Официальная правовая информация |
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 мая 2021 г. № Р-1271/2021
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности».
Заслушав судью-докладчика Бодак А.Н., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 30 апреля 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 7 мая 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений в области адвокатуры и адвокатской деятельности, в том числе с учетом правоприменительной практики.
Законом вносятся изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (статья 1), Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (статья 2) и Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон об адвокатуре) (статья 3).
1. Конституционный Суд в рамках своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет конституционность Закона, исходя из норм Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь – демократическое социальное правовое государство; Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории; обеспечивает законность и правопорядок (статья 1);
человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);
гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей (часть первая статьи 41);
государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (части вторая и третья статьи 59);
каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств (часть первая статьи 62).
Проверяя конституционность Закона, Конституционный Суд, руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Положения Конституции, в соответствии с которыми Республика Беларусь – правовое государство (часть первая статьи 1); каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств; противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается (статья 62), во взаимосвязи с частью первой статьи 59 Конституции предполагают обязанность государства принимать необходимые меры по созданию надлежащих условий реализации конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод.
Указанной норме статьи 62 Конституции о праве каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод корреспондируют международно-правовые обязательства Республики Беларусь, вытекающие из Всеобщей декларации прав человека (пункт 1 статьи 11) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подпункт «d» пункта 3 статьи 14), провозглашающих необходимость обеспечения каждому всех возможностей для защиты прав и свобод, включая возможность защищать себя лично или через посредство выбранного защитника.
Согласно Конституции Парламент принимает законы, в том числе об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98). При этом законодатель на основании статьи 7 Конституции, устанавливающей принцип верховенства права, а также в соответствии с другими конституционными принципами и нормами обладает дискреционными полномочиями по регулированию конкретных общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод.
Конституционный Суд отмечает, что конституционное право каждого на юридическую помощь по своему содержанию является условием реализации и защиты иных конституционных прав и свобод личности и соответственно выступает важнейшей составляющей системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
3. Положениями Закона устанавливаются ограничения права на осуществление адвокатской деятельности.
3.1. Законом (пункт 5 статьи 3) в статью 8 Закона об адвокатуре вносится изменение, устанавливающее, что к осуществлению адвокатской деятельности не допускается лицо, исключенное (уволенное) из коллегии адвокатов, а также уволенное из правоохранительных и других органов и организаций по дискредитирующим обстоятельствам, а равно в отношении которого Министерством юстиции принято решение о прекращении действия лицензии за совершение действий, дискредитирующих звание адвоката и адвокатуру, в течение трех лет со дня принятия соответствующих решений.
В решении от 23 декабря 2011 г. № Р-657/2011 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» Конституционный Суд указал, что установление ограничений права на осуществление адвокатской деятельности служит цели обеспечить доступ к данной деятельности лиц, не только имеющих высокий уровень юридической подготовки и, следовательно, обеспечивающих выполнение основных задач адвокатуры – оказание на профессиональной основе юридической помощи клиентам для осуществления и защиты их прав, свобод и интересов, участие в правовом воспитании граждан, но и вызывающих доверие своим поведением и репутацией как в профессиональной деятельности, так и вне ее; эта цель является конституционно значимой, в связи с чем ограничения права на осуществление адвокатской деятельности следует признать соразмерными данной цели, не искажающими сущности названного права и юридически оправданными.
Подтверждая приведенную правовую позицию, Конституционный Суд отмечает, что определение Законом соответствующих оснований недопуска лица к адвокатской деятельности обусловлено публично-правовым статусом адвоката и отнесено к компетенции законодателя, что соответствует положениям пункта 2 части первой статьи 97 и пункта 1 части первой статьи 98 Конституции.
3.2. Законом (пункт 5 статьи 3) статья 8 Закона об адвокатуре дополняется новым пунктом, согласно которому адвокату запрещается являться собственником имущества (учредителем, участником) коммерческой организации, оказывающей консалтинговые, юридические, риэлтерские услуги; адвокаты, являющиеся собственниками имущества (учредителями, участниками) коммерческих организаций, за исключением указанных выше, в том числе имеющие в собственности акции (доли в уставных фондах) таких организаций, во время осуществления адвокатской деятельности не вправе представлять права и интересы этих организаций в качестве представителей в судах, государственных органах, иных организациях и перед физическими лицами, а также обязаны не допускать возникновения иного конфликта интересов.
Конституционный Суд отмечает, что данными нормами Закона в определенной степени ограничиваются закрепленные Конституцией гарантируемая всем равная возможность свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (часть четвертая статьи 13, часть вторая статья 44).
