них задач по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частями четвертой и пятой статьи 10 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» |
2024–2025 |
облисполкомы, Минский горисполком |
местные бюджеты |
5. Информационное обеспечение субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства путем предоставления и актуализации государственных информационно-правовых ресурсов |
2021–2025 |
» |
» |
6. Создание института омбудсмена по защите прав предпринимателей |
2023 |
Минэкономики |
– |
7. Уточнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства с учетом передового международного опыта* |
2022 |
Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком |
– |
Задача 2. Упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов |
|||
8. Либерализация уголовной ответственности за экономические преступления* |
2021–2022 |
Минюст, Минэкономики, республиканские органы государственного управления |
– |
9. Определение юридической силы письменных разъяснений республиканских органов государственного управления по вопросам применения нормативных правовых актов* |
2022 |
Минюст, Минэкономики |
– |
10. Расширение использования механизмов удаленных проверок в отношении деятельности малого и среднего предпринимательства |
2024 |
МНС |
– |
11. Разработка и введение индекса административной нагрузки на бизнес |
2022 |
Минэкономики |
– |
12. Сокращение административной нагрузки на бизнес на 10 процентов ежегодно с года его введения* |
2023–2025 |
» |
– |
13. Внедрение института саморегулирования и сорегулирования по отдельным видам экономической деятельности* |
2023 |
Минэкономики, Минюст, республиканские органы государственного управления |
– |
14. Совершенствование (упрощение) оснований подачи заявления о банкротстве должником и кредитором, а также повышение открытости и прозрачности процедур банкротства* |
2021 |
Минэкономики |
– |
15. Совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и упрощения налогового администрирования* |
2023 |
Минфин, Минэкономики, МНС, республиканские органы государственного управления |
– |
16. Совершенствование арендных отношений* |
2021 |
Госкомимущество, Минэкономики |
– |
17. Выработка подходов по внесению изменений в законодательство по уточнению требований к объекту, в котором осуществляется продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней |
2021 |
Минфин, МАРТ, МВД |
– |
18. Включение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778* |
2021 |
МАРТ, Минфин |
– |
Задача 3. Укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства |
|||
19. Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 |
2021–2024 |
Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, БФФПП |
республиканский бюджет (в том числе средства, выделяемые БФФПП), местные бюджеты, собственные средства БФФПП |
191. Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства – коммерческим организациям в соответствии с частями второй, третьей и пятой статьи 10 Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» |
2024–2025 |
Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, БФФПП |
республиканский бюджет (в том числе средства, выделяемые БФФПП), местные бюджеты, собственные средства БФФПП |
20. Реализация собственных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (в том числе за счет привлечения денежных средств международных организаций) |
2021–2025 |
Банк развития |
средства Банка развития, в том числе привлеченные |
|
|
ОАО «АСБ Беларусбанк»** |
кредиты ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
|
|
ОАО «Белагропромбанк»** |
кредиты ОАО «Белагропромбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
|
|
ОАО «Белинвестбанк»** |
кредиты ОАО «Белинвестбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
21. Создание организационно-правовых основ для развития гарантийного механизма поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства* |
2021–2022 |
Минэкономики, Банк развития |
– |
211. Развитие гарантийного механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
2023–2025 |
Банк развития, БФФПП |
– |
22. Предоставление поручительств (гарантий), обеспечивающих исполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по кредитным договорам, договорам финансовой аренды (лизинга), заключаемым банками с данными субъектами |
2021–2024 |
БФФПП |
– |
23. Поддержка малого и среднего предпринимательства в малых и средних городах Республики Беларусь, в том числе создание мобильной и десктопной версии информационного интерактивного ресурса «Карта инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь» |
2021–2023 |
Минэкономики |
