Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 04.01.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

15 июля 2024 года

город Минск

 

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:

председательствующего Председателя Суда Дронова А.А.,

судьи-докладчика Забары А.А., судей Ажибраимовой А.М., Айриян Э.В., Александрова Д.П., Исмаилова Е.Ж., Кайыпова М.Т., Кишкембаева А.Б., Павловой Н.В., Туняна А.Г.,

при секретаре судебного заседания Наумчике М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) обратилось в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору; далее – Протокол о конкуренции), касающихся следующих вопросов:

1) наделена ли в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – Союз, ЕАЭС) Евразийская экономическая комиссия (далее – Комиссия) полномочиями по установлению монопольно высокой цены на закупках товаров (работ, услуг) в случае осуществления закупок из одного источника либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или положения статьи 76 Договора касаются исключительно установления, поддержания монопольно высокой цены на товарном рынке, исключая закупки?

2) может ли в целом в соответствии с правом Союза признаваться монопольно высокой цена при закупке товаров (работ, услуг) из одного источника, учитывая, что тендер или закупки признаны несостоявшимися в связи с наличием одной неотклоненной заявки на участие в тендере потенциального поставщика или наличием одного неотклоненного ценового предложения потенциального поставщика?

3) может ли быть признана в соответствии с правом Союза монопольно высокой цена в рамках проведения закупок, торгов в случае, когда цена установлена путем подачи хозяйствующим субъектом коммерческого предложения заказчику (организатору закупок, торгов) при закупке товаров (работ, услуг) из одного источника?

4) могут ли действия хозяйствующего субъекта в соответствии с правом Союза квалифицироваться по подпункту 1 пункта 1 статьи 76 Договора, если отсутствуют такие квалифицирующие признаки, как недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц в силу отсутствия конкуренции при закупке товара (работ, услуг) из одного источника, учитывая, что тендер или закупка признаны несостоявшимися в связи с наличием одной неотклоненной заявки на участие в тендере потенциального поставщика или наличием одного неотклоненного ценового предложения потенциального поставщика?

5) могут ли согласно праву Союза «закупки» признаваться «товарным рынком»?

6) является ли подача хозяйствующим субъектом ценового предложения в рамках проведения закупок, торгов самостоятельным установлением цены на закупках, торгах и, соответственно, на товарном рынке (если закупка является товарным рынком)?

7) может ли быть в соответствии с правом Союза, в том числе Методикой оценки состояния конкуренции, признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта в рамках отдельно взятой закупки?

В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору; далее – Статут) по заявлению государства-члена Суд осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.

Согласно пункту 49 Статута обращение в Суд от имени государства-члена с заявлением о разъяснении осуществляется уполномоченными органами и организациями государства-члена, перечень которых определяется каждым государством-членом и направляется в Суд по дипломатическим каналам.

Посольство Республики Казахстан в Республике Беларусь письмом от 9 марта 2021 года препроводило Суду письмо Министерства юстиции Республики Казахстан от 5 марта 2021 года № 1-21/18164 с информацией о включении Агентства в перечень государственных органов, уполномоченных на обращение в Суд.

Таким образом, Агентство как уполномоченный орган вправе обращаться от имени Республики Казахстан с заявлением о разъяснении.

Форма заявления о разъяснении соответствует требованиям статьи 10 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент). Заявление подписано руководителем уполномоченного органа – Председателем Агентства М.Омаровым, что согласуется с требованиями пункта 2 статьи 10 и пункта 1 статьи 31 Регламента. Ранее консультативное заключение по тем же основаниям и обстоятельствам Судом не принималось.

Вместе с тем Большая коллегия Суда отмечает, что в соответствии с положениями пунктов 8 и 9 Протокола о конкуренции пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не являющимися хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, на территориях государств-членов осуществляется уполномоченными органами государств-членов, а в случаях, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, – Комиссией.

В пункте 1 статьи 88 Договора предусматривается, что отношения в сфере закупок регулируются законодательством государства-члена о закупках и международными договорами государств-членов. При этом понятие «закупки» означает государственные (муниципальные) закупки, под которыми понимается приобретение заказчиками товаров, работ, услуг, и иные закупки за счет бюджетных, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством государства-члена о закупках, а также отношения, связанные с исполнением договоров (контрактов) о закупках (абзац четвертый пункта 2 Протокола о порядке регулирования закупок, приложение № 25 к Договору).

Согласно пункту 2 статьи 8 Договора органы Союза действуют в пределах полномочий, которые предоставлены им Договором и международными договорами в рамках Союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Договора компетенция Суда определяется Статутом.

В силу пунктов 41, 68 Статута Суд проверяет, относится ли разрешение поставленного в заявлении вопроса к его компетенции и соответствует ли заявление о разъяснении требованиям Статута и Регламента. Эти условия являются обязательными и не могут рассматриваться как нарушающие право на доступ к правосудию, реализация которого обеспечивается Судом в соответствии с Договором.

По смыслу пунктов 46, 47 Статута Суд решает вопросы права, то есть разъясняет конкретные положения Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.

В своем заявлении применительно к вопросам 2, 3, 4, 6, 7 Агентство не указало конкретные положения Договора, требующие разъяснения, не конкретизировало положения, которые, по его мнению, являются неопределенными, вызывают противоречивое толкование, указывают на отсутствие единообразия в правоприменении полномочными органами.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что в части вопросов 2, 3, 4, 6 и 7 поступившее заявление не соответствует требованиям пункта 46 Статута и подпункта «в» пункта 1 статьи 10 Регламента.

В силу предписания подпункта «а» пункта 1 статьи 73 Регламента Суд отказывает в принятии к производству заявления о разъяснении, если оно не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 10 Регламента.

При таких обстоятельствах Большая коллегия Суда не находит оснований для принятия к производству заявления в части вопросов 2, 3, 4, 6, 7.

Что касается вопросов 1 и 5 заявления, то Суд обладает компетенцией по их рассмотрению и заявление Агентства в этой части подлежит принятию к производству.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктами 46, 49, 95 Статута, статьями 10, 33, 72, 73 Регламента, Большая коллегия Суда

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

Принять к производству заявление Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части вопросов 1 и 5 заявления.

Отказать в принятии к производству заявления Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части вопросов 2, 3, 4, 6 и 7 заявления.

Судебное заседание по рассмотрению дела назначить на 10 часов 00 минут 8 октября 2024 года в помещении Суда Евразийского экономического союза.

Копию постановления направить в адрес Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Председательствующий

А.А.Дронов

Судьи:

А.М.Ажибраимова

 

Э.В.Айриян

 

Д.П.Александров

 

А.А.Забара

 

Е.Ж.Исмаилов

 

М.Т.Кайыпов

 

А.Б.Кишкембаев

 

Н.В.Павлова

 

А.Г.Тунян

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.