Закладки

Официальная правовая информация
Информационно-поисковая система ”ЭТАЛОН-ONLINE“, 04.01.2025
Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ КОЛЛЕГИИ СУДА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

14 октября 2020 года

город Минск

 

Большая коллегия Суда Евразийского экономического союза в составе:

председательствующего судьи Баишева Ж.Н.,

судьи-докладчика Айриян Э.В.,

судей Ажибраимовой А.М., Колоса Д.Г., Нешатаевой Т.Н., Сейтимовой В.Х., Скрипкиной Г.А., Туманяна А.Э., Федорцова А.А., Чайки К.Л.,

при секретаре судебного заседания Винник В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Евразийская экономическая комиссии (далее – заявитель, Комиссия) обратилась в Суд Евразийского экономического союза (далее – Суд) с заявлением о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор).

В заявлении Комиссии указано, что в соответствии с пунктами 11 и 31 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору) (далее – Протокол) государство – член Евразийского экономического союза вправе в одностороннем порядке, установленном своим законодательством о закупках, установить в исключительных случаях особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ и услуг и изъятия из национального режима на срок не более 2 лет соответственно.

При этом в соответствии со статьей 4 Договора основными целями ЕАЭС являются в том числе создание условий для стабильного развития экономик государств – членов ЕАЭС в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров и услуг ЕАЭС; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Как следует из заявления, в соответствии с пунктом 32 Протокола уполномоченный регулирующий и (или) контролирующий орган власти государства – члена ЕАЭС в сфере закупок заблаговременно, но не позднее 15 календарных дней до даты принятия акта об установлении изъятий в соответствии с пунктом 31 Протокола в письменной форме уведомляет Евразийскую экономическую комиссию и каждое из государств – членов ЕАЭС о принятии такого акта с обоснованием необходимости его принятия.

Комиссия сообщает, что согласно позиции Республики Беларусь положения пункта 31 Протокола предполагают возможность введения изъятия из национального режима только в исключительных случаях на срок не более 2 лет. При этом, по мнению Белорусской стороны, исключительность случаев говорит о некой однократной возможности возникновения у государства – члена ЕАЭС таких существенных обстоятельств, в связи с которыми оно не может предоставлять национальный режим товарам (работам, услугам), произведенным в других государствах – членах ЕАЭС, и их поставщикам (подрядчикам, исполнителям) при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Тогда как остальные государства – члены ЕАЭС придерживаются позиции о возможности многократного установления такого изъятия.

При этом положениями раздела XXII «Государственные (муниципальные) закупки» Договора и Протокола, запрет на повторное (многократное) установление особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок не установлен. Единственное условие их установления заключается в исключительности случаев для их введения.

Комиссией совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами государств – членов ЕАЭС проведена работа по вопросу сближения позиций в отношении возможности повторного установления изъятия из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок, которая не привела к выработке единообразного подхода по данному вопросу.

Комиссия просит Суд предоставить консультативное заключение по применению положений пунктов 11 и 31 Протокола в части возможности однократности либо многократности установления государствами – членами Евразийского экономического союза особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 46 Статута Суда Евразийского экономического союза (приложение № 2 к Договору, далее – Статут) Суд по заявлению органа Союза осуществляет разъяснение положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза.

Разъяснение положений пунктов 11 и 31 Протокола входит в компетенцию Суда.

Заявление о разъяснении направлено Комиссией, являющейся органом Союза.

Большая коллегия Суда считает, что заявление о разъяснении соответствует требованиям, предусмотренным статьей 10 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года № 101 (далее – Регламент), содержит обязательные элементы, установленные пунктом 1 статьи 10 Регламента, подписано в соответствии с пунктом 2 статьи 10 и пунктом 1 статьи 31 Регламента Председателем Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Ранее консультативное заключение по вопросу, сформулированному в заявлении, Судом не предоставлялось.

Исходя из положений статьи 73 Регламента, Большая коллегия Суда приходит к выводу, что оснований для отказа в принятии заявления о разъяснении к производству не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь пунктами 46, 73, 74, подпунктом 1 пункта 95 Статута, статьями 10, 73 и 74 Регламента, Большая коллегия Суда

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Принять к производству заявление Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений пунктов 11 и 31 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение № 25 к Договору) в части возможности однократности либо многократности установления государствами – членами Евразийского экономического союза особенностей осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг и изъятий из национального режима в сфере государственных (муниципальных) закупок в установленном порядке.

2. Судебное заседание по рассмотрению дела назначить на 9 декабря 2020 года в 10 часов 00 минут в помещении Суда Евразийского экономического союза.

3. Копию настоящего Постановления направить заявителю.

4. Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

 

Председательствующий

Ж.Н.Баишев

Судьи:

А.М.Ажибраимова

 

Э.В.Айриян

 

Д.Г.Колос

 

Т.Н.Нешатаева

 

В.Х.Сейтимова

 

Г.А.Скрипкина

 

А.Э.Туманян

 

А.А.Федорцов

 

К.Л.Чайка

 

Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.