иные источники (средства международной технической помощи) |
24. Создание организационно-правовых основ для развития венчурного финансирования* |
2021 |
Минэкономики, Банк развития |
– |
25. Устранение пробелов в правовом регулировании деятельности сервисов онлайн-заимствования* |
2021–2022 |
Национальный банк, Минэкономики |
– |
26. Проведение бирж субконтрактов в промышленности |
2021–2025 |
Минэкономики |
республиканский бюджет |
27. Вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в кооперационные цепочки при производстве товаров (узлов, комплектующих) крупными предприятиями машиностроения, деревообработки, легкой промышленности, строительства и другими |
2021–2025 |
Минпром, Минэкономики, Минстройархитектуры, концерны «Беллесбумпром», «Беллегпром», облисполкомы, Минский горисполком |
– |
28. Создание правовых условий для оказания государственной поддержки кластерных проектов* |
2021–2022 |
Минэкономики, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком |
– |
Задача 4. Стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности |
|||
29. Проведение национального конкурса «Предприниматель года», содействие в проведении мероприятий Белорусской недели предпринимательства и Всемирной недели предпринимательства |
2021–2025 |
Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком |
республиканский бюджет, местные бюджеты |
30. Организация и проведение детского конкурса «Бизнес глазами детей» |
2021–2025 |
Гродненский облисполком |
местный бюджет |
31. Проведение ярмарок инновационных идей, бизнес-форумов, круглых столов с участием представителей общественных объединений предпринимателей по вопросам развития предпринимательства, семинаров по правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности |
2021–2022 |
облисполкомы, Минский горисполком |
местные бюджеты |
311. Проведение ярмарок инновационных идей, бизнес-форумов, круглых столов с участием представителей общественных объединений предпринимателей по вопросам развития предпринимательства, семинаров по правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, мероприятий для бизнеса «Открытая приемная» |
2023–2025 |
облисполкомы, Минский горисполком |
местные бюджеты |
32. Обслуживание и продвижение интернет-сайта Могилевским облисполкомом по вопросам содействия развитию и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
2021–2025 |
Могилевский облисполком |
местный бюджет |
33. Освещение в печатных и электронных средствах массовой информации, радио- и телепередачах информации по актуальным вопросам развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организация и проведение тематических прямых, «горячих» телефонных линий и иных мероприятий с участием прессы |
2021–2025 |
облисполкомы, Минский горисполком |
местные бюджеты |
34. Подготовка и распространение методических пособий, каталогов, справочных изданий, иной полиграфической (электронной) продукции, видеоматериалов по организации и осуществлению предпринимательской деятельности |
2021–2022 |
» |
» |
341. Подготовка и распространение методических пособий, каталогов, справочных изданий, иной полиграфической (электронной) продукции, видеоматериалов по организации и осуществлению предпринимательской деятельности, изготовление мобильных баннерных (выставочных) стендов, рекламных конструкций |
2023–2025 |
облисполкомы, Минский горисполком |
местные бюджеты |
35. Развитие и продвижение интернет-сайтов субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также продвижение услуг, оказываемых субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в местных средствах массовой информации, а также социальных сетях |
2021–2025 |
» |
» |
36. Организационно-информационная поддержка стартап-движения в Республике Беларусь |
2021–2022 |
Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком |
» |
361. Организационно-информационная поддержка стартап-движения в Республике Беларусь, включая проведение стартап-мероприятий, бизнес-викторин, конкурсов |
2023–2025 |
Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком |
местные бюджеты |
37. Организация ярмарок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, торгующих белорусскими товарами, с предоставлением площадок на землях общего пользования |
2021–2025 |
облисполкомы |
– |
38. Разработка интенсивных обучающих программ о налогообложении в Республике Беларусь для субъектов малого и среднего предпринимательства |
2022 |
Академия управления при Президенте Республики Беларусь |
– |
______________________________
* Выполнение мероприятия связано с реализацией мер правового регулирования, предусмотренных в приложении 6.
