Официальная правовая информация |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
14 октября 2020 года |
город Минск |
Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:
председательствующего судьи Баишева Ж.Н.,
судьи-докладчика Айриян Э.В.,
судей Ажибраимовой А.М., Колоса Д.Г., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,
при секретаре судебного заседания Винник В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Евразийская экономическая комиссии (далее – заявитель, Комиссия) обратилась в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор).
В заявлении Комиссии указано, что в соответствии с пунктами 11 и 31 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору) (далее – Протокол) государство – член Евразийского экономического союза вправе в одностороннем порядке, установленном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ и услуг и изъятия из национального режима на срок не более 2 лет соответственно.
При этом в соответствии со статьей 4 Договора основными целями ЕАЭС являются в том числе создание условий для стабильного развития экономик государств – членов ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров и услуг ЕАЭС; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Как следует из заявления, в соответствии с пунктом 32 Протокола уполномоченный регулирующий и (или) контролирующий орган власти государства – члена ЕАЭС в сфере закупок заблаговременно, но не позднее 15 календарных дней до даты принятия акта об установлении изъятий в соответствии с пунктом 31 Протокола в письменной форме уведомляет Евразийскую экономическую комиссию и каждое из государств – членов ЕАЭС о принятии такого акта с обоснованием необходимости его принятия.
Комиссия сообщает, что согласно позиции Республики Беларусь положения пункта 31 Протокола предполагают возможность введения изъятия из национального режима только в исключительных случаях на срок не более 2 лет. При этом, по мнению Белорусской стороны, исключительность случаев говорит о некой однократной возможности возникновения у государства – члена ЕАЭС таких существенных обстоятельств, в связи с которыми оно не может предоставлять национальный режим товарам (работам, услугам), произведенным в других государствах – членах ЕАЭС, и их поставщикам (подрядчикам, исполнителям) при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Тогда как остальные государства – члены ЕАЭС придерживаются позиции о возможности многократного установления такого изъятия.
При этом положениями раздела XXII «Государственные (муниципальные) закупки» Договора и Протокола, запрет на повторное (многократное) установление особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок не установлен. Единственное условие их установления заключается в исключительности случаев для их введения.
Комиссией совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами государств – членов ЕАЭС проведена работа по вопросу сближения позиций в отношении возможности повторного установления изъятия из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок, которая не привела к выработке единообразного подхода по данному вопросу.
Комиссия просит Суд предоставить консультативное заключение по применению положений пунктов 11 и 31 Протокола в части возможности однократности либо многократности установления государствами – членами Евразийского экономического союза особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору, далее – Статут) Суд по заявлению органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.
Разъяснение положений пунктов 11 и 31 Протокола входит в компетенцию Суда.
Заявление о разъяснении направлено Комиссией, являющейся органом Союза.
Большая коллегия Суда считает, что заявление о разъяснении соответствует требованиям, предусмотренным статьей 10 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент), содержит обязательные элементы, установленные пунктом 1 статьи 10 Регламента, подписано в соответствии с пунктом 2 статьи 10 и пунктом 1 статьи 31 Регламента Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Ранее консультативное заключение по вопросу, сформулированному в заявлении, Судом не предоставлялось.
Исходя из положений статьи 73 Регламента, Большая коллегия Суда приходит к выводу, что оснований для отказа в принятии заявления о разъяснении к производству не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктами 46, 73, 74, подпунктом 1 пункта 95 Статута, статьями 10, 73 и 74 Регламента, Большая коллегия Суда
ПОСТАНОВИЛА:
1. Принять к производству заявление Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 11 и 31 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору) в части возможности однократности либо многократности установления государствами – членами Евразийского экономического союза особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок в установленном порядке.
2. Судебное заседание по рассмотрению дела назначить на 9 декабря 2020 года в 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.
3. Копию настоящего Постановления направить заявителю.
4. Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
Ж.Н.Баишев |
Судьи: |
А.М.Ажибраимова |
|
Э.В.Айриян |
|
Д.Г.Колос |
|
Т.Н.Нешатаева |
|
В.Х.Сейтимова |
|
Г.А.Скрипкина |
|
А.Э.Туманян |
|
А.А.Федорцов |
|
К.Л.Чайка |