Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
30 января 2024 года |
город Минск |
Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:
председательствующего – и.о. Председателя Суда Дронова А.А.,
судьи-докладчика Александрова Д.П., судей Ажибраимовой А.М., Айриян Э.В., Забары А.А., Исмаилова Е.Ж., Кайыпова М.Т., Кишкембаева А.Б., Павловой Н.В., Туняна А.Г.,
при секретаре судебного заседания Адерейко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» о разъяснении отдельных положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору),
УСТАНОВИЛА:
Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП «Атамекен», заявитель) обратилась в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о разъяснении отдельных положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор) и Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору), касающихся следующих вопросов:
1. наделена ли в соответствии с правом Союза Евразийская экономическая комиссия полномочиями по установлению монопольно высокой цены на торгах, закупках товаров (работ, услуг), или положения подпункта 1) пункта 1 статьи 76 Договора применяются исключительно при рассмотрении действий по установлению, поддержанию монопольно высокой цены хозяйствующим субъектом на товарном рынке, исключая торги и закупки?
2. может ли в целом в соответствии с правом Союза признаваться монопольно высокой цена при закупке товаров (работ, услуг) из одного источника, учитывая, что тендер, закупки признаны несостоявшимися в связи с наличием одной неотклоненной заявки на участие в тендере потенциального поставщика или наличием одного неотклоненного ценового предложения потенциального поставщика?
3. может ли быть признана в соответствии с правом Союза монопольно высокой цена в рамках проведения закупок, торгов в случае, когда цена установлена путем подачи хозяйствующим субъектом коммерческого предложения заказчику (организатору торгов) при закупке товаров (работ, услуг) из одного источника?
4. могут ли действия хозяйствующего субъекта в соответствии с правом Союза квалифицироваться по подпункту 1) пункта 1 статьи 76 Договора, если отсутствуют такие квалифицирующие признаки, как «недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц», в силу отсутствия конкуренции при закупке товаров (работ, услуг) из одного источника, учитывая, что тендер или закупка признаны несостоявшимися в связи с наличием одной неотклоненной заявки на участие в тендере потенциального поставщика или наличием одного неотклоненного ценового предложения потенциального поставщика?
5. могут ли согласно праву Союза «закупки» признаваться «товарным рынком»?
6. является ли подача хозяйствующим субъектом ценового предложения в рамках проведения закупок, торгов «самостоятельным установлением цены» на закупках, торгах и, соответственно, на товарном рынке (если закупка является товарным рынком)?
7. может ли быть в соответствии с правом Союза (в том числе Методикой оценки состояния конкуренции) признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта в рамках отдельно взятой закупки?
Выводы Большой коллегии Суда
В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору; далее – Статут Суда) Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.
Согласно пункту 49 Статута Суда обращение в Суд от имени государства-члена с заявлением о разъяснении осуществляется уполномоченными органами и организациями государства – члена Союза. Перечень этих уполномоченных органов и организаций определяется каждым государством – членом Союза и направляется в Суд по дипломатическим каналам.
Соответствующий перечень направлен Министерством иностранных дел Республики Казахстан в Суд нотой от 20 мая 2015 года № 21-37596/1759, уведомляющей о принятии Указа Президента Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 20 «Об органах и организации, уполномоченных на обращение в Суд Евразийского экономического союза», согласно которому НПП «Атамекен» в качестве уполномоченной организации в пределах своих функций, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, может обращаться в Суд с целью представления, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства в установленном законодательством порядке.
Большая коллегия Суда отмечает, что согласно пунктам 39, 41 Правил подготовки информации о выполнении международных договоров Республики Казахстан и представления ее на рассмотрение Президента Республики Казахстан, а также согласования проектов решений международных организаций, участницей которых является Республика Казахстан, и их реализации, взаимодействия со специальными процедурами Совета Организации Объединенных Наций по правам человека и договорными органами по правам человека, подготовки международных мероприятий Республики Казахстан с участием Президента Республики Казахстан, выполнения достигнутых договоренностей, взаимодействия с международными судебными органами и осуществления координации международной деятельности государственных органов Республики Казахстан, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 1037, обращение в международный судебный орган осуществляется по дипломатическим каналам от имени Республики Казахстан или Правительства Республики Казахстан в соответствии с ратифицированными международными договорами и законодательством Республики Казахстан. НПП «Атамекен», уполномоченная в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на представление, защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства в международных организациях, в случае принятия решения об обращении в международный судебный орган уведомляет о принятом решении Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан и Министерство юстиции Республики Казахстан не позднее чем за 10 рабочих дней до направления обращения в соответствующий международный судебный орган.
Реализация НПП «Атамекен» предоставленного ей полномочия на обращение от имени Республики Казахстан в Суд с заявлением о разъяснении возможна при соблюдении установленного законодательством порядка, а также должна основываться на наличии законного интереса, который может быть обусловлен, среди прочего, фактами предполагаемого нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательства, которые подлежат отражению в заявлении о разъяснении.
Согласно пункту 3 статьи 10 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент Суда), к заявлению о разъяснении прилагаются необходимые документы. Указанное требование Регламента Суда заявителем не выполнено: Суду не представлены подтверждения соблюдения установленного законодательством порядка обращения в Суд от имени государства – члена Союза с заявлением о разъяснении, а также подачи заявления о разъяснении в целях представления и обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства согласно функциям и задачам НПП «Атамекен».
Вместе с тем Большая коллегия Суда в целях обеспечения права заявителя на доступ к правосудию полагает возможным оставить заявление о разъяснении без движения, а также предоставить срок для устранения вышеуказанных недостатков.
Руководствуясь пунктами 46, 49, 68, 69, 95 Статута Суда, статьями 10, 72 Регламента Суда, Большая коллегия Суда
ПОСТАНОВИЛА:
1. Заявление Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» о разъяснении отдельных положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору) оставить без движения.
2. Предложить Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» представить Суду подтверждение соблюдения установленного законодательством порядка обращения в Суд Евразийского экономического союза с заявлением о разъяснении, а также его подачи в целях представления и обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства согласно функциям и задачам Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
3. Предоставить Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» срок для устранения недостатков до 2 апреля 2024 года.
4. Копию настоящего постановления направить в адрес Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен».
5. Настоящее постановление является окончательным, обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
А.А.Дронов |
Судьи: |
А.М.Ажибраимова |
|
Э.В.Айриян |
|
Д.П.Александров |
|
А.А.Забара |
|
Е.Ж.Исмаилов |
|
М.Т.Кайыпов |
|
А.Б.Кишкембаев |
|
Н.В.Павлова |
|
А.Г.Тунян |