** Ответственные за реализацию соответствующего мероприятия не являются заказчиками Государственной программы.
|
к Государственной программе |
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
финансирования мероприятий Государственной программы
Источники финансирования |
Заказчик |
Объемы финансирования (в текущих ценах, белорусских рублей) |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
Задача 1. Укрепление институциональной базы |
|||||||
Всего |
|
10 044 778,2 |
2 071 948,5 |
1 885 160,7 |
1 960 550,0 |
1 839 654,0 |
2 287 465,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
местные бюджеты, всего |
|
10 044 778,2 |
2 071 948,5 |
1 885 160,7 |
1 960 550,0 |
1 839 654,0 |
2 287 465,0 |
|
Брестский облисполком |
180 504,0 |
115 000,0 |
28 000,0 |
1 250,0 |
1 254,0 |
35 000,0 |
|
Витебский облисполком |
9 050 315,0 |
1 850 000,0 |
1 800 135,0 |
1 800 000,0 |
1 800 000,0 |
1 800 180,0 |
|
Гомельский облисполком |
226 900,0 |
44 550,0 |
48 650,0 |
52 300,0 |
11 400,0 |
70 000,0 |
|
Гродненский облисполком |
80 000,0 |
– |
– |
– |
– |
80 000,0 |
|
Минский облисполком |
254 374,2 |
32 998,5 |
1 375,7 |
100 000,0 |
20 000,0 |
100 000,0 |
|
Могилевский облисполком |
157 000,0 |
– |
– |
– |
– |
157 000,0 |
|
Минский горисполком |
95 685,0 |
29 400,0 |
7 000,0 |
7 000,0 |
7 000,0 |
45 285,0 |
Задача 2. Упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов |
|||||||
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Задача 3. Укрепление потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства |
|||||||
Всего |
|
35 685 365 500,4 |
6 077 493 791,1 |
6 230 451 746,5 |
6 325 510 957,2 |
9 122 652 372,8 |
7 929 256 632,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет, всего |
|
26 350 028,1 |
3 059 074,6 |
3 197 941,7 |
4 326 907,2 |
11 144 276,8 |
4 621 827,8 |
|
Минэкономики |
9 247,8,0 |
720,0 |
540,0 |
1 440,0 |
720,0 |
5827,8 |
|
БФФПП |
26 340 780,3 |
3 058 354,6 |
3 197 401,7 |
4 325 467,2 |
11 143 556,8 |
4 616 000,0 |
местные бюджеты, всего |
|
50 252 322,3 |
7 377 466,5 |
8 666 904,8 |
10 190 050,0 |
10 469 096,0 |
13 548 805,0 |
|
Брестский облисполком |
16 827 224,0 |
3 163 290,0 |
3 240 940,0 |
3 272 990,0 |
3 274 636,0 |
3 875 368,0 |
|
Витебский облисполком |
1 351 865,0 |
139 000,0 |
245 815,0 |
264 715,0 |
265 365,0 |
436 970,0 |
|
Гомельский облисполком |
4 696 150,0 |
872 400,0 |
906 950,0 |
931 050,0 |
970 600,0 |
1 015 150,0 |
|
Гродненский облисполком |
3 279 062,0 |
797 375,0 |
330 000,0 |
324 450,0 |
321 400,0 |
1 505 837,0 |
|
Минский облисполком |
5 968 675,8 |
1 453 951,5 |
1 084 224,3 |
983 350,0 |
1 062 000,0 |
1 385 150,0 |
|
Могилевский облисполком |
13 851 550,0 |
46 450,0 |
2 045 600,0 |
3 743 350,0 |
3 742 000,0 |
4 274 150,0 |
|
Минский горисполком |
4 277 795,5 |
905 000,0 |
813 375,5 |
670 145,0 |
833 095,0 |
1 056 180,0 |
собственные средства БФФПП |
БФФПП |
5 570 000,0 |
1 500 000,0 |
951 000,0 |
994 000,0 |
1 039 000,0 |
1 086 000,0 |
средства Банка развития, в том числе привлеченные |
Банк развития |
1 090 000 000,0 |
160 000 000,0 |
210 000 000,0 |
210 000 000,0 |
300 000 000,0 |
210 000 000,0 |
кредиты ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
ОАО «АСБ Беларусбанк»* |
12 400 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
2 300 000 000,0 |
2 400 000 000,0 |
2 500 000 000,0 |
3 000 000 000,0 |
кредиты ОАО «Белагропромбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
ОАО «Белагропромбанк»* |
7 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
кредиты ОАО «Белинвестбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
ОАО «Белинвестбанк»* |
14 600 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
4 800 000 000,0 |
3 200 000 000,0 |
иные источники (средства международной технической помощи) |
Минэкономики |
13 193 150,0 |
5 557 250,0 |
7 635 900,0 |
– |
– |
– |
Задача 4. Стимулирование деловой инициативы, обучение навыкам предпринимательства и популяризация предпринимательской деятельности |
|||||||
Всего |
|
1 508 137,1 |
255 257,4 |
