Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 27.12.2024
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 декабря 2021 г. № Р-1294/2021

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения».

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 декабря 2021 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 декабря 2021 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс), а также в Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» с целью согласования их положений с нормами Кодекса.

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования положений Кодекса с целью принятия мер по наполняемости бюджета для выполнения задач и функций государства, упрощения налогового администрирования, достижения оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, уточнения порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, сборов (пошлин).

1. При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции, предусматривающих, что:

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику (часть вторая статьи 1);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2);

граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56);

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь рассматривает проекты законов об установлении республиканских налогов и сборов; Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98);

к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится установление в соответствии с законом местных налогов и сборов (статья 121);

на территории Республики Беларусь проводится единая налоговая политика (часть вторая статьи 132);

доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (часть вторая статьи 133).

Конституционный Суд учитывает также правовые позиции, выраженные им в ранее принятых решениях, предметом рассмотрения которых являлись акты налогового законодательства. Суть данных правовых позиций заключается в том, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы представляют собой необходимое условие существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков как безусловное требование (решения Конституционного Суда от 11 июня 2001 г. № Р-116/2001, от 3 ноября 2003 г. № Р-162/2003, от 23 декабря 2009 г. № Р-411/2009 и др.).

Налоговые платежи выступают основным источником доходной части бюджета и важнейшей гарантией защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности. Только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи. Конституционное право собственности и конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов взаимообусловлены и взаимосвязаны. Право устанавливать налогообложение, которое в определенной мере ограничивает право собственности, вытекает из закрепленных Конституцией полномочий государства по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), а также ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2). Размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное сочетание (баланс) государственных, общественных и частных интересов (решения Конституционного Суда от 28 декабря 2015 г. № Р-1017/2015, от 2 июня 2016 г. № Р-1035/2016, от 12 октября 2016 г. № Р-1065/2016, от 22 декабря 2018 г. № Р-1159/2018, от 24 декабря 2020 г. № Р-1235/2020 и др.).

Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.

2. При проверке конституционности изменений, вносимых в Общую часть Кодекса (пункты 1–54 статьи 2 Закона), Конституционный Суд обращает внимание на следующие положения.

2.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона пункт 2 статьи 10 Кодекса излагается в новой редакции, из содержания которой следует, что в особые режимы налогообложения, применяемые для плательщиков, включается налог на профессиональный доход. Одновременно Кодекс дополняется главой 40 «Налог на профессиональный доход» (статьи 378–3817), в которой определяются все элементы обложения данным налогом (пункт 193 статьи 2 Закона).

Указанное дополнение основывается на принципе законности налогообложения (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 2 Кодекса), находится в системной взаимосвязи с положениями статьи 6 Кодекса, в том числе с пунктом 4, предусматривающим, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, в ином случае налог считается неустановленным и не подлежит уплате, и соответствует конституционному принципу верховенства права, закрепленному в части первой статьи 7 Конституции, важнейшим элементом которого является законность.

Согласно статье 378 Кодекса плательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, осуществляющие виды деятельности по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, и начавшие применение налога на профессиональный доход в порядке, установленном статьей 381 Кодекса. При этом согласно дополнению статьи 13 Кодекса подпунктом 2.192 пункта 2 (пункт 3 статьи 2 Закона) профессиональным доходом является доход физических лиц от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не установлено законодательными актами.

Объектом налогообложения налогом на профессиональный доход признается профессиональный доход, полученный от источников в Республике Беларусь, источников за пределами Республики Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, плательщиками – гражданами Республики Беларусь; от источников в Республике Беларусь, а также в отношении имущества, расположенного на территории Республики Беларусь, иными плательщиками (статья 379 Кодекса).

Уплата налога на профессиональный доход заменяет уплату подоходного налога с физических лиц, сбора за осуществление ремесленной деятельности; обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для физических лиц, признаваемых в установленном законодательством порядке плательщиками обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (пункт 1 статьи 380 Кодекса).