Вместе с тем Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование обеспечивает объективность, независимость и непредвзятость адвоката при осуществлении им своей профессиональной деятельности с учетом ее публичной значимости. Данные ограничения являются конституционно допустимыми, адекватными, объективно оправданными и соразмерными защищаемым Конституцией интересам, что согласуется с частью первой статьи 23 Конституции.
4. Согласно Закону (пункт 3 статьи 3) статья 4 Закона об адвокатуре, определяющая принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности, дополняется таким принципом, как соответствие оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству.
С целью реализации указанного принципа Законом (пункты 31 и 34 статьи 3) в статьях 43 и 47 Закона об адвокатуре предусматривается полномочие соответственно советов территориальных коллегий адвокатов, совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов по обеспечению соответствия оплаты юридической помощи ее объему, сложности и качеству.
Конституционный Суд отмечает, что законодателем учтена правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в вышеназванном решении от 23 декабря 2011 г. № Р-657/2011, суть которой заключается в том, что одним из аспектов доступности юридической помощи является возможность установления справедливого размера ее оплаты, который действительно позволял бы обратиться за юридической помощью каждому, кто в ней нуждается, и, следовательно, реально осуществить конституционное право на юридическую помощь; на практике должен быть соблюден баланс между гарантированностью предоставления качественной юридической помощи и свободой договорного определения размера ее оплаты в рамках гражданско-правовых отношений исходя из необходимости дифференцирования оплаты в связи со сложностью дела, объемом оказываемых услуг, срочностью дела и др.
В Основных принципах, касающихся роли юристов, принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа – 7 сентября 1990 г.), подчеркивается, что для обеспечения защиты прав и основных свобод человека необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами; юридическая помощь должна быть эффективной и способствовать соблюдению справедливости; в этих целях государство должно обеспечивать эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа всех лиц к юристам.
Конституционный Суд считает, что осуществляемым законодательным регулированием совершенствуются правовые механизмы оказания адвокатами юридической помощи, закрепляются дополнительные гарантии доступности качественной юридической помощи, что соответствует конституционным принципам социальной справедливости, правовой защищенности человека и гражданина, а также согласуется с конституционными положениями о Республике Беларусь как социальном правовом государстве (часть первая статьи 1), о гарантировании каждому права на получение юридической помощи (часть первая статьи 62).
5. В Закон об адвокатуре вносятся изменения, касающиеся порядка поступления в адвокатуру и условий осуществления адвокатской деятельности.
Законом исключается такое условие для приобретения статуса адвоката, как наличие обязательного стажа работы по специальности не менее трех лет; дифференцируются сроки прохождения лицом, намеревающимся стать адвокатом (далее – претендент), стажировки у адвоката юридической консультации до сдачи квалификационного экзамена (претендент, имеющий стаж работы по специальности не менее трех лет, в том числе в качестве помощника адвоката, – от трех до шести месяцев; претендент, не имеющий трехлетнего стажа работы по специальности, – от шести месяцев до одного года); предусматривается, что претенденты, работавшие (проходившие службу) в судах, органах прокуратуры, системы Министерства юстиции, правоохранительных органах, а также в структурных подразделениях (секретариатах) таких органов, кандидатуры которых представлены руководителями соответствующих республиканских органов, проходят стажировку до трех месяцев и сдают квалификационный экзамен только в устной форме; для претендентов, прошедших стажировку, устанавливается срок подачи заявления для допуска к сдаче квалификационного экзамена, не превышающий шести месяцев со дня окончания стажировки (пункты 4 и 6 статьи 3).
В ряде решений Конституционного Суда указывалось, что законодатель вправе при осуществлении специального правового регулирования в сфере трудовых отношений предусматривать различия, исключения, предпочтения в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если они объективно оправданны, обоснованны и соответствуют конституционно значимым целям. Такое законодательное регулирование не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства и закрепленных Конституцией права на равный доступ к любым должностям в государственных органах, права на труд, выбор профессии и рода занятий и работы (решения Конституционного Суда от 23 декабря 2011 г. № Р-659/2011, от 28 апреля 2012 г. № Р-694/2012, от 8 июля 2013 г. № Р-841/2013, от 28 декабря 2015 г. № Р-1018/2015, от 14 декабря 2016 г. № Р-1077/2016 и др.).
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом регулирование, касающееся условий приобретения статуса адвоката, предусматривающее различия в сроках стажировки претендентов в зависимости от стажа работы по специальности и места предшествующей работы, не нарушает конституционный принцип равенства (статья 22 Конституции), является допустимым, поскольку соответствует конституционно значимой цели – реализации права каждого на получение качественной юридической помощи, и согласуется с частью первой статьи 41 Конституции о том, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.