290 950,7 |
284 850,0 |
307 291,2 |
369 787,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет, всего |
Минэкономики |
500 542,7 |
79 182,4 |
81 931,3 |
101 000,0 |
116 591,2 |
121 837,8 |
местные бюджеты, всего |
|
1 007 594,4 |
176 075,0 |
209 019,4 |
183 850,0 |
190 700,0 |
247 950,0 |
|
Брестский облисполком |
101 050,0 |
16 600,0 |
25 950,0 |
20 650,0 |
19 000,0 |
18 850,0 |
|
Витебский облисполком |
112 150,0 |
23 600,0 |
27 050,0 |
16 650,0 |
16 000,0 |
28 850,0 |
|
Гомельский облисполком |
76 950,0 |
13 050,0 |
14 400,0 |
16 650,0 |
18 000,0 |
14 850,0 |
|
Гродненский облисполком |
170 825,0 |
20 625,0 |
32 400,0 |
37 950,0 |
41 000,0 |
38 850,0 |
|
Минский облисполком |
76 950,0 |
13 050,0 |
14 400,0 |
16 650,0 |
18 000,0 |
14 850,0 |
|
Могилевский облисполком |
131 450,0 |
23 550,0 |
14 400,0 |
16 650,0 |
18 000,0 |
58 850,0 |
|
Минский горисполком |
338 219,4 |
65 600,0 |
80 419,4 |
58 650,0 |
60 700,0 |
72 850,0 |
Всего по Государственной программе |
35 696 918 415,7 |
6 079 820 997,0 |
6 232 627 857,9 |
6 327 756 357,2 |
9 124 799 318,0 |
7 931 913 885,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
республиканский бюджет, всего |
|
26 850 570,8 |
3 138 257,0 |
3 279 873,0 |
4 427 907,2 |
11 260 868,0 |
4 743 665,6 |
|
Минэкономики |
509 790,5 |
79 902,4 |
82 471,3 |
102 440,0 |
117 311,2 |
127 665,6 |
|
БФФПП |
26 340 780,3 |
3 058 354,6 |
3 197 401,7 |
4 325 467,2 |
11 143 556,8 |
4 616 000,0 |
местные бюджеты, всего |
|
61 304 694,9 |
9 625 490,0 |
10 761 084,9 |
12 334 450,0 |
12 499 450,0 |
16 084 220,0 |
|
Брестский облисполком |
17 108 778,0 |
3 294 890,0 |
3 294 890,0 |
3 294 890,0 |
3 294 890,0 |
3 929 218,0 |
|
Витебский облисполком |
10 514 330,0 |
2 012 600,0 |
2 073 000,0 |
2 081 365,0 |
2 081 365,0 |
2 266 000,0 |
|
Гомельский облисполком |
5 000 000,0 |
930 000,0 |
970 000,0 |
1 000 000,0 |
1 000 000,0 |
1 100 000,0 |
|
Гродненский облисполком |
3 529 887,0 |
818 000,0 |
362 400,0 |
362 400,0 |
362 400,0 |
1 624 687,0 |
|
Минский облисполком |
6 300 000,0 |
1 500 000,0 |
1 100 000,0 |
1 100 000,0 |
1 100 000,0 |
1 500 000,0 |
|
Могилевский облисполком |
14 140 000,0 |
70 000,0 |
2 060 000,0 |
3 760 000,0 |
3 760 000,0 |
4 490 000,0 |
|
Минский горисполком |
4 711 699,9 |
1 000 000,0 |
900 794,9 |
735 795,0 |
900 795,0 |
1 174 315,0 |
собственные средства БФФПП |
БФФПП |
5 570 000,0 |
1 500 000,0 |
951 000,0 |
994 000,0 |
1 039 000,0 |
1 086 000,0 |
средства Банка развития, в том числе привлеченные |
Банк развития |
1 090 000 000,0 |
160 000 000,0 |
210 000 000,0 |
210 000 000,0 |
300 000 000,0 |
210 000 000,0 |
кредиты ОАО «АСБ Беларусбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
ОАО «АСБ Беларусбанк»* |
12 400 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
2 300 000 000,0 |
2 400 000 000,0 |
2 500 000 000,0 |
3 000 000 000,0 |
кредиты ОАО «Белагропромбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
ОАО «Белагропромбанк»* |
7 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
1 500 000 000,0 |
кредиты ОАО «Белинвестбанк», в том числе за счет привлеченных средств (за исключением средств Банка развития) |
ОАО «Белинвестбанк»* |
14 600 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
2 200 000 000,0 |
4 800 000 000,0 |
3 200 000 000,0 |
иные источники (средства международной технической помощи) |
Минэкономики |
13 193 150,0 |
5 557 250,0 |
7 635 900,0 |
– |
– |
– |
______________________________
* Ответственные за реализацию соответствующего мероприятия не являются заказчиками Государственной программы.
|
Приложение 4 к Государственной программе |
СВЕДЕНИЯ
о сопоставимости сводных целевых показателей, целевых показателей Государственной программы с индикаторами достижения Целей устойчивого развития
Наименование Цели устойчивого развития |
Задача |
Индикаторы |
Соответствующая задача Государственной программы |
Сопоставимые показатели Государственной программы |
Цель 9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям |
задача 9.3. Расширить доступ мелких промышленных и прочих предприятий, особенно в развивающихся странах, к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственно-сбытовые цепочки и рынки |
9.3.1. Доля мелких предприятий в совокупном объеме чистой продукции промышленности 9.3.2. Доля мелких предприятий, имеющих кредит или кредитную линию |
укрепление институциональной базы упрощение регуляторных условий и администрирования бизнес-процессов |
количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. занятых в экономике коэффициент активности субъектов малого и среднего предпринимательства удельный вес выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки удельный вес инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал |
|
к Государственной программе |
СВЕДЕНИЯ
о методике расчета целевого показателя Государственной программы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Определение показателя |
Временные характеристики показателя |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю |
Показатели, используемые в формуле |
Метод сбора информации, формы отчетности |
Ответственный за сбор данных по показателю |
Коэффициент активности субъектов малого и среднего предпринимательства |
единиц |
характеризует вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в основные экономические показатели |
годовая |
Дввп – доля субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Дк – доля количества субъектов малого и среднего предпринимательства в общем количестве субъектов хозяйствования Дн – доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений Дз – доля занятых в малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике n – количество показателей, используемых для расчетов |
1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» 1-сх (КФХ) «Анкета о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства» иные государственные статистические наблюдения по статистике финансов, труда государственные статистические наблюдения по статистике труда административные данные МНС |
Белстат, МНС |
|
к Государственной программе |
МЕРЫ
правового регулирования в сфере реализации Государственной программы
Вид и тематика нормативного правового акта |
Цель разработки |
Срок внесения проекта правого акта, годы |
Ответственный |
1. Проект Указа Президента Республики Беларусь о мерах по совершенствованию работы по привлечению инвестиций и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства |
создание специализированной организации |
2021 |
Минэкономики |
2. Проекты нормативных правовых актов о совершенствовании механизмов и условий предоставления государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу |
совершенствование механизмов и условий оказания государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациям, оказывающим услуги бизнесу, определение единых подходов по оценке эффективности использования государственной финансовой и нефинансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, организациями, оказывающими услуги бизнесу |
2022–2023 |
Минэкономики, Минфин, облисполкомы, Минский горисполком |
3. Проект Закона Республики Беларусь об изменении Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» |
изменение подходов к определению субъектного состава сектора малого и среднего предпринимательства (уточнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства с учетом передового международного опыта) |
2022 |
Минэкономики |
4. Проекты законов Республики Беларусь об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях |
внесение изменений в части: сокращения оснований для привлечения к уголовной и административной ответственности за правонарушения в экономической сфере обеспечения соразмерности наказания совершенному правонарушению исключения оценочных категорий ограничения на этапе предварительного расследования и судебного производства по экономическим преступлениям избрания в отношении подозреваемых или обвиняемых меры пресечения в виде содержания под стражей в пользу расширения применения меры пресечения в виде домашнего ареста или залога |