В статье 3812 Кодекса предусматривается, что ставки налога на профессиональный доход устанавливаются в следующих размерах: десять (10) процентов – в отношении доходов, полученных плательщиками от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если иное не предусмотрено абзацем третьим данной статьи; двадцать (20) процентов – в отношении доходов, превысивших в пределах календарного года 60 000 белорусских рублей и полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, независимо от размера примененного налогового вычета, предусмотренного пунктом 1 статьи 3813 данного Кодекса.

Конституционный Суд отмечает, что согласно Закону пункт 2 статьи 10 и глава 40 Кодекса вступают в силу с 1 января 2023 г. (абзац шестой статьи 9), а сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма утрачивает свое действие с 1 января 2023 г. (пункт 14 статьи 7).

Из содержания приведенных положений Закона в их взаимосвязи следует, что они основываются на основных принципах налогообложения, закрепленных в статье 2 Кодекса, в том числе на принципе справедливости налогообложения, в силу которого один и тот же объект налогообложения может облагаться одними и теми же налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Кроме того, введением налога на профессиональный доход и закреплением его основных элементов обеспечиваются простые и понятные условия для ведения бизнеса физическими лицами, повышается степень их участия в финансировании государственных расходов, что согласуется с положениями Конституции, предусматривающими, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56).

Конституционный Суд считает, что анализируемое законодательное регулирование находится в пределах дискреции Парламента по осуществлению конституционных полномочий при установлении республиканских налогов и сборов и соответствует пункту 2 части первой статьи 97 и пункту 1 части первой статьи 98 Конституции.

2.2. Статьей 2 Закона в Кодекс вносятся изменения, которыми уточняются положения, определяющие порядок признания физических лиц налоговыми резидентами Республики Беларусь (пункт 5); дополняются обязанности плательщика, в том числе предусматриваются обязанности иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров, по постановке на учет, исчислению и уплате налога на добавленную стоимость (пункты 6, 32 и 75); конкретизируются нормы, определяющие порядок взаимодействия налоговых органов с плательщиком, правила ведения личного кабинета плательщика (пункты 9 и 10), принудительного исполнения налогового обязательства, взыскания пеней (пункты 25–28) и др.

Из анализа содержания указанных норм статьи 2 Закона следует, что вносимыми изменениями реализуются такие основные принципы налогообложения, как законность, обязательность, равенство и экономическая обоснованность налогообложения, совершенствуются нормы об исполнении плательщиком конституционной обязанности принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, а также обеспечивается своевременное поступление денежных средств в бюджет в целях сбалансированности расходов республиканского и местных бюджетов с их доходами.

Конституционный Суд отмечает, что осуществляемое Законом правовое регулирование основывается на конституционных принципах и нормах и согласуется со статьями 22, 56 и частями первой–третьей статьи 133 Конституции.

2.3. Абзацем третьим пункта 11 статьи 2 Закона закрепленный в пункте 1 статьи 29 Кодекса перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, дополняется сведениями, предоставляемыми налоговым, правоохранительным или иным органам других государств, направленными на предотвращение (выявление) случаев неуплаты налогов, сборов (пошлин), при отсутствии международных договоров Республики Беларусь с этими государствами.

Положениями пункта 53 статьи 2 Закона расширяются права налоговых органов и их должностных лиц на обработку персональных данных физических лиц без их согласия (подпункт 1.14 пункта 1 статьи 107 Кодекса).

Конституционный Суд отмечает, что совершением указанных действий со сведениями о плательщиках налогов, сборов (пошлин) в определенной мере ограничиваются конституционные права на неприкосновенность личной жизни, на защиту информации о себе, включая право обладателя информации по своему усмотрению предоставлять такую информацию третьим лицам (статьи 28 и 34 Конституции).

Вместе с тем Конституционный Суд полагает, что устанавливаемым правовым регулированием создаются дополнительные механизмы контроля финансовых средств граждан и организаций для целей налогообложения, обеспечивается наполняемость бюджета за счет поступления налоговых платежей, а также защита экономической безопасности государства и общества.