Положениями Закона устанавливается также единая для всех адвокатов организационная форма осуществления адвокатской деятельности – юридические консультации, исключаются такие ее формы, как адвокатское бюро и адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально (пункты 12–15, 20, 22, 24, 26–28 статьи 3).
Оценивая конституционность данных норм Закона, Конституционный Суд считает, что при определении условий организации адвокатской деятельности законодатель учитывал публично-правовой характер адвокатской деятельности и действовал в рамках своих дискреционных полномочий (пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).
6. Законом (пункт 21 статьи 3) расширяется перечень случаев оказания юридической помощи за счет средств коллегий адвокатов и категорий лиц, которым она оказывается в таком порядке. В частности, согласно новой редакции пункта 1 статьи 28 Закона об адвокатуре указанная юридическая помощь оказывается малообеспеченным родителю в неполной семье, воспитывающему ребенка в возрасте до восемнадцати лет, родителям (усыновителям, удочерителям) в многодетных семьях – при даче устной консультации, не требующей ознакомления с документами; усыновителям, удочерителям несовершеннолетних – в интересах их несовершеннолетних детей; пенсионерам и инвалидам, пребывающим (проживающим) в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, а также законным представителям граждан, признанных судом недееспособными, – при даче консультации по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов указанных граждан; беременным женщинам – при даче устной консультации по вопросам, связанным с рождением ребенка.
В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2019 году» отмечено, что в современных условиях сущность понятия социального государства трансформируется: социальное государство выступает не только как основной фактор благополучия общества, обеспечения социальной справедливости и социальной солидарности, но и как государство, обеспечивающее социальное партнерство, социальную ответственность всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.
Конституционный Суд считает, что приведенными нормами Закона совершенствуются правовые механизмы реализации принципа социальной справедливости при оказании адвокатами юридической помощи, развития социальной ответственности профессионального сообщества адвокатов, повышения доступности оказания юридической помощи наиболее уязвимым в социальном плане категориям граждан, что соответствует положениям Конституции о социальном характере государства (часть первая статьи 1), о проявлении государством особой заботы о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов (статья 47), о праве каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод (часть первая статьи 62).
7. Законом устанавливаются переходные положения для реализации его норм. Так, статьей 4 Закона определяется, что органы управления Белорусской республиканской, областных (Минской городской) коллегий адвокатов, избранные до вступления в силу данного Закона, действуют до истечения срока их полномочий, но не свыше шести месяцев после вступления в силу статьи 3 этого Закона и подлежат переизбранию в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре.
Согласно статьям 6 и 7 Закона Белорусская республиканская, областные (Минская городская) коллегии адвокатов должны в пятимесячный срок привести свои уставы и решения органов управления в соответствие с данным Законом и в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в соответствующие уставы; обеспечить возможность продолжения адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально либо в адвокатских бюро, адвокатской деятельности в юридических консультациях в соответствии с требованиями данного Закона; собрания партнеров адвокатских бюро должны в пятимесячный срок принять решения о прекращении деятельности адвокатских бюро, в том числе путем ликвидации.
Таким образом, законодатель, действующий в рамках своих полномочий, определяет условия применения новых норм, изменяющих правовое регулирование отношений в области адвокатуры и адвокатской деятельности. По мнению Конституционного Суда, тем самым обеспечиваются стабильность законодательства, возможность заинтересованных лиц своевременно выполнять измененные требования законодательных норм, что согласуется с положениями части первой статьи 1 и части первой статьи 7 Конституции.
8. В связи с установлением Законом единой организационной формы осуществления адвокатской деятельности – юридической консультации и упразднением дисциплинарных комиссий, рассматривающих дисциплинарные производства и дела о дисциплинарной ответственности адвокатов, вносятся изменения в статью 2301 Хозяйственного процессуального кодекса («Подача заявлений об установлении приостановления (запрета) деятельности, о продлении приостановления (запрета) производства») и статью 272 Гражданского процессуального кодекса («Меры, принимаемые в отношении нарушителей порядка в судебном заседании»).
Конституционный Суд отмечает, что приведенными положениями Закона обеспечиваются ясность, непротиворечивость и логическая согласованность правового регулирования отношений в данной сфере и тем самым реализуется принцип правовой определенности как важнейший элемент конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что устанавливаемым правовым регулированием обеспечивается дальнейшее развитие правовых гарантий реализации конституционного права каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, повышения качества и доступности юридической помощи, оказываемой адвокатами, что соответствует принципам и нормам Конституции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий – |
П.П.Миклашевич |