2021–2022 |
Минюст, Минэкономики, республиканские органы государственного управления |
5. Проект Закона Республики Беларусь об изменении Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» |
определение юридической силы письменных разъяснений республиканских органов государственного управления |
2022 |
Минюст, Минэкономики |
6. Проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления предпринимательской деятельности |
внесение изменений в целях сокращения административной нагрузки на бизнес |
2023–2025 |
Минэкономики в координации с малым и средним предпринимательством, республиканские органы государственного управления |
7. Проекты нормативных правовых актов, регулирующих вопросы внедрения института саморегулирования и сорегулирования в отношении отдельных видов экономической деятельности |
практическая реализация передачи части административных функций регуляторов соответствующих отраслей созданным организациям саморегулирования и (или) сорегулирования |
2022 |
Минэкономики, Минюст, республиканские органы государственного управления |
8. Проект Закона Республики Беларусь «О разрешении неплатежеспособности» |
совершенствование (упрощение) оснований подачи заявления о банкротстве должником и кредитором, а также повышение открытости и прозрачности процедур банкротства |
2021 |
Минэкономики |
9. Проект Закона Республики Беларусь об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь, проекты иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения |
внесение изменений, предусматривающих оптимизацию налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства и упрощение налогового администрирования в целях стимулирования предпринимательской активности и деловой инициативы (с учетом результатов проработки вопроса о снижении налоговой нагрузки) |
2023 |
Минфин, Минэкономики, МНС, республиканские органы государственного управления |
10. Проект Указа Президента Республики Беларусь об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» |
внесение изменений в части совершенствования арендных отношений в целях: снижения нижней границы коэффициента спроса на недвижимое имущество, технического состояния недвижимого имущества и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества, применяемого при расчете ставки арендной платы к базовой ставке приостановления уплаты арендной платы на период проведения капитального ремонта недвижимого имущества, его реконструкции, модернизации, а также в иных случаях, когда по не зависимым от арендатора (ссудополучателя) причинам он не может пользоваться арендованным (полученным в безвозмездное пользование) недвижимым имуществом |
2021 |
Госкомимущество, Минэкономики |
11. Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» |
включение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в перечень товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778 |
2021 |
МАРТ, Минфин |
12. Проект Указа Президента Республики Беларусь об изменении Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» |
уточнение задачи по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства |
2021–2022 |
Банк развития |
13. Проект Указа Президента Республики Беларусь о развитии венчурного финансирования |
создание организационно-правовых основ для развития венчурного финансирования |
2021 |
Минэкономики, Банк развития |
14. Проект Указа Президента Республики Беларусь «О сервисах онлайн-заимствования» |
создание благоприятной регуляторной среды для коллективного финансирования |
2021–2022 |
Национальный банк, Минэкономики |
15. Нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования кластеров и предусматривающие государственную поддержку кластерных проектов |
определение порядка формирования кластеров и условий государственной поддержки кластерных проектов |
2021–2022 |
Минэкономики, ГКНТ, облисполкомы, Минский горисполком |
|
к Государственной программе |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ,
необходимые для реализации Государственной программы
Название мероприятия |