Конституционный Суд осуществляет оценку конституционности данных положений Закона, основываясь на сформулированных ранее правовых позициях в ряде решений (от 20 июня 2014 г. № Р-930/2014, от 27 мая 2015 г. № Р-981/2015, от 8 июня 2018 г. № Р-1126/2018, от 10 июля 2018 г. № Р-1139/2018 и др.), и считает, что предусматриваемые Законом ограничения объективно обусловлены, согласуются с принципом пропорциональности, поскольку необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, целей и интересов, и соответствуют требованиям части первой статьи 23 Конституции.

Одновременно Конституционный Суд обращает внимание правоприменителей на необходимость в процессе осуществления действий со сведениями о плательщиках налогов, сборов (пошлин), составляющими охраняемую законом тайну, обеспечивать должную защиту прав и законных интересов плательщиков посредством строгого соблюдения условий, гарантирующих конфиденциальность таких сведений, включая безопасность их хранения и передачи, защиту от незаконных посягательств третьих лиц или использования в ненадлежащих целях.

2.4. Положениями статьи 2 Закона упрощается порядок налогового администрирования, в том числе посредством расширения электронных способов взаимодействия между плательщиками и налоговыми органами для стимулирования деловой активности, повышения уровня доверия граждан к государству.

Согласно новой редакции статьи 28 «Личный кабинет плательщика» Кодекса (пункт 10 статьи 2 Закона) устанавливается электронный способ регистрации физическим лицом личного кабинета плательщика путем заполнения сведений на официальном сайте Министерства по налогам и сборам в глобальной компьютерной сети Интернет.

В соответствии с новой редакцией пункта 4 статьи 40 Кодекса (пункт 16 статьи 2 Закона) расширяется перечень категорий плательщиков, обязанных представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы в виде электронного документа, за счет введения такой обязанности для всех организаций, за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также иностранных организаций, не осуществляющих деятельность, которая согласно статье 180 Кодекса рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

В пункте 2 статьи 380 Кодекса закрепляется положение об осуществлении электронного документооборота через приложение «Налог на профессиональный доход» с использованием портала Министерства по налогам и сборам, являющегося информационным ресурсом этого Министерства (пункт 193 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование способствует совершенствованию налогового администрирования, упрощению взаимодействия юридических и физических лиц с налоговыми органами, упразднению необоснованных барьеров для развития деловой инициативы и отвечает положениям части второй статьи 2, частей второй и четвертой статьи 13, части второй статьи 59 Конституции, соответствует принципу осуществления государственного регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13 Конституции).

2.5. Пунктами 33–41 статьи 2 Закона вносятся изменения в Кодекс в части регулирования порядка осуществления налогового контроля, в том числе Кодекс дополняется статьей 731, определяющей порядок и основания проведения камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица (пункт 35).

Из анализа содержания статьи 731 Кодекса во взаимосвязи со статьей 6 Закона, согласно которой Закон Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» признается утратившим силу, следует, что статьей 731 Кодекса предусматривается отказ от обязательного истребования налоговыми органами декларации о доходах и имуществе, что свидетельствует о совершенствовании контрольных мероприятий и уменьшении сроков их проведения.

В пункте 2 статьи 731 Кодекса устанавливается, что камеральная проверка соответствия расходов доходам физического лица (далее – проверка) проводится по месту нахождения налогового органа путем сопоставления сумм расходов и доходов физического лица на основании изучения имеющихся в налоговом органе документов и (или) информации о полученных физическим лицом доходах, понесенных им расходах. Кроме того, проверка может проводиться в случаях, указанных в пункте 3 данной статьи.

Законом предусматривается, что проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение и включает предварительный и последующий этапы; целью проверки является установление физических лиц, расходы которых превышают доходы, а также сумм фактически произведенных расходов и источников их доходов; если по результатам последующего этапа проверки выявлено превышение расходов над доходами физического лица, то налоговым органом по установленной форме составляется акт проверки в двух экземплярах; доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению в соответствии с нормами главы 18 Кодекса (пункты 4, 5, 17 и 19 статьи 731 Кодекса).

Конституционный Суд отмечает, что положениями статьи 731 Кодекса оптимизируются порядок и условия организации и проведения контроля за соответствием доходов и расходов физических лиц с целью выявления фактов получения гражданами сокрытых от налогообложения доходов и их последующего налогообложения.

Устанавливаемое правовое регулирование, по мнению Конституционного Суда, основывается на одном из основных принципов налогообложения – презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин), заключающегося в том, что плательщик признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений, и согласуется с конституционными положениями об обязанности граждан платить государственные налоги, пошлины и иные платежи и об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

3. Статьей 2 Закона (пункты 55–208) вносится ряд изменений в Особенную часть Кодекса и приложения к Кодексу.

Вносимые изменения касаются отдельных элементов налогообложения (объекта налогообложения, налоговой базы, ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты) в отношении налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль, налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, транспортного налога, налога за владение собаками, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога на игорный бизнес, особенностей налогообложения в свободных экономических зонах, сборов за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и за осуществление ремесленной деятельности, утилизационного и консульского сборов, государственной и патентной пошлин, а также установления элементов налогообложения налогом на профессиональный доход.

При оценке конституционности изменений, вносимых в нормы Кодекса, определяющие установление новых налогов, исчисление и порядок уплаты действующих налогов, сборов (пошлин), Конституционный Суд исходит из того, что необходимость уплаты указанных платежей является безусловным требованием государства, вытекающим из конституционной обязанности граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей; налоговые платежи выступают основным источником доходной части бюджета и важнейшей гарантией защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности; только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи.

3.1. Статьей 2 Закона расширяется перечень подакцизных товаров за счет включения в него жидкостей для электронных систем курения и нетабачных никотиносодержащих изделий (пункт 77) и устанавливаются ставки акцизов на данные виды товаров в приложении 1 к Кодексу, а также увеличиваются ставки акцизов на отдельные подакцизные товары (пункт 198); повышаются ставки по подоходному налогу с физических лиц до двадцати (20) процентов в отношении доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом, а также при установлении контролирующим органом факта регистрации в специальной компьютерной кассовой системе, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась (пункт 112); по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (пункт 205); по налогу на игорный бизнес, сбору за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (пункты 185, 190), консульскому сбору (пункты 146 и 200).

В соответствии с пунктом 92 статьи 2 Закона статья 184 Кодекса дополняется пунктом 10, согласно которому областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) ставку налога на прибыль, установленную пунктом 1 данной статьи, для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты.

Для адаптации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, к инфляционным процессам предусматривается индексация в сторону увеличения ставок акцизов на отдельные подакцизные товары, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах путем изложения приложений 1–4, 7–11 к Кодексу в новой редакции (пункты 198 и 199 статьи 2 Закона).

Нормы Закона об установлении и изменении ставок по отдельным налогам, сборам (пошлинам) Конституционный Суд оценивает, основываясь на положениях статей 13, 44 и 56 Конституции, а также учитывая изложенную ранее правовую позицию (решения Конституционного Суда от 11 октября 2010 г. № Р-494/2010, от 16 октября 2012 г. № Р-761/2012, от 22 декабря 2018 г. № Р-1159/2018 и др.), согласно которой размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное соотношение государственных, общественных и частных интересов.

Конституционный Суд отмечает, что при определении конкретных размеров ставок налога, сбора (пошлины) законодатель реализует свое конституционное полномочие по установлению республиканских налогов и сборов законом (пункт 2 части первой статьи 97 и пункт 1 части первой статьи 98 Конституции).

Исходя из положений Конституции, согласно которым доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, а общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (части вторая и третья статьи 133), а также норм о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть вторая статьи 45), права на социальное обеспечение (статья 47), на доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (часть вторая статьи 49), Конституционный Суд считает, что увеличение размеров ставок по отдельным налогам, сборам (пошлинам), а равно установление ставок по налогу на профессиональный доход имеет целью обеспечение конституционно значимых ценностей и целей.