Срок реализации, годы |
Ответственные |
1. Проведение анализа потенциала существующих субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, иных организаций, оказывающих услуги бизнесу |
2021–2022 |
Минэкономики, облисполкомы, Минский горисполком, Ассоциация инфраструктуры поддержки предпринимательства |
2. Рассмотрение вопроса о необходимости внесения изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2013 г. № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» и иные нормативные правовые акты, направленные на стимулирование передачи инновационных разработок, технологий, разработанных за счет бюджетных средств, субъектам малого и среднего предпринимательства |
2021 |
ГКНТ, Минэкономики |
3. Проведение секторального анализа и подготовка по его результатам отчета с выбором пилотных видов деятельности для реализации секторальных и региональных инициатив по развитию малого и среднего предпринимательства |
2023 |
Минэкономики, облисполкомы и Минский горисполком, Ассоциация инфраструктуры поддержки предпринимательства |
4. Мониторинг вовлеченности субъектов малого и среднего предпринимательства в государственные закупки и выработка предложений об увеличении их доли в общем объеме государственных закупок |
2022–2025 |
МАРТ, Минэкономики |
5. Привлечение международной технической помощи для развития стартап-движения и малого инновационного предпринимательства |
2021–2025 |
Минэкономики, ГКНТ |
6. Определение приоритетных видов деятельности для формирования кластеров с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, в том числе на основании имеющихся успешных кейсов |
2022–2023 |
Минэкономики, ГКНТ, облисполкомы и Минский горисполком |
7. Подготовка и реализация не менее трех проектов по формированию инновационно-промышленных кластеров в социально значимых сферах жизнедеятельности |
2023 |
» |
8. Проведение мероприятий по продвижению разработанных типовых проектов с привлечением/приглашением потенциально заинтересованных в кооперации и формировании кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства |
2024–2025 |
» |
9. Анализ уровня цифровизации субъектов малого и среднего предпринимательства с подготовкой отчета, содержащего предложения по приоритетным направлениям поддержки ускорения цифровой трансформации субъектов малого и среднего предпринимательства |
2022 |
Минэкономики, Минсвязи |
10. Проведение мероприятий по повышению потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства по применению цифровых решений для оптимизации бизнес-процессов и повышения конкурентоспособности на местном и международных рынках |
2022–2025 |
Минэкономики, МНС, Минсвязи |
11. Проведение правового мониторинга Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» и подготовка проекта Указа Президента Республики Беларусь об изменении Указа Президента Республики Беларусь «О предоставлении и привлечении займов» (при необходимости) |
2022 |
Национальный банк, Минэкономики |
12. Функционирование и дальнейшее развитие нефинансовых сервисов для бизнеса |
2021–2025 |
банки |
13. Укрепление потенциала центра поддержки и развития женского предпринимательства |
2021–2025 |
ОАО «Белинвестбанк» |
14. Разработка и внедрение экосистемы (платформа онлайн-обучения) |
2021–2025 |
ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Сбер Банк» |
15. Развитие собственной экосистемы, включающей сеть из центров притяжения «Igrow» |
2021–2025 |
ОАО «Белагропромбанк» |
16. Проведение бесплатных семинаров и тренингов по улучшению профессиональных навыков собственников малого и среднего бизнеса (Академия бизнеса), предоставление бизнес-клиентам ОАО «Альфа-банк» пространства для встреч с партнерами, нетворкинга, обучения сотрудников, проведения презентаций (Альфа-Бизнес Хаб) |
2021–2025 |
ЗАО «Альфа-Банк» |
17. Обеспечение доступа представителей бизнеса к образовательным ресурсам, сервисам и мероприятиям, способствующим росту и развитию бизнеса (сервис-бизнес в стиле FLEX) |
2021–2025 |
ЗАО «МТБанк» |