3.2. Пунктами 167–173 статьи 2 Закона в главу 32 «Налог при упрощенной системе налогообложения» Кодекса вносятся изменения, которыми корректируется порядок исчисления и уплаты налога при упрощенной системе налогообложения (далее – упрощенная система) на 2022 год, а пунктом 174 указанная глава Кодекса излагается в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2023 г.

Вносимыми изменениями устанавливается, что в 2022 году не вправе применять упрощенную систему организации, реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, в любом из случаев, установленных в подпункте 2.6 пункта 2 статьи 324 Кодекса, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением туристической деятельности, деятельности в сфере здравоохранения, деятельности сухопутного транспорта, услуг по общественному питанию, а также деятельности в области компьютерного программирования (пункт 167); перейти на применение упрощенной системы вправе организации, у которых численность работников организации в среднем за первые девять месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение упрощенной системы, не превышает 50 человек и валовая выручка нарастающим итогом за эти девять месяцев составляет не более 1 612 500 белорусских рублей (пункт 169).

Пунктом 171 статьи 2 Закона статья 329 Кодекса, определяющая ставки налога при упрощенной системе, излагается в редакции, устанавливающей две ставки по данному налогу на 2022 год: шесть (6) процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено пунктом 2 данной статьи, и шестнадцать (16) процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 Кодекса, а также для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 Кодекса.

Согласно новой редакции главы 32 Кодекса с 1 января 2023 г. плательщиками налога при упрощенной системе признаются организации, являющиеся юридическими лицами Республики Беларусь, перешедшие в порядке, установленном статьей 327 Кодекса, на применение налога при упрощенной системе либо начавшие его применение в порядке и на условиях, установленных пунктами 3 и 4 статьи 327 Кодекса; объектом налогообложения при упрощенной системе является валовая выручка; ставка налога устанавливается в размере шесть (6) процентов.

С учетом анализа содержания изменений, вносимых в главу 32 Кодекса, а также ее новой редакции Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемым правовым регулированием осуществляется взаимосогласованное совершенствование порядка исчисления и уплаты налога при упрощенной системе в отношении субъектов малого предпринимательства, обеспечиваются простота и ясность налогового администрирования для этих субъектов, стимулируется их деловая активность, повышается инвестиционная привлекательность Республики Беларусь.

Конституционный Суд считает, что законодательное регулирование исчисления и уплаты налога при упрощенной системе основывается на одном из основных принципов налогообложения – экономической обоснованности налогообложения и согласуется с нормой части пятой статьи 13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.

4. Положениями Закона сокращаются некоторые налоговые льготы и устанавливаются новые льготы по налогам, сборам (пошлинам).

Согласно статье 2 Закона отменяются льготы по налогу на добавленную стоимость (пункт 61), подоходному налогу с физических лиц (пункт 107).

Из анализа содержания данных изменений следует, что они осуществляются на основании пункта 7 статьи 35 Кодекса, устанавливающего, что в отношении льгот по налогам, сборам (пошлинам) проводится оценка эффективности их применения, с учетом результатов которой принимается решение о сохранении или отмене соответствующих льгот по налогам, сборам (пошлинам).

Одновременно Конституционный Суд обращает внимание на нормы статьи 2 Закона, которыми упорядочивается порядок предоставления льгот по налогу на недвижимость и земельному налогу в отношении плательщиков – физических лиц.

Пунктом 126 статьи 2 Закона подпункты 4.4 и 4.5 пункта 4 статьи 228 Кодекса излагаются в редакции, согласно которой освобождаются от налога на недвижимость у плательщиков – физических лиц одно жилое помещение в многоквартирном или в блокированном жилом доме, находящееся в собственности или принятое по наследству (доля в праве собственности или доля в наследстве на указанное имущество), а также один жилой дом с нежилыми постройками (при их наличии), находящийся в собственности, принятый по наследству (доля в праве собственности или доля в наследстве на указанное имущество), одно не завершенное строительством капитальное строение, расположенное на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, принадлежащие лицу, достигшему общеустановленного пенсионного возраста, или лицу, имеющему право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста; инвалиду I и II группы; несовершеннолетнему ребенку; лицу, признанному недееспособным; военнослужащему срочной военной службы; физическому лицу, проходящему альтернативную службу; участнику Великой Отечественной войны и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах». При наличии у указанных лиц двух и более объектов налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения, налоговая база по которому больше, чем налоговая база по иным таким объектам налогообложения, принадлежащим плательщику. При наличии двух и более объектов налогообложения, налоговая база которых равна между собой, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения, приобретенного (полученного) плательщиком ранее других.

Согласно изменениям, вносимым в подпункт 7.4 пункта 7 статьи 239 Кодекса, освобождаются от земельного налога принадлежащие плательщикам – физическим лицам один земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме лицу, достигшему общеустановленного пенсионного возраста, или лицу, имеющему право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста; инвалиду I или II группы; несовершеннолетнему ребенку; лицу, признанному недееспособным; военнослужащему срочной военной службы; физическому лицу, проходящему альтернативную службу; участнику Великой Отечественной войны и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом «О ветеранах»; при наличии у указанных лиц двух и более объектов налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных таких объектов налогообложения, принадлежащих плательщику; при наличии двух и более объектов налогообложения, кадастровая стоимость одного квадратного метра которых равна между собой, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения, приобретенного (полученного) плательщиком ранее других (пункт 133 статьи 2 Закона).

Конституционный Суд считает, что изменение порядка предоставления льгот по налогу на недвижимость и земельному налогу для физических лиц основывается на одном их основных принципов налогообложения – равенстве налогообложения и согласуется с конституционными принципами и нормами, в том числе статьей 22 Конституции, закрепляющей равенство всех перед законом, а также отвечает социальному характеру государства (часть первая статьи 1 Конституции).

Отдельными нормами Закона предусматриваются льготы по налогам, сборам (пошлинам), в том числе социальные льготы для отдельных групп населения, а также для поддержки организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере.

Положениями статьи 2 Закона расширяются льготы по налогу на добавленную стоимость (пункты 61 и 63), подоходному налогу с физических лиц (пункты 99 и 107), налогу на недвижимость (пункта 126), земельному налогу (пункт 133).

Пунктом 162 статьи 2 Закона расширяется применение ставки транспортного налога в размере 50 процентов от установленной ставки в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном боевых действий на территории других государств, за родителем (усыновителем, удочерителем) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет (пункт 2 статьи 3075 Кодекса).

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона до 1 января 2025 г. организации, использующие труд инвалидов, указанные в части первой пункта 4 статьи 181 Кодекса, освобождаются от налогообложения налогом на прибыль в отношении суммы доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, уменьшенной на сумму расходов (затрат), связанных с такими сдачей (передачей), пользованием, независимо от положений пункта 4 статьи 181 Кодекса; земельные участки общественных объединений инвалидов, их унитарных предприятий и учреждений освобождаются от земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

При оценке конституционности норм статьи 2 Закона, регулирующих льготное налогообложение, Конституционный Суд учитывает положения пункта 7 статьи 6 Кодекса, согласно которым при установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования, и полагает, что законодатель в пределах своих дискреционных полномочий по установлению республиканских налогов и сборов вправе определять допустимость введения льгот или их отмены, а также изменять порядок использования налоговых льгот.

Конституционный Суд считает, что приведенные нормы Закона основываются на конституционных принципах и нормах, включая часть пятую статьи 13 Конституции об обеспечении государством направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях, и согласуются с конституционными положениями о социальном государстве (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2, часть вторая статьи 21, статьи 45, 47 и 49 Конституции).

Таким образом, Законом совершенствуется правовое регулирование общественных отношений по установлению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин), в том числе по упрощению налогового администрирования, уточнению элементов налогообложения отдельных налогов, сборов (пошлин), оптимизации налоговой базы и упорядочиванию порядка предоставления налоговых льгот, созданию условий и механизмов формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей социального государства, что согласуется с частями первой и второй статьи 1, частями второй, четвертой и пятой статьи 13, статьями 52 и 56, частью второй статьи 132, частью второй статьи 133 Конституции.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь

П.П.Миклашевич

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.