18. Выпуск серий передач в рамках интерактивно-образовательного шоу для бизнес-аудитории |
2021 |
ЗАО «МТБанк», ОАО «Сбер Банк» |
19. Разработка интернет-ресурса «МТБлог» (в целях повышения финансовой грамотности бизнес-сообщества) |
2021 |
ЗАО «МТБанк» |
20. Разработка и внедрение BelVEB Business HUB (онлайн-платформа продаж и сервиса для бизнеса) |
2021–2025 |
ОАО «Белвнешэкономбанк» |
21. Привлечение средств международных кредитно-финансовых организаций (в том числе Европейского инвестиционного банка, Евразийского банка развития) для целей развития малого и среднего предпринимательства |
2021–2025 |
ОАО «АСБ Беларусбанк» |
22. Организация и проведение обучающих мероприятий (совещаний, семинаров, вебинаров) для субъектов малого и среднего предпринимательства |
2021–2025 |
» |
|
к Государственной программе |
МЕРОПРИЯТИЯ,
направленные на реализацию задач Государственной программы, финансируемые в рамках иных государственных программ
Наименование мероприятия |
Срок реализации, годы |
Ответственные |
1. Создание национальной торгово-кооперационной платформы для предприятий Республики Беларусь |
2021–2023 |
Минсвязи (РУП «Белпочта»), Минэкономики, БФФПП |
11. Создание национальной торгово-кооперационной платформы для предприятий Республики Беларусь на базе единой виртуальной выставки предприятий Министерства промышленности |
2024–2025 |
Минпром (ОАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-технологический институт организации и техники управления»), Минсвязи, МИД, Минэкономики (БФФПП), концерны «Беллегпром», «Белгоспищепром», НАН Беларуси |
2. Создание электронной платформы оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта на условия осуществления предпринимательской деятельности |
2022 |
Минэкономики, республиканские органы государственного управления |
3. Создание и актуализация общедоступного электронного банка судебных решений |
2021–2025 |
НЦЗПИ, Верховный Суд |
4. Техническая поддержка и сопровождение государственного информационного ресурса «Реестр административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» |
2021–2025 |
Минэкономики |
5. Техническая поддержка, сопровождение и модернизация Единого реестра лицензий |
2021–2025 |
Минэкономики, Минсвязи |
6. Развитие Единой площадки информирования о неиспользуемом и неэффективно используемом имуществе и земельных участках |
2021–2023 |
Госкомимущество |
7. Содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма: оказание консультативной, методической и правовой помощи, обучение правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, предоставление финансовой поддержки в виде субсидий |
2021–2025 |
облисполкомы, Минский горисполком |
8. Проведение информационно-просветительской кампании о возможностях субъектов малого и среднего предпринимательства в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, обучающих семинаров по вопросам внедрения и сертификации систем управления окружающей средой |
2021–2025 |
Минприроды |
9. Проведение обучающих семинаров для малого и среднего предпринимательства по вопросам трансфера технологий, интеллектуальной собственности |
2021–2025 |
Республиканский центр трансфера технологий, Академия управления при Президенте Республики Беларусь |
10. Организация повышения квалификации руководителей, заместителей руководителей комитетов, управлений (отделов) экономики облисполкомов и Минского горисполкома, горисполкомов, райисполкомов, курирующих вопросы предпринимательской деятельности, и лиц, включенных в резерв на эти должности |
2021–2025 |
Академия управления при Президенте Республики Беларусь |
11. Проведение Республиканской олимпиады по финансовой грамотности среди учащихся учреждений общего среднего образования |
2021–2025 ежегодно |
Национальный банк, Минобразование, облисполкомы, Минский горисполком |
12. Развитие проекта «Университет 3.0» в учреждениях высшего образования |
2021–2025 |
Минобразование |
13. Проведение конкурса научных работ по теории предпринимательства |
2021–2025 |
Академия управления при Президенте Республики Беларусь |